Д. Клугер ВЕЛИКОЕ ВОССТАНИЕ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =


ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3 ЧАСТЬ 4 ЧАСТЬ 5 ЧАСТЬ 6

Рабби Иоханан бен-Заккай был учеником-преемни­ком рабби Гиллеля. Он был признанным авторитетом, членом или даже главой суда Синедриона. С самого начала Иудейской войны он был ее противником - вот и первое отличие от Иосифа. Он предвидел трагедию, которой закончится это восстание. Он видел, что на­ряду с возвышенным желанием освободить Святую Землю от иноземного владычества участников обуре­вали низменные страсти. Он с ужасом наблюдал, за кровавой борьбой за власть, которую вели различные группы восставших в уже осажденном и обреченном Иерусалиме. Он был свидетелем того, как Храм был осквернен зелотами Иоханана из Гуш-Халава задолго до римлян.

И он принял решение покинуть Иерусалим. Это ре­шение не было продиктовано страхом - оставаться в городе было не более опасно, чем попытаться бежать из него. Идумеи Шимона Бар-Гиоры свирепо расправ­лялись с каждым, кого могли заподозрить в попытке покинуть Иерусалим.

Нет, рабби Иоханан бен-Заккай решил уйти из Иерусалима для того, чтобы где-то в другом месте со­хранить то, что еще можно было сохранить в еврей­ской религии и еврейской культуре. Он понимал, что захват римлянами Иерусалима может привести к то­му, что евреи исчезнут как народ, растворятся среди других народов Римской империи.

Для того, чтобы обмануть бдительность идумеев и зелотов, ученики р. Йоханана прибегли к хитрости.

Они распространили слух о том, что их учитель умер. Затем в специальном гробу, обложенный гниющим мясом, рабби был вынесен из осажденного Иерусали­ма.

Поначалу римляне отнеслись к нему с подозрени­ем, но вскоре эти подозрения рассеялись. С рабби Иохананом встретился сам римский предводитель Веспасиан. Рабби предсказал ему императорскую власть и даже определил точное время, когда это слу­чится. И попросил, чтобы, когда Веспасиан станет им­ператором, он позволил бы ему, рабби Иоханану, ор­ганизовать высшую школу по изучению Писания в го­родке Явне. Его просьба была выполнена. Император Веспасиан разрешил открыть ешиву. Возможно, рим­лянина и удивила скромность просьбы. Он не знал и не мог знать, что непритязательная академия сделает то, что не смогли сделать восставшие: избавит еврей­ский народ от чужеземной власти, сохранит его неза­висимость в самой важной области - области духа. Став фактически вождем народа в скорбные дни, последовавшие за 9-м ава, р. Иоханан остался таким же скромным в повседневной жизни и таким же неутоми­мым тружеником, каким был всегда. Свидетельства о нем говорят: "Ни разу за всю жизнь он не вел празд­ного разговора... никто не заставал его иначе, как за учением... он сам открывал дверь ученикам". О себе рабби писал: "От мудрости моих учителей я усвоил не более той капли из океана, которую уносит муха, оку­нувшись в нее".

Рабби Иоханан бен-Заккай был хранителем основ и ценностей иудаизма, которые он спас от гибели в страшное время и передал последующим поколениям. В значительной степени благодаря ему и его деятельности еврейский народ, утратив государственность и общность территории, остался единым народом на протяжении всего пребывания в галуте.

Вот такие две судьбы раскрываются перед нами, когда мы изучаем историю Иудейской войны, ее геро­ических и трагических лет и ужасного финала, скорбную память о котором евреи отмечают каждый год.