ЕВРЕИ В ИСЛАМСКОЙ ИСПАНИИ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =


Испания в XI в.

Тысячи евреев проживали среди 8-9 миллионого населения Испании, пользуясь широкой автономией и играя заметную роль в экономической, политической и культурной жизни полуострова. Если не считать тяжелого и более чем произвольного налогообложения евреев, оснований для жалоб было немного. Гранаду, к примеру, испанцы называли "еврейской Гранадой", не только потому, что признавали, что евреи были ее основателями и первыми жителями, но из-за колоссального влияния таких евреев, как Шмуэль ха Нагид, советник короля, или семейства Ибн-Эзра, определявших во многом интеллектуальную жизнь Гранады. Вообще говоря, многочисленность, экономический статус и культурный уровень делали евреев Гранады исключительно заметными. Сам ха Леви в юности был привлечен из христианской Испании в мусульманскую Андалусию ее славой культурного центра.     Но этот мирный период завершился вместе с окончанием периода стабильности в Испании. Наступление новой эпохи неуверенности и страха остро почувствовала еврейская община Гранады, все еврейское население Испании.     В конце XI в. христиане вели все более упорные войны, с целью отвоевать Испанию у мусульман. В 1085 г., под энергичным руководством Альфонса У1 Кастильского, была завоевана и так и осталась под властью католиков древняя столица королевства визиготов — Толедо. Чтобы противодействовать экспансии христиан, мавританские короли, правившие многочисленными мелкими княжествами, призвали на помощь альморавидского властителя Марокко, Юсуфа ибн-Ташуфина, который в 1086 г. остановил продвижение кастильской армии. Вскоре, однако, недавний союзник превратился в завоевателя. В 1090 г. Ташуфин вернулся и захватил Гранаду и всю мусульманскую Испанию, объединив ее на время под властью альморавидов. Мусульманско-христианский конфликт приобрел теперь все черты религиозной войны, где фанатичные мусульмане, уверенные, что попадут прямо в рай, искали смерти на поле сражения. Это столкновение христианства и ислама приобрело глобальный характер. Крестоносцы двинулись на завоевание Святой Земли, что им временно удалось осуществить в 1099 г.     Религиозный характер войны имел немедленные последствия по отношению к евреям и был источником неисчислимых страданий. С этого момента история испанских евреев стала историей преследований, экономических притеснений, насильственных обращений, завершившись полным изгнанием евреев из Испании в 1492 г. Иегуда ха Леви, несомненно, выразил общее настроение испанских евреев, когда писал в одном из своих стихотворений, что евреи стали жертвами "полчищ Сеира и Кедара", т.е. христианства и ислама, и что "когда они в смертельной схватке — мы падаем вместе с ними".     В результате вторжения альморавидов, еврейские беженцы из мусульманской Испании стали стекаться в христианские области страны, но жизнь там оказалась нелегкой.