|
Е.А. ФроловаИстория средневековой арабо-исламской философии |
Ашариты - одна из основных школ калама, названная так по имени аль-Ашари, учение которого положило начало этой школе.
Калам - теоретическая теология, обсуждавшая догматы ислама на основании доводов разума, а не путем следования религиозным авторитетам.
Мутазилиты - ("обособившиеся", "отделившиеся") - представители первого крупного направления в каламе. Названы так в связи с отходом первых мутазилитов Васила ибн Аты (ум. в 748 г.) и Амра ибн Убайды (ум. в 762 г.) от кружка их учителя Хасана аль-Басри.
Мутакаллимы - представители калама, исповедующие это учение.
Сунна ("образец", "путь") - жизнь Мухаммада как образец для каждого мусульманина. Один из источников правил общественной жизни и толкования религиозных вопросов.
Таухид - единобожие, монотеизм; догмат о единстве и единственности Аллаха, который выражен в формуле "Нет божества, кроме Аллаха".
Фикх - теория мусульманского права, разрабатывающая принципы использования Корана и сунны и их интерпретации для практической разработки норм жизни мусульманского общества.
Шариат ("правильный путь к цели") - комплекс юридических норм поведения мусульманина, обеспечивающий ему праведную жизнь на земле и рай в загробной жизни; религиозное право.
Персоналии
Аль-Ашари (873-935) - теолог-мутакаллим, основатель умеренного, компромиссного течения в каламе - ашаризма, которое в последующие столетия стало одним из наиболее распространенных.
Рекомендуемая литература
Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. Статьи: "калам", "му'тазила", "аш'арийа".
Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С. 200-239.
Фролова Е.А. Проблемы веры и знания в арабской философии. М., 1983. Аш-Шахрастани.
Книга о религиях и сектах. М., 1988. С. 54-93.