КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ

С. М. Дубнов

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть 1, Древнейшая (библейская) история

Глава 4

Завоевание Ханаана (около XIII в. до н.э.)

34. Страна и ее жители.

Земля, которую израильтяне должны были завоевать после смерти Моисея, носила различные имена. У евреев она первоначально называлась Ханааном, а впоследствии - Землей Израильской (Эрец-Исраиль). Позднейшие греки и римляне называли ее Палестиною, а христианские народы - Святой землей. Эта страна лежала на крайнем западе Азии, на пути между великими государствами: Ассирией и Вавилонией в Азии и Египтом в Северной Африке. По своей форме она представляет продолговатую полосу, прилегающую с западной стороны к Средиземному морю, с востока и юга - к Аравийской пустыне, а с севера - к Сирии, или Араму.

На северной границе Ханаана возвышаются два больших горных хребта, вершины которых покрыты вечным снегом: Ливанон (Ливан) и Хермон (Антиливан). Воды, стекающие с этих высот, собираются в ручьи и образуют главную реку Ханаана - Иордан. Река Иордан тянется прямою лентою с севера на юг, проходит через два озера: Мером и Кинерет (Генисарет), и впадает на юге в Мертвое море, или Соленое озеро. Иордан делит всю страну на две части: восточную (Заиорданье, Гилеад) и западную (собственно Ханаан). Первая славилась в древности своими лугами и пастбищами, вторая - плодородною почвой, на которой произрастали хлеб, виноград, древесные плоды, маслины.

По обеим сторонам Иордана тянутся, с севера на юг, отроги двух горных хребтов - Ливанона и Хермона. Эти отроги образуют на востоке Гилеадские горы, а на западе - множество горных цепей, известных в Библии под именами: Нафталимские, Эфраимские и Иудейские горы. К Нафталимской цепи гор примыкают знаменитые горы Тавор и Кармель. Между ними расположена прекрасная равнина Изреель (Эздрелон). К ней примыкают с юга Эфраимские горы, из которых особенно известна гора Гаризим, близ города Сихема. К морскому побережью эта цепь гор понижается и переходит в равнину Сарон. Еще южнее, от Иерусалима до Хеврона, тянутся Иудейские горы со своими вершинами Ционом и Масличной горой.

Природа и климат Ханаана очень разнообразны. С горных вершин дуют свежие ветры, воздух большую часть года чист и прозрачен, но на низменности в летние месяцы господствует тропическая жара. Вода Кинеретского озера сладка и изобилует рыбою; на берегах этого озера растут виноград, финиковые и другие плодовые деревья. В Мертвом же озере вода насыщена солью и другими минеральными солями; рыба не может жить в этой воде; берега озера представляют собою мрачную пустыню, изредка только прерываемую плодородными оазисами (Энгеди). Мелкие реки и озера высыхают в жаркое время года, но в дождливое время наполняются водой и, заливая берега, делают почву плодородной. Немногие страны земного шара соединяли в себе такие красоты природы, такое разнообразие климата и растительности, как Ханаан, или Земля Израильская. Все эти особенности должны были действовать на характер и духовную жизнь еврейских завоевателей страны. Климат, занимающий среднее место между умеренным и жарким, располагал к физическому труду, но природа своими красотами давала обильную пищу для религиозного и поэтического чувства. Она не изнеживала жителей, как в других странах Востока, но и не позволяла им грубеть от чрезмерного физического труда.

В ту отдаленную эпоху, когда израильтяне приступили к завоеванию Ханаана, эта страна имела на своих границах ряд небольших, но сильных народностей. Воинственные хитейцы обитали на северо-западной границе, между Ливанскими горами и Средиземным морем; позже они уступили место промышленным финикийцам. На северо-востоке жили арамейцы, близкие израильтянам по расе и языку. Такие же родственные племена жили на востоке и на юге - аммониты, моавиты и эдомиты. На юго-западной оконечности Ханаана кочевали дикие амалекиты, а выше, у морского берега, поселились филистимляне, воинственные соседи израильтян.

Внутренний Ханаан, к западу от Иордана, состоял из многих мелких царств, где жили различные племена, известные под общим именем ханаанейцев. Каждое царство состояло по большей части из одного города с прилегающими к нему полями и пастбищами. Между этими царствами не существовало постоянного союза для обороны страны на случай нашествия неприятеля; напротив, мелкие царьки обыкновенно враждовали Друг с другом. Поэтому, когда разнесся слух, что из Египта идет через пустыню многочисленный израильский народ, который успел уже покорить за Иорданом сильные царства Сихона и Ога, - жители внутреннего Ханаана крайне встревожились. Они не 6ыли подготовлены к такому грозному нашествию - и должны были уступить большую часть своей страны, после долгих и кровопролитных войн, соединенным силам израильтян, считавших эту землю наследием своих предков.

35. Переход через Иордан; взятие Иерихона.

После смерти Моисея новый вождь израильского народа Иошуа бен-Нун (Иисус Навин) двинулся к Иордану во главе всех колен израильских. Прежде чем перейти реку, он послал разведчиков на ту сторону ее, в город Иеоихон и окрестности. Возвратившись, разведчики рассказали, что жители Иерихона и окрестностей уже наслышаны о победах израильтян в Заиорданье и находятся в большом страхе. Тогда Иошуа переправился с народом через Иордан, в том месте, где река была мелководна. Впереди шли священники с ковчегом Иеговы, а за ними вошли в реку все израильтяне и перешли ее в брод. После этого народ расположился лагерем на западной стороне Иордана, в городе Гилгале, близ Иерихона. Это было весною, в тот месяц Нисан, в который евреи вышли из Египта. Народ отпраздновал Пасху в Гилгале.

Оттуда войско израильское пошло к Иерихону. Город был сильно укреплен, и его трудно было взять приступом. В течение шести дней израильские воины правильными рядами двигались вокруг городских степ, причем впереди везли священный ковчег, а священники трубили в рога. На седьмой день, во время такого обхода, при сильных трубных звуках и победных кликах осаждавших, часть крепостной стены Иерихона обвалилась - и войско израильское ворвалось в город. Победители перебили всех жителей Иерихона, сожгли их дома и уничтожили имущество; только золото, серебро и металлические сосуды были оставлены для передвижного храма израильтян - "скинии собрания".

Услышав о том, что израильтяне готовятся истребить всех жителей Ханаана, жители Гивеона и окрестных городов применили хитрость. Они явились в лагерь израильский в ветхих, изорванных одеждах и сказали: "Мы пришли из далекой страны, и, услышав о победах ваших, желаем заключить с вами союз". Иошуа и старейшины поверили пришельцам, что они не из Ханаана, и поклялись оставить их в живых. Но скоро обнаружилось, что эти пришельцы - жители соседних городов, из племени хивейцев. Израильтяне взяли эти города, но жителей не трогали, чтобы не нарушить своей клятвы. Однако, в наказание за обман, Иошуа обратил гивеонитов в рабов и приказал им рубить дрова и носить воду для израильтян.

36. Завоевание южного и северного Ханаана.

Между тем цари пяти городов южного Ханаана (Иерусалима, Хеврона, Ярмута, Лахиша и Эглона), услышав, что соседний город Гивеон добровольно подчинился израильтянам, заключили между собой союз и пошли войной против гивеонитов. Последние обратились за помощью к Иошуа, который находился в своем лагере, в Гилгале. Израильский полководец быстро двинул свое войско против союзных царей, напал на них внезапно и, близ Гивеона, нанес им сильное поражение. Израильтяне долго гнались за убегавшим неприятелем. В народной песне расказывается, что Иошуа, желая окончить сражение до наступления вечера, воскликнул: "Стой, солнце, над Гивеоном, и ты, луна, над долиною Аялона!". И "...солнце остановилось и не спешило к закату, пока народ израильский мстил своим врагам". Когда же ханаанейцы бежали по скату горы, пошел крупный град и побил тех, которые уцелели от меча. Союзных царей захватили в плен и повесили по приказанию Иошуа. Их земли, находившиеся в южной, гористой части Ханаана, были заняты израильтянами.

Весть об этих победах дошла до царей северного Ханаана, из которых самым сильным был Явин, царь Хацора. Чтобы защитить свою страну от грозных завоевателей, Явин заключил союз с соседними царями. Союзники собрали громадное ополчение, со множеством коней и боевых колесниц, и расположились станом при озере Мером. Но все эти полчища не устрашили храброго израильского полководца. Иошуа выступил с отборным войском против союзников, нанес им страшное поражение и преследовал бегущих до морского берега; коням неприятеля израильтяне перерезали жилы, а боевые колесницы сожгли. Победители разрушили и сожгли столицу Явина, Хацор, а в других городах перебили жителей и взяли огромную добычу. Таким образом израильтяне, после многолетних войн, покорили большую часть Ханаана, от Ливанских гор на севере до Мертвого моря на юге. Однако многие укрепленные города внутри страны, особенно на севере, не были заняты израильтянами.

37. Раздел Ханаана.

Когда большая часть земли была завоевана, настало время разделить ее между коленами израильскими. Колена Рувимово, Гадово и половина Менашиина получили уже свои уделы при Моисее на восточной стороне Иордана, в богатой пастбищами области Башана и Гилеада. Осталось поэтому разделить весь западный Ханаан между остальными девятью с половиною коленами. Самые большие уделы достались здесь двум сильнейшим коленам: Эфраимову и Иудину. Эфраимиты, к роду которых принадлежал и вождь израильский Иошуа, заняли всю среднюю полосу Ханаана, между Иорданом и Средиземным морем, с главным городом Сихемом в центре. К северо-западу от них, до подошвы Кармеля, утвердилось оставшееся полуколено Менашиино. Удел колена Иудина занимал южную часть страны, от Иерусалима. (Сам Иерусалим с горою Ционом остался во владении ханаанского племени иевусеев до времени царя Давида.) В уделе Иудином был отведен особый участок для малочисленного колена Симонова, а именно каменистая полоса земли на юго-западной оконечности Ханаана, на границе пустыни, где кочевали амалекиты.

Между владениями иудеев и эфраимитов приютились два колена: Вениаминово и Даново. Вениамиты заняли область, впервые завоеванную израильтянами после перехода через Иордан, с городами Гилгалом и Иерихоном; даниты же поселились к западу от них, ближе к филистимскому берегу Средиземного моря, где находится приморский город Яффа. Северную часть Ханаана заселили четыре колена. Исахариты, занимавшиеся земледелием, получили плодородную равнину Изреель с горами Гильбоа и Тавором. Зевулониты жили ближе к морскому побережью Финикии и переняли от финикийцев склонность к торговле. Севернее их, также вдоль финикийской морской полосы, тянулись владения ашеритов. Колено Нафталимово занимало северо-восточный угол Ханаана, область озер Мерома и Генисарета. Только колено Левино, состоявшее из сословия священников и ученых, не получило особого земельного надела. Левитам отдали на жительство сорок восемь городов, разбросанных во владениях различных колен. Как служители Божии и духовные наставники, левиты должны были жить по всей стране.

Когда ханаанская земля была разделена на участки между всеми коленами израильскими, вождь народа, Иошуа, поселился во владениях родного колена - Эфраимова. Это колено, по своей многочисленности получило первенство над всеми остальными. В участке Эфраимовом находилась и главная святыня народа - переносная скиния с ковчегом Иеговы, сопровождавшая израильтян во всех походах. После завоевания и разделения Ханаана она была перенесена в город Шило или Силом, находившийся в уделе эфраимитов. Здесь долгое время стояла скиния с ковчегом и алтарем для жертвоприношения; здесь священники и левиты совершали богослужение, и в Силом стекались богомольцы из всех частей Ханаана. В Силоме имел постоянное местопребывание первосвященник израильский. При Иошуа первосвященниками были сын и внук Арона: Элеазар и Пинхас.

Когда Иошуа состарился, он созвал священников и старейшин всех колен израильских в город Снхем. Престарелый вождь напомнил собранию о великих событиях прошлого, о патриархах, о египетском рабстве, исходе из Египта и странствиях по пустыне. "Теперь, - говорил он, - Бог дал вам землю, над которою вы не трудились, и города, которые не вы строили, и вы живете в них; он дал вам виноградные и масличные сады, которые не вами насажены, и вы едите их плоды. Почитайте же Бога и служите ему чистосердечно; удалите богов, которым служили некогда ваши предки за рекою (Евфратом) и в Египте, и служите Богу". Народ отвечал на эти увещания восклицаниями: "Мы будем служить Иегове, Богу нашему, и слушаться велений его!". Иошуа взял большой камень и поставил его под дубом в Сихеме, в память о том, что народ на этом месте дал клятву исполнять заповеди Божии. Вскоре Иошуа умер, имея от роду 110 лет.

33. Научные открытия проливают свет на международное положение Ханаана в эпоху завоевания страны израильтянами.

В 1887 г. было найдено при раскопках в Телль-Эль-Амарне, в Египте, множество глиняных плиток с надписями, которые после разбора оказались письмами мелких палестинских князей к египетским фараонам. Из этих писем, относящихся к XV и XIV векам до христианской эры, видно, что в то время ханаанские князья признавали над собою верховную власть египетских фараонов. Князья выражают в письмах свои верноподданнические чувства и часто просят о помощи против враждебных соседей или вторгающихся в страну кочевников. Один из этих князей, Абди-Хиба из Иерусалима, извещает фараона о вторжении в Ханаан кочевого племени хабиров (habiri), угрожающего завоевать страну, и жалуется на отсутствие помощи со стороны Египта (около 1400 г.). Под "хабирами" тут, как видно из всех данных, подразумеваются евреи. В другой египетской надписи, относящейся к позднейшему времени, говорится уже о войне одного фараона против Израиля в Палестине.

В этих памятниках слышатся отголоски того великого переселения народов, которое совершалось в Ханаане между XV и XIII веками до христианской эры. В этот двухвековой промежуток времени власть Египта в Палестине то усиливалась, то ослабевала, а под конец совершенно прекратилась. В Ханаане происходили непрерывные войны между туземными племенами; более крупные племена, как хитейцы (hatti) и амореи, о которых упоминается в египетских надписях, стремились утвердить там свое господство над мелкими народами. В то же время в страну вторгались кочевые "хабиры" со стороны пустыни. В группу "хабиров" входили не только израильтяне) но и другие родственные им племена из еврейской отрасли семитов (моавиты, эдомиты). Но постепенно израильтяне выделяются из этой общей группы и совершают дело завоевания самостоятельно. Господствовавшие в Ханаане внутренние раздоры князей облегчили им эту задачу. Завоевание Ханаана происходило медленно. Сначала израильтяне заняли только некоторые части страны; во многих областях они жили вместе с туземцами. Подобно своим соседям, израильтяне разделялись на отдельные мелкие племена, или "колена^ которые объединились в народ только в позднейшее время.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =