Эллинистическая цивилизация и евреи

Виктор Чериковер

ссылки к главе

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть II

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ДИАСПОРЕ

Глава 3

ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВО

Какова же была экономическая база жизни евреев в диаспоре? Каковы были их занятия, дававшие им средства к существованию? Об этом нельзя судить, применяя к эллинистическо-римскому периоду представления, основанные на опыте жизни еврейской диаспоры в современные времена. Многие ученые совершают подобную ошибку, применяя реалии современной еврейской жизни к описанию жизни вне Палестины в эллинистическую и римскую эпохи. Шпек пишет: "Даже в то время основным занятием евреев, живших вдали от родной земли, была торговля... Капитал, накопленный еврейскими торговцами, был соотносим с накопленным римлянами"153. Херцфельд также полагал, что евреи диаспоры были особенно сильно вовлечены в торговлю, и видел в последней наиболее важный фактор, побуждавший евреев покидать Палестину и Вавилонию для миграции в западные страны. По его мнению, в эллинистический период не существовало особой внешней причины, заставлявшей евреев Палестины оставлять свою родину. Они покидали ее по собственной воле в поисках средств к существованию. Но поскольку они не могли надеяться преуспеть в приобретении земли в чужих странах или в занятиях земледелием среди неевреев, то они возлагали все свои надежды на коммерцию.

В поддержку этого мнения Херцфельд подчеркивает тот факт, что евреи селились в больших городах, которые играли важную роль в торговой жизни эллинистического и римского периодов[154]. Даже сегодня некоторые авторы много говорят о торговой деятельности евреев диаспоры и о получаемом ими от нее большом богатстве[155].

Данное мнение, не имеющее достаточного подтверждения в источниках, тем более не может быть принято теперь, когда открыты новые источники, такие как папирусы и остраконы. Они свидетельствуют о том, что евреи принимали участие не только в торговле, но и в различных областях экономической жизни тех стран, где они жили. Длинному списку больших городов у Херцфельда, в которых проживали евреи, можно противопоставить не менее длинный перечень египетских деревень и провинциальных городков Малой Азии, где также было еврейское население. Нельзя, конечно, отрицать роль торговли в жизни евреев в эллинистический период. Наше намерение сводится лишь к возражению против односторонности, которая преобладала и продолжает преобладать среди мнений исследователей по данному вопросу.

В начале нашего обзора социального положения евреев в диаспоре мы должны остановиться на одной общественной группе, не имеющей аналогов в жизни еврейской диаспоры в наши дни. Я имею в виду солдат-евреев. Ученые-антисемиты типа Вильриха скептически относятся к ним и даже позволяют себе насмешки по отношению к источникам, упоминающим о военной службе евреев в греческих царствах. Они подвергают сомнению сообщения Аристея о еврейских пленниках, поселенных Птолемеем I в египетских крепостях, и рассказ Иосифа Флавия о двух тысячах еврейских семей, переселенных Антиохом III для несения военной службы. Как уже было подчеркнуто, эти сообщения сегодня не вызывают скептического отношения ученых, поскольку подтверждены беспристрастным свидетельством папирусов. Со времени публикации элефантинских папирусов исследователи больше не могут задаваться вопросом о роли евреев в военной сфере в Египте. Евреи Элефантины называют себя "еврейским войском" (heb.), они живут в "крепости" (heb.) и разделены на "знамена" (heb.), особые воинские подразделения, и вся их жизнь несет печать военной организации[156].

Если же евреи могли находиться на воинской службе в египетских крепостях в персидский период, то почему нужно сомневаться в их пригодности к таковой службе в эллинистическую эпоху? Мы уже видели некоторые факты, относящиеся к данной теме, такие как участие в войнах Птолемеев еврейских воинских сил под руководством еврейских командиров Онии и его сыновней Хелкии и Ханании. Следует добавить к этому евреев территории Онии с целью противостояния внешней силе пришедших на помощь Юлию Цезарю, и, кроме того, другие еврейские войска, охранявшие переход у Пелусия. Данные сообщения Иосифа Флавия отражают реальное положение, начиная с 150 г. до н. э. Не менее важна и содержащаяся в папирусах информация, относящаяся к более раннему периоду (с середины III до середины II в. до н. э.).

Папирусы дают информацию о еврейских солдатах с момента формирования армии Птолемеев в целом. Она состояла из регулярного войска и резерва () и включала в себя кавалерию и пехоту. Кавалерия была организована или по национальному признаку (гиппархии фракийцев, фессалийцев, мезийцев и т. д.), или же включала в себя подразделения смешанного состава, которые обозначались номерами: первая, вторая гипархии и т. д. Пехота состояла из подразделений, которые назывались по именам их командиров. Характерной чертой армии Птолемеев было иностранное происхождение ее воинов. Действительно, Птолемеи заботились о том, чтобы не комплектовать свои войска из египтян, и использовали туземцев только в исключительных случаях. В их армию вербовали македонян, греков, уроженцев Малой Азии и представителей других народов, а также принадлежавших к этим народам юношей, родившихся и воспитанных в Египте. Чтобы привязать эту иностранную армию к Египту, Птолемеи распределяли землю среди служивших в ней, и каждый солдат имел свой участок земли[157].

Евреи, упомянутые в папирусах, служили в македонской армии на равных основаниях со всеми другими народами, хотя они никогда не числились среди воинственных наций, таких как македоняне, галаты и т. д. Мы находим среди них простых солдат и офицеров[158], служивших в регулярных войсках и в () (резерве)[159], кавалеристов и пехотинцев[160]. Они наделялись участками земли, также как и другие воины иноземного происхождения. Из папирусных документов можно узнать, что евреи служили в смешанных подразделениях (таких как гипархии), среди которых некоторые назывались "персами" или "македонянами". Последние же принадлежали к псевдоэтническим группам армии Птолемеев[161]. В документах не упоминается чисто еврейских воинских частей, и, вероятно, их не было до времени Онии. Таким образом, в Египте мы видим большое количество евреев, служивших в различных подразделениях птолемеевских войск наравне с другими - представителями греков и варварских народов. Это находилось в полном соответствии с практикой эллинистического периода доверять защиту государства формированиям иностранных наемников[162].

От солдат мы переходим к крестьянам. Согласно практике, существовавшей в древнем мире, особенно при Птолемеях и Се-левкидах, правительство, для того, чтобы поселить на земле тех, кто отслужил свой срок действительной службы, распределяло среди них земли. Точно также власти селили на земле воинов, когда хотели составить ядро, вокруг которого могла сформироваться будущая армия. Евреи не были исключением из этого правила. Папирусы сохранили некоторое количество примеров о находившихся на службе евреях, которые владели значительными участками земли. Эти солдаты почти наверняка не работали на земле самостоятельно, но сдавали ее в аренду египетским феллахам в соответствии с обычной практикой в Египте[163].

В одном папирусе даже сохранился список овец и коз, принадлежавших членам военной колонии Самарии в Файюме. Большинство имен членов этой колонии - еврейские (CPJ, nos. 28)[164].

Согласно письму Антиоха III Зевксису, каждый еврейский поселенец в Лидии и Фригии получал "участок для строительства дома, а также землю для возделывания и насаждения виноградника" (Ant. Jud., XII, 151). При этом еврейская колония в Гиераполе охарактеризована как катойкия, т. е. она была прежде всего военной колонией, но можно предположить, что члены ее были заняты также сельским хозяйством. Опять-таки, вероятнее всего военными поселенцами были первые еврейские эмигранты, пришедшие в Киреггу из Египта в начале птолемеевской эпохи. Мы имеем также известную информацию о том, что военное поселение евреев из Трахонитиды было основано в Кирене во время правления Ирода[165].

Папирусы сообщают нам, что участки, предоставленные солдатам для поселения в Египте, рассматривались как царская земля и в III в. до н. э. могли быть в любое время (естественно, после смерти поселенца) возвращены царю. Однако уже во II в. до н. э. они стали частной собственностью поселенцев, и поселенцы имели право их завещать по наследству[166].

Таким образом, военная служба в эллинистических царствах помогала евреям пустить корни в чужую почву и приобрести землю, которая со временем становилась семейной собственностью, переходящей от отца к сыну.

Военная служба не была единственным путем формирования евреев-землевладельцев. Остраконы из Верхнего Египта свидетельствует о большом числе евреев, которые время от времени "отмеряли" определенное количество зерна в царские житницы, другими словами, платили правительству земельный налог со своих владений. Объемы "отмеряемого" ими зерна различались, и эти колебания (хотя вопрос и не ясен) отражали различие в размерах их владений[167].

Мы не знаем, к какому классу крестьян можно отнести данных евреев, но весьма похоже на то, что они были "царскими крестьянами", поселенными на царской земле, на которой они работали в соответствии с определенными условиями. В одном из документов упоминается "земля Хилкии", расположенная по соседству с Александрией. Однако мы не знаем, являлся ли Хилкия крупным землевладельцем, военным поселенцем или человеком, получившим свое владение в дар от царя (BGU, 1129 = Mitteis L. Chrestomatie. 254 = CPJ, nos. 145)[168].

Среди евреев к тому же были и сельскохозяйственные рабочие, которые работали на земле других хозяев за определенную плату. В папирусе из Файюмского мы читаем о "крестьянах, получающих плату", которые работали на земле богатого землевладельца. У одного из крестьян еврейское имя Иоав[169].

Папирусы архива Зенона упоминают двух виноделов евреев, арендовавших у Зенона виноградник площадью 60 арур (CPJ, nos. 14 Ь, 15. Имена виноделов: Самуил и Александр); при этом в других документах упоминаются евреи-пастухи (CPJ, nos. 9,38, 39, 412, etc.)[170].

Таким образом, евреи были заняты в различных областях сельского хозяйства в качестве военных поселенцев, землевладельцев и сельскохозяйственных рабочих. Если задаться вопросом о причинах их стремления жить такой сельской жизнью, то ответ будет прост. На своей родине, на возвышенностях Иудеи, они также занимались сельским хозяйством, и вполне естественно, что в другой стране они занимались тем же самым трудом, к которому привыкли с юности.

Удивительно, что папирусные документы едва называют евреев-ремесленников. В одном папирусе упоминаются два еврейских гончара из "сирийской деревни", арендовавших гончарную мастерскую совместно с египетской семьей, другие документы сообщают о еврейских ткачах. Но это - все или - почти все[171].

Недостаток официальных документов особенно достоин сожаления, поскольку есть основания думать, что ремесленники занимали важное место в жизни еврейской диаспоры. Вместе с тем в связи с Александрией сохранилось несколько сообщений в талмудической литературе, самое важное из которых содержится в Sukkah, 51Ь:

"Р. Иуда говорит: "Тот, кто не видел Диплостон Александрии Египетской, никогда не видел славы Израиля". Они сказали: "Это была своего рода большая базилика, галерея-портик перед галереей-портиком, который в то время вмещал в два раза больше людей, чем покинуло Египет... И они не смешивались, но работы по золоту выполняли сами, по серебру сами, кузнечные работы сами, ковры ткали сами и ткани сами, а когда бедный человек приходил, он узнавал членов своего цеха и участвовал в его работе, и от этого добывал средства к существованию для себя и своей семьи" (51b)[172]".

Если даже не доверять всем легендарным подробностям данного описания, мы все же узнаем отсюда два факта: первый, что еврейские ремесленники Александрии занимали важное место в ее общине, и второй, что они были организованы в особые сообщества по образцу профессиональных организаций (коллегии) эллинистического и римского мира. В Талмуде упомянуты примеры, когда ремесленники из Александрии должны были отправляться в Иерусалим, где они чинили храмовые сосуды[173].

Кажется, что в Александрии имелись еврейские специалисты по любому виду ремесла. Филон также упоминает евреев-ремесленников этого города (In Flacc, 57).

Подробной информации о еврейской торговой деятельности не сохранилось. И хотя, как уже отмечалось, торговля не была единственным занятием евреев в диаспоре, все же несомненно то, что она занимала важное место в их жизни. Еврейских торговцев надо искать, конечно, в крупных городах, прежде всего в Александрии. У Филона сохранилась об этом ценная информация. Говоря о параличе экономической жизни еврейской Александрии после погромов 38 г. н. э., он приводит список (In Flacc, 57) различных классов богатого населения города, а именно собственников, купцов-судовладельцев и просто торговцев.

Филон сообщает, что члены первой группы "потеряли свои капиталы" в результате мятежей. Отсюда мы узнаем, что они были "капиталистами", которые, не принимая участия в торговле лично, вкладывали деньги в деловые операции.

Вторая группа - купцы-судовладельцы, надо полагать, была весьма многочисленной в Александрии, поскольку последняя была экспортным портом Египта, и вся продукция различных отраслей этой богатой страны, прежде всего зерно, проходила через порт Александрии по пути в Рим и в другие места Средиземноморья[174].

К третьей группе - (), очевидно, относилось большинство еврейского среднего класса города. Разница между этими людьми и ремесленниками, также упомянутыми Филоном, была в социальном отношении не столь велика, поскольку тогда, точно как и в средневековой Европе, ремесленник был, кроме всего прочего, и торговцем произведенной им продукции[175].

Другие источники добавляют лишь немного деталей к изображенной Филоном картине. Надпись из Верхнего Египта говорит о еврее Феодоте, который благодарит Бога за спасение от опасностей на море[176].

Следует полагать, что он был купцом, часто совершавшим путешествия по морю. Вместе с тем Третья книга Маккавеев (3:7), повествуя о нападениях толпы на евреев во времена Птолемея IV, сообщает о благожелательном отношении к преследуемым евреям некоторых греков, "ведших с ними торговлю". Это более или менее все, что мы знаем о торговле евреев диаспоры.

С торговлей должно было быть связано и большое богатство отдельных евреев, одалживавших деньги под проценты. Иосиф Товиад хранил в Египте значительные денежные средства, о которых заботился его представитель Арион. Легко понять, что такие деньги не лежали просто в безопасности, без использования владельцами в целях прибыли. Алабархи были также известными банкирами и самыми богатыми евреями в Александрии. Исследователи отождествляют их с арабархами, т. е. с чиновниками, ведавшими торговлей между Египтом и Аравией[177]. Стоит думать, что их большое богатство не зависело прямо от занимаемого ими официального поста, который не мог приносить им много прибыли (см. ниже). Источник этого богатства надо искать в торговле и банковском деле.

Иосиф с уважением упоминает о двух арабархах - Александре (Ant. Jud., XVIII, 159, 259; XIX, 276; XX, 100), брате Филона, и Деметрии (Ant. Jud., XX, 147). О первом он сообщает, что Александр одолжил большую сумму денег еврейскому царю Агриппе, когда тот путешествовал в Рим. Этот арабарх предоставил ему часть денег наличными в Александрии и обещал предоставить остальные по прибытии царя в Путеолы-Дикеархию (в Италии, недалеко от Неаполя). Этот факт позволяет говорить о том, что часть денег Александра была вложена в Италии, и его деловая активность не ограничивалась только одним Египтом, а охватывала многие страны. Иосиф сообщает о богатых евреях также и в Кирене (Bel. Jud., VII, 442, 445).

Интересное свидетельство о евреях, одалживающих деньги под проценты, можно найти в папирусе, датируемом 41 г. н. э. (BGU, 1079 = W. Chr., 60 = CPJ, nos. 152). Папирус содержит письмо греческого купца Серапиона своему другу Гераклеиду в Александрии. Гераклеид, со всей очевидностью, был вовлечен в неуспешные деловые операции и не знал, как выйти из сложного положения. Серапион советует своему другу поискать займа и добавляет характерные слова: "...но, подобно всем нам, остерегайся евреев!"[178]

Исследователи разделились по вопросу о том, как понимать данные слова. Или здесь "самое древнее свидетельство делового антисемитизма", или просто предостережение греку не заходить в еврейский квартал в то время, когда отношения между двумя народами были крайне напряженными[179].

Но как бы ни истолковывать подобные слова, по меньшей мере очевидно, что мы имеем в данном случае объективное свидетельство существования среди евреев ростовщиков, предоставлявших деньги под проценты и, кроме того, пользовавшихся вполне определенной репутацией в греческой общине.[* Имеется в виду - среди членов греческой общины Александрии.]

Таким образом, в диаспоре были евреи, богатство которых возрастало за счет ссуд денег под проценты и от торговли, но сомнительно, что это было характерно для всей еврейской жизни в диаспоре в целом. Ряд папирусов периода Августа говорит о евреях, принадлежащих к низшим слоям общины и ищущих заработка. Свидетельства этих документов корректируют "светлую" картину Филона, интересовавшегося только богатыми[180].

Апион насмехается над евреями Александрии, проживающими у морского побережья, где море выбрасывает грузы погибших кораблей (Contr. Ар., II, 33). Вообще сказать, в римский период еврейская нищета была "притчей во языцех" антисемитских авторов (Juven. Sat., Ill, 14-16; Martial. Epig., XII, 57)" [181].

Мы далее увидим, что "еврейское богатство" никогда не было предметом антисемитской пропаганды.

Евреи занимали и должности правительственных чиновников, особенно в период правления египетских Птолемеев, причем они занимали различные посты в чиновничьей лестнице - от низших постов до постов близких к трону "министров"[182].

Поскольку военная служба была связана с охраной общественного порядка в отдаленных местах и мало отличалась от полицейской, то среди евреев были и полицейские. Один () упомянут в папирусе середины II в. до н. э. (CPJ, nos. 25). Приблизительно к тому же времени относится надпись из Атрибиса в Нижнем Египте: "В честь царя Птолемея и царицы Клеопатры начальник полиции Птолемей, сын Эпикида, и евреи Атрибиса построили эту синагогу Бога Высочайшего".

Я не вижу оснований для сомнений в том, что данный Птолемей был евреем, хотя надпись ясно об этом и не говорит[183].

Иосиф пишет, что цари и позднее римляне доверили евреям выполнение полицейских функций на Ниле (Contr. Ар., II, 64: fluminius custodiam). Сообщение, вероятно, неточно по своей обобщающей форме, но из него можно заключить, что евреи все же служили в полиции на Ниле[184].

Арабархи также были правительственными чиновниками. Шюрер называет их "высшими начальниками таможен на арабской территории за Нилом"[185].

Вилькен произвел детальное исследование собираемых арабархами налогов, известных под наименованием () и взимаемых с путешественников, пересекавших Египет в направлении Красного моря по пути из Коптоса и Береники[186].

Из рассмотренного Вилькеном материала надо сделать вывод, что данный налог не был особенно высок, поэтому трудно предположить, что александрийские арабархи стали столь состоятельными именно от сбора налога. Пост арабарха, находившийся некоторое время в руках Александра и Деметрия - богатых евреев из Александрии, возможно, был более почетным постом, чем прибыльным делом. Конечно, эти богатые банкиры не сами собирали таможенные сборы с караванов, пересекавших пустыню от Нила по направлению к Красному морю, но использовали для этого зависимых от них низших чиновников.

Среди такого рода низших сборщиков было значительное число евреев, о чем мы узнаем из остраконов Верхнего Египта[187]. Некоторые известны нам по именам: Шаббатай, взявший в аренду сбор транспортных налогов в Фивах (он часто упоминается на остраконах); Симон, сын Лазаруса (Иоцера), собиравший таможенные сборы с рыбаков; Авиэль, собиравший налоги с сапожников; Симон, сын Авиэля, собиравший мякину у землевладельцев, и др.[188]

Сборщики налогов были ненавистны египтянам, как, впрочем, и любому другому населению, причем повсюду[189].

Трудно понять, почему именно эти посты достались евреям, так как прибыль от сбора налогов в птолемеевском Египте не была особенно велика, а опасность сурового наказания постоянно висела над головами тех сборщиков, которые не соответствовали своим обязанностям[190].

Относительно большое число евреев на должности сборщика налогов в Верхнем Египте может быть объяснено тем предположением, что данный пост, несмотря на связанные с ним неприятности, возвышал его обладателя в глазах сельского населения.

Еще несколько слов о мелком чиновничестве. На ряде остраконов из Верхнего Египта мы находим еврейские имена (или греческие теофорные имена, характерные для евреев) среди служащих () (банков) или () (амбаров, где собиралась мякина) (CPJ, nos. 65, 69, 97,100-103,105)[191]. В папирусе римского периода содержатся имена евреев, бывших ситологами - правительственными чиновниками, ведавшими вопросами поставки зерна в царские житницы (BGU, 715 = CPJ, nos. 428)[192].

Другой папирус конца периода Птолемеев упоминает "писца" или "клерка" (,) Онию, который был, видимо, помощником правительственного чиновника, назначенного в топархию Гераклеопольского нома (BGU, 715 = SB, 209 = CPJ, nos. 137). Все эти люди были младшими чиновниками, жившими на жалованье подобно тысячам других правительственных чиновников из греков и египтян. Мы совсем ничего не знаем о том, как они жили, но надо полагать, что они вели строгую и экономную жизнь, обычную для всего мелкого люда в птолемеевском Египте.

Рабов среди евреев было сравнительно мало, поскольку еврейская община рассматривала как акт сострадания избавление своих попавших в беду собратьев из рабского состояния. Только редко мы узнаем о еврейских рабах в Египте или в других странах. Самая важная информация по этому вопросу сохранилась у Аристея, который сообщает, что евреи, захваченные в Палестине Птолемеем I, были отданы в качестве рабов македонским солдатам, а позднее были освобождены царем Филадельфом. Другой информации о еврейских рабах в Египте в период правления Птолемеев не имеется[193].

Войны Хасмонеев, безусловно, привели к появлению на рынках рабов эллинистического мира значительного количества еврейских пленников, особенно в начале восстания. Мы видели выше, что греческие города Палестины ожидали начала этих войн как хорошую возможность дешево приобрести рабов у македонян и продать их с большой прибылью. Хотя их надежды на легкую победу сирийцев не оправдались, все же нет сомнения, что многие евреи попали к ним в плен и были проданы в рабство. Действительно, существует две надписи этого периода (170-157 гт. до н. э.), где упоминаются еврейские рабы в Дельфах (Греция).

Другая надпись конца I в. н. э. указывает на присутствие еврейских рабов даже в таких отдаленных местах, как город Пантика-пей (Керчь) на северном берегу Черного моря (CIJ, 683-684)194.

Можно добавить, что наличие в начале римского периода в Малой Азии значительного количества евреев, являвшихся римскими гражданами, позволяет предположить, что по крайней мере часть из них была потомками еврейских рабов, освобожденных своими римскими хозяевами. Еврейская семья Антония Руфа в Эдфу (Верхний Египет), вероятно, также происходила из вольноотпущенников[195].

Таким образом, в различных местах мы находим отдельных евреев в рабском состоянии, однако надо отметить, что почти все источники, включая официальные документы, упоминают еврейских рабов именно во время их отпуска на волю. Это является вполне определенным знаком того, как сильно евреи желали освободиться от унизительного состояния и создать себе определенное положение в жизни.

Если мы суммируем все вышесказанное, мы легко увидим, что жизнь в еврейской диаспоре в эллинистическом мире была весьма далека от ограниченной жизни в гетто. Евреи еще не утратили естественной связи людей и земли. В чужих странах, в новых и трудных условиях они восстановили образ жизни, к которому привыкли на родине. Не считая священников, в Палестине не было ни одного класса, который не существовал бы и в диаспоре[196].

Военачальники, солдаты, полицейские, чиновники, откупщики, землевладельцы, сельскохозяйственные рабочие, рабы, ремесленники, торговцы, ростовщики и, несомненно, представители свободных профессий, такие как врачи, писцы и т. п. - всех этих людей можно обнаружить в диаспоре. Если же у нас были бы в распоряжении более многочисленные источники, то разнообразие социальных групп было бы еще большим.

В Средние века и в Новое время евреи часто играли особую роль в жизни государства, где они поселялись. В эпоху феодализма, основой экономической жизни которого было главным образом сельское хозяйство, их занятием были торговля и финансы. Это продолжалось до тех пор, пока коренной народ не достигал достаточной степени развития, чтобы взять в свои руки инициативу в этих отраслях государственной экономики. Ничего подобного не было в Древнем мире. Совершенно ошибочно полагать, что еврейские интересы в эллинистической диаспоре были сосредоточены в какой-либо одной области жизни, что евреи существовали только за счет торговли или ремесла или что они были все богатыми или бедными. Жители больших городов, естественно, были больше заняты в торговле, финансах и ремесле, но проживавшие в сельской местности и провинциальных городах были вовлечены в занятия сельским хозяйством или находились на государственной службе. Богатство было сконцентрировано в руках отдельных лиц, преуспевших в торговых операциях или при сборе налогов, но большинство жило весьма скромно, в поте лица добывая себе пропитание. Короче говоря, с экономической точки зрения не существовало никакой разницы между евреями и народами, среди которых они жили, и ни одна из областей экономической жизни не являлась монополией еврейской деятельности. И если, тем не менее, евреи и язычники сознавали большое различие между собой, то причину этого надо искать не в экономике, а в чем-то другом.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =