Иисус в источниках

Б. Г. Деревенский

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

V. 1. Иешу(а') бен Пантира

1а. Тосефта. Хуллин, 2.20-24.

2.20. Мясо, найденное у язычника, дозволено в пользование, а найденное у минея[9]запрещено в пользование (мясо, вышедшее из дома авода-зары[10], есть мясо идоложертвенное), потому что сказали: шехита минея - для авода-зары, хлеб его - хлеб языческий, вино его - вино несех, плоды - тевел, его книги - книги чародейские, и его дети - мамзеры[11]. 2.21. Им не продают, и у них не покупают, их детей не учат ремеслу, их не приглашают лечить ни имущество[12], ни людей.

2.22. Случай с р. Элеазаром бен Дама (ок. 130 г.). Его ужалила змея, и пришел Иаков из Кефар-Самы[13], чтобы лечить его именем Иешуа' бен Пантиры, но ему не позволил р. Исмаил [бен Элиша] (ум. 135 г.). Он сказал ему: тебе это не дозволено, Бен Дама. Он ответил: я приведу тебе доказательство, что он может меня лечить; но он не успел привести доказательства, как умер.

2.23. Тогда сказал р. Исмаил: блажен ты, Бен Дама, ибо ты ушел благополучно и не разрушил ограды мудрецов[14], ибо кто разрушает ограду мудрецов, [того постигнет наказание, как сказано:] "кто разрушает ограду, того ужалит змей" (Екк 10:8).

2.24. Случай с р. Элиезером [бен Гирканосом] (ок. 90 г.), который был схвачен по обвинению в минействе, и его возвели на подмостки[15]. И сказал ему игемон[16]: такой старик, как ты, и увлекся такими речами!? Он ответил ему: я принимаю, как должное, решение Судьи. Игемон подумал, что он подразумевает его, между тем как он разумел Отца своего, Который на небесах. Он ответил ему: так, как ты признал правильность моего суда над тобою, то и я тебе верю; возможно ли, чтобы такая седина заблуждалась такими вещами. Освобождение! Ты свободен! А когда он ушел с подмостков, он мучился тем, что был схвачен по обвинению в минействе. Вошли его ученики, чтобы утешить его, но он не принял [утешений]. Вошел р. Акиба (ум. 135 г.) и сказал ему: рабби, я скажу тебе кое-что; может быть, ты перестанешь убиваться. Он ответил: говори. Он сказал: может быть, кто-то из минеев сказал тебе что-нибудь минейское, и тебе это понравилось? Он ответил: клянусь Небом, ты мне напомнил! Однажды я шел по верхней улице Сепфориса[17]и встретил Иакова из Кефар-Секании, и он сказал мне кое-что минейское от имени Иешуа' бен Пантиры, и это мне понравилось, так что я впал в минейство, ибо преступил написанное в Торе: "держи дальше от нее путь твой", а также: "и не подходи близко к дверям дома ее" (Притч 5:8), "потому что многих повергла она ранеными" (Притч 7:26) и прочее. Ибо р. Элиезер говорил: человек да удаляется всегда от предосудительного и от подобного ему.

1б. ИТ Шаббат, 14.4 (14d).

Его (р. Иошуа' бен Леви, ок. 250 г.) внук поперхнулся[18]. Пришел некий человек, пошептал над ним кое-что с именем Иешу Пандиры, и излечил его. Когда тот [человек] удалился, спросил его (р. Иошуа'): что он над тобой нашептывал? Он отвечал: некое слово[19]. Тогда он сказал ему: лучше было бы, если бы ты умер, чем так. И произошло это из-за "погрешности, происходящей от Властелина" (Ек 10:5).

Случай с р. Элеазаром бен Дама. Его ужалила змея, и пришел Иаков из Кефар-Самы, чтобы лечить его именем Иешу Пандиры, но ему не позволил р. Исмаил. Он (Бен Дама) сказал ему: я приведу тебе доказательство, что он может меня лечить. Но он не успел Бен Дама привести доказательства, как умер. Тогда сказал р. Исмаил: блажен ты, Бен Дама, ибо ты ушел из мира благополучно и не разрушил ограды мудрецов; ведь написано: "кто разрушает ограду, того ужалит змей".

1в. ИТ Авода-Зара, 2.2 (40d).

Его (р. Иошуа') внук поперхнулся. Пришел [некий человек], пошептал над ним кое-что с именем Иешу бен Пандиры, и излечил его. Когда тот удалился, спросил его (р. Иошуа'): что он над тобой нашептывал? Он отвечал: некое слово. Тогда он сказал ему: лучше было бы, если бы ты умер, чем слушать подобное. И произошло это из-за "погрешности, происходящей от Властелина".

Случай с Элеазаром бен Дама. Когда его ужалила змея, пришел Иаков из Кефар-Самы, чтобы лечить его. И сказал ему: я произнесу над тобою кое-что с именем Иешу бен Пандиры. Тогда сказал ему р. Исмаил: тебе это не дозволено, Бен Дама. Тот ответил: я приведу тебе доказательство, что он может меня лечить. Но он не успел Бен Дама привести доказательства, как умер. Тогда сказал р. Исмаил: блажен ты, Бен Дама, ибо ты ушел из мира благополучно и не разрушил ограды мудрецов; ведь написано: "кто разрушает ограду, того ужалит змей".

1г. ВТ Авода-Зара, 27b.

Не следует иметь никакого дела с минеями и не следует у них лечиться даже [если есть опасность] для жизни. Случилось с Бен Дама, сыном сестры рабби Исмаила [бен Элиши], что его ужалила змея. Пришел Иаков из [Кефар]-Секании, чтобы лечить его, но ему не позволил рабби Исмаил. И [Бен Дама] сказал ему: р. Исмаил, брат мой, позволь ему лечить меня; я приведу тебе слова из Торы, что это разрешено. Но не успел он произнести это, как отлетела его душа, и он умер. Тогда сказал р. Исмаил: блажен ты, Бен Дама, ибо оставил свое тело в чистоте, и душа твоя отошла чистою, и ты не нарушил слов сотоварищей твоих, говоривших: "кто разрушает ограду, того ужалит змей"... Однако что такое он собирался привести? "Человек будет жив ими (заповедями)" (Лев 18:5), а не умрет.

2. Иешу(а') ха-Ноцри

2а. ВТ Авода-Зара, 16b-17a.

Наши раввины передавали: рабби Элиезер был схвачен по обвинению в минействе, и его привели в суд. И сказал ему игемон: такой старик, как ты, и увлекся такими речами!? Он ответил ему: я принимаю, как должное, решение Судьи. Игемон подумал, что он подразумевает его, между тем как он разумел Отца своего, Который на небесах. Он (игемон) ответил ему: так, как ты признал правильность моего суда над тобою, - освобождение! Ты свободен! А когда он вернулся домой, вошли его ученики, чтобы утешить его, но он не принял [утешений]. Тогда сказал ему рабби Акиба: рабби, я скажу тебе кое-что; может быть, ты перестанешь убиваться. Он ответил: говори. Он сказал: может быть, кто-то из минеев сказал тебе что-нибудь, что тебе понравилось? Он ответил: Акиба, ты мне напомнил! Однажды я шел по верхней улице Сепфориса и встретил одного {из учеников Иешу ха-Ноцри}, которого звали Иаков из Кефар-Секании.

Он сказал мне: в вашем Законе написано: "не вноси платы блудницы [в дом Господа Бога твоего]" (Вт 23:18).

А можно использовать эти деньги на отхожее место {для первосвященника}?

Я не знал, что ответить ему. [Тогда] он сказал мне: вот чему учил {Иешу ха-Ноцри}: "из любодейных даров она устраивала их, на любодейные дары они и будут обращены" (Мих 1:7); из нечистого места пришло и в нечистое место вернется.

Эти слова понравились мне, так что я впал в минейство, ибо преступил написанное в Торе: "держи дальше от нее путь твой", то есть от минейства, "и не подходи близко к дверям дома ее" (Притч 5:8), что относится к власть предержащим[20]. - Иные говорят: "держи дальше от нее путь твой", то есть от минейства и от власть предержащих, "и не подходи близко к дверям дома ее", то есть блудницы.

2б. ВТ Берахот, 17a-b.

Когда раввины вышли из дома рав Хисды (ум. 309 г.), а другие говорят - из дома р. Самуэля бар Нахмани (III-IV вв.), они сказали так: "наши волы[21] нагружены" (Пс 143:14). Рав [Абба Арика] (ум. 248 г.) и р. Самуэль (ум. 254 г.), а, согласно другим, - р. Иоханан [бен Наппаха] (ум. 279 г.) и р. Элеазар [бен Педат] (III в.)[дают различные объяснения этого]. Один [из них] говорит: "наши волы" в Торе "нагружены" заповедями; другой говорит: "наши волы" в Торе и заповедях "нагружены" тяготами. "Ни расхищения" да не постигнет нас, как то, которое совершил Ахитофель во времена Давида; "ни пропажи" да не постигнет нас, как та, которую совершил Доик Идумеянин во времена Саула; "ни воплей" да не постигнет нас, как случилось с Гиезием во времена Елисея; "на улицах наших", где мы бы видели нашего сына или ученика, который поглощает пересоленное кушанье[22], {подобно ха-Ноцри[23]}.

2в. ВТ Гиттин, 56b-57a.

Онкелос бар Калоникос, сын сестры Тита[24], намеревался стать прозелитом. Он занимался магией, вызвал [тень] Тита и спросил его: кого почитают больше всех в том мире? [Тот] ответил: Израиль. - Нужно ли мне присоединиться к нему? [Тот] ответил: его заповеди многочисленны и нелегки для исполнения. Ступай, восстань против него в этом мире, и ты станешь главой, как сказано: "враги его стали во главе" (Плач 1:5), ибо каждый, кто притесняет Израиль, становится главой [этого мира]. Тогда [Онкелос] спросил: в чем состоит твое наказание? [Тот] ответил: за то, что я совершил[25], мне особое наказание. Каждый день мой пепел собирают и восстанавливают меня, чтобы снова сжечь и развеять пепел по семи морям. - После этого [Онкелос] вызвал [тень] Валаама и спросил его: кого почитают больше всех в том мире? [Тот] ответил: Израиль. - Нужно ли мне присоединиться к нему? [Тот] ответил: "не желай им мира и благополучия во все дни твои" (Вт 23:6). {Он спросил его: в чем состоит твое наказание? [Тот] ответил: я варюсь в кипящем семени (=сперме). - После этого [Онкелос] вызвал [тень] Иешу и спросил его: кого почитают больше всех в том мире? [Тот] ответил: Израиль. - Нужно ли мне присоединиться к нему? [Тот] ответил: ищи им добра, не ищи зла, "ибо касающийся их касается зеницы ока Его" (Зах 2:8). Он спросил его: в чем состоит твое наказание? [Тот] ответил: я варюсь в кипящем кале[26]. - Как сказал учитель[27]: всякий, кто издевается над словом мудрецов, будет присужден к кипящему калу}.

2г. ВТ Сангедрин, 43a.

...И глашатай предшествует ему (=осужденному). Это означает: непосредственно перед [казнью], а не задолго до нее. {Однако передают: в канун Пасхи[28] повесили Иешу. И за сорок дней провозгласили, что его должны побить камнями за то, что он занимался колдовством (kishuph) и совращал Израиль: кто может сказать что-либо в его защиту, пусть придет и скажет. Но никто не выступил в его защиту, и его повесили в канун Пасхи. - Сказал Улла [бар Исмаил] (IV в.): допустим, он был бы бунтовщиком, тогда можно было искать [поводов для] защиты; но ведь он был совратителем (mesith), а о таком Милосердный говорит: "не жалей его и не прикрывай его" (Вт 13:8). С Иешу, однако, иное дело, ибо он был близок к царскому двору[29].

Наши раввины говорили: пять учеников было у Иешу: Маттай, Наккай, Нецер, Буни, Тода[30]. Привели [на суд] Маттая, и он сказал им (судьям): разве Маттай должен быть казнен? ведь написано: "когда (mathaj) приду и явлюсь перед лицо Божие" (Пс 41:3). Они отвечали: конечно, Маттай должен быть казнен, ибо написано: "когда(mathaj) он умрет и погибнет имя его" (Пс 40:6). - Привели Наккая, и он сказал им: разве Наккай должен быть казнен? ведь написано: "не умерщвляй невинного (naki) и правого" (Исх 23:7). Они отвечали: конечно, Наккай должен быть казнен, ибо написано: "в потаенных местах убивают невинного (naki)" (Пс 9:29). - Привели Нецера, и он сказал им: разве Нецер должен быть казнен? ведь написано: "и ветвь(nezer) произрастет от корня его" (Ис 11:1). Они отвечали: конечно, Нецер должен быть казнен, ибо написано: "ты повержен вне гробницы своей как презренная ветвь(nezer)" (Ис 14:19). - Привели Буни, и он сказал им их: разве Буни должен быть казнен? ведь написано: "Израиль есть сын (beni) Мой, первенец Мой" (Исх 4:22). Они отвечали: конечно, Буни должен быть казнен, ибо написано: "вот, Я убью сына(banin) твоего, первенца твоего" (Исх 4:23). - Привели Тоду, и он сказал им: разве Тода должен быть казнен? ведь написано: "псалом хвалебный (toda)" (Пс 99:1). Они отвечали: конечно, Тода должен быть казнен, ибо написано: "кто принесет в жертву хвалу (toda), тот чтит Меня" (Пс 49:23)}.

2д. ВТ Сангедрин, 103a.

Рав Хисда (ум. 309 г.) передал, что рабби Иеремия бар Абба (III в.) сказал: что это значит, что написано: "не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему" (Пс 90:10)? "Не приключится тебе зло", - да не овладеют тобою злые побуждения; "и язва не приблизится к жилищу твоему", - да не найдешь ты в жене своей никакой скверны, когда возвратишься с дороги. По другому толкованию: "не приключится тебе зло", - да не будешь ты одолеваем злыми сновидениями и страхами, "и язва не приблизится к жилищу твоему", - да не будет у тебя сына или ученика, который прилюдно поглощает пересоленное кушанье, {подобно Иешу ха-Ноцри}.

2е. ВТ Сангедрин, 107b = ВТ Сота, 47a.

Наши раввины учили: пусть всегда левая рука твоя отталкивает, а правая приближает. Но не так, как Елисей, который оттолкнул Гиезия обеими руками, {и не так, как р. Иошуа' бен Перахийа[31] оттолкнул Иешу обеими руками}...

{А Иошуа' бен Перахийа, с ним что было? Когда царь Йаннай[32] убивал раввинов, Иошуа' бен Перахийа и Иешу ушли в Александрию Египетскую. Когда настало спокойствие, Симеон бен Шетах послал ему весть: "От меня, Иерусалима, тебе, Александрии Египетской, сестре моей: мой господин [пребывает] у тебя, а я остаюсь брошенной". Тогда он поднялся[33] и прибыл в некую гостиницу, где ему устроили почетную встречу. Он сказал: как хороша эта гостиница! Он (Иешу) сказал ему: рабби, у нее глаза слезятся[34]. Тот ответил ему: грешник, вот что тебя занимает?! [Он] собрал 400 трубачей и объявил ему анафему. Через некоторое время он (Иешу) пришел к нему и сказал: прими меня, но он не стал с ним разговаривать. Однажды, когда он (р. Иошуа') стал читать Шема[35], встретился ему [Иешу]; он думал принять его и поманил его рукой. Но тот подумал, что он его отталкивает. Тогда он (Иешу) пошел, установил кирпич[36] и стал поклоняться ему. Он (р. Иошуа') сказал ему: вернись! Он ответил ему: так я принял от тебя [учение]: кто согрешил и совратил народ, тому нет возможности покаяться. - И учитель сказал [в заключение]: так Иешу совращал и свел Израиль с пути[37]}.

Кроме приведенных выше фрагментов Иешу ха-Ноцри упоминается в Комментариях Раши (1040-1105 гг.) на трактаты Вавилонского Талмуда: Берахот 12a, Сота 49b, Бава-Батра 25a и Сангедрин 17a.

В первом случае говорится, что израильтяне не могли соблюдать некоторые религиозные предписания из-за противодействия минеев; Раши комментирует: "то есть из-за учеников Иешу".

Во втором случае, после слов "...и правительство обратится в минейство", Раши замечает: "то есть склонится к учению Иешу, распространяемому минеями" (разумея под правительством римских императоров).

В третьем случае, комментируя высказывание, что минеи предписывают во время молитвы обращаться лицом на восток, Раши пишет: "минеи эти - приверженцы учения Иешу, которые во время молитвы обращаются к востоку".

В четвертом случае, при указании, что членами Синедриона должны быть мудрые люди, сведущие в колдовстве, Раши поясняет: "чтобы быть способным обнаружить тех, которые совращают и губят посредством колдовства, как это делал ха-Ноцри".

3. Бен Стада

3а. Тосефта. Шаббат, 11.15.

Вырезающий на собственном теле, по мнению р. Элиезера [бен Гирканоса] подлежит наказанию,

а по мнению мудрецов, от наказания свободен.

Р. Элиезер сказал им: ведь Бен Стада только этим способом и передавал свое учение.

Ему возразили: разве из-за одного безумного можно привлекать к наказанию здравых людей?

3б. Тосефта. Сангедрин, 10.11.

Ни для кого из подлежащих смерти по определению Торы не устраивают засады, кроме совратителя (mesith).

Как поступают в этом случае?

Приводят к нему двоих молодых ученых[38] [и ставят их] во внешнем помещении, а он сидит во внутреннем помещении; и зажигают для него светильник, чтобы они видели его и слышали его голос.

Так поступили с Бен Стадой в Лидде[39]: назначили в засаду для него двух молодых ученых, и они [затем] привели его в суд, и его побили камнями.

Начинают [разбор] его дела и кончают даже ночью [того же дня];

начинают и кончают в тот же день, как при оправдательном приговоре, так и при обвинительном;

"склоняются" по словам одного как на оправдание, так и на обвинение;

все [даже ученики] приводят доводы как для оправдания, так и для обвинения;

приведший довод в оправдание, может отказаться и привести довод в обвинение.

3в. ИТ Шаббат, 12.4 (13d).

Всякий, царапающий на теле своем[40], подлежит наказанию, но делающий знаки на теле своем от наказания свободен.

Сказал р. Элиезер [бен Гирканос]: но ведь таким образом Бен Стада вынес магию из Египта!

Ему возразили: разве из-за одного безумного можно привлекать к наказанию здравых людей?

3г. ИТ Сангедрин, 7.16 (25c-d) = ИТ Иевамот, 16 (15d).

"Месит - это тот, кто совращает невежду[41] [к идолопоклонству] (Мишна)". -

Обладает ли он мудростью?

Нет, поскольку он совратитель, он не обладает мудростью, и тот, кого он совращает, не обладает мудростью.

Как поступить с ним, чтобы изобличить его?

Приводят к нему двух свидетелей и ставят их во внешнее помещение, а он сидит во внутреннем помещении;

и зажигают для него светильник, дабы видели его и слышали его голос.

Так поступили с Бен Сотедой в Лидде: назначили в засаду для него двух молодых ученых, и они [затем] привели его в суд, и его побили камнями.

3д. ВТ Шаббат, 104b.

Царапающий на своем теле...

Передают, что рабби Элиезер [бен Гирканос] сказал мудрецам: не на теле ли своем Бен Стада вынес магию из Египта?[42]

Ему ответили: он был безумным, а случай с безумным нельзя приводить в доказательство.

Барайта[43] к ВТ Шаббат, 104b.

{Кто такой Бен Стада?

Это Бен Пандира.

Рав Хисда (ум. 309 г.) сказал: Стада - муж, Пандира - любовник[44].

[Но ведь] муж - это Паппос бен Иуда, а мать - Стада.

Его мать - Мириам[45], завивающая волосы женщинам.

Поэтому говорят в Пумбедите[46]: она изменила[47] мужу[48]}

3е. ВТ Сангедрин, 67a.

Ни для кого из подлежащих смерти по определению Торы не устраивают засады кроме совращающего невежду [к идолопоклонству].

Как поступают в этом случае?

Зажигают для него светильник во внутреннем помещении [дома], а свидетелей прячут снаружи, чтобы они могли видеть его и слышать его голос, в то время как он не видит их.

Тогда тот, кого он совращал, говорит ему: скажи мне теперь [еще раз], что ты говорил.

И [совратитель] отвечает ему.

И тогда тот говорит ему: как мы можем оставить нашего Бога, Который на небесах, и служить идолам[49]?!

И если он отрекается, то хорошо; но если он отвечает: это есть мой долг и мое благо, - то тот призывает свидетелей, слушавших снаружи, [и они] приводят его в суд и побивают камнями.

{Так поступили с Бен Стадой в Лидде, которого повесили накануне Пасхи[50]}.

Следующее далее добавление дословно совпадает с барайтой к ВТ Шаббат, 104b (документ 3д).

4. Мириам, жена Паппоса бен Иуды

4а. Тосефта. Сота, 5.9. = ВТ Гиттин, 90a-b.

Передают, что Р. Меир (ум. 165 г.) говорил: подобно тому, как существуют различные вкусы относительно пищи, так существуют различные вкусы относительно жен.

У иного человека муха пролетит над чашею, и он выливает чашу, не дотрагиваясь;

с таким плохо приходится жене, так как он чуть что - решает развестись с нею;

у иного муха упадет в чашу, и он оставляет ее, не дотрагиваясь;

таков Паппос бен Иуда, который запирал жену свою...[51]

4б. ВТ Хагига, 4b.

Когда рав Иосиф [бар Хия] (ум. 322 г.) доходил до этого места: "но некоторые гибнут от беспорядка" (Пр 13:24), - он плакал.

Он говорил: кто остался, кто ушел от нас безвременно?

Да, это рав Бебай бар Аббайи (ум. 339 г.).

Он находился уже при ангеле смерти и сказал этому посланцу: иди, принеси мне Мириам, завивающую волосы женщинам[52].

Тот пошел и принес [по ошибке] Мириам, ухаживающую за детьми.

Сказал ему [Бебай]: ведь я просил Мириам, завивающую волосы женщинам.

Он отвечал: если так, то я возвращу ее назад (на землю).

Он сказал ему: раз ты ее уже доставил, пусть остается [в числе мертвых][53].

5. Валаам

5а. Мишна. Сангедрин, 10.1-2.

10.1. Весь Израиль имеет удел в будущем мире, ибо сказано: "и народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, - отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему" (Ис 60:21).

А какие лица не имеют удела в будущем мире?

Кто говорит, что нет воскресения мертвых [в Торе] и что Тора не от Неба, и эпикуреец.

Р. Акиба говорит: также кто читает внешние книги[54] и кто, нашептывая на рану, говорит: "не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой" (Исх 15:26).

Абба Саул (ок. 150 г.) говорит: также, кто произносит Имя [Бога] буквами его.

10.2. Три царя и четыре частных человека не имеют удела в будущем мире.

Три царя: Иеровоам, Ахав и Манассия. -

Р. Иуда [бен Илия] (ум. 93 г.) говорит: Манассия имеет удел в будущем мире, потому что о нем сказано:

"и помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его и возвратил его в Иерусалим на царство его" (2 Пар 33:13).

Ему возразили: Он возвратил его на царство, а не к жизни будущего мира. -

Четыре частных человека: Валаам, Доик, Ахитофель и Гиезий.

5б. Мишна. Абот, 5.19.

Кто обладает следующими тремя качествами, принадлежит к ученикам отца нашего Авраама,

а кто обладает другими тремя качествами, принадлежит к ученикам нечестивого Валаама:

добрый глаз, смиренный дух и невзыскательная душа отличает учеников отца нашего Авраама;

злой глаз, высокий (=заносчивый) дух и требовательная душа отличают учеников нечестивого Валаама.

В чем разница между учениками отца нашего Авраама и учениками нечестивого Валаама? - ученики Авраама вкушают [плоды] в этом мире и наследуют мир будущий, как сказано: "чтобы дать в наследство любящим меня есть, и сокровищницы их я наполню" (Пр 8:21);

ученики же нечестивого Валаама унаследуют геенну и сойдут в ров погибели, как сказано: "Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя уповаю" (Пс 54:24).

5в. ВТ Сангедрин, 106a, конец.

"Также Валаама, сына Веорова, прорицателя, [убили сыны Израилевы мечом]" (Нав 13:22).

Прорицателя?

Он был пророком.

Р. Иоханан [бен Наппаха] (ум. 279 г.) говорит: сначала пророком, а под конец прорицателем.

Рав Папа (ум. 375 г.) сказал: это то, о чем в народе говорят: от князей и господ она произошла, но блудодействовала с плотниками[55].

5г. ВТ Сангедрин, 106b.

Один миней спросил р. Ханину [бар Хаму] (ум. 225 г.): известно ли тебе, сколько лет было Валааму в день его смерти?

Он ответил: этого не написано, но сказано: "кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих", [из чего видно], что ему было тридцать три или тридцать четыре года.

Тот сказал: ты правильно исчислил, потому что я сам читал историю Валаама, в которой написано: тридцать три года было Валааму хромому[56], когда его убил Пинхас Листа'e[57].

6. Предположительные упоминания об Иисусе

6а. Мишна. Иевамот, 4.13.

Кто такой мамзер?

- Тот, кто родился от всяких родственников по плоти [и от лиц], между которыми брак запрещен.

Симон Теманит говорит: кто родился от такого брака, за который полагается истребление со стороны Неба (=Бога).

Р. Иошуа' [бен Леви] (ок. 250 г.) говорит: кто родился от такого брака, за который полагается казнь по приговору суда[58].

Симеон бен Аззай (ум. 135 г.) сказал: я нашел один свиток в Иерусалиме, в котором было написано:

"Некий - мамзер от замужней женщины"[59].

[Следовательно], это подтверждает слова р. Иошуа'.

6б. Тосефта. Сангедрин, 9.7.

Р. Меир (ум. 165 г.) говорил: что значит "ибо проклятие Бога повешено" (Вт 21:23)[60]?

Придумали притчу, чему это подобно:

двум братьям, которые были похожи друг на друга:

один царствовал над всем миром,

а другой вышел разбойником.

По истечении некоторого времени тот, который вышел разбойником, был пойман и распят на кресте, и всякий проходивший говорил:

кажется, что это царь распят.

Поэтому сказано: "ибо проклятие Бога повешено"[61].

6в. ИТ Таанит, 2.1 (65b).

Рабби Аббаху [Кисрин] (ум. 279 г.) говорит:

если кто-то скажет "я есть Бог", то он лжет;

[если скажет:] "я Сын человеческий", то он раскается в этом;

[если скажет:] "я поднимусь к небесам", то он скажет это, и не сделает[62].

6г. ВТ Халла, 41d.

Распущенный[63], по словам р. Элиезера [бен Гирканоса], это мамзер.

Р. Иошуа' говорит: это сын скверны (ben ha-niddah).

Р. Акиба говорит: мамзер и сын скверны.

Как-то раз сидели старейшины у ворот, мимо них прошли два подростка, один с покрытой головой, другой с непокрытой.

И вот о том, кто не покрыл голову, р. Элиезер сказал: это мамзер.

Р. Иошуа' сказал: это сын скверны.

Р. Акиба сказал: мамзер и сын скверны.

Тогда обратились к р. Акибе: как ты осмеливаешься перечить словам твоих [старших] коллег?

Он ответил: я докажу сказанное.

Он отправился к матери этого подростка и увидел ее сидящей на площади и продающей бобы.

Он сказал ей: дочь моя, если честно ответишь мне, о чем я спрошу, ты сможешь войти в жизнь будущую.

Она сказала: поклянись мне!

Р. Акиба поклялся своими устами, но отменил [клятву] в сердце.

И спросил ее: твой сын, как ты зачала его?

Она отвечала: когда я возлегла на свадебное ложе, у меня были месячные, и мой супруг отделился от меня, тогда ко мне вошел мой шафер, и от него я зачала этого сына.

Так подтвердилось, что этот ребенок мамзер и сын скверны.

- Поэтому говорят: велик р. Акиба, он превзошел своих учителей (р. Элиезера и р. Иошуа').

И тотчас восклицают: хвала Г[осподу] Бо[гу] Израилеву, открывшему все тайны р. Акибе бен Иосифу!

6д. ВТ Йома, 66b.

Спросили р. Элиезера [бен Гирканоса] о Некоем человеке, пребывающем в загробном мире[64].

Он отвечал: вы спрашиваете меня только о этом Некоем?

[Его спросили]: может ли пастух спасти овцу, унесенную львом?

Он отвечал: вы спрашиваете меня только об овце?

[Его спросили]: может ли пастух спастись из пасти льва?

Он отвечал: вы спрашиваете меня только о пастухе?

[Его спросили]: может ли мамзер наследовать [его отцу]?

Он отвечал: а может ли он вступить в левиратный брак?

[Его спросили]: если он обладает домом, может ли его побелить?

Он отвечал: я думаю, вы спрашиваете, можно ли побелить гробницу его?

- Он (р. Элиезер) отвечал так уклончиво не потому, что хотел запутать их своими словами, а потому что он никогда не говорил того, чего не слышал от своего учителя.

6е. ВТ Сангедрин, 106a.

"И произнес притчу свою и сказал: горе тому, кто уцелеет, когда наведет сие Бог!" (Чис 24:23).

Реш Лакиш (ок. 250 г.) говорит: горе тому, который воскрешает именем Бога![65]


= ГЛАВНАЯ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =