Элиас Дж. Бикерман.

Евреи в эпоху эллинизма

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть I - До и после Александра Македонского

Иерусалим и Иудея

Когда Четвертая монархия наследовала Персидскому царству, Иерусалим был центром крошечного района Йехуд, которым управлял пеха под контролем наместника громадной территории "за рекой", простиравшейся от Евфрата до Средиземного моря со столицей Дамаском. При македонцах сменился не только состав царских чиновников, но и некоторые административные понятия: персидский район Йехуд стал "Иудеей" (по-гречески) в сатрапии "Сирия"; а наместник xshathparvan по-персидски носил то же (эллинизированное) название campan. В целом же государственное устройство оставалось без изменений.

В персидский период, при Александре и его преемниках и, кажется, при Птолемее также, Иудея оставалась приблизительно в тех границах, как ее аннексировал Навуходоносор в 605 г. до н. э. На севере, однако, идумеяне захватили кусок еврейской территории, и административный район под названием Идумея граничил здесь с Иудеей. Граница проходила южнее Нево и Келаха и примерно соответствовала древней границе между Иудой и Калевом. Когда же арабы (в свою очередь) за-хватили эту землю, имя Идумея стало анахронизмом. Во времена Неемии "Гешем аравитянин" был южным соперником еврейского правителя; его авторитет (как главы группы племен) признавался от Хеврона (в Палестине) до границ Египта. Во времена Александра, однако, территория к югу от Мертвого моря стала контролироваться набатеями, другим племенем кочевников, с центром в Петре.

На востоке Иордан и Мертвое море были естественными границами Иудеи; на западе границей был другая естественная преграда - ущелья, идущие с севера на юг и отделявшие крутые склоны гор Иудеи от холмов и долин приморской равнины. В персидский и раннеэллинистический периоды эта равнина на западных границах Иудеи принадлежала Газе, Аскалону и Ашдоду.

К северу и северо-западу от Иудеи находилась Самария, хотя ее границы с Иудеей по обстоятельствам могли сдвигаться, как, например, после восстания в Самарии в 332 году. Гекатей, которого цитирует Иосиф, сообщает, что тогда Александр отдал "самаритянскую землю" евреям "без выкупа". Однако эта недостоверная сделка, возможно, касалась только юго-западной части территории Самарии, которая и без того была заселена в основном евреями.

В целом же территорию Йехуд-Иудеи можно представить как овал, протянувшийся на 25 миль (40 км) от Бет-Хорона и Бет-Эля на юг к Бет-Цуру; ее ширина от Гезера, Эммауса, Модиина и Кейлы до Иерихона, Эн-Геди, реки Иордана и Мертвого моря была приблизительно 32 мили (50 км). Эта территория в 800 квадратных миль (2800 км2) составляет почти десятую часть современного государства Израиль. У нас нет данных о размерах территории Иудеи после вавилонского пленения или в раннеэллинистический период, но археология показывает, что новое заселение после ужасного опустошения, произведенного Навуходоносором, шло очень медленно.

"У евреев, - говорит Гекатей, - было много укреплений и поселений, но только один укрепленный город". Такое поселение, как Бет-Цур или Вифлеем, политически зависимый от Иерусалима, называлось евреями "город" (ir) и имело свою прилегавшую территорию с деревушками и отдельными хозяйствами. Единственным городом был, в самом деле, Иерусалим, но еврейский источник Гекатея преувеличил, когда сообщал, что Иерусалим имеет 1,5 мили в окружности (8,8 км) и не менее 120000 жителей.

На самом деле в указанное время (то есть к концу IV века до н. э.) Иерусалим располагался на горном хребте, "восточном" холме, чуть больше чем на 3/4 мили (около 1200 м) в длину, между долиной Кедрона на востоке и ущельем на западе. Ущелье, фигурирующее как Тирская долина у Иосифа, на протяжении нескольких столетий заполнялось щебнем (со времени разрушения Иерусалима в 70 г.), но границы его все еще определяются улицей, идущей на юг от Дамасских ворот в Старом городе Иерусалима. В раннеэллинистический период некоторые осели также на восточных склонах "западного" холма, то есть на склоне с запада от Тирского ущелья, и греки, приезжавшие в Иерусалим, считали, что он высоко вознесен на узком каменистом плато между двух ущелий.

Храм, защищенный каменной стеной, занимал два акра на восточном гребне. Башня (в будущем башня Антония) возвышалась над эспланадой Храма с северо-запада и всегда была занята царским правителем и его стражей. Однако правитель, который мог быть или евреем (как [Иезекия], известный нам по изображению на монетах), или персом, мало вмешивался в будничную жизнь населения, а провинция его была слишком бедна для проявления алчности. Единственным ценным продуктом Иудеи был бальзам Иерихона, но бальзамовые сады, по всей видимости, принадлежали царскому двору. Надписи (часто с добавлением имени города: Мицпа, например), которые находятся в большом количестве на кувшинах и кувшинных ручках по всей Иудее в персидский и раннеэллини-стический период, кажется, свидетельствуют о некотором правительственном контроле над торговлей, хотя назначение этих надписей и печать YRSLIM до сих пор остаются без объяснения.

Правитель мог, как, например, только что упомянутый, пеха, Йехуды" (географическое указание обычно стоит после титула), выпускать небольшие серебряные монеты (0,25 г - 0.40 г) с именем и титулом по-древнееврейски. Эти монеты в подражание аттическим (как и монеты Газы) имели изображение мужской головы на аверсе и аттической совы - на реверсе. Поскольку же их не пересчитывали, а только взвешивали, аверс мог оставаться без изображения вовсе или воспроизводил голову (без имени) правителя.

Монеты Йехуда исключительно редки: эти маленькие монетки, возможно, ходили одновременно с так называемыми филисто-арабскими монетами, гораздо более тяжелыми монетами Газы и местных правителей в районе между Суэцем и Иудеей и использовались в торговле смирной и другими ароматическими снадобьями из Аравии. Едва ли можно считать случайностью, что монеты Йехуды, которые находятся при раскопках, происходят из южных городов Бет-Цур и Герар.

По еврейским свидетельствам (и это вполне вероятно), Александр не собирал ежегодную подать, требуя платить ему лишь то, что они платили раньше персидскому царю. Кроме того, существовали прямые налоги на землю, стада и людей, которые македонцы определенно продолжали собирать. Также по мере надобности правительство всегда могло реквизировать продовольствие, дополнительные рабочие руки и еврейских рекрутов для армии Александра.

За пределами Иерусалима местное правосудие и другие местные проблемы были в ведении местных "правителей", местных старейшин. Но даже беднейший еврей был по закону сво-бодным и членом "сообщества" Избранного народа. Равенство перед законом было отличительной чертой их общества, в котором только священство занимало определенно более высокое положение. Благодаря такому порядку простой еврей (в том числе и в собственных глазах) был выше язычников.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =