Гринберг Э.

История еврейского народа в эпоху Второго Храма

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=

ИУДЕЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

1. Греки и персы с древнейших времен до успешных походов царя Кира.

2. Греко-персидские войны.

3. Походы Александра Великого.

4. Начало эпохи эллинизма на Ближнем Востоке.

5. Общественный и политический строй в Иудее под властью Птолемеев и Селевкидов.

6. Антиох IV Эпифан и его политика геноцида к евреям.

7. Причины и ход восстания под предводительством Иеуды Маккавея.

8. Причины победы Хасмонеев и ее последствия.

Под властью эллинистических монархий.

До IV века до н.э. Иудея находилась в сфере влияния восточных империй: ассирийской, вавилонской, египетской, персидской. Политическая история страны в значительной мере определялась соотношением сил между этими державами. Начиная с IV века до н.э. и вплоть до ее завоевания арабами-мусульманами в VII веке н.э. Иудея вместе со всеми соседними странами оказались под влиянием цивилизации, корни которой питались культурой, созданной не на Востоке, а в Греции.

Первые сведения о греках относятся к ХII-VIII вв. до н.э. Они нашли отражение в эпических поэмах "Илиада" и "Одиссея", которые приписываются слепому поэту Гомеру. Поэмы Гомера относятся к VIII-VII вв. до н.э. К этому времени окончательно обозначились 4 ветви греческих народностей: ахейцы /позднее их стали называть эллинами/, эолийцы, ионийцы и дорийцы. В процессе возникновения в городах-государствах развиваются не только земледелие и ремесла, но и торговля. Избыток населения в городах и рост морской торговли приводят к переселению части населения на ближайшие и более отдаленные острова и земли. В VIII-VI веках до н.э. греки образовали свои колонии на западном побережье Черного моря и т.д. Афины стали крупной морской державой. С начала VII до середины VI века до н.э. государство Лидия в Малой Азии было щитом между Грецией и великими восточными империями. Греки поддерживали широкие торговые и культурные связи с Лидией. Положение резко изменилось, когда персидский царь Кир разгромил в 546 году до н.э. лидийского правителя Крайсуса. Малая Азия стала провинцией Персии, Греческие города этой провинции оказались под владычеством Персии. Персидские правители облагали их большими податями, которые привели к полному обнищанию греков-колонистов. В 499 году до н.э. восстали жители греческих городов Малой Азии против Персии. Они провозгласили свою независимость от Персии.

Восстание было подавлено в 494 г. до н.э. персидскими сатрапами. Подавив это восстание, персы предприняли сухопутный и морской поход на европейскую Грецию, прекращенный из-за гибели большей части их кораблей во время бури у мыса Афон /ок. 492 г. до н.э/. 2-й поход /490 г. до н.э./ закончился Марафонской битвой, в которой афиняне и платейцы разбили войска персидских полководцев Датиса и Артаферна. 3-й поход /420 г. до. н.э./ был предпринят преемником Дария - Ксерксом. Громадные сухопутные силы персов, сопровождаемые флотом, двинулись вдоль побережья Фракии к Греции. Не все греческие полисы одинаково относились к войне. Фессалийские города не оказали сопротивления. Часть городов Средней Греции и Пелопоннеса объединилась в оборонительный союз, возглавляемый Спартой. Войска союзников преградили путь персам в Фермопилах, но последним удалось прорваться в Среднюю Грецию.

Большинство городов Средней Греции капитулировало, однако афиняне эвакуировались и продолжали борьбу. Новая линия обороны была организована на Истмийском перешейке. Положение резко изменилось в пользу греков после поражения персидского флота у острова Саламин /480 г. до н.э./. Последующие победы греков при Платеях /479 г. до н.э./ и Микале /479 г. до н.э./ имели решающее значение. Грозная опасность миновала, наступательная инициатива целиком перешла к грекам. Военные действия были перенесены на море, они вылились в отдельные стычки и походы, отделенные друг от друга значительными промежутками времени. Несмотря на численное превосходство персидских вооруженных сил и политическую раздробленность Греции победа оказалась на стороне греков.

После этих войн Греция вступила в период своего расцвета. Вытеснение персов из района Эгейского моря способствовало развитию страны. Расширялась морская торговля, возникали новые городские центры. Ведущая роль в экономической и культурной жизни Греции, принадлежавшая до греко-персидских войн малоазийским городам, перешла к городам Балканской Греции, особенно Афинам, Коринфу и др.

В этот период на историческую сцену вступила новая сила - Македонское государство. В Македонии население в своей массе состояло из свободных крестьян - земледельцев и скотоводов, сильна была аристократия. К середине IV века до н.э. завершился процесс политического объединения Македонии, формирования македонской монархии, опиравшейся на землевладельческую аристократию. Ряд реформ, проведенных царем Филиппом II /359-336 гг. до н.э./, превратил Македонию в сильное государство. В короткий срок Филиппу II удалось захватить все западное побережье Македонии и Фракии.

Греческие города, ослабленные кризисом и непрерывными войнами, были не в состоянии оказать ему достаточное сопротивление. Олигархические слои видели в македонском царе единственную силу, способную противостоять демократическим переворотам. Демократия, напротив, относилась к Македонии с непримиримой враждебностью. Вождь афинской рабовладельческой демократии, знаменитый оратор Демосфен, борясь с промакедонскими течениями, призывал греческие города объединяться против Филиппа II. Решающим событием в ходе этой борьбы явилась битва при Херонее /338 г. до н.э./.

В этом сражении Филипп II разгромил объединенные силы союзников и заставил греческие города один за другим признать над собой македонскую гегемонию. На обще-греческом съезде в Коринфе - т.н. панэллинском конгрессе /338 г. до н.э./, созванном по инициативе Филиппа II, был провозглашен всеобщий мир и декларирована свобода мореплавания. Конгресс принял также решение о создании под главенством Македонии обще-греческого союза и объявлении войны Персии. В разгар подготовки этой войны Филипп пал от руки убийцы /336 г. до н.э./. Его смерть явилась поводом для нового подъема демократического антимакедонского движения по всей Греции. В то же время на границах Македонии поднялись враждебные ей фракийские племена. Сын и преемник Филиппа Александр Македонский /356-323 г. до н.э./ подавил выступление фракийцев и антимакедонское движение в греческих полисах.

Некоторые из них были подвергнуты жестоким репрессиям. Фивы были разрушены. Весной 334 г. до н.э. Александр начал поход против персов, закончившийся полным разгромом Персидской державы.

В 332 г. до н.э. Александр Македонский вошел в Иерусалим и почти беспрепятственно завоевал Палестину. Александр создал огромное государство.

После смерти Александра в 323 г. до н.э. началась ожесточенная борьба за власть между его полководцами, которых называли его преемниками - диадохами. Битва при Ипсе /301 г. до н.э./ положила начало распаду империи Александра Македонского на ряд отдельных государств - эллинистических монархий. Самыми крупными из них были: монархия Селевкидов /Сирия, часть Малой и Передней Азии/, Египетское царство и сама Македония,

Правители династии Птолемеев и Селевкидов враждовали и воевали между собой. Щитом между этими государствами была Иудея. Таким образом, Палестина стала яблоком раздора между Птолемеями и Селевкидами.

Преемники Александра Македонского распространяли среди подвластных народов цивилизацию эллинизма. Эллинизм - это условное обозначение периода в истории Восточного Средиземноморья, Передней Азии, Южной Европы со времени завоевания Александром Македонским /334-324 гг. до н.э./ до римских завоеваний на Ближнем Востоке /начало 1 века/. Эллинистическая цивилизация достигла по тому времени больших успехов во всех областях культуры, философии, литературы, скульптуры, архитектуры, музыки, спорта и т.д. Эллинизм оказал огромное влияние и на народы Ближнего Востока.

Завоевания Александра Великого изменили античный мир. С завоеванием восточных государств до границ Индии в истории древнего мира началась новая эпоха. Эпоха эллинизма - это эпоха великих македоно-греческих государств, которые охватили Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Центральную Азию до Индии. Эпоха эллинизма завершается завоеванием императором Августом Египта в 30 г. до н.э.

По папирусам, которые найдены в Египте, мы получаем ясную картину о высоком уровне земледелия, ремесла и строительства у греков. Греческими государствами в эпоху эллинизма управляли цари со строгим государственным аппаратом. Правители династии Птолемеев и Селевкидов нуждались в грамотных чиновниках, военных специалистах, архитекторах, врачах, ученых, философах, людях науки и искусства.

Связи между Эрец Исраэль и греками существовали еще до эпохи эллинизма, даже до персидских завоеваний. Они выражались, в первую очередь, в тесных торговых отношениях. По раскопкам установлено что Афины имели тесную связь с Эрец Исраэль еще в V веке до н.э. Так возникают на территории Ближнего Востока, в т.ч. в Эрец Исраэль, греческие торговые центры. Однако интенсивная греческая колонизация на земле наших предков развернулась лишь в ходе завоеваний Александра Македонского. Эта колонизация привела к распространению греческого языка и культуры среди народов Востока. Очень распространены были смешанные браки. Предполагается, что в военных поселениях находились главным образом мужчины. Царь Птолемей Филадельфус в 260 г. до н.э. издал указ, по которому было запрещено рабство среди негреческого населения Сирии и Финикии, ибо колонисты сроднились с коренными жителями указанных государств.

Широкая сеть городов эллинизма возникла на территории Палестины: Газа, Ашкелон, Яффо, Акко, Шомрон, Бейт-Шеан. Кроме военных поселений возникают поселения по образцу греческих полисов.

В восточных странах, завоеванных Александром Македонским, государственным языком был греческий. В сказаниях возникновение городов в Финикии и Эрец Исраэль приписывалось греческим богам и античным героям. Так, по греческой легенде, город Газа был основан Газоном, сыном Геркулеса, Бейт-Шеан - богом Дионисом и т.д. Естественно, что большое распространение получил и культ греческих богов: Зевс, Аполлон, Афродита, Дионис, Посейдон вошли в богослужение народов Палестины наряду с культом богов народов Востока. Происходило, таким образом, слияние культов.

Сила греческого влияния на Эрец Исраэль в эту эпоху выражается и в распространении литературы, философии, архитектуры, скульптуры, спорта, музыки и т.д. Известно, что греческая наука и культура возникла главным образом на островах, а не в материковой Греции, и свое развитие получила в колониях, в том числе, и в Палестине. Так, известный греческий поэт Мэкипус родился в III веке до н.э. в Гедере, философ Антиох родился в Ашкелоне - он был позже главой Платонской академии в Афинах. Характерно, что греческие писатели не оставались жить в городах Эрец Исраэль, где они родились, а переселялись в центры эллинистической культуры.

Каков же был общественный и политический строй под властью Птолемеев и Селевкидов в Иудее ?

Сначала Иудея была одной из административных областей "Сирии и Финикии", находившихся под властью Птолемеев, а в более поздний период одним из округов империи Селевкидов, называвшимся "Келесирия и Финикия". Само название области тоже мало изменилось: вместо "Яхуд" персидской эпохи она теперь именовалась "Иудеей", а ее жители - иудеями. Как Птолемеи, так и Селевкиды считали Иудею "этносом" /нацией/, центром которого был Иерусалим. "Этнос" пользовался широкой автономией, но только в пределах Иудеи; "нация" иудеев с точки зрения властей была территориальным понятием.

Автономная Иудея управлялась первосвященником и "герусией", т.е. советом старейшин. Первосвященник считался вождем нации. Пост его был пожизненным и переходил по наследству от отца к сыну. Он был высшей инстанцией во всем, что касалось Храма; в круг его деятельности входила забота о защите Иерусалима и о регулярном снабжении столицы водой. Он возглавлял совет старейшин; на нем же лежала ответственность за взимание государственных налогов.

Большим влиянием пользовалась и герусия. В герусии заседали главы духовенства и старейшины родов, представлявшие интересы провинциальных городов Иудеи. Эллинистические монархи нередко явно подчеркивали полномочия герусии, оказывая ей предпочтение перед первосвященником. С другой стороны, после того, как установилась власть династии Хасмонеев, в официальных документах той эпохи первосвященник упоминается перед герусией. Этот факт указывает на перемены, произошедшие во взаимоотношении сил в органах управления Иудеи с тех пор, как пост первосвященника стал достоянием дома Хасмонеев.

Исторические источники упоминают также народные собрания в Иерусалиме. Эти собрания созывались неоднократно, но вряд ли им была предназначена роль народных собраний в греческих городах. По-видимому, официальные руководители нации созывали их лишь в исключительных случаях, главным образом, когда ожидались реальные перемены в политическом строе.

Для решений конституционного порядка созывались всенародные собрания жителей Иудеи, т.н. "великие соборы", В источниках этим названием обозначается, например, орган, который передал Шимону Хасмонею и его потомству должность первосвященника и вместе с нею гражданское и военное руководство страной.

Основные законы этноса базировались на Торе, которую и чужеземные власти признавали источником правовых норм. Поэтому автономные иудейские органы управления вправе были обязывать жителей Иудеи к выполнению предписаний Торы и пресекать в корне всякую попытку идолопоклонства.

Предоставив Иудее автономию, верховная эллинистическая власть наложила на нее и тяжелые обязанности. Как часть империи Птолемеев o или Селевкидов - Иудея была вынуждена доставлять в ее казну собранные с населения тягостные налоги, особенно жестоко обременявшие крестьян. Как видно из приказа, изданного Антиохом после завоевания Иерусалима, население Иудеи в течении всего эллинистического периода было обложено поземельным и многими другими налогами, в том числе и подушной податью. Известны также "соляный налог" и "сбор на венец". Кроме того, взимались и высокие таможенные пошлины.

Центром религиозной, общественной и политической жизни Иудеи был Храм. В отличие от других Храмов на Востоке Иерусалимский Храм не владел земельной собственностью. Обязанность содержать священников и левитов Тора возлагала на весь народ, а содержание самого Храма обеспечивалось добровольными пожертвованиями и приношениями, кроме обязательного взноса в половину или треть шекеля /денежного знака библейского периода/, взимавшегося с каждого еврея в Иудее и диаспоре в различные периоды существования Храма. Храм служил также своего рода сберегательной кассой, в которой хранились вклады, состоявшие как из сбережений вдов и сирот, так и из депозитов состоятельных людей.

Священники представляли собой знатное привилегированное сословие в Иудее: к нему принадлежала также часть членов герусии. Многие священники жили в провинциальных городах и деревнях Иудеи. Они регулярно направлялись в Иерусалим для Храмового богослужения, когда наступала очередь их "священнической смены", и во время трех главных праздников, с которыми было связано традиционное паломничество в Иерусалимский Храм. Все священники делились на 24 "смены" и совершали свою службу по установленной очереди.

Сословие священников не было однородным; между родовитыми первосвященниками и провинциальным духовенством существовал явный антагонизм. Наряду с семьей первосвященника среди них выделялось несколько родов, игравших заметную роль в иудейском обществе. К ним принадлежала, например, семья Гаккоц, члены которой играли видную роль в политической жизни страны: Иоханан бен-Гаккоц вел переговоры с Антиохом и добился привилегий для Иерусалима после завоевания Иудеи Селевкидами.

Продолжительное эллинистическое владычество в Палестине, административный распорядок Птолемеев и Селевкидов, достижения эллинистической цивилизации в области земледелия, градостроительства способствовали изменениям в укладе жизни самой Иудеи. Ее высшие сословия почти ничем не отличались от высших сословий других областей птолемеевской монархии. Эллинистическая атмосфера влияла и на низшие классы общества. Многие евреи жили в городах, где большинство населения было эллинизировано; иудейские купцы, занимавшиеся международной торговлей, способствовали распространению эллинистической культуры.

Веяние эллинизма сказывается прежде всего в области материальной культуры. Уже в персидскую эпоху монеты "Яхуд" подражают афинской чеканке. Эллинистическое влияние чувствуется также в строительстве и в искусстве. Распространение греческих имен среди иудеев становится характерным внешним признаком их эллинизации. Многие пользовались двумя именами o еврейским и греческим. Особенно часто встречались греческие имена среди высших сословий в Иерусалиме и у жителей областей, граничивших с иноплеменным населением. В деревнях Иудеи и на юге Самарии этот обычай не укоренился.

Только часть еврейского населения Палестины концентрировалась в административных пределах автономной Иудеи. С конца персидской эпохи число евреев в стране постоянно возрастало, и Иудея с трудом могла их разместить. Примыкающие к Иудее с севера области - Лод, Офраим и Раматаим - были заселены евреями. Они были связаны с Иерусалимским Храмом во всем, что касалось религии и национальной культуры. Но в политическом и административном отношениях они все еще относились к Самарии. Еврейские жители этих областей, естественно, стремились к политическому объединению с Иерусалимом. Во время восстания против Антиоха они были в рядах самоотверженных бойцов Иеуды Маккавея. Колыбель восстания - Модиин - находилась, по всей вероятности, вне пределов Иудеи.

В конце периода персидского владычества значительный еврейский центр сформировался и в северно-западной Самарии. Ее население состояло, по-видимому, из древних Исраэльских жителей, к которым примкнула часть вернувшихся из изгнания иудеев. В Центральной и Восточной Галилее также находились многочисленные еврейские поселения. Север страны был фактически сплошь заселен потомками древних Исраэльтян, и даже основание эллинистических городов на границах Галилеи и развитие страны по эллинистическому образцу мало изменили его этнический состав.

Около 340 лет /537-198 гг. до н.э./ тянулись "серые дни" маленькой Иудеи, которая позволила чужим народам захватить значительную часть земель предков. За это продолжительное время произошли лишь незначительные политические события. Но это был период интенсивного внутреннего развития - религиозного, культурного, а также экономического. Небольшая Иудея не имела почти никакого политического значения: более двухсот лет /537-332 гг. до н.э./ она была под пятой Персии, затем без особого сопротивления перешла к Александру Македонскому /332-323 гг. до н.э./, а потом к его наследникам - Лаумидану /322-301 гг. до н.э / и царям Птолемеям /301-198 гг. до н.э./. Свыше ста лет правили Птолемеи Иудеей, смирившейся и покорной. Кроме самой Палестины, Птолемеи управляли Египтом - страной богатой и древней культуры. Такую страну трудно было эллинизировать Птолемеи приняли восточный характер в большей мере, чем местные жители - западный, эллинский. Поэтому Птолемеи не трогали и еврейской религии, с которой была связана вся культура народа.

Но в 198 году до н.э. Антиох III завоевал Палестину, и Иудея перешла от Птолемеев к Селевкидам. Этот царский дом правил Вавилонией, Персией и Мидией, Финикией, Сирией и Месопотамией - странами, которые не отличались тогда высокой культурой и где особенно силен был религиозный синкретизм. Они не были объединены политически; их связывала лишь власть Селевкидов. Поэтому

Селевкиды стремились их объединить, привив им общую греческую культуру -всемирную культуру той эпохи. Эти попытки не встречали серьезного сопротивления со стороны подвластных народов, религии и культуры которых уже пришли в упадок. В царстве Селевкидов была лишь одна нация, религия и культура которой не утратили своей самобытности - еврейская.

В четвертом десятилетии II века до н.э., когда победа Римской республики над Македонией в битве при Пинде /168 г. до. н.э./ и политическая интервенция Рима в Египте предрешили политическую судьбу государств Средиземноморья, в Иудее произошли события огромной важности, результатам которых было суждено в дальнейшем определять духовный и религиозный характер как Ближнего Востока, так и Европы.

События в Иудее были необычными для истории древних времен, поскольку смысл их состоял в религиозном преследовании целого народа и, каковы бы ни были изначальные цели этого преследования, оно вскоре вылилось в религиозную войну и столкновение идеологий. В таком свете эти события представлялись современникам, так расценивали значение происходящего евреи и неевреи под влиянием опыта гонений и последовавшего за ними восстания.

Декреты Антиоха IV Эпифана /175-164 гг. до н.э./, направленные против иудейской религии, были обнародованы в то время, когда престиж династии Селевкидов уже значительно ослаб. В результате поражения, которое потерпел от римлян отец Эпифана, Антиох III, и мирного договора, положившего конец войне, уменьшилась территория Селевкидского государства и снизился его военный потенциал. Когда Антиох IV после упорной борьбы завладел Антиохией, он оказался царем государства, которое еще обладало силой, но стало значительно меньше прежнего, утратило часть своих богатств и значительную долю своего престижа. При обсуждении важных политических вопросов ему, как и другим государствам эллинистического Востока, приходилось считаться с реакцией Римской Республики.

Но на протяжении всего периода своего царствования Антиох проявлял энергичную деятельность в области внешней политики, военного дела, стремился усилить могущество своего царства. В Малой Азии он поддерживал тесные отношения с царствами Пергама и Каппадокии, а греческие города Мегалополь, Олимпия и, главным образом, Афины извлекали для себя выгоду из щедрости царя. С военной точки зрения первые годы его царствования характеризовались напряженностью, которая и в дальнейшем отличала его отношения с Египтом Птолемеев. Свою военную деятельность Антиох сосредоточил на южной границе царства. Напряжение вылилось в вооруженный конфликт, который в 169-168 гг. до. н.э. вознес Антиоха на вершину славы. Но вмешательство Рима свело на нет все его достижения.

Царствование Антиоха отмечено с самого начета попытками восстановить мощь империи и лихорадочной организационной деятельностью внутри царства. Потеряв вместе с территориями в Малой Азии и значительные людские ресурсы, царь пытался восполнить недостающее максимальной эксплуатацией оставшегося в его распоряжении населения. Даже если утверждения тех ученых, которые подчеркивают роль Антиоха как создателя новых эллинских городов, несколько преувеличены, то во всяком случае он явно приложил больше усилий, чем его непосредственные предшественники, чтобы превратить многие древние восточные города в греческие полисы. Найденные монеты того периода подтверждают мысль о том, что он поощрял участие городов своего государства в попытках возродить мощь империи.

Учитывая географическое положение Палестины как пограничной области между царством Селевкидов и Египтом Птолемеев и главного опорного пункта в военных кампаниях Антиоха в долине Нила, а, также, принимая во внимание, что в Палестине шел в то время процесс активной эллинизации, выражавшийся, в частности, в урбанизации по греческому образцу, не приходится удивляться, что влияние в этой стране представлялось царю предметом первостепенной важности. Эллинизация Востока не могла не коснуться еврейского населения Палестины и самой Иудеи, Длительное греческое управление Иудеей, жизненный уклад режимов Птолемеев и Селевкидов, материальные достижения эллинской цивилизации в области ведения финансов, сельского хозяйства и строительства городов - все это вместе взятое вызвало серьезные изменения и в Иудее. Следует заметить, что еврейское население как в Иудее, так и в других местах было окружено населением нееврейским, которое, будучи разнообразным по своему этническому составу, в период греческого правления имело единообразное руководство по эллинскому образцу. Если до того времени евреи отличались сплоченностью, то теперь начал складываться эллинистический по образу жизни высший класс.

Самой страшной угрозой иудаизму в этот период распространения эллинизма, до наступления преследований Антиоха, была не абсолютная ликвидация еврейского образа жизни в стране - даже в других местах на Востоке, где население было менее сплоченным и не обладало таким явно выраженным духовным характером, как еврейский народ того времени, обычно не удавалось полностью ассимилировать массы сельского населения, и она оставалась уделом меньшинства. В Иудее, как и в других местах, существовала серьезная угроза раскола между правящей верхушкой и остальным населением, что привело бы к слиянию еврейской элиты с эллинистическим правящим классом и обрекло бы остальных на длительный духовный и культурный застой.

К числу ведущих сторонников эллинизма в иудейской Палестине принадлежал дом Товии, известной семьи из Заиорданья, славная история которой прослеживается в глубине веков вплоть до библейского периода. Во времена Ээры и Нехемии представители этого рода были союзниками Санбаллата. Род Товии играл заметную роль и в эпоху Птолемеев; так, Иосиф бен Товия стал одной из наиболее значительных личностей в Палестине и даже в самой Иудее. Дом Товии был связан узами брака с династией первосвященников - домом Цадока. В семье первосвященника царил раздор. Первосвященник Хоньо III был готов бороться за сохранение традиционного порядка в Иерусалиме, а его брат Ясон пытался осуществить коренные перемены в Иудее. Ясона, как и дом Товии, больше интересовали обще-палестинские проблемы, чем вопросы одной лишь Иудеи. Он задавался целью включить Иерусалим, уклад жизни которого он принялся изменять, в эллинистическое общество царств Селевкидов. Так, например, от имени Иерусалима он послал сумму денег на служение богу Тира Геркулесу /Мелькарту/.

Самыми ярыми поклонниками эллинизма были священники Храмовой смены Билга, которые стремились полностью отойти от всех норм иудаизма. Один из них, Менелай, со временем стал главным проводником политики Антиоха в Иудее,

Духовная обстановка в Иерусалиме была крайне напряженной еще до того, как Антиох IV взошел на престол. Придя к власти, Антиох IV стал активно вмешиваться в дела Иудеи. По его распоряжению Хоньо III был смещен с должности первосвященника и на этот пост назначен его брат Ясон. С одобрения царя Ясон провел в Иерусалиме ряд реформ политического и общественного характера, в результате которых город должен был превратиться в полис и получить название Антиохия. Такое изменение предусматривало активное проникновение эллинистических общественных и культурных учреждений в жизнь еврейской столицы.

Первостепенное место среди этих учреждений занимал гимнасий - безошибочный признак каждого эллинского города и центр его культурной жизни. Нет никаких оснований полагать, что Ясон ввел в Иерусалиме культ языческих богов; однако, само наличие гимнасия глубоко оскорбляло чувства евреев, верных своей религии, поскольку атмосфера гимнасия была по своей сущности греческой и языческой, связанной с культом Гермеса и Геркулеса.

Вскоре гимнасий потеснили Храм, служивший ранее центром общественной жизни Иерусалима, Вторая книга Маккавеев с горечью повествует о том, как священники оставляли службу в Храме, чтобы присутствовать на играх в гимнасий.

Ясон пробыл первосвященником и главой полиса Иерусалима совсем недолго. Когда началась война с Египтом, Антиох счел его недостаточно лояльным и назначил на его место Менелая, не принадлежавшего к роду первосвященников. Пребывание последнего на посту первосвященника опиралось на волю царя и шло вразрез с еврейской традицией, что также служило гарантией его верности. Так открылась новая страница в истории отношений между царством Селевкидов и еврейским народом. Первосвященник, прежде служивший представителем еврейского народа перед царем, теперь стал представителем царя в Иудее, уполномоченным Антиоха и его правой рукой в проведении политики Селевкидского государства среди евреев.

Походы Антиоха в Египет были тесно связаны с событиями того времени в Иудее. Завершив один из таких походов против Египта царь при поддержке Менелая разграбил сокровища Иерусалимского Храма. Это вызвало негодование среди евреев, считавших такой поступок грубым нарушением прав и преднамеренным оскорблением их святынь. В 168 году до н.э. во время последнего похода Антиоха в Египет, в Иудее распространились слухи о смерти царя, Иерусалим восстал, а Ясон, низложенный первосвященник, вернулся в город и взял власть в свои руки. После возвращения Антиоха из Египта армия Селевкидов снова покорила Иерусалим. Было принято решение наказать евреев за восстание и обеспечить надежную власть над городом в будущем. В Иерусалиме поселили иноземцев, которые объединились с крайними сторонниками эллинизма из партии Менелая. Никаких постановлений против иудейской религии пока не было принято, но сам факт, что городом управляли язычники и крайние сторонники эллинизма из числа евреев, совершенно стер еврейский характер Священного Города и придал ему облик города языческого, кишащего идолопоклонниками.

Чужеземцы, естественно, принесли с собой своих идолов. Многие евреи, верные религии отцов и привыкшие смотреть на Иудею как на землю, которую не должно осквернять язычество, не могли примириться с новым положением в Иерусалиме. Они оставили город и бежали в пустыни к востоку и юго-востоку от него или в провинциальные города, расположенные северо-западнее и западнее.

Решающий шаг был сделан в 167 году до н.э. Иудейская религия была объявлена вне закона, и соблюдение ее канонов было строжайше запрещено. Трудно поверить, что эти распоряжения касались лишь узких административных рамок Иудеи, ограниченной Бет-Элем на севере и Бет-Цуром - на юге, Иерихоном на востоке и низиной Лода на западе, т.е. небольшой территории, где проживала лишь малая часть еврейского населения Палестины. Даже если эдикт первоначально распространялся только на Иудею, то сфера его приложения естественно расширилась благодаря значительному еврейскому населению в местностях, граничащих с Иудеей. Источники свидетельствуют о действии указанных законов и вне пределов Иудеи, Так, в частности, Модиин, колыбель восстания и родина Хасмонеев, ответивших оружием на попытку осуществить силой царский приказ в их городе, находился в топархии Лода, входившей в Самарию,

Из указаний Антиоха администрации Самарии ясно видно, что религиозная политика царя относилась и к этой территории. Она не касалась самаритян, живших в Шхеме, не потому, что они были за пределами Иудеи, а потому, что они открыто заявили, что отличаются от евреев и готовы следовать греческим обычаям. Вряд ли приходится сомневаться, что царские декреты относились и к другим центрам еврейского населения: Галилее, Трансиордании и территориям эллинских городов. Менее ясно, в какой мере эти указы касались евреев, проживавших в царстве Селевкидов за пределами Палестины, как, например, в столице государства, Антиохии.

Царские указы затрагивали ряд аспектов еврейской жизни. Прежде всего, под запретом оказалось соблюдение предписаний иудаизма. В частности, мы узнаем об осквернении субботы, о запрещении обрезания, о сожжении свитков Торы. Кроме того, от евреев требовали принимать участие в обрядах языческого культа, их заставляли участвовать в принесении жертв на языческих алтарях, а также есть запрещенную пищу, в частности, свинину. В различных городах Иудеи были воздвигнуты алтари языческим божествам и на них приносили в жертву свиней и других запрещенных животных. Жертвы приносились также на улицах и у входов в дома. Более того, Святой Храм в Иерусалиме был осквернен и превращен в храм Зевса Олимпийского.

В столице Иудеи отмечали праздник Диониса, и евреев в венках из плюща принуждали участвовать в процессии в честь этого бога. В Иерусалиме по-видимому, было отведено место и для культа богини Афины. От жителей Иудеи требовалось также поклонение царю, принятое и установившееся в разных частях империи Селевкидов, включая и нееврейские районы Палестины. В день рождения царя евреев заставляли участвовать в жертвоприношениях. Многие ученые пришли к выводу, что навязанный евреям культ был не греческим, а восточным; что олимпиец Зевс, именем которого теперь назывался Храм в Иерусалиме, был в действительности Баал-Шемем, а Дионис - арабское божество Дузарес. Но с точки зрения евреев это было совершенно несущественно: для иудаизма с его монотеизмом и особой национальной традицией не было разницы между чуждыми культами.

Невозможно поверить, чтобы спустя сотни лет после искоренения многобожия и язычества на земле Иудеи Баал-Шемем или Дузарес стали бы более привлекательными для жителей Иудеи, чем греческие боги. Зевс и Дионис. Как бы то ни было, источники прямо говорят о проникновении эллинских культов. В официальных документах /Иудейские Древности, XII, 263: II Книга Маккавеев, 11:24, а также исторические повествования во II Книге Маккавеев, напр. 6:9/ в этом контексте упоминаются эллинские обычаи. Следует также иметь в виду, что в этот период, в отличие от последних этапов древнего мира, термины "эллины" и "язычники" не совпадали. Можно также сомневаться, что описание разврата во дворе Храма относится к культовой проституции, типичной для восточного язычества, а не к обычной распущенности без какого-либо пультового значения.

Мотивы указов Антиоха часто озадачивали исследователей. Поскольку политеизм по своей природе не претендует на исключительность и не проповедует обращения в целях спасения души, столь типичного для монотеистических религий в их начальные эпохи, у его представителей не было религиозных причин, побуждавших их из принципа навязывать свои верования и обряды другим. С другой стороны, очевидно, даже исповедующие политеизм правители могли счесть необходимым либо для блага государства, либо для защиты общества наложить запрет на определенные культы и верования на своей территории и требовать от своих подчиненных и подданных поклонения богам государства и служения их культам.

По-видимому, новая политика Антиоха объяснялась скорее соображениями такого рода, чем эллинским миссионерским рвением. Правда, у Антиоха развилась особая приверженность к Зевсу Олимпийскому, о чем свидетельствуют, в частности, и данные нумизматики. Но нет оснований полагать, что это привело его к пренебрежению другими культами, как греческими так и восточными. В источниках, которыми мы располагаем, нет и намека на попытки религиозного принуждения по отношению к подданным Антиоха, принадлежавшим к другим национальностям. Только еврейская религия подвергалась особенно яростным нападкам и гонениям. Непрекращающиеся волнения и напряженная обстановка в Иудее, а также упорное сопротивление евреев переменам в правлении и общественном устройстве, переменам, осуществлявшимся по инициативе или при поддержке правительства - все это, по-видимому, убедило Антиоха в том, что в основе сопротивления, которым встречают его политику евреи, лежит верность народных масс религии.

Возможно также, что конфликт с евреями вызвал в нем глубокую личную антипатию к религии и образу жизни евреев, столь чуждым его мировоззрению. Это сочетания политических соображений с личным антагонизмом к воинственному и бескомпромиссному монотеизму евреев в значительной мере объясняет фанатизм, с которым Антиох боролся против иудаизма. Несомненно, также, что декреты, предписывающие евреям принять определенные культы и обычаи, в дополнение к запрету, наложенному на соблюдение предписаний иудаизма, не были вызваны рвением к религиозному обращению евреев, а служили еще одним средством подавления иудаизма.

Современники считали Антиоха незаурядной личностью, и он довольно часто поступал необычно и неожиданно. Свой план он считал осуществимым также и потому, что крайние сторонники эллинизма во главе с первосвященником Менелаем сотрудничали с ним во всем. Менелаю нечего было терять в случае полного упразднения традиционного еврейского культа или всех учреждений еврейского общества. В глазах евреев, верных своей религии, Менелай все равно был самозванцем, ворвавшимся в Храм и вытеснившим семью первосвященников. Полное согласие, которым эта группа встречала действия царя, ввело Антиоха в заблуждение, дав ему повод полагать, что все высшие слои еврейского общества готовы постоянно поддерживать его против враждебных царству течений, шедших, главным образом, из низов.

Претворение этой политики в жизнь было возложено на царскую администрацию и военачальников в Иудее. Приказы выполнялись с неуклонной суровостью. Каждого, у кого находили свиток Торы, казнили. Матерей, обрезавших сыновей, и обрезанных младенцев предавали смерти. Многих убивали за отказ осквернить себя запретной пищей, других сжигали в пещерах, где они собирались для соблюдения субботы.

Царская политика и жестокость ее проведения в жизнь вызвали реакцию, прямо противоположенную той, которую ожидали встретить царь и его советники. Вопреки их расчетам, подавляющее большинство народа хранило верность религии предков, и представители различных классов проявляли твердую решимость претерпеть все, но не подчиняться царскому указу. Страстная преданность евреев своей вере имела свои глубокие корни. Пророков времен Илии, которых убивали по приказу Иезевели, возможно, следует считать первыми мучениками иудейской религии. Мученичество было уделом отдельных пророков в Иудее и во времена Первого Храма. Но теперь, впервые в истории человечества, еврейский народ дал пример массового мученичества. Сопротивление праведных и благочестивых евреев во время гонений Антиоха послужило примером евреям и неевреям всех грядущих поколений.

Хотя иудейская религия и ранее переживала критические ситуации, угроза уничтожения, казалось, никогда не была столь велика, как в период кровавых гонений Антиоха Эпифана. Во время этих преследований большинство еврейского населения было сосредоточено на территории, находившейся под властью Селевкидов, как в Палестине, так и вне ее пределов. Правда, евреи жили и вне пределов царства Селевкидов: в Египте, Киренаике, Малой Азии и других местах на Ближнем Востоке, в ту пору постепенно отпадавших от Селевкидского центра. Но неизвестно, обладали ли эти евреи достаточными духовными или материальными ресурсами, чтобы сохранить иудаизм и монотеистическую религию в случае уничтожения или обезличения еврейского центра в Палестине.

Поднял восстание рядовой старик священник Матиттьяу бен Иоханан Хасмоней из маленького захолустного городка Модиин в Иудейских горах к востоку от Лода /Лидды/. Он был не богачом, видным священником или аристократом, а человеком из народа. Он лишь поднял знамя бунта и совершил важное дело - в оборонительных целях он разрешил воевать и в субботу: "оскверни одну субботу для того, чтобы мог соблюсти много суббот". Матитьяу успел сделать немного: он был стар и вскоре скончался. Но ему принадлежит заслуга почина. Продолжение было долгом его сыновей. Они действительно продолжили и довели дело до конца. И первым среди тех кто положил начало полному освобождению нации, был его третий /согласно 1, II, III книгам Хасмонеев/ или старший /согласно Иосифу Флавию/ сын - Иеуда по прозванию Маккавей. Смысл этого прозвища нам трудно найти, как и смысл произвищ его братьев /Ионатан Гадий, Шимон Тарси, Элиэзер Авран, Иоханан Апфос/. Матитьяу назначил Иеуду Маккавея главнокомандующим в Освободительной войне и приказал остальным сыновьям повиноваться ему, как отцу. За образец он велел взять библейского Пинхаса, пресловутого ревнителя чистоты веры и нации. Сыновья остались верными завету отца до последнего вздоха и довели Освободительную войну до успешного завершения. Самая большая заслуга в этом принадлежит Иеуде Маккавею.

На редкость удачным было семейство Хасмонеев. У Матитьяу было пять сыновей - все герои, беззаветно преданные своему народу, все жили в дружбе и согласии, не завидуя друг другу, и даже старший повиновался младшему, когда тот был начальником.

Матитьяу отлично знал своих сыновей, и выбор Иеуды на пост командующего, несомненно, был лучшим решением. В 1 книге Хасмонеев про него говорится:

Он был подобен льву.,., Алкающему добычи.

Да, львом он был, Иеуда Маккавей: бесстрашный и способный стратег, вместе с тем не подсчитывающий скрупулезно соотношение своих и вражеских сил. Он всегда учитывал еще одну силу - нематериальную и неосязаемую - волю нации к жизни. В тот момент, когда у народа есть только два выхода - либо победить, либо перестать существовать - он не может не победить.

Этот "львенок Иудеи" не полагался лишь на силу, не уподоблялся тем героям-храбрецам, которые уповают только на свое войско: он " смиренномудро ходил пред Богом своим". Свои победы Иеуда Маккавей объяснял чудодейственной силой Божьей. Он не пользовался своей властью более, чем этого требовал его высокий долг в тех чрезвычайных обстоятельствах. Суров, возможно, слишком суров был он по отношению к эллинизаторам; в них он видел основную причину беды, которая постигла его народ, и безжалостно преследовал их. За народ же он готов был буквально отдать душу. Воины его боготворили и готовы были идти по его приказу в огонь и воду, а братья его любили и повиновались ему, как отцу.

Вскоре после смерти Матитьяу армия Иеуды увеличилась настолько, что он мог вести открытую войну против сирийцев. Об этом узнал Аполлоний, полководец Антиоха /по-видимому, тот самый Аполлоний, который уже дважды был в Иерусалиме - при Селевкиде IV и Гелиодаре и в 168 г. до н.э., когда он был послан Антиохом Эпифаном и упразднил ежедневное жертвоприношение в Храме/, и поспешил собрать большое войско из чужеземцев и самаритян.

Относительно самаритян того времени сказал еще Иосиф Флавий: " Они считают себя евреями, когда им это выгодно; но когда им от этого нет пользы, они сразу ' . превращаются в совершенных язычников". Когда самаритяне услышали, что евреев преследуют за их верность Яхве, они тут же заявили, что ничего общего с евреями у них нет, т. к. они происходят от мидийцев и персов, что они финикийцы, живущие в Шхеме, что их Храм на горе Гризим вовсе не был построен в честь Всевышнего и что только в память о бедствиях, которые постигли их предков, они постановили праздновать день недели, называемый у евреев субботой. А посему "шхемские финикийцы" готовы отказаться от субботнего отдыха и посвятить свой храм, " который не был посвящен никакому богу", только греческому Зевсу. Антиох, конечно, принял их предложение. Но этим вероломством самаритяне не ограничились. "Грешные братья", которых, правда, во времена Зерубавеля и Эзры евреи оттолкнули от себя, а Бен-Сира называл "не народом" и "гнусным народом, живущим в Шхеме", даже поставили Аполлонию войско для войны с их братьями-евреями /ведь все же в их жилах течет кровь десяти колен, которая лишь незначительно смешалась с кровью вавилонских колонистов/.

Аполлоний выступил со своим войском против Иеуды, чтобы подавить мятеж в самом зародыше, не давая ему разрастись.

Иеуда не стал ждать пока на него нападет Аполлоний. Армия была невелика -ведь он был уверен, что опытное войско без труда одолеет еврейское ополчение, Иеуда выступил ему навстречу и внезапно напал на сирийское войско, которое этого не ожидало. Сирийцы бежали в панике и понесли большие потери. Среди жертв был и сам Аполлоний. Иеуда взял себе меч греческого полководца и с тех пор не расставался с этим трофеем.

Иудеи нашли на поле боя оружие, обмундирование и провиант. Таким образом, положение Иеуды улучшилось и материально. Морально же он, несомненно, был окрылен этой первой победой в открытом бою, пусть и не над большим войском.

Тогда Серон /или Герон/, "начальник всех сирийских сил", поспешил выступить против Иеуды. Он не хотел медлить и тем самым позволить Неуде закрепить победу в и собрать большую армию. Часть эллинизаторов, видя, что многие прежние перебежчики раскаялись и присоединились к армии Иеуды, пришла на помощь Серону, Они же стали его проводниками, т.к. им были знакомы тропинки Иудейских гор лучше, чем грекам.

Около Бет-Хорона, к северо-западу от Иерусалима, встретилось греческое 1 войско с иудейским ополчением. Армия Серона была намного больше армии Аполлона и тем более - войска Иеуды. Добровольческое ополчение дрогнуло при виде этой силы /ведь евреи еще не прошли настоящей военной выучки/, но Иеуда ободрял их, говоря, что они воюют за веру и за жизнь своих жен и детей. Воодушевленные этими словами, а еще более - примером Иеуды, который шел впереди всех, евреи напали на греческое войско, обратили его в бегство и преследовали до Маале-Бет-Хорон. Около восьмисот греческих воинов пало там, а спасшиеся бежали на землю филистимлян.

После второй победы слава Иеуды разнеслась далеко. Она дошла до Антиоха Эпифана, которому до этих пор мятеж представлялся детской затеей, отчаянной выходкой немногих фанатиков. Теперь он убедился, что Иеуда Маккавей - сильный противник, и с ним нужно считаться. Сам Антиох должен был тогда/166-165 гг. до н.э./ выступить с походом против парфян. Поэтому он назначил Лисия правителем, а также был воспитателем своего маленького сына Антиоха V Евпатора, назначенного царем-соправителем.

Он приказал Лисию выступить с сильным войском против Иеуды Маккавея и подавить восстание любой ценой! Более того, истребить евреев, продать в рабство всех иудейских мятежников /нужны были деньги для уплаты контрибуции Риму/ и расселить по всей Иудее чужеземцев. Лисий, со своей стороны, назначил трех полководцев - Птолемея Доримена, советника Антиоха по вопросам истребления и обращения иноверцев, Никанора и Георгия, предоставив в их распоряжение 40 тысяч пехотинцев и 7 тысяч всадников. Это войско сопровождали легионы сирийцев и филистимлян. Победа казалась настолько несомненной, что в греческий лагерь съехались чужеземные торговцы со слитками серебра и золота и с кандалами, чтобы скупить и заковать массы рабов из пленных евреев, как это практиковалось по отношению к военнопленным.

Положение было очень опасным. Противник уже находился у Эммауса на расстоянии около трех миль к западу от Иерусалима. Войско Иеуды было намного меньше иноземного войска. Надо было напрячь все с^пы, а для этого следовало поднять дух национальной армии. Если нет численного превосходства, победу можно одержать только благодаря моральному превосходству армии, борющейся за свою веру, свой народ, землю.

В Иерусалиме нельзя было созвать национальное собрание, т.к. весь город находился в руках иноземных врагов и ассимиляторов - предателей. И вот Иеуда созвал большое собрание в близкой к Иерусалиму Мицпе /теперешней Неби-Самвел - по имени пророка Самуила/, которая считалась святой, "ибо место молитвы у Исраэльтян было прежде в Мицпе", как сказано в 1 книге Хасмонеев. Еще при Самуиле в Мицпе собирались Исраэльтяне, и оттуда пришло спасение народу от филистимлян, угрожавших его национальной самостоятельности. Во времена Гдалии бен Ахикама там также был сбор "уцелевших" от вавилонского нашествия.

И еще был там некий "дом Божий". И теперь, когда Хасмонеи поднялись, чтобы вернуть независимость народу и избавить его от сирийской напасти, которая снова угрожала народу истреблением, Мицпа была наиболее подходящим местом для всеобщего сбора и совета "уцелевших", верных древнему союзу народа с его Богом. Был объявлен пост, люди рвали на себе одежду, надевали рубища и посыпали головы пеплом. Тут же всенародно читали Тору, изучение которой, напомним, было запрещено, а исполнение ее заповедей преследовалось. Перед народом выставили одеяния священников, которые запрещено было надевать, и привели "назореев", выдержавших срок обета, но лишенных возможности принести полагающуюся жертву, Выставили первинки урожая и "десятину", которую нельзя было отнести в Иерусалимский Храм священникам, чтобы они ели ее в должной ритуальной чистоте.

Этим Иеуда хотел вызвать у воинов желание отомстить за преследование веры, а также напомнить о древних победах над нечистыми филистимлянами. Священники трубили в рог и громко взывали к Богу, и чувство веры и национальной гордости пробудилось в сердцах людей. Среди псалмов, приписываемых эпохе Хасмонеев, наиболее сильные, скорее всего, были сочинены в честь этого народного сбора /псалом 119/. Это мероприятие свидетельствует о тонком психологическом подходе Иеуды. Он понимал, что победа немногочисленных нетренированных групп евреев над регулярной и большой армией станет возможной только за счет мощного подъема духа. Поэтому он делал все возможное, чтобы усилить духовный потенциал своего войска.

Существует мнение, что в Мицпе также были собраны книги пророков /после того, как Пятикнижие уже было отредактировано во времена Эзры/, - что предшествовало окончательной редакции и канонизации Ветхого Завета, осуществленной после разрушения Второго храма, что там же постановили завершать еженедельное чтение Торы, чтением подходящего отрывка из Пророков и переводить текст Торы на разговорный арамейский язык для неученой массы. Это мнение не лишено оснований т.к. все эти постановления безусловно могли произвести сильное впечатление на народ и должны были поднять дух народной армии.

Но Иеуда не полагается только на "духовный фактор" и при всей своей твердой вере в божью помощь разрабатывает эффективную военную тактику. Теперь национальная армия - уже не сброд беженцев и партизан, как это было во времена Маттитьяу, а солидная, организованная и обученная армия. Иеуда приказывает, чтобы каждый ополченец, который недавно женился, или выстроил себе дом, или посадил новый виноградник, а также каждый малодушный или робкий возвратился домой - согласно заповеди Торы. В распоряжении Иеуды осталось 6 тысяч смелых и свободных от личных забот воинов, и он, обращаясь к армии, напоминает о героизме предков и тех сражениях древности, в которых многочисленные армии терпели поражения от небольших отрядов, а также перечисляет гонения, которым подвергались евреи со стороны врагов.

"Не забывайте о том позоре!" - восклицает он и бросает воинам клич, с которым они пойдут в бой: "Спасение от Бога!". Он велит трубить в рога и трубы, чтобы ободрить и воодушевить людей.

Главная армия противника стояло как было сказано, у Эммауса. Но Георгий, один из трех полководцев /возможно, один из двух, т.к. Птолемей, согласно II книге Хасмонеев, был "наместником в Сирии и Финикии, и он послал Георгия и Никанора"/, зная о сравнительной малочисленности иудейской армии, решил внезапно напасть на Иеуду. Он выступил ночью с войском в 5 тысяч пехотинцев и тысячей всадников, т.е. силой, равной всей иудейской армии. Иеуда узнал об этом плане через своих разведчиков, избежал встречи с ним, окольными путями добрался до главных сил противника в Эммаусе и напал на это большое войско. Захваченная врасплох, сирийская армия пришла в смятение. Этим воспользовались воины Иеуды; сирийцы понесли большие потери - около 3 тысяч человек. Для большего эффекта евреи подожгли лагерь врага.

В то время, когда Иеуда уничтожал главные силы противника, Георгий, не найдя войска Иеуды там, где предполагал, решил, что евреи бежали, и погнался за ними по горам. Не найдя их, Георгий вернулся в свой лагерь, и увидел, что там пожар. Евреи, опьяненные победой, собирались напасть на него. Георгий, увидев, что армия, более сильная, чем его, не устояла против евреев, не отважился вступить в бой и бежал на землю филистимлян /166 - 165 гг. до.н.э./. Эта военная хитрость Иеуды Маккавея и по сей день восхищает стратегов и говорит о его необычайных военных способностях.

На этот раз победа Иеуды Маккавея была действительно великой и полной. В битвах с Аполлонием и Сероном он одолел сравнительно небольшие силы. Здесь же была блестящая победа шеститысячного добровольческого ополчения нации, не воевавшей почти триста лет, над армией, превосходящей это войско по меньшей мере втрое, а может быть, и всемеро /по данным II книги Хасмонеев, у сирийцев было 20 тысяч человек, а по данным 1 книги Хасмонеев - 47 тысяч/. Кто научил Иеуду и "хасидеев" хитрым военным приемам? Кто сотворил "великое знамение"? Глубокое национальное и религиозное чувство! Уверенность в своей правоте и нечестивости врагов спаяла еврейское войско. Такой уверенности не было у наемных воинов Антиоха. Это и явилось причиной выдающихся побед евреев.

В сирийском лагере иудейские воины захватили богатую добычу: "много золота и серебра, голубые и пурпурные ткани и много добра, и когда они возвратились с битвы, то пели и благодарили Господа, ибо Его блага, и его милость бесконечна" /1 книга Хасмонеев/. Наиболее радостные и торжественные псалмы времен Хасмонеев были сочинены после этой великой победы /псалмы типа "Славьте Господа"/.

Временный правитель Лисий, пославший Георгия против Иеуды, не мог примириться с таким тяжелым и позорным поражением. Он спешно собрал еще большую армию /согласно 1 книге Хасмонеев, 60 тысяч пехотинцев и 5 тысяч всадников/, и уже осенью 165 г. до н.э. выступил навстречу Иеуде не с севера Палестины, как Аполлоний, Серой и Георгий, а с юга, со стороны Идумеи, приближаясь к его лагерю через землю филистимлян и Иудейские горы. Он доходит до Бейт-Цура, что приблизительно в 20 милях от Иерусалима по дороге в Хеврон. За это короткое время войско Иеуды увеличилось: вместе с присоединившимися к нему в последнее время добровольцами в его распоряжении теперь было уже 10 тысяч человек. Он нападает на врага, который превосходит его почти в семь раз, и убивает около 5 тысяч его воинов. Опять большая победа - четвертая по счету.

Иеуда понимал, что он существенно подорвал могущество сирийцев. Они не могли продолжать войну, пока не наберут новую наемную армию. У сирийских царей было только наемное войско, в то время как войско Иеуды Маккавея было народное, добровольческое. В этом был секрет его победы над большими и лучше обученными армиями. Лисий отправился в Антиохию нанимать новое войско, а это нелегко было сделать за короткое время, Победителям открыта была дорога на Иерусалим. Иеуда с братьями решили что наступило время восстановить Иерусалим и Храм в их прежнем качестве политического и религиозного центра нации.

Победители вступили в столицу и поднялись на гору Сион. Ужасное зрелище предстало их взору!.. Они увидели то же, что и евреи, вернувшиеся из Вавилона в дни Зерубавеля и Нехемии. Храм стоял разоренный, жертвенник был осквернен, ворота сожжены: "И притворы поросли травой, как в лесу или на горах, храмовые кельи разрушены". Тогда они пали ниц, надорвали свои одежды, посыпали головы пеплом и громко зарыдали. Псалом Асафа /"Боже! Язычники пришли в удел Твой, осквернили святой Храм Твой, Иерусалим превратили в развалины..."/ передает чувства Иеуды и его воинов, вызванные тем, что "натворил враг в Святыне".

В крепости Акра еще оставались эллинисты-ассимиляторы и стоял сирийский гарнизон. Часть воинов Иеуды осадила крепость, другая же взялась за расчистку Храмовой горы и самого Храма. Камни жертвенника Зевса, выложенные прямо на жертвеннике Яхве, были выброшены в нечистое место. Но как поступить с камнями жертвенника всесожжения, оскверненного греками? Иеуда и его товарищи решили убрать и их, но не выбрасывать, а найти для них место на Храмовой горе, где они будут находиться, пока не появится пророк, который решит, как с ними поступить. В Мишне говорится, что "Хасмонеи временно спрятали камни жертвенника, оскверненного греками и греческими царями", в северо-восточной храмовой келье, построенной не в "святом" а в "мирском" пределе Храма /на это содержится намек в комментарии к Мегилат Таанит, 8/.

На месте разрушенного жертвенника Хасмонеи построили новый - по образу прежнего. Они также обновили светильник, стол для хлебов предложения и алтарь воскурения, вывезенный Антиохом Эпифаном в 170 г. до н.э. Потом священники воскурили фимиам на алтаре и "зажгли лампады в светильнике, чтобы освятить Храм". И 25 кислева 165 г. до н.э., в годовщину запрещения в 168 году ежедневной жертвы, спустя около трех с половиной лет после запрещения Аполлонием соблюдения субботы и праздников, а также богослужений, спустя "половину седьмины" /семилетия/, или "времени, и времен, и полувремен," или "две тысячи триста вечеров и утр", или тысячу двести девяносто дней" /книга Даниила/, снова была принесена ежедневная жертва на новом алтаре в старом Храме, Богослужение возобновилось - иудаизм победил. Эллинизм, деспотически насажденный Антиохом в соответствии с желаниями ассимиляторов, не стал "своим" для евреев.

Иеуда Маккавей и его соратники, с согласия их выдающихся современников, учредили новый праздник - восемь дней Хануки. Торжественное освящение Храма, построенного царем Соломоном, праздновалось лишь семь дней. Чем это объясняется?

Не вызывает сомнений, что праздник освящения /или обновления/ сопровождался возжиганием огней. Уже Иосиф Флавий называет его фота, т.е. "огни", или "лампады". Он так объясняет его название "... в тот день предстала перед нами, подобно свету, неожиданная сила". Но это аллегорически-философское объяснение. Смысл же прост: в тот день "были зажжены лампады в светильнике, чтобы освятить Храм". Так объясняют это авторы 1 и II книг Хасмонеев. Это было "обновление" /освящение/, произвести которое можно было вне Храма, тогда как обновление стола для хлебов предложения и алтаря воскурения должно было совершаться в Храме, Весьма возможно, что кувшин с нечистым маслом, находившийся в Храме, был тогда заменен кувшином с чистым маслом, которое возжигали. Может быть, это послужило источником легенды о "чуде кувшина с маслом", в котором масла должно было хватить лишь на один день, а хватило на восемь дней.

Возможно, в это время была сочинена 118 глава Теилим, которую включили в молитву "Алел" и которую читают полностью во все восемь дней Хануки. В молитве "Шмонаэсре" /18 брахот/ три раза в день в дни Хануки мы повторяем эту молитву: "За чудеса и за спасение, и за могучие деяния, и за избавления, и за войны, которые Ты вел, /защищая/ наших отцов в те дни в это время.

В дни Матитьяу, сына Йоханана, первосвященника, Хашмонаи, и его сыновей, когда преступное царство Йаван поднялось против народа Твоего, Исраэля, чтобы принудить их забыть Тору Твою и нарушать уставы воли Твоей. Но Ты, по великому милосердию Твоему, заступился за них в пору их бедствия. Ты вел их битву, вершил их суд и их возмездие, Ты передал сильных в руки слабых, многочисленных в руки малых числом, и преступных в руки праведных, и творившим зло в руки занимающихся Торой Твоей. Себе же Ты /этим/ создал великое и святое в мире Твоем, а народу Твоему Исраэлю Ты сотворил великое избавление и спасение по сей день. А потом вошли сыны Твои в Святилище Дома Твоего, и освободили Дворец Твой, и чистым сделали Храм Твой, и зажгли светильники в Твоих святых дворах, и установили эти восемь дней Ханука /освящения/, чтобы воздавать благодарение и хвалу великому Имени Твоему. И за все да будет благословляемо v превозносимо Имя Твое, Царь наш, всегда, во веки веков",

Будучи сведущими в Торе и писаниях Пророков, Иеуда и его единомышленники не могли не чувствовать неестественности положения, при котором из всей территории Страны Израиля, обещанной их предкам и бывшей под властью царе^ Давида и Соломона, осталась в руках евреев лишь крошечная Иудея. С тех пор и дс конца династии Хасмонеев одно стремление руководило действиями этой великою семьи: превратить Иудею в Страну Израиля.

Первым делом Иеуда пошел войной против идумеев, которые были на стороне Лисия в его войне с Иеудой и нападали на евреев. Со времени вавилонского пленения идумеи распространили свои поселения и свою власть на всю южную Иудею, так что даже Хеврон был в их руках. Иеуда нанес им серьезное поражение около Маале-Акрабим и захватил большую добычу. Затем он отомстил моавитянам o западноидумейскому племени к югу от Мертвого моря.

Когда Иеуда Маккавей решил вернуться в Иерусалим и заняться организацией своих сил и упорядочением внутренних дел в стране, его встревожили прибывшие и: заиорданского Гилеада и Галилеи курьеры с известием, что язычники нападают не местных евреев и хотят их истребить. Уже были убиты все евреи - тысяча человек земли Тов в Заиорданье. Язычники в Акко, Тире и Сидоне также объединились дл? истребления местных евреев. А в Яффе заманили евреев с женами и детьми на суда, стоящие у берега, якобы предоставляя им возможность плыть куда угодно, с когда суда вышли в открытое море, то потопили все двести человек находившихся на борту, с женами и детьми. Иеуда созывает "Великое собрание", чтобы принят решение о новой и тяжелой войне. По совету Иеуды Собрание решило разделит войско на три части. Три тысячи человек вышли в Гилеад; остальное войске осталось в Иерусалиме, и командующими над этой частью Иеуда назначил Иосиф; бен Зхарию и Азарию.

Шимон разбил силы галилейских язычников и гнал их до ворот города Акко Иеуда же с Ионатаном перешли Иордан и освободили евреев Гилеада и Галилеи. С трубными звуками и пением вернулось войско Иеуды вместе с галилейскими евреями в Иерусалим. Велика была радость народа. Возможно, что тогда-то и бы; сочинен псалом 118:

Из тесноты воззвал я к Господу, И услышал меня и на просторное место Вывел меня Господь ... Все народы осадили меня, Но именем Господним Я низверг их

Окружили меня, как пчелы, И угасли, как огонь в терне - Именем Господним я низверг их!

Иеуда продолжал воевать за независимость страны. Ему пришлось вторично воевать с идумеями. Он пытался проникнуть в страну филистимлян с юга. Заняв Хеврон, захваченный в свое время идумеями, Иеуда разрушил его крепость и сжег все башни города. Нам неизвестно, как долго продолжались войны Иеуды - полтора ли года /с зимы 165 г. до лета 163 г. до н.э./, или меньше. Быть может, в промежутках, т.е. между войной первой с идумеями, моавитянами и аммонитянами и войной в Галилее и Гилеаде и второй войной с идумеями, установился на некоторое время мир в стране. Это время использовал Иеуда, хасидеи и "писцы" /софрим/ - его сподвижники и поборники в деле борьбы за религию - на собирание частей Священного писания.

В тот же период в самой Сирии шла внутренняя борьба за власть между полководцами. В этих условиях в 163 году до н.э. полководец Лисий согласился на перемирие с Иудеей, по которому евреи получали полную свободу вероисповедания и полную внутреннюю автономию.

В 162 году до н.э. новым царем Селевкидов Деметрием 1 было направлено в Иудею сильное войско во главе с полководцем Баххадой, которое овладело Иерусалимом. Правителем Иудеи был назначен Никанор. Несмотря на успехи, сирийцы искали компромисс с евреями. Однако в процессе этих поисков выяснилось, что хасмонейская партия не признает никакого священника, назначенного царскими властями, и что она готова вести борьбу до полного устранения от руководства всех тех, кто сотрудничает с эллинистическими властями. Тогда опять возобновились бои. По дороге в Иерусалим у Адиса под Бет-Хороном Иеуда Маккавей одержал над сирийцами большую победу. Никанор пал в бою, Иерусалим вновь был освобожден.

Одним из средств получения полной независимости, считал Иеуда Маккавей, должен быть союз с Римской империей, В 161 году до н.э. по решению Римского сената был заключен договор о дружественном нейтралитете и взаимной обороне. По этому договору Римская империя признала полную независимость Иудеи под властью Хасмонеев,

Война Хасмонеев продолжалась. Она перестала быть войной за свободу религии и культуры. Ни один сирийский царь после Антиоха Эпифана больше не пытался эллинизировать евреев и заставить их отступиться от своей веры. Поэтому теперь изменилась цель войны Хасмонеев: она превратилась в войну за независимость и вылилась в борьбу за власть между национально-политической партией и ассимиляторами, которые одобряли некоторое подчинение сирийцам. Неудивительно поэтому, что среди воинов из лагеря Хасмонеев, и как раз из наиболее фанатичных поборников религиозной независимости, было много таких, которые считали войну уже законченной после больших уступок Лисия. К их числу относятся хасидеи и "писцы", сведущие в Священном писании и комментариях. Они считали, что снова созданы условия для спокойного внутреннего развития Иудеи, как это было до нечестивого Антиоха - при персах, Птолемеях и первых Селевкидах.

Лишь приверженцы национально-политического движения, в особенности семейство Хасмонеев и большая часть армии, следовавшей за ним, понимали, что культурной автономии без полной политической свободы быть не может, что политическая ситуация уже совсем не та, какой она была в "доброе старое время", и теперь уже не сможет маленькая Иудея не быть втянутой в бурное течение политических событий, потрясающих всю Переднюю Азию,

В 160 году до н.э. в неравном бою с Селевкидами пал смертью храбрых Иеуда Маккавей. После его гибели дело продолжали братья Шимон и Ионатан. Силы Маккавеев в процессе длительных войн сильно ослабли. Поэтому они вынуждены были вернуться к тактике партизанской войны. Селевкиды имели некоторые успехи, но восстание иудеев продолжалось. При правлении Деметрия 1 восставал против него сирийский полководец Балас. Его союзником стал Ионатан. Александр Балас назначил Ионатана первосвященником Иудеи и возвел его в звание "друга царя". Ионатан участвовал во всех военных операциях против Деметрия 1, затрагивающих интересы иудеев.

После смерти Александра Баласа в 145 году до н.э. победа досталась его противнику Деметрию II. Ионатан вынужден был идти на соглашение с победителем. Сам Деметрий II, в свою очередь, в условиях, когда междоусобная борьба продолжалась, был заинтересован в поддержке со стороны евреев. Деметрий II утвердил Ионатана на пост первосвященника и согласился на присоединение к Иудее трех областей на юге Самарии с преобладающим еврейским населением,

Однако Ионатан как опытный дипломат и полководец вскоре примкнул к противнику Деметрия II Трифону, который правил Сирией от имени малолетнего Антиоха VI, сына Александра Баласа. Трифон назначил на важный государственный пост Шимона. Шимон овладел Яффским портом под предлогом, что жители хотели сдать этот город полководцу Деметрию.

Ионатан не удовлетворился военными победами, он занимался укреплением Иерусалима и других городов в Иудее. Он также возобновил союз с Римом и установил дружественные отношения со Спартой.

Трифон, которого насторожила и испугала активная политическая деятельность Ионатана, обманным путем захватил его в плен. А когда Шимон со своим войском выступил против Трифона, Ионатан был казнен.

Период правления Ионатана был решающим для хасмонейской Иудеи. За эти годы Иудея окончательно добилась политической самостоятельности, она играла значительную роль в Сирии, оказывая воздействие на судьбы всей Селевкидской державы. Военным и политическим действиям Ионатана почти неизменно сопутствовал успех, и он весьма искусно умел использовать внутренние затруднения Сирийского царства в интересах Иудеи. Самым существенным и прочным территориальным приобретением было присоединение Южной Самарии и Экронской области. Фактически евреи овладели также Яффским портом. Их влияние распространилось и на другие эллинистические города южного побережья страны.

В 142 году до н.э. соперник Трифона Деметрий II согласился полностью освободить Иудею от уплаты дани, что равнялось признанию ее независимости. И действительно, этот год стал считаться первым годом независимости Иудеи. После двадцатипятилетней упорной борьбы Иудея стала суверенным государством.

Шимон продолжал развивать в различных направлениях начатое его братьями дело. Ему пришлось вступить в борьбу с теми представителями Селевкидской династии, которые относились враждебно к независимости Иудеи и к расширению ее границ. В целях обеспечения стратегического положения Иудеи он старался уничтожить последние позиции врага в стране и приобрести доступ к морю путем окончательного присоединения Яффского порта.

Уже в начале своего правления Шимон возобновил союз с Римской республикой и со Спартой. В своем послании к различным государствам и городам восточного побережья Средиземного моря в 142 году до н.э. один из римских консулов сообщил о возобновлении союза с Иудеей и просил эти страны не давать убежища врагам Шимона. Однако союз с Римом, заключенный Шимоном, не мог послужить серьезным препятствием для враждебных элементов в Селевкидском царстве, стремившихся уничтожить молодое еврейское государство. После того, как Деметрий II был захвачен в плен парфянами, его наследником стал Антиох VII Сидет, последний выдающийся представитель дома Селевкидов. В первые годы своего царствования, когда его положение еще не было прочным, Антиох старался поддерживать тесную дружественную связь с Шимоном. Он утвердил его статус, признал его территориальные завоевания и даже разрешил ему чеканить свою собственную монету.

Но, утвердившись на престоле, он расторгнул союз с Шимоном и решил ограничить его влияние, вновь превратив его в вассала Селевкидов. В первую очередь Антиох настаивал на возвращения Яффы, Гезера и Иерусалимской крепости или на уплате дани. Обе стороны не пришли к соглашению, и царь отдал приказ правителю прибрежной полосы начать военные действия против Иудеи из базы Явне /Ямнии/. Иудейская армия, насчитывавшая двадцать тысяч бойцов - в том числе конницу - под командованием сыновей Шимона, Иуды и Иоханана, вышла навстречу врагу и одолела его в тяжелом бою, Антиох Сидет не пытался больше при жизни Шимона вмешиваться в дела Иудеи.

Старания Шимона придать своему правлению законные формы и закрепить наследственность династии Хасмонеев увенчались успехом, и народное собрание признало его преемником Ионатана. Однако Шимон не довольствовался этим актом. В 140 году до н.э. он созвал в Иерусалиме Великий Собор, "Кнесет гдола", который утвердил его в качестве главы народа /"этнарха"/, первосвященника и главнокомандующего. Это назначение было наследственным и должно было передаваться его потомкам - "до того как явится истинный пророк". На Шимона была возложена ответственность за богослужение и содержание Храма. Было установлено также, что все договоры будут составляться от его имени. Постановления Великого Собора стали краеугольным камнем хасмонейского государственного строя. Шимон стремился привлечь на свою сторону даже те круги, которые противились политике Хасмонеев и ее целям. Одним из них был зять Шимона Птолемей, которого он назначил правителем Иерихона.

При содействии Антиоха Сидета Птолемей решил овладеть престолом этнарха. Заманив Шимона и его двух сыновей - Маттитьяу и Иеуду - к себе на пир, он убил их. Однако это убийство не привело его к желанной цели. Чувство привязанности к Хасмонеям было глубоко укоренено в народе. Оставшийся в живых сын Шимона Иоханан Гиркан, правитель Гезера, без труда овладел всей Иудеей.

Так после двадцатипятилетних упорных войн евреев, под руководством Хасмонеев, Иудея стала суверенным государством. Важнейшей причиной победы Хасмонеев является тот факт, что их многолетняя борьба была поддержана народными массами, которые готовы были идти на любые жертвы ради своей национальной самобытности, своей культуры, религии и традиционных заветов, хотя среди высших общественных слоев было незначительное меньшинство, готовое идти по пути эллинистической ассимиляции.

Важным фактором в успешной борьбе Хасмонеев была поддержка иностранных держав, особенно Рима, который был заинтересован в ослаблении Селевкидской эллинистической державы.

Немалую роль играло и то, что лично Иеуда Маккавей и его братья были прекрасными, опытными, талантливыми полководцами и замечательными дипломатами.

'Тридцать лет вели борьбу, проявив такую стойкость и такую любовь к свободе, каких почти не знает история человечества. Это первая в современном смысле борьба за свободу, и она послужила примером для многих последующих движений" /Говард Фаст/.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=