ИУДЕИ И ИУДАИЗМ В ИСТОРИИ

РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Александр Гаврилович Грушевой

ссылки

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Глава 2 - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОГО ПЕРИОДА РИМСКО-ИУДЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1 Заключение римско-иудейского союза в 161 г. до н. э.: I Масс, 8.23-30; Fl. Jos. Ant. Jud.. XII, 417-418; обновление римско-иудейского союза при Ионатане Маккавее: 1 Масс, 12, 1, 3; при Симоне Маккавее: 1 Масс, 14, 17-18; Fl. Jos., Ant. Jud., XIII. 227.

2 Fl. Jos., Ant. Jud., XII, 138-144. Исследование документа - Bickerman Е. La charte seleucide de Jerusalem // Studies in Jewish and Christian History by E. Bickerman. Part II. Leiden, 1980. P. 44-85.

3 Проблема заключается в том, что мы не располагаем никакими иными, помимо текста Иосифа Флавия, подтверждениями существования этого документа.

4 Для Селевкидов оказалось неудачным первое же столкновение с римлянами. Антиох III потерпел поражение в битве при Магнезии в 190 г. и был вынужден платить римлянам контрибуцию.

5 Об Антиохе IV, его личности и политике существует огромная литература. См. подробно -Tcherikover V. Hellenistic civilization and the Jews. Philadelphia, 1959. P. 176178.

6 Специальное исследование об эллинистической реформе: Bringmann К. Hellenistische Reform und Religionsverfolgung in Judaa: Eine Untersuchung zur judisch-hellenistischen Geschichte (175-163 V. Chr.). Gottingen, 1983.

7 Местом написания таких произведений могла быть как Палестина, так и Алексан-дрия.

8 К сожалению, мы не располагаем никакими тому прямыми доказательствами, ибо иудейская литература на греческом сохранилась плохо.

9 См. подробно - Fl. Jos., Contr. Ар. II, 79-96 - история о несостоявшемся ритуальном убийстве грека во славу Йахве (источник именно этой версии событий установить трудно, так как Иосиф Флавий не очень ясно говорит, от кого он заимствует сообщение. Это могут быть: Апион, Аполлоний Молон или Посидоний). Вторая версия поведения Антиоха IV в храме - Diod., XXXIV-XXXV, 1, l-5=Photius Cod., 244. (Согласно этой версии, Антиох заколол во дворе на алтаре перед Храмом большую свинью, забрызгав ее кровью и мясом все культовые предметы и священные книги. Источник Диодора неизвестен.) См. подробнее: Штерн. 1997. С. 141-147; 148-149; 152-154; 181-185.

10 Сложной проблемой в предыстории восстания Маккавеев является последователь-ность событий и в особенности вопрос о конкретных причинах, побудивших Антиоха IV начать преследование иудаизма. Как блестяще показано В. Чериковером, искать причины преследований в индивидуальных особенностях Антиоха бесполезно. Преследования стали следствием восстания в Иерусалиме, спровоцированного уже упоминавшимся поведением Антиоха в Иерусалиме. (Tcherikover. op. cit. P. 175-203).

11 Diod, XXXIV-XXXV, 1, l-5=Photius. Cod., 244 (ed. Henry. Vol. VI. P. 132-134).

12 См. подробно об этом эпизоде - Bouche-Leclercq. Histoire des Seleucides (323-364 avant J.-C). Paris, 1913. P. 370-376.

13 Литература о дельфийских манумиссиях велика. Основные исследования на русском языке: Зельин К. К. Дельфийские манумиссий как источник по истории рабства в Древней Греции // Зельин К. К., Трофимова М. К. Формы зависимости в восточном Средиземноморье в эллинистический период. М., 1969. С. 119-187; МариновичЛ. П. Рабство в провинции Ахайе //Маринович Л. П., Голубцова Е. С, Шифман И. Ш., Павловская А. И. Рабство в восточных провинциях Римской империи в I-III вв. М.. 1977. С. 22-39.

14 Здесь необходимо сделать следующую оговорку: этническое происхождение раба, отпускаемого на волю, оговаривается в дельфийских манумиссиях далеко не всегда. Имена же отпускаемых на волю стандартно греческие и сами по себе ни о чем не говорят.

15 Иными словами, продает не хозяин раба, а знакомый хозяина раба по согласованию с его матерью.

16 О многом говорит использование имени известного греческого поэта Пиндара в качестве имени сына и имени отца. (Несмотря на отсутствие прямых подтверждений, представляется вероятным следующее предположение: отказываясь от своего иудейского прошлого, Иудей предпочел зарегистрировать себя в филе под полностью греческим именем, изменив истинное имя своего отца на понравившееся ему чисто греческое.).

17 Тексты - Штерн, 1997. С. 358-361 (№ 147а, в); новейший анализ всех свидетельств - Левинская И. А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. С. 63-66.

18 Иными словами - астрологов-звездочетов. См., например: Aulus Gellius, NA., XIV, 1.

19 В литературе также встречается мнение, что события не было вовсе, ибо "иудеи" могут оказаться лишь поздней вставкой переписчика. К сожалению, состояние источников таково, что доказать ничего нельзя ввиду отсутствия каких-либо иных дополнительных источников.

20Левинская И. А. Ук. соч. С. 65-66.

21 См., например: Hengel М. Judentum und Hellenismus, Studien zu ihrer Begegnung unter besonderer Beriicksichtigung Palastinas bis zur Mitte des 2. Jh. V. Chr. Tubingen, 1973, S. 478-480. С некоторым сомнением пишет лишь Л. В. Ратгерс: Attitudes to Judaism in the Graeco-Roman Period. Reflections on Feldman's Jew and Gentile in the Ancient World // JQR. 1995. Vol. 85. P. 367-368. И. А. Левинская, затрагивая эти вопросы, фактически воздерживается от окончательного суждения, насколько можно доверять сообщению источников, хотя в то же самое время не отказывается рассматривать их как подлинные и предлагает свою интерпретацию этого места (Левинская И. А. Указ. соч. С. 63-66, 278-279).

22 Из сохранившихся авторов - это прежде всего Тит Ливии.

23 В данной ситуации отчасти речь идет о членах тех или иных посольств, прибывав-ших в Рим для решений внешнеполитических проблем, а также о военнопленных, привозимых в столицу в качестве рабов.

24 Отношение в Риме к греческим мистериям и восточным культам с самого начала не было однозначным: новомодные веяния одними восторженно принимались, а другими яростно отвергались ввиду несовместимости с римскими ценностями.

25 В этом плане характерно подробное описание у Тита Ливия истории о первом проникновении в Рим греческих мистерий, закончившейся, как известно, принятием специального Senatusconsultum de Bacchanalibus (187 г. до н. э.). У Тита Ливия см. XXXIX, 8, 3-20, в особенности - XXXIX, 16, 8, где Тит Ливии вкладывает в уста римского консула Постумия слова о необходимости изгонять бродячих жрецов и прорицателей, сжигать пророческие книги, запретить все чужеземные обряды и жертвоприношения, которые не соответствуют римским обрядам.

26 Эммануил Светлов пишет о появлении иудеев в Италии и Риме с III в. до н. э. Это утверждение абсолютно бездоказательно (Светлов Э. На пороге Нового Завета. Брюссель, 1983. С. 481-482).

27 Левинская И. А. Указ. соч. С. 278-279.

28 Несколькими десятилетиями ранее о том же писал Э. Ренан - Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. Репринтное воспроизведение издания Н. Глаголева. Б. м., 1991. С. 304-305. О взглядах Т. Моммзена в этой связи см.: Моммзен Т. История Рима. V. Провинции от Цезаря до Диоклетиана. М.; СПб., 1995. С. 361-362.

29 Здесь можно вспомнить разные персонификации судьбы (богиня Судьбы, мойры), стоящей над Зевсом, а также своеобразный "монотеизм" Гесиода (поэма "Теогония") и Овидия (начало первой книги "Метаморфоз"), у которых сотворение мира осуществляется неким абстрактным божеством.

30 Для более позднего времени мы располагаем известным количеством отрицатель-ных суждений об иудеях в целом; ко II веку н. э. относится также оценка устами язычника иудаизма в сопоставлении с христианством. (Минуций Феликс, "Октавий").

31 См. подробно Tcherikover V. Op. cit. P. 245-246.

32 Об армии Хасмонеев и изменении ее этнического состава и внутренней структуры см.: KasherA. The Changes in Manpower and Ethnic Composition of the Hasmonean Army (167-63BCE)//JQR. 1991. Vol. 81. P. 325-352.

33 Известные слова о сказочном плодородии Палестины (Bel. Jud" III, 42^14) и о том, что самый ленивый и тот испытывает соблазн заняться там сельским хозяйством, относятся только к Галилее, а плодородие Галилеи полностью "уравновешивается" обширными каменистыми пустынями Негева.

34 Явление подмечено В. Чериковером, хотя объяснено не полностью, - Op. cit. Р. 251.

35 См. описание осады Газы Александром Йаннаем - Fl. Jos., Ant. Jud., XIII, 359365.

36 Многие современные исследователи с огорчением пишут о жестокой политике Хасмонеев по отношению к греческим городам Палестины. См. по данному вопросу подробно: Tcherikover V. Op. cit. P. 247-249,489-491.

37 Описание осады и штурма Газы войсками Александра Йанная (Fl. Jos., XIII, 356365) показывает, что обе стороны воспринимали друг друга как злейших врагов. При этом истоки данной враждебности относятся не к рубежу II-I вв. до н.э., а восходят к Маккавейским войнам, ибо именно к Маккавейским войнам относятся первые проявления взаимной вражды, сделавшие эту вражду к рубежу II-I вв. до н. э. явлением совершенно закономерным. 4Масс, 15, 33-34.

38 Rappoport U. La Judee et Rome pendant le regne d'Alexandre Jannee // RE J. 1968. Vol. 127. P. 329-345.

39 Smallwood M. The Jews under Roman rule from Pompey to Diocletian. A Study in political relations. Leiden. 1981. P. 21-43. 41 Rappoport. Op. cit. P. 340-342.

40 Подробное описание всех находок могилы Йасона составляет второй номер "Israel Exploration Joumal" за 1967 г.

41 RahmaniL. Y. Jason's Tomb // IEJ. 1967. Vol. 17. P. 92-93.

42 См. подробно: Rahmani L. Н. Op. cit. Р. 69-72.

45 Имеющиеся в гробнице надписи никак не проясняют смысла композиции и ее содержание. Исследование рисунков, следовательно, возможно только исходя из них самих.

46 Олень лежит, подогнув под себя ноги. Возраст же оленя легко определяется по количеству ветвей на рогах.

47 О надписи см. подробно - Avigad N. Aramaic Inscriptions in the Tomb of Jason // IEJ.Vol. 17. 1967. P. 101-111.

48 Л. Рахмани пишет, что, может быть, сам Йасон изображен на носу большого воен-ного корабля. (Op. cit. Р. 97).

49 Если, конечно, считать, что между Йасоном и кораблем вообще существует связь. Подобное предположение весьма вероятно, но хотелось бы особо подчеркнуть, что доказательств этого не существует.

50 С точки зрения автора данной работы, занятие пиратством и правоверное соблю-дение норм иудаизма (как, впрочем, и любой другой веры) могут свидетельствовать только о беспринципности такого человека. История знает, конечно, множество примеров сочетания в деятельности одного человека неблаговидных деяний и формально безукоризненного благочестия.

51 Косвенным доводом в пользу того, что Йасон мог быть связан с морем и морепла-ванием. Л. Рахмани считает (Op. cit. Р. 97) тот факт, что некоторые из находок в усыпаль-нице происходят не из Палестины.

52 См., например: Штерн, 1997. С. 308; The Geography of Strabo with an English trans-lation by H. L. Jones in eight volumes. VII. Cambridge Mass.. Lonodon, 1983. P. 275. 285.

53 См.: Cic. De imperio C. Pompei, XI, 32; XII, 32-33; XV, 44; XVIII, 55; XIX, 58; XXIII. 67.

54 См., например, описание осады Газы и расправы, учиненной в Газе войсками Александра Йанная: Fl. Jos. Ant. Jud., XIII, 356-365. В отличие от Йаффы в источниках нет указаний о каких-либо изменениях в этническом составе жителей города. Последнее, правда, вполне вероятно, учитывая масштабы учиненных армией Александра Йанная убийств, грабежей и вполне возможного (см. Ant. Jud., XIII, 363) обращения жителей города в рабство.

55 Йаффа находилась под иудейским контролем со времени правления Симона Мак-кавея. Захват города при этом сопровождался и серьезными изменениями в этническом составе населения: город стал иудейским в прямом смысле слова. Иосиф Флавий пишет о том, что Симон приказал изгнать местное население из Йаффы (Ant. Jud., XIII, 180; 202).

56 Здесь достаточно вспомнить знаменитых первосвященников-эллинизаторов Йасона и Менелая.

57 Benoit P. ^Inscription grecque du tombeau de Jason // IEJ. 1967. Vol. 17. P. 112-113.

58 См: Rahmani. Op. cit. P. 96.

59 Для настоящего сравнения данных, объективно говоря, мало.

60 Иное объяснение неадекватного поведения царя в конце жизни предложить трудно.

61 Он может казаться уникальным, ибо уникальна как памятник его гробница, но саму личность Йасона, при всей ее колоритности, уникальной для иудейского общества времени Хасмонеев назвать никак нельзя.

62 Данный эпизод подробно проанализирован В. Чериковером - Tcherikover V. Hel-lenistic Civilization and the Jews. Philadelphia, 1961. P. 255-261.

63 См., например: Fl. Jos., XIII, 376. Что касается кумранских документов, то здесь хотелось бы особо отметить следующее. Александр Йаннай является одной из наиболее подходящих фигур на роль "нечестивого священника". См. подробнее: Амусин И. Д. Ук. соч. С. 183-184; Тантлевский И. Р. Ук. соч. С. 168-176.

64 Tcherikover. Op. cit. P. 264-265.

65 Ко II в. до н. э. должен относиться упоминаемый в Талмуде и раввинистической литературе Йосе бен Йоэзер (mPeah, II, 7; Gen. Rabb.,65:22; Mid. Psalm., 11,7). Сохра-нившиеся о нем сведения легендарны и доверия не вызывают.

66 bShabbath, 14b = bShabbath, 1,4 = DBT. Bd. 1, S. 350; bKetubboth 82b = bKetubboth, 8,8 = DBT. Bd. 8. S. 732.

67 Эта история подробно проанализирована М. Хенгелем. Hengel М. Rabbinische Legende und fruhpharisaische Geschichte. Schimeon b. Schetach und die achtzig Hexen von Askalon. Heildelberg. 1984. Abhandlungen der Heidelberger Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Klasse. Jahrgang 1984 - 2. Abhandlung.

68 bBerakhot, 48a = bBerakhoth, 7,2 = DBT. Bd. 1. S. 172; jBaba Metsia, 2:5, 8g.

69 Определенная информация была также у Диодора и Страбона. Однако в данном случае мы располагаем лишь пересказами, сохранившимися у поздних авторов. (Diod., XL, 2 = Constantinus Porphyrogenitus. Excerpta de Sententiis, ed. Boissevain. P. 404-405; Strabo. Historica Hypomnemata apud Josephus, Ant, Jud., XIV, 34-36.)

70 Иосиф Флавий пишет об этих событиях дважды. В Ant. Jud.. XIV, 30 говорится о том, что Аристобул платил 400 талантов. В Bel. Jud., I, 128 речь идет о том, что Аристо-бул платил 300 талантов, которые перевесили соображения справедливости. Однозначного объяснения столь значительного расхождения версий (в принципе, можно допустить ошибку переписчика) нет. Можно лишь исходя из общих соображений отметить, что Иосиф Флавий весьма ненадежен во всем, что касается цифр.

71 Скавр пригрозил, что иначе набатеи будут объявлены врагами Рима.

72 Fl. los., Ant. Jud., XIV, 80-81. С минимальными различиями та же версия приводится в Bel. Jud., I, 159. Иосиф Флавий утверждает, что Скавру было передано 300 талантов. Цифра может быть завышена.

73 Антипатр, лидер насильственно обращенных в иудаизм идумеев, занимал разные посты, но, по сути, всегда являлся главным советником Иоанна Гиркана.

74 Fl. Jos., Ant. Jud., XIV, 489^t90; XX, 245-246. Об Антигоне см. также: Штерн, 1997. С. 286-287.

75 Основной источник о начале политической деятельности Ирода: Fl. Jos., Ant. Jud., XIV, 161-184; Bel. Jud., I, 203-215. Осуждение синедрионом: Ant. Jud.. XIV, 170-184; Bel. Jud., I, 211-215. Изложение событий в обеих версиях совпадает у Иосифа Флавия далеко не во всем, особенно при изложении событий, касающихся процесса в синедрионе.

76 Версии источников несколько расходятся. Вероятнее всего, Ирод получил пост наместника провинции. Судя по всему. Ирод никогда эти обязанности и не исполнял, учитывая нестабильность политической ситуации в государстве в целом. (Fl. Jos., Bel. Jud.. I. 212-213, 225-226; Fl. Jos. Ant. Jud.. XIV. 177-180; XIV, 272-280).

77 Основные контексты: Fl. Jos. Bel. Jud., I, 282-285; Ant. Jud., XIV, 381-385; 386389.

78 Можно, конечно, предположить, что Иосиф Флавий использует в данном случае источник, изначально враждебный Ироду. Однако ввиду отсутствия дополнительных источников информации доказать что-либо невозможно.

79 Описание встречи Октавиана и Ирода, ставшей блистательной дипломатической победой Ирода, есть у Иосифа Флавия: Ant. Jud., XV, 187-193; 194-198. Bel. Jud., I, 386-397.

80 О мероприятиях Ирода по внедрению в Иерусалиме античных норм жизни и тра-диций развлечений см. подробно: Fl. Jos. Ant. Jud., XV, 267-276. Ср. также Ant. Jud., XVI, 136-141 - описание пышных празднеств по случаю завершения реконструкции Кесарей. Здесь обращает на себя внимание следующее указание Иосифа Флавия. Историк пишет о том, что Август и его супруга выделили из своих личных средств немалые суммы для проведения празднеств в Кесарее.

81 Подробное описание реконструкции Кесарей, предпринятой Иродом, есть у Иосифа Флавия: Ant. Jud., XV, 331-341.

82 См.: Fl. Jos., Ant. Jud., XV. 292-298. Bel. Jud., I, 403. Другие примеры: Антедон: Bel. Jud., 1,416; основание Габы - колонии римских ветеранов: Ant. Jud.. XVI, 142: Bel. Jud.. I. 417; Антипатрис: Ant. Jud., XVI. 142; Bel. Jud., I, 417; Фасаэлис: Ant. Jud.. XVI. 143: Bel. Jud., 1,418.

83 В принципе можно, конечно, думать, что Ирод развернул свою бурную строитель-ную деятельность для того, чтобы обеспечить своих подданных работой, но прямых доказательств этого у нас нет.

84 Современники событий это прекрасно понимали: Fl. Jos., Ant. Jud., XVI, 154.

85 С.Applebaum Sh. Economic Life in Palestine //The Jewish People in the First century. Historical Geography, Political History, Social, Cultural and Religious Life and Institutions. Vol. II. Assen, 1976. P. 666-667.

86 Co своей стороны хотелось бы отметить, что вывод о сознательной порче монет Иродом возможен (примеры сознательной порчи государством монет, выпускаемых в обращение, известны), но нельзя не отметить, что аргументирован он Ш. Апплебаумом недостаточно.

87 См.: Broshi М. The Role of the Temple in the Herodian Economy // JJS. 1987. Vol. 38. P. 31-37.

88 Так, вскоре после обретения власти Ирод назначил первосвященником Аристобу-ла, молодого человека 17 лет от роду, представителя династии Хасмонеев. Через 2 года Аристобул был убит, ибо его популярность стала казаться царю подозрительной (Fl. Jos., Ant. Jud., XX, 247-251; XV, 39-42, 50-56. В конце царствования Ирода однажды сложилась парадоксальная ситуация, когда первосвященников на какой-то момент оказалось двое, правда, один из них исполнял свои обязанности лишь сутки (Fl. Jos., Ant. Jud., XVII, 164-167). Специальных исследований о первосвященниках и их роли в государстве Ирода нет. Вопрос этот, правда, частично затронут в статье Р. Хорсли о первосвященниках в истории Палестины I в. н. э.: Horsley R. High Priests and the Politics of Roman Palestine. A Contextual Analysis of the Evidence in Josephus //JSJ. 1986. Vol. 17. P. 23-55.

89 По словам Иосифа Флавия, аналогичный поступок приписывался Иоанну Гиркану. См. выше. С. данной главы. Fl. Jos., XVI, 179-187.

90 Во всяком случае, можно отметить, что иных примеров финансовой поддержки мероприятий Ирода, помимо отмеченного случая с празднествами в Кесарее, у Иосифа Флавия нет.

91 400 талантов: Fl. Jos., Bel. Jud., II, 98; 600 талантов: Fl. Jos. Ant. Jud., XVII, 320. (B целом эпизод с разделом территориальных владений Ирода между сыновьями: Ant. Jud., XVII, 317-320; Bel. Jud., II, 93-100.) Ясного объяснения расхождений этих цифр у нас нет. Можно допустить и наличие разных версий в источниках, и ошибки переписчиков, и тот факт, что разные цифры отражают разные составляющие налоговых поступлений. Мы, по правде говоря, не знаем, являются ли сообщаемые Иосифом Флавием цифры суммами всех налоговых поступлений или же суммами только поземельного налога. Текст Иосифа Флавия оставляет возможности для обеих интерпретаций.

92 1000 талантов: Fl. Jos., Bel. Jud., II, 100; 1500 талантов: Fl. Jos. XVIII, 323.

93 О личных земельных владениях царя см.: Stern М. The Reign of Herod and Herodian Dynasty. В кн.: The Jewish People in the First Century. Historical Geography, Political History, Social, Cultural and Religious Life and Institutions. Vol. I. Edited by S. Safrai and M.Stern in co-operation with D. Flusser and W. C. van Unnik. Assen, Philadelphia, 1974. P. 260-261.

94 Fl. Jos., Ant, Jud., XIX, 352. В тексте нет слова, определяющего, в каких именно денежных единицах Агриппа получал доход. "Драхма" в данном случае будет наиболее естественным восстановлением.

95 См. подробно: Sperber D. Roman Palestine 200-400. The Land. Crisis and change in agrarian society as reflected in rabbinic sources. Bar-Ilan, 1978. P. 70.

96 Подробное описание Иерусалимского храма времени Ирода есть у Иосифа Флавия: Ant. Jud., XV, 380-425.

97 - 98 ? Этот момент очень важен, особенно если вспомнить, что Палестина во 11-I вв. до н. э. находилась в условиях хронической политической нестабильности.

99 В тех случаях, когда строительство осуществлялось во владениях царя, оно обеспечивало работой большое количество людей, что в условиях не самой богатой страны не могло не быть актуальным.

100 Об Ироде см. подробно: Schiirer, 1973. Р. 287-329. Здесь, на с. 287, приведена также достаточно подробная библиография работ об Ироде. Из старых работ заслуживает упоминания подробная характеристика Ирода у Г. Греца (История иудеев от древнейших времен до настоящего. Т. 4. Одесса, б. г. С 140-184). Из более новых работ отметим также известную монографию М. Смолвуд, в которой Ироду посвящена отдельная глава с характерным названием "Идумейский царь-клиент": Smallwood М. The Jews under Roman Rule from Pompey to Diocletian. A Study in political relations. Leiden, 1981. P. 60-104.

101 Ср. характеристику Ирода у M. Штерна: Stern М. The Reign of Herod and the Herodian Dynasty - The Jewish People in the First Century. Historical Geography, Political History. Social, Cultural and Religious Life and Institutions. Vol. I. Edited by S. Safrai and M. Stern in co-operation with D. Flusser and W. C. van Unnik. Assen, Philadelphia, 1974. P. 270-277.

102 Об экономических предпосылках Иудейской войны в целом см.: Goodman М. The Ruling class of Judaea. The Origins of the Jewish revolt against Rome A. D. 66-70. Cambrdige, 1970. P. 51-75. В особенности же -p. 63-65. О зелотах и сикариях см.: Smith М. Zealots and Sicarii, Their Origins and Relations// HTR. 1971. Vol. 64. P. 1-19: Nikiprowetzky V. Sicaires et zelotes - une reconsideration // Semitica. 1973. P. 51-64.

103 В этом вопросе Иосиф Флавий в какой-то мере противоречит сам себе. В "Иудей-ских древностях" говорится о поселении ветеранов в городе, в "Иудейской войне" - о поселении в отдельном городе, в окрестностях Самарии. Судя по всему, это противоречие легко преодолимо, если вспомнить о сохранявшимся и в римское время единстве полиса и его округи (хоры).

104 Сам царь олицетворял - точнее говоря, старался олицетворять - именно такую политику, ибо только так можно объяснить одновременность преданного служения за-морскому повелителю и пышную реконструкцию национальной святыни - Иерусалим-ского храма.

105 Наиболее интересные из числа новых исследований о причинах и предпосылках Иудейской войны: Kreissig Н. Die sozialen Zusammenhange des judaischen Krieges. Klassen und Klassenkampf im Palastina des 1. Jahrhunderts u. Z. Berlin, 1970; Goodman M. The ruling class of Judaea. The origins of the Jewish revolt against Rome A. D. 66-70. Cambridge, 1993. См. также новое английское переиздание известной работы Э. Шюрера- The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 В. C. - A. D. 135). Vol. I. Edinburgh, 1973. P. 455-483, 484-513. В особенности же p. 455 и 484, где приведена дополнительная библиография.

106 Важнейшее исследование о восстании Бар Кохбы и его предпосылках: Applebaum Sh. Prolegomena to the Study of the Second Jewish Revolt (A. D. 132-135). BAR Supplementary Series 7. London, 1976. Заслуживают внимания также: Huteau-Dubois L. Les sursauts du nationalisme juif contre l'occupation romaine. De Masada a Bar Kokhba // REJ. 1968. Vol. 127. P. 133-209; Alon G. The Jews in their land in the Talmudic age (70-640 C. E.). London, 1989. P. 592-637.

107 О конфликтах иудеев с представителями римских властей в Малой Азии см. под-робно следующую главу.

108 Здесь нет никакого противоречия, ибо в Кесарее проживали две этнические об-щины. Следовательно, от жителей города a priori можно было ожидать различных и даже диаметрально противоположных реакций на одни и те же события.

109 Лишь при современном уровне средств связи подобное донесение главе государс-тва и получение ответных распоряжений возможно в пределах одного дня.

110 Ant. Jud.., XX. 173-177 = Bel. Jud.. II, 266-270,284-292 См. подробно: Tcherikover Г. Hellenistic civilization and the Jews. Philadelphia, 1959. P. 310-332. В особенности: 310-311,331-332. Applebaum S. The legal status of the Jewish communities in the Diaspora: The Jewish People in the First Century... Vol. I. Assen. 1974. P. 434-442, 451-452.

111 См.: Josephus in nine volumes. II. The Jewish War books I-III. With an Englsh transla-tion by H. St. H. Thackeray. Harvard London, 1976. P. 427; Flavius Josephe. Guerre des juifs. Tome II. Livres II-III. Texte etabli et traduit par A. Pelletier. Paris, 1980. P. 55.

112 Последние слова Иосиф Флавий уточняет чуть ниже: в Кесарее были раскварти-рованы воинские подразделения, перемешенные сюда из Сирии.

113 Иудеи служили в армиях Древнего мира на добровольной основе, однако предположение о том. что в Кесарее могло проживать заметное количество иудеев-наемников, хорошо обученных военному делу, исторически неверно.

114 Факт выступления Агриппы II перед жителями Иерусалима сомнений не вызыва-ет, чего нельзя сказать о тексте его речи. Судя по всему, Иосиф Флавий, зная умеренность взглядов Агриппы II, вложил в его уста свои собственные представления.

115 Вторая часть этой фразы вызывает известное недоумение, ибо непонятно, на что именно намекает Иосиф Флавий. Вероятнее всего, имеется в виду штурм Иерусалима Помпеем. Если бы не упоминание римлян, можно было бы подумать, что речь идет о царях древнего Израильского царства.

116 О значениях слова асоца см.: GEL. Р. 1749.

117 Из двух исследователей, занимавшихся проблемой волнений в Кесарее, И. Л. Левин пишет, что слова о "физической мощи" следует понимать как указание на численное превосходство (Levine I. L. The Jewsh-Greek Conflict in First Century Caesarea // JJS. 25. 1975. P. 382-383); А. Кашер воздерживается от любого суждения, склоняясь все же к мысли о сплоченности иудеев и поддержке иудеев Кесарей со стороны их собратьев по вере. (Kosher A. The Isopiteia Question in Caesarea Maritima// JQR. Vol. 68. 1977. P. 25. Note 41.)

118 Так назывался город до его переименования и повторного основания при Ироде.

119 Jos.. Bel. Jud., II. 270. Иосиф Флавий, к сожалению, не уточняет, что именно он имеет в виду. Однако упоминание в той же фразе об агоре позволят предположить, что в центре города произошла большая драка.

120 Вероятнее всего, здесь имеется в виду жалоба на тот инцидент, когда прокуратор разогнал толпу на рыночной площади при помощи вооруженных сил, что сопровождалось человеческими жертвами.

121 Kosher A. Isopoliteia question... P. 18-19. Notes 9, 10.

122 Эти же слова следует отнести и к упоминаемым в Иудейской войне чуть ниже (Ant. Jud., XX, 183) "первым из сирийцев, обитающих в Кесарее".

123 По словам Иосифа Флавия, здесь не обошлось без взяток.

124 См., например, обзор политики Августа и Юлиев-Клавдиев по отношению к иу-деям у Ф. Миллара - Millar F. The Emperor, the Senate and the Provinces // JRS. 63. 1973. P. 161. Интересный пример отношения Нерона к посольствам из Иудеи есть у Иосифа Флавия в автобиографии. Он пишет (Vita, 13-16), что добился освобождения группы жрецов, закованных в цепи и отправленных в Рим по приказу прокуратора Феликса. К сожалению, Иосиф сообщает лишь, что добился нужного для себя решения с помощью Алитира, иудея по происхождению, любимого мима Нерона, и Поппеи, супруги при-нцепса, благоволившей к иудеям. Механизм принятия и оформления решения остается читателю неизвестным.

125 О взаимоотношениях города и государственной власти в Римской империи лите-ратуры много. См., например: Millar F. The Emperor, the Senate and the provinces // JRS. 1966. Vol. 56. P. 156-166; Millar F. Empire and City, Augustus to Julian: obligations, excuses and status // JRS. 1983. Vol. 73. P. 76-96; Langhammer W. Die rechtliche und soziale Stellung der Magistratus municipales und der Decuriones in der Uberansphase der Stadte von sich selbsverwaltenden Gemeinden zu Vollzugsorganen des spatantiken Zwangsstaates (2-4. Jahrhundert der romischen Kaiserzeit).Wiesbaden, 1973. S. 1-24.

126 Кесарея не имела полного италийского права. См. подробно: Dig. 50, 15, 8, 6-7.

127 Точной информацией по этому вопросу, до правления династии Флавиев, мы не располагаем. Ж. Колен, специально занимавшийся проблемой "свободных" городов в Восточном Средиземноморье, выделяет города, основанные Иродом, в особую группу, но признает, что никакой конкретной информацией о внутреннем устройстве Кесарей до Флавиев мы не располагаем. (Colin J. Les villes libres de l'Orient greco-romain et l'envoi au supplice par acclamations populaires. Bruxelles, 1965. P. 32-34).

128 Под свободой понимались особые договоренности с Римом или местными правителями, оформленные специальным соглашением и гарантировавшие городу в извес-тных пределах внутреннюю автономию, освобождение от тех или иных налогов и - вза-имоотношения с Римом или местными династами на основе союзнических отношений. О типах "свободных городов" и о проблеме "свободы городов" подр. ш.-.Colin J. Villes libres... P. 51-52; Norr D. Imperium und Polis in der hohen Prinzipatszeit. Munchen, 1966. S. 85-94.

129 В следующей главе рассмотрены некоторые свидетельства Талмуда, касающиеся моря, морской торговли и участия иудеев в них. Не исключено, что эти материалы восходят к деятельности общины иудеев в Кесарее.

130 Во II-III вв. под фактическим контролем иудеев были два крупных города - Сепфорис и Тивериада. Подр. см.: BuchlerA. The Political and the Social Leaders of the Jewish Community of Sepphoris in the Second and Third Centuries. London, 1911.

131 Известна надпись из македонского города Стобы в честь римского гражданина Клавдия Тиберия Полихарма. исполнившего обязанности общественной жизни согласно иудейским нормам. При рассмотрении надписи из города Стобы необходимо, конечно, учитывать возможность того, что Полихарм мог исполнять должности не более чем в пределах иудейской общины. Все же ключевые слова этой фразы говорят скорее о том, что Тиберий Клавдий Полихарм исполнял общегородские магистратуры. О данной надписи и возможных вариантах интерпретации данной фразы см.: Ephrat Habas (Rubin). The Dedication of Polycharmos from Stobi: Problems of Dating and Interperatation // JQR. 2001.Vol. 92. P. 44-47. См. также: Papazoglou F. Oppidum Stobi civium Romanorum et municipium Stobensium // Chiron. 16. 1986. P. 234.

132 По всему этому комплексу вопросов см. подробно гл. 3.

133 KasherA. The Isopoliteia Question in Caesarea Maritima // JQR. 1977. Vol. 68. P. 24. Note 35.

134 Сам по себе факт ведения переговоров между представителями эллинизированной общины и приближенными к императору чиновниками вполне вероятен.

135 См.: Schurer Е. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B. C. - A. D. 135). A new English version revised and edited by G. Ernies, F. Millar, M. Black. Vol.11. Edinburgh. 1979. P. 117.

136 См., например: Carrie J -M., Rousselle A. L'Empire romain en mutation des Severes aConstantin. 192-337. Paris, 1999. P. 391-394.

137 Bel. Jud., II, 457-480, 487^198, 559-561.

138 Отметим, что в Египте, за исключением Александрии, настоящих конфликтов между иудеями и греками не было.

139 Здесь, естественно, уместен вопрос: почему речь идет всего лишь об алтаре, а не о храме? Известно, что формы почитания обожествленного императора могли быть разными. Так, Плиний Младший, проводя расследование по поводу христиан, освобождал человека от всех обвинений, если подозреваемый вместе с Плинием приносил жертву ладаном и вином перед изображением императора (Plin., Ер., X. 96).

140 Об императорском культе и его формах применительно к иудеям см. подробно - JusterJ. Lesjuifs dans l'Empire Romain. Leur condition juridique, economique et so-ciale. Tome premier. Paris, 1914. P. 339-354.

141 Нельзя не считаться с тем фактом, что главным пострадавшим в этом конфликте был алтарь культа императора, имевшего важное политическое значение для эллинис-тических жителей города.

142 Ср. также - Schurer Е. Op. cit. Р. 455.

143 См.. напр.. о временах республики: Bloch М. La Republique romaine de 133 а 44 avant J-C. Des Gracques a Sulla. Paris, 1935. P. 104-148. (Histoire Ancienne. Troisieme partie. Histoire romaine. Tome II.)

144 См.. напр., в письмах Плиния Младшего: Plin. Ер.. II, 11, 12: III, 9; IV, 9; V, 20; VII. 6.

145 У Иосифа Флавия есть обстоятельные характеристики деятельности всех проку-раторов, начиная с Понтия Пилата. В большинстве своем эти характеристики резко от-рицательные. См.: о Понтии Пилате - Bel. Jud., II, 169-170; 175-177: о Вентидии Ку-мане - Bel. Jud.. 11,223-227: 228-231; 232-246; Ant. Jud., XX, 114. 116-117: 119. 121-122, 127. 129;оТиберии Александре - Bel. Jud., II, 220, 223; Ant. Jud., XX, 100, 102-103; о Порции Фесте - Bel. Jud., II. 271-272; о Лукцее Альбине - Bel. Jud., II, 272-277; о Куспии Фаде - Bel. Jud., II, 220; Ant. Jud., XX, 2, 3,5,7-9,97-99; о Гессии Флоре - Bel. Jud., II, 277-279, 287-292; Ant. Jud., XX, 252, 254, 257. Всем этим администраторам, конечно, не хватает "размаха" небезызвестного Гая Вереса, но они вполне сопоставимы с Марком Эмилием Скавром или Луцием Валерием Флакком, которых защищал Цицерон.

146 См.. например: Машкин H. А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. М.; Л.. 1949. С. 468-506. См. также следующее примечание.

147 См.: Sartre М. LOrient Romain. Provinces et societes en Mediterranee orientale d'Auguste aux Severes. (31 avant J-.C. - 235 apres J-C). Paris, 1991. P. 56-68.

148 Основные работы по поводу восстания Бар Кохбы -Applebaum Sh. Prolegomena to the Study of the Second Jewish Revolt (A. D. 132-135). Oxford, 1976 (BAR Supplementary Series 7). Mantel H. The cases of the Bar Kokba revolt // JQR. 1968. Vol. 58. P. 224-242, 274-296; Мог M. The Bar-Kokhba Revolt and Non-Jewish Participants //JJS. 1985. Vol. 36. P. 200-209; Reinhartz A. Rabbinic Perceptions of Simeon bar Kosiba// JSJ. 1989. Vol. 20. P. 171-194. SmallwoodM. The Jews under Roman Rule from Pompey to Diocletian. A Study in political relations. Leiden, 1981. P. 428-466.

149 См., напр.: Fl. Jos. Bel. Jud., VI, 420-434. (Описание итогов штурма Иерусалима. Приводимые при этом цифры могут и не соответствовать действительности, ибо Иосиф Флавий как правило завышал любые цифры).

150 См.: Lifschitz В. Papyrus grecs du desert de Juda // Aegyptus, 42, 1962. P. 240-256; Gichon M. New insight into the Bar Kokhba War and a Reappraisal of Dio Cassius 69.12-13 // JQR. 1986. Vol. 77. P. 4И1; Lapin H. Palm Fronds and Citrons: Notes on Two Letters from Bar Kosiba's Administration // HUCA. 1993. Vol. 64. P. 111-135.

151 Lapin H. Op. cit. P. 114.

152 Об экономике Иерусалима, насколько мы можем ее представить, см.: Applebaum Sh. Economic Life // The Jewish People in the First Century. Historical Geography, Political History, Social, and Religious Life and Institutions. Vol. II. Assen. 1976. P. 683-685; Goodman M. The ruling class of Judaea. The Origins of the Jewish revolt against Rome AD. 66-70. Cambridge, 1987. P. 52-56.

153 Как уже отмечалось выше, независимость Маккавеев была независимостью de facto, но не de jure, ибо, формально говоря, власть Маккавеев и затем государственная власть Хасмонеев реализовалась внутри государства Селевкидов. Максимум независимости, достигнутый хасмонейскими династами, заключался в том, что они перестали платить налоги Селевкидам, а также в том. что на территории, подвластной Хасмонеям, не было сирийских гарнизонов. Однако в имеющихся источниках нет указаний на готовность селевкидских династов отказаться от претензий на контроль над Палестиной.

154 Иосиф Флавий неоднократно говорит, что Иродом двигало непомерное честолю-бие, стремление к власти и желание прославиться.

155 Sartre М. L'Orient Romain. Provinces et societes provinciales en Mediterranee orientale d'Auguste aux Severes (31 avant J.-C. - 235 apres J.-C). Paris, 1991. P. 345.

156 См. примеры у С. Я. Лурье: Антисемитизм в Древнем мире... С. 129-130, 158.

157 См., например. SmallwoodE. М. The Jews under Roman Rule from Pompey to Diocle-tian. A Study in political relations. Leiden, 1981. P. 467.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =