Иисус в источниках

Б. Г. Деревенский

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Ср., например, определение иудаизма как "варварского суеверия" (barbarae superstitionis) Цицероном (В защиту Флакка, 28.67), "иудейского суеверия" - Квинтилианом (Воспитание оратора, III, 7.21) и Апулеем (Флориды, 6). Для римлян superstitio было противоположным religio (религии) (Цицерон. О природе богов, II, 17). Тетуллиан передает, что христианство называли "чудовищным суеверием" (monstruosae superstitionis) (К язычникам, I, 11). Ср.: "новое и зловредное суеверие" (superstitionis nouae ac maleficae) у Светония (Нерон, 16.2), "низкое, грубое суеверие" (superstitionem prauam et immodicam) у Плиния (Письма, X 96.8). См. далее, документы 2б, 3а.

[2] Свенцицкая И. С. Предисловие // Ранович А. Б.Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1990. С. 11-12.

[3] Флоровский Г. В. Жил ли Христос? Исторические свидетельства о Христе. М., 1991. С. 25; Мережковский Д. С.Иисус Неизвестный. М., 1996. С. 15; Habermas G. The Historical Jesus. Joplin, 1996. P. 189.

[4] Иустин Мученик. 1-я Апология, XIII, 3; LXI; 2-я Апология, 6;Ириней Лионский. Против ересей, I, 27, 2; II, 32, 4. Сходно построен и символ веры, принятый Никейским собором в 325 г.: "Верую... в Господа Иисуса Христа..., распятого за нас при Понтии Пилате..."

[5] Мф 27:2; Лк 3:1; Деян 4:27; 1 Тим 6:13. Впрочем, один раз также называет этого наместника и Иосиф Флавий (Древности, XVIII, 2.2).

[6] В предыдущих главах описываются пожар 64 г. и его последствия.

[7] Среди латинских надписей античного периода, обнаруженных в Риме, более чем на восьмидесяти встречается имя Chrestos. См.: Linck K. De antiquissimis quae ad Jesum Nazarenum spectant testimoniis. Giessen, 1913. Были в Риме и Христы; одна латинская надпись начала I в. гласит: "к[вестор] Германика Цезаря, лег[ат] Ти[берия] Цезаря Авг[уста], Г[ай] Юлий Христ (Christus) Диог[ен], вс[адник] на двойном жаловании" (CIL 03, 14165,14).

[8] Об этом свидетельствуют Тертуллиан (Апология, III, 5), Лактанций (Божественные установления, IV, 7) и др. раннехристианские писатели. В некоторых списках Нового Завета, а также в одной из рукописей "Анналов" Тацита (Codex Mediceus) также значится: Chrestianos.

[9] Еще Т. Моммзен расценил попытки отождествления данного Хреста с Иисусом Христом как необоснованные, а также отметил противоречие этого сообщения Светония со словами Кассия Диона, LX, 6.6 (Моммзен Т. История Рима. Т. V. Глава: Иудеи и Иудея). Но желание видеть в светониевом Хресте основателя христианства по-прежнему слишком велико; поэтому приводятся все новые и новые доводы в пользу такого отождествления. См.: Флоровский Г. В. Жил ли Христос? Исторические свидетельства о Христе. М., 1991. С. 23-24; Штерн М. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Пер с англ. Под ред. Н. В. Брагинской. Т. II (I). Москва-Иерусалим, 2000. С. 113.

[10] Тронский И. М. Chestiani и Chrestus // Античность и современность. М., 1972. С. 40. Klausner J. From Jesus to Paul. N.-Y., 1944. P. 21.

[11] Ср. Кассий Дион. Римская история, LX, 6.6: "Иудеев же, весьма умножившихся, так что так что трудно было без смуты удалить такую большую толпу из города, он (Клавдий) не стал изгонять, но повелел, чтобы при исполнении своих отеческих обычаев они не устраивали многолюдных сборищ". Тем не менее в Деяниях апостолов читаем: "Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима" (18:2).

[12] В приведенном отрывке, как минимум, в трех из пяти случаев речь идет о религиозной политике Клавдия, заключавшейся в поддержке традиционных греко-римских культов и уничтожении самобытных ритуалов иных народов, попавших в орбиту Римской империи, а также в преследовании новых и нетрадиционных верований.

[13] Церковная традиция считает Нерона первым из римских правителей, преследовавших христианство. См.: Тертуллиан.Апология, V, 3; Евсевий Кесарийский. Церковная история, II, 25.1-8; Лактанцмй. О гибели гонителей, II, 6 и др.

[14] Ни в одном сочинении Иосифа Флавия нет такого упоминания.

[15] Император Юлиан (Отступник): "[Иудеи] грешат лишь тем, что, всеми силами стараясь угодить этому богу, не почитают и других богов" (Письма, 89а).

[16] Подразумевается христианская община.

[17] В ряде культов совершались человеческие жертвоприношения, а также употребление в пищу человеческого мяса и крови, что беспокоило римские власти. Христиане также обвинялись в подобных преступлениях, поводом чему служила церковная евхаристия (упоминание "плоти" и "крови" Христа). См.: McGowan A. Eating People: Accusations of Cannibalism against Christians in the Second Century // Journal of Early Christian Studies, № 2 (1994). P. 413-442.

[18] См.: Плиний Младший. Письма, X, 34; 93. Под гетериями или коллегиями (hetaerii, collegii) понимались профессиональные и религиозные союзы свободных граждан, имеющие, как правило, свой устав, членство и взносы. Римские императоры не раз запрещали их, рассматривая их как оппозиционную им силу. "Под именем коллегий собирались многочисленные шайки, готовые на любые преступления", - читаем у Светония (Август, 32).

[19] Далее следует переведенная Евсевием на греческий язык цитата из "Апологии" Тертуллиана, приведенная выше.

[20] Вторым после Нерона гонителем христианства церковная традиция считает императора Домициана (81-96 гг.), третьим - Траяна (98-117 гг.), четвертым - Марка Аврелия (161-180 гг.), пятым - Септимия Севера (193-211 гг.), шестым - Максимина Фракийца (235-238 гг.), седьмым - Деция (249-251 гг.); всего насчитывается десять гонений. См.: Евсевий Кесарийский.Церковная история, II, 17; III, 22, 33; IV, 15-16; VI, 1, 28, 39;Лактанций. О гибели гонителей, 3; 4; Орозий. История против язычников, VII, 10.1; 12.3; 15.4; 17.4; 19.1; 21.2. На самом деле первый эдикт, направленный персонально против христиан, издал лишь император Валериан (253-260 гг.); см.: Сергеенко М. Е. Гонение Деция // ВДИ, 1980, № 1. С. 171-176.

[21] Такого постановления не было, но, по всей видимости, в таком духе церковь рассматривала ответ Траяна Плинию. Некоторые исследователи считают, что этот ответ имел силу официального указа и распространялся на все римские провинции. Еще Иероним Стридонский ссылался на какой-то "древний закон", по которому христиане, представшие пред судом, не должны быть отпущены до тех пор, пока не отрекутся от своей веры (О знаменитых мужах, 42).

[22] Но уже Орозий, касаясь переписки Плиния с Траяном, представлял поведение христиан так, что "никто из них не видит смерть тяжкой и ужасающей" (см. выше, документ 3д). Ср. Тертуллиан. К Скапуле, V, 1-2.

[23] В 124 г. См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история, IV, 3; Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, 19, 22; Орозий.История против язычников, VII, 13.2.

[24] Лампридий. Александр Север, 43, 6: "Он (Александр Север) хотел построить храм Христу и принять его в число богов, как это, говорят, хотел сделать еще Адриан".

[25] Раввинская традиция относит Адриана к злейшим врагам иудаизма. В Талмуде и Мидрашах его имя сопровождается проклятием: "уничтожь его останки". Период после 135 г. называется "временем истребления" евреев.

[26] Хотя далее к "Апологии" Иустина действительно были приложены поддельные эдикты, написанные от имени императоров Антонина Пия и Марка Аврелия (гл. 70, 71).

[27] Такое мнение высказывается, начиная с Т. Моммзена. Доводы против подлинности данного документа собраны в кн.:Штерн М. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Пер с англ. Под ред. Н. В. Брагинской. Т. II (II). Москва-Иерусалим, 2000. С. 295-296.

[28] Проконсул Азии в 122-123 гг.

[29] Точнее Квинт Лициний Сильван Граниан, проконсул Азии в 121-122 гг.

[30] В тех же выражениях представляет александрийцев Филон-иудей: "мастера улещать, очаровывать и притворяться, они всегда готовы к лукавым речам... Бездумным употреблением имени Бога они обманывают малоумных, не ведающих ничего о безбожии египтян" (О посольстве к Гаю, 162-163).

[31] Влиятельная самарянская община существовала в Египте с начала эллинистического периода. См.: Иосиф Флавий.Древности, XI, 345; XII, 7; XIII, 74.Влиятельная самарянская община существовала в Египте с начала эллинистического периода. См.: Иосиф Флавий. Древности, XI, 345; XII, 7; XIII, 74.

[32] У римлян алипт (aliptes) - раб, занимавшийся умащением посетителей бань.

[33] Одни ученые видит в этом патриархе главу христианской Александрийской церкви, другие - иудейского первосвященника, прибывающего в Александрию из Иерусалима. Последний в греко-римских источниках обычно называется архиереем (archiereus), но ему подходит также и обозначение "патриарх" (patriarchus).

[34] По мнению некоторых исследователей, под этими словами Адриана надо разуметь попытки некоторых околохристианских групп передать в более доступных для чужестранцев терминах свое учение и ритуальную практику. Сам иудейский прозелитизм приобрел в Египте той эпохи весьма необычные формы. См.: Донини А. У истоков христианства. Пер. с итал. М., 1989. С. 121-122.

[35] Unus illus deus nu[mm]us est. Эту фразу часто переводят неверно или искаженно, хотя она вполне определенная.

[36] По всей видимости, Иуст стал писать свою историю в противовес Флавиевой. Со своей стороны Иосиф Флавий упрекал Иуста, что тот искажает прошедшие события ("Жизнь", 34, 36, 175, 186 и др.). См. также: Евсевий Кесарийский.Церковная история, III, 10.8.

[37] О существовании такого письма или писем сообщают Тертуллиан (Апология, V, 6), Евсевий Кесарийский (Церковная история, V, 5), Орозий (История против язычников, VII, 15.6-11) и др. церковные авторы.

[38] См.: Штерн М. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Пер с англ. Под ред. Н. В. Брагинской. Т. II (I). Москва-Иерусалим, 2000. С. 194.

[39] Есть, впрочем, мнение, что в данном случае речь идет о первом изгнании иудеев из Палестины при Навуходоносоре, а под убитым незадолго до этого царем разумеется Аммон (4 Цар 21:23). Не исключено также, что "мудрый царь" - это кумранский "учитель праведности" или иной мессианский деятель соответствующего периода.

[40] Пифагор навсегда покинул о. Самос еще в молодые годы.

[41] Автор смешивает философа Пифагора со скульптором Пифагором из Регия (V в. до н. э.), изваявшим статую богини Геры.

[42] О Перегрине (Протее) благожелательно упоминают Татиан (Речи против эллинов, 25); Авл Геллий (Аттические ночи, VIII, 3; XII, 11), а также Тертуллиан (К мученикам, 4).

[43] По сообщению Элия Лампридия (III в.) император Александр Север (222-235 гг.) поместил в свой ларарий изображения почитаемых им Аполлония Тианского, Христа, Авраама и Орфея (28.7). Сам по себе этот перечень божественных личностей очень показателен.

[44] В сборнике А. Б. Рановича последнее предложение опущено как "испорченное". См.: Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1900. С. 251. Среди ученых раздаются голоса, предлагающие считать это место в сочинении Лукиана христианской интерполяцией, но серьезных оснований этому нет. Христианин не стал бы называть Христа человеком, пусть даже великим.

[45] Имя, присвоенное себе Перегрином.

[46] Точно так же первым законодателем (nomoqe,thj( qesmoqe,thj) иудеев называли Моисея (О возвышенном, IX, 9; Филон Александрийский.Жизнь Моисея, I, 1; Иосиф Флавий. Древности, Пред. 3).

[47] Ш. Пинес обратил внимание, что приводимое церковными авторами высказывание Галена о христианах напоминает то, что Филон Александрийский писал о еврейской секте терапевтов, причем в церкви полагали, что Филон писал это, имея в виду первых христиан (Евсевий Кесарийский. Церковная история, II, 17; Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, 11). См.: Pines Sh. Galen on Christians, according to Agapius / Op. cit. P. 73-82.

[48] Таков был общий взгляд в то время. Христиане воспринимались как иудеи или наследники иудаизма вплоть до V в. Характерная фраза у Рутилия Намациана, писавшего ок. 415 г. о христианской церкви: "Побежденный нами народ (=иудеи) ныне нас (=римлян) победил" (Возвращение на родину, I, 398).

[49] Оба этих сочинения не сохранились и известны в выдержках, приводимых тем же Бар Эбреем. Первое из этих сочинений было посвящено анатомии Гиппократа, второе - критике философии Аристотеля. См.: Walzer R. Galen on Jews and Christians. Oxford, 1949. P. 10-15.

[50] Подобным же образом были сближены с церковью еврейский философ Филон Александрийский (21 г. до н. э. - 41 г. н. э.), о котором рассказывали, что, будучи в Риме, он познакомился с апостолом Петром и усвоил его проповеди (Фотий. Библиотека, 105), и римский философ Сенека (4-65 гг.), от имени которого была сочинена его переписка с апостолом Павлом (Евсевий Кесарийский. Церковная история, II 17; Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, 11, 12).

[51] Архиген - греческий врач и писатель, живший в первой половине II в.

[52] Р. Вальзер так реконструировал эту цитату: "Большинство людей неспособно следовать за аргументированным положением; поэтому они нуждаются в загадочных рассказах, обещающих награду или наказание в будущей жизни. Именно это мы наблюдаем у людей, называемых христианами: их вера состоит из притч и чудес; однако, иногда таким же образом действуют и иные из философов. Из-за их (христиан) страха перед смертью, присутствующем всегда, проистекает их самоограничение в половом общении. У них есть не только мужчины, но и женщины, которые воздерживаются от полового общения в течение всей своей жизни. Они также ограничивают себя в еде и питье из-за стремления к справедливости, и в этом поступают не хуже подлинных философов". См.: Walzer R. Op. cit. P. 57, 67.


= ГЛАВНАЯ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =