ИЕГУДА ГАЛЕВИ

К У З А Р И

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = КУЗАРИ =

Предисловие

(Сокращенный перевод предисловия, написанного Иегудой Эвен Шмуэлем к его переводу книги "Кузари" с арабского на иврит, изданному в Иерусалиме в 1965 году.)

Книга "Кузари" со дня своего выхода в свет и поныне согревает сердца евреев и чудным светом в них светит. Современники рабби Иегуды Галеви, как и потомки их, находили в этой книге гораздо больше, чем ожидали. Они ожидали, что книга эта послужит достойным ответом всем поносящим веру Израиля, евреям и неевреям, ноона целиком обращена к живущим верой: Тору, которую все знают и чтут, она раскрыла в новом чудесном свете; велениям Торы придала особый, доселе неведомый аромат; пророчество, в котором все привыкли видеть дар Божий и которого народ удостоился в начале своего пути, подняла на высоту неизмеримую, а носителей его - на ступень, присущую ангелам; она показала всем, кто способен видеть, что Устная Тора, Талмуд, неразрывно связана с Писаной Торой, как пламя неотделимо от фитиля; она объединила сердца в истинной традиции, в мудрости ее принимающих, соблюдающих, чтящих и увеличивающих ее свет.

Автор пишет о народе Израиля, о его особом пути избранника, посвященного Богу, о плодотворнейшем в его истории периоде пребывания на обетованной земле, о глубоком падении в изгнании и о его стойкости и верности наследию отцов. Более того, он показыва-ет, что это падение - ради восхождения, укрепляя этим веру в скорое избавление. Он будит в сердцах стремление к возвращению в страну Израиля, к святости, которой народ достиг именно тогда, когда большая часть его жила на этой земле. Он превозносит священный язык, его богатство и несравненную поэтичность.

Люди простой веры нашли в этой книге восхваление избранного ими пути; склонные к умозрительным поискам - удивительные и оригинальные идеи; историки - новое объяснение истории народа; любители нравоучительной литературы - чистейшую нравственность; талмудисты - разъяснение различных проблем галахи и новые их решения; почитатели древнееврейского языка и поэзии - откровения по поводу достоинств языка и мудрые замечания о свойствах библейской поэзии и ее отличии от поэзии метрической; каббалисты - комментарий к книге "Иецира", и хотя не все приняли этот комментарий, общеизвестно, что основные идеи книги "Кузари" близки к положениям каббалы; хасидизм, возникший в более позднюю эпоху, создал тип хасида, во многом сходный с описанным в книге "Кузари" набожным евреем, которому свойственны приверженность Богу, служение Ему в трепетном страхе, радости и любви, любовь к жизни, а не уход от нее, сосредоточенная молитва, любовь ко всем евреям. Неудивительно, что народ видел в "Кузари" свою "генеалогическую книгу", а в авторе - защитника Израиля.

Книга "Кузари" - великолепная песнь иудаизму, еврейскому народу и Торе, она полна глубоких идей, соединяющихся в единую философскую систему, свежих и новых, освещенных светом всесторонних знаний. Идеи эти близки каждому еврейскому сердцу, так как они основаны на пророчестве и преданиях наших Мудрецов. Благодаря своей форме живой беседы книга необыкновенно тепла. Смелые вопросы в ней чередуются с ясными и мудрыми ответами, а фоном служит рассказ, связанный с историей хазар.

С него начинается книга, а завершается она другим рассказом, намекающим на то, что намерен совершить сам автор в Земле Израиля. Корни этого замечательного произведения - в душе создавшего его великого мыслителя и поэта, а ствол и ветви - выросли на фоне эпохи, в которой он жил и творил, мыслил и предвидел, а это был бурный период как в общечеловеческой истории, так и в истории нашего народа.

Рабби Иегуда Галеви был певцом большой любви - к жизни, к людям и к друзьям, к природе и к искусству, к еврейскому народу и к стране Израиля, к человеческой истории и к истории еврейской, к чудесным кульминациям этой истории, высочайшая из которых - дарование Торы, к человеческому совершенству и к чудесным взлетам человека в пророчестве, а вместе все это объединялось одной великой любовью - любовью к Творцу. Он был молод, когда наш народ постигли две страшные катастрофы. Крестоносцы унич-тожили крупнейшие в христианской Европе еврейские общины Германии и Франции, а на востоке захватили Иерусалим.

В Испании в междоусобной борьбе и в войнах с христианами мусульмане расправились и с многими еврейскими общинами. И от воспевания радости жизни молодой поэт переходит к плачу об изгнании; в своих скорбных поэмах он убеждает рассеянный народ видеть в надежде на избавление не излияние горести, а долг, он призывает вернуться в Землю газели, как поэтически называют страну Израиля.

Так возникли его "Сиониды", которым нет равных в нашей поэзии.

Однако призыв поэта не воспламенил угнетенные горем сердца. Многие обратились к лжемессианским учениям, искали убежище в тех государствах, где было спокойнее. А когда утихли раздоры и в мусульманской Испании начался период нового экономического и культурного подъема, просвещенные евреи призывали народ к культурному единению с мусульманами, уничтожению преград, разъединяющих евреев с их соседями.

И хотя представители ученой элиты не поддавались влиянию извне, не меняли своей веры и традиционного образа жизни, их привязанность к религии отцов ослабела, блеск новой философии, появившейся в то время, а это было время Ибн Сины и Альгазали, очаровывал их гораздо больше, чем пророчества и речения Мудрецов.

В них погасло сознание особого исторического пути еврейского народа, народа Бога, ослабела надежда на обетованное избавление.

В народе не многие следовали за ними, однако в сердцах царило смятение.

Тогда поэт решил сразиться с модными веяниями, защитить веру евреев, показать, что она выше всего. Истинная вера - только одна, вера Израиля, все остальные религии представляют собой или измышления идолопоклонников, или подражание иудаизму; первые исчезнут с лица земли, последние должны будут отказаться от подражательства и вернуться к единому источнику.

Для доказательства этих положений поэт использовал как канву историческое событие - один из правителей северных стран, хазарский царь, решил избрать себе новую веру. Он выслушал философа, христианского и мусульманского теологов, каждый пытался доказать ему истинность своей веры.

Затем хазарский царь обратился к еврейскому рабби и после долгих бесед с ним принял иудаизм.

В уста царя, который задает рабби множество вопросов и после своего обращения, автор вложил возражения просвещенных людей своего времени, хотя событие, о котором он повествует, произошло четыреста лет назад. В ответах рабби излагается иудаизм как религия, образ жизни, философия, истинное толкование исторического прошлого и взгляд в Грядущее.

Так возникла книга "Кузари".

Хазарский царь спрашивает, в чем особенность иудаизма, почему он является, как утверждают его приверженцы, единственно истинной религией в мире. Разве, подобно другим религиям, он не зародился вначале в душе какого-то одного человека, который затем с помощью своих последователей сумел повлиять на свой народ и склонить его принять эту веру? Вместе с тем успех еврейской веры и ее широкое распространение во многих странах кажутся хазарскому царю доказательством того, что она угодна Богу.

Рабби отвечает: так возникают законы, основанные на разуме, источник их - сам человек.

Иначе возникла еврейская религия, она появилась вдруг, ей было сказано "Будь!", и она стала - подобно тому, как было при сотворении мира.

Сравнение с сотворением ясно передает мысль, что единственно истинная религия та, начало которой не в человеке, а в Боге.

Так же как Он сказал при сотворении мира:

"Да будет свет!", сказал Он и при даровании Торы на Синае:

"Да будет свет Торы в мире!".

Тора дарована таким же образом, как сотворен мир.

Дарование Торы на Синае - единственное событие в истории человечества, свидетелем которого был весь народ. Весь еврейский народ, только что чудесной силой спасенный из египетского рабства, видел грозные явления, раскрывшиеся ему у Синайской горы и слышал Десять Заповедей.

Безусловно весь народ не мог одновременно придумать легенду. Невозможно также допустить, чтобы могли поверить одному или нескольким людям, пожелавшим распространить выдумку о целом народе.

Тем более нет оснований заподозрить еврейский народ в легковерии. Ведь евреи долго проверяли Моисея, когда в Египте он пришел к ним с посланничеством от Бога. И даже после того, как они увидели все чудеса, происшедшие с ними со времени их исхода, они все еще не верили, что Бог говорил с Моисеем и послал его к ним.

И если бы не было того, что произошло на Синае, не верили бы и по сей день.

Кузари в недоумении:

"Разве возможна связь между Богом и человеком?"

И рабби объясняет:

"Вся история нашего народа свидетельствует об этом, и вся история человечества говорит о стремлении удостоиться такой связи".

И далее автор излагает свою философию истории. Общность человеческой культуры свидетельствует об общей исходной точке. Все люди - дети одного отца и одной матери, ибо человек с начала своего существования на земле был человеком, то есть существом, обладающим разумной душой, единственным из живых существ, наделенным даром речи, понятием о времени и количестве. Никто не научился речи иначе, как от родителей, никто сам не научился счету и определению временных этапов в своем существовании и в существовании своего окружения: людей, животных, растений, минералов, неба и небесных тел - каждый научился этому от других.

И знание истории предыдущих поколений передается от предков к потомкам, начиная с первого человека, который рассказал своим детям все, что с ним произошло. Совершенство человека заложено в нем с момента его возникновения на земле и передается от предков к потомкам. В силу своих особых качеств человек - единственный из живых существ, создавший культуру: ремесла, искусства, науки. Он создал семью, и в ней от отцов к детям передается культурное наследие и достижения поколений. А после семьи было образовано замечательное сообщество людей - народ.

В нем сохраняются ценности, созданные в прошлом, и создаются новые, и все накопленноенаследие передается будущим поколениям. Доброта, благодарность, ненависть к преступлению и лжи, сострадание к слабому, забота о тех, кто не в состоянии заботиться о себе, - эти качества присущи человеку во все время его существования на земле.

Более того! Этика не зависит от внешних условий и от натуры человека, она ощущается как личная необходимость и свободно избираема, и в этом великая особенность человека.

А надо всем - религиозное сознание: вера в существование Творца, Руководящего, Дарующего благо, Поучающего и Повелевающего, Всевидящего, Всезнающего, Вознаграждающего за добрые поступки. И это сознание также присуще человеческому роду во все время его существования на земле.

У животных, не обладающих способностью речи, нет намека на такую веру.

Вера - несомненно высший дар, которого удостоился лишь человек.

Религиозное сознание не обусловлено разумом. Руководствуясь разумом, многие пришли к отрицанию существования Бога или впали в суеверие.

Вера возникла с первым человеком. Он удостоился слышать голос Бога, который с ним говорил, повелевал ему и учил, как жить.

Затем она возродилась в Ное, когда мир обновился после потопа.

А позднее вера раскрылась в великих праотцах Аврааме, Исааке и Яакове и своим светом озарила весь народ, потомков трех праотцов.

Первое откровение было дано инвидууму,

второе - семье,

третье - народу.

Кузари спрашивает:

"Нет ли в этом очеловечивания Бога? Разве не более понятны воззрения философов, которые ставят Бога вне и выше всякой связи с человеком и не допускают, чтобы Он говорил с человеком и повелевал ему?"

И рабби объясняет:

"Философия - максимум, которого человек может достичь с помощью разума, логики и логических доказательств. Она не приводит к бесспорной истине. Более того! Теми же средствами изучая природу, первые философы пришли к выводам, очень далеким от признания существования Бога, в отличие от философии, принятой в наши дни. Есть один-единственный путь постижения истины. Он основан не на предположениях и рассуждениях, а на внутреннем видении и на услышанном слове Бога. Тот, кто удостоился подобного переживания, не может в нем сомневаться.

Более того! Он не одинок, многие пережили то же, и все они свидетельствуют:

"Так мы видели и слышали!"

И все они знают, что пережитое ими связано не с их личными достоинствами, а с достоинством народа, к которому они были посланы. Пророки отличаются от других людей настолько, что в них следует видеть особую ступень. Вместо четырех царств, о которых говорят исследователи природы и философы, следует признать пять: неживой мир, растительный мир, мир животных, человек и пророк".

Так же как нет перехода от минерала к растению, от растения к животному и от животного к человеку (в роде живых существ), нет перехода от человека к пророку (в роде человеческом).

И так же как человек господствует над всем живым, пророк поучает всех людей.

В истории человечества, как и в природе, действуют определенные законы: наследственность, воздействие климатической среды, объединение индивидуумов в общество, исторический выбор, влияние личности.

Мудрец, праведник, художник, воспитатель - личности, действия которых определяются свободой выбора.

Но они не изменяют хода истории человечества, а являются всего лишь великими продолжателями традиции великих первых людей.

Истинное воздействие на историю оказывают только пророки.

Каждый человек, путем логических доказательств пришедший к признанию существования Бога, сознает, что завеса ослепительного света заслоняет ему Сущность Бога. Но пророкам - Свет Его Сущности раскрывается наиболее полно. Как солнечный свет проникает в хрусталь, так проникает Божественный Свет в чистые души пророков, и этот Свет они называют Богом, Именем, показывающим, что Божественный Свет озаряет и проникает людей.

Пророк прежде всего обладает даром видения. Высокие видения открываются его взору, и он видит духовные сущности, облеченные в знакомые ему формы: Бога в виде Короля или Судьи, восседающего на троне Суда, повелевающего и запрещающего, сажающего вельмож на троны и низвергающего их, Короля, которому все послушны, видит ангелов, служащих Всевышнему, один из них несет оружие, другой письменные принадлежности, третий - в образе человека, намеревающегося приняться за работу; иногда он видит

"Короля, Бога воинств, восседающего на высоком и превознесенном троне",

а ангелы Его провозглашают:

"Свят, Свят, Свят Бог воинств, полна вся земля славы Его".

Пророки в своих видениях, которые они называют Славой Бога, или Царством Бога, или Шехиной, постигают величие Бога, Его всемогущество, любовь, всезнание, жизнь, вечность, единство, святость, господство и то, что Он ни от чего не зависит, в то время как все нуждаются в Нем.

Этот необычный вид постижения выделил пророков в особую категорию людей - самых великих мыслителей и праведников. Но еще более, чем видения, проник в их души Божественный Свет, а с ним голос Бога, Его слово, которое их сделало посланцами Его к людям, дабы сообщать им знание Бога, Его волю, научить Его путям, пониманию прошлого и будущего, открыть им, какие действия приблизят их к Богу, укорять их тогда, когда они отдаляются от истинного пути, предостерегать о наказании, указать пути покаяния и возвращения к Богу, утешать, когда их постигают кары,сообщить о будущем избавлении и поселить в их сердцах стремление к совершенному миру - миру Грядущего.

Первым и самым великим пророком был Моисей. Через него Бог сотворил чудеса и знамения в Египте, на Красном море и в пустыне, даровал Тору и заповеди народу Израиля. Бог повелел Моисею обучить народ Его законам.

И Моисей объяснил то, что скрывалось в прошлом, он укоренил в сердцах евреев веру в сотворение мира, учил истинам, корни которых в Десяти Заповедях, и чистому служению Богу -

"И ты будешь любить Всевышнего, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей твоей силой"

- служению сердцем, и приверженности Ему.

Он определил форму жизни народа Израиля в стране его.

Все пророки, которые были после Моисея, призывали народ к исполнению его учения, и последний из них завершил свое пророчество словами Всевышнего:

"Помните учение Моисея, которое Я повелел ему в Хореве для всех сынов Израиля, законы и веления".

В силу своей миссии пророки стали учителями и воспитателями еврейского народа, а через него - и всех остальных народов, во все времена.

Отвечая на вопрос Кузари, почему не дана была Тора всему миру, рабби говорит о духовном уровне других народов в период дарования Торы.

Разве не были все остальные люди мира, за исключением единиц, о которых мы говорили выше, в глубоком заблуждении до появления народа Израиля? Одни из них считали, что Творца не существует, другие говорили, что вечна лишь небесная сфера, она и творит все остальные, и потому ей и поклонялись. Некоторые утверждали, что огонь по своей сущности есть свет и что он источник всех великих и чудесных явлений, и потому ему следует поклоняться. Иные поклонялись солнцу, луне и звездам или изображениям животных, олицетворяющих светила небесной сферы. Были итакие, которые поклонялись своим королям или мудрецам.

Когда Бог пожелал проявить царство Свое на земле так же, как оно проявляется в небе, только один народ был достаточно чист и способен воспринять Божественный Свет.

Так же как дарование Торы было величайшим чудом в истории человечества, принятие ее евреями было величайшим человеческим чудом. Если бы не евреи, не было бы Торы в мире.

Но удивительнее всего, что две господствующие религии признали истинность пророчества и то, что оно было дано только еврейскому народу.

Что принудило их это признать? Почему народы мира, отказавшись от идолопоклонства, не могли изобрести свои собственные религии, не связанные с еврейским пророчеством?

На это автор отвечает - они не могли отрицать историческую истину.

Только те, кто не верил в пророчество, отрицали, что оно было лишь у евреев, все признающие пророчество признают и то, что

"отличительное свойство этого народа - пророчество".

Пророчество возможно только в земле Израиля - все пророки пророчествовали или в самой земле Израиля или тогда, когда их пророчества были как-либо связаны с ней -

"Воздух страны Израиля, земля ее и небо способствуют пророчеству".

Это причина явная, но есть и причина скрытая: земля Израиля священна, в ней был сотворен человек, она в соответствии с Божественным Замыслом - источник исправления мира.

Сущности пророчества, личности пророков, их особой способности к внутреннему прозрению, их учению и воздействию на народ посвящено большинство глав книги "Кузари", даже те главы, в которых говорится об Именах и атрибутах Бога, или развертывается диспут с философами, пришедшими к признанию такого Бога, который

"не делает ни добра и ни зла",

и отрицающими свободу воли, или объясняется явная и скрытая связь пророчества с землей Израиля.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = КУЗАРИ =