ИУДЕИ И ИУДАИЗМ В ИСТОРИИ

РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Александр Гаврилович Грушевой

ссылки

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Глава 6 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВТОРОГО ПЕРИОДА РИМСКО-ИУДЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1 Kalmin R. Changing Amoraic Attitudes Toward the Authority and Statements of Rav and Shmuel: A Study of the Talmud as a Historical Source // HUCA. 1992. Vol. 63. P. 8384.

2 См. подробно: Sivertsev A. Private Households and Public Politics in 3ri-5,h Century Jewish Palestine. Tubingen, 2002. P. 13-17.

3 StembergerG. Op. cit. P. 62.

4 Об этом несоответствии см.: Goodenough Е. R. Jewish Symbols in the Greco-Roman Period. Volume one. The Archaeological Evidence from Palestine. New York, 1953; Kraeling С. H. The Synagogue. With the contributions by Torrey С. C, Welles С. B. and Geiger B. New Haven, 1956. P. 267 (The Excavations at Dura-Europos conducted by Yale University and the French Academy of Inscriptions and Letters. Final Report VIII. Part I edite Bellinger А. В., Brown F. E., Perkins A. and Welles С. В.) Количество археологических работ, посвященных исследованию данного материала достаточно велико, см., например: Strange J. F. Archaeology of the Religion of Judaism in Palestine//ANRW. 2, 19, 1. Berlin; New York, 1979. P. 646-685, обстоятельная библиография археологических исследований - p. 675-685; Kraabel A. Th. The Diaspora Synagogue: Archaeological and Epigraphic Evidence since Sukenik//ANRW. 2, 19, 1. Berlin; New York, 1979. P. 477-510; Kraabel A. T. The Roman Diaspora: Six Questionable Assumptions // JJS. 1982. Vol. 33. P. 445-464; Cohen Sh. J. D. Epigraphical Rabbis //JQR. 1981. Vol. 72. P. 1-17; GutmannJ. Early Synagogue and Jewish Catacomb Art and its Relation to Christian Art//ANRW. 2, 21, 2. Berlin; New York, 1984. P. 1313-1342.

5 0 таких надписях см.: Googenough. E. Op. cit. P. 10. Общий обзор и классификация иудейских надписей на греческом и латинском есть в следующей статье: Kant L. Н. Jewish Inscriptions in Greek and Latin //ANRW. 2, 20, 2. Berlin, 1987. P. 671-713; о греческих и латинских надписях из Бет-Шеана и Бет-Шеарима см. целую серию статей Б. Лившица: LifschitzВ. L'hellenisaton des Juifs de Palestine // RB. 1965. Vol. 72. N 4. P. 520-538; Lifshitz B. La vie de l'au-dela dans les conceptions juives. Inscriptions grecques de Beth-Shearim // RB. 1961. Vol. 68. P. 401-411; Lifschitz B. Beitrage zu palasitinschen Epigraphik// ZDPV Bd. 78. 1962. P. 64-88; Lifschitz B. Scythopolis. Lhistoire, les institutions et les cultes de la ville a l'epoque hellenistique et imperiale // ANRW. 2, 8. Berlin; New York, 177. P. 262294.

6 См. подробно: Goodenough E. Op. cit. P. 178-267. В особенности же p. 178-179.

7 См.: Strange J. F. Op. cit. P. 663.

8 Подробный анализ - в работах А. Т. Кробеля, отмеченных выше, в прим. 4.

9 Так, первая глава (The Problem, p. 3-32) написана у Э. Гудинафа (Goodenough Е. Издание указано выше, в прим. 4) с позиций плохо скрываемого скепсиса о том, насколько понятие "раввинистический иудаизм" вообще применимо к жизни иудеев на территории Римской империи. (Э. Гудинаф имеет в виду при этом и Палестину, и общины диаспоры.). Ш. Дж. Д. Коэн уверен в существовании "не-раввинистического иудаизма", но не знает, как можно его определить (Cohen Sh. J. D. Epigraphical Rabbis // JQR. Vol. 1981. P. 17); в другой своей работе (From the Maccabees to the Mishnah. Philadelphia, 1989. P. 223) Коэн пишет, что раввинам потребовалось длительное время для установления контроля за синагогами, не уточняя опять же, от кого раввины их отвоевывали.

10 Strange J. F. Archaeology and the Religion of Judaism in Palestine... P. 667-672.

11 Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго храма и период Мишны и Талмуда. М.. 2000. С. 144-150.

12 См. подробный историографический обзор в работе А. Сиверцева: Sivertsev А. Private Households and Public Politics in 3"-5Л Century Jewish Palestine. Tubingen, 2002. P. 7-13.

13 См.: Goodbaltt D. The Monarchic Principle: Studies in Jewish Self-Government in Antiquity. Tubingen, 1994; Jacobs M. Die Institution desjudischen Patriarchen: Eine quellen-und traditionskritische Studie zur Geschichte der Juden in der Spatantike. Tubingen, 1995.

14 О так называемых "малых" патриархах см. хороший обзор источников и проблемы у Ж. Жюстера - Juster J. Les Juifs dans l'Empire Romain. Leur Condition juridique, economique et sociale. Vol. I. Paris, 1914. P. 402-405.

15 Как уже отмечалось, отсутствие для периода II-III вв. каких-либо иных, помимо Талмуда, источников по истории талмудического периода делает всю информацию о патриархах ("наси") для этого времени приблизительной. Встречающиеся же в греческих и латинских надписях упоминания о патриархах, скорее всего, к палестинским патриархам ("наси") не относятся вовсе. См.: Sivertsev A. Private Households... P. 52-65; 66-93. Патриархи ("наси"), известные по надписям, являются, скорее всего, локальными лидерами иудеев того района, где была найдена надпись.

16 Sivertsev A. Private Households... P. 73-84.

17 Достоверность существования синедриона в IV-V вв. подтверждается опять же дополнительными упоминаниями в официальных общеимперских документах. См. также: Sivertsev A. Private Households... P. 204-227.

18 О синедрионе в данной связи см. подробно: Mantel Н. Studies in the History of the Sanhedrin. Harvard, 1961. P. 54-139; Rivkin E. Beth Din. Boule. Sanhedrin: A Tragedy of Errors // HUCA. 1975. Vol. 46. P. 181-199: SivertsevA. Private Households... P. 140-160.

19 Типологически сходным явлением было в это же самое время повышение поли-тической роли христианского епископа на местах. Явлением такого же плана можно считать появление на императорской службе большого количества вождей германских племен. См. подробно: Глушанин Е. П. Военная знать ранней Византии. Барнаул, 1991.

2о Исследований о формировании раввинистического иудаизма много. См., например: Neusner J. The Formation of Rabbinic Judaism: Yavneh (Jamnia) from A. D. 70 to 100// ANRW. 2. 19, 2. Berlin, 1979. P. 3-42. О роли фарисейства в иудаизме I в. см.: Goodbaltt D. The Place of the Pharisees in First Century Judaism: The State of Debate // JSJ. 1989. Vol. 20. P. 12-30.

21 О Йоханане бен Заккае см.: Neusner J. A Life of Rabban Yohanan ben Zakkai, ca 1-80 AD. Leiden, 1962; Neusner J. Development of a Legend. Studies on the Tradition concerning Yohanan ben Zakkai. Leiden, 1970; Zeitlin S. The Rise and Fall of the Judaean State. A Political. Social and Religious History of the Second Commonwealth. Vol. III. 66 С. E. - 120 С. E. Philadelphia, 1978. P. 159-182; Alon G. The Jews in their Land in the Talmudic Age (70-640 С. E.). London. 1989. P. 86-118.

22 Подробное исследование этого эпизода: Schafer P. Die Fluent Johanan b. Zakkais aus Jerusalem und die Griindung des 'Lehrhauses' in Jabne //ANRW. 2, 19, 2. Berlin, 1979. P. 43-101. См. также: Alon G. Op. cit. P. 96-98.

23 Oppenheimer A. Jewish Lydda in the Roman Era // HUCA. 1988. Vol. 59. P. 115-136.

24 OppenheimerA. Op. cit. P. 115.

25 Традиционный перевод - "патриарх". О термине "наси", его значении, употреб-лении и превращении в титул см. подробно: Mantel Н. Studies in the History of Sanhedrin. Cambridge, Mass., 1961. P. 1-53.

26 См. подробно: NeusnerJ. Development of a Legend. Studies on the Traditions concerning Yohanan ben Zakkai. Leiden, 1970. P. 192-212.

27 Последние исследования заставляют сделать следующее уточнение: римляне не имели оснований относиться к нему иначе ввиду незначительности - с римской точки зрения - роли данного органа в общественной жизни провинции Сирия Палестина.

28 О Гамалииле Втором см. подробно: Zeitlin S. Op. cit. P. 183-214. Alon G. Op. cit. P. 119-131.

29 О взаимоотношениях Гамалиила Второго с законоучителями см.: Goldenberg R. The Deposition of Rabban Gamaliel II: an Examination of the Sources//JJS. 1972. Vol. 23. P. 167-190.

30 Основные свидетельства источников о поездках Гамалиила в Рим: DeutR. II, 24=Midrash Rabbah. Translated into English with notes, glossary and indices under the editorship of rabbi H. Freedman and M. Simon. Deuteronomy translated by rev. dr. J. Rab-binowitz. London, 1983. P. 51-52. О положении иудеев при Домициане см. также: Левинская И. А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб.. 2000. С. 3537.

31 См. подробно: Aleksandrov G. S. The Role of Aqiba in the Bar-Kokhba Rebellion // REJ. 1973. Vol. CXXXII. Fasc. 1-2. P. 65-77. Использован также русский оригинал статьи по следующему изданию: Александров Г. С. К вопросу о роли Акибы бен Йосефа в восстании Бар Кохбы. В кн.: Александров Г С. К вопросу о роли Акибы бен Йосефа в восстании Бар Кохбы. В кн.: Иудеи в Римской империи в эпоху Талмуда (период Мишны с 70 по 220 гг. н. э.). Тель-Авив, 1999. С. 360-373.

32 Общий обзор взаимоотношений римского государства и иудеев при Антонинах есть в следующей работе: Smallwood ?. М. The Jews under the Roman Rule from Pompey to Diocletian. A Study in Political Relations. Leiden, 1981. P. 467-486

33 О возможном происхождении рабби Меира из потомков прозелитов см.: Cohen N. G. Rabbi Meir, A Descendant of Anatolian Proselytes//JJS. 1972. Vol. 23. P. 51-59.

34 bSanhedrin, 38b=bSanhedrin, IV, 5=DBT, Bd.,7, S.159; bSotah, 49a.=bSotah, IX, 14=DBT. Bd. 5. S. 357.

35 С самого начала этот диалектический подход к талмудическому материалу не всегда приводил к положительному результату. В трактате Киддушин сообщается, что после смерти рабби Меира из его школы было исключено несколько учеников, стремящихся не к постижению истины, а к софистическим спорам (bQiddushin, 52b=bQiddushin. II, 8=DBT., Bd. 5. S. 881-882).

36 Мы, правда, не располагаем прямыми доказательствами знакомства Элиши с эпикуреизмом. См. подробно: Шахнович М. М. Сад Эпикура. Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. СПб., 2002. С. 143145.

37 В этих рассказах об общении учителя и ученика обращает на себя внимание одна деталь, важная в чисто историческом отношении. Элиша продолжал жить в родном городе, и хотя от него почти все отвернулись, изгнан он не был.

38 См.: bHagiga, 15=bHagiga II, 1=DBT, Bd.3, S. 835. Eccl.R.,VII, 8=Midrash Rabbah. Translated into English with notes, glossary and indices under the editorship of rabbi H. Freed-man and M. Simon. Ecclesiastes translated by rev. dr. A. Cohen. London, 1983. P. 183-186.

39 Слова, приписываемые Симону - Aboth, I, 19; Сходные высказывания Симеона Справедливого и Гиллеля: Aboth, 1,2; 1,13. (Sayings of the Jewish Fathers comprising Pirqe Aboth in Hebrew and English with notes and excurses by Ch. Taylor. London. 1897. P. 12, 20-21,25.)

40 Правильнее, видимо, говорить о том, что локальные лидеры иудеев Палестины, одним из которых и был патриарх ("наси"), заседавший сперва в Йамнии, а затем - в Галилее, находились в постоянной конкурентной борьбе за собственные авторитет и власть, а также в конкурентной борьбе с лидерами общин диаспоры, и особенно - Вавилонии, не признававшими власть и авторитет патриарха ("наси").

41 Основные источники: bBerakhoth, 63a-63b=bBerakhoth, 9, 1-5=DBT., Bd. I. S. 236-237; jSanhedrin, 1,2.

42 Вопрос о хронологии жизни и деятельности патриархов (наси) сложен и оконча-тельного решения, судя по всему, иметь не может из-за невозможности точной привязки событий их жизни к общеизвестным. См. подробно: Levine L I. The Jewish Patriarch (Nasi) in Third Century Palestine //ANRW. 19, 2. 1979. P. 685-688.

43 Литература о Йехуде ха-Наси и его деятельности обширна. Основные моногра-фические работы написаны, правда, на рубеже XIX-XX вв. Bodec A. Marcus Aurelius Antoninus als Zeitgenosse des Rabbi Jehusa ha-Nasi. Leipzig, 1868; Schneeberger H. W. The Life and Works of Rabbi Jehuda ha-Nasi. Berlin, 1870; Gelbhaus S. Rabbi Jehuda Hanasi und die Redaktion der Mischna. Wien, 1876; Buckler A. Der Patriarch R. Jehuda I und griechisch-romischen Stadte Palastinas// JQR. 1901. Vol. 13. P. 683-740; Krauss S. Antoninus und Rabbi. Wien, 1910; Leszynsky. Die Losung des Antoninus-Ratsel. Berlin, 1910.

44 Эти традиционные характеристики общественного положения Йехуды ха-Наси нуждаются в известных корректировках. Так, например, ясно, что Йехуда ха-Наси в обществе императорского Рима мог быть самодержавным правителем лишь в той мере, в какой государственные власти были готовы воспринимать его претензии на лидерство.

45 bHullin, 6b=bHullin. I, 1=DBT. Bd. 8. S. 818-819; jDemai, 2,l-22c.

46 bKetuboth, 103b=bKetuboth, XII.3=DBT. Bd. 4. S. 800.

47 См.: bJomah, 59=bJomah, V, 5,6=DBT. Bd. 2. S. 923-924; jJomah, IV, 41.

48 О весьма вероятной необходимости существенной корректировки всей традици-онной информации о патриархах см. следующий раздел данной главы. Образцы текстов таких надписей приведены в приложении.

49 Образцы текстов таких надписей приведены в приложении

50 Нельзя не обратить внимания на то, что право патриарха вершить суд над свято-татцами признается и в Кодексе Феодосия, т. е. тогда, когда институт патриаршества доживал последние десятилетия (Cod. Theod., II, 1,10; XVI, 8, 8).

51 В Мишне очень многие чисто практические законодательные положения подкреп-лены авторитетом того или иного патриарха. Это означает, что патриархи активно поль-зовались правом законодателя.

52 Об этих проблемах см. подробно: Mantel Н. Studies in the history of Sanhedrin. Harvard, 1961. P. 206-225; Alton G. The Jews in their land in the talmudic age (70-640 C. E.). Harvard; London, 1989. P. 207-230. Что касается римских судебных инстанций, то, судя по всему, иудеи вынуждены были обращаться к ним только для решения проблем "человек - государство": введение в права собственности, проведение ценза, определение уплачиваемых налогов и т. д. При этом органы государственного правосудия - как мы бы сказали сейчас - находились только в районных центрах, куда приходилось ездить специально. Об этом свидетельствуют документы папирусного архива Бабаты.

53 jYebamoth, 12-13а. Судя по всему, полномочия патриарха ("наси") в вопросе контроля за жизнью отдельно взятого поселения этим и ограничивались.

54 jSanhedrin, 1, 2, 19а. Подробный анализ всех функций патриарха в традиционном понимании развитии событий см.: Mantel Н. Studies in the History of Sanhedrin. Harvard. 196. P. 175-253; Levine L. I. The Jewish Patriarch (Nasi) in he Third Century Palestine // ANRW. 2, 19, 1. Berlin. 1979. P. 663-676.

55 С общин диаспоры взимался специальный налог в пользу патриарха. См.: Epiphanius. Panarion, XXX, 11,4.

56 О связях патриарха с общинами диаспоры см. подробно: Mantel Н. Studies in the History of Sanhedrin. Harvard, 1961. P. 198-205.

57 О полномочиях патриарха в вопросах определения дат праздников и вообще кон-троля за календарем см.: Levine L. I. The Jewish Patriacrch (Nasi) in Third Century Palestine // ANRW. 2,19. 2. Berlin, 1979. P. 669-671.

58 См.: bBerakhoth, 43a=bBerakhoth, 6,5=DBT. Bd. 1. S. 156.

59 О палестинском бальзаме см. подробнее выше, гл.

60 Для II-III вв.. видимо, правильнее говорить лишь о части народа. " О них см., например: Sartre М. LOrient Romain. Provinces et societes en Mediterranee orientale d'Auguste aux Severes (31 avant J.-C. - 235 apres J.-C). Pris, 1991. P. 59-65.

61 Специальное исследование о Симоне бен Йохае: Rosen/eld B.-Z. R. Simon b. Yo-hai - Wonder Worker and Magician Scholar, Saddiq and Hasid// REJ. 1999. Vol. 158. P. 349-384.

62 bShabbath, 33b=bShabbath, 2,6=DBT. Bd. 1. S. 396. (Русский перевод: Антология Аггады. Том. 1. М" 2001. С. 100-110.)

64 Имеется в виду день разрушения Иерусалимского храма.

65 bPeshim, 112b=bPesahim. 10, 1=DBT. Bd. 2. S. 714.

66 Общий обзор взаимоотношений римского государства и иудеев при Северах см.: SmalhvoodE. М. The Jews under Roman Rule from Pompey to Diocletian. A Study in political Relations. Leiden, 1981. P. 487-506.

67 Текст и перевод этой фразы приведены выше, на с. 8 данной работы.

68 Подобный обзор источников: Krauss S. Anoninus und Rabbi. Wien, 1910.

69 См. подробно: Wallach// JQR. 31. 1940-1941. P. 259-286. Беседы Антонина и Рабби на философские темы имеют сами по себе небольшую историческую ценность, однако же они важны и весьма интересны в другом. Как показал Л. Баллах, эти философские беседы поразительно близки к положениям некоторых писем Сенеки. В принципе, такого рода близость может означать либо совпадение так называемых "общих мест" - философских постулатов, которые могут встречаться у мыслителей любого народа, либо же такое совпадение следует считать закономерным проявлением знакомства представителей одной культуры с другой. С точки зрения автора данной работы, не философа, перед нами закономерные совпадения. Иными словами, эти тексты можно рассматривать как доказательство того, что остающийся нам неизвестным законоучитель (или законоучители, ибо беседы Антонина и Рабби на философские темы могли быть написаны разными авторами) был знаком с творчеством Сенеки и со стоической философией в целом.

70 Имеется в виду Септимий Север.

71 Иудеи, со своей стороны, в долгу не оставались. Известна надпись, в которой почести императору воздаются иудейской общиной одного малоазийского города (Frey. CIJ. II. N972. Р. 157-159.).

72 Avi-Yonah М. The Jews of Palestine. A Political History from Bar Kokhba War to the Arab Conquest. New York, 1976. P. 42. Аналогичной позииции придерживается Г. Алон (Alon G. The Jews in their Land in the Talmudic Age (70-640 CE). London, 1989. P. 682). Обстоятельный разбор вопроса с указанием всех имеющихся точек зрения есть в следующей работе: Штерн. 2002. С. 264; 282.

73 См. Lieberman S. Greek in Jewish Palestine. New York. 1942. P. 78-81 по поводу jMegillah 3, 2-74a.

74 Дубнов уверенно отождествляет талмудического Антонина с Марком Аврелием (161-180 гг.).

75 Дубнов С. М. Всеобщая история иудеев на основании новейших научных исследо-ваний. Кн. И. Период талмудический и средневековый. СПб., 1905. С. 77.

76 Об Элагабале-Гелиогабале и его взаимоотношениях с иудаизмом см.: SHA. Heliogabalus, 3,4-5, 7, 2; 28, 4.

77 О биографии Севера Александра и ее оценке см.: Baynes N. The Historia Augusta, its Date and Purpose. Oxford, 1926; Momilgliano A. Secondo Contributo alia Storia degli Studi Classici, Roma, 1960. P. 105-144; Syme R. Emperors and Biography. Studies in the Historia Augusta. Oxford, 1971; Syme R. (ed.)The Historia Augusta. Bonn, 1971.

78 Из контекста явствует, что здесь имеются в виду римские власти.

79 GenesisR., 63, 8=Midrash Rabbah. Translated into English with notes, glossary and inidices under the editorship of Rabbi H. Freedman and M. Simon. Genesis. Volume two. Translated by H. Freedman. London, 1983. P. 563-564; jTerumoth, 8,12. В Талмуде, собственно говоря, назван Йехуда Второй, но мы не можем исключать в данном случае ошибки, ибо Йехуда Второй умер в год восшествия Диоклетиана на престол.

80 Диоклетиан уроженец одного из районов современной Югославии.

81 См.: Ваег У. Israel, the Christian Church, and the Roman Empire from the time of Septimius Sevenis to the Edict of Toleration of A. D. 313 // Scripta Hierosolymitana. Publications of the Hebrew University, Jerusalem. Vol. VII. Studies in history edited on behalf of the faculty of humanities by A. Fuks and I. Halperin. Jerusalem. 1961. P. 127-128. Описание встречи Диоклетиана с патриархом напомнило Й. Баэру истории раннехристианских мученичеств. На наш взгляд, автор обратил внимание на внешние, поверхностные совпадения произведений принципиально разных жанров. См. также разбор этого же эпизода: Rabello А. М. Vobservance des fetes juives dans 1'Empire romain // ANRW. 2, 21, 2. Berlin, 1984. P. 1298-1299.

82 bSanhedrin, 26a=bSanhedrin, III, 3=DBT, Bd.. VII, S. 101.

83 b Abodah Zarah 35b.=bAbodah Zarah, 2,6=DBT. Bd. VII. S. 916-917.

84 С юридической точки зрения основой этих столкновений было отсутствие ясного разграничения полномочий между светской властью патриарха и духовным авторитетом законоучителей.

85 Genesis R., 78, 12=Midrash Rabbah. Translated into English with notes, glossary and indices under the editorship of rabbi H. Freedman and M. Simon. Genesis. Volume two. Translated by rabbi H. Freedman. London, 1983. P. 723-724.

86 Характер этой ответственности был несколько виртуальным. Сбор налогов не входил в обязанности патриарха. Однако он отвечал за налоги и сборы в том смысле, что, будучи общепризнанным представителем по делам иудеев при императорском дворе, патриарх отвечал за все, что касалось Рима и римских интересов в мире иудеев.

87 bBaba Batrah, 8a=bBaba Batrah, I, 5=DBT. Bd. VI. S. 945.

88 Имеются в виду ученики многочисленных школ по изучению Писания.

89 bBaba Batrah, 7b=bBaba Batrah, I, 5=DBT. Bd. 6. S. 943.

90 bBaba Batra ibid.

91 bNedarim, 32a=bNedarim, III.10=BDT. Bd. 4. S. 902.

92 Основные контексты: bShabbath 139a=Shabbath, XV, 1=DBT. Bd. 1. S. 664-666; jBikkurim, 3,3-65d.

93 bKetuboth, 17a=bKetuboth, II. I.2=DBT. Bd. 4. S. 510-511.

94 См.: Levine L. I. Op. cit. P. 680-685.

95 О нем см. подробно: Backer W. Die Agada der palastinischen Amoraer. Zweiter Band. Die Schiiler Johannes. Ende des dritten und Anfang des vierten Jahrhunderts. Strassburg. 1896. S. 88-142. Специальное исследование: LachsS. T. Rabbi Abbahu and the Minim// JQR. 1970. Vol. 60. P. 197-212.

96 bQiddushin 33b=bQiddushin I. 6=DBT. Bd. 5. S. 811.

97 Основные контексты: b Ketuboth 84b=;bKetuboth. IX, 1-2=DBT. Bd. 4. S. 738-739 jTaanith 2.1-65a: b Taanit 23b=bTaannith, III. 1= DBT. Bd. 3. S. 492-193.

98 Речь идет в основном о работах Д. Спербера. Главные из них: Sperber D. Trends in Third Century Palestinian Agriculture // JESHO. 1972. Vol. 15/3. P. 227-255; Sperber D. Roman Palestine 200-400: Money and Prices. Ramat-Gan, 1974; Sperber D. Aspects of Agrarian Life in Roman Plaestine I: Agricultural Decline in Palestine during the Later Principate // ANRW. 2, 8. P. 397^"43; Sperber D. Roman Palestine 200-400. The Land. Crisis and Change in agrarian society as reflected in rabbinic sources. Ramat-Gan. 1978. Кроме того, заслуживают внимания следующие работы общего плана, в которых затронуты проблемы экономики Палестины талмудического времени: Baron SWA social and religious history of the Jews. Vol. II. Christian era: the first five centuries. New York. 1958. P. 241-261; Hamel G. Poverty and Charity in Roman Palestine, First Three Centuries С. E. Los Angeles. Oxford. 1989: Alon G. The Jews in their Land in the Talmudic Age 70-640 С. E.). London, 1989. P. 152-175.

99 Особенно хотелось бы отметить: Roman Palestine. 200-400. The Land. Crisis and change in agrarian society as reflected in rabbinic sources. Ramat Gan, 1978. Важным представляется заключение этой книги: р. 205-211.

100 Неплохой обзор материала о налогах в Палестине: Goldschmidt L. Les impots et droits dedouane en Judee/YREJ. 34. 1897.P. 192-217. См. также: LambertE. Leschangeurs et la monnaie en Palestine du I-er au III-e siecle de Гёге vulgaire d'apres les texts talmudiques // REJ. 1906. Vol. 51. P. 217-244; vol. 52. P. 24-42. Новейшее исследование: Hadas-Lebel M. La fiscalite romaine dans la literature rabbinique jusqu'a la fin Hie siecle // REJ. 1984. Vol. 143. P. 5-29.

101 Эта информация известна из папирусных источников. Издание указано в следу-ющем примечании.

102 Оба документа обнаружены в архивах жителей деревни Маоза. Анализ основного содержания документов: Cotton Н. М., YardeniA. Aramaic. Hebrew and Greek documentary texts from Nahal Hever and others sites. With appendix containing alleged Qumran texts. (The Seiyal Collection, II). Oxford, 1997. P. 179-185.

103 Речь идет об информации, относящейся в основном ко времени правления Ирода Великого и отражающей размеры собираемых при нем налогов. См. гл. 2.

104 Общий обзор имеющейся информации: Hamel G. Poverty and Charity in Roman Palestine, First Three Centuries С. E. Los Angeles; Oxford, 1989. P. 144-151.

105 Эта причина уточняется в тексте Аппиана чуть выше. Имеются в виду бесконечные восстания иудеев.

106 Есть точка зрения, что здесь имеется в виду не подушная подать, а так называемый "иудейский налог", который уплачивали все иудеи после разрушения Храма. Подобная точка зрения представляется все же менее убедительной. (См.: Reinach Th. Textes d'auteurs grecs et remains relatifs au judaisme. Paris, 1895. P. 152; Greek and Latin authors on Jews and Judaism. Edited with Introductions, Translations and Commenatry by M. Stern. Vol. two. From Tacitus to Simplicius. Jerusalem, 1980. P. 179-181=Штерн, 2000. С. 172-173.) Отметим также, что лишь об одном талмудическом тексте можно сказать, что он, вероятно, имеет отношение к "иудейскому налогу". Иными словами, у нас есть основания предположить, что во II-III вв. "иудейский налог" прекращает свое существование. (Hadas-Lebel М. La fiscalite romaine dans la literature rabbinique jusqu'a la fin du Hie siecle // REJ. 1984. Vol. 143. P. 5-7.). Об "иудейском налоге" см. также: Левинская И. А. Деяния Апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб.. 2000. С. 25-41.

107 Таково рукописное чтение. Некоторые издатели предлагают конъектуру - "окружающие селения".

108 Leviticus R. 29, 2=Midrash Rabbah. Translated into English with notes, glossary and indices under the editorship of rabbi H. Freedman and M. Simon. Leviticus. Chapters I-XIX translated by rev. J. Israestam; chapters XX-XXXVII translated by J. J. Slotkin. London, 1983. P. 370-371.

109 Основные контексты: jKetuboth, 10, 5-34a; Lev. R, 29,2=Midrash Rabbah. Translated into English with notes, glossary and indices under the authorship of rabbi H. Freedman and M. Simon. Chapters I-XIX translated by rev. J. Israelstam; chapters XX-XXXVII translated by J. J. Slotkin. London, 1983. P. 370-371; jPeah, l,l-15b.

110 Numeri R., 17. 5=Midrash Rabbah. Translated into English with notes, glossary and indices under the authorship of rabbi H. Freedman and M. Simon. Numbers. Volume two. Translated by J. J. Slotkin. London, 1983. P. 706.

111 Leviticus R., 12, l=Midrash Rabbah. Translated into English with notes, glossary and indices under the editorship of rabbi H. Fridman and M. Simon. Leviticus. Chapters I-XIX translated by rev. J. Israelstam; chapters XX-XXXVII translated by J. J. Slotkin. Lodnon, 1983. P. 153.

112 bBerakhoth, 9b=bBerakhoth, I, 2, 4, 7=DBT. Bd. 1. S. 31.

113 Gen R., 24, l=Midrash Rabbah. Translated into English, with notes, glossary and indices under the editorship of rabbi H. Freedman and M. Simon. Genesis. Volume one. Translated by H. Freedman. London, 1983. P. 199; Lev R. 12, l=Midrash Rabbah... Leviticus. Chapters I-XIX translated by rev. J. Israelstam; chapters XX-XXXV1I translated by J. J. Slotkin. London, 1983. P. 152-154.

114 bBaba Batrah 9a.=bBabah Batrah, I, 5=DBT. Bd. VI. S. 951.

115 bSanhedrin, 98b.=bSanhedrin, X, 1=DBT. Bd. VII. S. 429.

116 bShabbath, 145b.=bShabbath, XX. 2=DBT. Bd. 1. S. 683.

117 tDemai, 3, 4: bSanhedrin 25b=bSanhedrin. Ill, 3=DBT. Bd. 7. S. 99-100; см. также: Sperber D. Angaria in Rabbinic Literature// L'antiquite classique. 1969. Vol. 38. P. 164168.

118 bBaba Metsia, 85a=bBaba Metsia, VII, 1=DBT. Bd. 6. S. 778.

119 bKetuboth, 110b=bKetuboth, XIII, 11=DBT. Bd. 4. S. 827.

120 Lamentationes R. 17=Midrash Rabbah. Translated into English with notes, glossary and indices under the editorship of rabbi H. Freedman and M. Simon. Lamentations. Translated by dr. A. Cohen. (Proems XVII). London, 1983. P. 22-23.

121 Основные контексты: mShebiith, 4, 1; bSanhedrin. 26a=bSanhedrin, III, 3=DBT. Bd. 7. S. 101.

122 bBaba Batrah 90b-91a=DBT. Bd. 6. S. 1183-1184.

123 b Sanhedrin 98b.=bSanhedrin, XI, 1, 2=DBT. Bd. 7. S. 429.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =