КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ

С. М. Дубнов

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть 3 Средние века и новое время

Новое время

Глава 8 Евреи в Западной Европе от XVI до XVIII века

41. Италия. После изгнания евреев из Испании значительная часть ихпереселилась в Италию, где их соплеменники жили сравнительно спокойно. Воглаве этих переселенцев стоял Исаак Абарбанель, последний великий вождьиспанского еврейства. Абарбанель поселился сначала в Неаполе, а потом вВенеции. Некоторое время он занимал государственную должность при дворенеаполитанского короля, но затем оставил ее и всецело предался своим научнымтрудам (он написал обширный комментарий к Библии и ряд книг об основахеврейского вероучения). Потрясенный пережитыми народными бедствиями,Абарбанель в своих книгах особенно углублялся в догмат о пришествии мессии. Онпытался на основании предсказаний пророков и древних преданий определить времяпришествия мессии, и ему казалось, что оно очень близко. Приближаясь к могиле,великий старец утешал себя мыслью, что близок час избавления многострадальногонарода. Абарбанель умер в Венеции, в 1509 году.

Вскоре после его смерти, среди итальянских евреев действительно оживилисьнадежды на пришествие мессии. В 1524 г. в Венецию прибыл с Востока загадочныйстранник, относительно которого трудно сказать - был ли он обманщиком илимечтателем. Он называл себя Давидом из колена Рувимова (Реубени) ирассказывал, что идет он из далекой Аравии, где будто бы существует еврейскоецарство, населенное потомками древних пастушеских колен израилевых - Рувима иГада, что его брат царствует в той стране, и что он, Давид, послан оттуда вЕвропу с важными поручениями к христианским государям. Давид Реубени въехал вРим верхом на белом коне, затем отправился во дворец к папе Клименту VII иимел с ним продолжительную беседу. Из Италии Давид поехал в Португалию, и тамтоже был принят с почетом, как посол еврейского царя, королем Иоанном III. Всеэти таинственные переговоры породили среди евреев веру в близость каких-товажных событий. Говорили, будто аравийские израильтяне послали Давида в Европуза огнестрельным оружием, так как они собираются воевать с Турцией и отнять унее Палестину.

Особенно волновались в Испании и Португалии тайные евреи-марраны,терпевшие бедствия от инквизиции. Один молодой марран из Лиссабона, СоломонМолхо, примкнул к мнимому еврейскому послу Давиду Реубени. Молхо углубился визучение каббалы и, подобно многим своим современникам, мечтал о близкомпришествии мессии. Увлеченный этими мечтаниями, юный Молхо отправился в Турциюи Палестину, сблизился с тамошними каббалистами и произносил пламенные речи оскором избавлении Израиля. Оттуда он возвратился в Европу и явился в Рим, гдевступил в тайные переговоры с папой. Вскоре Молхо удивил всех смелым подвигом:вместе с Давидом Реубени он отправился в Регенсбург, к германскому императоруКарлу V; они рассказали императору о своем намерении - призвать евреев к войнепротив турок, с целью отобрать Палестину. Конец этих переговоров был весьмапечален. Император велел арестовать обоих странников и повез их с собой вИталию. Здесь Молхо, как отступник от христианства, был осужден инквизицией насмерть: его сожгли на костре в Мантуе, в 1532 г. Реубени же был отвезен вИспанию и там содержался в тюрьме, где он через несколько лет умер.

Евреи горько разочаровались в своих надеждах. А между тем положение ихстало ухудшаться и в Италии. Римские папы начали преследовать евреев в своихвладениях и возобновили унизительные для них законы Иннокентия III. В городахевреев удаляли в особые кварталы (гетто), заставляли носить особый знак наодежде, не позволяли иметь больше одной синагоги в каждом городе. Гонения наТалмуд также возобновились. В то время Талмуд стал сильно распространяться,благодаря книгопечатанию (он был впервые напечатан целиком в 1520-х годах вВенеции). Враги евреев выступили со старым обвинением, будто в Талмудесодержатся обидные для христиан мнения. Римское духовное судилище (инквизиция)приказало сжечь книги Талмуда. В домах римских евреев произвели обыск иотобрали все найденные книги. В день Рош-гашаны (1553 г.) тысячи томов Талмудабыли сожжены на костре в Риме. То же делалось и в других городах Италии. Позжекатолическое духовенство разрешило евреям вновь печатать Талмуд, но не иначе,как с исключением всех мест, противных христианской религии. Для этого былиназначены особые цензоры, преимущественно из крещеных евреев, которые усерднозачеркивали в Талмуде все указанные места и не давали перепечатывать их.

Особенно враждебно относился к евреям фанатический папа Павел IV. Визданных им двух "буллах" он установил для евреев Рима и других городовЦерковной области ряд унизительных ограничений в средневековом духе. По этимзаконам, евреи должны были жить в каждом городе в особом квартале, носитьособую одежду для отличия от христиан. Христианам запрещалось жить у евреев вкачестве домашних слуг, нянек и кормилиц, пировать или веселиться с ними,лечиться у еврейских врачей, даже называть еврея "господином". Обитателямгетто дозволялось вести только мелкую торговлю, преимущественно старымплатьем, или заниматься ссудой денег под малые проценты; им запрещалосьприобретать недвижимое имущество (буллы 1555 г.). Эти жестокие иоскорбительные законы довели евреев до крайней степени унижения иматериального разорения.

Со второй половины XVI в., евреи в Риме и других городах Италииуравнялись в бесправии с германскими своими соплеменниками. Еврейский квартал,или гетто, в Риме находился на берегу Тибра, в низменности, которая во времяразливов реки часто затоплялась водой. От других частей города геттоотделялось стеной, с воротами для входа и выхода. На ночь ворота запирались иохранялись особой стражей. По свидетельству одного путешественника,посетившего Рим в 1724 г., в еврейском квартале, состоявшем из двух больших ишести малых улиц, жило в крайней тесноте около 3000 семейств, т. е. 20-25тысяч человек. Большинство их занималось мелкой торговлей и ремеслами. Улицыгетто были усеяны лавками и лавочками, где торговали всем, начиная со съестныхприпасов и кончая старым платьем. Торговля старьем особенно поощряласьримскими властями, как "привилегированное" занятие старого народа; старьевщикиимели право обходить христианский город для закупки подержанных вещей и дажеиметь склады своих товаров вне гетто. Из ремесел самым распространенным былопортняжество. "Часто в летнее время, - рассказывает современник, - видишьсотни портных, сидящих за своей работой на улицах, возле дверей своих жилищ.Женщины изготовляют тут же пуговицы и петли для пуговиц. Эти мастерицы такусовершенствовались в своем ремесле, что портные других народностей из всегогорода заказывают им изготовление пуговиц и петель. В общем три четвертиевреев (ремесленников) суть портные, а прочие занимаются другими ремеслами".

Ношение отличительной одежды было обязательно для евреев, без различияпола и звания. Мужчины носили на голове желтую шапку (баррет), а женщины -головной убор из куска желтой материи шириной в полтора локтя. С течениемвремени евреи переменили желтый цвет головного убора на оранжевый, а потомперешли к красному, так что "барреты" мужчин были совершенно одинаковы скрасными шапками кардиналов. Во избежание "соблазна", приказали евреям вновьвернуться к желтому цвету. - Все эти унижения были направлены к тому, чтобызаставить евреев отречься от своей веры и принять крещение. Для этой же целибыла установлена "принудительная проповедь": евреев насильно заставлялислушать в церквах проповеди католических священников. Каждую субботу послеобеда в гетто являлись полицейские надзиратели и гнали в церковь для слушанияпроповеди группу мужчин, женщин и детей старше 12 лет. "Ровно в два часапополудни, - рассказывает очевидец (1724 г.), - слушатели должны явиться вцерковь. Здесь висело большое деревянное изображение на кресте (Распятие),прикрытое мешком, дабы евреи над ним не смеялись. Тут расставлены и скамьи длясидения, причем мужчины и женщины сидят отдельно, отделенные друг от другагардиной, как в синагогах. На возвышении устроена кафедра, на которой стоитпоп. Он начинает свою проповедь громким голосом и пересыпает ее такой массойеврейских слов, что можно его принять за еврея. Проповедь состоит в том, чтосначала оратор хвалит евреев, как избранный Богом народ, а потом говоритпротивное, отзывается о них презрительно, называет упрямым племенем, так какони не внемлют его поучениям. В это время (проповедь продолжается два часа)все должны сидеть совершенно тихо, не произносить ни слова и не спать, ибо тутже находятся надзиратели, которые следят за этим и строго наказываютнарушителей". Иногда агенты папской полиции насильно уводили того или другогоеврея в "дом новообращенных", для приготовления к крещению. Там узниковдержали сорок дней и уговаривали переменить веру. Иных удавалось крестить:упорных же выгоняли обратно в гетто.

42. Литература и наука в Италии. Несмотря на свое тяжелое гражданскоеположение, итальянские евреи достигли в XVI и XVII веках высокой степениумственного развития. К ним на время как будто перешла былая образованностьиспанских евреев. У них появились знаменитые талмудисты, проповедники,каббалисты, языковеды, историки и философы.

В XVII в. итальянское еврейство выдвинуло двух оригинальных мыслителей:Иегуду де Модену и Иосифа Дельмедиго. Иегуда де Модена (1571-1648 гг.) занималпост раввина в Венеции, но в душе сомневался в истинности раввинизма икаббалы. Он написал много сочинений, из которых замечательны два: одно -против законодательства раввинов ("Шаагат Ари"), а другое - против каббалы,священные книги которой он считал подложными ("Ари ногем"). Боясь обнародоватьэти сочинения при жизни, Модена оставил их в рукописи, и они были напечатанытолько в новейшее время. - Иосиф Дельмедиго (ум. в 1655 г.), уроженец островаКандии, был писатель иного склада. Он был образованнейшим человеком своеговека, знал древние и новые языки, учился в университете в Падуе, где слушаллекции математики и астрономии у бессмертного Галилея, изучил физику имедицину, но вместе с тем увлекался каббалой. С жаждой знания у негосоединялась страсть к путешествиям. Он объехал часть Европы и Азии, жил одновремя в Польше и Литве; вторую половину жизни он провел в Амстердаме,Гамбурге, Франкфурте и Праге, где занимался врачебной практикой. Своиразносторонние познания по всем отраслям светских наук Дельмедиго изложил вбольшой книге "Элим"; "тайной науке", или каббале, посвящены меньшие егосочинения ("Мацреф лехахма" и др.).

Даже женщины в Италии принимали участие в еврейской литературе. Двепоэтессы, Дебора Аскарелли и Сара Суллам, писали свои произведения наитальянском языке. Дебора Аскарелли, жена почтенного еврея в Риме, переложиласинагогальные гимны в красивые итальянские строфы и сочиняла такжеоригинальные стихи. Сара Суллам, дочь венецианского купца, была одной изобразованнейших женщин своего времени. Один католический священник из Генуидолго старался обратить даровитую поэтессу в свою веру; но его усилия былинапрасны. Тогда он попросил у Сары, чтобы она ему, по крайней мере, позволиламолиться об ее обращении. Она исполнила эту просьбу, но с условием, чтобысвященник и ей позволил молиться об его обращении в иудейскую веру. СараСуллам умерла в 1641 г. Из ее произведений известны только немногие сонеты иодна книга о бессмертии души.

В начале XVIII века в Италии появился даровитый молодой писатель, вестниквозрождения еврейской поэзии: Моисей-Хаим Луццато из Падуи (1707-1747 гг.).Луодато с юных лет обнаружил талант стихотворца и стилиста. На 20-м году жизнион написал на чистом библейском языке идиллическую драму "Мигдал оз" ("Крепкаябашня"), где изображается торжество чистой любви над порочной. Это было редкимявлением в тогдашней еврейской литературе, где поэтическое творчество былоограничено стенами синагоги и выражалось только в скорбных молитвах илирелигиозных гимнах. Если бы Луццато шел дальше по этому пути, он стал бы,вероятно, преобразователем еврейской поэзии, но он увлекся господствовавшейтогда каббалой и мистикой - и его жизнь сложилась совершенно иначе. Изучив"Зогар" с комментариями Ари, он стал писать своеобразным, загадочным языкомэтой книги; он делал это так удачно, что осмелился назвать своикаббалистические писания "Вторым Зогаром". В своем увлечении тайной мудростьюЛуццато заходил слишком далеко: он верил, что мысли его сочинений диктуютсяему свыше, через неведомого ангела-вещателя, "магида". В 1729 г. Луццатоподелился волновавшими его думами с товарищами, с которыми изучал каббалу, - ите сделались восторженными его поклонниками. Товарищи разгласили в письмах,что в Падуе появился молодой каббалист, который скоро возвестит миру новыеоткровения. Это было в то время, когда раввины повсюду боролись против тайныхсаббатианцев и публично предавали их проклятию в синагогах. Раввины воздвиглигонения на Луццато, подозревая его в саббатианской ереси. Сначала они вынудилиу него клятвенное обещание, что он больше не будет писать по каббале, а когдаон не удержался и нарушил обещание, венецианские раввины произнесли "херем"(отлучение) над Луццато и его сочинениями. Отлученному нельзя было оставатьсяв Италии - и он стал скитаться по Германии и Голландии. В Амстердаме написалон свое лучшее произведение - философскую драму "Слава праведным" ("Ла-иешаримтегила") и еще ряд книг по каббале и морали. Мистические и мессианские порывывлекли Луццато в Святую Землю: он отправился туда, но вскоре по приезде умерот чумы, имея только сорок лет от роду, и был похоронен в Тивериаде. Веврейской литературе М.-Х. Луццато стоял на распутьи: как каббалист, онпринадлежал прошлому; как поэт, он был предвестником нового творчества,расцветшего в XIX веке.

43. Голландия. Акоста и Спиноза. С открытием Америки расширилсямеждународный промышленный рынок. Главными посредниками в торговле междуСтарым и Новым светом были две приморские страны: Голландия и Англия.Энергичное население этих стран сбросило с себя в XVI веке иго римской церквии приняло реформатское исповедание. В Голландии за церковным освобождениемпоследовало политическое: страна, после долгой героической борьбы,освободилась от владычества Испании и свирепого короля Филиппа II (правнукаФердинанда Католика), этого инквизитора на престоле. Когда образоваласьсвободная Голландская республика (1579 г.), туда устремились гонимые за веруиз Испании и Португалии. Между переселенцами были многие потомки марранов,которые тайно продолжали исповедовать иудейство и подвергались за это народине жестоким преследованиям. Тысячи марранов переселялись в свободнуюГолландию и здесь открыто переходили в иудейскую веру. Это были по большейчасти богатые купцы, врачи, бывшие чиновники и офицеры. Из них образоваласьбольшая община в Амстердаме, а затем возникли второстепенные общины в другихгородах Голландии. Основателем еврейской общины в Амстердаме считаетсяпортугальский марран Яков Тирадо. В 1593 г. Тирадо прибыл с несколькимимарранскими семействами в Амстердам; здесь они перешли в иудейство, взяли себераввина и вскоре построили синагогу, названную "Бет Яков" ("дом Якова"). Черездвадцать лет в городе было уже несколько тысяч еврейских жителей а потом числоих все росло. Голландское правительство предоставило им полную свободусамоуправления Делами амстердамской общины заведовал совет старшин ("маамад"),состоящий из светских и духовных чинов; но религиозные вопросы решались толькораввинами, или "хахамами". Совет старшин и хахамы имели право налагатьнаказания на непослушных членов общины или вольнодумцев, по своему усмотрению.

Как везде, где евреи пользовались свободой и спокойствием, они и вГолландии выдвинули из своей среды целый ряд даровитых деятелей в различныхобластях литературы и науки. Писали много в прозе и в стихах, на еврейском,латинском, испанском и португальском языках. В литературе голландских еврееввидное место занимали поэзия и каббала, - две отрасли, питаемыепреимущественно чувством и воображением. Но появлялись и философы, желавшиепровести в религию начала свободной мысли. Некоторые из этих философов зашли всвоем свободомыслии так далеко, что навлекли на себя гонения со стороныправоверных раввинов.

Одним из таких вольнодумцев был Уриель Акоста, бывший марран, родившийсяв Португалии (1590 г.). В детстве он получил католическое воспитание, затемизучил правоведение и на 25-м году жизни занял должность казначея при одной изцерквей. Но католицизм нс удовлетворял его пытливый ум, и Акоста углубился визучение библейских книг. В нем пробудилось горячее стремление вернуться крелигии своих предков. Он тайно покинул Португалию, переселился в Амстердам итам перешел в иудейскую веру вместе с своими братьями и матерью. Но свободныйум Акосты не мирился со многим и в иудействе. Акосте не нравилисьмногочисленные внешние обряды, установленные талмудистами и соблюдавшиесяочень строго. Он не желал подчиняться этим строгостям и открыто высказывалсяпротив учения "фарисеев", как он называл раввинов. Амстердамские раввиныобъявили вольнодумца отлученным от синагоги, пока он не исправится. УриельАкоста не исправился, а еще более ожесточился. Он обнародовал на португальскомязыке "Исследование о фарисейских преданиях", где отвергал не толькоталмудические предания, но и некоторые из библейских (1624 г.). Тогда всеевреи отшатнулись от Акосты, как от опасного еретика, и он много лет жилодиноко, в опале. Наконец, такая одинокая жизнь ему надоела, и он решилпублично покаяться перед раввинами. Это покаяние совершилось при торжественнойобстановке. В синагоге, в присутствии хахамов и многочисленных прихожан,Акоста громко прочел формулу покаяния и отрекся от своих, противных еврейскойрелигии, убеждений; после этого он, по обряду покаяния, получил 39 ударовремнем по спине, затем лег ничком на пороге синагоги, и все прихожанеперешагнули через него. Все эти унижения окончательно потрясли душунесчастного вольнодумца. В припадке гнева и отчаяния, он вскоре лишил себяжизни двумя пистолетными выстрелами (1640 г.). Перед смертью он составил налатинском языке свое жизнеописание под заглавием: "Exemplar humanae vitae"("Пример человеческой жизни").

Более стойким в своих убеждениях был другой свободный мыслитель - Барух(Бенедикт) Спиноза, величайший философ, вышедший из среды еврейства. Спинозародился в Амстердаме, в 1632 году. В ранней юности он обучался в семиклассной"Талмуд-торе", где преподавали амстердамские раввины и ученые. От раввинскойнауки даровитый юноша перешел к изучению средневековой еврейской философииИбн-Эзры, Маймонида и Крескаса, а затем обратился к общим наукам. Сильноевпечатление произвела на него появившаяся тогда новая система философииДекарта. Свободный разум сделался для Спинозы единственным источникомпознания, стоящим выше религиозного предания. Спиноза стал жить не так, какучили его раввины, а так как ему казалось разумным. Он перестал посещатьсинагогу и не исполнял религиозных обрядов, которые считал излишними. Когдавсе усилия раввинов вернуть Спинозу на путь веры оказались напрасными, еготоржественно объявили отлученным от синагоги (1656 г.). После этого Спинозапокинул Амстердам и редко туда возвращался. Последние годы своей жизни онпровел в городе Гааге. Он жил уединенно, погруженный в свои философскиезанятия; только немногие часы ежедневно посвящал он ремеслу, которым снискивалсебе скудное пропитание, а именно - шлифовке оптических стекол. В 1670 г.Спиноза обнародовал на латинском языке "Богословсио-политический трактат",который вызвал тревогу среди духовенства всех вероисповеданий. Это была перваясвободная критика библейских истин, как основы всякого богословия. В "Этике" идругих сочинениях Спиноза изложил свое общее философское учение, по которомуБожество и мир составляют одно нераздельное целое (пантеизм). Это учениепрославило имя Спинозы во всем мире, оно имело позже горячих противников истоль же горячих приверженцев среди христиан и евреев. Но еврейские мыслителитого времени не могли принять учение своего отлученного единоверца. Онислишком много страдали за свою религию, чтобы решиться изменить ее потребованиям философского разума. Спиноза оставался в опале у своихсоплеменников до своей смерти (1677 г.).

44. Манасса бен-Израиль и возвращение евреев в Англию. Среди голландскихраввинов и писателей XVII века самое видное место занимал Манасса (Менаша)бен-Израиль. Он родился в 1604 г. в Лиссабоне, в марранской семье. Отец егодолго томился в тюрьмах португальской инквизиции за свою тайную привязанностьк иудейству; наконец, он бежал с семьей в Амстердам, где стал открытоисповедовать свою веру. Манасса получил многостороннее образование. С глубокимзнанием еврейской письменности он соединял чрезвычайную начитанность вевропейских литературах. Он владел десятью европейскими языками и находился вдружеских отношениях с знаменитейшими христианскими учеными своего времени;некоторое время он состоял также в переписке с любительницей наук, шведскойкоролевой Христиной. Эту известность Манасса приобрел благодаря своимсочинениям, написанным частью на испанском и латинском языках, частью наеврейском. Из еврейских его трудов особенно известно сочинение "Дыхание жизни"("Нишмат хаим", 1652 г.), составляющее смесь философии и каббалы. Нонаибольшее внимание возбудила его, написанная по-английски, книга "Защитаевреев", в которой автор опровергает суеверные средневековые обвинения противеврейского народа. Этим сочинением Манасса оказал важную услугу своимсоплеменникам в стране, откуда их некогда изгнали вследствие средневековыхпредрассудков, а именно в Англии.

Около трех с половиной столетий прошло со времени изгнания евреев изАнглии (1291 г.). За это время жизнь английского народа сильно изменилась;население, в большей своей части, перешло от католического к реформатскомуисповеданию. Образовалась секта строгих "пуритан", которые усердно читали"ветхозаветные" книги Библии и в них искали основы истинной веры. Эта любовь кБиблии приближала английских реформатов к еврейству. Многие англичане считалижелательным и справедливым, чтобы евреям дозволено было вновь селиться вАнглии. Правителем Англии был в то время бескоролевья (1649-1658 гг.)пуританин Кромвель, горячий почитатель и знаток Библии. Группа еврейскихкоммерсантов в Амстердаме решила воспользоваться благоприятнымиобстоятельствами, чтобы ходатайствовать о допущении евреев в Англию. Ониизбрали своим представителем Манассу бен-Израиля и поручили ему вестипереговоры с английским правителем. После обмена письмами с Кромвслем, Манассалично отправился в Лондон (осенью 1655 года). Здесь он подал Кромвелю записку("адрес") от имени "еврейской нации", прося допустить евреев на жительство вАнглию и предоставить им свободу религии, промыслов и общинногосамоуправления. Кромвель назначил комиссию из светских и духовных особ длярассмотрения возбужденного евреями ходатайства. В английском обществе этоходатайство вызывало много толков. Появились некоторые книжки, авторы которыхстарались воскресить средневековые предрассудки против евреев. В опровержениеэтих нелепых предрассудков, Манасса бен-Израиль обнародовал в Лондоне своювышеупомянутую книгу "Защита евреев", которая произвела сильное впечатление наангличан. Английское правительство медлило с разрешением вопроса о допущенииевреев, но не выселяло тех, которые раньше успели уже поселиться в Лондоне.Мало-помалу в столице Англии образовалась порядочная еврейская община,преимущественно из голландских сефардов, а позже евреи свободно селились вовсех городах Великобритании. Манасса не дожил до этого успеха своих трудов: онумер на обратном пути из Лондона в Голландию, в 1657 г.

45. Германия. Евреи и Реформация. Великое религиозное движение, котороепод именем "Реформация" обновило жизнь многих народов Европы, исходило изГермании. Здесь впервые раздался протест против гнета католической церкви ибезграничной власти римского папы. Во главе "протестантов" стал знаменитыйМартин Лютер (1517 г.). Незадолго до его появления, в Германии возгореласьборьба между темными монахами-доминиканцами и просвещенными немцами из партии"гуманистов". Главный представитель гуманистической партии, Иоганн Рейхлин,основательно знал древнееврейский язык, который изучил под руководством ученыхевреев. Знакомство с еврейской литературой сделало Рейхлина искренним другом изащитником евреев, которых католическое духовенство жестоко преследовало.Желая вредить одновременно и евреям, и изучавшим еврейские книги гуманистам,монахи привлекли на свою сторону бесчестного крещеного еврея Пфеферкорна,бывшего мясника, и объявили от его имени, будто в Талмуде и других религиозныхкнигах иудеев содержатся богохульные и безнравственные мнения. Монахам иПфеферкорну удалось выхлопотать у германского императора Максимилиана I указоб уничтожении еврейских книг (1509 г.). Духовным властям было порученоотобрать у евреев их религиозные книги и предать сожжению те, в которыхокажутся противные христианству выражения. Тогда в защиту опальных книгвыступил благородный Рейхлин. В своем отзыве, поданном высшему духовенству, ондоказывал лживость доносов Пфеферкорна и монахов. Рейхлин писал, что Талмудесть древний свод толкований к заповедям Библии и содержит в себе еврейскоебогословие, правоведение и медицину; что сжечь Талмуд - бесполезно, ибо противмнений нужно бороться убеждением, а не грубой силой; что книги по каббалеследует даже поощрять, так как в них высказываются часто мысли, весьма близкиек христианской догматике. Отзыв Рейхлина вызвал бурю среди "темных людей", какназывали ревнителей католической церкви. Автора обвинили в распространениииудейской ереси и призвали к ответу перед судом инквизиторов в Кельне.Неизвестно, чем кончилась бы борьба между гуманистами и "темными людьми", еслибы в это время не началась деятельность Лютера, приведшая большую часть немцевк совершенному отпадению от римской церкви.

Отношение основателя протестантской церкви, Лютера, к еврействуотличалось крайним непостоянством. В первые годы своей деятельности онпроповедовал, что с евреями нужно обращаться кротко. В одном из своихсочинений, обнародованном в 1523 г., Лютер резко нападал на врагов еврейскогонарода. "Наши дураки, - писал он, - паписты, епископы и монахи, поступалидоселе с евреями так, что истинно-добрый христианин должен был бы сделатьсяевреем. Если бы я был евреем и видел, что такие тупоумцы управляют церковью,то я бы согласился скорее быть свиньей, чем католиком. Ибо они поступали севреями так, как если бы последние были псами, а не людьми. А ведь евреи -наши кровные родственники и братья нашего Господа... К ним надо применятьзакон не папской, а христианской любви, принимать их дружелюбно, давать имвозможность работать и промышлять рядом с нами". Но позже, когда Лютер достигвласти и сам стал претендовать на роль непогрешимого папы для протестантов,его отношение к евреям резко изменилось. Он стал говорить, что евреев нужновезде преследовать, как врагов Христовых, что нужно разрушать до основания ихсинагоги, "во славу нашего Господа и христианства", отбирать у них книгиТалмуда и молитвенники, запретить раввинам обучать закону веры, стеснятьевреев еще больше в их промыслах, а здоровых отправлять на принудительныеработы (1543 г.). Незадолго до смерти, Лютер говорил своим последователям, чтоевреев нужно или поголовно окрестить, или изгнать из государства. Такимобразом, творец немецкой Реформации укоренил в своих последователях многие изгрубых средневековых предрассудков, против которых он призван был бороться.

46. Бесправное положение евреев в Германии и Австрии. Реформация ослабилав протестантских государствах власть церкви, но не уничтожила вражды киноверцам. Положение евреев изменилось только в том отношении, что теперь ихбольше притесняли светские власти, чем духовные. Германские императоры большейчастью отдавали своих "коронных рабов", евреев, на произвол областных игородских правителей. А в городах евреи имели постоянных врагов в купеческом иремесленном сословиях, которые не терпели экономического соперничестваинородцев. Городские магистраты (управы) и ремесленные цехи притесняли иунижали бесправных обитателей гетто. Иногда дело доходило до погромов. ВоФранкфурте-на-Майне ремесленники-христиане напали однажды на еврейский кварталпод предводительством пекаря Фетмильха. Евреи отчаянно защищались за стенамисвоего гетто и убили первых смельчаков, ринувшихся на приступ. Но дальнейшеесопротивление огромной массе нападающих было невозможно, и после новогоприступа еврейский квартал был взят. Шайка Фетмильха ворвалась туда, грабила,разрушала, совершала всякие насилия и, наконец, изгнала евреев из города (1614г.). Такой же погром повторился и в Вормсе, другой многочисленной еврейскойобщине Германии. И здесь ремесленники, после долгой борьбы с евреями,принудили их покинуть город (1615 г.). На этот раз, однако, император Матфийзаступился за евреев. Он велел наказать зачинщиков погрома: Фетмильх и еготоварищи были обезглавлены, а евреи были вновь водворены в своих кварталах, воФранкфурте и Вормсе, под охраной императорских войск.

Не лучше было положение евреев в восточной части Германской империи, вАвстрии, где католическое исповедание осталось господствующим. Во времяТридцатилетней войны католиков с протестантами (1618-1648 гг.) евреи терпелинемало от грабежей и насилий наводнивших Австрию иноземных войск. Германскиеимператоры, местопребыванием которых была столица Австрии, Вена, разрешалиевреям жить в этом городе, в особом квартале. Более многочисленная еврейскаяобщина существовала в главном городе Богемии, Праге. Император Фердинанд II,живший во время тридцатилетней войны, предоставлял евреям этих городов оченьскудные гражданские права; но зато он, как ревностный католик, сильнозаботился о спасении их душ; в 1630 году он повелел: обязать евреев Вены иПраги собираться каждую субботу для слушания проповедей католическихсвященников, причем невольным слушателям строго запрещалось разговаривать илиспать во время этих проповедей. - Спустя сорок лет, при императоре ЛеопольдеI, венских евреев постигло крупное несчастье. Жена Леопольда, набожная испанкаМаргарита, питала к евреям ненависть, которую еще более разжигали в ней еедуховники. Однажды, когда она родила мертвого младенца, императрица упросиласвоего мужа смягчить гнев Божий "богоугодным делом" - изгнанием евреев из Веныи Нижней Австрии. Леопольд исполнил задушевное желание жены и духовенства,хотя в государственном совете раздавались голоса против столь бесчеловечноймеры. В 1670 г. был обнародован указ, обязывающий евреев выселиться из Вены игерцогства Австрийского в течение нескольких месяцев. Напрасно венские евреиупотребляли все старания, чтобы жестокое повеление было отменено, напраснопредлагали громадные денежные взносы в казну и прибегали к заступничествусильных вельмож и иностранных после". Указ остался в силе - и несколько тысячевреев должны были оставить Вену и Нижнюю Австрию. Венский магистрат купил уЛеопольда за сто тысяч гульденов опустевший еврейский квартал и назвал его вчесть императора Леопольдштадтом. Еврейские синагоги были обращены в церкви.

Горсть венских изгнанников утвердилась в Пруссии, которая в то времяначала оспаривать у Австрии первенство в Германской империи. Великий курфюрстБранденбурга и Пруссии, Фридрих-Вильгельм, охотно допускал евреев в своивладения. В Берлине образовалась еврейская община, которая впоследствиисделалась одной из крупнейших в Германии. Сын великого курфюрста, прусскийкороль Фридрих I уже ограничивал права евреев. Один протестантский богослов,Эйзенменгер, собрал из разных книг все нелепые средневековые выдумки проевреев и их религию и изложил это на немецком языке в большой книге, подименем "Разоблаченное иудейство" (Entdeckes Judenthum). Когда книга ещепечаталась во Франкфурте, о ней уже носились тревожные слухи. Евреиходатайствовали перед германским императором Леопольду о запрещении лживойкниги, могущей возбудить против них ярость легковерных христиан. Императорудовлетворил это ходатайство, но прусский король Фридрих I впоследствииразрешил напечатать ее в своем городе Кенигсберге (1711 г.). С тех пор книгаЭйзенменгера стала для врагов еврейства неиссякаемым источником ложныхобвинений и чудовищных клевет. Оттуда заимствовались искаженные талмудическиеи раввинские изречения и всякие выдумки, выставляющие еврейство в смешном илиотталкивающем виде.

47. Духовная жизнь германских евреев. Отчужденные от немцев в своемгражданском быту, евреи обособлялись и в своей духовной жизни. Несмотря нанаступление нового времени, средневековые порядки еще твердо держались веврейских кварталах. Юноши с ранних лет питали свой ум только талмудическойнаукой, ей же посвящали свои досуги люди средних классов, а простолюдины иженщины удовлетворяли свою духовную пытливость чтением нравоучительных книг,которые стали появляться и на разговорном немецко-еврейском наречии -"жаргоне". В XIV веке умственным центром германско-австрийских евреевсделалась столица Богемии - Прага. Здесь была основана еврейская типография;здесь существовали высшие талмудические школы, или "иешивы", во главе которыхстояли известные раввины. Один из этих раввинов, Яков Поляк (ум. ок. 1530 г.),прославился изобретением пилпула, или способа искусственных словопрений приизучении Талмуда. Сущность пилпула состояла в том, что учащийся запутывалкакой-либо талмудический вопрос и затем сам его распутывал; сначалаприводились все относящиеся к данному вопросу противоречивые места Талмуда иего толкований, а потом эти противоречия искусственно улаживались. То былаумственная гимнастика, которая изощряла способность рассуждения, но вредилаправильному и ясному мышлению. Лучшие раввины осуждали пилпул.

Имя одного из пражских раввинов, Иомтов-Липмана Геллера, связано систорией австрийских евреев во время тридцатилетней войны. Геллер состоялпредседателем комиссии для раскладки между еврейскими общинами Богемии налогав 40000 гульденов, который отсылался ежегодно в Вену на нужды войны. Хотяраввин старался справедливо распределить этот тяжелый налог, тем не менее онне избег нареканий на себя. Враги его послали в Вену жалобу на неправильнуюраскладку и при этом донесли, будто раввин Липман Геллер употребил в одному изсвоих сочинений оскорбитеяьные для христианста выражения. Вследствие этогопражский раввин по приказу императора был арестован и привезен в Вену (1529г.). Здесь его сначала содержали в тюрьме вместе с уголовными преступниками.По обвинению в оскорблении церкви ему грозила смертная казнь. Опасность былаустранена только благодаря чрезвычайным стараниям венской еврейской общины.Император велел освободить Геллера из заключения, но лишил его права заниматьдолжность раввина и приговорил к штрафу в десять тысяч гульденов. Лишенныйдолжности в Праге и всего своего состояния, Липман Геллер переселился вПольшу, где занял пост раввина в Кракове. Из его сочинений наибольшее значениеимеет комментарий к Мишне ("Тосфот Иомтов"), ставший школьным руководством, иинтересная автобиография ("Мегилат эйва"), с описанием всех приключенийавтора.

Одним из немногих представителей светского знания в этом царствераввинизма был Давид Ганс (ум. в 1613 г.), проведший большую часть жизни вПраге. Наряду с Талмудом, Ганс разрабатывал математику, географию и историю.Он был дружен с знаменитыми астрономами Кеплером и Тихо де Браге. Давид Ганссоставил историческую летопись, где в первой части вкратце изложена еврейскаяистория, а во второй - всеобщая ("Цемах Давид", Прага, 1592 г.). Присоставлении этой книги автор пользовался и многими нееврейскими летописями. Оннаписал еще две книги по астрономии и математической географии. Каббала такжеимела в Германии своего крупного представителя в лице Иешаи Горвица (1630 г.),раввина Франкфурта и Праги. Вследствие смут тридцатилетней воины, онпереселился в Палестину и там провел остаток своей жизни в подвигах строгог"благочестия и покаяния. Он жил в Иерусалиме и Цефате, гнездекаббалистов-отшельников. Здесь закончил он начатое еще в Европе обширноесочинение "Шне лухот габрит" (т. е. "Две скрижали завета"), известное подсокращенным именем "Шело". Это огромный сборник, где перемешаны каббала,законоведение, нравоучения, правила покаяния и отшельничества, в духе Ари иВиталя.

Мессианское движение, вызванное Саббатаем Цеви, увлекло в свое время игерманских евреев. Угнетенный народ нетерпеливо ожидал чудесного избавителя,но горько разочаровался. Когда обман Саббатая открылся, раввины стали строгопреследовать всех подозреваемых в принадлежности к саббатианской секте. Однимиз главных ревнителей этого рода был известный талмудист Яков Эмден (Ябец),живший в Альтоне, близ Гамбурга (ум. в 1776 г.). Эмден повсюду искал следысаббатианской ереси и беспощадно преследовал всех подозреваемых в ней, хотя быэто были самые почтенные представители еврейства. В своих книгах ("Торатга-кенаот" и др.) он резко обличал как умерших, так и живших еще тогда"еретиков". Особенно много шуму наделал Эмден своей борьбой с известнымпражским раввином Ионатаном Эйбешицом (ум. в 1764 г.). Глубокий знаток Талмудаи красноречивый проповедник, Эйбешиц занимался также каббалой и, по слухам,имел тайные сношения с саббатианцами. Он писал на пергаменте каббалистическиезаклинания и давал их больным, как целительные талисманы ("камеи"). КогдаЭйбешиц занял должность раввина в Гамбурге и сделался близким соседом Эмдена,последний стал следить за ним. Получив некоторые талисманы Эйбешица, Эмденобъявил, что в них имеются намеки на Саббатая Цеви, и стал громко обвинять ихавтора в склонности к саббатианской ереси (1751 г.). Это вызвало волнениесреди раввинов. Образовались две партии: одна стояла за Эмдена, другая заЭйбешица. Борьба длилась долго, до смерти Эйбешица, и привела к полномурасколу между талмудистами и каббалистами в Германии.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =