=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ=


Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме

по материалам трехтомника М.Штерна, Москва-Иерусалим, 1997-2002
Жду Ваших писем!

ГЕКАТЕЙ АБДЕРСКИЙ

ТЕКСТ 11

ТЕКСТ 12

Ок. 300 до н.э.
Гекатей жил во времена Александра Великого и Птолемея I. В правление последнего он посетил Египет и добрался до Фив. Он был плодовитым писателем и, согласно Диогену Лаэрцию (IX, 69), считался учеником Пиррона Скептика. Хотя мы не можем причислить его к какой-либо определенной философской школе, Гекатей является ярким выразителем идей и течений, господствовавших в период великих перемен, в который ему выпало жить. Самой известной его книгой было сочинение История Египта - хвалебное описание культуры, истории, государственного устройства и религии древних египтян. Оно послужило основным источником для описания Египта в первой книге Библиотеки Диодора. Из этой же книги Диодора можно с полным основанием заключить, что Гекатей в своей Истории Египта упоминает евреев при описании исхода жителей Египта в другие страны (1, 28 = №55).

Гораздо более подробное описание евреев, несомненно, восходящее к Гекатею, дошло до нас в сороковой книге Диодора, переданной в Библиотеке Фотия. Это самый ранний в греческой литературе рассказ о происхождении евреев, хотя и не обязательно вообще первое о них упоминание: ср. наше введение к Феофрасту. Диодору этот рассказ нужен в связи с захватом Иерусалима Помпеем, но он не уточняет, какое произведение Гекатея он использовал и в каком контексте обнаружил сведения, касающиеся евреев.
Ниже приведены некоторые важнейшие черты картины еврейского мира, как ее изобразил Гекатей:

а. Отправным пунктом для Гекатея является Египет. Евреи - это народ, который был изгнан из Египта, и это событие оказало влияние на их обычаи и законы. Более того, некоторые из их установлений, по описанию Гекатея, весьма походят на египетские.

б. Гекатей использует также некий еврейский источник, по всей видимости, устный. Это явствует из того, с каким почтением он относится к Моисею, а также из того, что он использует почти прямые ссылки на Библию: [а к законам в конце приписано: "Мосес, что услышал от бога, то говорит иудеям"].

в. Еврейской общиной правят священники. Это, как и некоторые другие вещи, Гекатей утверждает под влиянием реального положения дел в современной ему Иудее.

г. Гекатею чужды антисемитские настроения, и его отношение к евреям скорее сочувственное. Как изгнанников из Египта он объединяет евреев с другими переселенцами, отправившимися в Грецию под предводительством Кадма и Даная.

д. Гекатей знает об иудейском монотеизме и его враждебности антропоморфизму. Он даже упоминает разделение еврейского народа на двенадцать колен, но ему не известен целый период еврейской истории, который предшествовал персидскому владычеству.

е. Он отмечает, что под властью персов, а затем - македонян, исконные обычаи евреев претерпели изменения.

Однако, насколько мы можем судить по сохранившемуся тексту,
Гекатей не ставит эти изменения им в вину. ж. Его история еврейского переселения сообразуется скорее с обычной схемой греческой колонизации, нежели с традиционной еврейской версией этих событий. Так, согласно Гекатею, Моисей пришел в Иудею, основал Иерусалим и там начертал для евреев законы.
Диодор использует не весь материал из соответствующей главы у Гекатея, и иногда действительно возникает ощущение, что на предметах, о которых Гекатей повествует пространно, он останавливается лишь мимоходом. Следует также иметь в виду, что Диодор, излагая свой источник вкратце, сжато, скорее всего внес в него некоторые стилистические изменения. Так что мы не можем быть уверены, что перед нами ipsissima verba Гекатея.

Кроме главы о евреях у Диодора, еще Иосиф Флавий (Против Апиона, 1, 183) определенно отсылает к, произведению Гекатея, целиком посвященному евреям [он не между прочим упомянул об иудеях, но написал о них целую книгу]. То же произведение упоминается у Оригена (Против Цельса, 7, 75), где утверждается, что авторство Гекатея подверг сомнению Геренний Филон: [Этому же Гекатею-историку приписывается также книга об иудеях, в которой он до того превозносит мудрость этого народа, что даже Геренний Филон в своем сочинении об иудеях сначала высказывает сомнение в принадлежности книги этому историку, а потом говорит, что если оно все же ему принадлежит, то он, видимо, был пленен верой иудеев и полностью принял их учение}.
Другая книга Гекатея посвящена Аврааму; она упоминается у Иосифа Флавия в Иудейских древностях, 7, 759. Упоминание того же произведения под названием Авраам и египтяне встречается у Климента Александрийского (Строматы, V, 773 = Евсевий, Евангельское приуготовление, Х777, 13, 40): [Гекатей, который изложил эти истории в книге Авраам и египтяне].

Восхищение, которое высказывает Гекатей по поводу иудейской религии, отмечено также в Послании Аристея, псевдоэпиграфическом произведении, составленном, по-видимому, ок. 100 г. до н. э., где (§31) мы читаем: [Bom почему писатели и поэты, и целый сонм историков отнюдь не упоминают о названных книгах... потому что чисто и священно учение, заключенное в них, как говорит Гекатей Абдерский].
Книгу об Аврааме почти с полной уверенностью можно считать продуктом иудейской религиозной пропаганды, ибо, по свидетельству Климента Александрийского, в нее включены едва ли принадлежащие Софоклу стихи воинственно монотеистического звучания.

Главная проблема возникает в связи с довольно пространной главой в сочинении Против Апиона, 7, 183 sqq., где Иосиф утверждает, что он делал выдержки из произведения Гекатея, посвященного евреям. Повествование ведется в форме воспоминаний Гекатея, по крайней мере, такое впечатление складывается от первого отрывка, который касается первосвященника Езекии. То же впечатление производит последний отрывок - рассказ о еврейском конном лучнике по имени Мосоллам. Здесь совершенно ясно сказано, что последняя история взята из личного опыта самого писателя.

В промежуточных отрывках отмечается верность евреев собственным законам, от которых они не отступились ни под персидским, ни под Александровым игом. В этих отрывках говорится и о многочисленном населении Иудеи, и о размерах страны, а также дается описание Иерусалима и Храма. Принадлежность Гекатею этих отрывков из сочинения Иосифа Флавия Против Апиона оспаривалась многими учеными, такими, например, как Willrich, Schurer, Jacoby, Stein, Dalbert, Schaller, Fraser.

Другие отстаивали авторство Гекатея, например, Schlatter, Wendland, Engers, Lewy, Guttman, Gager. Tcherikover использует эти свидетельства в своем обзоре эллинистической Иудеи, a Jaeger, кажется, воздерживается от окончательного суждения.

Основные доводы тех, кто оспаривает аутентичность этой главы, могут быть суммированы следующим образом:

а. Мы знаем наверняка, что еврейские апологетические писатели приписывали Гекатею, по крайней мере, одну сфабрикованную ими книгу - об Аврааме. Они могли использовать тот же прием и в других случаях. Schurer даже высказал предположение, что книги о евреях и об Аврааме следует считать идентичными.

б. В спорных отрывках есть несколько анахронистических деталей, которые соответствуют положению дел после Хасмонейского восстания (недавно об этом писал Schaller). Кроме того, акцент, сделанный на еврейском духе мученичества, был бы более созвучен с атмосферой, господствовавшей после гонений Антиоха Епифана.

в. Тот факт, что уже Геренний Филон сильно сомневался в аутентичности этих отрывков, добавляет весомости мнению современных ученых. г. Считают также, что общая тональность отрывков из Против Апиона существенно отличается от тональности, характерной для "Иудейской главы" уДиодора Сицилийского. Тон последней - отстраненный, тон первой естествен для панегирика.
Большинство этих доводов могут быть оспорены: а. Если еврейский Псевдо-Гекатей существовал, то он же, вероятно, мог быть автором Об иудеях, однако это не значит, что он им был; предположение, что Об иудеях идентично сочинению об Аврааме, вообще ни на чем не основано, б. Нет такой детали во фрагментах из Об иудеях, анахронистичность которой действительно доказана. Это справедливо также для вопроса о десятинах. в. Сомнения Геренния Филона выражают лишь его индивидуальные чувства. Будучи современником Адриана, он мог не понять сочувственного отношения к евреям, выказанного более ранним писателем.

г. Справедливо, что общий тон отношения к евреям в Против Апиона более хвалебный, нежели у Диодора Сицилийского. Однако мы должны также помнить, что отрывки у Диодора обнаруживают присущую Гекатею высокую оценку Моисея и еврейского законодательства. Кроме того, следует иметь в виду, что описание Диодора возможно восходит к сочинению Гекатея История Египта, в котором преобладала египетская точка зрения, тогда как Об иудеях считается полностью независимым произведением.

Зависимость Гекатея от еврейских устных источников в сочинении Об иудеях могла быть большей, нежели при описании евреев в Истории Египта Следует добавить, что Гекатей жил во времена, когда евреев ставили довольно высоко, о чем свидетельствуют отношение к ним Феофраста (у Порфирия, О воздержании от мясного, 2, 26 (№ 4)), Мегасфена (у Климента Александрийского, Строматы, I, 15, 72, 5 (№ 14)) и Клеарха (у Иосифа Флавия, Против Апиона 1, 176-183 (N° 15)).

Более того, некоторые наиболее убежденные противники аутентичности спорных фрагментов (Schurer и Jacoby) все же соглашаются с тем, что они превосходят обычные псевдоэпиграфические произведения в трезвости суждений. Вместе с тем существует ряд выражений и оттенков смысла, которые, наверное, трудно приписать подлинному Гекатею, в особенности его одобрительное отношение к разрушению евреями языческих храмов и жертвенников, воздвигнутых в их стране [При этом он замечает, что они по справедливости заслуживают за это восхищения]).

Таким образом, Иосиф Флавий, по-видимому, имел в своем распоряжении еврейскую переработку, хотя и не кардинальную, книги Гекатея. В этой отредактированной версии тон греческого писателя в адрес евреев стал более хвалебным.

ТЕКСТ 11

ТЕКСТ 12