Эллинистическая цивилизация и евреи

Виктор Чериковер

ссылки к главе

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть I

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В ПАЛЕСТИНЕ

Глава 7

ЭПОХА ХАСМОНЕЕВ

 

430 В этом коротком сообщении ход событий изложен весьма конспективно, в той мере, в какой они касаются нашего нынешнего предмета исследования. Читатель найдет подробный рассказ об этом периоде см.: Klausner J. History of the Period of the Second Temple. (Heb.) Vol. 3. P. 49 ff.; Schurer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 1. S. 223 ff.; Meyer Ed. Ursprung und Anfange des Christentums. Bd. 2. S. 252 ff.

431 Kahrstedt U. Syrische Territorien in hellenistischen Zeit. S. 55. Anm. 2.

432 Меридарх - правитель меры, т. е. части. В эллинистическом Египте Файюм делился на три такие части. См.: Wilcken U. Grundzuge. S. 11.

433 Bickermann E. Les institutions des Seleucides. P. 199; Bengison H. Die Strategie in der hellenistischen Zeit. Bd. 2. S. 26 ff., S. 170.

434 Наименование ("Ш Ью ПО^ТО) упомянуто в Тосефте (Pesahim I, 28). По-гречески, оно будет кАлца^ Та)рог>.

435 Читатель может найти подробный рассказ о посте (стратеги) в эллинистический период в вышеупомянутой работе Бенгтсона: Bengtson Н. Die Strategie in der hellenistischen Zeit. Bd. 1-3.

436 Очевидно, Герар, упомянутый в Книге Бытия (10:19), южнее Газы. Ср.: Avi-Yonah М. Historical Geography of Eretz Yisrael. (Heb.) P. 156.

437 Ср.: Bengtson Н. Die Strategic in der hellenistischen Zeit. Bd. 2. S. 176 ff.

438 Ср. Megillath Ta'anith для 27 числа месяца Ияра: "двадцать седьмого числа месяца они сняли kelilah с Иерусалима". Kelilah (по-гречески означает все налоги, выплачиваемые царю.

439 Ср. Megillath Ta'anith для 23 числа месяца Ияра: "двадцать третьего числа месяца люди из Акры покинули Иерусалим".

440 Ср. Megillath Ta'anith для 14 числа месяца Сивана: "четырнадцатого Сивана захвачена башня Цур". Согласно "Схолиям" Megillath Ta'anit упоминает Кесарею, т. е. Стратонову Башню, и ряд современных ученых, следуя этому предположению, связывают данное сообщение с захватом Стратоновой Башни Александром Яннаем. Однако автор данной книги полагает более приемлемым мнение Лихтенштейна (в комментарии последнего к этому месту), который, следуя Грецу и другим, связывает это событие со взятием Бет-Цура при Симоне. Ср.: I Масс, 14:33. В том же пассаже об укреплении городов Иудеи (помимо Бет-Цура) говорится в общем смысле.

441 Документ сохранился в Первой книге Маккавеев (14:27 ff.) и в нем имеется дата: "В восемнадцатый день Элула сто семьдесят второго года (селевкидской эры) - это был третий год при первосвященнике Симоне". Хотя текст мог быть переработан или исправлен, все же нет оснований для сомнения в его подлинности в целом. См.: Schurer Е. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 1. S. 250. Anm. 19; Abel F.-M. Les livres des Maccabees. P. 254 ss.; Zeirfin 5. The First Book of the Maccabees. 1950. P. 43 f.

442 См., например, слова Эд. Мейера: "Война... приведшая к созданию независимого еврейского государства, имела в своей основе не внутреннюю силу еврейского народа и религиозное движение, а состояние политических отношении" (Meyer Ed. Ursprung und Anfange des Christentums. Bd. 2. S. 252). Ср.: Schurer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 1. S. 222; Kolbe W. Beitrage zur griechischen und judischen Geschichte. S. 167; Bevan E. R. // САН. Vol. 8. P. 528 ff.

443 О войне Антиоха III с Ксерксом см.: Polyb., VIII, 25; о его войне с Аршаком см.: Poiyb., X, 28 sqq.; о его мирном договоре с Аршаком см.: Just., XLI, 7, 5; о его войне с Эвтидемом: Polyb., XI, 34. Ср.: Niese В. GGMS. Bd. 2. S. 396 ff.; Holleaux М. // САН. Vol. 8. P. 138 ff.

444 Современные историки, как правило, рассматривают Рим как державу, разрушившую эллинистические государства. Ростовцев описывает римскую политику как "макиавеллевскую, часто нечестную и всегда исключительно эгоистическую" (Rostovtzeff М. I. SEHHW. Vol. 1. Р. 69 ff.). Но даже он должен был признать, что Рим не всегда был ответствен за внутреннее разложение эллинистических государств. Он только приписывает "катастрофический" характер процессу, который развивался бы в любом случае (Ibid. Р. 72). Правильный взгляд выразил Лонэ (Launey) в следующих словах: "В самом себе эллинистический мир нес зародыш собственной гибели, и даже без Рима он исчез бы. Римское завоевание если и уничтожило эллинистический мир в политическом отношении, спасло тем не менее то, что еще можно было спасти от эллинистической культуры, которая уже клонилась к упадку" (Launey М. Recherches sur les armees hellenistiques. Vol. 2. P. 1094).

445 Захват Ямнии не упомянут в Первой книге Маккавеев, однако Иосиф Флавий упоминает этот город наряду с Яффой и Гезером среди городов, захваченных Симоном (Ant. Jud., XIII, 215; Bel. Jud., I, 50). Поскольку Ямния находилась в руках Кендебайоса во время его войны с Симоном (I Масс, 15:40), то можно предположить, что сыновья Симона захватили город после отступления из страны селевкидского полководца.

446 Обвинения против евреев в том, что они враги и разрушители культуры, раздавались уже в древнем мире; ср.: Lewy J. // MGWJ. Bd. 77. 1933. P. 84 ff. Враждебность эллинизированных сирийцев Палестины к Хасмонеям засвидетельствована греческой надписью, найденной при раскопках в Гезере: "Пусть огонь пожрет дворец Симона, говорит Пампрас". Это проклятие было вырезано на каменном блоке, предназначенном для строительства в Гезере, осуществляемого по приказу Симона. Автором надписи, очевидно, был один из строительных рабочих и житель Гезера. Ср.: Macalister R. The Exavations of Gezer. Vol. 1. London, 1912. P. 210 ff.; CIJ,2,1184.

447 Ср., например: Meyer Ed. Ursprung und Anfange des Christentums. Bd. 2. S. 280. Теологический взгляд был наиболее выразительно представлен Бивеном в его книге: Bevan Е. R. Jerusalem under the High Priests. Хотя эта книга была опубликована еще в 1904 г., стоит процитировать выдержки из нее, поскольку теологический подход к хасмонейскому царству в принципе с тех пор не изменился. Свою позицию по поводу деятельности Хасмонеев автор выражает в следующих словах: "У меня возникает вопрос, не была ли высокой та духовная цена, которую позволил себе заплатить еврейский народ посредством начавшейся сынами Хасмона кровавой борьбы. Еврейскому сообществу не могли быть приемлемы те же самые законы, что и для обычного народа; оно... было более подобно церкви; а законы церковной жизни были в такой же степени истинными законами его бытия". И вот еще весьма колоритная картина деятельности Хасмонеев в Палестине: "Под напором еврейских завоеваний была уничтожена цивилизация. Там, где были процветающие города, оставались груды развалин. Поля заросли кустарником, и по стране бродили банды грабителей. Таково было положение дел в зените власти Хасмонеев" (Ibid. Р. 128). Насколько глубоко и заразительно было теологическое влияние, можно судить по тому, как Бикерман, не теолог и не христианин, а еврейский историк, заканчивает свою книгу "Der Gott der МаккаЬаег": "Есть... глубокий смысл в исторической несправедливости, которую совершают монотеистические религии, когда они стойко сохраняют воспоминание о днях Маккавеев, но семья Хасмонеев забыта... Дела Маккавеев вечно достопамятны только потому, что они действовали во спасение монотеизма" (Bickermann Е. Der Gott der Makkabaer. S. 138 f.).

448 Тиранами такого типа были, например, Зоил из Дора и Стратоновой Башни (Ant. Jud., XIII, 324), Феодор в Трансиордании (Ant. Jud., 356) и Зенон-Котилас в Филадельфии (Jos. Bel. Jud., I, 60).

449 Head В. Historia Numorum. P. 804.

450 Ср.: Coodenough Е. R. The political philosophy of Hellenistic Kingship // YCS. Vol. 1. P. 55 ff.; Schubart W. H AfP. Bd. 12. S. 1 ff. Следует отметить, что Август в своих воспоминаниях (Res Gestae Divi Augusti) подчеркивает, что свою помощь римскому народу он предоставлял по своему желанию и за свой счет (privato consilio et privato impenso).

451 См.: Sukenik E. L. Li-Kebiat Zemanam shel ha-Shekalim ha-'Abim. (Heb.) // Kedem. Vol. 1. 1941. P. 12 ff.; Sellers O. R. The Citadel of Beth Zur. P. 70; Hill C. F. // QDAP. Vol. 6. 1938. P. 78 ff.; ReifenbergA. И QDAP. Vol. 11. 1944. P. 33 ff.; Kanael B. // IEJ. Vol. 1. P. 170 ff.

452 О характере этих мелких эллинистических государств см.: Rostovtzeff M. I. SEHHW. Vol. 2. P. 848 ff.

453 О монетах Хасмонеев см.: Hill С. F. Catalogue of the Greek Coins of Palestine. P. 184 ff.; Rapharli S. Coins of the Jews. (Heb.) P. 95 ff.; Reifenberg A. Ancient Jewish Coins. (Heb.)

454 Имеются, однако, сомнения в отношении того, что Аристобул был первым царем. Это сообщает Иосиф Флавий (Ant. Jud., XIII, 301), но, согласно Страбону (XV, 762), первым был Александр Яннай. Аптовитцер (Aptowitzer V. Parteipolitik der Hasmonaerzeit in Rabbinischen und Pseudepigraphischen Schriften. Wien, 1927. S. 13 ff.) полагает, что первым провозгласил себя царем Иоанн Гиркан; это мнение поддерживает и Истерли (Oesterley W. A History of Israel. Vol. 2. P. 285 ff.). Однако доводы этих исследователей не убеждают автора данной книги, к тому же данный факт не упомянут ни в одном из источников. На монетах Аристобул изображен с традиционным титулом первосвященника, и это является важным подтверждением сообщения Страбона. Однако вполне возможно, что Хасмонеи сразу официально не принимали на себя царскую власть, поскольку данный поступок мог вызвать большую оппозицию среди народа, воспринимавшего титул царя как чисто эллинистическое учреждение. Поэтому Аристобул использовал титул "царь" только для "внешнего мира", во время переговоров с греками, тогда как Александр Яннай возможно первым официально добавил титул "царя" к своему традиционному титулу первосвященника.

455 Согласно Страбону, цитировавшему греческого историка Тимагена, Аристобул был лично весьма популярен (Ant. Jud., XIII, 329).

456 Weiss I. H. Dor Dor v'Dorshav. Vol. 1. Wien, 1924. P. 114 ff.; Klausner ]. History of the Period of the Second Temple. (Heb.) Vol. 3. P. 107 ff.; Schurer E. Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 2. S. 447 ff.; Meyer Ed. Ursprung und Anfange des Christentums. Bd. 2. S. 282 ff.; Wellhausen }. Pharisaer and Sadducaer. Hannover, 1927; Holscher C. Der Sadduzaismus; Travers Herford R. 1) Pharisaism, its Aim and its Method. 1912; 2) The Pharisees. 1924; Baeck L. Die Pharisaer // Bericht der Hochsch. f. d. Wiss. D. Judentums. 1927. S. 33-71; Lauter-bach J. The Pharisees and their Teachings // HUCA. Vol. 6.1929. P. 69-139; Zeitlin S. The Sadducees and the Pharisees. 1937; Finkelstein L. 1) The Pharisees: their Origin and their Philosophy // HTR. Vol. 22. 1921. P. 185 ff.; 2) The Pharisees. Vol. 1-2. Надо отметить, что в больших книгах Херфорда и Финкельштейна сюжет о секте фарисеев изложен в контексте рассказа о развитии Моисеева Устного закона со времени Эзры до заключения Талмуда. По этой причине особые проблемы, связанные с противоречиями между фарисеями и саддукеями во времена Хасмонеев, не нашли своего разрешения.

437 Надо заметить, однако, что период правления Ионатана был благоприятен для появления новых сект. Им закончился семилетний период анархии среди еврейского народа, в течение которого иерусалимская теократия утратила вождя, и пост первосвященника оставался вакантным. Истолкование законов было в руках хасидеев, однако официальная власть принадлежала эллинизаторам, и толкования хасидеев не имели силу закона. Со времени Ионатана писцы официально взяли управление делами в свои руки. Поэтому вероятно, что в это время их вожди образовали новую особую секту и приняли новое имя "фарисеи" вместо "хасидеи". Эта новая организация, возможно, была основной, если полагать, что в данный период секта хасидеев вообще раскололась. Часть из них, состоящая из экстремистов, очевидно, создала отдельное сообщество "ессеев" (включая, возможно, загадочную секту Яхад, ставшую нам известной благодаря недавно открытым рукописям Мертвого моря). Правление Ионатана было периодом упадка также и для саддукеев. Пост первосвященника перешел к новой семье, а члены иерусалимской аристократии, которые полагали себя несправедливо лишенными прав из-за возвышения новых людей (noui homines), создали группу консерваторов, объединенных лозунгом древней теократической власти.

458 Это, конечно, не было частным мнением Иосифа Флавия, но было выражением официального мнения царского двора. "И это было исследовано и не подтвердилось" - говорит Талмуд. Отсюда можно сделать вывод, что когда слух коснулся матери Иоаннна Гиркана (разумеется, не матери Александра Янная, которая не могла быть в плену у греков прежде всего по причинам хронологическим), якобы родившей Иоанна, будучи "пленницей в Модиине" (во время преследований Антиоха Эпифана, самое позднее в начале правления Ионатана), что лишало права Иоанна быть первосвященником, то правительство провело официальное расследование дела, которое опровергло обвинение. "И ученые Израиля яростно спорили в несогласии", т. е. они не признали выводов официального расследования и продолжали настаивать на своем, чтобы Иоанн был лишен поста первосвященника. Такое заключение мы в состоянии сделать на основании талмудического рассказа, если доверять его подробностям. Однако известно, что историческая память талмудических источников периода Хасмонеев весьма туманна. Это доказывает замена Александром Яннаем Иоанна Гиркана. Ср. поэтому вопросу: Klausner J. History of the Period of the Second Temple. Vol. 3. P. 138-139.

459 Ср.: Aptowitzer V. Parteipolitik. S. 15, 49.

460 Aptowitzer V. Parteipolitik. S. 5 ff. См.: Klausner J. History of the Period of the Second Temple. (Heb.) Vol. 3. P. 139.

461 Хотя у нас нет решающих доказательств для определения точной даты составления вышеупомянутых глав Книги Еноха, их датировка временем Александра Янная подтверждается несколькими косвенными признаками. Раздел явно писался во время войны, о чем свидетельствует великое возбуждение и дух жестокости, прорывающийся время от времени (например, см. 98:12). Эта война велась между двумя еврейскими группами, следовательно, можно полагать, что между хасидеями и эллинизаторами или между фарисеями и саддукеями. Однако в стихе 98:2 набожный автор описывает в качестве своего врага монархию, что исключает эллинизаторов, но соответствует Александру Яннаю. Данная война продолжалась при Саломее Александре, но тогда одолевали фарисеи, в то время как из Книги Еноха ясно, что фарисеи являются страдающей стороной.

Датировка периодом Ирода и римских прокураторов не может быть приемлема по теологическим соображениям, поскольку воскресение мертвых, воздаяние и наказание, а также тому подобное появляется в Книге Еноха (в соответствующей части) в виде новой доктрины, что не соответствует периоду Ирода, когда вопросы такого рода приняли форму устоявшихся религиозных принципов. Книга Еноха сохранилась и на эфиопском языке, но вышеупомянутые главы найдены в греческом папирусе. Ср.: Bonner С. The Last Chapters of the Book of Enoch. London, 1937.

462 Представляется сомнительным, что они могли бы доказать это. В Пятикнижии действительно сообщается о двух сыновьях Аарона - Элеазаре и Итамаре, бывших предками священников (Num., 3:1 sqq.); Первая книга Паралипоменон (24:2 sqq.) также говорит, что при Давиде треть всех постов священников занимали потомки Итамара. Однако на самом деле традиция строго сохраняла генеалогическое дерево семьи Элеазара, поскольку Цадок, первосвященник во время царя Давида, принадлежал к этой семье (ср.: I Paralip., 6:8). Во время вавилонского изгнания понятие "сыны Цадока" заменило более широкое понятие "сыны Аарона" (Ezek., 44:15; ср.: Num., 25:10 sqq.).

Поэтому надо полагать, что в элинистический период все священники рассматривались как сыновья Цадока, и произошла полная идентификация "сынов Аарона" с "сынами Цадока". Хасмонеи, конечно, не принадлежали к семье Ониадов, но в глазах народа они также были сынами Цадока, так как они были сынами Аарона. Если фарисеи не считали Хасмонеев членами семьи Цадока, то они тем самым отрицали их принадлежность к членам семьи священников, и основой этой странной клеветы могло быть только сомнительное происхождение Иоанна, поскольку его мать находилась в плену. Надо иметь в виду, что загадочная секта "Яхад", известная нам из книги Дамасского свитка и документа кумранской общины, также идентифицирует сыновей Цадока со священниками; ср.: The Book of the Damascus Covenant. VI. P. 1 ff.; Serah ha-Yahad, Vol. 2; 9; Barthelemy D., Milik J. T. Qumran Cave. Vol. 1. Oxford, 1955. P. 109 ff. (Cal., I, 2, 24; Cal., II, 3; Cal., I, 16, 23; Cal., II, 13).

463 "Если можно говорить о какой-то национальной партии, то это саддукеи" (Wellhausen J. Pharisaer and Sadducaer. S. 94-95).

464 И именно священники, названные по имени Цадока (Садока), главного священника во времена царя Давида (II Sam., 8:17; Reg., I, 8 etc.); таково общепринятое мнение (Geiger, Wellhausen, Schurer, Klausner, Finkelstein и др.). Иное мнение заключается в том, что саддукеи названы по имени Цадока, неизвестного ученого, жившего в эллинистический период и основавшего новую школу, оппозиционную взглядам фарисеев (Н. Graetz, Ed. Meyer). Согласно третьему взгляду, это слово происходит от греческого слова, означающее "законовед", "юридический совет" и тому подобное (ср.: Manson Т. W. // BJRL. Vol. 22. 1938. Р. 144 ff.). Ни одна из этих теорий не предлагает убедительных доказательств, но первая по крайней мере имеет то преимущество, что связывает секту саддукеев с классом священников, а такая тесная связь существовала со времени Ирода, и есть основание полагать, что она существовала и ранее.

465 Например, согласно Хельшеру, саддукеи стремились ввести принципы римского права среди евреев. Их отношение к еврейской религии не было серьезным, и споры между ними и фарисеями показывают только их насмешливое отношение к своим оппонентам (Holscher С. Der Sadduzaismus. S. 26, 30).

466 Приверженность к письменному слову со стороны саддукеев заметна по различию мнений обеих сект, сохранившихся в Мишне; ср.: Menahot, X, 3; Peah, III, 7. Их более строгое применение принципов закона засвидетельствовано Иосифом Флавием: Ant. Jud., XIII, 294; XX, 199.

467 Знаменитое талмудическое изречение: "А что произойдет с Торой?-" - "Ома будет завернута и поставлена в угол, и все, кто желает изучать ее, пусть приходят и изучают", - звучит как умная насмешка. По мнению фарисеев, анархия была логическим результатом захвата власти саддукеями.

468 Эта идеология, между прочим, предоставляла реальное преимущество для материального положения священников, поскольку Закон Моисея давал классу священников так много привилегий, что они скорее могли предпочесть удовлетвориться Письменным Законом, чем ставить под угрозу свое положение различными истолкованиями, не все из которых были неизменно в их пользу.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =