С.В. Бабкина. Законы храма и правильный сон в библейской и раввинистической традициях |
Данная статья посвящена анализу формирования в еврейской традиции представления о том, что правильное и благочестивое расположение кровати - с севера на юг. Такое представление впервые фиксируется в Вавилонском талмуде (Брахот 5б).
Позже комментаторы поясняют, что в основе этой идеи лежит вера в то, что по направлению восток-запад покоится
Шхина. Благодаря этому обстоятельству направление восток-запад становится сакральным, а потому все, что так или иначе связано с ритуальной нечистотой, не может располагаться также. Почему же сон представлялся ритуально нечистым, и спящий не мог спать по направлению запад-восток?
Во-первых, ночью у человека могли случиться разного рода истечения, которые делали его нечистым.
Во-вторых, сон представлялся авторам древних текстов "маленькой смертью", то есть мыслился частью "отца отцов нечистоты".
В-третьих, ночью спящий мог подвергаться нападениям разного рода демонических существ, способных убить человека, то есть, опять же, осквернить пространство.
Все эти идеи имеют библейские корни, но соединяются воедино только в раввинистический период, когда и появляется представление о том, что спать правильно по направлению север-юг.
Эта практика могла быть гораздо более древней, и тогда в данном случае мы имеем
дело с примером того, как популярные верования входят в официальную религию.
С другой стороны, этот случай может служить примером того, как в строгой монотеистической
религии могут проявляться архаические верования о том, что те или иные манипуляции
с пространством для сна могут повлиять на благополучие человека.
Академическая серия
"Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия"