Наиль Ахметшин

ТАЙНЫ ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Глава IV. МОГИЛЫ ДРЕВНИХ ИМПЕРАТОРОВ

На полпути между древней столицей Чанъань и революционной Янанью, откуда во второй половине 30-х — первой половине 40-х гг. ХХ в. Мао Цзэдун руководил борьбой китайских коммунистов против японских милитаристов, а позднее и сторонников Чан Кайши, в 180 километрах к северу от Сиани расположен уездный город Хуанлин, замечательный тем, что здесь находится могила легендарного и высокопочитаемого правителя Хуанди— Желтого императора — «совершенно мудрого государя древности». Китайцы до сих пор считают его своим прародителем и испытывают перед ним некое благоговение и пиетет, хотя прекрасно осознают мифологический характер всех связанных с ним исторических преданий.

Никаких реальных доказательств того, что о нем рассказывают, нет. Тем не менее, это место весьма популярно среди туристов. Если раньше гробницу Хуанди посещали ежегодно 30–40 тысяч человек, то, например, в 1999 г. их число превысило 700 тысяч. Особенно много посетителей весной, во время праздника Поминовения усопших (кит. Цинмин), который приходится на сто пятый день после зимнего солнцестояния, т. е. 5 апреля по европейскому календарю.

Цинмин (досл. с китайского «чистый свет») относится к «праздникам мертвых» и имеет глубокие традиции. Веками в этот день совершали поклоны и подносили жертвы в виде приготовленной снеди домашним алтарям с табличками предков, посещали родовые могилы, приводя их в порядок, зажигая курительные свечи и возлагая жертвенные яства. В завершение религиозной составляющей там же под оглушительный грохот хлопушек сжигались бумажные жертвенные деньги. Затем наступало время торжества жизни. Присутствующие родственники устраивали общую трапезу, ибо усопшие вкушали только эмоциональную субстанцию принесенных блюд и вин. Звучали барабаны и другие музыкальные инструменты. Таким образом происходило единение ритуального обряда поминовения усопших и весеннего праздника. Вот как описывает заключительную часть священнодействия, связанного с «чистым светом», китайский автор второй половины ХIII в.: «Горожане, богатые и бедные, выходят в окрестности. Пение свирелей льется бурливым потоком, гром барабанов возносится до небес… В хмельном забытьи, беспечном веселье никто не замечает наступления сумерек».

Конечно, нынешние празднования Цинмина существенно отличаются от описанного выше, хотя бы потому, что в городах теперь почти не хоронят в земле, покойников принято сжигать. Число кладбищ и одиноких могил неуклонно сокращается. Более популярными в эти дни становятся выезды за город и прогулки в горы для любования природой. Однако сам праздник по-прежнему неотделим от культа предков — своеобразной сердцевины духовной жизни китайского общества. Несмотря на драматические потрясения далекой древности и совсем недавнего прошлого он продолжает играть важную роль в ментальности китайцев, обуславливая самобытность этой нации. Не забывают они и своего мифического родоначальника.

Хуанди правил около 5 тысяч лет назад и впервые объединил народы, проживавшие в обширных районах дельты Хуанхэ. Кстати, по мнению сотрудника местного культурно-исторического информационного центра Хэ Минли-ня, появление слова «хуан» («желтый») в имени императора связано как раз с тем, что он родился на лессовом плато у реки, а Хуанхэ и стала колыбелью китайской цивилизации. Желтый император вместе со своим племенем вел бесконечные войны с соседями. Яньди правил в центральной части долины, народ И с правителем Тайцяо жил на востоке, грозный и коварный Чию со своим племенем Мань — на юге, а народы Цян, Ди и Жун — соответственно на севере и западе.

В решающем сражении за контроль над центральными районами дельты Хуанхэ Яньди потерпел поражение от армии Чию и обратился за помощью к Хуанди. Объединенные войска двух правителей в конце концов разгромили противника. После 52 сражений «совершенно мудрый государь древности», убив Чию где-то неподалеку от современной столицы КНР, заручился поддержкой соседей и смог объединить Китай. Став правителем, он, согласно преданиям, осуществил полный переход от матриархата к патриархату и направил страну в русло цивилизованного по тем временам общества.

С именем Хуанди, его жены и ближайших сподвижников китайская традиция связывает огромное количество изобретений, которые вошли в быт людей. Лично ему, якобы, принадлежат лавры открывателя колеса и повозки, лодки, котла для приготовления пищи, лука и стрел. Он построил первые дороги и мосты. Его жена преуспела в разведении тутового шелкопряда.

Шелковое производство, как известно, состоит из трех самостоятельных процессов: шелководство, получение и обработка нитей и шелкоткачество. Шелководство стало возможным после того, как было сделано очень простое, но весьма важное открытие: кокон шелковичного червя стали класть в горячую воду до того, как бабочка его покидала. В результате такой обработки нить оставалась целой, а серицин— вещество, скрепляющее волокна в кокон, — растворялся. Затем нити разматывали с коконов во всю длину и сращивали. По некоторым подсчетам, длина нити, получаемой от одного кокона, колеблется от 350 до 1000 метров. Для получения 1 килограмма шелка-сырца требуется 18 килограммов коконов, общая длина которых составляет 300–900 километров. Высокие технологические качества нитей позволяли изготавливать ткань с исключительно плотной основой (продольно расположенные нити) и утком (поперечные нити, переплетающиеся с продольными), что делало шелк в древности наиболее удобным, по сравнению с шерстью, льном и хлопком, материалом для тканья.

Под стать правителю и его супруге были их подданные. Лин Лунь создал музыкальную грамоту и изготовил первые инструменты, Да Жао изобрел 60-летний календарный цикл, а придворный историограф Цан Цзе — китайское письмо, вызвав, по легенде, злобу и зависть у всех темных сил. Наиболее ранние образцы древнекитайской письменности, дошедшие до нашего времени, относятся примерно к ХIV в. до н. э. Это так называемые иньские письмена, или пиктограммы, т. е. графические изображения на основе рисунка каких-либо действий, событий, предметов и т. п.

В отличие от современного китайского языка, где иероглиф может содержать от одной до пятидесяти двух черт, зафиксированных в определенном порядке, пиктограммы не обладали строго закрепленным количеством черт. Их число зависело от намерения автора передать те или иные детали. С течением времени пиктограммы трансформировались, принимая форму иероглифов, близких к современным. При этом последние зачастую уже утрачивали сходство как с базовым рисунком-пиктограммой, так и собственно оригиналом.

Хуанди прожил долгую жизнь и умер в возрасте 118 лет. Находясь в инспекционной поездке на территории современной провинции Хэнань, он услышал внезапный раскат грома. Затем перед ним предстал желтый дракон, который сказал императору буквально следующее: «Вы выполнили свою миссию и сейчас прошу подняться со мной на небеса». Прародитель понял, что спорить с посланцем Бога бессмысленно и последовал за драконом. Пролетая над горой Цяошань, император попросил разрешения спуститься на землю, чтобы успокоить подданных и попрощаться с ними. Толпы людей, узнав о появлении правителя, устремились к этому месту и пролили немало горьких слез, но желтый дракон был неумолим и забрал его с собой. Остались лишь одежда и обувь императора, которые местные жители закопали на вершине Цяошань в специально отстроенной гробнице.

В настоящее время площадь погребального комплекса составляет 4 квадратных километра. Это очень живописное место окружено лесами, горами и реками. На склонах растут изумительные кипарисы. По данным сотрудников музея, в округе их насчитывается порядка 60 тысяч, возраст отдельных деревьев превышает тысячу лет. При входе в храм Сюаньюань, расположенный у подножия Цяошань, посетителей встречает могучий кипарис высотой почти 20 метров, в обхвате 10 метров у основания и б метров в середине ствола. Его называют «отцом всех кипарисов». Согласно преданию, его собственноручно посадил Хуанди.

К северу от ворот расположен главный зал и павильон, в котором хранятся более 40 каменных стел. Над воротами в таинственный зал начертана надпись: «Прародитель человеческой цивилизации». Историческая хроника свидетельствует, что первым совершил сюда паломничество и сделал жертвоприношения на могиле в 442 г. до н. э. некий Цинь Лигун, князь царства Цинь. Позднее у императоров и различных правителей стало хорошим тоном посещать усыпальницу, демонстрируя уважение к великому предку и преемственность своей власти. На протяжении тысячелетий Хуанди остается символом китайской государственности.

В последние годы в КНР много заговорили о его роли в сплочении нации. Единое многонациональное государство — важная составляющая политического курса китайского руководства, которое на редкость последовательно и настойчиво в своих устремлениях. Его успехи в деле объединения родины действительно впечатляют. На сложном пути реформ, кардинально изменивших облик страны, КНР не только сохранила собственные территории, но и вернула бывшие колонии Запада — Гонконг (Сянган) и Макао (Аомэнь). Сейчас трудно ответить на вопрос, когда окончательно будет разрешена тайваньская проблема, но думается, что Пекин в конечном счете своего добьется.

В октябре 1992 г. в столице был учрежден Фонд реставрации гробницы Хуанди, почетным председателем которого до недавнего времени был член постоянного комитета политбюро ЦК КПК, глава Народного политического консультативного совета Китая Ли Жуйхуань. Как отмечало в то время руководство КНР, «нынешнее состояние гробницы не соответствует уровню экономического развития Китая». Вскоре стартовал государственный проект реставрации усыпальницы, общая сумма запланированных инвестиций составила 200 млн. юаней (около 24 млн. долларов США).

К настоящему времени первый его этап уже реализован: восстановлены главные ворота храма, площадь перед ним и дорога, ведущая непосредственно к гробнице на вершине Цяошань. Ежегодно накануне Праздника поминовения усопших в фонд поступают крупные суммы от соотечественников из Гонконга, Макао и Тайваня, а также хуацяо, проживающих в государствах Юго-Восточной Азии и других странах. Так, в начале апреля 2001 г. в Сиани состоялась церемония передачи пожертвований на сумму в 6 млн. юаней. По данным китайских СМИ, с учетом этих средств в Фонд реставрации гробницы Хуанди в качестве пожертвований поступило уже более 63 млн. юаней.

5 апреля 1998 г. в первый Цинмин после присоединения Гонконга в храме Сюаньюань был установлен памятный знак, посвященный этому событию. Другой поставили в начале апреля 2000 г. в честь возвращения Макао. Сотрудники комплекса любят повторять, что найдется место и для третьего, когда Тайвань «вернется в лоно Родины».

В полутора-двух километрах к западу от всемирно известного терракотового воинства в пригороде Сиани, о котором подробно рассказывалось в предыдущей главе, неподалеку от горы Лишань находится усыпальница самого императора Цинь Шихуана. Некоторые солидные путеводители, изданные на Западе, рекомендуют туристам не тратить время попусту и проигнорировать сей объект. Исключение в них сделано лишь для тех, кто очарован и увлечен древнекитайской историей. Автор может искренне добавить, что и последним делать там абсолютно нечего.

Попытки отыскать на холме и вокруг что-то интересное и запоминающееся бесперспективны, а стоимость входного билета вызывает раздражение, если не сказать резче. Полтора десятка лет назад прогулка в этом тихом месте, естественно, была бесплатной. В 90-е гг. цены устремились вверх и росли как на дрожжах, например: в 1996 г. — 8 юаней (менее 1 доллара), в 1997 г. — 12 и т. д. В 2001 г. посетитель должен заплатить уже 26 юаней! Какие-либо скидки в данном случае не предусмотрены.

Фигуры императора и его воинов, напоминающие персонажи мультфильма, лубочная стела, пестрые клумбы, декоративные флажки, торговые палатки с рядовым набором сувениров, пространная запись о том, что могила в 1987 г. включена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО, — вот, пожалуй, и весь ассортимент тамошних достопримечательностей. Единственное, на чем останавливается взгляд, — это роскошные гранатовые деревья на склонах горы, во время нашего посещения вступившие в пору цветения. Конечно, все сказанное отнюдь не ставит под сомнение историческое значение и реальную ценность гробницы основателя династии Цинь, создавшего централизованное государство после нескольких веков братоубийственных войн и смут. Однако остается неприятный осадок от качества эксплуатации древнего памятника, направленной на очевидное выкачивание денег при полном отсутствии адекватных усилий со стороны администрации.

Более 2 тысяч лет назад здесь все крушил и ломал генерал Сян Юй, вымещая неистовую злобу на циньских правителях и прежде всего основателе династии. Разграблению и уничтожению подверглось то, что было связано с именем Цинь Шихуана. Остается лишь надеяться, что могила, строительство которой продолжалось 36 лет, пострадала не так, как ее окрестности. В свое время она, очевидно, производила яркое впечатление.

Автор «Исторических записок» через сто лет после смерти императора так описывал строительство гробницы: «После прихода к власти Цинь Шихуан отдал приказ рыть туннель у горы Лишань. После объединения Китая со всех концов страны были собраны более 700 тысяч рабочих. В могиле хранятся модели дворцов, палат и залов, других зданий, чудесные сосуды, всевозможные драгоценности и диковинные предметы. Ремесленникам приказали установить арбалеты, чтобы любой вор, проникший в гробницу, был сразу убит. Все реки страны, в том числе Хуанхэ и Янцзы, текут в море. Они сделаны из ртути, которая под воздействием механических приспособлений постоянно циркулирует. Природный ландшафт освещают небесные созвездия. Повсюду стоят свечи из жира дюгони, которые горят очень долго». Стоит, может быть, напомнить, что дюгонь — довольно малочисленное водное млекопитающее из отряда сирен.

По приказу сына императора и второго правителя династии Хухая (209–207 гг. до н. э.) все наложницы Цинь Шихуана, которые не родили от него детей, должны были сопровождать своего господина в загробной жизни. В усыпальнице оставили и рабочих, принимавших участие в ее внутренней отделке. Чтобы никто не смог найти входа, на горе посадили множество деревьев, а пустое пространство засеяли травой.

В настоящее время могила остается нераскрытой, каких-то раскопок непосредственно у погребального холма не ведется. Однако новые открытия в этом районе неизбежны. В июне 1998 г. на территории комплекса археологи обнаружили крупное захоронение, где находились погребальные доспехи. После разведки и первоначальных работ было определено, что его общая площадь составляет свыше 13 тысяч квадратных метров, ширина с севера на юг 105 метров, длина с запада на восток почти 130 метров. По своим размерам оно уступает лишь погребению 1 терракотового воинства, в котором, как уже отмечалось, размещены главные силы подземной армии.

По углам захоронение имеет четверо ворот. На дне раскопа были найдены хорошо сохранившиеся панцири и шлемы из камня. Только на 7 0 квадратных метрах удалось выявить 80 панцирей и 30 шлемов. Длина панциря составляет порядка 65–80 сантиметров, он состоит из 12 рядов по вертикали и 11 — по горизонтали хорошо отшлифованных пластин, соединенных тонкой и плоской проволокой. Обнаружены панцири с пластинами в форме рыбьей чешуи.

В центральной части был найден бронзовый треножник, который и поныне остается единственным, относящимся к данному историческому периоду. В проходе площадью 9 квадратных метров специалисты наткнулись на керамические статуэтки, заметно отличающиеся от находок в других погребениях комплекса.

Проблема однодневного многокилометрового автопробега по окрестностям города, нацеленного на посещение своеобразной сети императорских погребений, возникла на третьи сутки нашего пребывания в гостеприимной Сиани. Путаные и противоречивые разъяснения агентов туристических фирм, водителей рейсовых автобусов и представителей частного извоза, которые либо резко ограничивали наши запросы, либо взвинчивали до небес транспортные расходы, по вполне понятным причинам не могли нас устроить, поэтому решено было действовать по известному и хорошо проверенному туристами принципу «сначала ввязаться в бой».

В качестве первой цели был выбран наиболее отдаленный объект — комплекс Цяньлин, расположенный примерно в 90 километрах к северо-западу от административного центра провинции Шэньси. Билеты в один конец на комфортабельный автобус с кондиционером и видеомагнитофоном стоили, как обычно, недорого, всего по 12 юаней (чуть менее 1,5 доллара). Впереди нас ожидало полуторачасовое путешествие по трассе, соединяющей приморский Шанхай с отдаленным Синьцзян-Уйгурским автономным районом, что находится на границе с государствами Центральной Азии.

Цяньлин— это северная оконечность Циньчуаньской равнины площадью в 40 0 квадратных километров, где в разбросанных на большой территории 18 погребениях обрели покой 19 императоров феерической эпохи Тан. Наш путь лежал к усыпальнице, где покоится прах сразу двух правителей: мужа и жены. В Цяньлине похоронены императоры Гаоцзун и У Цзэтянь.

Последняя оказалась единственной женщиной-императором в истории Китая. Ее правление чем-то напоминает царствование российской Екатерины II. Правда, есть и такие, кто сравнивают с ней жену, а затем и вдову Мао Цзэдуна Цзян Цин, но это представляется большой натяжкой. У Цзэтянь была женщиной неординарной, о ее судьбе стоит рассказать более подробно.

Будущая императрица родилась в 624 г. на территории современной провинции Шаньси. Ее отец У Шиюэ в молодые годы торговал деревом, а позднее примкнул к некоему Ли Юаню, который поднял восстание против династии Суй. Когда Ли Юань стал первым танским императором Гаоцзу, купец получил должность министра. Девочка постоянно проводила время с родителями и была в курсе всех их проблем. Однако вскоре У Шиюэ умирает, и дочери пришлось испытать на себе «прелести» безотцовщины: различные ограничения со стороны окружающих и происки сводных братьев-шалопаев. По мнению биографов, трудности, с которыми она столкнулась в детском возрасте, закалили ее характер.

В возрасте 14 лет У Цзэтянь благодаря запоминающимся внешним данным и достойному поведению попадает во дворец императора Тайцзуна в качестве «цайжэнь», т. е. «наложницы пятого уровня». Прожив длительное время при дворе, она приобщилась к его интригам и приобрела политическое чутье, которое отшлифовала интенсивным чтением. Тайцзун умирает в 650 г., когда У Цзэтянь было 26 лет. В соответствии с традицией всех женщин императора насильно отправили монахинями в храм Ганье.

Новый император Гаоцзун был лишь девятым сыном правителя, да и по своим личным качествам вряд ли мог претендовать на трон, но после сложных закулисных комбинаций с участием его матери и предприимчивых царедворцев выбор пал именно на него. В результате страной начал править человек весьма средних способностей, нуждавшийся в постоянных подсказках при принятии государственных решений. Гаоцзун встретил У Цзэтянь в покоях отца задолго до прихода к власти и был сразу очарован красотой и манерами наложницы. Поэтому ее монашеское бытие продолжалось недолго. Она вернулась во дворец в статусе «чжаои» (второй наложницы), а через год стала императрицей, оттеснив свою предшественницу. Путь к престолу был открыт.

Очень скоро У Цзэтянь взяла мужа, у которого к тому же возникли проблемы со здоровьем, под свой контроль и практически с 660 г. все важнейшие вопросы в государстве решала сама. Придворные называли обоих супругов «Ваше Величество», но реальная сила была у императрицы. Подверженный частым болезням Гаоцзун предполагал отречься от престола и передать власть их старшему сыну Ли Хуну. Однако У Цзэтянь имела абсолютно другие представления о том, кто должен стать императором. Вскоре Ли Хун был отравлен, а второй сын Ли Сянь отправлен в ссылку в провинцию Сычуань, где вскоре ему было приказано покончить жизнь самоубийством. Масса проблем возникла еще у двух их сыновей, которым в разные годы все-таки удалось побыть императорами. Так, годы правления Чжунцзуна выглядят довольно своеобразно — 683–684 и 7 05— 710 гг., впрочем и у Жуйцзуна ситуация схожая — 684–690 и 710–712 гг.

Похоронив мужа в 683 г. и поочередно отстранив своих сыновей, У Цзэтянь захватила трон в 690 г. и официально процарствовала 15 лет. Она провозгласила себя «священным императором». В период ее правления произошло значительное укрепление государства, была усовершенствована и эффективно функционировала система конкурсных экзаменов на получение чиновничьих должностей, в определенной степени люди из низших сословий могли проявить свои таланты и добродетели на государственной службе. В то же время правительница ввела в свое окружение чиновников с весьма сомнительной репутацией, которые отнюдь не добавили ей славы.

Императрица оставила после себя много загадок, об одной из которых хотелось бы сказать несколько слов. На территории погребального комплекса находится стела высотой 6,30 метра, шириной 2,10 метра и толщиной 1, 03 метра. В верхней ее части изображены восемь драконов — символов императорской власти, но сама поверхность изначально была абсолютно гладкой, без единого иероглифа, что в китайской традиции не имеет прецедента. У Цзэтянь высказалась в том духе, что пусть грядущие поколения дадут оценку эпохе ее царствования. Вероятно, она сама понимала неоднозначность многих своих поступков и решений, поэтому хотя бы в преклонном возрасте надеялась обрести некое подобие душевного покоя, поступив вполне благородно. С другой стороны, возможно, что это была лишь очередная эскапада стареющей и абсолютно уверенной в собственной непогрешимости правительницы.

Стела без иероглифов
К сожалению, ушлые «писаки» далекого прошлого по-своему распорядились пустующим пространством и поспешили «отметиться» на стеле. Некий чиновник-«полиглот» в 1134 г. даже нацарапал идентичный текст на ныне мертвом чжурчжэньском и китайском языках, содержание которого не имеет никакого отношения к описываемым событиям. Однако это как раз тот случай, когда «нет худа без добра». Современные ученые, скрупулезно сравнивая и анализируя оба повествования, получили превосходный материал о забытом языке.

С мыслями о неизбежной кончине У Цзэтянь распорядилась похоронить ее вместе с мужем, выбрав в качестве места погребения возвышенность Ляншань, которая позднее и получила название Цяньлин. Согласно историческим источникам, строительство усыпальницы продолжалось 28 лет. Комплекс занимает площадь порядка 40 квадратных километров, в основе его дизайна архитектурный облик тогдашней столицы Чанъань: дворец, внутренний и внешний город, четверо ворот и другие сооружения. Рабочие потрудились на совесть и все сделали исключительно добротно. Так, проход от входа до ворот в гробницу выложен прямоугольными каменными блоками в 39 рядов, которые в свою очередь скреплены железными засовами. Даже самые маленькие промежутки и щели между камнями были залиты расплавленным свинцом.

Ученые считают, что по сравнению с древнеегипетскими пирамидами захоронения танских императоров были защищены от воров и грабителей надежнее, хотя и они пострадали от последних. В пользу этой точки зрения свидетельствуют раскопки, проведенные в 60-е — начале 70-х гг. ХХ в. неподалеку от Цяньлина. В обнаруженных усыпальницах родственников императоров, прежде всего принцессы Юнтай (внучка Гаоцзуна и У Цзэтянь, дочь императора Чжунцзуна), удалось найти свыше 4 тысяч уникальных реликвий.

В 1959 г. археологи после длительных и сложных поисков сумели найти вход в погребение Цяньлин, а в апреле 1960 г. группа экспертов провела подготовку к вскрытию могилы. Однако работы были заморожены. Участники тех раскопок отмечают: никаких указаний на то, что после захоронения императоров здесь побывали люди, нет. Поэтому те, кто первыми проникнут в гробницу Гаоцзуна и У Цзэтянь, вероятнее всего, увидят, без преувеличения, несметные богатства. Поскольку указанное время было периодом расцвета торговли по Шелковому пути, то погребение наверняка хранит также бесценные произведения искусства народов других стран мира. Тем не менее, китайцы копать не торопятся.

В настоящее время в КНР на самом высоком уровне идет жаркая полемика вокруг Цяньлина. Губернатор провинции Шэньси Чэн Аньдун, на территории которой и расположен комплекс, поддерживаемый местными депутатами, настойчиво пытается склонить на свою сторону главный законодательный орган страны — Всекитайское собрание народных представителей, чтобы побудить центральное правительство одобрить начало археологических раскопок. По мнению Чэна, вскрытие захоронения позволит создать дополнительно четыре новых историко-культурных центра в регионе. При этом вполне обоснованно рисуются блестящие перспективы развития в провинции туризма. У такого подхода немало сторонников, но есть и принципиально иная точка зрения.

Высшая исполнительная власть в стране в лице Государственного совета еще со времен его премьера Чжоу Эньлая твердо стоит на том, что время для раскопок еще не пришло. В 1997 г. им было принято постановление, согласно которому правительство не даст в обозримом будущем разрешения на проведение соответствующих работ в наиболее известных погребальных комплексах, в том числе и Цяньлине. Правительство поддерживают и ведущие современные китайские археологи, среди них Сюй Пин-фан и Хуан Цзинлюэ.

Они резонно считают, что в погоне за сиюминутными выгодами можно многое потерять при отсутствии необходимого оборудования. До сих пор не определены оптимальные варианты хранения уже выявленных раритетов. Древняя бумага, зачастую, постепенно превращается в пыль. С терракотовых воинов из прославленного Бинмаюна сходит краска, да и проблема плесени стоит достаточно остро. Найденные вместе с фрагментом мощей Будды в подземном склепе пагоды монастыря Фамэньсы (провинция Шэньси) в апреле 1987 г. рулоны восхитительного шелка буквально на глазах начали темнеть под воздействием воздуха и света. Кроме того, специалисты не знали, как их разъединить, и в конце концов поместили шелковые ткани эпохи Тан в холодильные камеры под землей. Шансов на то, что удастся вернуть им первоначальный облик, практически нет.

О последней находке следует сказать несколько слов. Упомянутый монастырь расположен в 12 0 километрах к западу от Сиани. Сейчас трудно сказать, каким образом на его территории оказалась уникальная реликвия — фаланга пальца руки, оставшаяся после кремации великого Шакьямуни (санскр. «сарира»). Известно, что древнеиндийский царь Ашока, правивший в середине III в. до н. э., покровительствовал буддизму и содействовал его распространению за пределами Индии, отправляя в долгий путь миссионеров и рассылая редчайшие ценности по странам Азии. Так или иначе, косточка праха основателя учения вместе с тремя другими подобными фрагментами, принадлежавшими когда-то его видным последователям, долгие годы хранилась в подвальной части пагоды, построенной специально для этой цели во второй половине V в. Позднее она была разрушена, но император Гаоцзун, уже хорошо знакомый читателю, приказал на прежнем фундаменте отстроить деревянный аналог. Танские императоры регулярно совершали паломничество к святыне. Последнюю извлекали на свет, а правители навсегда оставляли в подземном хранилище свои дорогие подношения. Подобные ритуалы происходили до конца IХ в.

Со временем о «сарире» забыли, а во второй половине ХШ в. деревянная конструкция от ветхости рухнула. На том же самом месте вскоре возвели кирпичную восьмиугольную пагоду высотой 46 метров, не подозревая о существовании склепа. Реликвию неожиданно обнаружили лишь в середине 80-х гг. прошлого века. Одновременно были найдены свыше 1000 бесценных старинных предметов: изделия из золота и серебра, фарфор и шелк, в том числе роскошное платье, принадлежавшее У Цзэтянь, стекло, привезенное из Рима и арабских государств, резьба по камню, буддийские канонические тексты, живописные полотна, монеты и многое другое.

Вероятно, боги не на шутку рассердились на людей за их самоуправство, и в августе 1988 г. здесь произошло мощное землетрясение, в результате чего пагода существенно пострадала. Власти отказались от кропотливой и широкомасштабной реставрации, приняв довольно спорное решение снести древнее сооружение и возвести его точную копию, но на один метр выше. В полном соответствии с новыми веяниями современного Китая строительство было завершено в кратчайшие сроки.

Заканчивая разговор о потенциальных сокровищах погребального комплекса Цяньлин, хотелось бы привести мнение уже упоминавшегося Сюй Пинфана, который полагает, что именно будущие поколения смогут распорядиться ими должным образом. Они создадут новые наукоемкие технологии и обеспечат квалифицированную защиту национального достояния. Конечно, ученый абсолютно прав, но безумно обидно ходить по земле, понимая, что прямо под ногами у тебя покоятся фантастические ценности.

Посещение территории погребального комплекса в начале ХХ! в. обходилось в 31 юань (менее 4 долларов) без скидок. Здесь легко дышится и достаточно интересно даже малоподготовленному туристу. По сравнению с 1987 г. стало значительно больше ограждений и намного меньше посетителей. Менее доступными оказались обезглавленные каменные статуи и руины древних сооружений, но по-прежнему можно прикоснуться к многовековой стеле императора Гаоцзуна, внимательно рассмотреть надписи средневековых хулиганов на «стеле без иероглифов», побродить по окрестной деревушке. Последняя за прошедшие годы существенно преобразилась.

Если раньше расположенные в основании погребального холма лессовые пещеры местных жителей воспринимались как сомнительная экзотика и откровенное проявление нищеты, то сейчас они стали намного аккуратнее и стилизованнее. Поскольку население активно приторговывает сувенирами, то посещение крестьянского дома не выглядит назойливым визитом или бесцеремонной выходкой. Чистые дворики, зелень фруктовых деревьев и кустов, минимальная и архаичная религиозная символика, удобно смонтированные технические приспособления создают атмосферу добротно налаженного быта. Внутри необычного жилища значительно прохладнее, чем на улице, под палящим солнцем знойного лета. Зимой ситуация прямо противоположная.

Однако ни о какой идеализации данного поселения не может быть и речи. О том, что такого рода пещеры представляют серьезную опасность для местных жителей, писал в свое время крупный российский геолог, географ и путешественник Владимир Афанасьевич Обручев (1863–1956 гг.), автор большого числа фундаментальных исследований, учебников и научно-фантастических романов, среди которых хорошо известная массовому читателю книга «Земля Санникова». В составе экспедиции Г. Н. Потанина в Центральную Азию в 1892–1894 гг. он занимался изучением горных пород Наньшаня и Восточного Тянь-Шаня, геологического строения Северного Китая и восточной окраины Тибета. Своими наблюдениями В. А. Обручев поделился в работе «От Кяхты до Кульджи», вышедшей в 1940 гг. и неоднократно позднее переиздававшейся.

Лессовые жилища произвели на него сильное впечатление, поэтому ученый уделил им особое внимание. По его словам, пещера служит десятилетиями: если свод начинает сдавать и из него вываливаются большие куски породы, то ее бросают. Единственный недостаток этих жилищ — при сильных сотрясениях грунта они разрушаются и засыпают своих хозяев. Согласно информации В. А. Обручева, во время мощного землетрясения 1920 г. в провинции Ганьсу погибло несколько сот тысяч обитателей пещер, так как оно произошло глубокой ночью.

Лессовое жилище крестьян
Об абсолютной точности замечания о катастрофических последствиях подземных толчков и колебаний почвы в районе Лессового плато бассейна Хуанхэ свидетельствуют события, произошедшие в провинции Шэньси летом 2001 г. В деревне Мафан 17 июля ранним утром в результате непредумышленного взрыва погибли сразу около 70 человек. Выяснилось, что часть ее жителей в домашних условиях занималась нелегальным производством и хранением взрывчатых веществ, на изделия из которых в стране существует устойчивый спрос во время традиционных праздников и по отдельным торжествам.

Власти пытались бороться с рискованным бизнесом тамошних крестьян и по соображениям безопасности закрыли подобное частное предприятие некоего Ма Шипина. Однако последний припрятал самодельную взрывчатку в пещере, вырытой под жильем младшего брата. После мощного взрыва пещерная деревушка попросту обвалилась, в считанные секунды похоронив десятки людей.

В сельскохозяйственном производстве постоянных обитателей комплекса Цяньлин также произошли значительные перемены. Измученных осликов, нещадно эксплуатировавшихся, в частности, при обмолоте зерновых культур, заменила «малая механизация» — компактные колесные трактора, издающие много шума и изрядно засоряющие окружающую атмосферу. В целом же деревня продолжает жить полнокровной жизнью, извлекая приличные дивиденды из соседства с культурно-историческим памятником.

Неподалеку, всего в 15 километрах от захоронения Гаоцзуна и У Цзэтянь расположена могила их предшественника — славного императора Тайцзуна (Ли Шиминь), правившего в 627–650 гг. Его имя неоднократно упоминалось и еще будет упоминаться в этой книге. Погребение называется Чжаолин. Здесь же находятся 167 могил его ближайших родственников, высокопоставленных военных и правительственных чиновников. Наличие усыпальниц придворных на территории императорского комплекса в тот период было уже большой редкостью и свидетельствовало об оказанной им огромной чести и признании заслуг перед правителем и державой.

Кони императора Тайцзуна
Будущий император Ли Шиминь (род. в 599 г.) инициировал восстание и принял самое активное участие в борьбе против правящей тогда династии Суй. Он сыграл ключевую роль в решающих сражениях, проявив чудеса храбрости и отваги. В условиях повсеместной смуты и полной анархии ему удалось привести к победе своего отца Ли Юаня (позднее императора Гаоцзу). Основав новую династию Тан и став первым ее правителем в 618 г., Гаоцзу пожаловал своему сыну высший титул — «циньван». Однако жизнь для молодого князя мало изменилась. Бесконечные и рискованные боевые действия против претендентов на престол и вождей крестьянских восстаний способствовали росту его популярности среди населения. В конечном итоге ему простили даже убийство близких родственников в борьбе за власть.

Ли Шиминь был вторым сыном в семье и, согласно существовавшим правилам, не мог наследовать трон. По мере постепенной стабилизации обстановки в стране резко обострились отношения между ним и его старшим братом Ли Цзяньчэном, который должен был стать императором. Раскол произошел и среди сторонников новой династии. В 626 г. в результате заговора Ли Шиминь у ворот дворца собственноручно выстрелом из лука сразил насмерть своего соперника. Младший брат принял сторону Ли Цзяньчэна, но также был убит заговорщиками. Позднее Ли Шиминь казнил 10 сыновей своих братьев, «вырвав с корнем» потенциальную оппозицию и заодно исключив реальную возможность передачи власти внуку императора. Вскоре он вынудил отца отдать ему престол.

Тем не менее, Тайцзун оказался талантливым престолонаследником. Он не только вел многолетние и успешные войны со своими соседями, но и создал в государстве эффективно функционировавший политический механизм. При нем был разработан комплексный свод законов, включавший 12 разделов и 500 статей. Основополагающими принципами императорского правления стали жесткая регламентация всех сфер жизни общества, четко определенная социальная структура и устойчивая вертикаль исполнительной власти. Детально отрегулированная система бюрократического надзора долгое время оставалась образцом для последующих династий и сопредельных с Китаем стран.

Об удачливом полководце и императоре известно много легенд и правдивых историй. Так, в одном из сражений Ли Шиминь потерпел неудачу и был вынужден спасаться бегством. Преследуемый врагами он оказался у священной горы Суншань (совр. провинция Хэнань), где неожиданно за него вступились 13 служителей культа из ныне всемирно известного монастыря Шаолиньсы. Вооруженные простыми палками монахи-бойцы отбили нападение преследователей и выручили будущего императора.

Впоследствии Тайцзун щедро отблагодарил монастырь, в одном из павильонов которого на стене подробно изложена история его чудесного спасения. Вполне возможно, что данное событие сыграло определенную роль в том особом покровительстве, которое оказывалось буддизму при первых танских правителях, а Шаолиньский монастырь, наряду с Баймасы в Лояне, стал авторитетнейшим буддийским культурным центром, где располагались огромная библиотека и уникальные произведения изобразительного искусства.

Шаолиньсы основан в конце V в., когда в Китае появилась школа Чань. На Западе о ней знают благодаря более позднему японскому варианту — дзэн-буддизму. Для этой школы характерны критическое отношение к ученой премудрости и священным канонам как средству передачи истинного знания, вера в возможность внезапного постижения истины путем интуитивного озарения, достигаемого долгими бдениями и полной отрешенностью от внешнего мира. Необходимо погрузиться в свое сознание, чтобы уничтожить ложные интеллектуальные построения и обрести подлинное просветление.

Ее основателем считается индийский миссионер Бодхидхарма (? — 528 или 536 гг.), который, согласно традиции, самосовершенствовался и умер в этих местах. Здесь он просидел без движений в замкнутом пространстве долгих девять лет, поэтому современники прозвали его «брахманом, созерцающим стену». В Шаолиньсы свято чтят память о «наставнике медитации». Так, в нескольких вариантах каменных композиций Бодхидхарма изображен в момент преодоления реки Янцзы в районе города Цзинлин (совр. Нанкин). Свое путешествие монах совершил на тростинке камыша.

На протяжении долгой истории монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался. В последние сто лет он особенно пострадал от местных вояк в конце 20-х гг. и неистовых хунвэйбинов во времена «культурной революции». Во всем мире Шаолиньсы знаменит своими боевыми единоборствами, которые поистине «сводят с ума» молодежь (и не только). Существует легенда, что истоки «ушу» («кунфу») тоже связаны с именем Бодхидхармы. После его смерти один из учеников обнаружил небольшую написанную наставником книгу об укреплении духа и плоти через физические упражнения. Монахи на протяжении столетий неизменно следовали заветам учителя, да и сейчас их мастерство, отшлифованное годами тренировок, производит должное впечатление.

В этой связи вспоминается эпизод начала 80-х гг. прошлого века, когда в советско-китайских отношениях после знаменательного и несколько неожиданного выступления генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в Ташкенте весной 1982 г. произошел решительный прорыв. В 1983 г. после 18-летнего перерыва на Московский международный кинофестиваль приехала китайская делегация, а затем постепенно на внутренних просмотрах начали крутить фильмы с бесконечным мордобоем в технике «кунфу». Среди немногих удачных лент был «Шаолиньский монастырь» с прославленным китайским бойцом-чемпионом Ли Ляньцзе, ныне живущим в США и активно снимающимся в Голливуде под именем Джет Ли, в главной роли.

Фильм повсеместно имел оглушительный успех и способствовал стремительному росту популярности монастыря в самых различных странах. Автору данной книги после долгих лет отсутствия какой бы то ни было языковой практики предстояло переводить с китайского только-только появившуюся картину непосредственно с экрана и в присутствии достаточно сложной аудитории. К счастью, уже в самом начале просмотра стало ясно, что в основе сюжета — знакомая читателю история спасения будущего императора, и проблема перевода отошла на второй план, а зрители дополнительно узнали некоторые сведения о средневековом Китае и династии Тан.

Во время многочисленных сражений и походов у Тайцзуна было шесть отважных и на редкость умных коней, которые неизменно помогали своему хозяину. Легенда гласит, что один из них, получив ранение, уперся передними ногами в землю и помог соратнику Ли Шиминя вырвать стрелу, вонзившуюся ему в грудь. В ходе другой битвы еще одного скакуна поразили пять стрел, предназначавшиеся именитому наезднику. Император часто вспоминал о четвероногих боевых товарищах и не хотел расставаться со своими любимцами в загробной жизни. Роскошные барельефы высотой 1,7 и шириной 2 метра с изображениями остановившихся, галопирующих и отдыхающих красавцев, отмеченных печатью естественной грации, некогда украшали вход в его погребальный комплекс.

Сейчас их можно увидеть в галерее древних скульптур, расположенной на территории Музея каменных стел в Сиани. Однако бросается в глаза, что часть удивительно пластичных и созданных в гармонии с природой лошадей была когда-то в большей или меньшей степени расколота, а остальные работы абсолютно целы и выглядят как новые. Так оно и есть на самом деле. Два наиболее насыщенных по сюжету рельефа — всего лишь недавно изготовленные копии, среди них и композиция, которая запечатлела генерала Цю Сингуна, освобождающего от вражеской стрелы рысака будущего императора. Увы, в очередной раз приходится возвращаться к теме утраченных Китаем национальных сокровищ.

В 1914 г. оригиналы вывезли в США, предварительно разбив на несколько частей. Через три года была предпринята попытка изъять оставшиеся экземпляры. Они тоже были расколоты и приготовлены к погрузке, но в последнюю минуту вмешались местные жители и власти, предотвратив кражу. Особенно пострадал великолепный скакун, который, согласно преданию, в действительности был черного как смоль цвета с ослепительно белыми копытами: практически весь барельеф в изломах и трещинах. Реставраторы проделали огромную работу, чтобы восстановить средневековый шедевр. Больше «повезло» скульптурному изображению коня, спасшего Ли Шиминя в жестокой битве 621 г. Его раскололи на три части. Несмотря на варварские отметины похитителей раритетов, спасенные реликвии по-прежнему производят на зрителя сильное впечатление и неизменно привлекают внимание посетителей галереи. Что же касается украденных экспонатов, то в настоящее время они выставлены в Филадельфии, в музее Пенсильванского университета.

Иная судьба ожидала изготовленный из своеобразного и весьма дорогого белого мрамора барельеф «воина-стражника» первой половины Х в., который был похищен в 1994 г. из гробницы местного управляющего конца периода Тан и начала династии Поздняя Лян некоего Ван Чучжи, умершего в 923 г. и похороненного на территории современной провинции Хэбэй. Одна из десяти украденных реликвий в 1999 г. была приобретена галереей М&С (буквы латинские) в Сянгане (Гонконг) за 250 с лишним тысяч долларов США. Последняя предполагала выгодно продать ее на аукционе Кристи. Цветное каменное изображение размером в 113 сантиметров высотой, 59 — шириной и 8 — толщиной ориентировочно оценили в 400–500 тысяч долларов и намеревались пустить с молотка в Нью-Йорке в марте 2000 г. Незадолго до аукциона китайские официальные лица предъявили исчерпывающие доказательства незаконности появления барельефа в США. Торги были остановлены буквально в решающий момент.

Судебная тяжба продолжалась более года, но справедливость все-таки восторжествовала. В мае 2001 г. таможенные службы США вернули культурно-исторический памятник на родину. Попутно произошло еще одно радостное для китайской стороны событие. Американец китайского происхождения Ань Сыюань, увидев «воина-страж-ника» в телевизионной программе новостей, обнаружил похожий экземпляр в собственной домашней коллекции. Выяснилось, что его недавнее приобретение имеет те же корни и ранее находилось в указанном погребальном комплексе. Как патриот и просто честный человек он безвозмездно передал это скульптурное изображение официальным представителям КНР.

По мнению ряда исследователей, на возвращенных камнях вырезаны знаменитые генералы императора Тайцзуна Цинь Цюн и Юйчи Гун. Согласно древней легенде, именно они предложили своему правителю охранять его сон, когда тому в ночных кошмарах неизменно являлись убиенные родные братья и члены их семей. Очень скоро находчивые военачальники стали популярными персонажами национального фольклора. До сих пор в различных населенных пунктах по всему Китаю местные жители вывешивают их изображения на воротах дома в надежде защитить себя и своих близких от всевозможной нечисти, болезней и житейских невзгод.

Тайцзун и Юйчи Гун оказались главными действующими лицами любопытного предания, непосредственно связанного с историей Шелкового пути. Ли Шиминь во главе экспедиционного корпуса отправился в северо-западный регион в попытке восстановить контроль над Хэсийским (Ганьсуйским) коридором. Его войска в результате удачного маневра противника были окружены и заперты в одном из небольших городов. Продовольствие и фураж стремительно заканчивались, постепенно таяли надежды на свежие подкрепления. Полководец, оценив сложность ситуации, послал наиболее отчаянного генерала Чэн Яоцзиня за подмогой, но время шло, а ее все не было.

В безвыходном положении будущий император обратил свои мысли к богу, призвав на помощь всесильного Будду. Он дал торжественную клятву, что отреставрирует и существенно расширит пещерный монастырь в Дуньхуане, о котором читателю предстоит узнать много интересного в последующих главах, обещал позолотить находившиеся там статуи божеств, если Будда поможет ему раздобыть необходимый провиант. Буквально через несколько часов солдаты, собиравшие траву в попытке утолить голод, обнаружили в изобилии сладковатые на вкус и превосходно освежавшие измученных людей маленькие красные ягоды (возможно, это была дереза). Крестьяне рассказали воинам, что последние обогащают кровь, восстанавливают жизненную энергию и лечат заболевания почек. Обрадованный Ли Шиминь отдал приказ энергично поглощать сей продукт, ставший реальным проявлением небесного благодеяния. Вскоре показался решительно настроенный отряд Чэн Яоцзиня. Воодушевленная и несколько подкрепившаяся китайская армия вырвалась из долгого окружения и нанесла врагу сокрушительное поражение.

Император Тайцзун не забыл данную им клятву и через какое-то время направил в район Дуньхуана своего прославленного генерала Юйчи Гуна, который должен был возглавить масштабное строительство. Окрестные жители вне зависимости от своего социального статуса с искренним энтузиазмом встретили именитого наместника и приняли самое активное участие в сооружении новых пещер, известные мастера расписывали их стены и создавали превосходные скульптурные композиции.

По долгу службы генерал много времени проводил в седле, тщательно контролируя весь ход работ. Ему достался на редкость крупный конь, поэтому военачальник постоянно испытывал затруднения, когда надо было сесть верхом или спешиться. Пожилой каменщик первым обратил на это внимание и решил исправить положение. В близлежащих горах он отыскал приличных размеров камень молочного цвета и с помощью коллег как бы ненароком установил его у жилища Юйчи Гуна.

18 лет провел военачальник в здешних краях, снискав у населения почет и уважение. Когда пришло время возвращаться в столицу, провожать его вышли и стар и млад. Отойдя на значительное расстояние от жилых построек, участники многолюдной процессии неожиданно обнаружили на дороге «опорный камень». Никто не мог объяснить, как он тут появился. Тогда настоятель буддийского монастыря улыбнулся и сказал: «Не стоит удивляться: генерал сделал для всех столько хорошего, что даже камень пришел с ним попрощаться». Растроганный Юйчи Гун в последний раз вступил на него, сел в седло и ускакал в сторону Чанъани. Поговаривают, что светлый монолит, на котором отпечатался старый след, до сих пор можно увидеть в тех местах.

Возвращаясь к изображению генерала Цинь Цюна, продажу которого в Нью-Йорке удалось своевременно предотвратить, следует признать, что его иконография очень необычна и вызывает определенные сомнения. Не совсем понятно происхождение в нижней части барельефа пораженного мечом буйвола, а в верхней — птицы феникс. Дальнейший кропотливый и комплексный анализ специалистов, безусловно, прояснит ситуацию и даст ответ на вопрос, кто же в действительности запечатлен в мраморе?

В 40 километрах к западу от Сиани находится наиболее крупный из погребальных комплексов императоров династии Хань — Маолин. Это могила всесильного Уди, правившего страной белее пятидесяти лет, — со 140 по 87 гг. до н. э. В непосредственной близости захоронены его ближайшие соратники. Заслуживающие самого пристального внимания достопримечательности мы и вознамерились посетить, передвигаясь по окрестностям замечательного города.

Могила императора Уди
Добраться до указанного места оказалось очень нелегко. Все попытки найти в первой половине июня 2001 г. приемлемый по цене транспорт, который хотя бы довез до Маолина, оказались безуспешными. Объяснений было несколько, но наиболее вразумительным звучал «ремонт дороги». Поэтому, как нередко бывает в путешествиях по Китаю, для россиянина в силу особенностей менталитета остаются неизменными надежда на авось и твердая уверенность в то, что корректный и доброжелательный разговор с местным населением поможет преодолеть любую проблему.

В конце концов так и случилось. Вначале водитель автобуса, на котором мы ездили в Цяньлин, всю дорогу придумывал для нас варианты передвижения, пока резонно не предложил выйти на скоростной трассе в местечке Лицюань, где, забыв о своих непосредственных обязанностях, отчаянно пытался найти подходящий транспорт. Самое обидное заключалось в том, что мы находились всего в 10–12 километрах от цели, но владельцы всевозможных средств передвижения категорически отказывались ехать, либо заламывали сумасшедшую цену. Казалось, над погребальным комплексом императора Уди витало какое-то проклятие. Здравый смысл отказывался воспринимать неизменное «нет» в ответах собеседников, и переговоры вспыхивали с новой силой.

Совершенно неожиданно показалось красное такси — «кепка», т. е. малолитражка несколько устаревшей модели «дайхацу», производившаяся на совместном с японцами заводе в городе Тяньцзинь и получившая от наших соотечественников столь необычное название за специфический внешний вид. Шофер живо откликнулся на прозвучавшее предложение, смирившись с весьма умеренной оплатой. Похоже, он не знал, что его и машину ждет впереди. Нам тоже предстояло выяснить причину решительного игнорирования населением маршрута к древним могилам.

Уже через несколько километров пути дорога оказалась по пояс усыпана скошенной пшеницей, которую предприимчивые крестьяне за отсутствием необходимых площадей вываливали на проезжую часть. Здесь она в нарушение всех действующих административных постановлений и распоряжений исправно сушилась, а при наличии случайно заехавшего транспорта подвергалась бесплатному обмолоту.

Местные власти на протяжении многих лет пытаются бороться с этим беспределом, но о каких-то успехах говорить не приходится. Не убеждают жителей и аргументированные разъяснения относительно экологической ущербности такой продукции: во-первых, пшеница длительное время контактирует с асфальтовым покрытием, которое вряд ли можно отнести к необходимым пищевым добавкам, во-вторых, выхлопные газы, в свою очередь, тоже не способствуют повышению ее вкусовых качеств.

Разговор с таксистом вскоре прекратился, поскольку всех волновала бесперебойная работа двигателя. Он стал нашей последней надеждой, так как рассчитывать на скорую помощь в злаковом безмолвии было, по меньшей мере, неразумно. Автомобиль быстро превратился в огородное пугало. Нечто подобное являли собой и те, кто находились внутри.

Нет нужды объяснять, с каким энтузиазмом были восприняты контуры приближающихся холмов-усыпальниц и короткая передышка в жестком приобщении к сельскохозяйственному производству в современной китайской деревне. Проницательный читатель, наверное, уже представил себе глаза нескольких откровенно скучавших работников музея при виде «снопа на колесах» и двух «отмороженных» туристов-иностранцев, беспрерывно отряхивающихся и чихающих. Тем не менее, билеты нам продали без скидки (по 20 юаней), позволив в гордом одиночестве созерцать усыпальницы.

Первая остановка, естественно, у могильного холма прославленного императора, о чем свидетельствует старая стела. Водитель любезно предложил подъехать поближе, чтобы сделать фотографии на память. Уди всегда считался в Китае величайшим правителем династии Хань и наиболее последовательным защитником империи.

Он предпринял самые решительные шаги по укреплению центральной власти. В 127 г. до н. э. издал указ о разделе земельных владений между наследниками. Если раньше после смерти князя все отходило к его старшему сыну, то отныне права на наследство имели и братья последнего. В результате начался процесс интенсивного дробления удельных княжеств и соответственно ослабления центробежных тенденций в государстве. Территория страны была поделена на 14 округов, куда направлялись специальные инспектора для отслеживания ситуации на местах. Вводится государственная монополия на производство и продажу соли и железа, отливку монет и транспортные перевозки; начинает функционировать система экзаменов на замещение вакантных административных должностей. Налоговая политика императора была сориентирована на строгий контроль за крупными торговцами.

При Уди завершается процесс трансформации конфуцианства в официальную идеологию, что в законодательном порядке было оформлено в 136 г. до н. э. по предложению придворного философа Дун Чжуншу (17 9 (?) — 104 гг. до н. э.). В трудах последнего учение Конфуция обрело черты всеобъемлющей мировоззренческой доктрины, способной обеспечить идейно-политические запросы и содействовать эффективному функционированию максимально централизованного режима. Ханьский интеллектуал настаивал на правомерности переосмысления воззрений Учителя и их адаптации к актуальным для современного государства и общества проблемам.

Император проводил исключительно энергичную и агрессивную внешнюю политику, его армия не знала покоя. На юге границы Китая достигли Вьетнама, а купцы устремились еще дальше, в Юго-Восточную Азию. На севере и западе шли беспрерывные и в целом успешные войны с кочевыми племенами, особенно со старыми врагами китайцев — сюнну.

Уди мобилизовал все мыслимые трудовые ресурсы в стране. Умирая от изнурительного труда, толпы рабочих постоянно укрепляли, перестраивали и расширяли циньскую Великую стену, возводили новые фортификационные сооружения: мощные укрепления, сторожевые башни, крепкие ворота, неприступные заставы. Император понимал, что для борьбы с грозной конницей противника на огромных степных и полупустынных просторах необходимы высокий боевой дух армии, высококачественное оружие, мощная тыловая поддержка и отлаженная инфраструктура. Большое внимание уделялось дипломатическим миссиям, направленным на поиск союзников, благодаря чему и был открыт Шелковый путь. Особую роль в победах китайских войск сыграли доблестные и отважные полководцы. Двое из них удостоились чести быть погребенными рядом со своим повелителем.

Маршал Вэй Цин (? — 106 г. до н. э.) был родом из незнатной семьи и в детстве пас овец. Однажды ему нагадали, что он станет прославленным генералом. Мальчик рассмеялся и рассказал о своей мечте: если будут меньше пороть, то и этому буду рад. Постепенно жизнь вносила свои коррективы, приближая юношу к напророченной судьбе. На первом этапе ему помогала сестра, которая стала наложницей Уди. Вэй Цин оказался при дворе, но его карьера могла закончиться, не начавшись. В результате козней императрицы он был схвачен и спасся только с помощью друзей. Вскоре император осыпал его милостями, а в 130 г. до н. э. присвоил чин генерала и отправил на войну с кочевниками.

В боевых операциях той поры очень многое зависело от фортуны. Бескрайние пески и степи крайне затрудняли скоординированные действия, армии как внезапно терялись, так и неожиданно появлялись, возникая из ничего. Многие командиры, одержав блистательные победы, терпели затем сокрушительные поражения, не совершив очевидных ошибок или просчетов. Приняв участие в семи кампаниях, Вэй Цин вошел в историю как на редкость удачливый военачальник, всегда действовавший своевременно, в нужном месте и имевший достаточные для победы силы.

В те годы он был единственным китайским генералом, кто подряд выиграл несколько сражений и взял в плен более десяти князей сюнну. В 124 г. до н. э. прямо на заставе, куда армия вернулась после очередного триумфа, императорский посланник публично зачитал указ Уди о присвоении Вэй Цину высшего генеральского звания и вручил печать — символ власти. Следует в этой связи упомянуть, что к тому времени его сестра, родив сына, стала императрицей, но военачальник, под командованием которого отныне находились все ханьские генералы, уже проложил путь к собственной славе на поле брани.

Еще более искрометной оказалась жизнь и карьера Хо Цюйбина (140–117 гг. до н. э.) — самого талантливого полководца Уди. Он был сыном старшей сестры Вэй Цина и весьма преуспел в боевых искусствах. В возрасте 18 лет ему удалось произвести благоприятное впечатление на Уди, император высоко оценил стрельбу молодого человека из лука и умение держаться в седле. Храбрый и молчаливый, несколько жесткий с подчиненными Хо Цюйбин сначала служил под командованием своего дяди. Однако уже в 121 г. до н. э. стал генералом и далеко за пределами Китая нанес два сокрушительных поражения сюнну, овладев Хэсийским коридором и открыв путь на запад

Верховный правитель кочевников (кит., «чаньюй») всерьез обеспокоенный боевыми успехами молодого военачальника, в назидание другим решил казнить одного из князей, проваливших операцию, но последний, узнав об этом, поспешил сдаться Хо Цюйбину, приведя с собой почти 10-тысячный неприятельский отряд.

Через два года, выдвинувшись в различных направлениях и постоянно координируя свои действия, армии Вэй Цина и Хо Цюйбина — всего свыше 100 тысяч всадников и несколько десятков тысяч пеших воинов — наголову разбили главные силы кочевников, вынудив чаньюя бросить свое войско и бежать на северо-запад. Наступил звездный час полководцев. По указу Уди им были присвоены маршальские звания (титулы) со всеми вытекающими отсюда почестями и привилегиями.

Конечно, это был тот случай, когда слава не могла испортить или изменить людей. Император намеревался построить для Хо Цюйбина роскошную резиденцию в столице, но доблестный воин, которому в то время едва исполнилось двадцать лет, отказался, сказав бессмертную для китайцев фразу: «До тех пор, пока сюнну окончательно не разбиты, не время думать о собственном доме».

Повергнувший кочевника конь
Блестящий полководец, выигравший шесть сложнейших кампаний, скончался в возрасте 23 лет из-за болезни. Потрясенный печальным известием, Уди устроил торжественную церемонию прощания и приказал похоронить его на территории своего погребального комплекса. По рельефу могила напоминает горы Наньшань (на территории современных провинций Ганьсу и Цинхай), где отважно сражался Хо Цюйбин. Кстати, после его смерти император взял к себе на воспитание сына военачальника.

Как это нередко бывало в истории Китая, о том, что захоронение связано с именем Хо Цюйбина, с годами забыли. Только в начале ХХ в. личный врач сына президента Китайской Республики Юань Шикая француз Виктор Сигален, путешествовавший по стране с писателем Огюстом Жильбером де Вуаза и фотографом Жаном Лартигом, первоначально заинтересовался каменным изваянием лошади у могильного холма, а в итоге аргументировано доказал наличие на территории Маолина гробницы самого яркого полководца ханьской эпохи. В письме от 6 марта 1914 г. своему соотечественнику и учителю, известному синологу Эдуарду Шаванну он восторженно писал о «колоссальной конструкции из гранитных блоков», «архаичности и массивности скульптур», «оригинальности и мощи стиля».

Музей находится у подножия холма, где захоронен Хо Цюйбин. Территория весьма живописна, хотя бросается в глаза откровенная перегруженность пейзажа всевозможными застройками и традиционными деталями садово-паркового искусства. Однако полная тишина и отсутствие посетителей создавали эффект сопричастности с перипетиями далекого прошлого. Небольшая экспозиция самобытной ханьской скульптуры, в центре которой находится фигура коня, подавившего своей мощью грозного кочевника, дает определенное представление о сложности и суровости эпохи с ее постоянными кровавыми войнами, жестоким противостоянием людей и сил природы, минимальной стоимостью жизни отдельного человека.

В 200–300 метрах от музейной ограды на фоне бескрайних и безлюдных просторов хорошо просматривается могила полководца Вэй Цина. Там все намного скромнее и доступнее. Подобный контраст выглядит абсолютно логичным, поскольку в противном случае весь погребальный комплекс усилиями наших современников мог превратиться в огромную выставочную клумбу.

Стоя у гробниц маршалов и размышляя о событиях более двухтысячелетней давности, задумываешься о превратностях судьбы. Где-то здесь должна была находиться усыпальница еще одного героя войн с сюнну, но история распорядилась иначе. Талантливый, смелый и мудрый Ли Гуан (? — 119 г. до н. э.) воевал еще во времена императора Вэньди (дед Уди) и участвовал в 70 кампаниях. Солдаты и офицеры обожали своего командира, называя «отцом» или «старшим братом». Кочевники, в свою очередь, панически боялись Ли Гуана и прозвали «летающим генералом».

Его умением стрелять из лука восхищалась вся страна. В молодости он попал в плен, но смог бежать, отстреливаясь от преследователей. Отнюдь не в голливудском «боевике», а в экстремальных условиях Ли Гуан каждой стрелой поражал одного из противников, и те вскоре прекратили погоню. Его храбрость и бесстрашие, меткость и силу воспели танские поэты VIII в. Ван Чанлин и Ли Гуань. Генералу посвятил целую главу «Исторических записок» патриарх древнекитайских летописцев Сыма Цянь.

Казалось бы, выдающаяся карьера и наивысшие почести. Тем не менее конец военачальника был бесславным. В 119 г. до н. э., действуя под командованием Вэй Цина, он заблудился со своим войском в песках и покончил жизнь самоубийством, не вынеся позора. Как сказал император Уди, «Ли Гуану просто не повезло». Полководец в результате был погребен у себя на родине. Его могила сохранилась до сих пор, и любознательный турист может найти ее в двух километрах от города Тяньшуй, что в восточной части современной провинции Ганьсу.

Из Маолина мы возвращались в несколько приемов. В полном соответствии с обговоренными условиями на редкость деликатный и терпеливый водитель такси привез нас в Сяньян. Вырвавшись в конце концов из назойливого плена «пшеничных дорог», автомобиль довольно быстро добрался до его центра. Сяньян, расположенный на северном берегу Вэйхэ примерно в 30 километрах к западу от Сиани (40 минут езды на рейсовом автобусе), предстал самым обычным провинциальным городком. Между тем более 2 тысяч лет назад именно здесь находилась столица могущественной и грозной империи. Правитель Сяогун в 350 г. до н. э. сделал его административным центром царства Цинь, которое в то время вело затяжные, но неизменно победоносные войны со своими соседями.

Цинь Шихуан, огнем и мечом объединивший Китай в конце III в. до н. э., объявил Сяньян главным городом государства. К югу от реки был построен грандиозный и блистательный дворец Эпангун, разрушенный вскоре после смерти легендарного императора. Его руины сохранились до сих пор. Обнаруженные на их месте древние реликвии выставлены в городском музее. В основном это детали архитектурных сооружений: фрагменты черепицы, водопроводных труб, искусно выполненные облицовочные кирпичи и др.

Главная ценность музейной экспозиции Сяньяна — миниатюрная (высотой в среднем около 50 сантиметров) терракотовая армия пехотинцев и всадников. Несколько тысяч глиняных фигурок, найденных неподалеку в погребении, вероятно, высокопоставленного сановника ханьской эпохи, заметно уступают по своим художественным качествам и степени воздействия на зрителя знаменитому сианьскому воинству, однако лишний раз подчеркивают безграничность сокровищ, которые до сих пор хранит китайская земля.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =