Наиль Ахметшин

ТАЙНЫ ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Глава V. НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ ВОДЫ ЖЕЛТОЙ РЕКИ

Из древней Сиани наша дорога пролегала на запад — в Ланьчжоу (административный центр провинции Ганьсу). Расстояние между городами внушительное — около 700 километров, поэтому решено было ехать на поезде. Приобретение относительно недорогих железнодорожных билетов в крупных городах, являющихся к тому же и привлекательными туристическими центрами, занятие не из простых и требует определенных навыков.

Дело в том, что несмотря на интенсивное развитие транспортного сообщения решить проблему обеспечения всех желающих проездными билетами по-прежнему довольно трудно. Ежегодно модернизирующиеся магистрали пока не в состоянии пропустить необходимое количество пассажирских поездов, а уровень жизни огромного населения постоянно растет и дает возможность гражданам чаще передвигаться по стране. Раньше, например, было абсолютным безумием путешествовать накануне и в последние дни праздника Весны (китайский Новый год), который по григорианскому календарю приходится на время между 21 января и 19 февраля. Сейчас ситуация в указанный период не изменилась, но аналогичная картина наблюдается уже в начале мая и октября (1 октября — День образования КНР).

С 2000 г. не без осечек, но в целом успешно реализуется концепция своеобразной «экономики праздников», когда трижды в год за счет официально предоставляемых дней и переносов выходных у всего населения одновременно накапливается неделя отдыха. Руководители государства пришли к выводу, что индустрия организованного досуга и развлечений должна внести свой вклад в социально-экономический прогресс и дать ощутимую финансовую прибыль. Туристические агентства и компании, средства массовой информации и рекламные службы настоятельно рекомендуют и бойко приглашают совершать продолжительные экскурсионные поездки-вояжи и регулярные выезды за город, предполагающие расходование немалых средств из семейного бюджета. В такое время супермаркеты, всевозможные магазины и рынки работают едва ли не круглосуточно, предлагая разнообразный ассортимент товаров с приличными скидками. Неудивительно, что перечисленные дни следует смело вычеркивать из собственного расписания междугородных переездов, если отсутствуют билеты на руках.

Как правило, предварительная продажа в железнодорожных кассах открывается за четыре дня, реализация обратных билетов не предусмотрена. Поскольку для мобильных туристов, путешествующих в плотном режиме, столь длительный срок пребывания на одном месте не типичен и допустим лишь в экстраординарных случаях, то в кассы следует обратиться сразу по приезду в новый населенный пункт.

В Китае на бытовом уровне весьма душевно относятся ко всем незнакомым иностранцам. Правда, при их появлении и в разговоре между собой подавляющая часть граждан использует слово «лаовай», которое чисто формально можно посчитать проявлением уважения (досл. с китайского «почтенный иностранец»), но в действительности оно носит едва заметный оттенок пренебрежения, что-то вроде «простофиля». Ничего обидного в нем нет, просто китайцы, возможно, предполагают некую неосведомленность тех, кто приезжает из-за рубежа, о традициях, обычаях и нравах их страны. С этим, естественно, спорить трудно. Как правило, проявленные иностранцем в любом городе минимальные познания в языке, доброжелательность в поведении и глубокая озабоченность возникшими проблемами при неизменной осмотрительности позволяют решать самые сложные и запутанные задачи.

В переполненном страждущими покупателями и самоуверенными спекулянтами кассовом зале лучше всего, конечно, найти некое специализированное окошко (для организаций, военнослужащих), ибо у кассира там значительно меньше нагрузки и он в состоянии заняться конкретной проблемой неожиданного клиента. Однако психологически надо быть готовым к возможному «проколу», как-то: иностранцев не обслуживают, билеты продаются исключительно на текущий день и т. д.

Идеально, если кассир обратится за советом к вышестоящему начальнику, а тот проявит интерес и инициативу. Тогда вопрос можно считать закрытым, все будет исполнено в считанные минуты. Более вероятна рекомендация обратиться в предварительные кассы, расположенные обычно неподалеку от главного здания вокзала. В этот момент требуется подсунуть клочок бумажки, чтобы там записали название и адрес заведения. Последний всегда поможет добраться до нужного места и именно с него начнется общение со следующим кассиром.

Оказавшись в новой обстановке, действовать надо без суеты, так как оптимальные билеты в нужном направлении почти наверняка отсутствуют. Уходить, даже получив отрицательный ответ, не следует. Главное заключается в том, чтобы кассир или находящийся поблизости полицейский обратил внимание и проникся сочувствием к незадачливому туристу. Мгновенно соберется группа любопытствующих, которая станет энергично обсуждать различные варианты. Опыт многочисленных поездок по Китаю свидетельствует, что спустя какое-то время при проявленной с двух сторон гибкости нужное решение возникнет само собой.

По сравнению с началом 90-х гг. ХХ в. поезда на основных железнодорожных маршрутах стали ходить примерно в 1,5 раза быстрее, но цены при этом подорожали где-то в 3,5 раза. Тем не менее уплаченная сумма в несколько раз дешевле стоимости авиабилета. Так, расстояние в 2300 километров от Пекина до Гуанчжоу (административный центр южной провинции Гуандун) скорый поезд десять лет назад преодолевал за 36 часов, сейчас — за 23. Билет в оптимальный для много путешествующего на свои деньги туриста плацкартный вагон прежде стоил порядка 130 юаней, в последние годы — 450 (менее 55 долларов), купе — 700 юаней. Стоимость перелета на самолете в настоящее время — 1500 юаней (почти 170 долларов).

Китайские составы дальнего следования делятся в основном на пассажирские и скорые, имеющиеся внутри этих видов некоторые особенности в названиях практически не отражаются на цене билета. Он примерно на 70 процентов дороже в скором поезде, который следует до необходимого пункта назначения обычно в полтора раза быстрее. Поэтому при передвижении в вечерние и ночные часы, когда торопиться нет никакого смысла, целесообразнее остановить свой выбор на медленном варианте, другое дело, что зачастую он попросту отсутствует.

В подавляющей части поездов три типа вагонов, за исключением ресторана: общий, плацкарт и купе. За десять с небольшим лет в вагоностроении произошла настоящая революция, появились и активно эксплуатируются двухэтажные составы, но указанное разграничение строго сохраняется. В 80-е гг. общие вагоны в КНР откровенно напоминали советские электрички 60-х гг. с жесткими деревянными сидениями, но при наличии столиков. Ныне в них вполне комфортные мягкие сидения, бегущая электронная строка с информацией о маршруте следования и исправно действующие кондиционеры, что во время поездок в летний период немаловажно.

Главная беда — огромное количество народу. Билеты с фиксированными местами продаются только на станции отправления, и уже там вагон почти заполнен. В дальнейшем он напоминает ту самую «бочку с селедкой», поскольку на станциях продажа производится без ограничений. Пассажиры, проникшие в него после яростного штурма, в итоге стоят и лежат не только в проходах, но и тамбурах, умывальных комнатах, у дверей в туалеты.

Отчаянные усилия проводников по наведению чистоты и элементарного порядка вызывают уважение и одновременно улыбку, но при этом все обходится без скандалов, а работники вагона-ресторана умудряются даже вести бойкую торговлю. Иностранные туристы, молодые и со стажем, до сих пор не без гордости вспоминают, подчеркивая собственный демократизм, о часах, проведенных в «инцзо» (кит. название общих вагонов). Рекорд автора — около полутора суток в поезде Сямэнь — Шанхай в апреле 1987 г.

Купейные вагоны схожи с нашими мягкими, существовавшими до появления двухместных спальных. В них чисто, тепло и уютно, там частенько выдают одноразовые тапочки и набор гигиенических принадлежностей. Единственный минус — цена билета, которая на 60–80 процентов выше, чем в плацкартном вагоне. Кроме того, нередко супружеская пара с маленьким ребенком или дедушка и бабушка с внуком (внучкой) покупают разные билеты — дорогой и дешевый, а всю дорогу, включая ночлег, проводят вместе, в результате число обитателей купе значительно возрастает.

Сложнее всего купить билет в плацкартный вагон, где за приемлемые деньги в долгом походе можно перевести дух и не потерять интереса к новым впечатлениям. Он намного удобнее советского и российского аналогов. Во-первых, нет боковых спальных мест, вместо них достаточно широкий сплошной проход, где есть пространство для откидных сидений и миниатюрных столиков, а также сплошной и вместительной багажной полки, позволяющей освободить от чемоданов и сумок жилую часть вагона. Во-вторых, на верхних полках, включая третью, безопасность движения гарантирована, упасть с них невозможно. При неожиданных и резких торможениях малопривлекательной перспективе падения раньше препятствовали крепкие ремни, сейчас — специальные перегородки. Данное обстоятельство позволяет мгновенно уснуть, не беспокоясь за детей или пожилых. С помощью аккуратных лесенок можно легко добраться даже до третьей полки.

Приобретение двух плацкартных билетов на скорый поезд № 107 Сиань — Ланьчжоу общей стоимостью в 220 юаней (26 долларов) на этот раз не вызвало каких-то серьезных затруднений, поскольку занятия в школах и институтах еще не закончились, а туристический сезон только начинался.

В Китае, чтобы добраться до вагона нужного поезда, надо сначала побывать в «отстойнике». У владельцев купейных билетов он особый, все другие находятся вместе. За 20–30 минут до отхода прозвучит команда, и пассажиры выстроятся в длинные очереди для проверки билетов. Перроны неизменно пусты, так как с улицы туда никого не пускают. Если есть намерение встретить гостей сразу по прибытии, то необходимо купить за 1 юань соответствующий билет. Возможно, для либерала-вольнодумца такого рода регламентации покажутся нарушением чьих-то прав и свобод, но для страны с населением в миллиард с лишним это разумные требования, обеспечивающие бесперебойную работу железнодорожного транспорта.

К неожиданностям скоротечного пребывания в поезде следует отнести отсутствие полотенца. Формально оно есть и лежит на подушке, но выполняет совершенно иную функцию, заменяя наволочку. Если все-таки начать им пользоваться, вытирая лицо и руки, то придется смириться с неудобствами при занятии горизонтального положения, да и проводники могут выразить недовольство.

Кстати, у них свой свод правил, с которыми бессмысленно спорить или втихомолку бороться: основная и сменная обувь неизменно будет сосредоточена в одном и том же месте под нижней полкой; занавески на окнах периодически распахиваются и задергиваются вне зависимости от желания пассажиров; их полотенца постоянно перевешивают по специальной технологии и тщательно выравнивают; чемоданы и сумки на багажной полке двигают и переставляют, обеспечивая ровную линию, и т. д. Зато в вагоне всегда спокойно и указания проводников четко выполняются.

В случае крайней необходимости за дело берется вооруженная железнодорожная полиция, служащие которой сопровождают все пассажирские поезда и регулярно курсируют вдоль состава. При минимальном неповиновении появляется огнестрельное оружие, после чего желание буйствовать, спорить и доказывать свою правоту сразу исчезает. Однажды при выезде из Куньмина — главного города юго-западной провинции Юньнань, граничащей с районом печально знаменитого «золотого треугольника» (сопредельная территория Мьянмы, Лаоса и Таиланда), — удалось наблюдать картину, когда многие вещи пассажиров подверглись тщательному досмотру — искали наркотики. Дочь в тот момент безостановочно чихала, но это не вызвало подозрений у полицейских.

Примерно через три часа следования по распаханной вдоль и поперек равнине провинции Шэньси поезд остановился в городе со смешным названием «Драгоценный петух» (кит. Баоцзи), что стоит на берегу Вэйхэ. Разумеется, оно не могло появиться случайно, одна из легенд показалась весьма содержательной и поучительной.

Давным-давно в этих краях были изумительной красоты горы с роскошными ландшафтами. В поистине райском уголке пели экзотические птицы, распускались диковинные цветы, зеленели реликтовые леса, а люди много и добросовестно трудились. Однажды его обнаружили злые и алчные небесный феникс и черепаха, служившая при дворе царя-дракона Восточного моря. Каждый из них вознамерился захватить и управлять прекрасными и плодородными землями. Столкнувшись на вожделенной территории, они бились долго и упорно, никто не хотел уступать. Со временем затихли и исчезли птицы, поникли и завяли цветы, а удивительные деревья были уничтожены во время жестокого сражения. Область постепенно превратилась в унылую пустыню.

Спустя некоторое время с востока сюда пришел юноша-богатырь по фамилии Ян. Увидев творившиеся безобразия, он не на шутку рассердился и решил навсегда покончить со злом: мощной ладонью схватил черепаху и запустил ее далеко на юг, в горы Циньлин, а феникса выбросил в противоположную сторону, к подножью Циньянлин. После всех потрясений на этом месте образовалась большая равнина.

Расправившись с неистовыми смутьянами, молодой богатырь занялся созидательным трудом. Пальцем руки он провел на земле глубокую черту — так возникла водная артерия Вэйхэ, а на берегах реки посадил по священному петуху. Отныне каждое утро те начинали изо всех сил кукарекать, не давая местным жителям спать и подгоняя их на работу. Вскоре наступила спокойная, тихая и размеренная жизнь. Из года в год дожди и ветры благоприятствовали земледельцам в их труде, природа помогала усердным крестьянам собирать обильные урожаи. В память о горластых петухах, позволивших им добиться ощутимого достатка, люди и назвали скромный населенный пункт Баоцзи.

В наши планы не входило его посещение, поэтому все знакомство с «петушиным городом» ограничилось десятиминутной прогулкой по перрону и приобретением вполне сносного пива местного разлива. Один из пассажиров, правда, тут же поведал, что завод-изготовитель не в ладах с законом и не раз штрафовался за сброс промышленных отходов в Вэйхэ. В настоящее время ему грозят куда более суровые санкции.

Следующая станция находилась уже в восточной части провинции Ганьсу. Город Тяньшуй и его окрестности известны в первую очередь занимательным мифолого-ху-дожественным прошлым и вполне реальным пещерным комплексом Майцзи. Считается, что здесь родина легендарных Фуси и Хуанди. Поскольку со вторым — «совершенномудрым правителем древности» — читатель познакомился в предыдущей главе о могилах императоров, то самое время сказать несколько слов о родоначальнике китайской цивилизации, великом первопредке.

Мифический Фуси по преданию около пяти тысяч лет назад более века управлял страной. Он обучил людей охоте, рыболовству, кулинарии, изобрел оригинальную графическую систему триграмм — самостоятельный вид национального письма и т. д. Супружеская пара — Нюйва и Фуси — стала прародительницей всех китайцев. Когда последние говорят, что они «потомки дракона», то под образом, рожденным человеческой фантазией, имеют в виду именно этих божеств, воплощающих, помимо прочего, женское и мужское начало, а также вечный круговорот жизни. На многочисленных изображениях разных эпох у них человеческие облики, но переплетенные (символ совокупления) змееобразные хвосты. Зачастую в центре композиции присутствует рожденное ими дитя, символизирующее истоки рода людского. Согласно древней традиции, свою первую брачную ночь первопредки провели на территории уезда Чэнцзи под Тяньшуем.

В местах, расположенных неподалеку от нынешнего города, Фуси внимательно постигал основы мироздания и создал их уникальную запись. С помощью восьми комбинаций из трех сплошных и прерывистых черт он обозначил ключевые элементы и явления природы: «небо», «землю», «огонь», «воду», «ветер», «гром», «гору» и «водоем». Однажды Фуси стал свидетелем того, как из горной пещеры вылетел черный дракон, в другой раз на берегу реки заметил в воде восхитительную полосатую лошадь. После долгих раздумий над состоянием окружающего мира он попытался в максимально сжатой и концентрированной форме запечатлеть увиденное вокруг, в результате экспериментов и поиска возникли удивительные символы — триграммы. По одной из наиболее распространенных в научных кругах теорий, они непосредственно связаны с дальнейшим появлением иероглифической письменности.

Позднее основатель династии Чжоу Вэньван в ХI в. до н. э. в результате феноменального озарения придумал двойные сочетания триграмм — гексаграммы (всего 64 возможных варианта). Включенные в самое древнее и наиболее авторитетное произведение китайской канонической и философской литературы «И цзин», они, якобы, отражают все фазы циклического развития Вселенной, дают полную палитру возникающих жизненных ситуаций, логично и исчерпывающе разъясняют личные судьбы и процессы, происходящие в обществе. Главное — это вникнуть и правильно воспринять их глубинный смысл и значение.

Мистические линии и поныне волнуют умы людей, рождая новые образы, представления и ассоциации. Существует, например, их современная музыкальная версия. В 1993 г. во Франции вышел двойной компакт-диск Кристьяна Сафира «Гексатоны» с оригинальным прочтением и постижением «И цзина». Имя композитора не должно вводить в заблуждение, поскольку это хорошо известный российский пианист, лауреат многих международных конкурсов Борис Петров, последние годы живущий в Париже.

Буддийский монастырь на горе Майцзишань находится в 50 километрах к юго-востоку от города. Первые пещеры были высечены здесь в конце IV— начале V вв., позднее их количество резко возросло, и внешне они напоминали медовые соты. В 734 г. мощное землетрясение фактически разделило комплекс на две части — восточную и западную. К настоящему времени остались 194 пещеры, в которых хранятся более 7 тысяч глиняных и каменных скульптур, почти 1,5 тысячи квадратных метров настенной живописи. Наиболее известная и колоритная статуя — 16-метровый Будда.

Впервые попав в Ланьчжоу полтора десятка лет назад, автор сразу поехал к Хуанхэ (Желтая река) — прославленной колыбели древней цивилизации, чтобы своими глазами во всем блеске увидеть одну из величайших рек Азии. В нынешний приезд мы поступили аналогичным образом. Почему-то именно здесь остро ощущаешь ее мощь и неукротимый дух. Бурные потоки в горах не вызывают удивления, скорее наоборот, воспринимаются как само собой разумеющееся. К подобному зрелищу в обширной и густонаселенной долине отношение совсем другое. В крупном промышленном городе, где проживают несколько миллионов человек, река, закованная в высокие бетонные берега, продолжает стремительно нести буро-желтые воды, отчаянно пытаясь вырваться из плена. После краткого пребывания на мосту начинает кружиться голова, ноги становятся ватными и норовят выйти из-под контроля, а озабоченные прохожие, уверенно передвигающиеся по привычной и твердой земле, вызывают искреннюю зависть.

Первый железный мост через Хуанхэ
250-метровый массивный автодорожный мост в центре Ланьчжоу, ведущий к подножию Байташань на левом берегу, построен почти сто лет назад немцами, в 1907–1910 гг. Он стал первым железным сооружением такого рода, переброшенным через Хуанхэ.

В начале 90-х гг. ХIХ в. в городе существовала другая переправа, о которой рассказал В. А. Обручев. По его словам, это единственное в то время в Северном Китае чудо состояло из ряда лодок (понтонов), не закрепленных якорями, а соединенных друг с другом толстыми канатами и цепями, привязанными к столбам на берегах. Под воздействием сильного течения переправа была изогнута в виде дуги, поэтому помост, лежавший на канатах, не мог быть четко зафиксирован и состоял из настила в виде жердей и тонких бревен, которые «раздвигались и плясали под ногами». В указанном месте ширина реки достигала около 200 метров.

Хуанхэ является второй по величине (после Янцзы) рекой Китая, протекает по территории 9 провинций и автономных районов страны и имеет протяженность более 5400 километров. В ее бассейне проживают свыше 100 млн. человек, в сельскохозяйственном обороте находятся около 20 млн. гектаров пахотных земель.

Согласно летописным сводам и статистическим данным, за две с лишним тысячи лет до 1949 г. река более 1500 раз, прорвав дамбы, выходила из берегов, 26 раз меняла русло. Перемещения последнего в отдельные периоды достигали 800 километров. В конце 30-х гг. прошлого века во время войны с Японией она стала впадать в Желтое море к югу от Шаньдунского полуострова. После ремонта дамб в 1947 г. русло вновь изменили и устье вернули в залив Бохай, что к северу от этого полуострова.

Река берет начало у снежных вершин в восточной части Тибетского нагорья, на высоте порядка 4000 метров. В дальнейшем через отроги горных систем Куньлунь и Наньшань она прорывается на более равнинные участки, пересекает Ордос и Лессовое плато, образуя в среднем течении большую излучину, проскакивает Шаньсийские горы и последние 700 километров неторопливо течет по Великой Китайской равнине. Ее крупные притоки — Вэйхэ, Фэньхэ, Удинхэ, Таохэ и др.

В результате интенсивного размыва Лессового плато Хуанхэ ежегодно выносит свыше полутора миллиардов тонн ила и песка, уверенно лидируя по этому показателю среди всех рек мира. Тот, кто увидел ее хотя бы раз, никогда не задаст вопрос, почему появилось название «Желтая». Трудно представить, но в кубометре ее воды около 40 килограммов взвешенных наносов. Их отложения в итоге приводят к значительному повышению русла реки, а затем и его изменению. На протяжении тысячелетий люди возводили многокилометровые дамбы в попытках сдержать напор воды и избежать катастрофических последствий, но удавалось это далеко не всегда.

В заключительные десятилетия ХХ в. возникли иные проблемы. Из-за нерационального использования водных ресурсов, экстенсивного развития земледелия в западных районах страны, значительного потепления климата с частыми засухами уровень воды в бассейне реки резко понизился. В ее истоках исчезло более половины озер, игравших важную роль в поддержании экологического баланса. Прекратили существование мелкие речушки, питавшие главную водную артерию, так что в 90-е гг. Хуанхэ в нижнем течении регулярно пересыхала. Только в последние два года удалось частично переломить порочную тенденцию.

Власти в центре и на местах интенсивно работают по программе «упорядочения реки». Предполагается в скором времени принятие соответствующего закона, который призван навести порядок в деятельности различных ведомств, поскольку налицо ежегодное увеличение числа конфликтов, связанных с использованием ее водных ресурсов. Важная роль отводится Хуанхэ в амбициозном проекте переброски рек с юга на север. Насыщение ее водами озер и рек бассейна Янцзы позволит, по мнению его яростных сторонников, вдохнуть новую жизнь в страдающие от постоянных засух районы Северного и Северо-Западного Китая.

Особое внимание уделено борьбе с эрозией почв в бассейне реки. Поэтому огромные средства вкладываются в создание лесозащитных полос на ее берегах, в частности в провинциях Ганьсу, Шэньси, Шаньси и Хэнань, Нин-ся-Хуэйском автономном районе. Согласно разработанному плану, крестьяне, прежде распахавшие прибрежные склоны в стремлении освоить целину, должны добровольно уступить эти земли под зеленые насаждения, получая от государства необходимое продовольствие и денежные пособия. Как полагают некоторые специалисты, восстановление лесов и растительности даст возможность со временем очистить Хуанхэ. При полномасштабной реализации этих мер они рассчитывают к 2030 г. сократить наполовину количество ила и песка, попадающего в реку. В 2050 г. уже можно будет говорить об относительной прозрачности ее воды!.

Желтая река остается структурообразующим элементом самосознания и мировоззрения китайцев, неизменно рождает широкий спектр ассоциаций и представлений. Национальная традиция отстаивает единство этнических и культурных истоков цивилизации, возникшей именно в бассейне Хуанхэ. Поэтому многие интеллектуалы, претендующие на фундаментальное осмысление прошлого и настоящего страны, а также внимание и интерес со стороны общественности, регулярно обращаются в своем творчестве к ее образу. Показательна в данном отношении судьба эпического музыкального произведения «Кантата о Хуанхэ».

Ее написал известный композитор Сянь (Си) Синхай, учившийся в консерваториях Шанхая и Парижа. Последние годы он прожил в Москве, где и умер в 1945 г. Эмоционально возвышенное и патриотическое сочинение с текстом Гуан Вэйжаня посвящено героической борьбе китайского народа против японских захватчиков во второй половине 30-х — первой половине 40-х гг. ХХ в. Оно до сих пор пользуется немыслимой популярностью и включено в программу обучения в средней школе.

В 1970 г. коллектив авторов во главе с Ин Чэнцзуном — выпускником Московской консерватории — переработал знаменитое произведение, создав концерт для фортепьяно с оркестром. Акцент на фортепьянную музыку сделан не случайно, так как во время «культурной революции», со второй половины 60-х гг. она была запрещена, а пианино и рояли уничтожали как «буржуазные инструменты». Новая талантливая версия общенациональной и любимой всеми мелодии, посвященной великой Хуанхэ, позволила снять чудовищный по своей абсурдности запрет. Официальная пропаганда в те годы быстро переориентировалась и подобрала новую формулировку — «поставить иностранное на службу китайскому».

Большой резонанс в обществе вызывают творческие поиски кинематографистов, использующих этот символ нации в попытке решить сложные философские и нравственно-этические проблемы. Так было в 1988 г., когда появился шестисерийный публицистический телефильм «Река течет», вызвавший острейшую дискуссию на политическом уровне, а в конце 90-х гг. внимание многочисленной зрительской аудитории привлек художественный фильм режиссера Фэн Сяонина «Любовь на Хуанхэ».

Последняя лента вновь поднимает тему сопротивления в годы антияпонской войны. При всех видимых огрехах сценария ее создатели смогли довольно убедительно передать сильное чувство, возникшее между американским летчиком и девушкой-бойцом освободительной армии, а также глубину гнева простых людей к ненавистным захватчикам.

Сцена зверств японских милитаристов ошеломляет. В данной связи вспоминается полемика второй половины 80-х гг. по поводу картины Чжан Имоу «Красный гаолян» — ныне классики современного мирового кино. В ряде средств массовой информации были высказаны серьезные сомнения относительно целесообразности эпизода казни некоего персонажа-китайца с сомнительной репутацией: японцы заставляют торговцев мясной лавки из числа местных жителей— отца и сына — снять кожу с живого человека; отец в итоге отказывается и его убивают, а сын выполняет приказ и сходит с ума.

На фоне динамично развивавшихся китайско-японских отношений в условиях социально-экономических реформ многие критики категорично заявляли, что столь откровенная демонстрация насилия вызывает рост антияпонских настроений и подрывает усилия по налаживанию двусторонних контактов. С этой точки зрения расправа японских вояк с жителями горной деревушки в ленте «Любовь на Хуанхэ» ничуть не уступает, а по степени изощренности совершаемых убийств значительно превосходит похожую сцену в более раннем фильме.

Мощным эмоциональным катализатором происходящего на экране выступают бурные потоки Желтой реки, способные, по замыслу режиссера, не только вскрыть всю гамму человеческих переживаний, страданий и надежд, но и придать импульс к принятию нестандартных решений и совершению героических поступков.

В апреле 2001 г. автор книги принимал участие в международном симпозиуме по проблемам генезиса китайской культуры, что состоялся в г. Чжэнчжоу (административный центр провинции Хэнань). Место было выбрано с учетом исключительно важной роли этого региона в зарождении национальной цивилизации, а сам форум проходил на берегу Хуанхэ к северу от города, в гостинице комитета КПК провинции Хэнань. Как выяснилось, ее неоднократно посещал Мао Цзэдун, сюда приезжали Дэн Сяопин и Цзян Цзэминь. Территория достаточно зеленая и благоустроенная, превосходный бассейн с подземными (глубина 1300 метров) термальными водами. Температура неизменно составляет 43 градуса. Однако назвать комплекс «роскошными апартаментами для отдыха высшего руководства» язык не поворачивается. Причина стабильных визитов государственных лидеров, вероятно, в другом — близость легендарной реки, которая возвращает к народным истокам и позволяет лучше осознать собственную роль в процессе исторических преобразований.

Город на берегах Хуанхэ именуют Ланьчжоу относительно недавно. В 1666 г. его объявили главным в провинции. Прежде он был хорошо известен в национальной истории как Цзинчэн, что в переводе с китайского языка означает «золотой город». В 81 г. до н. э. император своим указом создал в здешних местах округ, игравший важную роль на караванных маршрутах Шелкового пути. Вероятно, появление столь необычного названия непосредственно связано с драгоценным металлом, который с переменным успехом добывали тут весьма длительное время. Что же касается современного топонима, то наиболее раннее его упоминание можно отнести к 581 г., когда им обозначали административный район.

На рубеже веков и тысячелетий Ланьчжоу подобно всем городам КНР переживает строительный бум. Грандиозные и стремительные перемены в их облике обычно вызывают положительные эмоции у приезжих. Увы, в данном случае получилось скорее наоборот. Вновь отстраиваемый вокзал встретил грохотом железных конструкций, ревом двигателей используемой техники и порывами пыльного ветра с ошметками грязи. Диктор беспрерывно сообщал информацию о приобретении билетов, а на перроне и в переходах многочисленные работники железной дороги постоянно задавали вопросы только что приехавшим людям.

Возникла нештатная ситуация, требовавшая четкого прояснения. В результате оказалось, что встречавшие поезд железнодорожники должны были каким-то образом решить проблемы транзитных пассажиров, уезжавших в тот же день, а нам предложили отыскать предварительные кассы, расположенные на весьма приличном удалении от вокзала. Дорога туда тоже не принесла удовлетворения, ибо основная транспортная магистраль находилась в состоянии капитального ремонта с неминуемыми последствиями. Когда спустя два часа удалось-таки решить все текущие вопросы, мы устало перевели дух и впервые посмотрели по сторонам.

После обустройства в гостинице «Дружба» достаточно пересечь улицу, чтобы попасть в Музей провинции Ганьсу. Его создали в 1939 г., а в новое здание он переехал уже после революции, в 1956 г. Основная достопримечательность первого этажа — огромный мамонт, обнаруженный в бассейне Хуанхэ в 70-е гг. ХХ в. Поскольку в данный момент там вовсю трудились рабочие, то посетителей, естественно, не пускали. Нельзя сказать, что указанное обстоятельство вызвало чувство глубокого разочарования. Возможно, именно по этой причине главный вход в музей был закрыт, что вызвало поначалу некоторое недоумение, и билеты на второй этаж продавались по баснословно низким ценам — 15 и 5 юаней, т. е. в сумме менее 2,5 доллара.

В интересной экспозиции необходимо выделить прежде всего уникальные находки из Увэя и материалы из прославленной Дуньхуанской библиотеки. Последние представлены несколькими буддийскими рукописями и картиной на шелке, выполненной в конце Х в. Об изготовленных из бронзы увэйской «лошади, наступившей на ласточку», и статуэтках, изображающих торжественную процессию, будет подробно рассказано в следующей главе. В Китае и во всем мире о них по-настоящему узнали в 1971 г., когда провинциальный музей организовал их сенсационную выставку в императорском Запретном городе Пекина. Динамичная лошадка, едва касающаяся изящной поверхности, произвела подлинный фурор и завоевала всеобщее признание. Тщательно рассматривая оригинал, дочь со свойственным нынешним тинэйджерам скепсисом посчитала его чуть полноватым в сравнении с различными изображениями и поделками в торговых рядах, но в то же время глаза подрастающего путешественника радостно сияли от общения с древним шедевром.

Белая пагода в Ланьчжоу
В двух шагах от ранее упоминавшегося моста на горе, откуда открывается прекрасный вид на город и Хуанхэ, стоит 17-метровая Белая пагода (кит. Байта). Впервые культовое сооружение на этом месте возвели при монгольской династии Юань, правившей в Китае около ста лет в ХIII — ХIV вв. Согласно старинной легенде, Чингисхан направил главе самой влиятельной в то время в Тибете ламаистской секты Сакьяпа послание о целесообразности установления контактов.

В ответ духовный лидер местного населения уполномочил одного из своих приближенных встретиться с предводителем монголов. Однако священнослужитель, отправившийся в трудный и опасный путь, не смог выполнить поставленную задачу, поскольку в дороге серьезно заболел и скончался в районе современного Ланьчжоу. Узнав печальную новость, Чингисхан приказал увековечить память бесстрашного ламы, позднее в его честь установили пагоду.

Нынешняя многоярусная и восьмиугольная Байта (входной билет 5 юаней) — это капитальная реконструкция минской эпохи. При последней императорской династии Цин в начале ХVIII в. ее тщательно отремонтировали, а на прилегающей территории основали буддийский монастырь, сохранившийся и по сей день. Следует отметить, что строители пагоды оказались мастерами высокой квалификации. На протяжении веков она выдержала несколько очень сильных землетрясений.

Обедать мы направились в кафе с оригинальным названием, которое на русский язык можно перевести как «Пшеничный король». Позднее выяснилось, что в городе существует разветвленная сеть такого рода заведений, пользующихся стабильной популярностью у местных жителей. Фирменное блюдо в провинции Ганьсу — ланьчжоуский лагман, который и привлек наше внимание.

Лет десять назад автор был на стажировке в пекинском Народном университете, а за стипендией регулярно ездил в посольство Советского Союза на велосипеде. Дорога занимала около часа, так что поздней осенью и в зимний период ветер успевал продуть насквозь и в результате возникало естественное желание согреться. Времена были смутные, на официальном уровне вовсю воевали с алкоголем и появление в посольстве лиц со стороны в состоянии искусственно вызванного легкого возбуждения тамошние чиновники не приветствовали. Следовало набраться терпения и подождать лишние полчаса.

У северных ворот императорского парка Бэйхай располагалась скромная харчевня, где подавали тот самый лагман с различными закусками. В ненастную погоду после длительного и утомительного пребывания в «седле» горячий мясной бульон с тонкой лапшой, свежими кинзой и зеленым луком, а также мелко нарубленной постной говядиной казался божественным деликатесом. 150 граммов 56-градусной «Эрготоу» (наиболее известная столичная водка) и острые малосольные овощи в ассортименте эффектно дополняли долгожданную трапезу. Все пиршество обходилось в 1 доллар.

Ту харчевню давно снесли, но народных ресторанчиков «Ланьчжоуский лагман» в Пекине сейчас очень много. Цены в них выросли примерно в два раза, но все равно это считается относительно дешевой едой. Приехав на родину указанного блюда, грех было не отведать его в оригинальном исполнении. Вкусный и сытный лагман в «Пшеничном короле» имеет единственное, но существенное отличие — в нем больше мяса, нарезанного кусочками, а не накрошенного в плошку с бульоном. Однако эмоций десятилетней давности он, увы, не вызвал.

Около 21 часа в гостиничном номере раздался телефонный звонок, на что дочь уныло проворчала: «Началось». Ребенок не ошибся, в данном случае действительно звонила одна из местных проституток. В больших городах и туристических центрах они, как правило, объявляются в поздние часы, формально предлагая массаж, но ограничивая круг потенциальных клиентов исключительно мужчинами. Попытка дочери договориться с обладательницей мелодичного и чувственного голоса о растирании с лечебными целями собственного тела успеха не имела, о чем наглядно свидетельствовали частые гудки на другом конце провода.

Согласно официальной точке зрения, с древнейшей профессией в стране в основном было покончено в достаточно короткое время после образования КНР в 1949 г. При подготовке национального Уголовного кодекса 1979 г. только в последний момент включили два упоминания о ней: принуждение женщин, а также вовлечение и размещение их для занятия проституцией (статьи 140 и 169). Виновные в совершении этих преступлений должны были наказываться лишением свободы на скромные по здешним меркам сроки. Любопытно, что по аналогичной схеме оценивали вопросы борьбы с наркотиками. Разработчики УК исходили из предпосылки, что хотя с наркотиками и наркоманией в Китае серьезных проблем нет, однако существует некоторая вероятность совершения преступлений на их почве и возможны незаконные операции преступников из-за рубежа.

Однако политика кардинальных реформ и открытости внешнему миру, провозглашенная в конце 70-х — начале 80-х гг., способствовала возрождению и быстрому распространению этих негативных явлений. На первом этапе проституция приобрела популярность в приморских районах и портах. Казалось, власти своевременно отреагировали, ужесточив санкции за указанные противоправные деяния. С 1983 г. при отягчающих обстоятельствах допускалось уже применение смертной казни. Тем не менее, процесс набрал обороты и, похоже, стал необратимым.

По мере того как стремительно возрастал «спрос», существенно расширилось и «предложение». Проституция в начале 90-х гг. — неотъемлемый атрибут ночной жизни крупнейших городов. В тесной увязке с устойчивым интересом в самом Китае, большим наплывом иностранцев, особенно из СССР и стран СЭВ, а позднее из государств СНГ и Восточной Европы, менялся, молодел и регулярно пополнялся кадровый состав «жриц любви»: китаянки и кореянки, монголки и россиянки, украинки и узбечки… Тогда же заговорили о мужской проституции, что нашло отражение в китайском разговорном языке. Если женщин-проституток с давних пор на жаргоне называли «курочками», то в отношении мужчин этой профессии появился термин «утки» (возможно, «селезни»).

Законодатели не остались в стороне от разительных перемен, происходивших в обществе, и приняли соответствующее постановление, в котором выделили 4 новых состава преступлений в сфере проституции, а в качестве лица, занимающегося ею, определили не только женщину, но и мужчину. Последнее обстоятельство создало значительные трудности при переводе на русский язык соответствующего раздела нынешнего УК 1997 г.

В частности, статья 360 среди прочего предусматривает ответственность за действия сексуального характера, связанные с проституцией, при заведомо венерическом заболевании. Субъектом данного преступления может быть любая из сторон вне зависимости от пола, что четко и конкретно отражено в тексте оригинала. В богатом русском языке, на котором написаны превосходные литературные произведения, затрагивающие близкие проблемы, возможность точного перевода данной статьи отсутствует. Это стало ясно после скрупулезного изучения толковых словарей.

Даже разговорное и несколько устаревшее «проститут» в отношении лица мужского пола эквивалентно слову «проститутка» только во втором значении, т. е. переносном — продажный, бесчестный человек. Лишь частично решают проблему понятия «альфонс» и экзотическое «жиголо». В результате при издании в Москве книги «Современное уголовное законодательство КНР» пришлось ограничиться описательной конструкцией: действия сексуального характера, связанные с проституцией.

Естественно, возникает вопрос о наказании в Китае лиц, которые непосредственно нарушают запрет на действия сексуального характера, связанные с проституцией, т. е. партнеров по сексу за деньги. В УК, за исключением упомянутой статьи, предусматривающей наличие венерического заболевания, о котором одному из партнеров было известно заблаговременно, нет иных норм, допускающих уголовную ответственность именно за такие действия. Другое дело — административные наказания, тут вступает в силу постановление 1991 г.

При повторных действиях после мер, предпринятых органами общественной безопасности, т. е. полицией, эти лица направляются на трудовое воспитание, кроме того на них налагается штраф в размере до 5 тысяч юаней (около 600 долларов). Следует еще раз подчеркнуть, что речь идет как о продавце, так и о покупателе специфического товара. Трудовое воспитание устанавливается в пределах от одного года до трех лет. В необходимых случаях оно может быть продлено еще на один год.

В 80-е гг. в Китае появились специальные приемники по воспитанию лиц, уличенных в действиях сексуального характера, связанных с проституцией. Первое такое учреждение было открыто в Шанхае в 1984 г. К 2000 г. их насчитывалось около 200, ежегодно они принимали до 50 тысяч человек. По словам официальных лиц, указанные воспитательные учреждения играют важную роль «в сдерживании проституции и сохранении стабильности в обществе».

Однако строгие санкции, закрепленные в нормативных актах, пока не могут решить проблему. Периодически в стране организуются кампании по борьбе с «ресторанными девушками», сомнительными услугами в массажных, парикмахерских и прочих салонах, развлекательными заведениями, обеспечивающими «крышу» соответствующему контингенту, и т. д. Их эффективность в силу ряда причин невелика.

В Пекине и некоторых других городах весьма активны проститутки из России, прежде всего с Дальнего Востока и Сибири. Особым успехом у китайцев пользуются блондинки, в том числе и крашеные. Их расценки временами превышают аналогичные средние тарифы в Москве до финансового кризиса августа 1998 г.: 100 долларов и более за час. К примеру, услуги эффектных и ухоженных монголок из бывшей МНР, бегло говорящих на русском языке и успешно осваивающих в последнее время английский, здесь несоизмеримо дешевле: около 60–70 долларов за ночь. Примерно так же оценивают свой «труд» представительницы гостеприимного Узбекистана.

Самое увлекательное и экзотическое путешествие в окрестностях Ланьчжоу — поездка в пещерный комплекс Бинлинсы, что в переводе с тибетского языка означает «Монастырь ста тысяч будд». Хотя формально он расположен не очень далеко, примерно в 150 километрах к юго-западу, но дорога туда занимает долгие часы. Поэтому отправление желательно наметить на раннее утро, чтобы к вечеру вернуться обратно.

Накануне отъезда автор допустил грубейший тактический просчет. Дело в том, что в условиях жесткого лимита времени мы проявили чрезмерную осторожность и отправились на автовокзал, чтобы купить билеты заблаговременно. Ближе к обеду в субботний день народу там было немного, зато в кассовом зале «высадился десант» работников в бело-голубой форме, навязывавших иностранным туристам «обязательную страховку» на время пребывания в провинции Ганьсу. Все попытки купить билеты в обход сомнительной услуги оказались безрезультатными: кассиры внимательно и с сочувствием выслушивали тщательно продуманные и четко изложенные аргументы, понимающе вздыхали, но затем разводили руками и кивали в сторону ретивых чиновников.

В этой ситуации следовало решительно развернуться и уйти без билетов, поскольку предшествовавший опыт передвижения наглядно показал, что ажиотажа даже на самых престижных маршрутах еще нет и с посадкой в автобус каких-либо проблем возникнуть не должно. Вероятность столкнуться с аналогичным «сервисом» на первом рейсе в 6–7 часов утра минимальная. Если же он все-таки присутствует на самом вокзале, то всегда можно подождать нужный микроавтобус на выезде с его территории и воспользоваться в собственных интересах безудержным стремлением водителей заработать побольше, заставляющим их набирать максимальное количество пассажиров со стороны.

Однако нелепая и глупая ошибка тем не менее была совершена, вместо положенных 21 юаня за два билета мы заплатили более 100, т. е. страховка обошлась в 5 долларов с человека. Вероятно, для кого-то последняя имеет исключительно важное и принципиальное значение, но оформление и оплата специфических бланков на китайском и английском языках без квалифицированной помощи персонала (английского, естественно, ланьчжоуские страховые агенты не знают) при обязательном соответствии обоих текстов, если дело, не дай бог, дойдет до суда, многие туристы воспринимают как дополнительный налог на путешествие.

Покинув автовокзал с полдюжиной пассажиров, шофер без суеты разъезжал по хорошо знакомым ему базовым пунктам сбора людей в Ланьчжоу, вместе со своей помощницей активно призывая местных жителей поехать за город. Только где-то через час постепенно заполненный автомобиль выдвинулся в искомом направлении. До водохранилища Люцзяся 90 километров извилистой горной дороги в лессовых отложениях, которая занимает около 2 часов. Для того чтобы преодолеть следующий отрезок длиной более 50 километров, надо сменить транспортное средство и пересесть на судно, так как иной вариант знакомства со старинным монастырем не предусмотрен.

Водохранилище образовано на месте слияния трех рек — Хуанхэ и ее притоков Таохэ и Дасяхэ, у северной его оконечности расположена гидроэлектростанция, окруженная скалистыми горами. Проблема посещения Бинлинсы в определенной степени связана с уровнем воды. В недалеком прошлом весной и в начале лета он зачастую резко повышался, вода подступала вплотную к пещерам. Поэтому путеводители рекомендовали для поездок «гарантированные» июль — ноябрь. В последние годы в связи с серьезными климатическими изменениями и грандиозным размахом человеческой деятельности высокую воду можно наблюдать только в мае, да и то не всегда. Наоборот, в особо жаркие периоды вместительные суда с приличной осадкой вынуждены простаивать у причала.

Потенциальных клиентов, вышедших из микроавтобуса на остановке, что неподалеку от дамбы, встречают шустрые сотрудники туристического агентства, которые предлагают оперативно решить вопрос дальнейшего следования. Четырехместный катер на тот момент стоил 250 юаней (30 долларов) в оба конца, самый большой 19-местный — 1000. Разница, строго говоря, невелика — соответственно 60 и 50 с небольшим юаней с человека, она с лихвой компенсируется повышенными скоростными качествами первого судна. Однако китайцы долго и отчаянно бьются за более дешевый вариант. Вот почему при индивидуальном путешествии, чтобы не терять времени в ожидании попутчиков, лучше сколотить компанию еще в гостинице или на автовокзале в Ланьчжоу. После недолгих согласований молодая китайская семья с ребенком решила не экономить и прокатиться вместе с двумя иностранцами в 5-местном катере (общая стоимость 350 юаней), неожиданно избавив их от дополнительных расходов.

На поездку до монастыря уходит около часа, но у нас возникли затруднения, о которых следует рассказать чуть подробнее. Очарованная суровыми изысками первозданной стихии, дочь сразу схватила фотоаппарат и больше не выпускала его из рук. Причудливые горы и таинственные ущелья обширного резервуара настолько разительно отличались от всего увиденного в провинциях Шэньси и Ганьсу, что невольно возникла мысль о некоем «затерянном мире». Миновав поочередно живописные устья Таохэ и Дасяхэ, катер вдруг встретил на своем пути мощное сопротивление.

Мы вступили во владения Хуанхэ, о чем свидетельствовал мгновенно изменившийся цвет воды. Если раньше она была относительно чистой и прозрачной, то впереди нас ожидали стремительные мутные потоки встречного течения. После того, как пассажиры изрядно намокли от бесчисленных брызг, а суденышко стало подозрительно высоко подпрыгивать на волнах, рулевой вынужденно развернул катер и вскоре заглушил двигатель. Его четкие и грамотные действия вызвали одобрение, но в течение нескольких минут было откровенно не по себе, поскольку с нами находились люди, включая ребенка, которые абсолютно не умели плавать. Проанализировав сложившуюся ситуацию, рулевой решил плыть ближе к берегу, постоянно при этом маневрируя. Со второй попытки, проявляя максимум внимания и осторожности, он сумел наконец-то преодолеть опасный участок.

Через 15–20 минут катер проник в русло Хуанхэ, где уже без особых проблем продолжил движение. На ограниченных равнинных участках суши интересно наблюдать, как вода медленно размывает и обрушивает рыхлый лесс, в результате чего приобретает характерный оттенок. Однако главное внимание в тот момент сосредоточено на высоких и величественных скалах, по обоим берегам реки громоздящихся почти на всем пути следования до Бинлинсы. На тему их замысловатых очертаний и конфигураций можно фантазировать сколько угодно, придумывая различные названия: «старик», «сестры», «разбойник», «верблюд» и т. д.

После нескольких поворотов показался вход в глубокий каньон, который и скрывал в своих недрах древние сооружения. Во время наводнений и мощных разливов реки его заливает водой, так что монастырь практически закрыт для массового посетителя. В нашем случае проблем с передвижением по земле не было, и, причалив к берегу, мы стали подниматься по тропе. Пещеры разбросаны на крутых склонах гор глубокой и узкой долины в пределах 7 километров. Двух отведенных на экскурсию часов абсолютно недостаточно не только для полного их осмотра и изучения, но и для спокойного созерцания великолепного зрелища. Есть время лишь для беглого обзора и суетливого фотографирования скрытой камерой, поскольку официально снимать пещеры категорически запрещено.

Хуанхэ поблизости Бинлинсы
Комплекс в отличие от многих по-настоящему старых культурно-исторических достопримечательностей Китая на редкость хорошо сохранился. Конечно, погодные аномалии и ветровая эрозия оставили тут свои отметины, зато малозаметны следы вандализма. Прежде всего это обусловлено его уникальным местонахождением, отдаленностью от безумств сумасбродных людей. Так, в середине 60-х гг. прошлого века естественные преграды спасли превосходный памятник эпохи Шелкового пути от нашествия агрессивной молодежи «великой пролетарской культурной революции».

Первые углубления в скальных породах вырубили здесь в конце IV— начале V вв., их строительство продолжалось затем на протяжении почти полутора тысяч лет. В соответствующей литературе указаны 183 сохранившиеся до настоящего времени пещеры, но местные сотрудники твердо настаивают на цифре «более 200». Далеко не всегда это пещеры в привычном представлении, разнообразные барельефы и горельефы, образующие композиционное единство, а также отдельные изображения зачастую просто выдолблены в стене. Аналогичный прием, кстати, использовали создатели лунмэньского ансамбля под Лояном, о котором читатель уже знает.

Барельефы Бинлинсы
Мастера, работавшие в Бинлинсы, применяли различный материал в процессе ваяния, отдав тем не менее явное предпочтение крепкому камню. Центральная фигура всего комплекса — 30-метровая скульптура сидящего Будды. Его верхняя часть целиком высечена в скале, а нижняя — изготовлена из глины, воистину «колосс на глиняных ногах». Рядом с монументальной статуей танского периода на противоположную сторону каньона переброшен мост, с которого можно сделать несколько фотографий, не боясь навлечь гнев дежурного полицейского.

Передвижение по территории монастыря возможно благодаря деревянным лестницам и перекрытиям. Они отнюдь не обнадеживают своей устойчивостью и прочностью, но других, увы, нет. На высоте 60–70 метров от земли, когда голова скульптуры-исполина оказывается далеко внизу, расположены пещеры 169 и 172. Первая из них знаменита тем, что в случайно сохранившемся фрагменте записей на стене указан 420 г., когда они были выполнены. Это самая ранняя из зафиксированных таким образом дат, что удалось обнаружить в подобных комплексах Китая. Вторую пещеру соорудили позднее, во второй половине VI в.

Их посещение затруднено не только по причине рискованного подъема, требующего альпинистской сноровки. Дело в том, что администрация музея установила особую таксу для фанатов буддийского искусства и любителей острых ощущений — 300 юаней (36 долларов) при том, что стоимость входного билета всего 18 юаней. Следует заметить, что указанная запредельная цена отпугивает многих неплохо подготовленных в интеллектуальном и физическом отношении туристов.

Будда Майтрейя в Бинлинсы
Считанные часы пролетели тут незаметно. Пора в обратный путь, но уезжать совершенно не хочется, ибо когда еще увидишь такую духовно насыщенную красоту! Дочь не успела попрощаться со сладко дремавшими овечками, поэтому решительно настроена вернуться.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =