=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=


ГУСТАВ ГЕЧЕ. БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ

Жду Ваших писем!

ДЕТИ ИАКОВА.

У Иакова от Лии и Рахили, а также от двух наложниц-служанок — Валлы и Зелфы, родились двенадцать сыновей и одна дочь. Лия подарила ему шесть сыновей (Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара и Завулона) и дочь Дину. Рахиль родила двух сыновей — Иосифа и Вениамина, причем последний послужил причиной смерти матери. Сыновья Валлы — Дан и Неффалим, а сыновья Зелфы — Гад и Асир. В Библии мало говорится о сыновьях Иакова, исключением является Иосиф. Лишь иногда упоминаются другие дети, вернее, эпизоды из их жизни. Имена жен и детей Иакова связаны с животным миром (Лия — буйволица, Рахиль — овца, Иуда — рычащий, как лев, Иссахар— мослатый осел, Дан — змей, Неффалим — быстроногий лось, Вениамин — хищный волк). Не исключено, что мифические предки двенадцати израильских племен носили имена тотемов (животных или растений) отдельных племен.

Иаков поселился с семьей в окрестностях Сихема. Однажды его единственная дочь Дина пошла навестить подружек. Ее увидел сын князя этой земли Сихем, похитил и изнасиловал. Сихем полюбил Дину и послал отца просить ее себе в жены. Сыновья Иакова были возмущены случившимся и согласились выдать сестру замуж при условии, что все сихемские мужчины подвергнутся обрезанию;

сихемцы приняли это условие.

Сыновья Иакова словно ждали этого момента. На третий день после обрезания братья Дины под предводительством Симеона и Левия напали на город, устроили резню, а затем, разграбив город, покинули его, взяв с собой сестру.

Иаков боялся кровной мести, поэтому вместе с семьей отправился в Вефиль, где ему снова явился бог и благословил его, дал ему имя Израиль (выше уже упоминалось, что рассказ об Иакове строится по меньшей мере на двух различных источниках).

В этом повествовании нашла отражение вражда, существовавшая между кочевыми пастушескими еврейскими племенами и теми городами-царствами, где жители занимались земледелием, возделывая плодородную почву Ханаана. Кочевники нападали на земледельцев, чтобы захватить добычу. Сказание о Дине объясняет, почему Симеон и Левий потеряли благоволение отца. Скорее всего это свидетельствует о том, что нападение на Сихем завершилось неудачей или не было поддержано общественным мнением того времени (Быт. 34:1—35:15).

Сын Иакова Иуда взял в жены ханаанеянку, которая родила ему трех сыновей: Ира, Онана и Шела. Когда Ир возмужал, он женился на Фамари. Не успев заиметь детей, он умер, поскольку был неугоден богу. Тогда Иуда приказал сыну Онану взять в жены Фамарь, чтобы восстановить «семя брата».

Это приказание — и вообще все сказание — становится понятным, если учесть, что израильтяне с древних времен придерживались обычая выдавать вдову умершего старшего брата за младшего брата, если старший умер, не оставив наследника. Тем самым исключалась возможность перехода имущества во владение другого рода или племени и прекращение рода. Такой брак называется левиратом. Рожденные в нем дети рассматривались как наследники старшего брата.

Таким образом, становится вполне понятным, почему Онан должен был взять в жены Фамарь, вдову старшего брата. Онан, зная, что рожденные в этом браке дети будут считаться не его детьми, а детьми умершего брата, не желал, чтобы Фамарь зачала от него. Богу не понравилось непослушание Онана, и он умертвил его.

Иуда должен был выдать Фамарь за своего третьего сына Шелу, но, испугавшись, что и Шела может умереть от проклятия, лежавшего на Фамари, отослал вдову в дом ее отца. Фамарь поняла, что ее хотят обмануть и лишить права на замужество с младшим братом умершего мужа, и прибегла к уловке. Она сняла с себя вдовье покрывало, надела платье блудницы, соблазнила Иуду и зачала от него. Затем в залог, пока не получила плату, попросила V Иуды перстень с печатью, трость и перевязь. Позднее Иуде не удалось выкупить залог, так как «блудница» исчезла. Он узнал также, что невестка впала в блуд и забеременела. Иуда приказал сжечь блудницу. Фамарь отправила свекру перстень, трость и перевязь, чтобы доказать, что она не впала в блуд, а лишь использовала свое право, которому воспрепятствовал сам Иуда. Когда пришло время родов, Фамарь произвела на свет близнецов (Быт. 38: 1—30).

Сказание об Иуде поясняет события более поздних времен, когда племя Иуды отошло от других племен и было вынуждено заключить союзы с ханаанеянами. Авторы словно говорят: ведь даже их праотец Иуда был вынужден взять в жены ханаанеянку, преодолев суровые законы семьи в племенном союзе.

Перед смертью Иаков благословил своих сыновей и предсказал их будущее. Пророчество Иакова, заключенное в поэтические строки, отражает положение отдельных племен, сложившееся позднее (Быт. 49:1—28).

Именно этим объясняется тот факт, что, хотя Рувим являлся первенцем Иакова, ему не предсказывается главенствующее положение. Он потерял благоволение отца, когда «вошел» к его наложнице Валле и осквернил ложе отца. Главенствующая роль перешла к колену Иуды. Строфы, посвященные Иуде, самые пространные, в них ему обещается власть, авторитет, богатство и скипетр. Все это свидетельствует о том, что они были созданы не ранее правления царя Давида, когда «скипетр» действительно оказался у племени Иуды. Однако нельзя исключить и возможность их более позднего возникновения (или обработки), поскольку после падения династии Давида в центре внимания авторов Библии оказалась идея пришествия мессии — нового иудейского царя из племени Давида.

Состояние общества после завоевания евреями Палестины отражено в строфах, посвященных Симеону и Левию: их потомки должны были рассеяться по всему Израилю из-за той резни, которую братья устроили в Сихеме. Колено Симеона наконец воссоединилось с могущественным племенем Иуды, колену Левия не нашлось места на уже завоеванной земле, и оно получало десятину за религиозные службы. Все повествования о племенах в известной мере отражают положение в Израиле в Х в. до нашей эры

Строфам, в которых Иаков благословляет своих сыновей, предшествует благословение, которое было дано им сыновьям Иосифа Ефрему и Манассии. Манассия был первенцем Иосифа, он поставил его под правую руку отца, а Ефрема — под левую. (Правой рукой давалось большее благословение.) Затем, скрестив руки, он положил правую на голову Ефрема, а левую — на голову Манассии. Это благословение обеспечивало племенам Ефрема и Манассии те же права, что и племенам сыновей Иакова, причем преимущество отдавалось племени Ефрема.

В повествовании запечатлено положение в израильском племенном союзе. Вероятно, племена Ефрема и Манассии были ядром племенного союза, прибывшего в Ханаан с юга, к нему первым присоединилось колено Вениамина (Вениамин был сыном любимой младшей жены Иакова — Рахили). Прибывшие ранее с востока племена происходили от старшей жены Иакова — Лии. Позже в союз вошли племена, которые вели свою родословную от наложниц Иакова.

Ведущую роль в первой группе племен играло колено Ефрема, во второй — Иуды. После того как племя Иуды во время царствования Давида получило первенство, племя Ефрема начало борьбу против него. Соперничество племен привело к расколу страны: в северных землях правило колено Ефрема, а в южной — колено Иуды. Вернувшиеся из вавилонского плена евреи считали себя потомками Иуды. Иуду стали отождествлять с предтечей мессии из дома царя Давида.