ЕВРЕИ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В ЭПОХУ ТАЛМУДА

(период Мишны с 70 по 220 гг.)


= Главная = Изранет = ШОА = История = Ирушалаим = Новости = Традиции = Музей = Антисемитизм =Учеба = Атлас =

ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСА ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА ИЗРАИЛЯ

А.Опенгеймер, Главы из книги "Галилея в период Мишны"

Глава III. От "войны Кита" до восстания Бар-Кохбы

1. Война Кита и события, предшествовавшие восстанию Бар-Кохбы

До нас дошло очень мало свидетельств, в которых говорится о Галилее периода восстания Бар-Кохбы. С другой стороны, во многих источниках рассказывается о событиях, которые происходили до и после восстания. По нашему мнению эти свидетельства могут помочь нам в выяснении того, какую роль играла Галилея в восстании. Исследования многих ученых были посвящены вопросу участия жителей Галилеи в восстании Бар-Кохбы, а также проблеме территориального размаха восстания в целом. Принимая во внимание то, что после восстания в Галилее были расположены еврейские органы управления, а также что именно сюда направились беженцы из Иудеи, мы приходим к выводу, что масштабы восстания в Галилее были существенно меньше, чем в Иудее.

Таким образом, возникает дополнительная проблема. Нам известно, что характер еврейского населения Галилеи и Иудеи был одинаков. В связи с этим, трудно понять почему жители Галилеи не участвовали в восстании наравне со своими соплеменниками из Иудеи. Проблема усложняется также тем, что в отличие от Великого восстания 70 года (в котором, кстати говоря, жители Галилеи принимали активное участие), движение Бар-Кохбы не встретило сопротивления в среде еврейского народа. Практически все евреи поддерживали это восстание, и тем не менее жители Галилеи, по всей видимости, играли в нем лишь второстепенную роль.

Тот факт, что в течение нескольких десятилетий произошли два еврейских восстания заставляет нас предположить, что они были каким-то образом связаны между собой. Восстание в диаспоре в период правления Траяна датируется 115 -117 гг., а восстание Бар-Кохбы -132 - 135 гг. Для того, чтобы ответить на вопрос о том, существовала ли какая-либо связь между этими восстаниями, прежде всего необходимо выяснить принимали ли в восстании 115 -117 гг. участие только евреи диаспоры или оно распространилось также на территорию Палестины. В важнейших нееврейских источниках, таких как сочинения Диона Кассия и Евсевия Кесарийского, ничего не говорится об участии евреев Палестины в этом восстании.

Такого рода свидетельство приводится только в "Истории Августов". В этом источнике при описании волнений Египет, Ливия и Палестина упоминаются в одном контексте. Из этого мы можем заключить, что автор сочинения полагал, что евреи Земли Израиля также участвовали в восстании. В последний год своего правления Траян назначил наместником Иудеи Люсия Квиета после того, как тот отличился при подавлении еврейского восстания в Месопотамии. В Мишне говорится о трех войнах: "войне Веспасиана", "войне Кита" и "последней войне". Речь, по всей видимости, идет о восстании 70 года, восстании периода правления Траяна и восстании Бар-Кохбы.

Представляется неслучайным то обстоятельство, что в Мишне эти три "войны" упоминаются вместе, а также то, что для каждой из них приводятся решения мудрецов, которые были приняты в связи с тяжелыми последствиями войн. Это наводит нас на мысль о том, что под "войной Кита" подразумеваются события, которые происходили в Палестине в то время, когда наместником там был Люсий Квиет.

"Война Кита" упоминается также в еврейской хронике "Седер олам рабба": "С войны Веспасиана до войны Кита пятьдесят два года, с войны Кита до войны Бен-Козивы шестнадцать лет и война Бен-Козивы два с половиной года". Тот факт, что восстания упоминаются одно за другим в хронологическом порядке подтверждает сделанный нами вывод относительно того, что имеются в виду события, происходившие в Палестине. Числа пятьдесят два и два с половиной традиционно используются в талмудической литературе и потому неточны. Однако число лет, прошедших с "войны Кита" до "войны Бен-Козивы" указано совершенно точно.

В других источниках, в которых говорится о положении дел в Палестине в ту эпоху, также имеются косвенные указания на волнения, имевшие место в Палестине во время восстания, которое происходило в диаспоре в период правления Траяна. Возможно, что здесь кроется ключ к пониманию деятельности императора Адриана (сменившего Траяна в 117 году) в первые годы его правления. Как будет показано ниже, относительно пассивная роль Галилеи в "последней войне" может быть объяснена активностью галилейских евреев в период "войны Кита" и ответными мерами, которые были приняты римскими властями.

Римское присутствие в Галилее на протяжении всего периода правления Адриана было особенно чувствительным. В Палестину был введен еще один римский легион в дополнение к расположенному в Иерусалиме Десятому легиону (Fretensis). Первоначально это был, судя по всему, Второй легион (Traiana), а затем его сменил Шестой легион (Ferrata). Дополнительный легион был размещен в Кфар-Отнай, в месте которое было названо Легио (сегодня это место, расположенное около Мегидо, называется Ладжун). Еще один лагерь был расположен в Тель-Шалем, в районе Тират-Цви, расположенном на юге Бет-Шеанской долины.

В связи с этим Иудея стала консульской провинцией и ранг ее наместника и прокуратора был повышен. Усиление военного присутствия и расположение военных частей по близости от южной границы Галилеи сопровождалось также строительством дорог на территории Галилеи (также из соображений военно-стратегического характера). Речь идет о дороге из Акко в Ципори, на которой был найден булыжник с выбитым на нем названием Второго легиона (Traiana}, датирумый 120 годом, и о дороге из Легио в Ципори, которая датируется тем же годом. В Иерусалимском Талмуде от имени рабби Шимона (Симона) бар-Иохая говорится об укреплениях, которые были расположены на дороге из Ципори в Тверию.

Возможно, что это свидетельство связано с прокладкой дорог в Галилее в начале правления Адриана, однако не исключено, что оно может быть отнесено к периоду восстания Бар-Кохбы.

Адриан, судя по всему, непосредственно вмешивался в управление городами Галилеи. Оформление монет, которые чеканились в Тверии с первых лет его правления, носило явно языческий характер. Это является свидетельством того, что бразды правления в этом городе были переданы неевреям. Так, на одной стороне монеты, которая была выпущена в Тверии при Адриане, изображен сам император, а на другой - храм Зевса. Монета отчеканена в 101 году от основания города. Поскольку Тверия была заложена между 17 и 21 гг., чеканку монеты следует отнести к периоду с 118 по 122 гг. Эпифан, один из отцов церкви четвертого века рассказывает об "Адрианионе", который был создан Адрианом в Тверии. Можно полагать, что в Ципори и Шхеме (Сихеме) дело также обстояло подобным образом.

Действия Адриана в Галилее могли быть мотивированы заключением мира с Парфянским царством и последующим отступлением римских войск из Месопотамии. Однако они не могут быть полностью объяснены этим, поскольку Галилея не находится в непосредственной близости от Месопотамии. Мы полагаем, что размещение войск в Галилее было связано с "войной Кита" и последовавшими за ней событиями, т.е., что это была реакция Рима на волнения евреев Галилеи.

В Тосефте описывается следующее событие, которое по-видимому должно быть отнесено к периоду "войны Кита": "Сказал рабби Иегошуа: Однажды четыре мудреца тайно собрались у рабби Элазара бен Азарии в Ципори, рабби Хуцпит, рабби Йешевав, рабби Халафта и рабби Иоханан бен Нури". Итак, описывается собрание мудрецов, самым известным среди которых является рабби Элазар бен Азария, двое - жители Галилеи: рабби Халафта из Ципори и рабби Иоханан бен Нури, который жил в Бет-Шеарим и Ганигере, а о рабби Хуцпите ирабби Йешеваве упоминается в связи с Явне, но место их проживания не указывается. Нам сообщается, что собрание мудрецов было "тайным" (т.е., по-видимому, они не имели возможности собраться открыто). Это заставляет нас предположить, что оно имело место в период кризиса отношений между евреями и римлянами.

Характер этого кризиса станет ясен, если мы предположим, что описанные в указанном источнике события могут быть отнесены ко времени войны Кита (с которой они согласуются по времени). Невозможность открытого собрания могла быть вызвана особым статусом рабби Элазара бен Азарии. Дело в том, что раббан Гамлиэль, по всей видимости, умер до начала восстания в диаспоре. Рабби Элазар бен Азария, который и ранее, в период временного смещения раббана Гамлиэля, занимал пост патриарха, в этот период, судя по всему, стоял во главе мудрецов. Рабби Элазар не дожил до восстания Бар-Кохбы, и следовательно, по нашему мнению это тайное собрание следует отнести к периоду войны Кита.

Собрание мудрецов в Ципори под руководством рабби Элазара бен Азарии напоминает подобные собрания, которые проводились раббаном Гамлиэлем во время его поездок по Галилее. В данном источнике не говорится о том, было ли это собрание посвящено вопросам, связанным с восстанием в Галилее в период войны Кита, однако приведенное выше свидетельство позволяет заключить, что в это время в Галилее не все было спокойно.

В ряде источников приведены свидетельства существования движения "разбойников" ("мятежников") в Галилее в период после войны Кита и до восстания Бар-Кохбы. В одном из талмудических источников (мидраш Эйха Рабба) рассказывается о сыне рабби Ханании бен Традиона из галилейского города Сихнина, который примкнул к "разбойникам":

"Заставил Он меня искрошить щебнем зубы мои" (Плач Иеремии, 3, 17) - этот стих следует отнести к сыну рабби Ханании бен Традиона, который примкнул к разбойникам и раскрыл их тайну. И убили они его и наполнили его рот землей и камнями. Через три дня они хотели оплакать его как полагается из-за уважения к его отцу, но тот не дал им. Сказал им: оставьте его, и я сам скажу о своем сыне. И сказал он: относится к нему стих: "И не слушал я голоса учителей своих и не преклонял уха моего к наставникам своим. Едва не ввел я в большую беду народ и общину" (Притчи, 5, 13-14). И мать его сказала о нем: "Глупый сын - досада отцу своему и огорчение родительнице своей" (Притчи, 17, 25). И сестра его сказала о нем: "Сладок для человека хлеб лжи, но после рот его наполнится щебнем" (Притчи, 20,17)."

Мы видим, что рабби Ханания бен Традион, который отказывается оплакивать своего сына, представлен по существу как один из "разбойников". Об отношении рабби Ханании к Риму можно судить по тому факту, что он был убит римлянами во время гонений, последовавших за восстанием Бар-Кохбы. Таким образом, мы приходим к выводу, что когда говорится о "разбойниках", то речь идет не об обычных грабителях, а о повстанцах, борящихся против валстей.

Другое свидетельство связывает "разбойников" с учениками рабби Акивы, которые направлялись с севера в Кезив:

"Ученики рабби Акивы шли в Кезив, и напали на них разбойники и сказали им: "куда вы держите путь?" Сказали тем: "в Акко". Как только прибыли в Кезив, сказали тем, куда действительно они направлялись. Сказали им: "чьи вы ученики?" Сказали они: "ученики рабби Акивы" Сказали им: "Пусть будет благословен рабби Акива и его ученики, и пусть никогда никто не причинит им никакого зла."

Хорошо известно, как рабби Акива относился к Риму, какие надежды он возлагал на Бар-Кохбу и какое участие принимал в его восстании. Уважительное отношение "разбойников" к нему и к его ученикам свидетельствует, судя по всему, о том, что и в этом случае речь идет не о грабителях, а о мятежниках. Неясным остается лишь один момент: зачем понадобилось ученикам рабби Акивы скрывать от "разбойников" истинную цель своего пути. Возможно, однако, что это не более чем агадический элемент рассказа. Так или иначе, и в этом случае "разбойники" и ученики рабби Акивы находятся "на одной стороне".

В другом месте Талмуда рассказывается о связи рабби Тарфона с евреями, подозреваемыми в убийстве: "Те галилеяне, о которых стали говорить, что они убили человека, пришли к рабби Тарфону, сказали ему: спрячь нас, господин...". Представляется маловероятным, что убийцы искали прибежище у рабби Тарфона, одного из крупнейших мудрецов той эпохи, который после смерти рабби Элазара бен Азарии, по-видимому, занимал пост, близкий по полномочиям к посту патриарха. Скорее всего, речь идет о повстанцах из Галилеи, которые были обнаружены римлянами и вынуждены были бежать в Иудею, где они обратились за помощью к рабби Тарфону, который жил в Лоде (Лидде).

Исходя из данного свидетельства рабби Тарфон не укрыл их, но и не отказал им в помощи окончательно. В Талмуде далее говорится, что он думал о том, как им помочь, и, в любом случае, не был заинтересован в их выдаче римским властям. Рабби Тарфон умер до восстания Бар-Кохбы. Таким образом, по-видимому, это событие имело место в период после войны Кита и до восстания Бар-Кохбы.

В целом, мы видим, что многие источники говорят о антиримской деятельности евреев в этот период, и большинство из них (будь то случайно или не случайно) относятся к Галилее. Каждое из этих свидетельств в отдельности безусловно могло бы быть истолковано иным образом, однако анализируя их в комплексе, мы можем заключить, что во время войны Кита, а также после нее и до восстания Бар-Кохбы в Галилее имели место волнения. По нашему мнению существует однозначная связь между свидетельствами об усилении римских войск в Галилее в первые годы правления Адриана и сообщениями талмудических источников о деятельности "разбойников", т.е. действия Рима были вызваны, среди прочего, повстанческим движением в среде галилейских евреев.


= Главная = Изранет = ШОА = История = Ирушалаим = Новости = Традиции = Музей = Антисемитизм =Учеба = Атлас =