И. П. Липовский

БИБЛЕЙСКИЙ ИЗРАИЛЬ

ИСТОРИЯ ДВУХ НАРОДОВ

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

ГЛАВА IV СЕВЕРНЫЕ ПЛЕМЕНА В ХАНААНЕ. XV-XIII вв. до н. э.

ВОЗВРАЩЕНИЕ "ДОМА ИОСИФА" ИЗ ЕГИПТА

В правление Тутмоса III происходит поворотный момент В судьбе аморейских племен нильской дельты. Египет становится мощной державой и прочно устанавливает свою власть над Ханааном, Сирией и ливанским побережьем. Внутри Египта никто больше не осмеливается оспаривать власть фараона. Наступил момент, когда египтяне могли без каких-либо опасений избавиться от постоянной проблемы, беспокоившей фараонов Нового царства - аморейских племен в дельте Нила.

Куда направляются западные семиты? Они идут в страны своего исхода, туда, где они жили до ухода в Египет, а именно в Ханаан, южную Сирию, на ливанское побережье. "Дом Иосифа" возвращается в район Шхема, на свою прежнюю племенную территорию. Однако не все оказывается так просто. За время его отсутствия в Ханаане течение двух с половиной веков произошли немалые изменения, и к XV в. до н.э. большинство населения этой страны стало оседлым. Те аморейские племена, что не ушли в нильскую дельту, осели на землю в самом Ханаане и усвоили ханаанскую городскую и земледельческую культуру. Но главное заключалось в том, ЧТО племенные территории ушедших в Египет амореев (включая древних евреев) оказались большей частью заняты и поделены между ханаанскими и аморейскими городами-государствами. Несколько израильских племен, вернувшихся в Палестину, фактически оказались бездомными. Именно в это время за всеми амореями, возвратившимися из нильской дельты, в том числе и за древними евреями, прочно закрепляется имя "хабиру". Под ним подразумевались тогда не просто полукочевые амореи, а те из них, кто потерял собственную племенную территорию, одним словом, бездомные и странствующие поневоле. Надо помнить, что в нильской дельте полукочевые амореи перешли к оседлому образу жизни и возвращение к кочевничеству было у них вынужденным и неполным.

Мы знаем из библейских текстов, посвященных исходу древнееврейских племен из Египта, насколько тяжелым и болезненным был для них процесс возврата к кочевой жизни и как они стремились вернуться к прежнему - более спокойной и обеспеченной оседлости. Если в начале II тыс. до н. э. под "хабиру" подразумевали полукочевых, неоседлых амореев, то к XV в. значение этого термина явно сузилось: имя "хабиру" закрепилось только за бездомными амореями, которые потеряли собственную племенную территорию. Не надо забывать, что помимо вынужденно бездомных амореев-хабиру существовали и другие кочевые амореи, которые сохранили свои племенные территории, потому что не уходили в Египет. К таким относились, в частности, близкие родственники южных древнееврейских племен - эдомитяне, моавитяне и аммонитяне, за которыми закрепилось другое имя - "суту". Точно так же называли и более дальних родственников древних евреев - мидьянитян, кениев, ишмаэльтян и амалекитян, то есть те народы пустыни, которые возводили свою родословную к патриарху южной группы полукочевых амореев Аврааму.

Следует подчеркнуть, что в отличие от суту, добровольных кочевников на собственной территории, хабиру были вынужденными странниками, которые, потеряв свои племенные земли, стремились не просто к их возврату, а к оседлому образу жизни на них. Видимо, большинство таких хабиру в Ханаане составляли три северных племени, относившиеся к "дому Иосифа": Эфраим, Менаше и Биньямин. Возможно, к ним примкнуло еще одно, четвертое, северное колено - Нафтали. Еще больше родственных им амореев оказалось в положении хабиру в южной Сирии и на ливанском побережье. Они, как и израильские племена, тоже стали бездомными, когда вернувшись из Египта, нашли свои земли занятыми. Положение хабиру серьезно осложнялось тем, что "оккупанты" их племенных территорий - правители местных городов-государств - были подданными фараона и находились под защитой Египта.

Отвоевание Ханаана было невозможно из-за бесспорного военного превосходства Египта в XV-XIII вв. до н. э. Пока сохранялась египетская власть над Ханааном и южной Сирией, тактика хабиру вынужденно сводилась к партизанским действиям и осадам отдельных городов - весьма ощутимым для местных правителей, но недостаточным для ответных шагов египетской армии.

Нет смысла искать в Библии историю северных племен в Ханаане до их объединения с южными коленами в XII в. до н. э. Она, как и период пребывания в Египте, умышленно пропущена редакторами Ветхого Завета. Всякое упоминание о ней противоречило бы официальной версии о едином происхождении и общей истории северных и южных племен, согласно которой и те и другие одновременно ушли из Египта под руководством их общего вождя и законодателя Моисея. Да и сами носители традиции - составители Ветхого Завета, то есть аарониды и левиты - происходили исключительно из южных племен и, естественно, представили историю своей группы "Иаков-Йеуда" в качестве общей истории всех древнееврейсих племен вплоть до раскола объединенного царства около 928 г. до н. э. Поэтому-то ранняя история северной группы "Израиль-Иосиф" полностью отсутствует в Библии.

Этот зияющий пробел охватывает три периода:

1) пребывание северных племен в Ханаане в XXIII-XVIII вв. до н. э.;

2) жизнь в Египте в XVIII-XIII вв. до н. э.;

3) пребывание нескольких северных племен в Ханаане в XV-XIII вв. до н. э.

Хотя многие предания из эпоса "дома Иосифа" вплетены В единую версию общей истории, мы фактически ничего не внаем о двух первых этапах истории северных племен. Однако в нашем распоряжении имеются небиблейские письменные документы, позволяющие пролить некоторый свет на третий период - XV-XIII вв. до н. э., в течение которого четыре северных племени находились в Ханаане.

Самым важным и значительным собранием таких документов является Амарнский архив. Его название происходит от имени долины эль-Амарна, расположенной в 300 км к югу от Каира, на восточном берегу Нила. Здесь находилась столица Египта, город Ахетатен, основанный фараоном-реформатором Аменхотепом IV, известным больше под именем Эхнатон. Сам архив фараона обнаружили давно, еще в 1887 г., но полностью прочитать его смогли лишь в последние десятилетия. На сегодняшний день он состоит из 382 глиняных табличек, хотя, возможно, изначально их было намного больше.

Большинство из них написаны на "международном" языке того времени - аккадском, хотя есть таблички и на хеттском, хурритском и ассирийском языках. Весь архив можно разделить на три части. Одна содержит письма от царей суверенных государств: Вавилонии, Митанни, Ассирии, Хеттского государства, Алашии (Кипр) и Арзавазы. Вторая состоит из писем египетских данников Сирии и страны Амурру (ливанское побережье и часть южной Сирии). И лишь третья часть представляет собой послания правителей ханаанских городов к египетскому фараону. Обе последние части посвящены почти исключительно внутренним распрям между самими правителями Ханаана и страны Амурру. Если не по количеству табличек, то, по крайней мере, по объему текстов все эти три части приблизительно равны.

В хронологическом отношении Амарнский архив охватывает очень короткий период времени, где-то 20-30 лет и, скорее всего, относится к 13501330 гг. до н. э. Нас, разумеется, больше всего интересуют вторая и третья части, на основании которых мы можем реконструировать политическую обстановку в Ханаане и южной Сирии. Учитывая, что изменения в жизни того далекого периода древности происходили несравненно медленнее, чем сегодня, можно полагать, что все, что было типично для ситуации второй половины XIV в. до н. э. в Ханаане и южной Сирии, было свойственно и всему периоду XV-XIII вв. до н. э.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =