Наиль Ахметшин

ТАЙНЫ ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Глава III. ПОГРЕБЕННОЕ ВОИНСТВО

Кульминацией ознакомительной поездки в Сиань неизбежно становится посещение всемирно известной терракотовой армии, обнаруженной относительно недавно примерно в 30 километрах к востоку от города. Сюда спешат иностранцы со всех уголков планеты, приобщиться к истокам своей цивилизации стремятся китайские туристы, крупнейшие политики и выдающиеся деятели искусства оставляют восторженные отзывы о шедеврах далекого прошлого, современные писатели и кинематографисты, вдохновленные увиденным, создают собственные версии событий, разыгравшихся здесь свыше 2 тысяч лет назад.

Феноменальная находка была сделана в 1974 г., когда два шэньсийских крестьянина начали рыть колодец и внезапно на глубине около четырех метров наткнулись на крупные куски обожженной глины — терракоты. Это были обломки древних статуй. Уникальное археологическое открытие ХХ в. — захоронение воинов и лошадей (кит. Бинмаюн), вызвавшее широчайший резонанс во всем мире, состоялось.

Между тем напуганные «духами земли» крестьяне прекратили свои водно-мелиоративные изыскания и обратились в деревенскую администрацию. Последняя весьма оперативно проинформировала о случившемся вышестоящие инстанции. Специалисты-археологи из Сиани прибыли не сразу, но за работу взялись энергично, и вскоре поступили сообщения о новых сенсациях.

Выяснилось, что местные жители угодили в обширный прямоугольный ров глубиной 22 метра и протяженностью порядка 230 метров с востока на запад и 70 метров с юга на север. Общая площадь составляет около 16,5 тысячи квадратных метров. Внутри него после небольшого пространства, в котором в три шеренги разместился, предположительно, передовой отряд, вдоль тянулись 10 капитальных стен из утрамбованной земли, разделявшие погребение на 11 коридоров.

В каждом таком коридоре находились сотни керамических фигур воинов, вооруженных настоящими мечами, алебардами, бердышами, арбалетами со стрелами и другим оружием. Бронза еще сохранила блеск, остроту и прочность. В шести коридорах располагались глиняные лошади, за последними археологам удалось выявить останки деревянных колесниц. Более 6 тысяч фигур удивительной армии, обративших свои взоры на восток, выстроены в боевом порядке и готовы к сражению.

Через два года, в 1976 г., неподалеку были обнаружены еще две подземные камеры. В значительно меньшем по размеру погребении 2 площадью в 6 тысяч квадратных метров скопилось почти 1,5 тысячи лучников, всадников и лошадей, легковооруженных пехотинцев и колесниц с возницами. В самом малом погребении 3 на 520 квадратных метрах найдены 64 воина и одна боевая колесница.

В ходе многолетних работ археологи откопали в общей сложности примерно 8 тысяч терракотовых скульптур, большое количество оружия и военного снаряжения, в том числе первые в мировой истории отравленные стрелы. Все фигуры, многие из которых оказались в сильных изломах, были выполнены в реальных для нашего современника размерах. Средний рост воинов составляет 1 метр 80 сантиметров, а в погребении 2 заметно выделяется почти двухметровый генерал.

Терракотовая армия Цинь Шихуана
В 1980 г. в раскопе длиной около 8 метров, расположенном поблизости от усыпальницы Цинь Шихуана, удалось найти скульптурные композиции из бронзы — две в половину натуральной величины колесницы, запряженные четверками лошадей и управляемые возницами. Крытые повозки украшены причудливыми изображениями, похожими на драконов, фениксов и летящие по небу облака. В облике наездников древний скульптор на редкость тщательно отразил детали человеческих фигур: колени, суставы пальцев, ногти на руках и т. д.

Находки в Бинмаюне уже более четверти века завораживают и вызывают восторг у посетителей, потрясают воображение и рождают космические гипотезы, инициируют научный поиск и дают импульс творчеству. Ежегодно музейный комплекс привлекает сотни тысяч туристов из разных стран, однако хочется верить, что основная работа археологов и их блестящие открытия в этом регионе еще впереди.

Тем не менее остается без ответа главный вопрос. Почему все эти грандиозные творения человеческих рук в столь огромном количестве оказались под землей? Отсутствуют упоминания о погребенном воинстве в исторических хрониках и документах. Ничего не говорится о нем в легендах, преданиях и национальном фольклоре.

Полной ясности нет и в настоящее время. Можно только догадываться, что Цинь Шихуан, создавший объединенное государство после столетий междоусобиц и братоубийственных войн, с мыслями о неизбежности собственной смерти приказал не только построить величественную гробницу, но и похоронить с собой некий символ не знавшей поражений императорской армии. Она прославила основателя династии Цинь и была способна защитить усопшего монарха в загробном мире.

Само название эпохи — Борющиеся царства (475–221 гг. до н. э.) — говорит о многом. Жестокие войны между семью крупнейшими государствами за господство в стране вступали в решающую фазу. На территории распавшегося в конце V в. до н. э. царства Цзинь в центральной части Поднебесной образовались три государства: Хань, Вэй и Чжао. На полуострове Шаньдун находилось богатое и древнее царство Ци, в северном Китае — Янь, столица которого размещалась неподалеку от современного Пекина. Два самых больших государства — Чу и Цинь — лежали соответственно на юге и западе.

В условиях резкого обострения междоусобной борьбы, столкновений различных интересов и на фоне в целом достаточно интенсивного в то время экономического, социального и культурного развития многое зависело от внутреннего потенциала правящих элит, их военно-политического и социально-экономического выбора, способности аккумулировать лучшие идеи и умы, находя им достойное применение. Уже очень скоро определился явный лидер в этой кровавой гонке — государство Цинь, где воплощались в жизнь теоретические изыскания легистов.

Отличительной особенностью их учения — легизма (кит. фацзя), которая в конечном счете и предопределила название указанной древнекитайской философской школы, стала полная абсолютизация закона («фа») — универсального средства управления государством. Правитель — единственный субъект нормотворчества, на него не распространяется правовое поле действующего законодательства. В результате возникла весьма стройная концепция всеобъемлющего функционирования деспотического государства при неограниченных полномочиях монарха.

Легисты (законники) предлагали и реализовывали государственное регулирование экономики, четкую градацию внутри правящей социальной группы, систематическое обновление госаппарата путем выдвижения перспективных чиновников, унификацию мышления и личную ответственность последних, фискальную систему тотального надзора за поведением и настроением общества в целом и другие меры. Отвергая постулаты конфуцианской этики, которой должны были следовать в том числе и монархи, они выдвинули принцип непоколебимости власти правителя, его авторитета. Если государство обеспечит бесперебойное снабжение населения продуктами питания и укрепит свою военную мощь, то оно станет достаточно сильным, чтобы победить всех врагов и объединить Китай, положив конец хаосу и установив закон и порядок.

Самым известным теоретиком и практиком данной школы оказался Шан Ян (390–338 гг. до н. э.), который сначала служил чиновником в царстве Вэй, а в середине IV в. до н. э., поселившись в государстве Цинь, стал главным советником (канцлером) его правителя Сяогуна. Автор канонического труда «Книга правителя области Шан» осуществил крупномасштабные и радикальные реформы в 359–348 гг. до н. э., которые способствовали укреплению центральной власти и усилению военно-политического и экономического могущества Цинь. Так, Шан Ян упразднил прежнюю систему землевладения, узаконив впервые в истории Китая право частной собственности на землю и разрешив куплю-продажу земельных участков, была ликвидирована система наследственных владений знати, аристократия лишалась права наследования административных постов и т. д. Эти меры, объективно, подорвали власть родовой знати, способствовали выдвижению и продвижению по службе лиц более низкого происхождения, привлекли богатых крестьян из сопредельных районов.

Однако судьба самого Шан Яна оказалась трагичной. После смерти в 338 г. до н. э. циньского правителя и его покровителя Сяогуна выяснилось, что у реформатора много недоброжелателей среди придворных, которых в ходе проводимых преобразований он когда-то лишил привилегий, а самое главное — он оказался в немилости у наследника престола. Дело в том, что вскоре после начала реформ в Цинь последний совершил какое-то правонарушение. Шан Ян, считавший, что соблюдение законов обязательно для всех подданных правителя, настоял на применении санкций. Поскольку наследника нельзя было подвергнуть уголовному наказанию, то клеймили его наставника.

Естественно, что будущий правитель царства не забыл унижения. Вскоре после кончины Сяогуна Шан Яна обвинили в государственной измене, но смерть тот встретил, по некоторым сведениям, с оружием в руках. Велика была ненависть врагов: тело погибшего привязали к колесницам, и лошади, пущенные в галоп, разорвали его на части.

О конкретных событиях той эпохи стало известно во многом благодаря эпическим «Историческим запискам (кит. «Ши цзи») Сыма Цяня (ок. 145 или 135 г. до н. э. — ?) — выдающегося историка, литератора и мыслителя древнего Китая. В 108 г. до н. э. он унаследовал от своего отца Сыма Тяня должность главного придворного историографа и получил доступ к императорскому архиву. В молодые годы Сыма Цянь много путешествовал, собирая исторические сведения и изустные предания, постигая народные обычаи, традиции и нравы.

О серьезности его намерений и научного поиска свидетельствует такой эпизод. Существовало предание о затоплении столицы государства Вэй. В конце эпохи Борющихся царств циньские войска, осадив Далян (совр. Кайфэн), долгое время не могли сломить ожесточенное сопротивление оборонявшихся и захватить крепость. Тогда они призвали на помощь природную стихию. От реки Хуанхэ до вэйской столицы был прорыт канал, и ее мутные воды хлынули в город.

Сыма Цянь тщательно изучил сохранившуюся часть старой крепостной стены и обнаружил на ней следы сильнейшего наводнения. Местные пожилые люди рассказали ему о том, что сами когда-то давно слышали от старших: как Хуанхэ сметала все на своем пути, как еще долгое время вода оставалась в разрушенном городе.

Вместе с учеными-сановниками Тан Ду, Ло Сяхуном и некоторыми другими Сыма Цянь параллельно руководил исследованиями по совершенствованию календаря, которые были успешно закончены в 104 г. до н. э. В дальнейшем он интенсивно и плодотворно работал над главным трудом своей жизни.

Вызывает восхищение его удивительная для того времени четкая гражданская позиция и мужество в отстаивании собственной точки зрения, что нашло отражение отнюдь не только в творческих изысканиях. В 99 г. до н. э. историк выступил решительно против императорского указа об уничтожении всего рода, в том числе и престарелой матери, ханьского военачальника Ли Лина, потерпевшего поражение и сдавшегося в плен кочевникам-сюнну. В результате его бросили в тюрьму и позднее подвергли оскоплению.

В 90-е гг. I в. до н. э. Сыма Цянь завершил фундаментальный труд, ставший образцом для последующих династийных хроник и летописных сводов. «Ши цзи» включают 130 глав, охватывающих историю Китая с так называемого легендарного периода до конца II в. до н. э. Сыма Цянь впервые применил комплексный принцип исследования, сочетающий хронологическое описание наиболее важных событий по годам, тематическое освещение различных сторон общественной жизни и жанр биографий ключевых участников исторического процесса.

На его мировоззрение и концептуальные подходы в определенной степени повлияли идеи традиционных китайских философских школ, прежде всего раннего конфуцианства и, отчасти, эклектичного даосизма. Однако масштабы личности ученого и его творения позволяют говорить о яркой индивидуальности автора, представившего на суд читателя непревзойденный шедевр исторического повествования. По мнению знаменитого историка I в. н. э. Бань Гу, Сыма Цянь продемонстрировал оригинальный подход в осмыслении событий прошлого и самобытное видение рассматриваемых явлений. Одновременно живой и насыщенный язык, отшлифованные диалоги, впечатляющие образы с их внутренним психологизмом, глубокими размышлениями и искренними сомнениями сделали «Исторические записки» высокохудожественным произведением.

Несмотря на откровенное противостояние в истории Китая двух философских доктрин, учение легистов, воспринятое конфуцианцами позднее, в эпоху Хань, способствовало трансформации конфуцианства в государственную религию и оказало исключительно важное влияние на последующее развитие законодательства и правовых знаний не только в Китае, но и во многих других странах Дальнего Востока.

Любопытны высказывания Шан Яна о наказаниях. По его мнению, если сделать их суровыми, установить систему взаимной ответственности за преступления, то «люди не решатся испытывать на себе силу закона», а когда они станут бояться «подобных испытаний», «исчезнет потребность в самих наказаниях». Прежние правители ввели смертную казнь, вырезание коленных чашечек и клеймение, но «все это не во вред народу», а «ради пресечения зла и преступлений», ибо нет лучшего средства пресечь зло и преступления, «нежели суровые наказания».

Подавляющее большинство наказаний империи Цинь было заимствовано из уголовного законодательства одноименного государства, сформировавшегося в период реформ Шан Яна. Существовали свыше 10 видов смертной казни, в том числе четвертование, разрубание пополам и на части, обезглавливание после казни, обезглавливание с последующим выставлением головы, удушение медленно скручиваемой веревкой, закапывание живьем, варка в большом котле, выламывание ребер, пробивание темени острым предметом. Как свидетельствует историческая хроника более позднего периода, последние три вида появились при Цинь Шихуане.

Обычно казни совершались публично. «Почетная» смерть распространялась только на членов правившего рода и наиболее высокопоставленных сановников. Император посылал осужденному меч и приказывал покончить жизнь самоубийством в собственном доме.

Среди более мягких наказаний можно выделить вырезание коленных чашечек, отрезание носа, клеймение, кастрацию, битье по пяткам, каторжные работы (как правило, отправка на 4–5 лет на строительство Великой стены, дорог, погребального комплекса Цинь Шихуана и других сооружений). Наказания применялись в отношении чиновников государственного аппарата любого ранга и независимо от занимаемых постов, а также, естественно, рядовых обывателей, по своему реализуя принцип «равенства всех перед законом».

Вспоминая историю уголовного права Поднебесной, невольно задумываешься о действующих в настоящее время законах социалистического Китая, которые вызывают острые споры и дискуссии на Западе. Так, многие зарубежные специалисты в конъюнктурных целях или по недоразумению поспешно увязывают уголовное законодательство КНР с проблемой нарушения прав человека, чрезмерно политизируя собственные рассуждения. На наш взгляд, оно в полной мере отражает современный уровень развития юридической мысли. Правовые нормы достаточно прагматичны и нацелены на максимально точное отражение основных тенденций развития государства, происходящих в нем изменений.

Законодатели, ученые и практики, разрабатывая нынешний Уголовный кодекс (1997 г.), исходили из реальной ситуации в стране, анализа совершаемых преступлений, опыта применения различных видов наказаний. Свободные от сомнительных «международных обязательств», политиканской «фракционной конъюнктуры» и схоластических рассуждений о «всевышнем»' они закрепили в кодексе то, что считали актуальным для китайского общества. Поэтому имеющиеся в нем 400 с лишним составов преступлений— это именно те противоправные деяния, которые совершаются в сегодняшней КНР. Однако и традиции прошлого тоже дают о себе знать.

Судебные органы регулярно выносят смертные приговоры по самым разнообразным делам. В санкциях более 80 статей Уголовного кодекса предусмотрена смертная казнь, которая приводится в исполнение через расстрел или путем введения инъекции с ядом. Это значительно больше, чем в какой-либо другой стране мира. Ее применение допускается за преступления против социалистического рыночного экономического порядка, против общественного порядка и порядка управления, против прав личности, демократических прав граждан, против государственной безопасности, за преступления военнослужащих против воинского долга и др.

В контексте рассказа об обнаруженной терракотовой армии заслуживает внимания статья 328 УК. Лишением свободы на срок десять и более лет, пожизненным заключением либо смертной казнью наказываются тайные раскопки памятников старины, древних погребений, утвержденных в качестве особо охраняемых объектов культуры; руководители коллективных раскопок; неоднократные подобные раскопки и т. д. Трудно даже представить размах этого явления в КНР в последние годы, если законодатель решил включить в кодекс столь суровые меры наказания. Ранее такой нормы не существовало, о проблеме заговорили лишь во второй половине 80-х гг.

Китаю с его огромным населением для продолжения поступательного движения по пути прогресса жизненно необходимы элементарный порядок и законопослушные граждане. После долгих лет сложных и неоднозначных политических процессов 50—70-х гг., судебного беспредела «культурной революции» (1966–1976 гг.), весьма сомнительных, с точки зрения легитимности, заидеологизированных кампаний страна крайне нуждается в стабильности. Всего этого трудно добиться за двадцать с небольшим лет реформ, но позитивные сдвиги налицо.

Дорога от Сиани до Бинмаюна удобна во всех отношениях. Туда можно добраться или поездом (до станции Линь-тун), пересев затем на автотранспорт, или сразу на микроавтобусах №№ 306 и 307, оснащенных кондиционерами и отправляющихся с железнодорожного вокзала в центре города. В любом случае время в пути не займет более 40 минут, а расходы не превысят сумму в 1 доллар с человека.

Приобретение памятных сувениров у ворот в музейный комплекс входило в наши планы так же, как и полноценный обед. Каждый, кто хоть раз побывал в Китае, прекрасно знает, что процесс покупки даже самой прозаичной вещи на рынке и во многих магазинах превращается в длительный торг, если, конечно, нет желания заплатить сразу сумасшедшую цену, названную «с потолка». Чувствовать себя обманутым всегда неприятно, поэтому волей-неволей приходится принимать вызов. Обычно иностранный покупатель путем проб и ошибок разрабатывает собственную модель поведения, которой затем старается придерживаться, постоянно внося в нее коррективы.

В качестве варианта можно предложить такую схему торга, когда, разумеется, не знаешь реальной стоимости товара: во-первых, после астрономической цены, указанной продавцом, следует назвать самую минимальную цифру. Например, если за майку просят 80—100 юаней, то надо смело говорить «пять». При этом не нужно поддаваться на предложение самому определить ее стоимость. Торговец может сразу согласиться, что означает очевидный проигрыш покупателя. Если же после ошарашивающего ответа глаза у него от удивления полезли на лоб, то можно потихоньку накидывать по несколько юаней (до 5), но при этом он должен сбрасывать хотя бы по десятке.

Во-вторых, изначально надо четко себе представлять, что обмануть продавца все равно не удастся. Он никогда не продаст что-то себе в убыток, поэтому задача состоит в том, чтобы оставить его с минимальной прибылью. В-третьих, процесс согласования занимает приличное время. При его лимите, когда разрыв в цифрах уже не так велик, покупатель может использовать прием «ухода». Если торговец не обнаружил подвоха и поверил в искренность маневра, то он либо соглашается с нижним пределом, либо в ключевой момент называет почти подлинную стоимость веши. Остается попробовать сбросить еще чуть-чуть, но в принципе зафиксированная цена близка к оптимальной.

На рынке перед входом в Бинмаюн наибольший интерес представляют терракотовые воины и лошади. Колоритны фигуры в натуральную величину, которые в изобилии производятся местными заводиками. За глиняного пехотинца в полный рост с доставкой в город просят порядка 1000 юаней (120 долларов). Это означает, что при желании его можно купить за несколько сотен. Аналогичный воин сианьского производства в столичном магазине «Дружба», для сравнения, стоит 7,5 тысячи юаней.

Естественно, приобретение такого роскошного идола никак не вписывалось в калейдоскоп событий нашего путешествия, да и его присутствие в небольшой пекинской или московской квартире вряд ли прибавит уюта и комфорта в повседневной жизни, поэтому мы ограничились компактными наборами из пяти 9—12-сантиметровых фигурок в плотной и транспортабельной коробке по 7,5 юаня. Можно было купить и дешевле, но в таком случае достаточно хрупких воинов пришлось бы везти по Шелковому пути в синтетических авоськах сомнительного качества.

Неожиданно хлопотным делом оказался обед. Владельцы местных харчевен отказывались принимать нас за квалифицированных туристов и предлагали меню, рассчитанные на откровенное одурачивание иностранцев. В итоге пришлось торговаться по стоимости каждого блюда, что для китайских ресторанов абсолютно нехарактерно. В целом классический набор закусок все равно оказался дороже обычного, зато при выборе горячих блюд алчные устремления хозяина заведения удалось резко ограничить, так как мы решительно отдали предпочтение традиционным мучным шэньсийским блюдам.

Поскольку в этой провинции основной зерновой культурой является пшеница, то лепешки из пресного теста, приготовленные без масла, играют заметную роль в рационе местных жителей. Крестьяне в массе своей жалуют пустые «гокуй» самой разнообразной величины, сытные и дешевые. Когда-то автор попробовал и сразу полюбил «жоуцзямо» с мясной начинкой.

Горячая лепешка разрезается вдоль почти пополам и интенсивно заполняется мелко нарубленной ароматной свининой, варившейся со специями на протяжении долгих часов. Ощущается лишь нехватка овощей, из-за чего превосходное блюдо становится чуть тяжеловатым. В последнее время они популярны и в других городах страны, в частности в Пекине. Откровенные издержки в приготовлении лепешки и мяса в какой-то степени компенсируются здесь свежими кинзой и острым перцем. В частности, в 50 метрах к северу от популярного среди иностранцев столичного рынка «Красный мост» (кит. «Хунцяо шичан») владелец миниатюрной лавки рубит мясо и овощи в ураганном темпе сразу двумя тесаками, что вызывает неподдельный интерес у покупателей и прохожих.

Любителям супов и баранины можно порекомендовать «янжоу паомо» — это дальний родственник казахского бишбармака и узбекской шурпы. Размягченная в бульоне лепешка подается с кусками отварного мяса, большим количеством лука и травами в ассортименте. Указанные провинциальные деликатесы дают представление о вкусовых пристрастиях шэньсийцев, стоят очень недорого и быстро утоляют голод.

О стоимости посещения музейного комплекса в различных путеводителях написано довольно много и весьма противоречиво. Так, в 6-м издании «China» популярной серии «Lonely Planet» указаны цены на билеты в погребения, музей и панорамный кинотеатр, в результате чего образуется солидная сумма в 135 юаней. Опубликованная годом ранее книга «China. The Rough Guide» приводит цифру в 60 юаней, но даже не упоминает о новых постройках на территории Бинмаюна, из чего можно заключить, что их строительство в то время еще не было завершено.

В первой половине июня 2001 г. единый билет-карточка во все сооружения, связанные с терракотовым воинством, стоил 65 юаней (около 8 долларов), а льготный обошелся в 35. При этом посетитель не испытывал никаких ограничений ни по времени, ни в маршруте передвижения. Следует честно признать, что тариф оказался на удивление щадящим.

Представляется, что экскурсию лучше начинать с просмотра интересного и динамичного фильма об эпохе Цинь, строительстве захоронения воинов и лошадей, истории его обнаружения. После этого происходит ошеломляющее погружение в терракотовую стихию. В наиболее впечатляющем погребении 1 и других помещениях прежде категорически запрещалось фотографировать и вести видеосъемку. Автор до недавнего времени искренне гордился двумя слайдами, сделанными им собственноручно практически скрытой камерой во второй половине 80-х гг. в условиях жесточайшего контроля со стороны представителей администрации.

Указатели с соответствующим запретом выставлены повсеместно и сейчас, но туристов данное обстоятельство совершенно не волнует, как, впрочем, и многочисленных сотрудников охраны. Причину такой вольницы выяснить не удалось, хотя факт очень занимательный. Поэтому неудивительно, что в настоящее время в нашей коллекции большое количество фотографий, навевающих самые приятные воспоминания о Бинмаюне. Остается лишь нахально посетовать, что хранители музея не предусмотрели качественного освещения подземных камер, раз уж отменили все ограничения.

В ходе неторопливого осмотра величественной армии взгляд задерживается на заключительном участке погребения 1. Если подавляющая часть фигур располагается, как уже говорилось ранее, в коридорах на приличной глубине и вдоль крепких стен из утрамбованного грунта, то здесь, на внушительном расстоянии от основной экспозиции, стройные ряды нескольких сотен воинов и отдельные лошади установлены на идеально ровных площадках и почти на поверхности земли.

Не вызывает сомнений то обстоятельство, что поместили их в этом месте отнюдь не древние строители. Складывается впечатление, что скульптуры проходят этап своеобразной просушки. При внимательном изучении видны следы каких-то подтеков и значительных затемнений на обожженной глине. Экскурсоводы четких разъяснений по данному вопросу не дают, а проводить собственное расследование абсолютно не было времени, хотя определенные соображения (скорее предположения) на сей счет имеются.

Терракотовое воинство в последнее время серьезно болеет. Большая часть воинов и лошадей из погребения 2 поражена более 40 видами разрушающей плесени. Собственными силами решить эту проблему работникам музея не удалось. Поэтому в сентябре 2000 г. его руководство подписало соглашение с бельгийской фармацевтической компанией «Янссен», которая много лет эффективно работает на китайском рынке. В июне 2001 г. начала функционировать лаборатория по изучению микроорганизмов, на создание которой зарубежные партнеры выделили десятки тысяч долларов.

Воины из погребения 2
Согласно принятой трехлетней программе, мировой лидер в лечении и профилактике грибковых заболеваний после проведения соответствующих исследований изготовит и предоставит китайской стороне 500 килограммов необходимых химикатов, направит квалифицированных специалистов и соответствующее оборудование.

В лабораторных условиях уже прошли испытания нескольких видов антисептиков. Как считают западные специалисты, никакой опасности для «императорской армии», а также сотрудников и посетителей музея последние представлять не будут. По мнению основателя компании Пауля Янссена, 90 процентов разновидностей грибка, обнаруженных на глиняных фигурах, могут быть уничтожены ныне существующими препаратами.

Так или иначе, но погребение 2 сейчас откровенно пустует, а гиды между тем увлеченно рассказывают посетителям о сложности процесса археологических раскопок и скороговоркой импровизируют в ответах на естественно возникающий вопрос, что же все-таки демонстрируется непосредственно в подземной камере. В верхней части помещения под стеклом выставлены лишь отдельные скульптуры и композиции, в том числе превосходные по качеству исполнения лучник, опустившийся на колено, всадник, ведущий в поводу оседланную лошадь, и некоторые другие.

Можно предположить, что вышеупомянутые воины, аккуратно выставленные на задворках погребения 1, в действительности перекочевали туда из зараженного плесенью погребения 2 в ожидании комплексных научных исследований и эффективного лечения. Вместе с бельгийскими специалистами хочется верить, что пострадавшие экспонаты сейчас на пути к выздоровлению и в обозримом будущем обретут прежний вид.

В самом компактном П-образном погребении 3 всего несколько десятков фигур, застывших скорее в церемониальных, чем готовых к бою, позах. Это дало основание ряду ученых выдвинуть гипотезу, что здесь размещен командный пункт всей терракотовой армии Цинь Шихуана. Согласно официальным данным, в «штабном» захоронении удалось обнаружить и должны быть выставлены 68 скульптур, однако в действительности их там значительно меньше. Тем не менее, на фоне полного запустения в погребении 2 указанное обстоятельство вряд ли заслуживает серьезного внимания.

Конфигурация подземной камеры существенно отличается от других, воины расположены спиной к стене, поэтому их взгляды, направленные прямо перед собой, перекрещиваются, создавая иллюзию некоего священнодействия перед решающей битвой. Говорят, при раскопках тут были найдены рога оленей и кости животных, что привело специалистов к заключению: в этом месте когда-то дислоцировались реальные войска для принесения ритуальных жертв и чтения молитв в надежде получить благоприятные предсказания относительно результатов грядущих сражений.

В недавно отстроенном и просторном музее главная достопримечательность и ценность — превосходно реконструированные колесницы, которые, как уже отмечалось ранее, археологи выкопали на территории погребального комплекса основателя династии Цинь в 1980 г. Бронзовые возницы и кони, которым свыше двух тысяч лет, сохранились великолепно, а художники-реставраторы блестяще восстановили живописные повозки. В отличие от исторического музея в Сиани, где изящные копии этих композиций экспонируются в непосредственной близости от зрителя, оригиналы Бинмаюна выставлены под стеклом, что вместе с царящим в помещении полумраком создает дополнительные трудности при фотосъемке.

Ведя энергичные и успешные боевые действия против своих соседей, Цинь постепенно из западного аванпоста «борющихся царств» выходит на ключевые позиции в регионе. Так же как и царство Чу, оно традиционно считалось в государствах, расположенных в центральной части, полуварварской территорией, лежащей за пределами цивилизованного Китая. Однако уже во второй половине IV в. до н. э. во многом благодаря кардинальным преобразованиям Шан Яна правители Цинь становятся наиболее могущественными в Поднебесной.

С того времени почти все его мужское население из простолюдинов превратилось в хорошо обученных солдат-крестьян, которых при необходимости призывали на военную службу. Столетия беспощадных войн с кочевниками на севере и западе способствовали совершенствованию тактики ведения боя.

Сложный ландшафт полей сражений с последними заставил активнее использовать всадников. Мобильная конница, включавшая также колесницы, прошла мощную обкатку в этом противостоянии. Главной силой в сражениях оставалось огромное и хорошо вооруженное войско. В отличие от других армий, которыми нередко командовали вельможи-аристократы, далекие от понимания военного искусства, в Цинь командирами назначали не по наследству или благодаря знатному происхождению, а в соответствии с конкретными военными заслугами: по числу вражеских голов, срубленных в бою.

В 30—20-е гг. III в. до н. э. молодой и тщеславный Ин Чжэн (впоследствии Цинь Шихуан) при решительной поддержке своего честолюбивого министра юстиции, а позднее главного советника Ли Сы покорил шесть других государств: в 230 г. — Хань, 228 г. — Чжао, 225 г. — Вэй, 223 г. — Чу, 222 г. — Янь. Последним пало царство Ци, и в 221 г. до н. э. было создано первое в истории Китая централизованное государство.

Правитель с сомнительной, по мнению ряда историков, родословной сумел победить своих соперников во многом благодаря яркому таланту и фанатичной беспощадности, силе духа и очевидному вероломству, смелости и беспринципности. В нашумевшем сразу после своего выхода на экраны в 1999 г. эпическом фильме знаменитого китайского режиссера Чэнь Кайгэ «Император и убийца» (так он назывался в российском прокате) дана грандиозная фреска жестоких и кровавых событий того времени. Можно упрекнуть его создателей в несколько вольной интерпретации фактов, связанных с покушением на Ин Чжэна в 227 г. до н. э. подосланного из царства Янь профессионального убийцы Цзин Кэ, в появлении в ленте ранее не известных персонажей, в частности главной героини, о которой история умалчивает, в исполнении восхитительной Гун Ли, и др., однако представляется, что дух и атмосфера эпохи отражены достаточно точно и эмоционально корректно.

Основав могущественную империю, Ин Чжэн после консультаций с приближенными выбрал новое имя-титул — Шихуанди. В своем указе он отказывался от традиции, когда сын-наследник престола давал оценку покойному правителю-отцу и выбирал для него титул.

Император решительно взял инициативу в свои руки. Титул «хуанди» переводился как «высочайший» или «августейший» «божественный» владыка (позднее также «император», «монарх» и др.). Ин Чжэн демонстративно поставил себя выше всех прежних правителей и откровенно намекал на прямую связь собственных устремлений с делами мифического и легендарного Хуанди (в данном случае «хуан» означает «желтый»), царствовавшего, якобы, с 2697 по 2597 гг. до н. э. и создавшего идеальный механизм управления государством, от которого, правда, не сохранилось каких-либо памятников материальной культуры.

К титулу он добавил иероглиф «ши»— «первый», полагая, что его сын будет «вторым», внук — «третьим» императором и т. д., а династия окажется вечной. Думается, что указанный набор соответствующей лексики вполне достаточен, чтобы составить представление об амбициях нового правителя и его ближайшего окружения. Увы, династия просуществовала недолго и вскоре ее немногочисленных императоров надо было уже называть с указанием эпохи правления, чтобы не вносить путаницу в хронологические таблицы. В конце концов иероглифическая перегруженность дала о себе знать, поэтому имя основателя Цинь, как правило, произносят в несколько укороченном варианте.

Сразу после создания своей империи Цинь Шихуан, мировоззрение которого сформировалось под сильным влиянием легизма, ввел единое законодательство, осуществил административную и денежную реформы, унифицировал единицы измерения и письменность.

Страна была разделена на 36 областей, в каждую из которых были направлены губернатор, военный комендант и представитель императора, которые должны были осуществлять взаимный контроль и следить друг за другом. Эта политика «усиления ствола и ослабления ветвей» значительно укрепила власть центра за счет местных элит. Проблема регионализма на какое-то время была решена.

Как свидетельствует древний историк, «сильные и богатые люди» на местах, в том числе потомки прежних правителей «борющихся царств», вынуждены были, по указу императора, покинуть свои владения и перебраться в Сяньян, где в специально сооруженных по этому случаю дворцах за ними велось регулярное наблюдение. Раскопки археологов подтверждают факты, изложенные в древней хронике. В районе циньской столицы были обнаружены более 20 крепких фундаментов, на любом из которых мог стоять такой дворец.

В 221 г. до н. э. произошли денежная реформа, стандартизация системы мер и весов, была начата реформа письменности. О древнекитайских монетах подробно рассказывалось в первой главе, поэтому стоит лишь напомнить, что круглый «баньлян» с квадратным отверстием посередине стал универсальным средством платежа в границах империи.

Для определения объемов сыпучих товаров и жидкостей из бронзы и терракоты изготавливались мерные емкости, а разнообразные бронзовые и железные гири с фиксированным весом широко использовались в торговле и быту. Нарушение соответствующего законодательства обычно каралось тяжелыми принудительными работами на строительных объектах.

Сразу после создания централизованного государства высокопоставленные чиновники приступили к составлению единой письменности. Они стремились упростить старый стиль, сделать его более доступным. Одной из трудностей китайского языка традиционно принято считать наличие большого числа местных диалектов при общих иероглифах. Даже современный столичный читатель провинциальной прессы зачастую не знает, как произносит конкретные иероглифы автор материала. Однако в доциньс-кие времена и иероглифы практически в каждом царстве писались по-разному, что создавало реальную угрозу появления иных форм письма со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Существенно уменьшив число иероглифов и упразднив региональные варианты начертания, интеллектуалы прошлого упростили и унифицировали метод их написания, но не внесли принципиальных изменений в грамматический строй и лексический состав языка. Некоторые историки считают эту реформу ключевой в преобразованиях Цинь Шихуана, направленных на консолидацию общества, поскольку она предотвратила возможность центробежного развития письменности, способного подорвать основы единства государства.

В том же году была произведена конфискация оружия, принадлежавшего воинам побежденных шести царств. Из него в столичном Сяньяне отлили 12 многотонных статуй, изображавших человеческие фигуры и получивших в истории название «бронзовые люди». Они простояли около четырех веков, когда на закате Восточной Хань (25 — 220 гг. н. э.) высокопоставленный сановник, авантюрист и интриган Дун Чжо от имени последнего императора династии Сяньди, находившегося от него в полной зависимости, приказал переплавить девять из них на монеты.

Оставшиеся три статуи Цао Жуй — внук знаменитого Цао Цао, о котором шла речь в предыдущей главе, — намеревался перенести в город Лоян, но был вынужден отказаться от этой затеи из-за их огромной тяжести. Согласно древней легенде, статуи не хотели покидать родину и горько заплакали подобно живым людям. Тем не менее, они еще попутешествовали по маршруту Сяньян — Аньян (совр. провинция Хэнань) — Чанъань (Сиань, совр. провинция Шэньси). Во второй половине IV в. две из них повторили судьбу первых девяти, а последнюю столкнули в реку.

О «бронзовых людях» писал политический деятель и известный литератор Западной Хань (206 г. до н. э. — 8 г. н. э.) Цзя И, который полагал, что конфискация оружия в Поднебесной способствовала укреплению центральной власти. К числу одного из подвигов Цинь Шихуана в деле объединения страны отнес это решение императора прославленный танский поэт VIII в. Ли Бо.

Легистские нововведения встретили противодействие со стороны апологетов «золотого века» прошлого, которые твердо следовали заветам своего учителя, великого мыслителя Кун Цю или Кун Фуцзы, известного во всем мире под латинизированным именем Конфуций (551–479 гг. до н. э.). Основоположник этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры и социально-политических процессов в Китае на протяжении более двух тысяч лет, черпал свое вдохновение из древней литературы, выбирая лучшее, на его взгляд, из ранних традиций.

В 213 г. до н. э. на одном из приемов ученый из поверженного царства Ци — старого оплота конфуцианцев — в присутствии императора выступил с завуалированной критикой, обвинив его в игнорировании позитивного опыта прежних правителей эпохи Чжоу: «Это неслыханно, чтобы без заимствования опыта древних дело могло бы продолжаться долго». В ответ канцлер Ли Сы жестко парировал: «Прежде в стране царил хаос, не было единства… Ссылки на древние законы вредят настоящему, подобные речи вносят смуту. Если это не прекратить, то власть правителя ослабнет, а групповые интересы возобладают». Вскоре Ли Сы в категорической форме предложил уничтожить соответствующую литературу. Таким образом, принципиальные идеологические разногласия, копившиеся длительной время, выплеснулись наружу.

Конечно, силы в этом противостоянии были неравны. Вскоре запылали костры из конфуцианских книг. По указанию главного советника, исключение было сделано только для медицинской литературы, разъяснений гаданий, рукописей по лесонасаждению и некоторых других книг. Многие смутьяны подверглись суровым репрессиям. В китайской историографии и на интеллектуальном уровне существует устойчивая точка зрения, что свыше 460 ученых-конфуцианцев были в тот период живыми закопаны в землю.

Так, в романе «Западная Хань» популярного в Китае в первой половине XX в. писателя Цай Дунфаня (1877–1945 гг.) излагается одна из версий случившегося. Опасаясь заговора, Цинь Шихуан отдал приказ казнить конфуцианских книжников, проживавших в столице. «Преступников» загнали в ущелье, где они и были заживо погребены солдатами императора. Позднее он уничтожил конфуцианцев, проживавших в других городах. Таких, якобы, набралось еще более 700 человек.

Возможно, указанная массовая казнь действительно имела место, но вполне вероятно и то, что последователи Конфуция, одержавшие в конечном итоге решающую победу над легистами, просто отомстили Цинь Шихуану и изложили собственную версию исторических событий, абсолютно не стесняясь в использовании черной краски при перечислении его деяний. Не секрет, что большинство сохранившихся текстов было написано либо его врагами, либо спустя много лет после подлинных или мнимых событий. Забавным рудиментом неистовой ненависти к основателю циньской династии остается маленькая деталь: до сих пор в стильных ресторанах сети «Семья Конфуция» подают фирменное блюдо — «Тушеные «останки» Цинь Шихуана», приготовленные из рыбных костей.

После смерти монарха в 210 г. до н. э. и произошедших вслед за его кончиной событий выяснилось, что участь империи предрешена. Слишком многое зависело от исключительно личных качеств ее основателя, его неустрашимой воли и удивительной широты мышления, чрезмерных притязаний и непомерной жестокости. Даже при максимально благоприятном раскладе с определением престолонаследника последнего ожидал целый ворох проблем, обусловленных сложностью сохранения и функционирования институтов власти. Когда же в результате интриг царедворцев во главе государства был поставлен откровенный «середняк» от политики, скорый крах стал неизбежен.

То, что Цинь Шихуан создавал десятилетиями войн и реформ, рухнуло за три-четыре года. Однако идея мощного централизованного государства оказалась востребованной в обществе, имела огромное влияние на политическую культуру Китая и оставалась приоритетной в сознании национальных лидеров, чьи имена непосредственно связаны с наиболее яркими вехами в истории страны.

Многочисленные фрагменты терракотовых фигур позволили в общих чертах составить картину изготовления удивительного воинства. Головы людей и лошадей, как правило, раскололись пополам: у воинов по линиям вдоль шеи и за ушами, сходившимися на темени; у лошадей — по шву, проходившему между глазами и ноздрями. На внутренней стороне половинок отпечатались следы пальцев, на основании чего был сделан вывод, что глину вдавливали в специально приготовленные формы.

Интересные наблюдения были сделаны при осмотре обломков туловищ. На внутренней поверхности лошадей обнаружены отпечатки соломы. Это дало возможность предположить, что их корпусы изготавливали с использованием покрытых соломой форм. Следы веревок на теле воинов, которые затем скрывали боевым снаряжением, позволили прийти к выводу, что, обвязывая скульптуры, древние мастера снижали давление на ноги при затвердевании глины во время сушки.

Производство столь огромного количества фигур, естественно, было поставлено «на поток», когда от рабочих, большинство из которых являлись заключенными и не обладали соответствующими профессиональными навыками, требовалось четкое выполнение лишь узко ограниченной в пространстве и времени операции. Мастера-ремесленники руководили группами по 10–12 человек и занимались самыми сложными работами.

В музее, открытом на месте раскопок, представлены основные этапы трудового процесса. Подробно и наглядно о строительстве погребального комплекса повествует научно-популярный фильм об истории Бинмаюна, предлагаемый его посетителям в панорамном кинотеатре.

Сперва глину месили ногами, размягчая и удаляя пузырьки воздуха, затем ее превращали в своеобразные листы-заготовки. При изготовлении лошади заготовку на следующей стадии клали на покрытые соломой своеобразные «козлы», придавая ей форму корпуса животного. Удаляя потом солому, оказавшуюся внутри, оставляли отверстие на боку туловища (возможно, для лучшей циркуляции горячего воздуха при обжиге). Параллельно другие бригады рабочих по аналогичной технологии в специальных формах мастерили полую шею и цельные ноги. Собранная в натуральную величину лошадь весила достаточно прилично, поэтому от крепости ног зависело многое.

С помощью тонкого слоя влажной глины шею и ноги прикрепляли к корпусу. На скроенной из двух частей голове фиксировали уши и холку, изготовленные из пластин все той же мягкой глины. В дальнейшем на спине лошади по шаблону делали оттиск седла, устанавливали голову и заплетенный хвост. Завершали этот цикл сушка и обжиг.

Стоит заметить, что терракотовые фигуры, включая лошадей, первоначально раскрашивались в яркие цвета, которые позднее были утрачены. Даже во время раскопок при удалении грунта с туловищ воинов выяснилось, что красные и зеленые тона сохранили свою сочность, однако затем краски потемнели или исчезли вовсе.

Основные составляющие фигур воинов делали по шаблону. Отдельный разговор — лица военачальников, возниц, лучников и пеших солдат. Их яркая индивидуальность и самобытность настолько поражают, что невольно возникает предположение о позировании конкретных лиц перед скульпторами. Ученые считают, что последние с помощью выбора форм и дополнительных деталей, использования ножей и других инструментов создавали неповторимые облики своих современников. Впечатление действительно сильное, и воображение рождает самые немыслимые сюжеты.

В ранее упоминавшемся увлекательном фильме конца XX в. «Циньские захоронения», построенном на переплетении подлинных исторических фактов, древних легенд и фантазий авторов, этот феномен объясняется тем, что внутри терракотовых фигур были реальные люди, замурованные либо при жизни (осужденные к смертной казни), либо умершие в результате бесконечных экспериментов с эликсиром бессмертия для императора. Одним из замурованных оказался генерал Мэн Тяньфан, роль которого прекрасно сыграл выдающийся режиссер и талантливый актер Чжан Имоу.

Скульпторы создали удивительную галерею образов, представив широкий спектр возрастов, характеров, эмоциональных оттенков, местных особенностей и колорита в армии Цинь Шихуана. Суровые и мужественные лица бесчисленных воинов, готовых и рвущихся в бой, большое количество найденного археологами поблизости сокрушительного оружия и его фрагментов, а также военного снаряжения, включая спусковые механизмы арбалетов, мечи, бердыши, наконечники стрел, боевые барабаны и др., позволяют понять неотвратимую логику событий прошлого.

Не менее кропотливой оказалась работа по установке изготовленных фигур. При строительстве погребений землекопам пришлось извлечь и переместить огромный объем грунта, были выкопаны глубокие ямы, утрамбованы полы, а также построены толстые стены как по периметру объектов, так и внутри, что позволило разделить их на длинные коридоры, тянущиеся с востока на запад. Каменщики покрыли полы прямоугольными кирпичами с учетом направления водостока. Затем были врыты толстые деревянные столбы, которые соединили наверху горизонтальными брусьями. На эту конструкцию последовательно уложили перемычки из того же материала и настил из бамбука и соломы. Сверху ее покрыли глиной толщиной примерно в 30 сантиметров, которая из-за пожара более двухтысячелетней давности имеет теперь красный цвет.

После завершения указанных работ фигуры воинов и лошадей на повозках вкатывались внутрь построек: лучники и легковооруженные воины, военачальники и боевые колесницы, всадники и пехотинцы занимали свои места в непобедимой дружине. Заключительным аккордом было погребение воинства. Строители, засыпавшие его 3-метровым слоем земли, полагали, что делают это навсегда и, казалось, что терракотовые скульптуры обрели вечный покой.

Однако уже через несколько лет тут бушевал огонь. Армия Сян Юя, воевавшего сначала с циньскими генералами, а потом с будущим основателем династии Хань Лю Баном, ворвалась в Сяньян и разграбила столицу. Согласно древним преданиям, заняв город, храбрый, но жестокий Сян Юй казнил последнего правителя династии Цзыина и его родственников, а также отдал приказ собрать все материальные ценности и схватить столичных молодых женщин. Половину добычи он взял себе, а другую раздал подчиненным. Значительная часть оставшегося населения была вырезана. Опустошив Сяньян и могилу первого императора, Сян Юй начал жечь дворцы, в том числе и самый большой — Эпангун, восхищавший современников своим изяществом и роскошью.

Пожары, продолжавшиеся около трех месяцев, не пощадили и погребальный комплекс Цинь Шихуана. Пламя уничтожало и разрушало его внутренние постройки, в результате чего крыша рухнула, разбив многие фигуры и завалив их землей, камнями и мусором. Теперь уже на тысячелетия.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =