Гринберг Э.

История еврейского народа в эпоху Второго Храма

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=

ГЛАВА IV ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА

1. Завоевание Иудеи римским полководцем Помпеем.

2. Царь Ирод - ставленник Рима.

3. Государственный и общественный строй Иудеи в конце эпохи Второго Храма.

4. Общественные течения Иудеи накануне Большого Восстания.

1. В 65 году до н.э. римский полководец Помпей, или, как его часто называют, Помпей Великий подчинил Иудею Риму. Совершая свое триумфальное шествие по Малой Азии, Помпей назначил в Сирии своего легата Скавра для решения распри между двумя братьями: Аристобулом II и Гирканом II. Два года спустя Помпей сам стал приближаться к Иудее, подчиняя себе попутно мелкие владения в Ливане. В Дамаске к нему обратились представители всех еврейских партий. Это были Гиркан, Аристобул II и делегаты народа, хлопотавшие о введении теократического правления. Аристобул, сдав укрепленный Александриум, удалился в Иерусалим. Помпей последовал за ним, и легат его Габиний был послан занять город. Сам Аристобул был взят в плен. Партия Гиркана поспешила открыть римлянам городские ворота, но Храм был в руках народной партии. После осады в течение 3-х месяцев Храм был взят в субботний день, когда евреи не защищались. Захват Храмовой горы сопровождался страшной резней. Помпей вступил в Храм, но, под впечатлением его величия, не тронул сокровища и драгоценную утварь.

Правителем Иудеи был назначен Гиркан II, старший сын Александра Янная; он был лишен царского титула и пользовался лишь званием "этнарха", но сохранил за, собой сан первосвященника. На Иудею была вновь наложена постоянная дань. Под влиянием своего советника, идумеянина Антипатра, Гиркан всю свою жизнь оставался лояльным к римским властям. Как в прошлом - испокон веков, - так и теперь евреи не желали примириться с таким положением. Об этом свидетельствуют частые вспышки восстаний против новой власти и ее представителей, начавшиеся в первые же годы римского владычества. Большинство этих восстаний возглавлялось сторонниками Аристобула, младшего брата Гиркана.

Наиболее эффективная попытка восстановления независимости Иудеи была предпринята Маттатией-Антигоном, сыном Аристобула, в связи с вторжением парфян в 40 г. до н.э. Парфянская армия помогла Антигону овладеть Иерусалимом, и тотчас же выяснилось, что подавляющее большинство еврейского народа сохранило верность дому Хасмонеев и сочувствует Антигону. Гиркан II был взят в плен, а Ирод, сын Антипатра, бежал в Рим.

В Риме он был радушно встречен двумя триумвирами, Антонием и Октавианом, господствовавшими там в эти годы. Они постановили передать власть Ироду и объявили его царем Иудеи. С помощью римлян ему удалось одолеть Антигона и его сторонников, и в 37 году до н.э., после почти пятимесячной осады, Иерусалим пал и перешел в руки римлян и Ирода. В подвластную Ироду территорию римляне включили почти все области Палестины, принадлежавшие Хасмонейскому государству.

2. Еще в 47 году до н.э. отец Ирода 1, Антипатр II, правитель Иудеи, назначил сына правителем Галилеи. Ирод 1, подавив там восстание против Антипатра II, казнил без суда повстанцев, за что был привлечен к суду Синедриона. Он попытался запугать судей, представ перед ними в окружении вооруженных телохранителей, но безуспешно. Он бежал от угрозы смертного приговора в Сирию, где римский наместник назначил его правителем Келесирии /согласно Иосифу Флавию -область к востоку от р.Иордан/ с резиденцией в Шомроне. Это позволило Ироду 1 как римскому чиновнику безбоязненно возвратиться в Иерусалим, и Антипатру II с трудом удалось удержать сына от мести судьям.

После убийства Цезаря в 44 году до н.э. Ирод 1 примкнул к Кассию, силы которого контролировали восточные области империи, и проявил рвение в сборе налога, которым Кассий обложил население Иудеи. В 43 году до н.э. Антипатр II был отравлен Малихом, одним из приближенных Гиркана II, возможно, с его ведома. Ирод 1 и его брат Пцаэль /Фазаил/ обратились к Кассию с жалобой на Малиха, после чего тот был казнен, В том же году племянник Гиркана II, Антигон II, претендовавший на престол Иудеи, вторгся в Галилею, однако Ироду 1 удалось нанести ему поражение. Гиркан II, опасавшийся мести племянника, видел теперь в Ироде 1 своего спасителя.

В 41 году до н.э. прибывший на восток Марк Антоний, несмотря на протесты противников Ирода 1, назначил его и Пцаэля тетрархами Иудеи при Гиркане II. В следующем году Антигон II с помощью парфян вторгся в страну, захватил Иерусалим и осадил дворец Хасмонеев, где укрывались Ирод 1, Пцаэль и Гиркан II. Гиркан II и Пцаэль были хитростью пленены. Пцаэль покончил с собой /или был убит/, а Гиркана II увезли в Вавилонию. Ироду 1 с семьей удалось бежать в Масаду. Оставив семью в крепости под охраной своего брата Иосифа, он отправился в Рим, где по ходатайству Марка Антония и Октавиана сенат объявил его царем Иудеи и обещал поддержку против Антигона II. Набрав наемные войска, Ирод 1 безуспешно пытался захватить Галилею. Пройдя затем побережьем в Эдом, он отбросил части Антигона II, осаждавшие Масаду. Война длилась два года с переменным успехом, и Ирод 1, не надеясь своими силами овладеть Иерусалимом, обратился за помощью к Марку Антонию, который ввиду окончания Парфянской войны смог послать в Иудею значительные силы. Весной 37 года до н.э. после пятимесячной осады объединенная армия римлян и Ирода 1 взяла Иерусалим. Антигон II был захвачен и позднее /видимо, по совету Ирода 1/ казнен римлянами. В том же году Ирод 1 женился на внучке Гиркана II Мариам, надеясь, что родство с домом Хасмонеев изменит отношение евреев к нему как к чужаку, сыну эдомитянина.

Установив контроль над страной, Ирод 1 казнил 45 членов Синедриона, сторонников партии Хасмонеев, подорвав таким образом политическую силу Синедриона, и превратил его лишь в религиозный суд, ставя и смещая его членов по своему произволу.

Ирод 1 хранил верность Антонию до победы над ним Октавиана Августа, а затем сумел снискать расположение последнего и в его правление достиг вершины своего могущества. Царство Ирода 1 включало все территории Хасмонейского царства /кроме некоторых городов Декаполиса/, а также примыкавшие к северо-восточным границам районы Келесирии. Находясь в политической зависимости от Рима, Ирод 1, однако, располагал полной автономией в вопросах внутренней политики. По образцу восточно-эллинистических монархий Ирод 1 учредил совещательный совет, в который, как и на высшие административные должности, назначались эллинизированные евреи и даже чужестранцы. Армия Ирода 1 была, по преимуществу, наемной, набиравшейся из фракийцев и галлов. В противоположность Хасмонейским царям, опиравшимся на традиционные народные институты, Ирод 1 упразднил эти автономные учреждения, что фактически означало разрыв с авторитетом Торы как основы социального уклада жизни страны. Поощряя греческие элементы и эллинистические круги в стране, Ирод 1 стремился включить царство в орбиту римско-эллинистической культуры и тем самым укрепить политическую связь с Римом.

Помимо политических причин эллинизация диктовалась и личной приязнью царя к греческой культуре. Ирод 1 основал в Иерусалиме театр и ипподром, а также строил великолепные общественные сооружения /портики, театры, акведуки и т.п./в дар греческим полисам в Сирии, Малой Азии, на островах Эгейского моря. Ирод 1 оказывал денежную поддержку гимнасиям в Греции, а его пожертвования на устроение Олимпийских игр принесли ему почетное пожизненное звание председателя.

В восточных провинциях империи Ирод 1 считался одним из могущественных властителей, и льстивые греческие писатели наделили его титулом "Великий". Ирод 1 осуществлял обширные строительные работы в подвластных ему областях. Однако строительство поселений для чужеземных наемников царской армии лишь усиливало влияние эллинистических этнических элементов в стране. Ирод 1 отстроил Шомрон и дал ему в честь императора Себастиана Августа новое название Себастия. Небольшое поселение на морском побережье было превращено Иродом в роскошно отстроенный греческий город с обширной гаванью, названной в честь римского императора Кейсарией. Для укрепления внутренней власти и защиты от вторжений извне Ирод 1 восстановил или построил ряд крепостей: Антонию, Геродион, Кипрос близ Иерихона, Масаду, а также Михвар и Геродион в Заиорданье.

По приказу Ирода 1 были возведены царские дворцы в Иерусалиме и в других городах страны. Апогея строительная деятельность Ирода 1 достигла в реконструкции и расширении Храма в Иерусалиме, который из относительно скромного строения превратился в одно из самых величественных монументальных сооружений Древнего Востока.

Вместе с тем, водружение на фасаде Храма римского орла было оскорблением религиозных чувств. За попытку сбить ненавистное изображение поплатились жизнью 42 человека. Ирод 1 осуществлял строительство в форме общественных работ, что давало источник пропитания многочисленным рабочим. Его поселенческая деятельность способствовала решению проблемы безземельных жителей деревень. В голодный 25 год до н.э. Ирод 1 распределял среди нуждающихся продовольствие, одежду и семена, а также дважды снижал налоги.

Несмотря на все это, отношение народа к царю было неприязненным, а то и прямо враждебным. Немалую роль в этом сыграли нравы эллинизированного двора Ирода 1, типичные для восточно-эллинистических деспотий с их бесконечными интригами. Частая смена жен /Ирод 1 имел 15 детей от 10 жен/, происки наложниц и евнухов создавали атмосферу, в которой придворные использовали подозрительность и жестокость царя в корыстных целях. Полностью укрепив свою власть, Ирод 1 истребил всех членов дома Хасмонеев: первосвященника Аристобула III, Гиркана II, его внучку /свою жену/ Мариам и рожденных ею сыновей /Александра и Аристобула/, а также ее мать Александру за попытку захватить власть. Уже будучи смертельно больным, Ирод 1 предал казни своего первенца и наследника Антипатра, сына от первой жены Дорис, уличенного в заговоре против царя.

Утверждая этот приговор, Август произнес: "Быть свиньей такого человека лучше чем быть его сыном!" В Ироде 1 народ видел не только чужеземного ставленника и разрушителя традиционных институтов, но и узурпатора-цареубийцу. Народ называл его тираном,

3. В области администрации Ирод сохранил распорядки, сложившиеся в эллинистическую и хасмонейскую эпохи. Деревни были самыми мелкими административными единицами. Они были объединены в топархии, которые, в свою очередь, входили в состав более обширных территориальных единиц - таких, как Идумея, Иудея, Самария, Галилея и Перея. Правителями всех этих областей назначались лица, преданные Ироду и пользовавшиеся его особым доверием; в большинстве своем они либо были родственниками царя, либо породнились с ним, заключив браки с членами его семьи. Вся территория царства Ирода была, по существу, включена в эту административную систему. Ни Иерусалим, ни греческие города не составляли исключения - Газа была присоединена к Идумее, а Цезарея - к Самарии; они также не были освобождены от уплаты дани. Эти большие города служили административными центрами, и в них обычно стояли римские гарнизоны.

Царство Ирода было отягощено непомерными расходами. Армия и административный аппарат, великолепные здания и новые города, царский двор и расточительность Ирода за границей - все это требовало больших средств. Частично эти расходы покрывались поступлениями от высоких налогов и сборов. Кроме прямых налогов, тяжело обременявших, в первую очередь, земледельцев, были многочисленные косвенные налоги и пошлины. Постоянным источником дохода царской казны служили также обширные поместья, принадлежавшие лично Ироду. В большинстве своем это было имущество дома Хасмонеев, перешедшее в исключительное владение Ирода, Некоторые из этих земель, как например, западная часть Изреельской долины, сдавались в аренду и служили постоянным источником дохода царской казны.

Многие из придворных и министров были греками по происхождению, в том числе царский казначей Птолемей. В окружении Ирода находилось несколько светил греческой литературы, среди которых особенно выделялся знаменитый историк Николай Дамасский. Слава царя и его международные связи привлекали к его двору посетителей из всего греческого мира; некоторые из них даже выполняли важные государственные задания.

Как во всех восточных монархиях того времени, при дворе Ирода господствовала атмосфера беспрерывных интриг и конфликтов.

Сыновья царя от его многочисленных жен соперничали друг с другом в борьбе за власть и наследование престола. Особенно серьезная борьба велась между сыновьями Ирода от Мариам Хасмонейской - Александром, Аристобулом - и Антипатром, его сыном от первой жены. В результате все трое были обвинены в заговоре против царя и казнены по приказу Ирода. Все это набросило зловещую тень на личность Ирода, нанесло ущерб его престижу за пределами государства и превратило его имя в символ жестокости и насилия.

Хотя Ирод, в общем, сохранил верность еврейской религии, его поведение обычно задевало религиозные чувства народных масс. Чуждая народу дворцовая атмосфера еще больше усилила расхождение между царем и нацией, а засилье иностранцев, в большинстве своем греческого происхождения, в государственной администрации и основание городов с явно выраженным эллинистическим уклоном, которые должны были служить оплотом римлянам против евреев, доказывало, какой реальный политический вред для народа крылся в режиме Ирода.

Полная солидарность Ирода с идеологическими тенденциями римского принципата, включая и культ обожествления Августа, превознесение грубой физической силы и внешнего великолепия, пренебрежение моральными принципами и даже человеческой жизнью ради достижения эгоистических целей - все это углубляло пропасть между царской властью и широкими слоями населения. Ирод мог править Иудеей только посредством жестоких притеснений, при помощи армии и ряда крепостей, окружавших со всех сторон населенные иудеями области, путем отмены права собраний и свободных объединений, применяя систему бдительного полицейского надзора.

Особенное значение имела явно поощряемая Иродом тенденция к полной ассимиляции евреев - представителей эллинистической и вавилонской диаспоры с коренным еврейским населением Иудеи. В среде знатных семейств эллинистической диаспоры, в особенности в таких больших центрах, как Александрия, нередко господствовали воззрения и настроения, совпадавшие со взглядами Ирода. Рим служил им путеводной звездой в политической ориентации, и сотрудничество с ним было твердой основой для обеспечения их экономического и общественного положения. С рядом таких семей Ирод завязал тесные сношения; часть их переселилась в Иудею, и из их среды Ирод часто назначал первосвященников. Кроме евреев из эллинистической диаспоры Ирод охотно приближал к себе и евреев, иммигрировавших из Вавилонии. Процесс проникновения вавилонских семейств в высшие сферы иерусалимского общества отражается в истории дома Гиллеля. Гиллель и его род выдвинулись и заняли руководящее место в жизни страны в значительной степени благодаря общей политической линии царя, благосклонно относившегося к тому, чтобы знатные семьи, не связанные в прошлом с Хасмонеями, занимали ответственные посты. Это возвышение выходцев из Вавилонии как бы подчеркивало связь Ирода с лояльным ему семейством Парфянской монархии.

После смерти Ирода /в 4 г. до н.э./ царство было разделено между его сыновьями. С устранением от власти его сына Архелая /в 6 г. н.э./ для большинства евреев страны началась эпоха непосредственного римского управления, продолжавшаяся до Великого Восстания. После того как Август отстранил Архелая от исполнения обязанностей этнарха, исторические области Иудея, Самария и Идумея были объединены в новую административную единицу - "Иудею". Правителями Иудеи назначались римские наместники в чине префекта или прокуратора. Однако Голан, Трахон, Галилея и Перея составляли по-прежнему части мелких зависимых государств, во главе которых стояли другие сыновья Ирода.

Римский наместник был, прежде всего, главнокомандующим расположенных в Иудее воинских частей. Военная помощь Рима базировалась на двух основных элементах: на легионах и вспомогательных отрядах. Легионы формировались из римских граждан. Вспомогательные отряды - за исключением командного состава -вербовались из людей, которые не были римскими гражданами при их вступлении в ряды армии, но становились ими по окончании срока службы.

Как и другие римские провинции, Иудея была обложена данью. Основой налоговой системы был ценз, т.е. периодическая перепись населения и оценка недвижимого имущества граждан для соответствующего разделения их на податные группы. Ценз базировался на подробных заявлениях о личном состоянии и об имуществе. Эти заявления подвергались время от времени проверке контролерами римской администрации. Во времена наместников поземельные налоги составляли большую часть доходов казны. Взималась и подушная подать, а также подомовый налог, который должны платить жители Иерусалима. Кроме налогов население было обременено многими пошлинами.

Одной из характерных особенностей римского владычества в эпоху принципата было то, что надзор над деятельностью местных судебных органов по уголовным делам находился в руках наместника. Подчинение уголовного судопроизводства наместнику было официально мотивировано заботой об общественной безопасности. На самом же деле римляне не были заинтересованы оставить в руках местных судов расследование преступлений, каравшихся иногда даже смертной казнью. И действительно, наместники часто применяли эту высшую меру наказания.

3. Римская власть оставила в руках местных учреждений широкие полномочия в области автономного самоуправления и использовала их для взимания прямых налогов и в целях надзора над населением. Высшим органом еврейского самоуправления был Синедрион, - Верховный Суд в Иерусалиме. Компетенция Верховного Суда далеко выходила за узкие пределы Иудеи, и его постановления в области еврейской религии признавались римскими властями. В глазах евреев Синедрион продолжал быть наиболее авторитетным органом народного руководства, но в действительности в конце эпохи Второго Храма римские власти серьезно ограничили его полномочия, опираясь на пример предшествовавших им иудейских властителей, в особенности Ирода.

Самой сплоченной группой в составе Синедриона были представители священнического сословия. Наряду с ними в заседаниях Синедриона участвовали старейшины и "знатоки священного писания" /софрим/. Эти ученые были, в сущности, представителями фарисеев, и их значение с течением времени все более и более возрастало благодаря их популярности в народных массах. Когда первосвященник принимал участие в заседании Синедриона, он вел это заседание, Наряду с первосвященником со временем образовалось параллельное руководство фарисеев, возглавлявшееся потомками выдающегося ученого Гиллеля, - Гамлиэлем старшим и его сыном Шимоном, носившими почетное звание "раббана".

Круг деятельности Синедриона заключал в себе также функции городского совета Иерусалима.

На протяжении римского владычества в Палестине еврейское население было сосредоточено, главным образом, в трех районах - Иудея, Галилея и Перея. В Мишне эти три центра называются "тремя землями Израиля".

Иудея игрека ведущую роль среди этих трех областей, главным образом, из-за Иерусалима. Храм, с одной стороны, и духовные академии фарисеев, с другой стороны, превратили Иерусалим в столицу еврейской нации. Город стал символом исторического величия еврейского народа. По словам римского писателя Плиния, Иерусалим "был самым прославленным городом среди городов Востока и не только Иудеи". Он беспрестанно привлекал к себе еврейских паломников из диаспоры. Его мощные укрепления служили источником гордости и чувства безопасности для евреев всей страны. Иерусалим был также центром духовного творчества. Здесь находились выдающиеся представители дома Гиллеля. Духовные академии города отличались своей кипучей деятельностью, и туда стекались жаждущие знания не только со всех концов страны, но и из диаспоры.

Вторым по величине городом в Иудее был Иерихон. Окружавшие его плодородные земли, его географическое положение на пути из Заиорданья в

Иерусалим, его административная роль в Иорданской долине, забота Ирода и его наследников о развитии этого города и его окрестностей - все это способствовало процветанию Иерихона в конце эпохи Второго Храма. В пределы Иудеи входили тогда также сравнительно большие города Яффа и Явна.

Перея в Заиорданье была вторым еврейским центром. Евреи Заиорданья разделяли стремление жителей Иудеи обрести независимость и во время Великого восстания против римлян они боролись плечом к плечу обителями Иудеи.

Третьим центром еврейского населения была Галилея. В последние десятилетия эпохи Второго Храма Галилея процветала. Это был густо населенный район страны с большим числом деревень и городов. Галилея была колыбелью значительных религиозных и политических движений. Там зародилось христианство; там же возникло радикальное освободительное движение, во главе которого стоял Иеуда бен-Хизкия.

На всем протяжении этой эпохи Иерусалимский Храм был религиозным и общественным центром нации. Благодаря реконструкции здания Иродом, этот Храм превосходил красотой многие храмы народов, населяющих территории. Массы жителей со всех концов страны стекались в Иерусалим на три праздника: Пасхи, Шавуот /Пятидесятницы/ и Суккот /Кущей/. К ним присоединялись и многочисленные паломники из диаспоры. Целые села и города пустели во время паломничества. Это необычайное скопление народа способствовало общению и сближению разных кругов населения из разных областей. Не случайно дни "восхождения в Иерусалим" создавали особенно подходящую атмосферу для антиримской пропаганды и массовых выступлений.

Храмовая гора была резиденцией Синедриона и культурным центром. Там изучалась Тора, оттуда знание ее распространялось по всему миру. Знаменитые мудрецы, такие как раббан Иоханан бен-Заккай, толковали священное писание в Храме. Были там и первые представители евреев-назареян в Иерусалиме, общины, которая была зародышем христианства.

Большинство знатных семей священнического сословия, таких как дом Боэтоса и дом Хапана, было в ту пору по своим взглядам близко к саддукеям, в особенности семьи священнической олигархии, из которых выбирались первосвященники. К ним примкнули и многие представители несвященнической знати, интересы которых были связаны с домом Ирода. Но фарисеи намного превосходили саддукеев количественно, а еще более своим влиянием на широкие слои населения. Об этом пишет историк Иосиф Флавий: "Влияние фарисеев на народные массы до того велико, что к ним относятся с доверием и тогда, когда они выступают против царя и первосвященников". В рядах фарисеев находились люди разного происхождения. Во главе фарисейской партии стояли такие выдающиеся ученые того времени, как раббан Гамлиэль-старший, раббан Шимон бен-Гамлиэль, раббан Иоханан бен-Заккай. К фарисеям принадлежали и многие священники, среди них и сам Иосеф бен Маттитьяу, ставший впоследствии историком, известный под именем Иосифа Флавия.

К концу эпохи Второго Храма монотеизм в той форме, в какой он сложился в предыдущие поколения, становится незыблемой основой общественного и юридического уклада и отправным пунктом духовного творчества еврейского народа. Тора определяет теперь повседневную жизнь каждого еврея. Верность заповедям Торы превращается в фактор первостепенной важности в истории еврейского народа: со времен Антиоха Эпифана самопожертвование во имя веры становится отличительным признаком иудаизма.

Обучение Торе начиналось с самого раннего возраста. Иосиф Флавий сообщает, что все еврейские дети обучались чтению и изучали историю и религиозные законы, так что, по словам Иосифа, "... еврею легче ответить на вопрос о предписаниях Торы, нежели назвать свое имя". Постепенно забота о воспитании детей сосредоточилась в руках общества.

Помимо канонизированного Письменного Закона o Торы - развивается так называемый Устный Закон, основанный на многовековой традиции толкования Священного Писания. Устный Закон превратил Тору в универсальное чтение, способное сохранять возможность приспособления к постоянно изменяющимся условиям жизни. С течением времени установились принципы и правила, образовавшие логическую систему, по которой на основе Письменного Закона выработался Устный. Главными носителями Устного Закона были фарисеи, пользовавшиеся наибольшим влиянием на народные массы. Оппонентами фарисеев были саддукеи - консервативные религиозные круги, не признавшие Устного Закона и ориентировавшиеся исключительно на Священное Писание и традицию Храмового культа.

В период, предшествовавший восстанию Хасмонеев, толкование Торы было делом священнического сословия, но позднее религиозное творчество перешло к "мудрецам" /хахамим/, происходившим из самых различных слоев еврейского общества как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре. Все возрастающее влияние хахамим, постепенно превратившихся в духовных наставников и руководителей народа, способствовало демократизации общества в Иудее. Мудрецы не получали платы за свою деятельность и добывали средства к существованию ремеслом, торговлей и т.п. Будучи одновременно учителями народа, законоведами и моральными наставниками, мудрецы пользовались огромным авторитетом, и наиболее выдающиеся из них считались как бы неофициальными лидерами, влияние которых зачастую превосходило влияние правителей и первосвященников.

Наиболее известным мудрецом хасмонейской эпохи был фарисей Шимон бен Шетах, ведший упорную борьбу в Синедрионе с саддукеями. В царствование Саломеи-Александры Шимон приобрел значительное влияние при дворе. Многие из его мероприятий в области законодательства были направлены на улучшение правового положения женщины и расширение системы школьного образования детей.

Духовным вождем еврейского народа в последний период Второго Храма был Гиллель, переселившийся в Иерусалим из Вавилонии в царствование Ирода. Гиллель стремился упрочить положение Устного Закона в народе, и его простота в обращении, человеколюбие и высокая нравственность способствовали успеху его деятельности. Гиллелю принадлежит заслуга создания стройной системы толкования, легшей в основу методики Устного Закона. Многочисленные ученики Гиллеля именовались Бет-Гиллель /школа Гиллеля/, а его потомки на протяжении нескольких поколений стояли во главе фарисейского движения. Современником и оппонентом Гиллеля был другой выдающийся законоучитель - Шаммай, отличившийся педантичной непреклонностью и ригористическим толкованием Торы. Он и его ученики /Бейт-Шаммай/ придерживались радикальных политических взглядов и являлись сторонниками крайней антиримской идеологии.

Важнейшим и наиболее своеобразным явлением религиозно-общественной жизни эпохи Второго Храма была синагога, которая не только сыграла решающую роль в иудаизме, но и послужила образцом организации культа в христианстве и исламе. Синагога стала религиозным и общественным центром жизни еврейской общины как в Эрец-Исраэль, так и в странах рассеяния. В конце эпохи Второго Храма известны синагоги в Кфар-Нахуме, Доре, Тверии, Кейсарии. В Иерусалиме существовали также синагоги, содержавшиеся общинами эллинистической диаспоры и служившие им общественными центрами.

Возникновение синагоги является радикальным переворотом в жизни еврейства и уникальным нововведением в истории религии: в отличие от Храма богослужение в ней не велось священниками и левитами, культ жертвоприношения полностью отсутствовал. По этой причине синагога могла существовать в любых условиях и в самых незначительных по числу верующих общинах, будучи одновременно молитвенным домом, местом изучения Торы и центром общественной жизни.

В эпоху Второго Храма еврейское вероучение получает беспрецедентное распространение в различных областях Римской империи и за ее пределами: в этот период переход иноверцев в иудаизм становится распространенным явлением, а число перенявших некоторые его обычаи или "сочувствующий' /так называемых себоменов/ достигает, по оценкам исследователей, несколько миллионов. Одним из наиболее ярких примеров прозелитизма был переход в иудаизм членов царствующего дома Адиабены в северной Месопотамии в 1 веке нашей эры,

Эсхатологические и мессианские чаяния, ставшие неотъемлемой частью иудаизма уже в библейские времена, превращаются в один из центральных мотивов религиозного сознания к концу эпохи Второго Храма. Одной из характерных особенностей еврейской эсхатологии было сочетание национальных упований с универсализмом: в день Страшного суда не только Исраэль очистится от грехов и его враги понесут кару, но также будут решаться судьбы всех людей и всех народов. Так в видении грядущего мира индивидуальные чаяния сочетались с надеждой на национальное освобождение и избавление всего человечества.

С религиозными течениями эпохи было тесно связано литературное творчество. В этот период происходит оформление третьего, - наряду с Пятикнижием (Тора) и Пророками (Невиим), раздела Библии - Ктувим. На смену пророческим проповедям приходят мистические сочинения о грядущем космическом перевороте. Особенностью произведений этого рода, является их псевдо эпиграфичность: чтобы повысить авторитет Апокалипсиса, ложные сочинения выдавались за подлинные.

Классическим апокалипсисом считаются последние главы книги Даниэль, созданные в разгар гонений Антиоха Эпифана и преследовавшие цель поднять дух народа в дни религиозных гонений. Видения этих глав рисуют символическую картину сменяющих одна другую великих империй, после падения которых наступит "конец дней", когда возвысится праведный народ, освященный Всевышним. Этот апокалипсис бросает вызов языческому миру, предвещая победу истинного богопочитания над ложью идолопоклонства.

Аллегория и видения книги Эпоха оказали огромное влияние не только на еврейскую, но и на последующую христианскую культуру. Так, впервые встречающееся в книге Эноха описание путешествия в рай и ад послужило сюжетом "Божественной комедии" Данте, а бунт злых духов стал прообразом для "Потерянного рая" Мильтона.

Разрушение Храма усилило кризисное мироощущение и вызвало новый подъем апокалипсического творчества, блестящими образцами которого служат 4-я книга Эзры и Видения Баруха.

Одним из выдающихся произведений псевдо эпиграфической литературы, не имеющим, однако, апокалипсического характера, являются заветы 12-ти патриархов, в которых 12 сыновей Иакова обращаются с моральными наставлениями к своим потомкам. Богобоязненность, скромность, простота жизни, земледельческий труд, милосердие, умеренность, любовь к истине - таковы этические идеалы Заветов.

Наряду с развивающейся апокалипсической литературой, подражавшей традиции библейского пророчества, появилось и подражание псалмам; в 18 главах неканонической книги Премудрость Соломона содержатся многие поэтические формы канонизированного оригинала: гимны, славословия и поучительные беседы. Извечный конфликт между праведниками и грешниками является центральной темой книги, в которой, однако, нередко слышится эхо политических событий, определявших судьбу страны в период заката Хасмонейского государства. К категории псалмов относятся также хвалебные гимны свитков Мертвого моря.

Традиция библейской моралистической литературы представлена в этот период главным образом, книгой Бен-Сиры "Премудрость". Автор ее жил в Иерусалиме перед восстанием Хасмонеев. Моралистические изречения переплетаются с поэтическими отрывками, гимнами и прославлением великих людей Израиля. В глазах Бен-Сиры идеальная личность - это мудрец, углубленный в Божественное учение, размышляющий о пророчествах, владеющий искусством метафоры и толкующий тайный смысл аллегорий; такие мудрецы должны стоять во главе общества.

Одним из наиболее интересных литературных жанров периода Второго Храма была новелла, важнейшими образцами которой служат книга Товита и книга Юдит, написанные, по-видимому, в конце эпохи персидского владычества. По стилю эти произведения находятся в русле библейского повествования традиции и не обнаруживают влияния греческой культуры. События, описываемые в книги Товита, происходят в странах восточной диаспоры. Фабулой новеллы является конфликт между царским повелением и нравственным долгом, разрешающийся в пользу последнего. Рассказ изобилует фольклорными мотивами и вместе с тем наглядно обрисовывает атмосферу быта еврейской семьи в эпоху Второго Храма.

Книга Юдит, продолжающая традицию библейских книг Рут и Эстер, повествует об исторических событиях, в центре которых стоит женщина. С художественной точки зрения книга Юдит - одно из самых совершенных новеллистических произведений древней еврейской литературы. Рассказ о героизме Юдифи (Юдит), спасшей еврейский город от вражеского нашествия, проникнут поэтическим духом и эпической сдержанностью.

4. По описаниям Иосифа Флавия считается, что в эпоху Второго Храма кроме саддукеев и фарисеев большое влияние имели также ессеи и зелоты /каннаим - ревнители/. В действительности в те тревожные времена кроме крупных партий и течений были среди евреев и просто националистически настроенные люди религиозного уклона, которые не принадлежали ни к какой определенной группе. Саддукеи и фарисеи играли немаловажную роль в государстве Хасмонеев. Ессеи и зелоты как массовые течения действовали особенно энергично в конце периода Второго Храма.

О фарисеях и саддукеях у нас имеются сведения не только из книг Иосифа Флавия, но и из Талмуда, из мидрашей и из евангелий, в которых они часто упоминаются. Ессеи прямо не упоминаются ни в Талмуде, ни в евангелиях, и о них мы знаем только из трудов Флавия и Филона Александрийского. Зелоты упомянуты в Мишне, мидрашах и евангелиях лишь несколько раз, а о сикариях, мимоходом упомянутых в Талмуде /"Аба Сикара", "сикарикин"/, мы знаем, по существу, только из книг Иосифа Флавия.

В действительности зелоты были активистами-фарисеями, а сикарии -активистами-ессеями. О зелотах нам известно, что одним из основателей движения - наряду с Иеудой Галилеянином - был фарисей Цадок /предположительно, из школы Шамая/. Иосиф Флавий прямо говорит о зелотах, что во всем, кроме их безмерной любви к свободе, они сходны с фарисеями. Они лишь добавили к принципу верности Божьему Закону осознание того, что преданные вере обязаны защищать ее мечом. Это была молодежь с горячими и чуткими сердцами, которой невыносимо носить было ярмо "Идумейского царства" /династии Ирода-идумеянина/, а также "злодейского римского владычества".

Подобно фарисеям, ессеи отклонились во времена Ионатана бен Маттитьяу от хасидеев, которые при Маттитьяу Хасмонее и Иеуде Маккавее воевали против селевкидских сирийцев за свободу иудейской религии. Когда же эта свобода была достигнута и Хасмонеи, не удовольствовавшиеся внутренней автономией, начали бороться за полную политическую независимость, а достигнув ее, пошли по стопам нееврейских царей, - хасидеи отстранились от династии Хасмонеев и перестали заниматься политической деятельностью.

Ессеи /их сирийское название "хасайя" тождественно ивритскому "хасидим"/ также не являются полной противоположностью фарисеев. Но в то время как зелоты причастились к религиозно-политическому аспекту идеи мессианства, ессеи были увлечены мистическим учением и религиозно-социальным аспектом этой идеи. Большинство их жило в деревнях, но небольшое количество проживало в городах, в Иерусалиме, например, были известны "Ворота ессеев". При Плинии Старшем /скончался в 79 г. н. э./ ессеи находились, главным образом, в оазисах Эйн-Геди вблизи Мертвого моря, т.е. в Масаде или в непосредственной близости к ней. В своих селениях они жили общинами и, по меньшей мере, ели за общим столом. У них не было личных денег, и у каждой общины была общая касса. Старосты и казначеи заведовали общинным имуществом, состоявшим из предметов домашнего обихода, принесенных членами при вступлении в секту, а также доходами от работы и урожаев.

Между собой ессеи обменивались продуктами собственного труда. Торговля была строго запрещена, так как считалась занятием непристойным и причиной падения нравов. Большинство ессеев занималось земледелием, поэтому они и жили большей частью в деревнях. Они занимались и ремеслами, только не изготовляли оружия и иных вредоносных вещей. Главным для них было пользоваться плодами собственного труда, жить в мире и избегать всего, что причиняет вред ближнему.

Довольствуясь малым и избегая плотских наслаждений и вообще физических удовольствий, они не ели и не пили лишнего и не умащали тело маслами. Не только еда была общей, но и одежда. У каждого было только одно летнее и одно зимнее одеяние. Одежда была простая, белого цвета, и они не сменяли ее, пока она не изнашивалась полностью. Ессеи не имели ни золотых, ни серебряных украшений, не имели рабов и сами не были никому рабами. Они не давали никаких клятв, даже для подтверждения истины, а лишь произносили "да" или "нет". В большинстве своем они не вступали в брак, а для того, чтобы не прекратилось существование секты, растили сирот, которых воспитывали в духе ессейства. Хотя они с благоговением относились к Храму и посылали пожертвования, они никогда не приносили кровавых жертв - ни животных, ни птиц.

Благодаря своему благочестию, многие из них, упомянутые Иосифом Флавием, удостоились "святого наития". В этом o основное содержание столь знаменательного и оригинального явления еврейской жизни. В нем нашли свое яркое выражение и поразительное осуществление социальные мечты пророков. Ессейство - это первая социалистическая утопия, воплощенная в жизнь. В ней - положительная сторона социализма без его отрицательной стороны: это социализм пророков, в котором нет материалистического элемента. Это духовный коммунизм без правительственного деспотизма, накладывающего железные оковы государственности на человеческую личность. Тут было и толстовство, но, так сказать, еврейского, а не христианского толка.

Ессеи, бывшие в основном евреями-фарисеями, отнюдь не могут считаться монахами в полном смысле этого слова, монахами христианского типа, на которых, несомненно, оказало влияние учение ессеев. Ессеи не только участвовали в войнах евреев против римлян, но и возглавляли отряды повстанцев. Когда избирались военачальники и полководцы, долженствующие возглавить восстание против Веспасиана, то для района Тимны с подчиненными ему Лодом, Яффой и Эммаусом выбрали ессея Иоханана. Он воевал вместе с повстанцами-героями Нигером из Заиорданья и Шилой из Вавилонии на подступах к Ашкелону и пал в этой войне геройской смертью.

Таким образом, эти "монахи" не только участвовали в восстании и даже готовы были, когда обстоятельства требовали этого, проливать кровь за свой народ, за родину и за веру, подобно хасидеям, но и проявили небывалый героизм на войне. Иосиф Флавий свидетельствует о них: "Война с Римом выявила их умонастроение. Их пытали растягиванием, раздробляли, калечили и отрубали члены, чтобы заставить хулить Законодателя или есть запрещенную им пищу. Но невозможно было их принудить ни к первому, ни ко второму ". Перед нами герои, люди сильной воли, всецело преданные религиозно-социальным основам мессианской идеи: братству, равенству и вечному миру, которые наступят, правда, после бедствий и войн, связанных с "предмессианскими муками". Таким образом, создалась впоследствии христианская концепция Мессии сына Иосифа, который победит в войне с Гогом и Магогом, - войне, предшествующей приходу Мессии сына Давида, "хранителя мира".

Эта мессианская концепция повлияла на движение зелотов и породила среди них новую секту активистов - сикариев /от латинского слова сика - кинжал, который сикарии скрывали под одеждой; кстати, не следует путать сикариев с упоминаемыми в Талмуде сикарикин, последний термин имеет более позднее происхождение и другое значение/. Сикарии - это тоже зелоты, но зелоты особого рода, которых ессейство толкнуло к перемещению центра тяжести в идее национального освобождения с государственного аспекта на социальный.

Несмотря на то, что Иоханан Гисхальский и Шимон Бар-Гиора воевали между собой в течение всего Великого Восстания, слишком поверхностным был бы вывод, что их вражда вызвана лишь стремлением к власти и не имеет никакой идейной подоплеки. Они воевали, конечно, и из-за власти, но не только из-за нее. Иоханан Гисхальский был главой зелотов, и главной целью для него было освобождение от римского /"идумейского"/ порабощения, т.е. цель, в основном, политического характера. Шимон Бар-Гиора тоже стремился к государственному освобождению, но для него не это является главным или не только это; главное для него - то, что наряду с национальным освобождением мир должен быть исправлен по образу "небесного царства" и должно наступить социальное равенство, общество без богатых и бедных, рабов и господ, привилегированных и отверженных.

Под давлением сикариев масса народа включая зелотов - начинает сжигать городской архив Иерусалима, где хранятся долговые обязательства бедняков, а затем выбирает по жребию простого и незнатного крестьянина на пост первосвященника.

Отсутствие единства еврейского народа, противоречие между разными течениями, которые часто перерастали в вооруженную борьбу, ослабили силы и волю к свержению ненавистного ига Римской империи.

Крайние течения, особенно зелоты и сикарии, были решающими факторами Великого Восстания, которое явилось кульминационным пунктом этих волнений.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=