КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ

С. М. Дубнов

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть 3 Средние века и новое время

Глава 4

Века бесправия и мученичества до изгнания евреев из Франции (1215-1394 гг.)

19. Папа Иннокентий III. Крестовые походы необыкновенно усилили духовнуюи светскую власть римских пап. Вся Западная Европа сделалась как бы однимгосударством, где безгранично властвовал глава католической церкви, живший вРиме и рассылавший свои приказы королям и народам. Могущество пап достиглонаивысшей степени при Иннокентии III, в начале XIII века. Этот суровый исамовластный первосвященник, жестоко подавлявший малейшее проявление свободымысли, видел опасность для церкви в том, что евреи живут среди христиан изаражают их своим неверием. Так как истребить всех евреев было невозможно, топапа стремился к тому, чтобы, по крайней мере, превратить их в бесправнуюкасту. Евреи - писал он в своих пастырских посланиях к королям и князьям -обречены на вечное рабство за то, что их предки распяли Христа; они должны,как братоубийца Каин, постоянно скитаться по земле и бедствовать; христианскиеправители отнюдь не должны покровительствовать им, а, напротив, обязаныпорабощать их и держать особо от христиан, в качестве едва терпимого ибесправного низшего сословия, дабы выступала разница между верными сынамицеркви и отверженными сынами синагоги.

Вражда Иннокентия III к евреям имела тесную связь с происходившим в товремя в Южной Франции "альбигойским движением". Под влияниемраспространившейся в Провансе еврейско-арабской образованности, местныехристиане начали читать и свободно толковать Библию и убедились, что учениеримско-католической церкви резко расходится с первоначальным учениемЕвангелия. Возникла секта альбигойцев, которая исповедовала веру чистогохристианства и враждебно относилась к римской церкви. Узнав об этом, папаИннокентий III воздвиг страшные гонения на альбигойцев и открыл крестовыйпоход против них. Крестоносцы ворвались в Прованс, перебили там десятки тысяч"еретиков" и опустошили страну. Пострадали и евреи, которых считаливиновниками ереси. При взятии города Безьера фанатическими ордами монахаАрнольда в числе убитых оказалось около двухсот евреев (1209 г.). "Бейте всех,- говорил Арнольд крестоносцам, - а там уже на небе Бог отличит виновных отневинных!"

В Южной Франции была учреждена инквизиция, или тайное церковное судилище,для розыска и истребления свободомыслящих христиан и евреев. В это времяобразовался также монашеский орден доминиканцев, поставивший себе цельюохранять церковь от всяких проявлений вольного духа. Доминиканцы сделалисьзлейшими врагами евреев, постоянно преследовали и унижали их.

Римский папа и его армия монахов стремились к тому, чтобы уничтожитьвсякое общение между евреями и христианами. В 1215 г. Иннокентий III созвалцерковный собор для принятия мер против еретиков и иноверцев во всех странах.Между прочим, собор выработал ряд унизительных законов для евреев.Христианским правителям предписывалось: не допускать евреев к общественнымдолжностям; не дозволять им показываться на улицах в дни Страстной недели,накануне католической Пасхи; следить, чтобы крещеные евреи не соблюдалиобрядов своей прежней веры; обязывать евреев, купивших дома у христиан,платить налог в пользу церкви. Но самой жестокой мерой в этом соборном уставебыло установление "еврейского знака". Ссылаясь на то, что в некоторых странахевреи не отличаются от христиан покроем своей одежды и поэтому легкосмешиваются с ними, собор постановил чтобы евреи обоего пола носили особуюодежду, или особый знак на ней из яркой цветной материи. Позже былоразъяснено, что этот знак должен состоять из круглого куска желтой ткани,прикрепляемого к шляпе или верхнему платью. Этот знак должен был служитьпозорным клеймом для всякого еврея. Встречая такого еврея, всякий христианинмог безнаказанно оскорблять его, издеваться над ним; да и сам еврей, носяпозорный знак, должен был чувствовать себя униженным и беззащитным. Однако невсе светские правители настаивали на исполнении этого позорного церковногозакона, и не все евреи подчинялись ему. Гордые испанские евреи, жившие вхристианских землях, отказались от ношения установленного знака, а в другихстранах богатые люди откупались от этого деньгами.

20. Преследование Талмуда и диспуты. Самыми ярыми приверженцами римскойцеркви были в то время французские короли. Набожный король Людовик Святой былслепым орудием в руках духовенства и притеснял евреев, с целью обратить их вхристианскую веру. Не довольствуясь гонениями на евреев, король и духовенствовоздвигли гонения на иудейскую религию. Один крещеный еврей, Николай Донин, спрезрением отвергнутый своими бывшими единоверцами, донес папе Григорию IX,что в Талмуде содержится много вредных мнений и обидных выражений противхристианства. Папа поручил епископам познакомиться с содержанием книг Талмудаи, если донос Донина оправдается, публично сжечь эти книги. Розыск начался встолице Франции, Париже. Отобраны были у некоторых парижских евреев экземплярыТалмуда, а раввинов призвали для объяснений. Вскоре был назначен в Парижепубличный диспут (спор) между доносчиком Николаем Донином и четырьмяраввинами, во главе которых стоял почтенный парижский раввин Иехиель. Диспутсостоялся в июне 1240 г., в присутствии высших чинов двора, духовенства идворянства. Рабби Иехиель горячо возражал на обвинения Донина, доказывая, чтов Талмуде нет никаких богохульных мнений вообще и -оскорбительных дляхристианства выражений в частности. Но напрасны были старания раввинов. УчастьТалмуда была предрешена. Из всех областей Франции свозились в Париж отобранныеу евреев экземпляры многотомного Талмуда. Двадцать четыре воза, нагруженныхэтими книгами, были публично сожжены на костре на одной из площадей Парижа(1242 г.). Весть о сожжении священных книг глубоко опечалила евреев всех странБыла сочинена и читалась в синагогах "песнь плача" о сожжении Торы, начинающаясловами ("Schaali serufa"): "Спроси, спаленная огнем (Тора), что сталось стеми, кто рыдает о страшном жребии твоем".

Уничтожение талмудических книг нанесло удар еврейской науке во Франции.Число раввинских школ стало уменьшаться, а деятельность тоссафистов вскорепрекратилась.

Столкновения между еврейским духовенством и христианским происходилитогда и в королевстве Арагонии, в христианской части Испании. Арагонскийкороль Яков I был ревностным католиком и мечтал о крещении евреев и арабов.Доминиканцы преподавали в своих школах языки еврейский и арабский, для тогочтобы монахи могли успешно распространять христианство среди этих двухнародов. В числе таких монахов-миссионеров был крещеный еврей, ПавелХристиани. Павел путешествовал по Южной Франции и Испании и проповедовал своимбывшим единоверцам об истинности католической веры, причем подтверждал своислова ссылками на разные места Библии и даже Талмуда. Им-то воспользовалисьдля своих целей доминиканцы. Они решили устроить публичный диспут между ПавломХристиани и одним из крупнейших раввинов, рассчитывая, что если победаостанется на стороне доминиканца, то евреи принуждены будут принятьхристианство. Король Яков одобрил это решение и пригласил к участию в диспутесо стороны евреев знаменитого раввина Рамбана из Героны.

Моисей бен-Нахман, называемый также Нахманидом и Рамбаном (1195-1270гг.), был одним из выдающихся еврейских мыслителей XIII века. Глубокий знатокТалмуда и раввинской письменности, он вместе с тем обладал большим светскимобразованием, изучил медицину и знал хорошо арабский и испанский языки. Тем неменее он не был таким свободомыслящим философом, как его предшественникМаймонид, и придерживался того мнения, что разум должен подчиняться вере. Всвоем замечательном комментарии к Библии Рамбан показал себя сторонникомзарождавшейся тогда "каббалы", или тайной науки о Боге и небесном царстве.Этого-то раввина, которого евреи считали святым, пригласил арагонский корольдля состязания с доминиканцами. Рамбан принял приглашение, хотя и неохотно, ик назначенному сроку явился в Барселону, где должен был состояться диспут(1263 г.).

Умный раввин прежде всего поставил условием, чтобы ему позволили надиспуте говорить откровенно; получив на это согласие короля, он смело и сдостоинством приступил к прениям. Диспут проходил в королевском дворце, вприсутствии короля, придворных особ, сановников церкви, рыцарей и лиц другихсословий. Прения продолжались четыре дня. Они вращались вокруг следующихвопросов: 1) явился ли мессия или еще должен явиться? 2) есть ли мессия Богили человек? 3) чья вера правая? Павел Христиани доказывал истинностьхристианских верований ссылками на разные места Библии и на какие-то намеки вТалмуде. Рамбан доказывал, что мессия еще не пришел, ибо по предсказаниюпророков мессия явится вестником мира на земле и его пришествие должноположить конец всяким войнам, а между тем и теперь еще повсюду царит насилие ильется кровь в непрестанных войнах между народами. Рамбан так смело ирешительно отражал доводы своего противника, что барселонские евреи сталиопасаться, как бы он этим не раздражил доминиканцев и не навлек гонений на всюеврейскую общину. Однако диспут был благополучно доведен до конца - и Рамбанвышел из него победителем. Король заметил по этому поводу, что он "никогда ещене слышал такой умной защиты неправого дела". Раздраженные доминиканцыпожаловались римскому папе, что Рамбан осрамил своими словами католическуюцерковь, и принудили этого раввина покинуть Испанию. Семидесятилетний старецотправился в Палестину, куда его давно уже влекло. Он прибыл туда в 1267 г. ис горестью увидел развалины святого града Иерусалима, разоренного многолетнейборьбой христиан с магометанами. Палестина тогда находилась под владычествомегипетского султана, и в ней жили разбросанно маленькие еврейские общины.Рамбан старался объединить местных евреев, побуждал их строить молитвенныедома и открывать школы; ему удалось собрать вокруг себя небольшой кружокучеников. Но недолго прожил он в Святой Земле. Около 1270 г. он умер и былпохоронен в городе Хейфе.

21. Испания и Фраиция. Борьба религии с наукой. В XIII веке христианскиекороли Кастилии и Арагонии одержали ряд побед над испанскими арабами ивытеснили их из большей части страны. В руках арабов осталось только небольшоецарство на южной окраине Испании, с столичным городом Гренадой. Таким образом,в Испании, как и в других странах Европы, упрочилась власть католическогодуховенства, ненавидевшего евреев. Духовенство стремилось установить здесь теже унизительные законы, какие были установлены для евреев во Франции.Церковные законы запрещали евреям занимать государственные должности, строитьновые синагоги, держать у себя христианскую прислугу, разделять трапезу икупаться в бане с христианами. Вменялось в обязанности евреям и еврейкам подстрахом большой пени носить особый знак на своем головном уборе. Но все этицерковные постановления редко соблюдались: испанские евреи были тогда слишкомобразованны и сильны, чтобы подчиняться таким позорным законам; правители жегосударства всегда нуждались в услугах образованных евреев и не обращаливнимания на требования церковной власти. Испанские короли имели при себеминистров и советников из евреев. Так, при дворе кастильского короля АльфонсаМудрого (1252-1282 гг.) занимал должность государственного казначея (министрафинансов) еврей Меир де Малеа, а по смерти Меира эта должность перешла к егосыну. Лейб-медиком короля тоже был еврей. Будучи любителем астрономии иастрологии, король приглашал к своему двору математиков и звездочетов разныхнаций. Первенствующее положение между ними занимал толедский еврей, великийастроном "Йбн-Сид, который составил по поручению короля знаменитыеастрономические таблицы, названные "Альфонсовыми". Эти таблицы служилипособием для ученых вплоть до астрономических открытий нового времени.Еврейская община в столице Кастилии, Толедо, была тогда самой богатой иобразованной во всей Испании.

Духовная жизнь евреев в христианской Испании была так же разнообразна,как и при арабском господстве. Деятельность ученых и писателей выражалась вдвух главных направлениях: одни разрабатывали Библию и Талмуд и углублялись визучение сложного законодательства иудаизма; другие занимались светскиминауками, религиозной философией и поэзией. Маймонид был тогда царем в областифилософии. Его сочинения ревностно изучались и вызывали много подражаний.Свободомыслие Маймонида пленяло еврейскую молодежь. Стремясь сочетать веру снаукой, последователи этого философа часто доходили до очень смелых выводов.Одни толковали Библию в научном духе и утверждали, что чудеса, о которых тамрассказывается, происходили естественным путем. Другие учили, что все законы иобряды иудаизма имеют только целью пробуждать в душе религиозно-нравственныечувства и вести к добрым поступкам; следовательно, если человек уже обладаетвозвышенной религиозностью и доброй нравственностью, то для него эти законы иобряды не обязательны. Распространение свободомыслия в молодом поколениисильно встревожило правоверных раввинов, и они решили вступить в борьбу снаукой и философией.

Борьба эта началась в Южной Франции вскоре после смерти Маймонида. Здесьнекоторые раввины, под предводительством Соломона из Монпелье, объявилиотступниками от веры всех, изучающих философию и особенно сочинения Маймонида(1232 г.). Этот поступок возмутил сторонников свободной мысли. Возгорелсяожесточенный спор. Противники писали друг против друга едкие послания, которыераспространялись во всех общинах. Тогда ревнители из Монпелье прибегли к ещеболее недостойному поступку. Они явились к монахам-доминиканцам,преследовавшим "альбигойцев" в Провансе, и сказали им: "Знайте, что и в нашемнароде есть много еретиков и безбожников, соблазняющихся учением Маймонида,автора нечестивых философских книг. Если вы искореняете ваших еретиков, тоискореняйте и наших и сожгите вредные книги". Доминиканцы обрадовались этому итотчас постановили, с согласия высшего духовенства, сжечь книги Маймонида. ВМонпелье был произведен обыск в домах евреев, и найденные там экземпляры"Путеводителя" и "Книги познания" были публично сожжены (1233 г.). Такой жесуд над опальными книгами совершился и в Париже, где, как рассказывают, костердля истребления этих книг был зажжен свечой, принесенной с алтаря однойкатолической церкви. Этот неслыханный союз кучки раввинов с монахами-изуверамивызвал негодование во всех лучших представителях еврейского духовенства.Многие раввины сами ужаснулись, видя, до чего может довести внутренняярелигиозная борьба. Гонения на философию прекратились, и борьба партий утихладо начала XIV века.

В начале XIV века в Испании прославились два раввина: Рашбо и Рош. Рашбо(его полное имя: Шеломо бен-Адерет), раввин в Барселоне и автор многихталмудических исследований, считался в Испании и Франции высшим авторитетом повопросам еврейского законодательства. Его сподвижник Рош (полное имя: Ашербен-Иехиель) жил сначала в Германии, где получил образование в школетоссафистов. Переселившись в Испанию, он занял место раввина и начальникаталмудической школы в городе Толедо. В эту школу стекались ученики из всехстран Европы. В раввинской письменности Рош увековечил свое имя курсомталмудического права ("Писке га-Рош"), служащим пособием при изучении Талмуда.Как уроженец Германии и ученик тоссафистов, Рот пренебрегал светскими наукамии даже считал их опасными для веры. Заметив, что в Испании светские науки ифилософия очень распространены среди евреев, он примкнул к партии противниковпросвещения, к которой принадлежал и Рашбо. В то время эта партия сновавступила в борьбу с партией свободомыслящих. Раввины Южной Франции и Испанииписали в своих окружных посланиях, что еврейская молодежь, занимающаяся наукойи философией в ущерб Талмуду, отрекается от некоторых догматов веры. Наосновании таких донесений, Рашбо, с одобрения Роша и других раввинов, объявилв барселонской синагоге следующее решение: всем евреям до 25-летнего возрастазапрещается читать книги по естественным наукам и философии; толкователиБиблии в философском духе признаны еретиками, отлученными от синагоги в этоммире и обреченными на муки ада в жизни загробной, а сочинения их подлежатсожжению; дозволяется только изучение медицины как ремесла. Это решениеоглашалось всенародно во многих городах (1305 г.). Хотя известные ученые изпартии свободомыслящих громко протестовали против решения раввинов, однакопобеда осталась за последними. Число светских ученых, философов и поэтов вИспании все уменьшалось, между тем как число талмудистов возрастало.

Одним из последних крупных философов того времени был врач Левибен-Гершон, известный под сокращенным именем Ралбаг (также Герсонид). Он жил вАвиньоне, в Южной Франции (ум. в 1345 г.). В своей книге "Войны Божий"("Милхамот Адонай") он ставит философию так же высоко, как откровение, истарается утвердить в религии естественное начало вместо сверхъестественного.Ревнители веры шутливо говорили, что автор "Войн Божиих" воюет не за Бога, апротив Бога. Они не любили этого сочинения, но признали полезной другую книгуРалбага - нравоучительный комментарий к Библии ("Тоалиот").

Главным представителем талмудической науки после Рота был его сын Яковбен-Атер (ум. в 1340 г.). Он составил новый свод законов под заглавием"Турим", куда вошли все законы, обряды и обычаи иудейства. В отличие отМаймонида, автор "Турим" не касается основ еврейской веры и нравственности, авсе внимание обращает на внешние обряды и практические законы. Этот сводзаконов, состоящий из 4-х томов, вытеснил постепенно кодекс Маймонида и допозднейшего времени служил руководством для раввинов и ученых всех стран.

22. Каббала и "Зогар". По мере того как ослабевал дух свободного научногоисследования, среди евреев все более распространялось своеобразное тайноеучение (хахма нистара), которое вело свое происхождение от темных преданийстарины и называлось поэтому каббалой (предание). Последователи Маймонидаобъясняли религию в духе разума и науки; последователи же каббалы вносили врелигию представления, выработанные чувством и воображением. Как известно, вБиблии мало говорится о сущности Божества, о .жизни ангелов и духов, озагробном существовании людей: каббала же говорит об этом очень много иговорит так, как будто это ей все известно по достоверным преданиям илиоткровениям свыше. "Тайное учение" зародилось еще в эпоху Талмуда и появилосьв Вавилонии во время гаонов; но широкое развитие оно получило в Испании иФранции после смерти Маймонида. Уже Рамбан в своем комментарии проявлялсклонность к толкованию библейских стихов на основании "божественных тайн",дошедших путем устных преданий. Вскоре после его смерти в Палестине, средииспанских евреев стали распространяться списки с одной священной книги подименем "Зогар" ("Сияние"). Молва рассказывала чудеса о происхождении этойкниги. Говорили, будто Рамбан перед смертью нашел в Палестине древнююрукопись, которую сочинял за тысячу лет перед тем законоучитель Мишны Симонбен-Иохаи во время своего пребывания в пещере (ч. II, 50). Найденная рукописьбыла переслана в Европу, и здесь с нее изготовлялись списки,распространявшиеся в народе. Первым изготовителем этих списков был испанскийкаббалист Моисей де Леон (умер в 1305 г.). Противники каббалы утверждали, чтоМоисей де Леон сам составил книгу "Зогар" и ложно выдавал ее за древнююрукопись, для того чтобы обратить на нее внимание.

"Зогар" написан на старом арамейском языке, близком к талмудическому, ипредставляет собой ряд изречений Симона бен-Иохаи и других древнихзаконоучителей. Эти изречения приноровлены к тексту Пятикнижия и расположены впорядке его отделов. Симон бен-Иохаи выступает в "Зогаре" в сверхъестественномобразе святого мужа, получающего откровения от ангелов и вещающего в кругуизбранных о великих тайнах неба, земли и человеческой души. Основная мысль"Зогара" заключается в том, что в библейских рассказах и заповедях скрытыглубокие тайны. В чем же была бы святость Торы - рассуждает Симон бен-Иохаи -если бы Бог хотел рассказать в ней такие простые вещи, как, например, историяАгари и Исава, Якова и Лавана? Ведь такие рассказы может сочинить всякийсмертный. Нет, библейские рассказы - это только внешний покров длябожественных тайн, доступных разуму избранных. Симон снял этот покров.Незадолго до своей смерти собрал он своих учеников и открыл им тайну существаБожия. "Святой Старец (Бог), - вещал он, - есть самое сокровенное существо,далекое от видимого мира и вместе с тем связанное с ним, ибо все на Немдержится и Он во всем содержится. Он имеет и не имеет образа; имеет настолько,насколько Он все поддерживаете не имеет настолько, насколько Он непостижим.Когда Он образовался. Он вынес девять светочей, сияющих Его блеском ирасходящихся во все стороны. Он - един с ними; это - ступени, по коимпоказывается Святой Старец, это - Его образы. Его глава - высшая мудрость, Еговласы - различные пути премудрости. Его чело - милосердие" и т. д. Такиезагадочные речи наполняют значительную часть "Зогара". Но рядом с нимивстречаются яркие поэтические описания. Описываются тайны неба и ада, добрых излых духов. Злые духи часто проникают в душу человека и будят в ней греховныепомыслы. Каждое нарушение религиозного закона передает человека во властьдемонов, нечистых сил; соблюдение же закона передает человека в связь с миромчистых ангелов. В "Зогаре" иногда говорится, в очень загадочных выражениях, ио "временах мессии", которые наступят тогда, когда шестидесятый или шестьдесятшестой год переступит порог шестого тысячелетия от сотворения мира (5060-5066,или 1300-1306 гг. хр. эры). Тогда произойдет страшная войны между Эдомом иИсмаилом (христианским и магометанским миром), а третья сила одолеет обоих. Наосновании этих и других предсказаний "Зогара" многие ожидали пришествия мессиив разные сроки, но обманывались в своих ожиданиях. Тем не менее "Зогар"сделался священной книгой каббалистов, как бы Библией "тайного учения", и впозднейшее время имел сильное влияние на развитие религиозных сект веврействе.

23. Изгнание евреев из Англии. Во время крестовых походов евреев в Англиипреследовала христианская чернь, возбужденная призывом к борьбе за веру. Послекрестовых походов евреи много терпели от королей, феодальных князей икатолического духовенства. Короли и князья считали евреев своими крепостными,а все нажитое ими путем торговли - своей собственностью. Король ИоаннБезземельный (преемник Ричарда Львиное Сердце) постоянно нуждался, в деньгах ивымогал их у евреев посредством угроз и насилий. В 1210 г. с них взыскиваласьпо раскладке огромная сумма; у одного богача в Бристоле потребовали десятьтысяч серебряных марок, но так как тот не мог или не хотел дать столько денег,то король приказал выдергивать ему один зуб за другим, пока он не отсчитаеттребуемой суммы. После церковного собора 1215 г. за евреев принялось ианглийское духовенство, послушное папе Иннокентию III. Оно следило за тем,чтобы строго исполнялись все унизительные соборные постановления о "неверных",и даже прибавило к ним еще новые. Отличительный знак на верхней одежде евреядолжен был состоять из шерстяной цветной ленты на груди, длиной в четырепальца и шириной в два. Запрещалось строить новые синагоги; евреи должны былиплатить особый налог в пользу церквей. При таком бесправном положениивнутренний строй еврейских общин в Англии не мог окрепнуть, и умственная жизньостановилась. Множество ученых и раввинов, не находя почвы для своейдеятельности в Англии, выселялось в другие страды Европы или в Палестину.

При следующих королях евреев угнетали так, что они не раз просилидозволения выселиться из Англии; но их не выпускали, ибо видели в них источникдохода. Один английский-писатель заметил, что евреев в Англии подвергали тогдавсем притеснениям, какие некогда претерпели предки их в Египте, с тойразницей, что вместо кирпичей от них требовали слитков золота. При королеЭдуарде I духовенство употребляло все старания, чтобы обратить евреев вхристианство. Король разрешил доминиканским монахам проповедовать евреямхристианское учение и обязал последних слушать эти проповеди внимательно, непротиворечить и не смеяться (1282 г.). Современный христианский богослов,знаменитый Дунс Скот, советовал королю отнимать у еврейских родителеймалолетних детей и воспитывать их в католической вере. В то же времялондонский архиепископ приказал закрыть все синагоги в своей епархии.

При таких обстоятельствах дальнейшее пребывание евреев в Англии сталоневозможным - и королю осталось только выпустить их из страны, о чем многиедавно просили. В июле 1290 г. Эдуард, не спросив парламента, издал указ овыселении всех евреев из Англии. Изгнанникам дан был срок до 1 ноября, чтобыпродать свое имущество и окончить свои дела: смертная казнь грозила тому, ктоостанется на английской почве позже этого срока. Но евреи, измученныепреследованиями, не заставили себя долго ждать. Еще до наступления срока(октябрь 1290 г.) 16500 английских евреев сели на корабли и навсегда покинулисвою жестокую родину. Большинство изгнанников направилось во Францию, но онипопали туда в такое время, когда и сами французские евреи подвергались ужаснымгонениям. Они допили чашу горя до дна, претерпевая все бедствия, выпавшие надолю их французских соплеменников в течение следующего столетия.

24. Изгнание евреев из Франции. В XIV веке евреев нигде так жестоко немучили, как во Франции и Германии. Французские короли преследовали евреев,одни - из желания присвоить себе их деньги, подобно Филиппу-Августу, другие -из религиозной нетерпимости, подобно Людовику Святому. Король Филипп Красивый- человек низкий и алчный, разоривший свою страну, - довел до совершенствасистему выжимания денег из своих подданных. Он не только облагал евреевогромными податями, но часто путем угроз и арестов прямо отнимал у зажиточныхлюдей значительную часть их состояния. Но и эти непрестанные взыскания неудовлетворяли ненасытного короля. Подобно жадному хозяину в известной басне,он решил зарезать курицу, несущую золотые яйца: он решил изгнать евреев изФранции и сразу завладеть их имуществом. В 1306 г. Филипп приказал объявитьвсем евреям, чтобы они в месячный срок выселились из государства, оставив тамсвое имущество. Изгнанникам дозволялось брать с собой только самую необходимуюодежду и съестные припасы на дорогу. По истечении объявленного срока около статысяч евреев выселились из различных городов Франции. Все движимое инедвижимое имущество их досталось королю и было распродано христианам. Великобыло горе ограбленных и выселенных евреев. Большинство их переселилось внезависимые провинции Южной Франции и в пограничные испанские владения;изгнанники держались ближе к французской границе, надеясь, что им, в концеконцов, дозволят возвратиться на родину. Они не ошиблись в расчете. Спустядевять лет после изгнания евреев умер Филипп IV - и на престол вступил его сынЛюдовик X. Новый король дозволил евреям возвратиться во Францию, ибо - каксказано в его указе - "этого требовал общий голос народа". Изгнанники массамиустремились на родину (1315 г.). Но не на радость вернулись они туда.

В 1320 г. во Франции стали собираться новые отряды крестоносцев, изкрестьян и пастухов. Какой-то юный пастух рассказывал, будто к нему с небаслетел волшебный голубь и велел собрать рать крестоносцев и идти войной нанехристиан. Простой народ поверил этой басне. В новую армию крестоносцев пошлитысячи крестьян из Южной Франции. Эта армия шла из города в город, сознаменами в руках, увеличиваясь в пути разным сбродом, имевшим в виду одинтолько грабеж. Как и при прежних крестовых походах, разнузданная толпа преждевсего набросилась на евреев. В Вердене, Тулузе, Бордо и других городах евреибыли перебиты этими кровожадными шайками. Верденскую крепость, где заперлосьоколо 500 евреев, крестоносцы взяли приступом; евреи, видя невозможностьспасения, добровольно перерезали друг друга. Начальники городов и королевскихвойск часто защищали евреев, но нелегко было усмирять крестоносцев, на которыхнарод смотрел как на святых подвижников. Только когда народные волнения сталиугрожать властям и высшим сословиям, приняты были, по повелению короля,энергичные меры. Армия крестоносцев была рассеяна. Мелкие отряды ее ещебесчинствовали в городах соседней Испании. Всего во Франции и Северной Испаниипострадали от "пастушьего похода" ("гезерат гароим") около 120 еврейскихобщин.

Положение евреев во Франции становилось все более шатким. Нуждаясь вденьгах для ведения войн, короли разрешили евреям жить в стране тольковременно, на определенные сроки, под условием уплаты больших податей за правожительства. К почетным промыслам евреев не допускали; поэтому многимприходилось заниматься ссудой денег. Эти ростовщики, внося в казну непосильныеналоги, в свою очередь притесняли своих христианских должников, взимая с нимбольшие проценты. Народ негодовал на ростовщиков и мстил за них всем евреям.Таким образом, французские правители одновременно грабили евреев и делали ихненавистными народу. Духовенство со своей стороны возбуждало народ противевреев, как "врагов церкви". Положение становилось невыносимым, и евреямоставалось только постепенно эмигрировать из несчастной страны. Уже началсяэтот исход из нового Египта, когда король Карл VI издал указ об изгнанииевреев из Франции навсегда (1394 г.). "Король, - говорится в этом указе, -внял жалобам на проступки евреев против святой веры и на злоупотребленияданными им правами, и поэтому решил впредь безусловно запретить им жительствово всех областях Франции, как северных, так и южных". До 3 ноября им дан былсрок покончить свои дела, взыскать долги и распродать имущество. В конце 1394г. многие тысячи еврейских семейств покинули страну, где алчность правителей,фанатизм духовенства и грубое суеверие массы довели их до позорного рабства.Некоторые владельцы городов и поместий хотели оставить у себя евреев, но былипринуждены исполнять королевский указ. Евреи остались только в немногихобластях Южной Франции. Изгнанники переселились в Германию, Италию и Испанию.После этого в Северной Франции уже не было еврейских общин в течение почтитрех столетий, до конца XVII века.

25. Германия - гетто и ложные обвинения. В то время, как из Англии иФранции евреев изгоняли, в Германии их угнетали и унижали, но не выселяли изстраны. Печально сложилась жизнь немецких евреев после крестовых походов.Сотни еврейских общин находились в городах Германии, Австрии, Богемии иШвейцарии, но жили они отдельно от христианского общества, как отверженные. Вбольшинстве города" евреям для жительства отводились особые кварталы или улицы("гетто"); туда вели ворота, которые на ночь запирались. Эти закрытые кварталыслужили часто убежищем для обитателей во время нападений христианской черни;но зато, когда враг врывался туда, он сразу уничтожал целые общины. Тесно идушно было в этих кварталах, где в каждом доме ютились десятки семейств.Ношение позорного "еврейского знака" - в виде желтого кружка на одежде илибезобразной остроконечной шляпы с рогами - считалось обязательным; еврей,выходивший на улицу без этого знака, платил штраф. Большинство германскихевреев было крайне бедно. Обыкновенным занятием бедняков была мелкая торговля,в особенности торговля старым платьем, а состоятельные занимались ссудой денегна проценты. К более почетным промыслам евреев не допускали, или допускалиочень редко. Христианские ремесленные цехи не принимали их в свою среду, акупеческие союзы не давали им заниматься крупной промышленностью. Императоры иправители отдельных областей обращались с евреями, как с крепостными илирабами, разоряли их тяжелыми налогами и поборами. Эти налоги взимались заоказываемое евреям "покровительство", которое, однако, не всегда предохранялообитателей гетто от погромов.

Особенно часто страдали евреи в Германии от ложных обвинений, порожденныхсредневековым суеверием. Из Франции проникло сюда нелепое поверье, будто евреиежегодно, перед Пасхой, тайно похищают христианских младенцев и убивают их(17). Еще утверждала суеверная молва, будто евреи берут церковный хлеб(причастие, гостия), служащий символом тела Христова, режут и колют его, покаиз него не выходит кровь. Если где-нибудь пропадал христианский младенец илислучайно находили его труп, то разъяренная толпа бросалась на еврейскийквартал, убивая и грабя там ни в чем не повинных людей. Не было почти города вГермании, где бы не повторялись подобные нападения. Однажды близ города Фульдынайдены были убитыми пять христианских мальчиков, дети местного мельника (1235г.). Суеверная масса тотчас решила, что убили их два еврея, которые будто бывыцедили кровь из убиенных и хранят ее для своих пасхальных обрядов. Толпакрестоносцев и мещан набросилась на еврейских жителей Фульды и убилатринадцать мужчин и женщин. Евреи пожаловались императору Фридриху II, и тотназначил следственную комиссию из ученых христиан, которые должны былиразрешить вопрос: действительно ли евреи повинны, как гласит народное поверие,в употреблении христианской крови для своих пасхальных обрядов. В случаеутвердительного ответа император грозил истребить всех евреев в своемгосударстве. Ответ комиссии гласил, что нельзя в точности установить верностьвзводимого на евреев обвинения. Император, однако, наложил большую денежнуюпеню на фульдских евреев, несмотря на то, что подозрение против них неподтвердилось. Возмущенные гнусным обвинением, евреи обратились с жалобами ктогдашнему римское папе Иннокентию IV. Этот папа, который был справедливеесвоих предшественников, разослал епископам в 1247 году буллу (папский указ),где упомянутое обвинение было объявлено низкой и злобной клеветой. Вотсодержание этой буллы:

"Мы слышали слезные жалобы евреев на то, что против них изобретаютбезбожные обвинения, изыскивая повод, чтобы грабить их и отнимать ихимущество. В то время как Св. Писание велит, "не убий!", против евреевподнимают ложное обвинение, будто они едят в праздник Пасхи сердце убитогомладенца. Полагают, что это им повелевает закон, который, напротив, строгозапрещает подобные деяния. Как только находят где-либо труп неизвестно кемубитого человека, убийство по злобе приписывается евреям. Все это служитпредлогом, чтобы яростно преследовать их. Без суда и следствия, не добившисьни улик против обвиняемых, ни собственного их сознания, у них безбожно инеправосудно отнимают имущество, морят их голодом, подвергают Заточению идругим пыткам и осуждают на позорную смерть. Участь евреев под властью такихкнязей и правителей становится, таким образом, еще более ужасной, чем участьих предков в Египте под властью фараонов. Из-за этих преследований онивынуждены покидать те места, где предки их жилы с древнейших времен. Не желая,чтобы евреев несправедливо мучили, мы приказываем вам, чтобы вы обращались сними дружелюбно и доброжелательно. Если вы услышите о каких-нибудьнесправедливых нападках на евреев, препятствуйте этому и не допускайте набудущее время, чтобы их подобным образом притесняли".

Но не помогла евреям и папская булла. Из года в год, в пасхальные дниповторялись нападения на евреев в городах Германии. Иногда такие погромыохватывали сразу целые области. В большинстве случаев ложные обвинения служилитолько внешним поводом для гонений на евреев. Внутренние же причины гоненийзаключались в зависти христианских торговцев и ремесленников к своим еврейскимконкурентам, в желании выжить евреев из того или другого города и занять ихместо.

26. "Черная смерть". Оскудение. Гонения на евреев в Германии достигликрайних пределов в XIV веке. "С тех пор, как евреи живут на свете, - говоритодин старинный немецкий писатель, - они еще не переживали более жестокогостолетия, чем четырнадцатое. Можно удивляться, как после такой бойни осталсяеще в Германии хоть один еврей". В 1348 году в Европе свирепствовала страшнаячума, известная под именем "черной смерти". Сотни тысяч людей умирали от этойзагадочной болезни. Вымирали целые города и области. Люди обезумели от страха;дикое суеверие овладело темной массой и вело ее на преступления; всякая уздазаконности исчезла. В это время пущен был чудовищный слух, будто заразавызвана евреями, которые нарочно отравили воду в колодцах и реках, чтобыпогубить христиан. Обвинение поддерживалось, между прочим, темобстоятельством, что евреи, вследствие свойственного им трезвого образа жизнии особенной заботливости в уходе за больными, умирали от чумы в меньшемколичестве, чем христиане. И вот началась народная расправа с мнимымиотравителями. Избиение евреев началось в Южной Франции и Драгонии, но страшныеразмеры оно приняло в Германии. В прирейнских областях, в Эльзасе, Австрии,Швейцарии, Богемии, где "черная смерть" косила жителей, евреев убивалитысячами.

Их сжигали на кострах, пытали, вешали, местами изгоняли или заставлялипринимать крещение. Напрасно папа Климент VI обратился к католикам с буллой, вкоторой доказывал нелепость взведенного на евреев обвинения, напоминая, чтосами евреи умирают от заразы, и что "черная смерть" свирепствует и там, где ихвовсе нет. На слова папы не обратили внимания, страсти разгорелись - и нельзябыло унять их. В Страсбурге и Кельне бургомистры и члены городское советазаступились за неповинных евреев; они убеждали народ, что чума послана Богом,а не людьми; но горожане прогнали этих заступников. Страсбургских евреевповолокли на кладбище, заперли в большой деревянный сарай и сожгли. Спаслисьлишь немногие, которые с отчаяния согласились принять крещение (1349 г.).Подобная же участь постигла и кельнских евреев, после неудавшейся попытки ихзащищаться с оружием в руках. Прирейнские города, свидетели ужасов крестовыхпоходов, снова огласились воплями еврейских жертв. В Вормсе городской советрешил сжечь евреев, но последние, не дожидаясь смерти от рук палачей, самиподожгли свои дома и погибли в пламени. То же сделали и евреи Франкфурта идругих городов. В Майнце часть евреев оказала вооруженное сопротивление своиммучителям и убила около двухсот человек; когда же дальнейшая борьба сталаневозможна, майнцские евреи сами сожгли себя в своих домах. Из немецких земельевреи массами убегали в соседнюю Польшу, где их соплеменники жили спокойнее,под защитой королей и богатой шляхты.

Страдания, унижения и бедность омрачили жизнь немецких евреев и ослабилиих умственную деятельность. Область умственной жизни была так же тесна, какулица еврейского квартала. Даже раввинская наука измельчала. Ученые талмудистыразрабатывали и объясняли прежнюю письменность, но не создавали ничего нового.О свободе мысли не могло быть и речи.

Религиозные обряды соблюдались с величайшей строгостью как в домашнейжизни, так и в синагоге. Семья и синагога - вот два места, где гонимый,унижаемый еврей отдыхал душой, где он чувствовал себя человеком с возвышеннымидуховными стремлениями. Семейная жизнь немецкого еврея была образцомнравственной чистоты, самоотверженной любви, воздержания и трезвости. Общинасоставляла как бы одну большую семью, объединенную одинаковыми стремлениями ипривычками. Жизнь общины сосредоточивалась в синагоге, где во дворе,обыкновенно, находилась и обитель раввина. Здесь обдумывались и обсуждалисьобщинные дела; здесь иногда, в моменты народных нападений, члены общинырешались добровольно умирать, чтобы не сдаться врагу: синагога поджигалась - ицелая толпа мучеников испускала дух, при восторженных криках: "Слушай,Израиль, Бог - един!". Память о таких мучениках свято чтилась потомством;имена их, с титулом "святой" ("гакадош") при каждом, заносились в памятныекниги синагог и поминались в трогательных молитвах за тех, "которые отдалисвою жизнь за святость имени Божия".

В XV веке гонения на евреев в Германии ослабели. Только время от временикатолическое духовенство возбуждало против них толпу. Около 1450 года постране разъезжал монах Капистран, прозванный "бичом иудеев", и возбуждал народпротив евреев; под влиянием этих проповедей народ в нескольких местахразгромил еврейские кварталы. Из различных городов евреи изгонялись.

Литература германских евреев в XIII-XV вв. состоит почти исключительно изталмудических исследований. Из талмудистов этой эпохи особенно прославились:рабби Меир из Ротенбурга (XIII в.), р. Израиль Песерлейн в Австрии и р.Израиль Вруна в Регенсбурге (XV в.). Пражский раввин Липман Мильгаузен написалпопулярную книгу "Ницахон" ("Победа" в 1410 г.), которая должна была служитьруководством для еврейских ученых при религиозных спорах с христианскимидуховными лицами.

27. Италия. В Западной Европе средних веков Италия была единственнойстраной, где евреи не подвергались массовым гонениям: посреди густого мракасредневекового варварства, в этой стране впервые блеснул луч "возрождения"(XIII-XIV вв.), обновления духовной и общественной жизни. Римские папы не былипророками в своем собственном отечестве. Иннокентий III и его преемники,успешно насаждавшие религиозную нетерпимость во всех странах Европы, не сумелипривить этот тлетворный дух в самой Италии, распадавшейся на независимыеобласти и вольные торговые города. Евреи жили в папской области, в вольныхгородах Ломбардии и на юге - в Неаполе и Сицилии. Церковные законы применялиськ ним не строго даже в Риме. Евреи здесь издавна жили в особом квартале, но всвоем быту не были резко обособлены от христиан. По закону, они признавались"римскими гражданами" особого разряда, подведомственными папской курии. Воглаве общины стояли выборные уполномоченные ("парносы"), ответственные переднапоив правильном взносе податей, имевшие право созывать собрания, творить суди расправу, налагать за проступки штрафы или херем (отлучение от синагоги).

Экономическое положение евреев в Италии было несравненно лучше, чем вдругих странах. Здесь они не были прикреплены к мелкой торговле и ссуде денег,а могли заниматься промышленностью и ремесленным производством в большихразмерах. В Южной Италии и Сицилии евреи занимались даже сельским хозяйством ишелководством. В таких всемирных торговых портах, как Венеция и Генуя,еврейские купцы не могли соперничать с крупкым христианским купечеством, новсе-таки и они принимали некоторое участие в международной морской торговле,шедшей через эти порты. Внутри страны, при отсутствии удобных и безопасныхпутей сообщения, евреи оказывали существенную услугу сельскому хозяйству иторговле, перевозя хлеб и другие продукты с места на место, исполняя рольпосредников между производителем и потребителем. Богачи занимались и ссудойденег под проценты, но в этой области они были только слабыми ученикамиитальянских

ростовщиков,

знаменитых

"ломбардцев".

Современникисвидетельствуют, что ростовщики-христиане гораздо хуже обращались со своимиклиентами-единоверцами, чем евреи - с христианскими должниками. В 1430 г.банкиры-евреи были приглашены властями города Флоренции на жительство, с темчтобы они понизили размер процентов по ссудам до 20%, вместо взимавшихсяхристианами 33%. Благодаря этому в Италии не было тех племенных столкновенийна почве ростовщичества, которые в других странах приводили к печальнымпоследствиям.

Среди евреев Италии было много знаменитых врачей, получавших своеобразование в высших медицинских школах Падуи, Салерно и других мест, иногдапод руководством еврейских же профессоров. Завидуя успеху своих еврейскихтоварищей, врачи-христиане старались опорочить их в глазах общества, обвиняяих в умышленной "порче" пациентов-христиан. Католическое духовенство требовалособлюдения церковного закона, запрещавшего христианам лечиться у евреев. И темне менее, еврейские врачи были популярны в стране, и к ним обращались нетолько миряне, но и католические священники, а иногда и сами римские папы.Папа Бонифаций IX имел при себе лейб-медиками евреев Мануэлло и его сынаАнжело. Эти два врача получили от папы и римского магистрата грамоту,освобождавшую их с потомством от податей за безвозмездное лечение бедных (1399г.). Еврей-врач Фолиньо, профессор падуанского университета, пал жертвой"черной смерти", заразившись при ухаживании за опасными больными (1348 г.).При дворах королей и герцогов лейб-медики из евреев встречались довольночасто.

Сравнительно благоприятное общественное положение итальянских евреев, всвязи с начавшимся тогда в Италии "возрождением наук и искусств", породилосреди них разнообразие умственного творчества. Подобно своим испанскимсоплеменникам, итальянские евреи выдвинули из своей среды свободныхмыслителей, разделявших философские взгляды Маймонида (переводчик арабскихфилософов Яков Анатоли и врач Гилель Верона в XIII в.), и даровитых поэтов. Изпоэтов особенно прославился Иммануил Римский (ум. в 1330 г.), современник идруг знаменитого Данте. В отличие от большинства еврейских поэтов, Иммануилписал не религиозные гимны, а светские песни, где воспевались любовь, весельеи счастье, или осмеивались глупость и невежество. Еврейские стихи Иммануилаотличаются необыкновенной красотой и звучностью. Он написал также поэму "Ад иРай" ("Га-тофег ве га-эден"), где обличал недостатки своих современников Средиобитателей ада поэт помещает талмудистов, презирающих светские науки,врачей-шарлатанов и бездарно писателей; в раю он отводит место дажедобродетельным не-евреям, признающим единобожие. Позднейшие раввины объявилиИммануила вольнодумцем и запоетили читать его книги.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =