|
Е.А. ФроловаИстория средневековой арабо-исламской философии |
Аят - отрывок коранического текста, фраза или часть фразы, на которые разбит Коран.
Гностицизм (греч. "гносис" - познание, знание) - совокупность наиболее ранних религиозно-философских течений поздней античности и средневековья. Возник в I в. н.э. в районе Ближнего Востока и Александрии как синтез восточных верований (зороастризма, вавилонских и египетских религий, иудаизма), христианства и греческой философии, наряду с провозглашением идеи единого мирового начала, эманирующего в мир, существовала концепция дуальности Бога и мира, представление о мире как антиподе Бога. Человек рассматривался гностиками в качестве средоточия мирового процесса, как соединение божественной по сущности души и тварного, "темного" тела. Гносис, познание человеком своего "Я", позволяет ему преодолеть дуализм его природы и восстановить гармонию.
Джахилия - доисламский период в жизни народов; язычество, время неведения, незнания (ислама).
Джихад - война за веру.
Зороастризм - основанная Заратустрой (Зороастром) в VI в. до н.э. древнеиранская религия. Почитание доброго духа Ахура-Мазды, борющегося с влиянием злого духа Анхра-Манью. Задачу человека зороастризм видит в том, чтобы он споспешествовал Ахура-Мазде в истреблении зла и умножении добра, чему помогают еще 6 божеств, персонифицирующих нравственные добродетели, - шесть "Бессмертных святых", которые были сотворены Святым духом Ахура-Мазды. За почитание огня зороастрийцев называли также огнепоклонниками.
Кааба - главная святыня ислама. Здание в центре Заповедной мечети (масджид аль-харам) в Мекке. В кладку здания вмурован "черный камень", якобы посланный Аллахом с неба. В молитве мусульманин обращается лицом в сторону Каабы.
Коран - священная книга мусульман, главный источник мусульманского вероучения. Представляет собой "божественные откровения", ниспосланные пророку Мухаммаду. Коран делится на 114 сур (глав), а каждая сура на аяты, которые называют также "стихами", поскольку каждая часть Корана представляет рифмованную прозу. При Мухаммаде Коран существовал в устной форме (письменность тогда была мало распространена). После смерти Мухаммада "откровения" были собраны и записаны (кстати, запись Корана способствовала бурному развитию и распространению письменности). При третьем "праведном" халифе Османе (убит в 656 г.) был составлен единый и окончательный текст Корана.
Манихейство - основанное в III в. на Ближнем Востоке персом Мани религиозно-философское учение, впитавшее в себя идеи христианства, буддизма и зороастризма. Характеризуется дуализмом принципов добра и зла, света и тьмы, востока и запада, севера и юга. Существовавшие в "первое время" раздельно во "второе время" эти принципы смешались в первочеловеке. В борьбе с "сынами мрака" благодаря Духу живому он одерживает победу, и образуется космос. В "третьем времени" Свет очищается полностью от материи, которая гибнет во вселенском пожаре - добро торжествует над злом.
Умма - мусульманская община.
Хадис - рассказ о поступках и высказываниях Мухаммада и его сподвижников; один из основных источников исламского вероучения.
Халифат - институт власти, характеризующийся соединением светской и духовной власти в общине в руках халифа, преемника, заместителя пророка. Халифатом также называют государство, возглавляемое халифом. Возникший после мусульманских завоеваний в VII в. Арабский халифат просуществовал, постепенно распадаясь на самостоятельные государства-халифаты, до XIII в. - до монгольских завоеваний.
Персоналии
Аль-Газали, Абу Хамид (1058-1111) - крупнейший мусульманский теолог, религиозный философ. Преподавал в Багдаде фикх в основанной им медресе "Низамийа". Представитель калама (теоретическое богословие) ашаритского толка (аль-Ашари - известный мусульманский богослов). Способствовал узакониванию в исламе мистического способа постижения бога (суфизм). Понимал этот способ как интеллектуальную интуицию и видел в суфизме учение о нравственном совершенствовании. Критиковал современных ему богословов за прагматизацию веры, а философов - за неспособность разрешить противоречия между рациональным знанием, логикой и буквой священных текстов. Развивал концепцию свободы выбора между дурными и хорошими поступками и ответственности за этот выбор. Оказал огромное влияние на развитие религиозной и философской мысли мусульманского средневековья, а также на средневековую европейскую мысль.
Мухаммад (570-632 гг.) - основатель ислама, "посланник Аллаха". Выходец из небогатой семьи рода хашим влиятельной в мекке родоплеменной группы курайш. Уже в юные годы много ездил с торговыми караванами и познакомился с миром разных религий, в том числе христианским и иудейским, встречался с христианскими монахами, но искал собственный "истинный" путь к Богу. Напряженные религиозные размышления со временем вылились в "чтение" людям открывшегося ему божественного слова (Коран - букв. чтение).
Пропаганда новой религии сопровождалась столкновениями с традиционными языческими настроениями мекканцев. Отвергнутый своим племенем, Мухаммад в 622 г. вынужден был покинуть Мекку и переселился в Медину (Ясриб). Здесь Мухаммад вместе со своими сподвижниками образовал "умму", мусульманскую общину, которая вокруг себя и в себе объединила людей разных этнических принадлежностей и положила начало новой социальности. Укрепление общины, ее военные успехи и сила ислама как религии помогла распространению его на большой территории Азии, Африки, Европы.
Рекомендуемая литература
Еремеев Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М., 1982. С. 75-215.
Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. Коран. Пер. И.Ю.Крачковского. М., 1963.
Массэ А. Ислам. Изд. 3. М., 1981. Очерки арабо-мусульманской культуры V-XV вв. М., 1982. С. 75-215.
Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммада. М., 1990.
Роузентал Ф. Торжество знания. Пер. с англ.
М., 1978. С. 3-56. Фролова Е.А. Проблемы веры и знания в арабской философии. М., 1983. С. 11-29.
Дополнительная литература
Бартольд В.В. Культура мусульманства. Пг., 1918.
Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.
Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М., 1988.
Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984.
Крымский А.Е. История арабов и арабской культуры. Ч. 1-2. М., 1911-1912.
Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1973.
Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.
Фильштинский К.М., Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. М., 1971.