=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

под редакцией С.Эттингера

Жду Ваших писем!

X. Г. БЕН-САССОН: СРЕДНИЕ ВЕКА

Глава девятая: ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ В ПОЛЬШЕ И В ЛИТВЕ

Изгнание евреев из Западной Европы и тяжелые условия их существования в Германии привели к тому, что центры культурной и общественной жизни еврейства переместились в Польско-Литовское государство, простиравшееся от Эльбы до Днепра, в Оттоманскую империю, включавшую многолюдные еврейские общины в Северной Африке, в Египте, в Палестине и в других странах Ближнего Востока, в Малой Азии и на Балканском полуострове, а позднее в Нидерланды. Значение этих новых центров неустанно росло. Из старых же сохранили свое значение общины Северной и Центральной Италии, Папской области, а также Богемии и Моравии.

Еще в период крестовых походов ашкеназские евреи устремились на восток - сначала в Германию, а затем в славянские страны. Это было связано с общим движением на восток городских и сельских жителей из Германии и Западной Европы после татарского нашествия. В Польшу евреи прибыли из Германии, Богемии и Моравии. В пределах Киевской Руси до татарского нашествия проживало небольшое число евреев. В некоторых источниках сохранились повествования о культурном влиянии евреев в Киевской Руси, об особом, еврейском квартале в ее столице и о религиозной полемике между евреями и христианами в Киеве.

После распада Киевского государства еврейские общины продолжали существовать на Волыни и в Литовском государстве.

Возможно, что в еврейские общины Польши и Литвы влились остатки хазар, народа тюркского происхождения, высшие слои которого перешли в еврейство в VIII-IX вв. н. э. Почти 200 лет хазары господствовали в своем обширном государстве, столицей которого был город Итиль в устье Волги. Об экономической деятельности первых еврейских поселенцев в Польше несохранилось достоверных {342} источников. Однако до нас дошли монеты польских королей со второй половины XII в. и начала XIII в. с еврейскими надписями, как, например, "рабби Авраам, сын Исаака, нагид", или "Мешко, король польский". Эти монеты служат доказательством того, что в то время в Польше находились еврейские чеканщики.

Первая сохранившаяся грамота, определявшая правовое положение евреев, была издана в 1264 г. Болеславом Благочестивым, удельным князем Великой Польши. В ней содержатся основные пункты привилегии, данной в 1244 г. евреям Вены австрийским герцогом Фридрихом.

Грамотой Болеслава евреям было предоставлено право автономного судопроизводства во внутренних делах. Ряд статей устанавливает неприкосновенность личности и имущества евреев, свободу передвижения и наказания за нарушение их прав. Очевидно, число евреев в Польше возросло к концу XIII в. В 1267 г. церковный собор во Вроцлаве постановил, что евреи в Польше обязаны жить в отдельной части города, не смешиваясь с христианами (еврейский квартал был обычно отгорожен стеной, забором или рвом). Евреям вменялось также в обязанность носить на верхней одежде "отличительный знак", запрещалось нанимать христианских слуг, а христианам - покупать у них съестные припасы. В каждом городе им разрешалось иметь только одну синагогу. Этот же собор отметил, что в Польше ощущается особая необходимость отделить христиан от евреев, т. к. поляки - "молодой росток на христианской почве". В конце XIII в., на двух последующих соборах, эти ограничительные законы были вновь подтверждены.

Только после объединения Польши, Казимир Великий распространил привилегию Болеслава на все области государства

(1334 г.). Несмотря на некоторые ограничения еврейских прав и на происшедшие в 1348/49 г.г. - во время эпидемии чумы - погромы в нескольких городах Польши, историческая традиция рисует Казимира Великого, как короля, благосклонно относившегося к евреям.

Польская легенда объясняет эту благосклонность его любовью к еврейке - Эстерке. В действительности же {343} отношение короля определялось тем, что евреи являлись важнейшим фактором экономического прогресса в отсталой феодальной Польше. Они сыграли крупную роль в развитии польских городов, где в ту пору наряду с евреями обосновались также немцы, шотландцы и представители других народов, способствовавшие включению Польши в орбиту международной торговли.

Уния Польши с Литвой (1385 г.) оказала большое влияние на положение евреев. В 1388 г. великий князь Витольд (Витаутас) дал евреям литовских общин грамоту, подобную привилегиям Казимира Великого. Гродненским евреям Витольд даровал в 1389 г. привилегию, обеспечивавшую им свободное занятие торговлей и ремеслами наравне с христианскими горожанами. В конце XIV в. в Литве (в Троках и в Луцке) осели также и караимы, развивавшие самостоятельную религиозную и культурную деятельность.

Евреи продолжали играть важную роль в польской экономике и в первой половине XV в. Финансовыми делами короля Владислава Ягайлы (Ягелло) заведовал еврей Волчко. Но католическое духовенство беспрестанно подстрекало горожан против евреев. В 1407 г. разразился погром в Кракове. В течение всего XV в. в польской полемической литературе велась - хотя и не беспрерывно - антиеврейская агитация. Были выдвинуты требования ограничить права евреев в духе решений церковных соборов.

Во второй половине XV в. произошли глубокие перемены в экономике польско-литовского еврейства. Христианские горожане вступили в ожесточенную борьбу с еврейскими купцами, пытаясь захватить занятые евреями позиции. В 1485 г. краковские мещане заставили евреев обязаться "не торговать никакими товарами... кроме наших закладов за просроченные долги".

Однако попытка резко ограничить экономическую деятельность евреев и наподобие западноевропейских государств заставить их заниматься только ростовщичеством не увенчалась успехом. В Польше редко встречались евреи-ростовщики. Наоборот, многие евреи были должниками христиан.

Они {344} занимались и ремеслами, но главным образом - торговлей. Борьба горожан против них все обострялась. В 1495г. евреи были насильно выселены из пределов города Кракова в его предместье Казимерж, в котором они с тех пор столетиями жили замкнутой общиной. Это заключение в гетто было следствием навета на краковских евреев, которые были обвинены в пожаре, уничтожившем большую часть столицы. Возможно, что сведения об изгнании евреев из Испании оказали влияние на настроение умов в Польше и Литве. В том же 1495 г. великий князь издал указ об изгнании всех евреев из Литвы. Но уже спустя восемь лет, в 1503 г., им было разрешено вернуться.

В XV в. произошли также события, прекратившие возможность дальнейшего продвижения евреев на восток. В Московском государстве возникло религиозное движение; прозванное "ересью жидовствующих".

До сих пор не выяснено, исповедовали ли приверженцы этой секты полностью еврейскую религию. Несомненно лишь то, что они отрицали основные догматы христианства, переводили для себя на русский язык еврейские молитвы и несколько еврейских книг, как, например, трактат Маймонида о логике. Источники свидетельствуют о том, что "ересь жидовствующих" проникла в Россию из Литвы; упоминаются имена еврея Захарии и еще нескольких евреев, как распространителей "жидовствования". Влияние этой секты было особенно велико при царском дворе и в кругах духовенства. В конце концов это движение было подавлено жесточайшими мерами. В результате упорной борьбы против влияния жидовствующих евреям было запрещено даже временно появляться на территории Московского государства.

Когда в 1563 году русскими был завоеван Полоцк, евреям этого города было предложено креститься; отказавшихся, вместе с их женами и детьми, потопили в реке. Даже после тяжелого поражения русских в 1610 г., во время переговоров о воцарении польского королевича в Москве, польским представителям было предъявлено боярами требование: "А жидам в Московском {345} государстве с торгом и никоторыми делы бывать не позволят и овсем закажут".

Когда польский король намеревался в 1638 г. послать своего агента-еврея в Москву с целью ведения торговых переговоров, царь запретил его приезд, т. к. евреев "никогда в России не бывало, и с коими никакого сообщения Христиане не имеют".

Притеснения и драконовские законы XV века не могли приостановить экономическую активность евреев в Польше. В начале XVI в. их деятельность в области торговли даже расширилась. В 1521 г. главы львовских горожан пишут жителям в Познани: "Неверные евреи лишили нас и наших занимающихся купечеством сограждан почти всех источников пропитания...

Они овладели всей торговлей, проникли в местечки и села, не оставили христианам ничего". Львовские горожане послали делегацию к королю с жалобами на евреев. Но король не уступил их требованиям. Он, правда, запретил евреям торговать целым рядом товаров, но разрешил им продавать сукно - главный импортный предмет роскоши того времени, который был в большом спросе в аристократических кругах, - а также сельскохозяйственные продукты, кожу, воск и рогатый скот.

В начале XVI в. государственная власть все более переходит в руки польского дворянства, мало считавшегося с интересами горожан. Польско-литовская шляхта не только продолжала пользоваться услугами еврейских купцов, но и стала основывать в своих поместьях своего рода "частные города", в которые она старалась привлечь евреев. Так, например, феодальный владелец Тиктина в 1522 г. - всего лишь один год после протеста львовских мещан - разрешает приглашенным им в свой город евреям "построить возле здания городской ратуши лавки, в которых им дозволено торговать чем угодно... и в течение трех лет они освобождаются от уплаты всех податей и налогов...".

Таким образом, несмотря на упорное и продолжительное сопротивление со стороны горожан, евреи сумели во многих городах Польши проложить себе дорогу к свободной {346} коммерческой деятельности, охватывавшей все отрасли торговли. Они успешно торговали импортными и экспортными товарами. Давление, оказываемое христианскими жителями королевских городов, и постоянные столкновения с ними привели к тому, что многие евреи стали откликаться на призыв шляхты и переселяться в "частные города", где они были желательным элементом. Благодаря отсутствию конкуренции, они могли в этих городах заниматься торговлей без ограничений и тем самым способствовали развитию экономической деятельности евреев и в королевских городах.

В XVI в. Польско-Литовское государство начало в больших масштабах вывозить лес и сельскохозяйственные продукты в Западную Европу. Правящая страной шляхта все больше закрепощала крестьян и в то же время заставляла их пользоваться шинками и мельницами, принадлежавшими помещикам. Возможность экспорта сельскохозяйственной продукции в Западную Европу привлекла внимание польского дворянства к использованию отдаленных окраинных просторов - плодородных земель по обоим берегам Днепра. Польские короли пожаловали своих придворных обширными поместьями на Украине, где таким путем возникли огромные латифундии. Помещики были заинтересованы в том, чтобы извлечь как можно больше доходов из своих полей, лесов, мельниц, прудов и из труда подневольных крестьян. Сами они жили в столице и в больших городах и не занимались хозяйством. Они старались найти управляющих для заведования поместьями и купцов, которые скупали бы у них урожай.

Возможность арендования дворянских латифундий открыла перед некоторыми польско-литовскими евреями новые экономические перспективы. Иногда отдельное еврейское семейство поселялось в глухой деревне, скупая там сельскохозяйственные продукты для крупных еврейских экспортеров. Еврейские купцы были также поставщиками продовольствия для городского населения и армии. Они поставляли мачтовый лес для судостроения в балтийские порты, сплавляли по Висле многочисленные плоты, груженные отборным строевым лесом, селитрой {347} (для производства пороха), поташом и дегтем для продажи этих товаров английским и голландским купцам, прибывавшим в польские порты, в первую очередь - в Данциг (Гданьск). Таким образом, административная, коммерческая и финансовая деятельность еврейских арендаторов играла важную роль в заселении украинских степей.

В польской торговле занимали значительное место ярмарки, в которых евреи принимали активное участие. Главнейшие из них были - люблинская, в центре королевства, и ярославская, на востоке. На ярмарках велась оживленная торговля, в которой значительную роль играл кредит. Евреи пользовались часто так называемым м а м р а н о м (от средневекового латинского слова "membrana").

Это был своего рода вексель, на одной стороне которого были отмечены определенная сумма и дата, а на другой находилась только подпись должника, обязывавшегося уплатить означенную на оборотной стороне сумму в указанный на ней срок. Имя заимодавца не фигурировало на "мамране", и, таким образом, это денежное обязательство могло быть представлено к взысканию долга предъявителем и без затруднений переходить из рук в руки. Мамраны" были банкнотами еврейских купцов в Польше. Близость к Турции и легкий доступ к балтийским портам способствовали развитию сухопутной транзитной торговли через Польшу. Торговая деятельность польских евреев простиралась от портов Балтийского моря до Крымского полуострова, гаваней Черного моря и даже до Стамбула.

Несмотря на активную экономическую деятельность евреев и на ту громадную роль, которую они сыграли в хозяйственном развитии Польши и Литвы, далеко не все еврейское население этих стран состояло из крупных купцов и арендаторов. Даже в период экономического расцвета среди польского еврейства было немало бедноты. В особенности трудным было положение ремесленников, не признаваемых христианскими цехами.

В течение всего этого периода продолжались попытки христианских горожан урезать права евреев. Некоторые города изгнали все еврейское население из своих {348} пределов на основании полученного ими от королевской власти разрешения не допускать евреев в черту их городских стен (de non tolerandis Judaeis). Даже в периоды спокойствия и благополучия евреям больших городов грозили бесчинства и нападения христианских семинаристов и воспитанников иезуитских коллегий. Для предотвращения этих нападений евреи зачастую платили т. н. "шилергелд" (школярский откуп), спасаясь таким путем от "шилергелойфа" (налет школяров).

Католическое духовенство не переставало вести агитацию против евреев. Во время реформации и в борьбе с ней дискуссии католической церкви с евреями и направленные против них клеветнические обвинения приняли в Польше еще более обостренную форму. Особенно опасными для евреев были периоды междуцарствия, предшествовавшие избранию на престол очередного польского короля.

Однако самая большая опасность грозила евреям на местах их новой и самой значительной деятельности: в тех областях Украины, в которых они играли важную экономическую роль. Православные украинские крестьяне чувствовали себя порабощенными чуждыми - католическими панами и их "еврейскими ставленниками".

Активным элементом в этом крае было казачество, стремившееся к внутренней автономии или даже к отпадению от Польши и видевшее в антиеврейской агитации средство для достижения своих целей.

Польские власти стали ограничивать "казацкие вольности", и казаки начали бунтовать. После нескольких неудачных попыток мятежа казацким повстанцам удалось под предводительством Богдана Хмельницкого, прозванного евреями "Хмель злодей", прогнать в

1648/49 гг. поляков из большей части украинской территории. Во всех селениях, захваченных казаками и восставшими крестьянами, бесчеловечно истреблялись евреи, отказывавшиеся принять православную веру, а их имущество беспощадно разграблялось.

Десятки тысяч евреев отдали жизнь за свою веру. Многие общины геройски сопротивлялись. Результатом катастрофы был разгром цветущих еврейских общин в Белорусии и на Украине. Массы беженцев {349} хлынули в польско-литовские общины, не затронутые бедствием.

Крымские татары, союзники Хмельницкого, увели в плен тысячи евреев и продали их в рабство. Значительная часть их была впоследствии выкуплена турецкими евреями.

Казаки и татары делали набеги и в глубь Польши, до самого ее центра, сея разрушение в еврейских общинах. Борьба с ними продолжалась и после 1649 года. Московские войска, выступившие в 1654 г. на стороне казаков, беспощадно убивали евреев. Нашествие шведов на Польшу в конце пятидесятых годов также пагубно отразилось на евреях, живших в центральной и западной частях государства и не пострадавших от резни Хмельницкого. Они были вынуждены уплачивать непомерные контрибуции завоевателям. Польская армия под начальством Чарнецкого была проникнута духом фанатического католицизма и тоже преследовала евреев. Таким образом, хотя почти поголовное истребление еврейских общин произошло только на востоке, 1648-1660 гг. были страшной порой для всего польского еврейства.

Социальная структура и правовое положение польско-литовского еврейства не изменились в общих чертах, и после этих бедственных лет, но сознание некоторой свободы, относительной безопасности и экономического благополучия было утрачено у евреев этих стран. С той поры еврейская эмиграция переменила свое направление; отныне она шла с востока на запад.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=