=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

под редакцией С.Эттингера

Жду Ваших писем!

Ш. ЭТТИНГЕР: НОВОЕ ВРЕМЯ

Глава шестнадцатая: НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И НАЧАЛО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРЕЕВ

Мечта просветителей XVIII в. о космополитическом обществе, которое сможет объединить весь человеческий род, без различия происхождения и вероисповедания, развеялась во второй половине XIX в. с усилением тенденций к национальной и культурной обособленности.

В ряде угнетенных европейских народов крепнет национальное самосознание и возникают национальные движения. Тогда и часть еврейской интеллигенции пришла к заключению, что необходимо стремиться к разрешению своих проблем в своих же собственных национальных рамках. Достижения национальных и демократических течений в разных европейских странах служили для них подтверждением правильности этого подхода. По существу представители еврейской национальной интеллигенции не отреклись от основных идей эпохи Просвещения: распространение общего образования, среди еврейских масс, их переход к продуктивным занятиям, изменение традиционного жизненного уклада и духовное и моральное обновление.

Разочаровавшись в возможности достижения этих целей в условиях, царивших в европейских государствах, они пришли к заключению, что их можно осуществить только на независимой или автономной еврейской территории, в стране, в которой евреи доставят большинство и не будут вынуждены бороться с антисемитизмом и с правительственной дискриминацией. Таким образом, по их мнению, евреи станут "народoм, как все народы".

В продолжение двухтысячелетней жизни в диаспоре надежды евреев на национально-политическое возрождение были связаны с идеей возвращения в Палестину, страну Израиля, их историческую родину. Возвращение Сион служило основным принципом всех мессианских движений, возникших в еврейском народе в средние века.

Вера в такое возвращение была распространена и в {570} некоторых кругах европейского общества в XVIII и XIX вв., в особенности в Англии, и среди различных религиозных сект, связывавших его с "возвратом" евреев к Христианству. Иногда предложения о восстановлении еврейского государства в Палестине были связаны и с политическими соображениями, так как "восточный вопрос" и раздел наследства "больного человека" (Оттоманской империи) побудили державы воспользоваться всевозможными факторами, включая национальные стремления евреев, для достижения своих целей на Ближнем Востоке. С другой стороны, в том же направлении влиял и столь популярный среди антисемитов лозунг "жиды в Палестину".

Еще во второй половине XVII в. Спиноза который далеко не положительно относился к особенностям еврейского национального характера, писал в "Богословско-политическом трактате": "я готов вполне поверить, что наступит день, когда в должный момент, принимая во внимание, что дела людские подвержены переменам, они (т. е. евреи) вновь создадут свое государство, и Бог сызнова изберет их".

В начале XVIII в. радикальный английский философ Джон Толанд считал, что "... если они когда-либо будут вновь поселены в Палестине, на месте своего происхождения, что совершенно не исключается, они, благодаря своей замечательной конституции (речь идет о Моисеевом законе), будут гораздо многочисленнее, богаче и сильнее любой существующей ныне нации".

В XIX веке некоторые еврейские общественные деятели начинают призывать к практическому осуществлению идей национального возрождения. Мордехай Мануэль Ноах пытался основать еврейское государство "Арарат" вблизи Нью-Йорка. В тридцатых годах рабби Цви-Гирш Калишер в Восточной Пруссии и рабби Иегуда Алькалай в Сербии опубликовали свои предложения о путях возвращения евреев в Сион. Алькалаю удалось в пятидесятых годах возбудить живой интерес к своему плану в еврейских и нееврейских кругах Лондона.

По инициативе Калишера в 1860 г. в Торуне (в тогдашней Пруссии) состоялась конференция, посвященная проблеме еврейской поселенческой деятельности. В {571} результате этой конференции д-р Хаим Лурье основал во Франкфурте-на-Одере палестинское поселенческое общество, правление которого было в 1864 г. переведено в Берлин. В конце пятидесятых годов за идею заселения Палестины начал ратовать Давид Гордон, редактор общественно-литературного журнала на иврите "Гамаггид".

Идеологическое обоснование возрождения еврейской нации на своей исторической родине аргументами, почерпнутыми из современного рационалистического и социалистического мировоззрения, дал Мозес Гесс в своей книге "Рим и Иерусалим" (1862 г.).

Гесс, один из видных социалистических мыслителей середины XIXв., находившийся в 40-х годах в тесной связи с Карлом Марксом, пришел к выводу, что евреи представляют собой не только религиозную группу, но и особую нацию, отличающуюся ярко выраженными, неизгладимыми этническими признаками; поэтому, по его мнению, нет надежды на их слияние с окружающими народами.

Евреи, в особенности проживающие в Восточной Европе, которые сохранили верность родной традиции, способны возобновить свою национально-политическую жизнь в стране Израиля.

Руководящие идеи коллективистской еврейской этики, в отличие от индивидуалистической морали христианства, так же как тяготение еврейского общества к идеям социализма, послужат, по мнению Гесса, основой для осуществления особой миссии еврейства среди народов мира, а возвращение на историческую родину создаст благоприятные условия для его духовного и культурного развития.

Учение Гесса является, таким образом, попыткой синтеза между еврейским духовным наследием и социалистическим мировоззрением.

Известный еврейский писатель, выходец из России, Перец Смоленский (1842-1885 гг.), боровшийся с ассимиляторскими тенденциями еврейства на Западе, в особенности в Германии, исходил из убеждения, что евреи не религиозная секта, а народ, который на протяжении всей своей истории в изгнании пронес в себе надежду на национальное освобождение. Уже было упомянуто, что в 1868 г. Смоленский основал в Вене ежемесячный журнал "Гашахар" (Заря) для пропаганды своих идей. Идеи Смоленскина нашли сочувственный {572} отклик у еврейской общественности в Восточной Европе. Когда в начале 1881 года он посетил Москву и Петербург, еврейская студенческая молодежь этих городов встретила его с энтузиазмом. В ту пору Смоленскин еще не связывал идею возрождения с возвращением еврейского народа в Палестину.

Эту мысль впервые в "Гашахаре" высказал обновитель иврита - Элиэзер Бен-Иегуда (Перльман), утверждавший в своих статьях, опубликованных в этом журнале в 1879-80 гг., что только в Палестине может развиться и расцвести еврейское народное творчество. Бен-Иегуда был первым, кто начал употреблять иврит в повседневной жизни.

Погромы восьмидесятых годов, вызвавшие у еврейской молодежи и большей части еврейской интеллигенции глубокое разочарование из-за равнодушного отношения к ним со стороны передовых русских кругов, привели к основанию обществ "Ховевей-Цион" (палестинофилов) во многих городах и местечках черты оседлости. Еще до этого в Румынии организовались комитеты, занимавшиеся проблемой заселения Палестины. В конце 1881 г. их было свыше тридцати.

Большинство палестинофильских обществ в России, в особенности студенческих и молодежных, отличалось радикальной национально-политической программой, выражавшейся в таких лозунгах, как: "нет спасения еврейскому народу без создания своего собственного правительства в Палестине". (из устава общества "Ахават-Цион" в Петербурге); "следует требовать и найти для всех, скитальцев особое место, в котором они соберутся и объединятся, пока, с течением времени среди них не выработаются государственные навыки; законодательство и исполнительная. власть будут находиться исключительно в руках евреев они будут определять их облик"; "только когда евреи составят по крайней мере большинство населения этой страны, управление ею перейдет в их руки" (из устава общества "Киббуц нидхей Исраэль" в Минске); "цель общества - политическое, экономическое и национально-духовное возрождение еврейского народа в Сирии и Палестине" (из устава общества "Билу"), Общество "Билу", которое было основано в Харькове и {573} имело отделения в Москве и других городах, открыло центральное бюро в Стамбуле (Константинополе) для ходатайствования о получении "фирмана" - султанской грамоты на заселение Палестины.

Лишь немногие из этих обществ считали, наподобие Билу, что их члены должны сейчас же эмигрировать в Палестину; большинство их занималось лишь пропагандой национальной идеи и идеологической подготовкой и посылало в Палестину делегатов для того, чтобы "обследовать страну".

Но уже в 1882 г. - первом году активной деятельности этих обществ - были основаны первые поселения в Палестине. Однако ограничительные декреты турецких властей против иммиграции и трудности приспособления недостаточно подготовленных поселенцев вскоре привели к почти полному прекращению поселенческих опытов.

Все же палестинофильское движение в России не только не перестало существовать, а, напротив, приступило к углублению своих идеологических основ. Одни из его руководителей, писатель Моше-Лейб Лилиенблюм (1843-1910 гг.), пытался выяснить причины массовой эмиграции евреев из России и направить ее на путь, который приведет к достижению определенных общественных целей. Он утверждал, что невзгоды евреев являются результатом их положения как "чужих" в странах диаспоры; поэтому следует хотя бы часть эмиграции направить в страну предков, на которую "мы имеем исторические права", и создать в ней условия, благодаря которым в течение ста лет все евреи смогут окончательно покинуть Европу и переселиться в Палестину. Вскоре ко взглядам Лилиенблюма присоединились и другие писатели, как, например, Смоленскин, Леванда, Левин.

Идеологическое обоснование движению возрождения дал д-р Лев Пинскер (1821-1891 гг.) в своей брошюре на немецком языке опубликованной в сентябре 1882 года под названием "Автоэмансипация- призыв русского еврея к своим соплеменникам".

Пинскер, врач по профессии, был одним из видных представителей еврейской интеллигенции в России. Он развил широкую деятельность с целью приобщить евреев жизни и культуре этой страны и принадлежал к {574} руководителям одесского отделения "Общества для распространения просвещения среди евреев в России", отличавшегося своей русификаторской тенденцией.

После погромов Пинскер пришел к заключению, что евреям нет места в России - да и не только в России. Где бы они ни были, они везде остаются чужими, и нет надежды на их ассимиляцию с окружающими народами. "Юдофобия - это разновидность боязни привидений, с тем отличием, что призрак еврейства... не бесплотен, как другие, а состоит из тела и крови..."

Поэтому евреи должны "стать нацией", обрести свою родину и превратиться в хозяев "нашей собственной страны". Но осуществление этой идеи обусловлено радикальным изменением в психике народа и преобразованием его национального самосознания, так как в противоположность эмансипации, являющейся своего рода даром, полученным от народов среди которых евреи живут, возрождение нации и ее концентрация на родине это дело самоосвобождения -автоэмансипации.

Для достижения этой цели следует учредить национальную директорию, которая будет приобретать земли для поселения миллионов евреев, в первую очередь преследуемых в России, Румынии и Марокко.

Пинскер предлагает обратиться к "существующим в настоящее время союзам" и с их помощью созвать общий "национальный конгресс". Этим путем можно будет достичь желанной цели. "Вместо многих убежищ, которые мы издавна приучены искать, подчеркивает Пинскер, мы желаем иметь одно убежище с политически обеспеченным существованием".

Пинскер не утверждал, что это "убежище" должно быть непременно в Палестине: "не святая, а собственная земля должна быть предметом нашего стремления. Нам ничего другого не нужно, кроме полосы земли для наших бедных братьев, которая перешла бы в нашу собственность и с которой никакой чужой властелин не смог бы нас изгнать". Пинскер написал свою брошюру по-немецки, т. к. его обращение было направлено главным образом к еврейским организациям в Западной Европе, от которых он ожидал материальной и моральной помощи.

Но убедившись, что призыв его не вызвал отклика на Западе, {575} а некоторые еврейские круги встретили его даже враждебно, Пинскер решил примкнуть к палестинофильскому движению, тогда существовавшему уже в России. Вместе с Лилиенблюмом и другими руководителями этого движения он основал общество "Зерубавель" в Одессе и поддерживал тесную связь с палестинофильскими кругами в других городах. Когда по настоянию Варшавской организации было решено созвать в конце 1884 г. съезд всех палестинофильских обществ, в ознаменование столетия со дня рождения Мозеса Монтефиоре, оказывавшего в течение десятилетий всевозможную помощь еврейскому населению в Палестине, - Пинскер стал общепризнанным руководителем движения.

Каттовицкий съезд палестинофилов (ноябрь 1884 г.), в котором участвовали 36 делегатов, представлявших группы и организации не только в России, а также в Лондоне, в Германии и Румынии, собрался в тяжелую пору. В Румынии, где несколько лет тому назад движение процветало, оно пришло в упадок; в состоянии застоя находилась и поселенческая деятельность. В своей вступительной речи на съезде Пинскер не коснулся основных национальных проблем, но подчеркнул важность единства евреев и приобщения их к земледельческому труду. Было решено перевести центр движения в Берлин, где в отличие от России его деятельность могла вестись легально. Однако на Западе не нашлось людей, готовых принять на себя руководство, и главный центр - под руководством Пинскера - остался в Одессе, но был создан второй центр в Варшаве. Основным занятием движения было - сбор средств и субсидирование земледельческих поселений в Палестине.

В июле 1887 года состоялся второй съезд палестинофилов - в Друскениках (в Литве). Было постановлено присвоить движению наименование "Ховевей-Цион" (Любящие Сион). Ортодоксальное крыло во главе с раввином Самуилом Могилёвером пыталось занять в нем руководящую позицию, но под влиянием "молодых" (Василия Бермана, Менахема Усышкина, Меира Дизенгофа) был достигнут компромисс, в результате которого Пинскер был {576} вновь избран ответственным руководителем - как "первый старейшина", а при нем шесть "старейшин-советников", среди них - трое известных раввинов. Было также принято предложение возобновить ходатайство перед русским правительством о получении разрешения на основание в России общества для оказания помощи еврейским поселенцам в Палестине.

Благодаря стараниям Александра Цедербаума, редактора еврейской газеты (на иврите) "Гамелиц" в начале 1890 г. был утвержден устав "Общества вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине", центр которого находился в Одессе и которое обычно называлось "Одесским комитетом". Легализация способствовала усилению деятельности "Ховевей-Цион" в России; увеличенные доходы предоставили им возможность более активно поддерживать еврейские поселения в Палестине, но, с другой стороны, Одесский комитет стал принимать все более филантропический характер.

Виднейшей личностью в палестинофильском движении был выдающийся публицист и мыслитель - Ашер Гинцберг (1856-1927 гг.), известный под своим литературным псевдонимом Ахад-Гаам (один из народа).

Он примкнул к палестинофильскому движению в конце восьмидесятых годов и сразу же обрушился на деятельность его руководства. Ахад-Гаам был убежден, что палестинофильство не может принести народным массам экономического и социального избавления. Социально-экономические проблемы евреев могут быть разрешены лишь эмиграцией в Соединенные Штаты. Ховевей-Цион должны поэтому посвятить себя главным образом делу культурного и морального возрождения народа, т. е. заняться не вопросом "нужды евреев", а "нуждой еврейства".

Палестина должна стать не столько убежищем для преследуемых евреев, сколько "духовным центром" еврейского народа, из которого будет исходить эманация возрожденной еврейской культуры, придавая духовное содержание диаспоре и внося вклад в сокровищницу человеческого творчества. Ахад-Гаам и его приверженцы сыграли важную роль в распространении и углублении еврейской {577} культуры.

По их инициативе были основаны издательства, периодические органы печати, имевшие первостепенное значение в развитии еврейской литературы, как, например журнал "Гашилоах", и еврейская школьная сеть в Восточной Европе и в Палестине. Ахад-Гаам оказал сильное влияние на творчество целого ряда писателей, в том числе на Хаима-Нахмана Бялика, а также на ориентацию некоторых будущих сионистских руководителей, в особенности Хаима Вейцмана.

Палестинофильское движение не нашло заметного отлика у евреев Западной Европы. Только в Вене было учреждено в 1882 г. общество "Кадима", членами которого являлись национально настроенные студенты, преимущественно выходцы из Восточной Европы.

Душой его был Натан Бирнбаум, основавший в 1885 г. журнал "Автоэмансипация"; в нем впервые появился термин "сионизм".

В 1893 г. Бирнбаум опубликовал брошюру, в которой он требовал создать в Палестине еврейский центр, признанный международным правом. По его мнению, нельзя было далее довольствоваться скромной пионерско-поселенческой деятельностью, а необходимо организовать широкое народное движение, которое пользовалось бы поддержкой европейских государств.

Появление на исторической арене д-ра Теодора Герцля

(1860-1904гг.) ознаменовало собой новый этап в развитии еврейского национального движения.

Он вырос в ассимилированной среде, ничего не зная о происходившей до него деятельности в области еврейского национального возрождения. Как и многие другие немецко-еврейские интеллигенты, он считал французов самой культурной нацией в Европе; и неудивительно, что он был до глубины души потрясен антисемитскими выпадами, свидетелем которых он был, находясь в Париже в качестве корреспондента видной венской газеты во время процесса Дрейфуса.

В глазах Герцля корнем зла и причиной бедственного положения евреев было отсутствие авторитетного руководства и самостоятельной еврейской политики. С целью создания такого руководства Герцль обратился за помощью к известным еврейским финансистам и филантропам, к {578} баронам Гиршу и Ротшильду.

Считая, что "еврейский вопрос" это проблема, в разрешении которой заинтересованы не только евреи, но и все другие народы, он вел переговоры с влиятельными европейскими политическими деятелями. Не встретив сочувствия ни у тех ни у других, он опубликовал в феврале 1896 года брошюру "Еврейское Государство - опыт современного решения еврейского вопроса".

Исходя из убеждения, что все евреи мира связаны единой судьбой и что современный антисемитизм не переходящее явление, а постоянный фактор в отношении к ним окружающих народов, Герцль пришел к заключению, что евреи - нация, борющаяся за свое существование.

Герцль считал, что "еврейский вопрос", являющийся, в сущности, национальным вопросом, может быть разрешен только посредством "восстановления еврейского государства" и организованным переселением в него всех евреев Европы. Для осуществления этой цели - писал Герцль - "пусть предоставят нам суверенитет над достаточной для справедливых нужд народа территорией. Обо всем остальном мы позаботимся сами". В целях организации эмиграции евреев из мест их жительства и их обоснования в новой стране Герцль предложил создать "Союз евреев" и "Еврейскую компанию".

Появление брошюры "Еврейское Государство" вызвало огромный энтузиазм не только среди национально настроенной молодежи в Восточной Европе, но и на Западе. К Герцлю примкнули такие выдающиеся личности, как немецкий писатель и ученый Макс Нордау, известный английский писатель Израиль Зангвилль и французский журналист-социалист Бернар Лазар. Возникшее таким образом движение Герцль назвал сионизмом.

В конце августа 1897 года в Базеле состоялся Первый сионистский конгресс, сплотивший все палестинофильские группировки и вызвавший многочисленные отклики в еврейской и европейской общественности. Конгресс утвердил т. н. "Базельскую программу", которая определила задание сионизма как "создание обеспеченного публичным правом убежища для еврейского народа в Палестине". На этом же конгрессе профессор Герман Шапира предложил {579} основать Национальный фонд для приобретения земель в Палестине в собственность нации.

Верный своему взгляду, что "политика осуществляется сверху", Герцль стремился прежде всего заручиться поддержкой европейских держав, чтобы при их содействии оказать влияние на турецкого султана.

Он добился аудиенции у папы римского, у итальянского короля и дважды встречался с германским императором Вильгельмом II. На Третьем сионистском конгрессе (1899 г.) Герцль заявил, что его главная цель - получить "чартер" (привилегию) от Турции для массового поселения евреев в Палестине. Для этого он предложил султану помощь еврейских финансистов, которая могла бы отвратить грозившую Турции опасность банкротства.

Так как султан продолжал откладывать свое согласие, Герцль вступил в конце 1902 г. в переговоры с британским министром колоний Джозефом Чемберленом о поселении евреев в Эль-Арише на Синайском полуострове. Хотя и этот план оказался нереальным и не был одобрен английским правительством, он побудил Герцля к новой политической ориентации. Убедившись, что большинство европейских держав не готово оказать ему поддержку, на которую он надеялся, он стал в своей деятельности все больше опираться на Англию, где сионистическое движение было встречено сочувственно как общественным мнением, так и правительственными кругами.

В 1903 г. Герцль посетил Россию сразу же после пресловутого кишиневского погрома и встретился со всесильным министром внутренних дел Плеве, стараясь добиться отмены запрета сионистской деятельности. Громадное впечатление произвели на него, с одной стороны, чрезвычайная нужда и угнетенность евреев России и, с другой, восторженный прием, оказанный ему еврейскими массами.

Под впечатлением всего этого Герцль был склонен принять новый проект сотрудничества с британским правительством, выразившим готовность предоставить для еврейских поселенцев свою колонию Уганду в Восточной Африке, - тем более, что это было первым реальным достижением его политической деятельности. "План Уганды" привел к острым трениям внутри сионистского движения.

{580} Уже задолго до того в сионистской организации назревала оппозиция Герцлю. Критике подвергалось его равнодушие к роли сионистского движения в области культуры.

Ассимилированный еврей и немецкий писатель Герцль был далек от источников еврейской культуры и духовного творчества своего народа.

Кроме того, он опасался, что культурная деятельность приведет к расколу в сионистской организации между сторонниками религиозного и свободомыслящего лагерей, взгляды которых именно в этой области были непримиримыми.

Другим важным пунктом разногласий был вопрос о "практической работе" в Палестине, т. е. о поддержке сионистской организацией еврейской поселенческой деятельности там. Палестинофилы Восточной Европы, даже включившись в сионистское движение, продолжали активно помогать поселенцам в Палестине. Герцль же вместе со своими единомышленниками, т. и. "политическими сионистами", верил, что лишь по получении "чартера" можно будет осуществить "Базельскую программу" в надлежащих масштабах. В начале девяностых годов турецкие власти вновь запретили въезд евреев в Палестину и их поселение в ней, и деятельность палестинофилов могла с тех пор проводиться лишь нелегальным путем. Герцль считал, что "тайная инфильтрация" в Палестину лишь вызовет враждебную реакцию со стороны турецкого правительства и умаляет достоинство сионистского движения.

В 1901 г., накануне Пятого сионистского конгресса, образовалась оппозиционная Герцлю группа, именовавшаяся "демократической фракцией", состоявшая главным образом из молодой интеллигенции, во главе которой стояли Я. Бернштейн-Коган, Лео Моцкин, Мартин Бубер, Хаим Вейцман, Бертольд Файвель и др. "Фракция" требовала демократизации сионистской организации путем привлечения к ней широких еврейских масс ведения культурной работы наряду с дипломатическими переговорами и усиления поселенческой деятельности в Палестине. Она же выдвинула лозунг о необходимости бороться за права евреев в странах диаспоры.

Вопросы культурной работы подробно обсуждались на втором съезде {581} русских сионистов в Минске (1902 г.), на котором Ахад-Гаам выступил с докладом о "возрождении духа" и требовал углубления духовно-национального самосознания среди сионистов.

Во избежание постоянных трений на этом съезде были выбраны две культурные комиссии, ортодоксальная и "прогрессивная", и каждая из них должна была вести свою деятельность самостоятельно. Все же ортодоксальные круги русских сионистов а затем и всемирного движения, организовались в особую группировку в сионистской организации ("Мизрахи"). Часть их не удовлетворилась и этим компромиссом и, когда к ней примкнули другие ортодоксальные группы, основала организацию "Агудат-Исраэль", принявшую впоследствии антисионистский характер.

Несмотря на оппозиционные брожения, число сионистов неуклонно росло, и еще при жизни Герцля превысило 100 тыс. В одной только России существовали тогда 1572 сионистские ячейки. В 1899 г. сионистами был основан "Еврейский колонизационный банк", а в 1901 г. на Пятом конгрессе был учрежден "Еврейский национальный фонд" (Гакерен гакаемет леисраэль) для поселенческой деятельности в Палестине.

Самый серьезный кризис в сионистском движении в первое десятилетие его существования разразился на Шестом сионистском конгрессе, состоявшемся в Базеле в августе 1903 года.

На этом конгрессе Герцль предложил план еврейского заселения Уганды. "План Уганды" явился неожиданностью для делегатов конгресса, не знавших о переговорах Герцля с британским правительством. В защиту проекта выступил Макс Нордау, хотя он лично не относился к нему с особенным энтузиазмом. Нордау отметил, что Палестина остается конечной целью сионизма но ввиду бедственного положения еврейских народных масс Уганда может послужить "временным убежищем" многим тысячам преследуемых и изгоняемых евреев.

Противники "плана Уганды", в первую очередь русские сионисты во главе с Е. Членовым, покинули заседание конгресса. Так называемые "Ционей-Цион", "сионисты Сиона", под руководством Менахема Усышкина, созвали съезд в Харькове и решили предъявить Герцлю ультиматум; они требовали у него заявления, что он не {582} выдвинет никаких территориальных планов в отдаленных от Палестины районах.

Между тем посланная в Уганду комиссия нашла ее непригодной для поселения, да и британское правительство отступилось от своего предложения, и на заседании Исполнительного комитета Сионистской организации в апреле 1904 года Герцль произнес прочувственную речь, в которой он подчеркнул свою верность палестинской идее.

Казалось, что мир в сионистском движении был восстановлен. Однако сразу же после кончины Герцля, 3 июля 1904 г., разногласия вновь обострились. Некоторые из крайних "политических" сионистов, среди них Израиль Зангвилль. Макс Мандельштам и Нахман Сыркин, считали, что следует искать новые территории, на которые можно было бы получить "чартер" до тех пор, пока это неосуществимо по отношению к Палестине. "Я предпочитаю сионизм без Сиона Сиону без сионизма" - заявил Зангвилль. В противоположность этому Усышкин в своей брошюре "Наша программа" советовал подготовить соответствующую почву для постепенного еврейского заселения Палестины, не считаясь ни с какими политическими условиями. С этой целью он предложил основать организацию "Гехалуц" ("Авангард"), члены которой, еврейские юноши и девушки, пойдут добровольцами на трехлетнюю земледельческую работу в Палестине.

На Седьмом сионистском конгрессе, состоявшемся в Базеле в июле 1905 года, "Ционей-Цион" образовали значительное большинство, а меньшинство покинуло сионистскую организацию и основало "ЕТО" - "Еврейское территориалистическое общество".

Влияние территориалистов было особенно заметно в Англии и - в меньшей степени - в России и в Соединенных Штатах. Они вели острую полемику с "сионистами Сиона". Для поисков подходящей территории ими был основан Международный совет ЕТО и была назначена "географическая комиссия", задачей которой являлось исследование проектов еврейской колонизации в Южной Америке, Киренаике и Месопотамии. Когда все эти проекты были отклонены, руководство ЕТО решило направить свои усилия на регулирование эмиграции и - в {583} особенности - на отправку эмигрантов из Европы прямо на юг США в порт Галвестон в Техасе, чтобы предотвратить их скопление в больших городах на северо-востоке Соединенных Штатов. Накануне Первой мировой войны ЕТО пыталось также поселить евреев в португальской колони Ангола, в Юго-Западной Африке. Однако все эти старания территориалистов не привели к существенным результатам.

В сионистском движении продолжалась внутренняя борьба между "политическими" и "практическими" сионистами.

Давид Вольфсон (1856-1914 гг.), избранный президентом Сионистской организации после смерти Герцля, опирался главным образом на "политических сионистов", "сподвижников покойного Герцля, но под давлением русских сионистов он согласился усилить поселенческую деятельность в Палестине. Для реализации этой цели Восьмой сионистский конгресс решил в 1907 г. создать "Палестинское землеустроительное общество" И основать Палестинское бюро" во главе с представителем Сионисткой организации Артуром Руппином.

Усилились также разногласия о возможности участия еврейских организаций во внутренней жизни стран диаспоры и о значении борьбы за права евреев в них. Особенно важным был этот вопрос для евреев, живших в многонациональных государствах, как, например, в Австро-Венгерской и Российской империях, где национальный подъем охватил различные народы и началась борьба за их права.

В ноябре 1906 года в Гельсингфорсе (Хельсинки) состоялся третий съезд русских сионистов, на котором было решено создать в России самостоятельную сионисткую политическую партию. Там же была утверждена предложенная Ицхаком Гринбаумом программа "актуальной работы", основными пунктами которой были:

обеспечение евреям прав национального меньшинства; "объединение российского еврейства на началах признания еврейской национальности и законноутвержденного самоуправления во всех делах еврейского национального быта", "созыв Всероссийского еврейского национального собрания. для выработки статута национальной {584} организации", "право на пользование национальным и разговорным языками (иврит и идиш) в школах, судах и общественной жизни", право соблюдать субботу вместо воскресенья в торговых заведениях, магазинах и т. п.

В декабре 1905 г. был созван съезд делегатов всех сионистских областных комитетов Австрии. Съезд постановил, что "в настоящий момент необходимо требовать особого представительства для еврейского меньшинства, - это требование должен поддержать каждый еврей". Состоялось 250 митингов, принявших резолюции о признании евреев одной из наций Австро-Венгерской империи. На чрезвычайном сионистском конгрессе в Кракове в июле 1906 г. было решено создать особую еврейскую политическую партию и настаивать на предоставлении евреям культурно-национальной автономии.

Активность сионистов в различных странах повлияла и на деятельность Всемирной сионистской организации. На Десятом конгрессе в 1911 г. ярко проявилось отступление от принципов "политического" сионизма.

Вольфсон подал в отставку, и было избрано новое правление, президентом которого стал проф. Отто Варбург (1859-1938 гг.), бывший до того председателем "Палестинской комиссии", прилагавшей все усилия к укреплению еврейских поселений в Палестине как в экономическом, так и в культурном отношениях. Одиннадцатый конгресс 1913 г. обсуждал не только поселенческие проблемы, но и вопрос расширения деятельности в диаспоре путем распространения знания еврейского языка - иврита - и национальной культуры с тем, чтобы они были положены в основу еврейского воспитания. Было также принято предложение основать еврейский университет в Иерусалиме. Таким образом некоторые идеи Ахад-Гаама были осуществлены именно в рамках Сионистской организации.

Ко времени Первой мировой войны сионизм стал важным фактором политической деятельности еврейского народа. Хотя это движение охватывало лишь меньшинство нации, оно являлось одним из течений, революционизировавших еврейскую общественную жизнь. Однако национальный радикализм, энтузиазм и душевный подъем, отличавшие сионистское движение при жизни Герцля, {585} так же как и вера в быстрое осуществление сионистских идеалов, значительно ослабли в начале двадцатого столетия, после смерти этого исключительного еврейского народного вождя.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=