Гринберг Э.

История еврейского народа в эпоху Второго Храма

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=

ГЛАВА V. ВЕЛИКОЕ ВОССТАНИЕ /66-73 гг. до н.э./

1. Предпосылки восстания.

2. Начало восстания.

3. Временное правительство и его деятельность.

4. Участие Иосифа Флавия в восстании.

5. Военные действия.

6. Вожди восставших - Иоханан Гисхальский и Шимон Бар-Гиора.

7. Эпопея Масады.

8. Причины поражения.

9. Итоги восстания.

В 70-х годах 1 века н.э. в Эрец Исраэль созрели идеологические, политические и экономические предпосылки восстания иудеев против римского владычества.

Евреи не могли мириться с тем фактом, что Исраэль и Святой Божий Храм оказались под гнетом идолопоклоннической державы. Они считали, что Рим - это символ сатанинской власти и что наличие такой власти является оскорблением иудейской религии. Евреи презирали "культ императора", который навязали им римские поработители. У евреев нет и не может быть, считали они, другого повелителя, кроме Бога. Властелином евреев является только Всевышний, а не поклоняющийся идолам римский император, и конечно не наместник или прокуратор или даже еврейский "предводитель", назначенный императором.

Накануне Великого Восстания резко обострились религиозные противоречия между еврейским монотеизмом и римским политеизмом /идолопоклонничеством/. Тогда усилилась среди евреев мессианская идеология. Разные "пророки" своими "предсказаниями" укрепили у евреев убеждение, что необходимо идти на любые жертвы для свержения римского господства. Они глубоко верили в неминуемое вмешательство Провидения на стороне евреев. Евреи не хотели считаться с военным могуществом Римской империи, рассматривали войну против поработителей Иудеи, как войну между светом и тьмой, войну в которой сам Бог накажет злодеев, и только праведники будут наслаждаться всеми благами справедливого государства. Они были уверены, что пришло время пойти на любые жертвы для свержения римского ига. Пропаганда мессианской идеологии была тогда так сильна, что даже часть римских легионеров переходила в лагерь евреев, считая, что воевать с Римом - это наказ самого Творца.

Политические предпосылки были вызваны тем, что по указанию римских императоров, особенно при Гае Калигуле был установлен надзор за богослужением в Храме со стороны римских легионеров. "Культ императора" напоминал евреям жестокие преследования Антиоха IV Эпифана. Их возмущало то, что римские власти оказывали постоянную поддержку греко-сирийскому населению, рост и влияние которого были приостановлены в эпоху хасмонейского царства. Начиная с периода правления Ирода и особенно при наместнике Флоре /который сам был грек/, греко-сирийское население Эрец Исраэль так укрепило свои позиции, что стало своего рода высшим сословием палестинского общества.

Отношения между евреями и греко-сирийским населением были натянутыми. Греко-сирийское население Явны и Ашкелона было среди первых идолопоклонников, которые подстрекали римских императоров к действиям против евреев. Часто распри между евреями и язычниками приводили к вооруженным столкновениям, К особенно тяжелым последствиям привели кровавые бои между евреями и греко-сирийским населением в Цезарии. Римские легионеры были на стороне язычников. Взяточничество римской администрации, грабежи и убийства в Эрец Исраэль, в том числе и в Иерусалиме, ускорили восстание.

Накануне восстания в Эрец Исраэль был глубокий экономический кризис. Строительство городов в период римского владычества привело к сокращению посевных площадей и сельскохозяйственного производства вообще. От этого больше всего страдало еврейское крестьянство. Это не только противоречило стремлениям евреев, чтобы на Святой Земле не работали идолопоклонники, но и привело к тому, что многих еврейских крестьян выгоняли с земельных участков. Таким образом, еврейские крестьяне, в прошлом уважаемые граждане Хасмонейского государства, становились бесправными на земле предков. По вопросам землевладения в селениях со смешанным населением часто возникали споры между евреями и идолопоклонниками которые приводили к вооруженным конфликтам. Римские легионеры выступали, в основном, против еврейского населения. Необходимо добавить, что еврейское население, особенно крестьяне, облагалось тяжелыми налогами и податями. Торговля также пришла в упадок. На дорогах участились нападения грабительских шаек. В самом Иерусалиме воцарилась анархия. Немало крестьян из-за долгов было превращено в рабов. Количество безработных резко увеличилось.

Обстановка в Эрец Исраэль, жестокая политика прокуратора Флора привели, по словам римского историка Тацита, к тому, что терпение евреев истощилось окончательно.

Восстание началось с того, что вооруженные отряды подожгли иерусалимский городской архив, чтобы уничтожить долговые обязательства бедноты. Они угрожали знати и нападали на видных представителей высших кругов, так как в их глазах восстание было не только войной с римлянами, но и борьбой против высших классов иудейского общества, которые в течение долгого времени были заодно с римскими властями. Высшие круги иудейского общества относились к восстанию холодно и вначале даже пытались притормозить его. Интересы некоторых из представителей этих кругов были тесно связаны с режимом римских наместников. Все же многие из них были разочарованы наместничеством Флора, который, в противоположность своим предшественникам, не поддерживал хороших отношений с представителями иудейской олигархии.

Иосиф Флавий связывает зарождение активного движения с превращением Иудеи в римскую провинцию /6 г. н.э./. Зачинателями этого движения, по словам Иосифа, были Иеуда из Гамалы на Голане и фарисей по имени Цадок. Иеуда порицал готовность евреев примириться с уплатой податей римлянам и тем самым признать иную, кроме Бога, власть над еврейским народом. Движение по своему религиозному мировоззрению было, в основном, фарисейским, однако, в отличие от ортодоксального фарисейства, оно возводило в религиозную заповедь политическую свободу Израиля и усматривало в подчинении римскому императору грех, равный идолопоклонству. Следствием такого мировоззрения были готовность жертвовать свободой ради священной цели, религиозно-политическая нетерпимость и неустанный призыв к восстанию.

Галилейские последователи этого движения сохранили верность роду Иеуды. Сыновья Иеуды, Яаков и Шимон, стояли во главе брожений и мятежей на территории прокураторства Тиберия Александра /46-48 гг. н.э./, а Элазар бен Пир, тоже принадлежавший к этому роду, возглавлял оборону Масады в конце Великого Восстания. Одной из видных личностей этого круга был Менахем, появление которого в Иерусалиме было мессианскими чаяниями связано с идеей общественного переворота.

Другой ветвью движения были иерусалимские зелоты. В отличие от своих галилейских единомышленников они не были последователями того или иного вождя. Руководителями иерусалимских зелотов были священники и лица, близкие к кругам иерусалимской аристократии.

С самого начала непосредственного римского владычества мессианская идеология сочеталась с усиленной политической активностью: многие евреи считали, что грядущее избавление требует непосредственной борьбы против римской власти, наличие которой в стране является оскорблением иудейской веры. Попытка Калигулы ввести в Иудее поклонение личности римского императора, натолкнувшаяся на отчаянное сопротивление евреев, напоминавшее времена гонений Антиоха, сделала очевидным, что посягательства на еврейскую религию могут повториться в любой момент.

Наибольшее недовольство евреев вызвала поддержка, которую римские власти оказывали греческому и эллинизированному населению Эрец Исраэль. В результате введенных Помпеем и его преемниками порядков греки и эллинизированные жители Келесирии укрепили свои позиции в стране.

Непосредственным толчком к восстанию послужили события, связанные с конфликтом греческой и еврейской общин в Кейсарии, и систематические репрессии Флора, который, в противоположность своим предшественникам, не считался с чувствами и образом мыслей еврейского населения провинции. Борьба между евреями и греками в Кейсарии вылились в вооруженные столкновения, и евреи стали покидать город. Флор не принял никаких мер для наведения порядка и приказал арестовать руководителей еврейской общины города. Слухи о событиях в Кейсарии вызвали возмущение в Иерусалиме и привели к столкновениям между евреями и римским гарнизоном. Несмотря на попытки представителей аристократии сгладить остроту конфликта и предотвратить открытое восстание, влияние крайних элементов, стремящихся вызвать войну между иудеями и Римской империей, резко усилилось. Борьба сторонников умеренного и крайнего направлений закончилась победой экстремистов, и римский гарнизон в Иерусалиме был уничтожен.

События в Иерусалиме нашли отклик во всей Иудее, и кровавые столкновения прокатились по всем крупным эллинистическим городам страны. Когда стало ясно, что вспомогательные войска, размещенные в провинции, не смогут овладеть положением, наместник Сирии Цестий Галл выступил на подавление восстания во главе значительных сил, состоявших из римских легионеров и вспомогательных отрядов. Выйдя из Акко /66 г. н.э./, Цестий Галл подошел к Иерусалиму. Однако, натолкнувшись на ожесточенное сопротивление повстанцев и поняв, что находившихся в его распоряжении сил недостаточно, чтобы овладеть городом, Цестий решил отступить. Повстанцы, во главе которых стоял Шимон Бар-Гиора, неожиданно атаковали отступающий корпус в ущелье Бет-Хорон к северо-западу о Иерусалима и полностью разгромили его.

Блестящая победа повстанцев над наместником Сирии в самом начал) восстания была встречена с энтузиазмом и в высших кругах. В сформированном 1 Иерусалиме после этой победы временном правительстве, на которое был возложена обязанность организовать оборону города, центральный пост занимал Ханан бен-Ханан, бывший первосвященник и один из видных представителе! садукейской знати. Только после поражений, понесенных иудеями в Галилее и 1 районе Ашкелона, власть в Иерусалиме окончательно перешла из рук высших кругов в руки иерусалимских зелотов и тех, кто опирался на революционные элементы в деревнях и провинциальных городах.

Поражение римлян оказало решающее влияние на дальнейшее развить событий: весь народ был охвачен порывом национального энтузиазма и те, кто еще колебался, примкнули к восстанию. Даже официальное руководство восстанием перешло на некоторое время в руки временного правительства, разделившего страну на ряд округов, во главе которых были поставлены военные эмиссары.

Временное правительство состояло из умеренных аристократов. Оно было избрано всеобщим народным собранием, которое состоялось во дворе Храма. Оно пользовалось авторитетом у евреев Иерусалима. Возглавил правительство видный жрец, умеренный аристократ Ханан бен Ханан.

Большинство еврейских аристократов в начале восстания было ярым противниками вооруженного сопротивления Риму. Убедившись, что предотвратит восстание невозможно, аристократия переходила в лагерь римлян.

Аристократы - сторонники Временного правительства не хотели оставлять в Иерусалиме свое имущество и терять общественное положение. Среди них были к честные патриоты, которые заботились о святом городе и Храме.

С одной стороны, временное правительство пыталось тормозить восстание против Рима. С другой стороны, оно проводило ряд мероприятий по укреплению городов и обеспечению населения продовольствием. Командующим Галилейским округом был назначен Иосеф бен Маттитьяу, получивший впоследствии известность под именем Иосиф Флавий.

Иосиф Флавий родился в Иерусалиме в аристократической священнической семье и по матери состоял в родстве с Хасмонеями. В 16-летнем возрасте, присоединившись к некоему Баннусу, члену одной из многочисленных в то время аскетических сект /возможно, это была секта ессеев/, он провел три года в отшельничестве. В возрасте 26 лет /в 64 г. н.э./ Иосиф Флавий был направлен в Рим с поручением добиться освобождения нескольких коэнов, арестованных и отправленных в Рим прокуратором Феликсом. Иосифу Флавию удалось выполнить поручение.

Когда разразилась 1 Иудейская война /66 г. н.э./, Иосиф Флавий был послан иерусалимскими властями возглавить силы повстанцев в Галилее, наиболее важном участке на первом этапе войны. Местные руководители, в первую очередь Иоханан Гисхальский, не желали подчиняться иерусалимскому эмиссару, и конфликта между ними продолжались до прибытия Веспасиана /в 67 г. н.э./. Повстанцы, застигнутые врасплох началом военных действий, не сумели взять инициативу в свои руки: галилейские города, наспех укрепленные Иосифом Флавием, могли защищать только себя, не образуя единой оборонительной системы, действующей по общему плану, Сопротивление в Галилее было окончательно подавлено, когда после шестинедельной осады пала Иотапата. Иосиф Флавий, возглавлявший оборону города, укрылся в пещере вместе с 40 другими повстанцами. По рассказу самого Иосифа Флавия, когда повстанцами было принято решение умертвить друг друга, чтобы не попасть в плен к римлянам, он, искусно бросая жребий, сумел хитростью оказаться одним из двух последних оставшихся в живых, а затем сумел убедить своего соратника выйти из пещеры и сдаться на милость победителя. Веспасиан заключил Иосифа Флавия в оковы, однако сохранил ему жизнь, очевидно, намереваясь казнить его как руководителя повстанцев по завершении кампании во время своего триумфа в Риме.

Стремясь сохранить жизнь и обрести свободу, Иосиф Флавий использовал широко распространенные в Иудее и на Востоке и небезызвестные римлянам мессианские пророчества, что владыка мира выйдет из Иудеи, и адресовал смысл этого пророчества Веспасиану. Когда в легионах Веспасиана после смерти Нерона начали высказываться о кандидатуре императора, Иосиф Флавий, выступив со своим пророчеством, оказал Веспасиану огромную пропагандистскую услугу, о которой тот не забыл впоследствии. После провозглашения Веспасиана императором в Кейсарии с Иосифа Флавия были сняты оковы. Когда Тит сменил отбывшего в Рим отца на посту главнокомандующего, Иосиф Флавий присоединился к нему и во время осады Иерусалима несколько раз обращался к защитникам города с предложением сложить оружие; во время одного из таких обращений к повстанцам он был ранен. После взятия Иерусалима Тит разрешил Иосифу Флавию спасти из руин города, что тот пожелает, и Иосиф Флавий спас свиток Торы,

Взамен конфискованного римлянами имения неподалеку от Иерусалима Иосиф Флавий получил от Тита земли в Изреэльской долине. После окончания войны Иосиф Флавий поселился в Риме, где ему было даровано римское гражданство, пожаловано денежное содержание и предоставлено право жить при дворе императора; он больше никогда не посещал родины. Отношения Иосифа Флавия с евреями были крайне напряженными: ненавидя Иосифа Флавия за предательство во время восстания, евреи пользовались удобным случаем, чтобы повредить ему и подорвать его положение при дворе.

Исторические сочинения "Иудейская война" /полное название "История Иудейской войны против римлян"/ были, видимо, платой Иосифа Флавия императору за свою свободу и благосостояние. Книга была им написана в двух версиях - арамейской и греческой; арамейский вариант сочинения не сохранился. Во введении к своему сочинению Иосиф Флавий заявляет, что он беспристрастно описал войну евреев против римлян; очевидно, что Иосиф Флавий стремился следовать историографической концепции Полибия, согласно которой исторический труд должен иметь строго фактологический характер. Однако, Иосиф Флавий далеко не всегда придерживается декларируемых им принципов: будучи в зависимости от династии Флавиев, автор, движимый личными интересами, зачастую скрывает факты или фальсифицирует их.

О собственных предосудительных поступках Иосиф Флавий пишет в неопределенных выражениях или вовсе обходит их молчанием: в книге нет и намека на неудачи автора как военачальника, но, напротив, содержится необоснованная похвальба. В его изображении римские методы ведения войны выглядят безупречными: проводится мысль, что римляне стремились избежать лишнего кровопролития и жестокости, и хотели спасти евреев, однако их усилия оказались безуспешными. По утверждению Иосифа Флавия, еврейский народ не желал войны, навязанной ему разбойниками-повстанцами. Антиеврейски настроенный римский историк Тацит пишет, однако, о тотальной антиримской войне, в которой принимали участие даже женщины. Чтобы доказать, что антиримское восстание было делом рук весьма ограниченных кругов и тем самым оправдать еврейский народ в целом в глазах римлян, Иосиф Флавий сознательно искажает размеры мессианского движения в стране и его роль как вдохновителя восстания.

Несмотря на недостатки, "Иудейская война" является ценным историческим документом: Иосиф Флавий пишет на основе собственных наблюдений и сведений, полученных от перебежчиков, а также использует римские военные донесения. Неоспоримы и художественные достоинства книги.

Существуют две противоположные оценки евреями личности Иосифа Флавия. Одни считают, что он был предателем, покинувшем свой народ в беде и перешедшим в стан врага, апологетом Рима, фальсифицировавшим историческую правду и ложно описавшим события, свидетелем которых он был. По мнению других, в основе поведения Иосифа Флавия лежала фарисейская вера в будущее еврейского народа, который выживет, только подчинившись Риму; и лишь для того, чтобы посвятить себя высшему служению своему народу, Иосиф Флавий прибег к позорному спасению.

Сочинения Иосифа Флавия являются источником сведений о периоде Второго Храма, источником первостепенной важности, без которого воссоздание исторической картины этой эпохи было бы невозможно.

Военные действия повстанцев вне пределов областей, населенных евреями, не увенчались успехом, в частности, окончилась провалом попытка отвоевать Ашкелон. Однако контроль повстанцев над еврейскими областями был фактически абсолютным. Восстание в Иудее, превратившееся в реальную угрозу римскому владычеству в одной из важнейших областей империи, побудило императора Нерона отправить на подавление мятежа одного из опытнейших военачальников империи, Веспасиана, во главе отборных легионов. В 67 г. н.э. римский экспедиционный корпус, насчитывавший 60 тыс. человек, вторгся в Галилею. Военное превосходство римских сил было абсолютным. Надежда повстанцев удержать укрепленные пункты Галилеи оказались тщетной. Следующей тактической целью Веспасиана было овладение иудейской военно-морской базой в Яффском порту, угрожавшей морским коммуникациям римского флота. Яффу захватил римский отряд, и корабли повстанцев были уничтожены в морском сражении вблизи порта.

Из городов Восточной Галилеи наиболее упорное сопротивление римлянам оказали Тарихея /к западу от оз. Кинерет/ и Гамала на Голане. После подавления сопротивления на г. Тавор и в Гуш-Халаве /Гисхала/ завершилось завоевание Галилеи /конец 67 г./ и был открыт путь для наступления на Иерусалим. Потерпев поражение, многие тысячи галилейских повстанцев прибыли в Иерусалим и приняли участие в обороне города. Самым значительным галилейским контингентом в Иерусалиме были отряды Иоханана Гисхальского, одного из самых выдающихся вождей восстания.

Принимая во внимание сосредоточение сил повстанцев в Иерусалиме и мощь оборонных сооружений города, Веспасиан решил, прежде чем атаковать Иерусалим, уничтожить остальные очаги восстания в провинции. В самом Иерусалиме начались конфликты между официальным руководством повстанцев и зелотами. Последние при поддержке Иоханана Гисхальского захватили после кровопролитной борьбы власть в городе и казнили своих противников, в т.ч. и Ханана бен Ханана.

События, потрясшие Римскую империю после смерти Нерона /9 июня 68г./, когда в течение одного года сменилось три императора, замедлили ход военных действий в Иудее. В начале июля 69 года легионы, расквартированные в восточной провинции империи, провозгласили Веспасиана императором, и до полной победы над своими противниками /в декабре 69 года/ он не имел возможности продолжать интенсивную кампанию против иудейских мятежников.

За время этой короткой передышки повстанцам не удалось создать единое руководство и укрепить свои позиции в Иудее. Соперничество между Иохананом Гисхальским и священником Элеазаром бен Шимоном, вождем иерусалимских зелотов, вносило раздор в ряды защитников. Внутреннему разладу содействовала и быстро возросшая популярность вождя низших слоев всего иудейского населения страны, Шимона Бар-Гиора, который вторгся в Иерусалим и захватил верхнюю часть города. Все три вождя не только не пришли к соглашению относительно общего плана обороны города накануне осады, но и не переставали оспаривать первенство друг у друга.

На осаду Иерусалима были двинуты - под командованием Тита - войска, во главе которых Веспасиан недавно покорил Галилею и другие страны. В подкрепление им были посланы свежие воинские части. Римские войска расположились у Иерусалима весной 70 года и начали осаду, продолжавшуюся около пяти месяцев. Тит старался использовать все имевшиеся у него преимущества, чтобы сломить дух защитников. Штурм города, как и в предыдущих осадах Иерусалима, начался на северном отрезке фронта.

Римлянам удалось прорвать внешнюю крепостную стену города /'третью стену"/, а через несколько дней также и вторую стену. После этого они могли уже обложить крепость Антония, которую защищал Иоханан Гисхальский, и верхний город, командующим обороной которого был Шимон Бар-Гиора. Два римских легиона получили приказ воздвигнуть насыпь против крепости, а два других - против Верхнего города. Однако после окончания этих осадных работ они были полностью разрушены смелой вылазкой еврейских защитников. Тогда Тит решил окружить Иерусалим каменной оградой, чтобы совершенно отрезать город. Эта ограда, построенная с большой быстротой, привела к тому, что в городе стал свирепствовать голод. Тит сконцентрировал свои силы против крепости Антония, занял и разрушил ее. Так перед римскими войсками был открыт путь к завоеванию Храмовой горы. Евреи самоотверженно защищали Храм, и только после невероятных усилий, опираясь на огромное численное превосходство, римлянам удалось сломить сопротивление защитников города, большинство которых предпочло смерть плену.

Храм был сожжен по приказу римского полководца, надеявшегося таким образом уничтожить очаг мятежнического духа иудеев. После сожжения Храма защитники города потеряли последнюю надежду на победу. Остатки еврейских воинов сосредоточились в Верхнем городе и продержались еще почти целый месяц, оказывая отчаянное сопротивление римской армии. Завоевание верхней части города ознаменовало, по существу, завершение "Иудейской войны".

В Восстании принимали участие евреи всех частей Эрец Исраэль. Значительная часть руководителей иерусалимских зелотов принадлежала к священническому сословию, и первый демонстративный шаг, равнозначный официальному объявлению войны Риму - отмена жертвоприношения во здравие императора, - был сделан священником Элазаром бен Хананией. Дион Кассий говорит о евреях диаспоры, принимавших участие в обороне Иерусалима. Имеются также достоверные данные, что среди защитников города были выходцы из Адиабены. Однако существует предположение, что некоторые законоучители, лидеры фарисеев, противились восстанию. Это косвенно подтверждается преданием о том, что Иоханан бен Заккай, притворившийся мертвым, был вынесен в гробу из осажденного Иерусалима. Представ перед Веспасианом, он предсказал, что тот станет императором, и попросил основать Синедрион в Явне.

По всей видимости, повстанцы надеялись на помощь враждебных Риму держав, в первую очередь - Парфянского царства. Однако эти надежды оказались тщетны: Парфия, за несколько лет до начала восстания заключившая с Римом мирное соглашение, не только не нарушила его, но парфянский царь даже поздравил римского императора после его победы в войне с иудеями.

Самыми выдающимися руководителями восстания были: Иоханан Гисхальский, Шимон Бар-Гиора и Элазар бен Яир.

Иоханан Гисхальский - житель городка Гуш-Халав, в смутные годы даже советовал некоторым гражданам не бунтовать против римлян. Но когда соседи-неевреи напали на город, захватили, разрушили, спалили его, Иоханан стал другим человеком: он собрал войско, вооружил его, напал на чужеземцев и, разбив их, заново отстроил Гуш-Халав. Он окружил город неприступной стеной и отстроил его красивей, чем раньше. Так как всех напавших на евреев в Палестине и Сирии подстрекали римляне, стремившиеся ослабить силы евреев в их борьбе с Римом, Иоханан превратился в противника римлян и сблизился с зелотами.

Иоханан - еврейский патриот, ставший врагом римлян после того, как он убедился в том, что римляне тайно натравливали на евреев их нееврейских соседей в Заиорданье, Галилее и Сирии, подстрекая их к истреблению евреев. С тех пор он сблизился с зелотами и вместе с ними стремился сбросить с народа римское иго. Он был пламенный патриот и человек сильной воли, готовый пожертвовать собой и другими за политическую свободу.

Иоханан - человек из народа, из галилейского городка, похожего на большое село. Он разбогател на продаже чистого оливкового масла, которым славился Гуш-Халав, евреям Сирии /или Цезарии Филиппийской/, которые не хотели употреблять масла нееврейского производства. Прибыль от этих сделок, доходившую, по словам Флавия, до 1000 процентов, Иоханан, вне всякого сомнения, употреблял на финансирование войска для борьбы с римлянами.

Свобода была для Иоханана дороже практических предписаний религиозного Закона. И действительно, во время осады Иерусалима, когда нужды и страдания достигли высшей степени, Иоханан переплавил дорогие храмовые сосуды из золота, серебра и меди, чтобы иметь средства содержать войска и продолжать военные действия. Дрова, предназначенные для жертвенника, он употребил для постройки военных машин, а под конец взял для нужд солдат масло и вино, специально заготовленные для богослужения. Иоханан был сначала на стороне умеренных и, "притворяясь другом народа сопровождал Ханана бен Хапана днем на совещания с правителями, а ночью - в обходах постов".

Иоханан считал иерусалимское руководство, во главе которого стоял его задушевный друг раббан Шимон бен Гамлиэль, настоящим руководством повстанцев и действовал заодно с ним против сикариев и даже против крайних зелотов. Но понемногу - может быть после того, как раббан Шимон сошел со сцены - Иоханан убедился, что привилегированные члены общества не преданы восстанию беззаветно. Тогда он отвернулся от них и сблизился с зелотами, хотя зелоты и не сделались от этого строгими последователями Иоханана.

Позднее, когда восстание стало разгораться и принимать все более и более крайние формы, когда его основной силой стал простой народ, в сердце которого коренились неприязнь к богачам и привилегированным и который подозревал их всех в отсутствии боевого духа, считая, что война не удается лишь потому, что верхушки неискренне поддерживают восстание, лишь тогда Иоханан был увлечен течением и стал более крайним.

Иоханан был немолод, когда стал из руководителей мятежников. Это следует хотя бы из того, что раббан Шимон бен Гамлиэль, который в дни молодости, конечно, не мог достичь вершины власти, был "старым задушевным другом Иоханана". Может быть, Иоханан был и нездоров, так как ему пришлось принимать ванны на горячих источниках Тверии.

Шимон Бар-Гиора из селения Гереша руководил повстанческим движением еще в молодости. Молодой человек, под знаменем которого собираются десятки тысяч воинов, обожающих его до того, что готовы пожертвовать жизнью по его приказу, готов убивать во имя идеала, исходя из очень опасного принципа "цель оправдывает средства", опасного потому, что запальчивые и крайние идеалисты, придерживающиеся его, не проверяют, убивают ли они действительных предателей или людей, необоснованно заподозренных. Бар-Гиора - это крайний революционер с мессианским идеалом. Шимон Бар-Гиора - главарь сикариев, и поэтому зелоты боролись с ним и не хотели допустить его с войском в Иерусалим.

Еще в начале восстания Шимон убегает к сикариям в Масаду, к югу от Эйн-Геди, в то самое место, в окрестностях которого, по словам Плиния, жили ессеи. Сикарии - и весьма вероятно, что среди них и Шимон - напали на Эйн-Геди, уничтожили римский гарнизон, находившийся там, а добычу принесли "в пустыню", то есть в Эйн-Геди, где расположились ессеи. Шимон и его сикарии дают торжественную клятву не сдаваться римлянам и не просить у них пощады, что бы ни случилось. Социальный характер их восстания проявляется, между прочим, и в том, что Бар-Гиора провозглашает приказ, обязывающий выпустить на волю всех рабов. Этот важный акт, обнародованный через разосланных повсюду глашатаев, привлек на его сторону не только рабов, но и массу влиятельных граждан, которые "повиновались ему, как царю".

Ни в одном другом постановлении не выразился так социальный характер движения сикариев, как в этой прокламации об освобождении рабов. Именно своей социальной тенденцией сикарии, главным образом, отличались от зелотов и "последователей Иоханана". У последних не социальная революция играет главную роль, а антиримское восстание. Они противодействуют богачам и аристократам и преследуют их лишь в случае, если те проявляют излишнее миролюбие. По их мнению, теперь, в час тяжелой войны, не время изменять социальные порядки, так как этим можно оттолкнуть от национального восстания большую и наиболее влиятельную часть народа. Сикарии не опасаются этого - ведь пришествию Мессии предшествуют предмессианские мучения, а в период этих тяжелых мучений и следует осуществить идеал равенства и справедливости любой ценой! Если же из-за этого богачи и знать порвут с восстанием, то зато к нему присоединятся большие массы простого народа, и потеря возместится.

Эта угроза крайней социальной революционности и побуждает Иоханана бороться с Бар-Гиорой почти три года /67-70/. Вражда дошла до того, что один уничтожил запасы зерна, которые другой заготовил для воюющих. Только когда Тит дошел до Гиват-Шаула /на расстоянии пяти километров от Иерусалима/, они помирились, и лишь после того, как Иоханан одолел Элазара бен Шимона и последний присоединился со своим войском к "людям Иоханана", в городе остались два хозяина - Иоханан и Шимон. Все разногласия между зелотами и сикариями были забыты только тогда, когда первая стена Иерусалима содрогнулась под ударами римских таранов. С того дня Иоханан и Шимон воевали плечом к плечу до конца войны - до полного разрушения Иерусалима.

Судьба, постигшая Шимона после разрушения Иерусалима, была непохожа на участь Иоханана.

Когда все окончилось, Храм был разрушен, пала стена Верхнего города, и весь город был сожжен, Иоханан и Шимон скрылись вместе с уцелевшими защитниками в запутанных туннелях, прорезавших почву города в разных направлениях. Мучимый голодом, Иоханан - очевидно, старый и больной - запросил милости. Тит отправил его в Рим для украшения триумфальной процессии, а затем не умертвил его, а приговорил к пожизненному заключению.

С Шимоном было по-другому. Он, молодой и сильный, не хотел умирать, но не хотел и сдаваться. Он пытался прорыть ход в туннеле, чтобы выбраться наружу, за город - по-видимому, для того, чтобы возбудить новый мятеж. Но имевшееся в его распоряжении продовольствие иссякло. Тогда он попробовал перехитрить римлян: надев белое полотняное нижнее платье, вроде савана, а поверх него пурпурную мантию, он в таком виде вылез из-под земли в том месте, где стоял сожженный Храм, Он думал напугать римских стражников и спастись бегством. Римляне действительно сначала испугались, но быстро пришли в себя и, задержав Шимона, привели его к полководцу Терентию Руфу, а тот отправил его в кандалах к Титу, Привезенный Титом в Рим, молодой еврейский герой украсил триумфальное шествие победителя. Прошествовав со всеми пленными за триумфальной колесницей, он испытал еще одно, последнее унижение: ему на шею накинули веревку и потащили на возвышение над римским форумом, беспощадно избивая его кнутом. Там его казнили.

9 ава 70 г. н.э. Иерусалимский Храм был сожжен. После этого еще с месяц продержался Верхний город Иерусалима. Утром 8 элула солнце взошло над развалинами и тлеющими угольями - это было все, что осталось от Иерусалима, многолюдного, прекрасного города, "радости всего еврейского народа". Незавоеванными остались три последние крепости в Иудее: Геродион, Махор и Масада.

Геродион продержался после разрушения Иерусалима недолго и вскоре пал. В Махоре происходила внутренняя борьба между частью населения, которая была готова сдать крепость римлянам, и сикариями /может быть, из Масады/, которые хотели воевать до последней капли крови. В конце концов Махор был сдан местным населением римлянам из жалости к молодому герою, который был взят в плен, и римляне угрожали распять его, если евреи не сдадут крепость. Сикарии геройски пробились сквозь ряды вступающих вражеских солдат и бежали. Это произошло в 71-72 гг. н.э.

Во всей стране осталась лишь одна-единственная непокоренная еврейская крепость - Масада, готовая стоять одна против всех врагов.

Человеческая история не знает более величественного финала, чем последний акт грандиозной эпопеи, называемой Иудейской войной против римлян: падение Масады.

Все разрушено дотла, все уже в руках врага. Иерусалим - груда развалин, Храм o нагромождение руин в пепле, все города и крепости Иудеи, Самарин и Галилеи в руках римлян. Только одна крепость во всей стране еще держится. Она не сдается, хотя не имеет никакой надежды выстоять - одинокая и далекая Масада.

Крепость была окружена стеной из белого камня высотой в 12 локтей и толщиной в 8 локтей. Общая окружность стены - 7 стадий /около 1,25 км/, на ней было возведено 37 башен высотой в 50 локтей, из которых ходы вели во внутренние помещения. Восточная сторона крепости укреплена самой природой, а подход с западной стороны, который не был таким крутым, перегорожен башней. На самой вершине был оставлен участок земли для обработки с целью надолго обеспечить обороняющихся пропитанием. В каменистой почве крепости были высечены цистерны и бассейны для сбора дождевой воды.

После того, как Бар-Гиора оставил крепость и отправился в осажденный Иерусалим, его место занял в Масаде Элазар бен Яир. Он был фанатичным сикарием, усвоившим к тому же учение ессеев. Засевшие с ним в Масаде люди тоже были сикариями. После Бар-Гиоры Элазар стал военачальником Масады, и ему был подвластен весь район Мертвого моря и Эйн-Геди, населенный ессеями, Ясно, что римляне не могли оставить эту важную крепость и ее окрестность в руках повстанцев,

Прокуратор разрушенной Иудеи Флавий Сильва, выступающий против сикариев и их главаря Элазара бен Яира, без особого труда захватил все города и деревни в районе Мертвого моря и поставил там гарнизоны. Саму же Масаду невозможно было взять приступом. Римский военачальник пытался пробить стену крепости таранами и катапультами. Для этого он возвел насыпь высотой в 100 локтей на "Белой скале" - широком холме вокруг дворца, выстроенного в свое время Иродом, а на насыпи воздвиг возвышение шириной и высотой в 50 локтей и установил на нем огромный таран, С большим трудом была пробита брешь в стене.

Между тем сикарии выстроили в Масаде второю стену, прочнее первой. Чтобы таран не смог пробить и эту стену, они соорудили перед ней преграду из двух параллельных рядов бревен, пространство между которыми было заполнено землей; таким образом были ослаблены удары тарана. Тогда Сильва приказал бросать на стену пылающие факелы - и пламя охватило деревянные части крепости, сильно от этого пострадавшие. Римляне решили назавтра таранить пошатнувшуюся стену.

Элазар бен Яир, вождь оставшегося лагеря сикариев, отпрыск рода Хизкии и Иеуды Галилеянина, все сыновья которого пожертвовали своей жизнью ради свободы, убедился, что спасения нет. Раньше он верил, что отряду удастся отомстить римлянам за разрушение Иерусалима и Храма; потом уже было ясно, что нет никакой возможности выполнить это намерение. Но сикарии были связаны клятвой ни при каких условиях никогда не покоряться Риму, и эта клятва не позволяла им сдаться и уступить крепость врагу. Окруженные со всех сторон врагом, они не имели возможности оставить крепость и спастись бегством. Несмотря на безысходность положения, Элазар бен Яир обращается к соратникам с пламенной речью и напоминает им, что "они давно решили не быть рабами ни римлянам ни кому-либо другому, кроме Бога, ибо Он истинный и справедливый властелин всего человечества", Еще он говорит им, что они, сикарии, духовные сыновья зелотов, "они восстали первыми и воюют последними". Бог разгневался на свой народ, потому что он был грешен перед Ним. Поэтому нельзя последним защитникам свободы согрешить нарушением данной ими клятвы, Они остаются верными идее свободы до конца. Ведь они знают, что ожидает их, их жен и детей, если они сдадутся врагу. Итак, "пусть жены умрут неоскверненными и дети o не испытавшими позора рабства!"

Так уговаривает Элазар бен Яир всех оставшихся в Масаде совершить великий, страшный и потрясающий подвиг, Он предлагает всем до одного, с женами и детьми, покончить с собой, предав огню все ценности, имеющиеся в крепости, кроме запасов продовольствия, чтобы римляне не подумали, что голод, а не ненависть к рабству заставил их совершить этот ужасный шаг,

Воины колебались. Они жалели не себя, а жен и детей своих. Раздались рыдания... Тогда Элазар обратился к ним со второй речью, более длинной и проникновенной, чем первая. Это одно из самых прекрасных выступлений, приводимых во всей книге "Иудейская война". Оно поразительно и по своему содержанию и по своей убедительности. Понятно, что никто не записал эту речь дословно и нельзя ручаться за каждую ее фразу. Но в общих чертах ее содержание не может быть далеко от истины. Нечто вроде того, что Иосиф Флавий влагает в уста Элазара, и должен был сказать защитник Масады - один из величайших героев всех времен. Именно такое сочетание зелотских и ессейских идей, какое мы видим в этой речи в том виде, как она передана в "Иудейской войне", могло выйти из уст великого сикария. И только при помощи идей, выраженных в речи, в которых горячий патриотизм и глубокая религиозность спаяны воедино, смог Элазар повлиять на всех осажденных в Массаде и привести их к решению сотворить этот великий и страшный подвиг, единственный в своем роде в истории человечества.

В своей второй речи Элазар бен Яир сначала подчеркнул, что "несчастье человека - жизнь, а не смерть", так как смерть освобождает душу, заключенную в оковы тела, и позволяет ей возвратиться к извечному источнику чистоты - Богу. "Глупо гнаться за свободой в жизни и гнушаться вечной свободой" /т.е. посмертной/.

Но даже если мы будем считать, что жизнь - это высшее благо для человека, а смерть - несчастье, то в настоящий момент надлежит избрать нам смерть, ибо таково Божье веление: если бы не так, то Бог не дал бы погубить свой народ и спалить свой Храм". Это - ессейские идеи.

Дальше он развивает мировоззрение зелотов. "Римляне, - сказал он, - захватят всех, убьют большинство мужчин, а остальных, в особенности детей и женщин, продадут в рабство; женщин еще осквернят и надругаются над ними. Стоит ли оставаться жить после всего этого? Жизнь в рабстве - чего она стоит? Если не удалось нам отомстить римлянам при жизни, так отомстим им нашей смертью. Наши жестокие враги тешатся мыслью, что они возьмут нас в плен. Превратим же их радость в печаль и ужас, оставив им страшное зрелище наших безжизненных тел, и вместо того, чтобы презирать нас, им останется только изумляться нашей решимости и храбрости!"

В последний раз герои Масады обняли своих жен, прижали к груди своих детей и расстались с ними, обменявшись поцелуями. Потом они собственными руками убили всех по одному... Затем, собрав в одну большую груду все драгоценности, находившиеся в крепости, они сожгли все, чтобы ничего не попало в руки врага, кроме продовольствия, дабы не подумали римляне, что голод заставил их наложить на себя руки, Покончив со всем этим, мужчины выбрали из своей среды по жребию десять человек /миньян/, чтобы они, по воле своих товарищей, исполнили роль палачей. Каждый лег возле своей жены и детей, которых только что лишили жизни, простер руки на них и спокойно ждал, пока придет его черед. Когда же их осталось всего десятеро, один из них, опять выбранный по жребию, убил девять своих товарищей... Оставшись единственным живым человеком в Масаде, последний из сикариев, последний воин за свободу, поджег крепость, вонзил в себя меч и пал мертвым около своих товарищей.

По словам Иосифа Флавия, спаслись только одна старуха и еще одна хитрая женщина, родственница Элазара бен Яира, которая спряталась вместе с этой старухой и своими пятью детьми, очевидно, когда отправилась набирать воду из подземного водопровода. Эта женщина и рассказала римлянам, вступившим назавтра в крепость и, к своему огромному удивлению, не встретившим никакого сопротивления, подробности ужасного происшествия... Всех покончивших с собой -мужчин женщин и детей - было 960 человек. Это душераздирающее событие произошло в первый день праздника Пасхи 73 года. Такова была "пасхальная жертва", подобной которой никогда не приносилось на алтарь.

Так погибли последние герои Иудеи периода разрушения Второго Храма, герои Масады.

Римляне нашли лишь трупы и дымящиеся головни... Рассказ оставшейся в живых женщины и представшее их глазам зрелище ошеломили и ужаснули их. Как предполагал Элазар бен Яир, римляне не радовались смерти врагов, а поражались небывалой доблести и презрению к смерти сотен героев. Может быть, промелькнула у них мысль, что такая нация непобедима.

Герои Масады не умерли: их имя и память о них будут жить вечно. Они на веки веков стали символом физического и духовного героизма, преданности и самоотверженности.

Падение Масады - это грандиозная эпопея, эпилог Великого восстания. Героизм бессмертных защитников произвел огромное впечатление и на современников. Победа над Иудеей считалась важнейшим военным достижением династии римских императоров Флавиев,

Причины поражения Великого Восстания:

- отсутствие единства евреев и борьба между представителями различных классов и течений,

- высшие круги иудейского общества относились к восстанию холодно и вначале пытались даже тормозить его, ибо интересы некоторых из представителей этих кругов были тесно связаны с режимом римских наместников;

- двойственность целей восстания. Шимон Бар-Гиора и его сикарии вели борьбу не только за национальное, но и за социальное освобождение. Ими была провозглашена отмена рабства, в то время как Иоханан Гисхальский и его зелоты вели борьбу против Рима; эта двойственность целей восстания, различие в стремлениях зелотов и сикариев и привели к поражению;

- гражданская война между зелотами и сикариями завершилась ослаблением сопротивления внешнему врагу. Восставшие надеялись на помощь иностранных государств - врагов Рима, в особенности Парфянского царства, которое вело продолжительную войну с римлянами за власть в Армении. Однако их надежды не оправдались. Парфянское царство в продолжение всего восстания поддерживало хорошие отношения с Римом. Парфянский царь даже поздравил римского императора по поводу его победы над иудеями: - еще накануне восстания в результате агрессивных замыслов императора Нерона недалеко от Палестины оказалось огромное количество римских легионов, что сильно повредило восставшим иудеям.

Несмотря на поражение, героизм восставших вписал славные страницы в историю еврейского народа.

Падение Иерусалима, разрушение Храма, взятие Масады были тяжелым ударом для всего еврейского народа и пагубно отразились на жизни Палестины. В некоторых местах римляне истребили поголовно все население. Много евреев погибло при осаде Иерусалима, в продолжительных боях в Галилее, в Заиорданье и в Иудее. Тысячи были взяты в плен, проданы в рабство и брошены на растерзание диким зверям на цирковых аренах. Большая часть городов и селений была разрушена и сожжена - в отместку и из желания навести страх. Тяжелый ущерб был нанесен хозяйству, особенно земледелию. Леса систематически вырубались. По словам Иосифа Флавия, во время осады Иерусалима все деревья в окрестностях столицы были уничтожены и "земля обнажилась, как целина". Плодоносные деревья вырубались зачастую самими еврейскими воинами для того, чтобы враги не могли ими пользоваться. Сильное впечатление произвели на римского натуралиста Плиния единственные в мире бальзамовые деревья, вырванные с корнями ожесточенными евреями, не желавшими, чтобы они попали в руки неприятеля.

Великое восстание еврейского народа против Рима /66 - 73 гг./ закончилось поражением. Однако боевой дух иудеев не был сломлен. Еврейский народ и его религия - иудаизм, продолжали существовать и развиваться.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=