ЕВРЕИ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В ЭПОХУ ТАЛМУДА

(период Мишны с 70 по 220 гг.)


= Главная = Изранет = ШОА = История = Ирушалаим = Новости = Традиции = Музей = Антисемитизм =Учеба = Атлас =

ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСА ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА ИЗРАИЛЯ

А.Опенгеймер, Главы из книги "Галилея в период Мишны"

Глава II. Галилея в период Явне

3. Поездки раббана Гамлиэля в Галилею

В период деятельности раббана Гамлиэля (около 96 -115 гг.), то есть в самую яркую эпоху в истории Явне, контакты между мудрецами Явне и жителями Галилеи становятся еще более частыми. Показателем этого является, в частности, история, содержащаяся в Иерусалимском Талмуде, где рассказывается, что раббан Гамлиэль (подобно тому, как прежде поступил раббан Иоханан бен Заккай), когда его сын заболел, обратился за помощью к рабби Ханине бен Доса. Судя по всему, ученики раббана Гамлиэля, которые были посланы для этой цели к рабби Ханине бен Доса, были приняты последним в городе, в котором он жил - в Арабе в Галилее. В Талмуде сказано: "Так было с раббаном Гамлиэлем. Заболел у него сын, и он послал двух учеников к рабби Ханине бен Досе в его город". Однако, самым ярким подтверждением развития отношений между Явне и Галилеей являются поездки раббана Гамлиэля по Галилее.

У нас имеется большое количество свидетельств, в которых говорится как о заграничных путешествиях раббана Гамлиэля, так и о его поездках по Палестине. Мы не имеем такого рода сведений ни о ком другом из патриархов. Представляется несомненным, что основной целью этих поездок было утверждение авторитета институтов, расположенных в Явне, среди еврейского населения Палестины. По всей видимости, идея организации таких поездок была связана также с обычаем того времени, принятым римскими правителями, которые часто путешествовали по своим владениям.

В источниках также говорится о том, что раббан Гамлиэль поддерживал отношения с римскими властями и во время своих поездок встречался с их представителями. В талмудической литературе несколько раз говорится о близких отношениях раббана Гамлиэля с римскими властями. Упоминаются также особые исключения, которые были сделаны для него еврейскими религиозными законодателями (как, например, разрешение взять для своих детей учителя греческого языка, разрешение носить не вполне традиционную, но принятую в "высшем обществе" того времени одежду и т.д.) из-за необходимых для него контактов с властями.

Нам известно также, что раббан Гамлиэль контактировал с римскими властями в период его нахождения в Галилее. Так, в одном из свидетельств говорится: "послали властители двух военных и сказали им: идите и притворитесь евреями и узнайте о чем говорится в их Законе, идите к раббану Гамлиэлю в Ушу". Отсюда мы можем заключить, что в период деятельности раббана Гамлиэля римские власти признавали еврейские законы и в связи с этим интересовались характером галахических установлений. В упомянутом здесь случае, среди прочего, поводом для проверки послужил вопрос о том, запрещает ли еврейское религиозное законодательство незаконное присвоение (евр. гезель) имущества, принадлежащего нееврею, с той же строгостью, с которой это возбраняется в случае еврейского имущества. Если эта проверка действительно проводилась в Уше, то остается только гадать, почему представители римских властей были посланы для встречи с раббаном Гамлиэлем именно в этот город, то есть именно в период его поездки по Галилее. Некоторые ученые полагают, что это связано с переездом Синедриона в Ушу до восстания Бар-Кохбы. Однако, мы считаем такую точку зрения совершенно необоснованной. Следует обратить внимание также на то, что проверка проводилась людьми, состоящими на военной службе. Скореее всего, речь идет о солдатах, служивших в подразделениях РИМСКОЙ армии, которые занимались вопросами внутренней безопасности.

Особое место среди свидетельств, в которых говорится о поедках Раббана Гамлиэля по Галилее занимает следующий текст (Тосефта, Трумот, 2,13):"

Сказал рабби Иуда: "Сгабион, глава синагоги в Кезиве купил у нееврея урожай виноградника четвертого года в Сирии и отдал ему деньги. Пришел он к раббану Гамлиэлю, который переезжал с места на место и спросил его. [Урожай виноградника четвертого года запрещен к пользованию, если он вырос в Земле Израиля. Вопрос заключается в том, действует ли этот запрет в пограничной области - не входящей в Святую Землю, но расположенной рядом с ней.] Сказал ему: подожди, пока мы обсудим эту галаху. Потом он послал сообщить ему: то что ты сделал, уже сделано, но больше не поступай так."

В этом источнике о раббане Гамлиэле говорится, что он "переезжал с места на место", и во время этого ему был задан вопрос из области Галахи. Мы можем заключить из этого, что дело обстояло подобным образом и в других случаях пребывания раббана Гамлиэля в различных населенных пунктах (о чем рассказывается в ряде источников). Речь в таких случаях идет не о том, что раббан Гамлиэль жил в том или ином месте или специально приехал туда по какой-либо особой причине, а о том, что он останавливался в таких местах во время периодических поездок по Палестине.

В данном конкретном случае мы можем также сделать вывод о том, какова была цель поездки: решение сложных или спорных галахических вопросов, которые не могут быть решены даже самыми почтенными из местных жителей (такими как упомянутый в приведенном выше свидетельстве Сгабион, глава местной синагоги). В других источниках также говорится о том, что раббан Гамлиэль принимал решения галахического характера во время поездок по Галилее. Так, в Мишне рассказывается, о том, что жители Тверии в субботу запирали синагогу на особый замок, и раббан Гамлиэль постановил, что этот обычай должен быть отменен.

О пребывании раббана Гамлиэля в Тверии говорится также в следующем источнике: "Сказал рабби Иосе: рабби Халафта приехал к раббану Гамлиэлю в Тверию и застал того сидящим за столом Иоханана бен Назифа, а в руках у него - перевод книги Иова, который он читал...". Далее говорится, что рабби Халафта из Ципори упрекнул раббана Гамлиэля в том, что тот читает одну из священных книг в переводе, а не прячет этот перевод ее подобно тому, как это делал его дед.

Во время поездок раббана Гамлиэля к нему обращались не только по вопросам Галахи. В одном из свидетельств рассказывается о том, как некий человек обратился к патриарху с просьбой об отмене обета. Этот случай также произошел в Кезиве:

Раббан Гамлиэль шел из Акко в Кезив... Когда он прибыл в Кезив один человек пришел к нему и попросил отменить обет. Сказал он тому, кто был с ним: не выпили ли мы ревиит (мера объема, примерно 1 бокал) италийского вина? Ответил ему: "Действительно так". Сказал ему: "если так, то иди вместе с нами, пока вино совершенно не выветрится. [т.к. в состоянии даже легкого опьянения нельзя освобождать от обета]. И пошел он с ними, пока они не дошли до лестнице Цора..."

Возможно, что здесь говорится о той же поездке в Кезив, во время которой к раббану Гамлиэлю обратился Сгабион. Если эти два случая действительно имели место одновременно, то первоначальный ответ раббана Гамлиэля: "подожди, пока мы обсудим эту галаху" мог быть связан с тем, что он не хотел принимать решения галахического характера, находясь даже под легким воздействием вина.

В Тосефте также рассказывается об еще одном случае, когда жители Галилеи высказали упрек в адрес раббана Гамлиэля, во время его поездок по этой области Земли Израиля. Речь идет о поездке в Акко: "Раббан Гамлиэль сидел в субботу в Акко на скамье, принадлежащей неевреям. Сказали ему: не положено в Субботу сидеть на скамье неевреев. Не хотел говорить им: это разрешено, а встал и ушел".

Жители Акко, по всей видимости, не были знакомы с постановлением, которое было принято рабби Акивой. Это постановление отменило существовавший ранее запрет сидеть в субботу на скамьях неевреев, на которых обычно продавались товары. Запрет был связан с опасением, что это может выглядеть со стороны как ведение торговли в субботу. Неясно, почему раббан Гамлиэль принял как должное упрек жителей Акко и не сообщил им о том, что в Явне было принято постановление, разрешающее сидеть на скамье неевреев в субботу.

Это не согласуется также с выводом, который был сделан нами выше относительно того, что одной из целей поездок патриарха по различным населенным пунктам Земли Израиля было распространение галахических законов, принятых в Явне. Мы можем лишь предположить, что ситуация в Акко отличалось от ситуации в Тверии (где раббан Гамлиэль обучал местных жителей законам, касающимся субботы) тем, что в этом случае вопрос касался его лично, и он не хотел, чтобы люди сочли, что он толкует Галаху так как ему удобно в каждом конкретном случае.

В различных источниках говорится также об отношении раббана Гамлиэля к самаритянам. В Тосефте рассказывается о событиях, которые произошли, по всей видимости, во время одной из поездок патриарха из Иудеи в Галилею.

В основе спора, описанного в данном свидетельстве лежит вопрос о том, насколько можно полагаться на самаритян в том, что касается исполнения заповедей, связанных с урожаем, собранным в Святой земле: "Однажды мудрецы зашли в одно из поселений самаритян, которое находилось возле дороги. Принесли им овощи. Рабби Акива сразу же отделил от них десятину так, как отделяют от урожая, о котором точно известно, что десятина не была отделена (евр.- "тевель вадай"). Сказал ему раббан Гамлиэль: как ты мог не поверить своим товарищам, кто разрешил тебе отделять десятину?...".

Из замечания, которое сделал раббан Гамлиэль рабби Акиве, мы можем заключить, что он стремился приравнять самаритян, как минимум, к евреям-простолюдинам, урожай получаемый от которых считается "демай" (буквально - "сомнительный", этот термин используется в иудаизме для обозначания урожая, о котором точно не известно была ли отделена от него десятина).

О другом случае, связанном с самаритянами, рассказывается в Мишне. В этом свидетельстве речь идет о том, могут ли самаритяне являться свидетелями в еврейском религиозном суде: "Однажды раббану Гамлиэлю в Кфар-Отнай (Капаркотну) принесли разводной документ (евр. "гет"), на котором стояли подписи самаритян. Он признал его действительным". Возможно, что в этом случае на решение раббана Гамлиэля повлияло то, что Кфар-Отнай находится на границе с землями самаритян, а также то, что к свидетелям, подписывающим гет предъявляются менее строгие требования, чем к свидетелям, подписи которых требуются при оформлении других документов.

Однако, так или иначе, принятие самаритян в качестве свидетелей говорит о том, что раббан Гамлиэль во многих отношениях считал их евреями. Возможно, что оба случая произошли во время одной и той же поездки, поскольку Кфар-Отнай, насколько нам известно, был расположен на одном из перекрестков по дороге из Иудеи в Галилею. Такой вывод может быть сделан, например, из следующего галахического постановления, приводимого в Мишне: "Если поставил в гете условие: ты разведена ... если я не уйду отсюда за тридцать дней. Если он ушел из Галилеи в Иудею, дошел до Кфар-Отнай и вернулся -его условие недействительно".

Таким образом, мы видим, что поездки раббана Гамлиэля являлись одним из основных способов, которые использовали мудрецы Явнеи для руководства евреями Галилеи. Раббан Гамлиэль был первым главой Синедриона после разрушения Храма. Период его деятельности отличался относительной стабильностью. Этот патриарх был признан римскими властями и принят в качестве лидера большей частью еврейского народа.

Статус и полномочия еврейских руководителей последующих поколений были во многом определены деятельностью раббана Гамлиэля. Этим объясняется как то, что его поездки по Палестине были чрезвычайно похожи на поездки римских правителей по своим владениям, так и то, что в талмудических источниках приводится большое количество свидетельств о пребывании раббана Гамлиэля в различных местах Земли Израиля (как уже отмечалось, у нас нет таких обширных сведений о подобного рода поездках других патриархов).

Среди населенных пунктов района Галилеи, в которых побывал раббан Гамлиэль были крупные города, такие как Тверия и Акко, небольшие поселения, такие как Кезив, а также такие важные узловые точки как Кфар-Отнай (Капаркотна), который стал местом расположения римского легиона, введенного в Палестину во время правления Адриана. То же можно сказать и о населенных пунктах Иудеи, которые были включены в программу поездок раббана Гамлиэля. Исключением, в этом отношении является только Уша. Однако и этот город был расположен недалеко от одной из центральных дорог.

После восстания Бар-Кохбы здесь были расположены органы еврейского управления, и мы полагаем, что это не могло бы произойти, если бы город не играл особой роли уже в период Явне. То, что раббан Гамлиэль посещал только центральные города и узловые населенные пункты, также напоминает порядок организации поездок римских властителей и высокопоставленных чиновников. Так, например, маршрут регулярных поездок кадого из наместников составлялся исходя из расположения центральных населенных пунктов и главных дорог.

Тот факт, что раббан Гамлиэль часто бывал в Галилее, подтверждает точку зрения ряда историков относительно того, что между Иудеей и Галилеей не было существенных различий в том, что касается характера еврейского населения. Исходя из имеющихся у нас свидетельств, раббан Гамлиэль посещал города Галилеи чаще, чем населенные пункты, расположенные в Иудее. Если это не связано со случайным совпадением в дошедших до нас талмудических текстах, то можно сделать вывод о том, что таким образом мудрецы Явне пытались скомпенсировать естественную затрудненность контактов жителей Галилеи с центром, расположенным в Иудее. Таким образом, мы приходим к заключению о том, что Галилея была подчинена органам управления, расположенным в Явне, а также что жители этой области постоянно поддерживали контакты с мудрецами Иудеи.


= Главная = Изранет = ШОА = История = Ирушалаим = Новости = Традиции = Музей = Антисемитизм =Учеба = Атлас =