Гринберг Э.

История еврейского народа в эпоху Второго Храма

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=

ВВЕДЕНИЕ.

В древнейшей истории еврейского народа центральное место принадлежит эпохе Второго Храма.

Первый Храм был разрушен вавилонянами в 586 году до н.э. В 538 году до н.э. персидский царь Кир завоевал государства Ближнего и Среднего Востока. Он позволил евреям диаспоры вернуться на родину предков и построить в Иерусалиме Второй Храм.

Вернулись в Иудею (персы называли страну Яхуд) свыше 40 тыс. евреев, которые поселились на площади 4 тыс. кв. км. вокруг Иерусалима.

Прошло несколько сот лет - и этот маленький народ, ведя непрекращающуюся борьбу за свою веру и свободу, поднимается все выше и выше, выходит на передний край истории человечества и вносит не имеющий равных по своим масштабам вклад в мировую культуру.

Именно в эпоху Второго Храма (538 г. до н.э. - 70 г. н.э.) были оформлены и распространены Письменная и Устная Тора. Была заложена та величайшая духовная основа, которая помогла еврейскому народу выдержать тяжелый гнет и страшные испытания почти 2-тысячелетней диаспоры, не раствориться среди других народов, сохранить и возродить свое национальное самосознание, совершить не имеющее аналогов в мировой истории чудо - вернуться на землю предков и возродить свою историческую Родину.

ПОД ПЕРСИДСКИМ ВЛАДЫЧЕСТВОМ

1. Вавилонское пленение.

2. Декларация Кира и возвращение в Сион.

3. Процесс строительства Второго Храма.

4. Деятельность Эзры и Нехемии.

Расцвет Еврейского государства был достигнут при царях Давиде и Соломоне /1004 - 928 гг. до н. э./. При царе Шауле только начиналось формирование государственного аппарата - это значит, что абсолютную независимость наше государство имело около 80 лет. Царь Давид сумел создать единое сильное государство при наличии благоприятных внутренних и внешних условий.

После смерти Соломона Мудрого возникло два еврейских государства: на севере страны Исраэльское со столицей в Шомроне (Самария) и на юге страны Иудея со столицей в Иерусалиме.

После разгрома Исраэльского государства в 720 г. до н.э. Иудея еще существовала как государство. Но она была зависима в той или иной степени от более сильных соседей - Египта, Ассирии, Вавилона. Указанные государства облагали Иудею данью, но в области религии ограничений не было. Храм, построенный во время Соломона, функционировал с учетом требований Торы.

В 586 году до н.э. Иудейское царство было завоевано вавилонянами. Храм был разрушен. Впервые возникает еврейское рассеяние, или диаспора, т.е. некоторое число еврейских общин в Египте, Вавилоне и в Малой Азии, сохранивших свой национальный облик и свое исконное культурное наследие за пределами Родины.

О положении Иудеи после 586 года до н.э. нет почти никаких данных. В отдельных источниках упоминается лишь, что была изгнана наиболее культурная часть населения, только мелкое крестьянство и виноградари были оставлены вавилонянами в стране.

До нас дошла 137 глава Теилим - "При реках вавилонских - там сидели мы и плакали, когда вспоминали Сион" и "Плач Иеремии" - сборник элегий о разрушении Иерусалима. По всей видимости, сочинение этих произведений в галуте было следствием того, что самая образованная часть населения была изгнана.

В период вавилонского пленения произошел перелом в религиозном сознании еврейского народа. Исчезли признаки идолопоклонства и фетишизма, были устранены пережитки хананейских и финикийских культов. Богослужение с жертвоприношением в Храме было заменено молитвами и народными собраниями, ставшими прототипами будущих синагог.

Безусловно, эти религиозные реформы были связаны с надеждами на скорое падение Вавилона и возвращение в Иудею. Но одновременно стало заметным влияние вавилонской культуры на жизнь евреев.

Еврейский шрифт был заменен арамейским, принятым в Ассирийской, Вавилонской и Персидской империях. Чувствовалось и литературное влияние Вавилона. Двенадцать месяцев года получили вавилонские названия, на арамейском языке был написан ряд религиозных трактатов.

Для централизации государственного аппарата последний нововавилонский царь Набонид /556-539 гг. до н.э./ провел культовые реформы в главных храмовых городах империи. Он объявил верховным божеством бога луны Сина, одного из богов вавилонского пантеона, культовым центром которого был город Харран в Северной Сирии. Это мероприятие вызвало возмущение всего жреческого сословия и ускорило падение Нововавилонского царства. Ведь жрецы в древности были самой образованной и активной частью населения.

Вавилонское государство было завоевано персидским царем Киром почти без сопротивления. Персия - это первоначальное название гористой области Мидии, Кир захватил Мидию и создал могущественную империю, которая охватила огромные территории, где ныне простираются земли стран Персидского залива, долины Инда, Тигра, Куры, Каспийского моря, а также Таджикистан, Афганистан и т.д.

Первое упоминание о персах в еврейской литературе мы находим у пророка Ихезкиеля, в начальный период вавилонского пленения.

Кир основал первую династию правителей огромной персидской империи. Геродот писал, что народы называли его своим отцом. Хвалебные слова о Кире мы находим и в высказываниях пророка Даниила.

Это почти единственная светлая личность среди властителей Востока. История не сохранила, во всяком случае, рассказов о каких-либо его жестоких поступках.

Появление победоносной армии персидского царя Кира у границ Вавилонии /539 г. до н.э./ породило у иудейских изгнанников надежду на близкое избавление. Кир отменил все реформы Набонида и тем самым завоевал доверие жрецов старинных городов Вавилонии. Жрецы стали верной опорой персидской власти. Во всех храмах приносились жертвы за здравие царя.

Отношение Кира к национальным святыням подвластных народностей было, безусловно, необычным явлением именно в эпоху, отличительной чертой которой было насильственное навязывание покоренным народам культа и культуры завоевателей. С самого начала своего царствования Кир реставрировал традиционный культ вавилонских богов, о чем говорит надпись на знаменитом "цилиндре Кира" /539-538 гг. до н.э./. Политика Кира последовательно проводилась и всеми его преемниками.

В соответствии с этой политикой Кир опубликовал в начале 538 года декрет, разрешавший изгнанникам Иудеи возвратиться в Иерусалим и восстановить разрушенный Храм. Этот декрет дошел до нас в двух редакциях. Одна из них - на еврейском языке /книги Эзры (Ездра), 1.2-3; Вторая книга Хроник, гл.36,23/, в той форме, в которой его объявили во всеуслышание царские глашатаи. Другая - на арамейском языке /Книга Эзры, 3-5/ в форме записи, хранившейся в архиве государственной канцелярии в старинной персидской столице Экбатанах.

В дословном переводе еврейский текст гласит "Так сказал Корэш, царь Параса: Все царства земли дал мне Господь Бог небесный и повелел Он мне построить Ему дом в Йэрушалайиме, что в Йэудее. Кто из вас, из всего народа Его, который поднимается в Йэрушалайим, что в Йэудее, и отстроит дом Господа Бога Йисраэйлева, Того Бога, что в Йэрушалайиме, - да будет Бог его с ним! А всякому, кто остался, во всех местах, где бы он ни жил, пусть помогают тому живущие в том месте серебром и золотом, имуществом и скотом вместе с пожертвованием для дома Божья, что в Йэрушалайиме".

Далее пишет Эзра: 'И поднялись главы семейств Иэуды и Биньйамина, и священники, и Левиты - все, чей дух побудил Бог подняться отстраивать дом Господен, что в Йэрушалайиме. А все окружающие их помогали им серебряной утварью, золотом, имуществом и скотом, и ценностями, кроме добровольных пожертвований /для Храма/. А царь Корэш /приказал/ достать утварь дома господня, которую Невухаднеццар вывез из Йэрушалайима, и поместил ее в капище богов своих. И достал ее Кореш, царь Параса, через Митридата, казначея, и отсчитал их тот Шэйшбаццару, правителю Йэудеи. И вот их число: чаш золотых тридцать, кубков серебряных двойных четыреста десять, остальных сосудов тысяча, всей все утвари золотой и серебряной пять тысяч четыреста. Все это привез Шэйшбаццар во время исхода изгнанников из Бавзля в Иэрушалайим." /Эзра, глава 2/.2

Значительную роль в поднятии духа изгнанников, в привлечении их к идее возвращения на родину и восстановления былой мощи Иудеи сыграл "Второисайя". Этим именем научная литература, занимающаяся исследованием Библии, называет анонимного пророка второй половины VI века до н.э., произведения которого собраны в главах 40-61 книги Исайи. Лейтмотивом его проповедей было утверждение, что "грех отцов", который, по мнению многих, тяготел над изгнанниками, уже искуплен и что Кир - избранник Бога Израиля и его орудие для восстановления Иудеи. Всеобщее воодушевление вылилось в народное движение "Возвращение в Сион" /"Шиват - Цион"/ - беспримерное в истории того времени явление. Из всех народов, депортированных Ассирией и Вавилонией, только евреи вернулись на родину.

Но не все изгнанники готовы были вернуться. Некоторые успели обжиться и прочно обосноваться на новом месте, и мысль о возвращении в разгромленную Иудею их отнюдь не привлекала. Среди них преобладали, по всей вероятности, лица, которые не оставили в Иудее никаких земельных владений или приобрели в Вавилонии значительное состояние. Большинство возвратившихся составляли представители знати и, в первую очередь, коаним /священники/ и левиты /служители Храма/. С восстановлением Храма они надеялись возвратить себе былую значимость.

Первая группа, насчитывающая несколько тысяч человек, включая женщин, детей и рабов, покинула Вавилонию в 538 году до н.э. Ее возглавляли: первосвященник Иегошуа и внук царя Иегояхина Зерубавель, который был позднее назначен персидским наместником в Иудее,

Декрет Кира относился лишь к Иерусалиму и Иудее; бывшее Исраэльское царство вообще не было упомянуто. Иерусалим и Иудея, очевидно, воспринимались Киром как Храмовый город с прилегающей к нему областью, наподобие храмовых городов-государств, столь характерных для Месопотамии. Эта концепция повлияла на определение границ нового поселения и на правовое положение Иудеи, называвшейся в период персидского владычества по-арамейски Яхуд.

Большинство возвратившихся поселилось в Северной Иудее, города которой не подвергались разрушению в 586 году. Некоторые все же направились в Иерусалим и его окрестности, несмотря на их плачевное состояние.

Первой заботой новоприбывших было возведение алтаря и очистка Храмовой территории от покрывающих ее груд обломков и пепла для того, чтобы приступить затем к постройке Храма - символа национальной независимости Иудеи. Но работы эти шли не быстро. Помехой им были столкновения с соседями, осевшими в Иудее, в особенности с самаритянами. Среди этих народностей с течением времени образовались своя аристократия и свои влиятельные имущие круги, находившиеся в тесной связи с персидским наместником и его приближенными. Несмотря на распространенный среди них религиозный синкретизм, заключавшийся в смешении племенных обычаев с местным религиозным культом, они, в основном, придерживались иудейской религии. Считая себя наследниками колен, составлявших Исраэльское царство, и, таким образом, интегральной частью всего народа, они требовали сделать их полноправными участниками восстановления Храма.

Однако иудеи, возвратившиеся из Вавилона, были носителями ярко выраженного национального самосознания, сформировавшегося в условиях вынужденного пребывания на чужбине. В галуте возникли резко очерченные разграничения между потомками изгнанников, ревностно хранившими заветы религии, и окружающими народами, поклонявшимися другим богам. Эта усиливающаяся тенденция к национально-религиозной обособленности, перенесенная в Иудею, вызвала - с первых же дней - серьезные конфликты с местными жителями.

В книге Эзра сказано: "И наступил седьмой месяц, - а сыны Йисраэйлевы были в городах, - и собрался Йэрушалайим весь народ как один человек. И поднялся Йэйшуа бэн-Йоцадак и братья его, священники, и Зеруббавэл бен-Шеалтиэйл, и братья его, и построили они жертвенник Богу Йисраэйлеву, чтобы возносить на нем жертвы всесожжения как написано в Торе Мошэ, человека Божьего. И установили они жертвенник на месте его, ибо были они в страхе перед народами других стран: и возносили они на нем всесожжения Господу, жертвы всесожжения по утрам и вечерам. И устроили они праздник Суккот, как написано, и /возносили/ ежедневные жертвы по числу, /указанному/ в законе, каждую - в свой день. А затем - всесожжение постоянное и в /начале каждого/ месяца, и во все священные праздники Господни, и для всех, кто дает приношения Господу по воле своей. С первого дня седьмого месяца начали они возносить всесожжения Господу, но Храм господний все вместе будем строить Господу Богу Йисраэйлеву, как повелел нам царь Корэш - царь Параса." /Эзра, глава 41/.

Желание самаритян принять участие в постройке Храма было категорически отклонено возвратившимися из изгнания. Главы Самарии пустили в ход свои связи с персидскими властями и добились приказа приостановить строительство. Начатые работы по восстановлению Храма были прекращены до 520 г. до н.э., второго года царствования Дария.

Приход Дария к власти произошел на фоне всеобщего восстания, потрясшего и едва не разрушившего основы Персидской империи. Эта политическая катастрофа возродила мессианские чаяния в Иудее и привела к новому пророческому подъему, выразившемуся в деятельности двух пророков - Хаггая /Аггея/ и Зехарии. Они призывали к тому, чтобы ускорить возведение Храма, видя в этом первый шаг к восстановлению "царства дома Давидова", и предвещали полное избавление от чужеземного ига. "Отпрыском дома Давидова" был, в их представлении, Зерубавель, в назначении которого наместником Яхуда они усматривали начало осуществления их надежд.

Хаггай и Зехария и, несколько позже, анонимный пророк, называвший себя "Малахи" - "мой вестник" /"вестник Бога"/, - были последними представителями пророческого движения, начало которому положили Амос и Исайя.

На втором году царствования Дария в государственном архиве в Экбатанах была найдена копия декрета Кира. На этом основании работы были возобновлены, и на шестом году царствования Дария /516 г. до н.э./ завершилась постройка Храма -почти через семьдесят лет после его разрушения.

В Иерусалимском Храме, как и в храмах других областей Персидской империи, приносились жертвы, сопровождавшиеся молебнами за здравие царя и за здравие его семьи. Этот обычай соблюдался почти во все годы существования Второго Храма, исключая период Хасмонеев. Он символизировал безоговорочную зависимость Иудеи от персидских царей, а впоследствии - от греческих и римских властителей. Из текста книги Захарии можно заключить, что в этот период впервые намечаются некоторые разногласия - на почве разделения полномочий - между первосвященником Иегошуа и Зерубавелем, потомком Давида, и в то же время наместником персидского царя. Права и полномочия, предоставленные служителям Храма, и постоянная поддержка их со стороны персидских властей разрешили спор о верховной внутренней власти в пользу первосвященника. Зерубавель больше не упоминается. Значение "отпрысков дома Давидова" и связанных с ними мессианских чаяний тем самым стушевывается,

Административная структура Иудеи получает в годы царствования Дария /522-486 гг. до н.э./ свое окончательное оформление. Она сохранилась на протяжении почти двухсот последующих лет персидского владычества.

Яхуд был одной из провинции Абар-Нагара /Транс-Евфратии/; он управлялся наместником, административный центр которого находился, по-видимому, в Иерусалиме.

Яхуд граничил на севере с Самарией, а на юго-западе к нему примыкала Филистия - Ашдод. Что касается Заиорданья, то для установления его административной принадлежности не имеется достаточно данных. Иудее была предоставлена широкая внутренняя автономия. Руководили ею первосвященник и главы влиятельных семей.

Долголетнее царствование Дария было для Иудеи периодом продолжительного спокойствия, оказавшим благотворное влияние на экономику. Наряду с земледелием и скотоводством развиваются сопряженные с ними промыслы -ткацкое и красильное дело, виноградарство, производство оливкового масла и молочное хозяйство. Немало способствует благосостоянию и участие в международной торговле, широко развитой персидскими властями. Однако тяжелым бременем на население ложатся поборы, от которых больше всего страдают мелкое крестьянство и городская беднота. Земельная собственность и торговый капитал все более и более концентрируются в руках немногочисленных семей; по мере того как малоимущие все чаще переходят на положение арендаторов и рабов, острее ощущается социальное неравенство.

В переписи населения времен Дария упоминаются города не только в наделах Йеуды и Биньямина, но и Бет-Эль в Эфраиме и селения на севере приморской полосы. В общей сложности в переписи насчитывается свыше 40000 душ; это число соответствует, вероятно, народонаселению Иудеи в первые десятилетия после "Возвращения в Сион".

Естественный прирост и возвращение изгнанников из Вавилонии приводят к увеличению численности еврейского населения и вне официальных границ провинции Яхуд - в городах Эфраима, в приморской полосе и в Саронской долине. Наблюдается постепенное сближение с "народами страны", которых в начале так чуждались "возвратившиеся из изгнания". Число смешанных браков растет, особенно в кругах высших сословий.

Переломным этапом в истории Иудеи в период Возвращения был 458 год до н.э., год прибытия новой группы иммигрантов из Вавилонии, спустя 80 лет после начала Возвращения. Во главе этой группы, состоявшей из нескольких тысяч человек, стоял Ээра /Ездра/, который носил звание "софер" /писец/, обозначавшее, как полагают, звание высокого чиновника персидского царя. Он был снабжен "ништеваном" - грамотой, выданной ему царем Артаксерксом. Эта грамота разрешала всем иудеям, проживавшим в Вавилонии, вернуться на родину и облекала Эзру полномочием объявить законы Торы гражданским уложением Иудеи, нарушение которого влекло за собой соответствующее наказание. Для проведения этой реформы Эзра имел право назначать судей, которые должны были творить суд согласно законам Торы.

В то же время вновь обострились отношения Иудеи с самаритянами, которые не замедлили обратиться с доносами к персидским властям. При обычной подозрительности персидской бюрократии ко всему, что происходило в далеких сатрапиях такие доносы всегда оказывали определенное действие, и политическое положение вследствие этого ухудшилось. В этот, критический для Иудеи, момент в Иерусалим прибыл Нехемия /Неемия/, знатный вельможа при дворе Артаксеркса 1 в Сузах.

Его дневник и книга Ээры, включенные в библейский канон, служат главными источниками, рассказывающими об этой эпохе. Нехемия добился у царя назначения его наместником Иудеи и разрешения восстановить полуразрушенный Иерусалим. Его полномочия были точно определены. На основании своего назначения, он мог проводить мероприятия, опираясь, в случае надобности, на персидский гарнизон.

Прибыв в Иерусалим в 445 году до н.э., он сумел сплотить народ. Город было необходимо обнести новой крепостной стеной. Задание было выполнено в порядке добровольной мобилизации. Жители Иерусалима и провинциальных городов приняли посильное участие в работах, и постройка стены была закончена в сравнительно короткий срок.

Самаритянская аристократия, во главе с Санбаллатом, назначенным персидскими властями наместником Самарии, не хотела мириться с фактом усиления Иудеи и пыталась подорвать влияние Нехемии. Санбаллат объединился с главами других провинций, а также с иерусалимской знатью и с первосвященником Храма - Эльяшивом. Все члены этой группы состояли в родстве друг с другом. Внук первосвященника, например, был женат на дочери Санбаллата, и вообще значительная часть иерусалимской аристократии имела самаритянских жен из тех же кругов.

Враждебность знати к Нехемии особенно усилилась после проведенных им социальных реформ, в первую очередь освобождения впавших в рабство крестьян вместе с их землями. Руководящие круги Иерусалима перешли по отношению к Нехемии в оппозицию, но народные массы, видевшие в нем своего защитника и покровителя, стали, как выявляется из документов, всецело на его сторону.

После окончания фортификационных работ, в праздник Суккот, когда, согласно обычаю, жители Иудеи совершали паломничество в Иерусалим, было созвано всенародное собрание. Ээра, который до этого момента не упоминается в дневнике Нехемии, читал и объяснял собравшимся законы Торы. После этого, как и во времена Иошиягу /622-621 гг. до н.э./, был заключен договор о строгом соблюдении этих законов. Этот договор был подписан духовенством и иудейской знатью, очевидно, под давлением Нехемии и народного собрания.

Самые важные обязательства договора: не родниться с окружающими народностями - пункт, явно направленный против иерусалимской знати, семьи первосвященника и их высокопоставленных самаритянских родичей; соблюдение субботы как общеобязательного дня отдыха - социальное нововведение, не имевшее аналога у других народов; забота о поддержке Храма и его служителей - с целью освободить его со временем от подчинения персидским чиновникам.

Нехемия занимал пост наместника Иудеи до 432 г. до н.э., когда он был вызван к персидскому царю. В Иерусалиме не было известно, вернется ли он в Иудею и будет ли возобновлено его назначение. Во время его поездки в Персию недовольные им круги во главе с первосвященником Эльяшивом пытались ликвидировать его реформы, в первую очередь социальные, и нарушить заключенный договор.

Пребывание Нехемии в Персии длилось недолго, и после возвращения в Иудею он возобновил свою реформаторскую деятельность. Борьба против семьи первосвященника усилилась, и Нехемия изгнал из Иерусалима сына Эльяшива, который был зятем Санбаллата. Так начался процесс религиозного и национального обособления самаритян.

Все же в течение ряда поколений продолжалась тесная связь самаритян с Иерусалимским Храмом, и лишь после завоевания Палестины Александром Македонским они окончательно отошли от Иерусалима и основали свой Храм на горе Гризим, вблизи древнего города Шхема. Однако религиозные принципы самаритян мало чем отличались от иудейских, несмотря на то, что между самаритянской версией Торы, написанной древнееврейским /финикийским/ шрифтом, и еврейским традиционным /масоретским/ текстом, написанным квадратным "арамейским" алфавитом, имеются некоторые различия,

В самаритянской Библии в роли культового центра фигурирует не Иерусалим, а Шхем, а вместо горы Тория - гора Гризим,

Деятельность Ээры и Нехемии, охватывавшая все стороны государственной, социальной, экономической и культурной жизни Иудеи, оказала глубокое влияние на ее быт и строй на протяжении многих последующих поколений.

Сто лет, отделяющие эпоху Нехемии от завоевания Палестины Александром Македонским, не отражены почти ни в каких источниках. Обнаружение элефантинских папирусов конца пятого века до н.э. отчасти пролило свет на этот период, благодаря содержащемуся в них указанию на влияние и значение иерусалимских первосвященников того времени. Несмотря на прерогативы персидского наместника, внутреннее управление фактически находилось в руках первосвященника и знати /"хеврей Иеуда"/. Их влияние выходило далеко за пределы Иудеи и простиралось на все еврейские общины в рассеянии, которые к этому времени разрослись и увеличились в числе. Некоторые исследователи считают, что к концу персидской эпохи полномочия наместника всецело перешли к первосвященнику.

В эту эпоху Иудея включилась в торговую систему Персидской империи, охватывавшую также Грецию, Финикию и Аравию. Черепки и целые сосуды, изделия Аттики V и IV вв. до н.э. обнаруживались почти при каждой раскопке селений персидской эпохи. Одновременно с расцветом торговли развивались и ремесла, часть продукции которых шла на вывоз. Каждое ремесло было, по-видимому, традиционным наследственным семейным занятием. В городах отдельные ремесленные цехи концентрировались в определенных кварталах. Иногда целая группа селений какой-либо области специализировалась в том или ином ремесле из-за близости источника сырья - глины, оливковых рощ или бальзамовых деревьев и т.п. - как, например, те селения, остатки которых были обнаружены во время раскопок в Эйн-Геди, на берегу Мертвого моря.

Изучение и редактирование текстов библейских книг, которые во времена Первого Храма были сосредоточены в руках священников и левитов, становится в этот период занятием особого сословия "софрим", т.е. писцов или ученых.

Они же занимались разъяснением законов и основанием школ. Их деятельность в течение ряда поколений положила основу толкованиям библейских законов, известным позже под названием "Устного учения" /Тора ше-беал-пе/. В тот период уже существовало несколько центров еврейской диаспоры. Старейший из них был в Вавилонии, где, как показывают документы вавилонского банкирского дома Мурашу конца V века, евреи продолжали играть значительную роль в экономической жизни страны.

О евреях Египта имеются более обильные сведения. Возможно, евреи начали селиться в Египте еще до вавилонского пленения. Во всяком случае, в VI веке до н.э. уже существовал "божий дом" на острове Элефантине /Ев/, в среднем течении Нила, недалеко от Асуана, где находилось военное поселение, по-видимому, для охраны южных границ империи. Много сведений об этой иудейской колонии в V-IV вв. содержится в элефантинских папирусах, обнаруженных в начале нашего века. Несмотря на то, что еврейская колония имела свой Храм, она находилась в тесном контакте с Иерусалимом. Из Иерусалима получались религиозные предписания, например, точное время празднования Пасхи. Когда египтяне напали на элефантинский Храм, община обратилась за помощью к персидскому наместнику Яхуда, к иерусалимскому первосвященнику и к сыновьям наместника Самарии Санбаллата. Имеются также сведения о еврейских поселениях на севере Египта, в районе Дельты.

Связь между диаспорой и Иерусалимом крепнет в продолжение последующих веков и в эллинистический период становится одной из характерных черт еврейской истории.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=