=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ=


Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме

по материалам трехтомника М.Штерна, Москва-Иерусалим, 1997-2002
Жду Ваших писем!

XXIX. АПОЛЛОНИЙ МОЛОН

ТЕКСТ № 46

ТЕКСТ № 48

ТЕКСТ № 49

ТЕКСТ № 50

Первый век до н.э. Аполлоний Малом, известный ритор, родился в Алабанде в Карий. Позднее основным центром его деятельности стал остров Родос. Во времена Суллы Молон был выбран родосцами, чтобы представлять их город перед римлянами. Некоторые из наиболее выдающихся римлян, в том числе Цицерон и Цезарь, были на Родосе среди его учеников. Аполлоний Молон, кажется, первый греческий писатель после Гекатея, о котором сообщается как о написавшем отдельную книгу о евреях. Наиболее значительный фрагмент его труда был передан в сочинении его современника Александра Полигистора и сохранен Евсевием в его Евангельском приуготовлении. Иосиф считает Аполлония фанатичным ненавистником евреев, источником вдохновения для желчного Апиона, не уступающим последнему в ненависти к евреям. Он пытается принизить интеллектуальные способности Аполлония и его характер (N 50), в противоположность Плутарху (Цезарь, 3), который осыпает Молона похвалами. Из цитируемых Иосифом фрагментов мы узнаем, что Аполлоний обвиняет евреев в ксенофобии и замкнутости, утверждает, что Моисей был обманщиком и что иудейский Закон не научил ничему хорошему. Аполлоний приписывает евреям одновременно и трусость, и храбрость отчаяния. Согласно Аполлонию, евреи были наименее способными среди варваров и единственным народом, не внесшим ровным счетом ничего в сокровищницу человеческой цивилизации.

Однако Иосиф говорит, что Аполлоний не сочинял последовательного обвинения против евреев, но разбросал упреки им по всей книге. Фрагмент, сохраненный у Евсевия, не содержит каких-либо явных признаков враждебности евреям То, что Аполлоний рассказывает здесь о прошлом еврейского народа, косвенно зависит от библейского повествования. Толкование, которое он предлагает для имени второго патриарха, возможно, дошло до него - непосредственно или окольными путями - из еврейских эллинистических кругов. С другой стороны, здесь нет следов греко-египетских представлений о происхождении евреев, и это, кажется, более близко традиции, передаваемой Помпеем Трогом и связывающей евреев с Сирией. Аполлоний вполне мог получать из первых рук сведения о евреях в его родной Карий, где еврейские поселения были уже во втором и первом веках до н. э. Его личность вызывает интерес тем, что он был учителем некоторых из наиболее влиятельных римлян последнего поколения республики.


ТЕКСТ № 46

ТЕКСТ № 48

ТЕКСТ № 49

ТЕКСТ № 50