ИУДЕИ И ИУДАИЗМ В ИСТОРИИ

РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Александр Гаврилович Грушевой

ссылки

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Глава 7 - ТРЕТИЙ ПЕРИОД РИМСКО-ИУДЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ

11. Иудеи и иудаизм в законодательстве преемников Юстиниана.

"Доктрина новокрещенца Иакова"

Юстиниан, как известно, скончался в 565 г., лишь в незначительной степени добившись практического осуществления тех грандиозных планов, о которых думал в начале собственного царствования. Императоры, правившие после Юстиниана и до Ираклия (610-641), императоры были во всех отношениях фигурами гораздо более скромного масштаба. Никаких новых законов, касающихся иудеев и иудаизма, более уже не принималось, однако направление политики, заложенное Юстинианом по отношению к иудеям, было продолжено и его преемниками.

Дело в том, что внутреннее положение в Палестине не отличалось спокойствием и стабильностью, такой, какой хотела бы видеть центральная власть. Иоанн Эфесский сообщает[240], что Феофил, полководец императора Юстина II (565-578 гг.), вынужден был подавлять очередное восстание в Палестине, поднятое самаритянами и иудеями.

Ситуация в Палестине, однако, осложнялась не только открытыми выступлениями. До наших дней сохранился любопытный документ, написанный в начале VII века и отражающий, судя по всему, реалии именно этого времени. Это - "Доктрина новокрещенца Иакова" - своего рода история жизни одного крещеного иудея, занимавшегося торговлей[241]. Некоторая неясность связана лишь с временем описываемых событий. История Иакова может относиться ко времени правления либо императора Фоки (602-610), либо Ираклия (610-641). Вторая проблема, связанная с этим источником, заключается в определении места событий. В, собственно, "Доктрине новокрещенца Иакова" основные события происходят в Северной Африке, в районе Карфагена, в более позднем варианте той же или почти идентичной истории события происходят в Палестине[242].

Основная проблема, связанная с интерпретацией этого памятника, заключается в поразительном контрасте между биографией основного действующего лица, похожей на настоящей авантюрный роман, и благостным характера самого памятника в целом. По своей форме "Доктрина новокрещенца Иакова" - это рассказ проникнувшегося христианской верой иудея, обращенный к своим соплеменникам-иудеям с разъяснением "истинности" христианской веры и с призывом обратиться в христианство. Однако рассказываемые самим же Иаковом обстоятельства своей жизни, и в особенности весьма живописные обстоятельства крещения этого человека, заставляют усомниться в возможности того, что он вообще был в состоянии проникнуться христианской верой.

Из этого противоречия можно делать разные выводы. Н. В. Пигулевская (см. прим. 119) пишет о недостоверности и тенденциозности памятника, объявляя Иакова вымышленной фигурой. Действительно, у нас нет особых оснований обязательно видеть в нем реально существовавшего человека. Однако некоторые другие источники времени Поздней империи как раз показывают, что жизнь Иакова и его взаимоотношения с окружающим миром ничем особенно не выделяются и характерны для определенного типа иудеев рассматриваемого времени. Иными словами, все отдельно взятые составляющие биографии Иакова вполне реальны и взяты из жизни автором сочинения из реальной жизни.

О второй части этой истории, как и при каких обстоятельствах, согласно автору сочинения, Иаков крестился, речь пойдет чуть ниже, а сейчас - о первой части истории, о молодости Иакова, прошедшей в Палестине в конце VI в. Излагаемые ниже факты, судя по всему, представлялись автору сочинения типичными для поведения молодого иудея времени правления Маврикия (580-602) и Фоки (602-610).

Иаков - как и определенная группа его единомышленников - не прочь были подраться и затеять настоящие потасовки с христианами. Иудеи вели себя откровенно провокационно. Они вмешивались в конфликты между христианскими сектами и в традиционные разборки между цирковыми партиями. Если, например, "зеленые" были в данный конкретный момент сильнее, Иаков и подобные ему начинали поносить противоположную партию ("голубых"), провоцируя конфликт тех и других. При обратном раскладе сил, иудеи опять же, выступив на стороне более сильных, начинали провоцировать столкновение между христианскими группами. Тот же Йаков и люди подобного ему склада приняли участие в одном шумном столкновении в цирке, которое кончилось убийством наместника провинции[243]. Известно также, что Йаков был среди тех, кто спровоцировал однажды беспорядки, начавшиеся на Родосе в связи с одним из цирковых представлений[244].

Здесь важно отметить, что поведение Иакова подано не как изолированный случай, не как поведение какого-то любителя подраться ради самой драки. Конфликт здесь глубже и серьезнее. Иудеи не могли не реагировать на притеснения со стороны христиан, и эти притеснения со всей логической необходимостью вели к подобным вспышкам ненависти и конфликтам на этноконфессиональной почве, чего сами участники таких историй, возможно, не всегда и сознавали.

Во времена императора Маврикия (582-602) - как и при Юстиниане - опять же были случаи насильственного обращения иудеев в христианство. Иоанн Никиусский рассказывает, как брат императора Домитиан, епископ малоазийской области Мелитена, заставил иудеев принять христианство, однако, как писал Иоанн Никиусский, обращенные иудеи стали лишь христианами-лицемерами[245].

Для времени Ираклия мы располагаем детальным описанием, как происходили насильственные обращения в христианство в начале VII века. Речь идет об уже упоминавшемся выше сочинении, известном под названием "Доктрина новокрещенца Иакова". Процесс обращения в христианство - так, как он изложен в источнике, - ока-зывается поразительно прост и легок. Оснований не доверять описываемым событиям у нас нет, ибо вероятнее всего, сцена действительно списана с натуры одним из их участников.

Согласно источнику, наместник Африки призвал иудеев Карфагена и находившихся в Карфагене к себе. Затем, когда они пришли, наместник поинтересовался, признают ли иудеи себя рабами императора. Иудеи, естественно, ответили, что признают. Наместник далее, заявил, что светлейшему - т. е. императору - угодно было приказать вам креститься. После некоторой паузы, видя, что иудеи никак не отвечают, наместник поинтересовался, в чем, собственно, дело. Один из присутствующих по имени Нонн ответил наместнику, что время святого крещения еще не настало. Наместник от таких слов очень рассердился и напомнил всем присутствующим, что коли они рабы императора, то почему, собственно, они не исполняют желания господина. Иудеи были весьма напуганы таким поворотом событий, а наместник решил проблему тут же и весьма быстро.

Процесс крещения был осуществлен практически сразу же. Присутствовавший тут же Йаков крещения избежал, заявив, что он уже христианин. Наместник же особенно вникать не стал, удовлетворившись таким признанием. Однако чуть позже Йаков выдал себя, правда, случайно. В неожиданной для себя ситуации вместо "благопристойного" греческого (господин), он употребил иудейское слово с тем же значением ("адонай"). Йаков был тут же арестован. Когда выяснилось, что Йаков к тому же обрезан, то он был посажен в темницу, где просидел сто дней. Затем под угрозой пыток Иакова заставили принять крещение. Таким образом, сам факт крещения становился признаком политической лояльности, так же как раньше таким признаком политической лояльности считалось принесение жертв перед изображением императора.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =