Эллинистическая цивилизация и евреи

Виктор Чериковер

ссылки к главе

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

ПРИЛОЖЕНИЯ

ИСТОЧНИКИ ПО ПЕРИОДУ ПРАВЛЕНИЯ ЭЛЛИНИЗАТОРОВ В ИЕРУСАЛИМЕ

1. Вторая книга Маккавеев

1 Wellhausen ]. Israelitische und judische Geschichte. 3. Aufl. Berlin, 1897. S. 242. В последнем издании книги (7-е, 1914) это предложение опущено.

2 Willrich Н. Juden und Griechen vor der Makkabaischen Erhabung. Gottingen, 1895. S. 67 ff.

3 Niese В. Kritik der beiden Makkabaerbucher. Berlin, 1900. Книга была в том же году опубликована в журнале "Гермес" (Hermes. Bd. 35) в виде статьи.

4 Laqueur R. Kritische Untersuchungen zur II. Makkabaerbuch. Giessen, 1904; Kolbe W. Beitrage zur griechischen und judischen Geschichte. Stuttgart, 1926; Meyer Ed. Ursprung und Anfange des Christentums. Bd. II. Stuttgart, 1921. S. 456 ff.; Gutberlet C. Das Zweite Buch des Makkabaer. Berlin, 1927; Bevenot H. Die beiden Makkabaerbucher. Leipzig, 1931; Heineman H. Makkabaerbucher // RE. Siebenundzwanziger Halbband, col. 779-805; Abel F.-M. Les livres des Maccabees. Paris, 1949.

5 Возражение Цейтлина (Zeiffin S. The Second Book of the Maccabees. 1954. P. 19), что это письмо не могло быть написано евреями Иерусалима, потому что в это время Иудея была независимым государством и не использовала в своих документах датировку по Селевкидской эпохе, неубедительно, поскольку такая датировка была принята во многих странах Востока и использовалась даже после прекращения династии Селевкидов; ср.: Bickermann Е. Les institutions des Seleucides. P. 206. Можно отметить, что автор Первой книги Маккавеев, официальный историк дома Хасмонеев, продолжал датировать события по эре Селевкидов даже после провозглашения Иудеи независимым государством. Декларация независимости датировалась по двум системам летоисчисления: год 172-й (Селевкидской эры) и год 3-й первосвященства Симона (1 Масс, 14:27).

6 О первых десяти стихах Второй книги Маккавеев и двух датах в строке 7 (143/2 г. до н. э.) и в строке 10 (125/4 г. до н. э.) написаны многие исследования и высказаны десятки различных предположений до того, как я полагаю наиболее успешно, проблема была решена Бикерманом. Перед нами письмо евреев Иерусалима к евреям Египта от 124 г. до н. э., в котором приводится отрывок из предыдущего письма 143/42 г. до н. э. См. его статью: Bickermann Е. // ZNTW. Bd. 32.1933. S. 233 ff. Однако проблема, связанная с большим письмом Иуды Маккавея будто бы "Аристобулу, учителю царя Птолемея" (II Масс, 1:10-2:18), все еще не решена. Все согласны, что письмо является только литературным произведением, совершенно не связанным с Иудой Маккавеем, но относительно даты его составления мнения расходятся.

Здесь не место вдаваться в обсуждение столь сложного вопроса, и я хотел бы только отметить, что он не связан с датировкой составления Второй книги Маккавеев. Можно предполагать, что в первоначальной ее редакции стих 2:19 шел непосредственно после начала стиха 1:10. С другой стороны, возможно, что автор этой книги мог составить письмо Иуды и вставить его в свою книгу.

7 Ср., например, Abel F.-M. Les livres des Maccabees. P. 34. Против этого взгляда ср.: Gutberlet С. Das Zweite Buch des Makkabaer. S. 7.

8 Многие ученые также склонны согласиться с этой датой, например, Низе (Niese В. Kritik der beiden Makkabaerbucher. S. 25), Эд. Мейер (Meyer Ed. Unsprung und Anfange des Christentums. Bd. 2. S. 455), Абель (Abel F.-M. Les livres des Maccabees. P. 43), Даней (Dancy f. C. A Commentary on I Maccabees. P. 14) и др. Иные датируют эту книгу I в. до н. э. По мнению Цейтлина (Zeitlin S. Commentary on II Масс), труд Эпитоматора можно отнести ко времени правления Агриппы I (44-41 и. э.), что соответствует мнению Вильриха, высказанному шестьдесят лет тому назад (Willrich Н. Juden und Griechen vor der Makkabaischen Erhabung. S. 76), и нет основания полагать, что сегодня оно найдет много сторонников.

9 Pfeiffer R. Н. History of New Testament Times. P. 510, 519.

10 Согласно Эд. Мейеру (Meyer Ed. Ursprung und Anfange des Chris-tentums. Bd. 2. S. 457), книга Ясона доходит по крайней мере до занятия Ионатаном поста первосвященника; однако в этом случае ясно, что, когда Ясон писал эту книгу, он знал бы во всяком случае о первых шагах династии Хасмонеев, а именно о периоде Ионатана и Симона; все же это не противоречит духу книги; по этому вопросу см. ниже.

11 Ср.: II Масс, 10:19 sqq.; 14:17. О братьях Иуды сообщается в пассаже 8:22-23 как о командирах, подчиненных Иуде.

12Abel F.-M. Leslivresdes Maccabees. P. 41; ср.: Keil C. F. Commentar uber die Bucher der Makkabaer. Leipzig, 1875. S. 275 f.

13 Bickermann Е. Der Gott der Makkabaer. S. 33 ff.

14 См. статью Э. Бикермана в издании: Finkelstein L. (ed.) The Jews. Their History, Culture, Religion. Vol. 1. New York, 1949. P. 108 ff. Cp. также: Bickermann E. Der Gott der Makkabaer. Berlin, 1935. S. 72.

15 У автора нет намерения вдаваться в теологические вопросы, и он полагает упомянуть то, что хорошо известно, а именно, что вся доктрина о воздаянии и наказании в еврейской Библии основывается на предположении и принципе, что человек свободен в выборе между добром и злом (Второзаконие 30:15 sqq.). Человек не мог бы "делать зло в глазах Бога", если бы не был свободен действовать по своей воле.

Тот же самый взгляд характерен и для талмудического периода; несмотря не то что все "предвидено" Богом, человеку предоставлена свобода выбрать свой путь в жизни (Avot, 3:15). Власть судьбы в жизни человека, предопределенность его шагов от рождения до смерти и страдания человека за те преступления, которые он не совершал, являются характерными чертами греческой религии.

16 Bickermann Е. Der Gott der Makkabaer. S. 18 ff. Полибий со своей традицией не относится к селевкидской историографии (Ibid. S. 168).

17 О Ясоне как представителе "патетической историографии" см.: Bickermann Е. Der Gott der Makkabaer. S. 147; Abel F.-M. Les livres des Maccabees. P. 36 ss.; Pfeiffer R. H. History of New Testament Times. P. 518.

18 Работа по сокращению наиболее заметна в главе 13:22 ff. Если не искать здесь произвольную попытку придумать полностью новый стиль (который был бы любопытным как стиль, полностью противоположный широкому "патетическому" стилю, в котором была написана книга), то можно было подумать, что Эпитоматор здесь использовал краткие заметки, которые он сделал из книг Ясона и даже не обработал их литературно. Мнение Цейтлина (Zeitlin 5. Commentary on II Масс. 22), что этот лаконичный и отрывистый стиль является подлинным стилем Ясона, не заслуживает доверия; ни один эллинистический автор не мог бы позволить себе написать большой труд в таком плохом стиле, и если Ясон писал таким образом, то он смог бы охватить в пяти книгах события столь длительного периода, что даже широкие хронологические рамки, указанные Цейтлином для его труда, оказались слишком узкими для него.

19 Kolbe W. Beitrage zur griechischen und jiidischen Geschichte. S. 124 ff.; Abel F.-M. Les livres des Maccabees. P. 39; Bickermann E. Der Gott der Makkabaer. S. 147.

20 Исследователи, которые исходят из предположения, что работа Ясона охватывает те же события, что и книга Эпитоматора, делят пять глав 111-VII между двумя книгами Ясона. Ср.: Pfeiffer R. Н. History of New Testament Times. P. 510. Очевидно, что нельзя дать точный ответ на этот вопрос, и вся история периода, предшествующего появлению Иуды Маккавея, занимала только одну книгу, составляя своего рода вступление к современному изложению событий. Но даже в этом случае рассказ об этих событиях занимал много места, может быть, не меньшее, чем вся Вторая книга Маккавеев.

2. Четвертая книга Маккавеев

21 См. о Четвертой книге Маккавеев: Dupont-Sommer A. Le quatrieme livre des Maccabees; Hadas M. The Third and Fourth Books of Maccabees. New York, 1953; Freudenthal J. Die Flavius Josephus beigelegte Schrift uber die Herrschaft der Vemunft. Breslau, 1869. В первом издании этой книги на иврите автор также придерживался этого мнения, но после нового изучения Четвертой книги Маккавеев он убедился в своей ошибке.

22 Freudenlhal J. Die Flavius Josephus beigelegte Schrift uber die Herrschaft derVemunft. S. 72 ff.

23 Bickermann E. The Date of Fourth Maccabees // Louis Ginzburg Jubilee Volume. 1945. P. 105 ff.

3. Иудейская война 1:31-33

24 См. статью автора данной книги: Tcherikover V. War 1,1,1 as a historical source // Madae ha-Yehadut. (Heb.) I. Jerusalem, 1925. P. 179 ff.

25 В рукописи "над всей страной Сирией" (), но тут явно имеет место ошибка копииста и надо читать (), (ср. Polyb. XXVIII, 1; Ibid., 15).

26 Эта идея была высказана первый раз, по моему мнению, Бенедиктом Низе (Niese В. GGMS. Bd. 3. Darmstadt, 1903. S. 230. Anm. 4).

4. Иудейские древности XII, 237 ff.

5. Первая книга Маккавеев

6. Книга Даниила

27 К приведенному здесь мнению надо добавить, что Дальман видит в "сынах насилия" Гиркана и его сторонников: Dalmann С. Die Tubiah-Inschrift von Arak el-Emir und Daniel XI, 14 // PJB. 1920. S. 33 ff.

7. Рукописи Мертвого моря

28 См. по этому вопросу: Beek М. A. Das Danielbuch. Sein historischer Hintergrung und seine literarische Entwicklung. Versuch eines Beitrags zur Losung des Problems. Leiden, 1935; Cinsberg L. H. Studies in Daniel. New York, 1948. He вдаваясь в существо вопроса, я должен отметить, что по крайней мере три темы - отказ Даниила пробовать мясо, предложенное царем, осквернение храмовых сосудов Валтасаром и провозглашение антиеврейских указов царем Дарием, хорошо соответствуют атмосфере периода Антиоха.

29 Рукописи, обнаруженные в пещерах, опубликованные до 1951 г., включая "Дамасский свиток", были собраны и и опубликованы Хаберманом (Edah ve-Eduth. Jerusalem, 1951). Из новых публикаций следует указать: Sukenik Е. L. A Corpus of Hidden Scrolls in Possession of the Hebrew University. Jerusalem, 1954; Barthelemy D., Milik J. T. Qumran Cave. Vol. 1. 1955.

30 Ср. краткий обзор (главным образом относящийся к дате составления свитка комментариев на книгу пророка Аввакума), выполненный Эллигером (EUiger К. Е. Studien zum Habakuk-Kommentar. Tubingen, 1953. S. 238 ff.). Там не указаны мнения отдельных ученых, относящих даты составления свитков к эпохе средних веков или полагающих их поддельными.

31 Например, Reicke В. Studia Theologica. Vol. 2. Berlin, 1948. P. 45 ff.; Avi-Yonah M. // IEJ. Vol. 1. P. 1 ff.; Rabinowitz I. The Reconsideration of "Damascus" and "390 Years" in the "Damascus" ("Zadokite") Fragments // JBL. Vol. 71.1952. P. 82.

32 Например, Segal M. Z. On the problem of the Cave-Scrolls // Eretz Israel. 1.1950. P. 39 ff. См. его статью на английском (JBL. Vol. 70.1951. P. 131 ff.).

33 Дюпон-Сомер (Dupont-Sommer) относит эти события к началу римского периода; это мнение он отстаивает в большой серии своих статей (Apercus preliminaires sur les manuscrits de la Mer Morte. 1950; Vetus Testamentum. Vol. 1.1951. P. 200 ff.; Nouveaux Apercus. 1953. Эллигер относит их с тому же самому периоду в своей вышеупомянутой книге (Р. 270 ff.). Ср. также: Yadin У. The Scroll of the War of the Sons of Light against the Sons of Darkness. P. 222 ff. Он на основе детального анализа военных вопросов и методов войны датирует его временем Юлия Цезаря или Августа.

34 Под "Хиттаим" (Habbakkuk Commentary, III, 9 ff.), "которые пришли с островов моря, чтобы пожрать как хищники все народы" подразумеваются, по мнению большинства ученых, римляне в то время как "Катией Ашур" и "Ха-катиим бе-Мицраим" свитка "Война сынов света и сынов Тьмы" (I, 4, 2) больше соответствуют Селевкидам н Птолемеям (см., однако: Yadin Y. Op. cit. P. 21 ff.)

35 "Дом Абсалома" также упомянут в комментариях на книгу Аввакума, обнаруженных в Кумране.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =