ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =


Попытка установления статуи в Храме

      Спустя некоторое время после того, как Вителлий успокоил страсти в Иудее, вновь наступил кризис в отношениях между евреями и римскими властями. Этот кризис почти привел к всеобщему восстанию иудеев против Рима. Причиной ему послужила политика нового императора Гая Калигулы, родившегося в 12 году и правившего Римом с 37 по 41 гг., который после первых лет своего правления потребовал, чтобы его почитали как бога.

     Первые шаги нового императора обещали спокойное существование подвластным народам. Калигула делал все возможное, чтобы понравиться людям. Он помиловал осужденных и сосланных по всем обвинениям, оставшихся от прошлых времен. Должностным лицам он разрешил свободно править суд и даже сделал попытку восстановить народные собрания. Он облегчил налоги и помог гражданам, пострадавшим от пожаров. Дважды он устраивал всенародные раздачи по триста сестерциев каждому римлянину. Неоднократно устраивал всевозможные зрелища на потеху народу. Но сделанное им добро не смогло перевесить тяжелый груз злодеяний и сумасбродств, которыми были отмечены все последующие годы его правления. За один год он умудрился промотать колоссальное наследство Тиберия - 2 700 000 000 сестерциев, причем даже эта сумма многими считается заниженной.

     Два первых года правления Калигулы не предвещали какого-либо кризиса и в отношениях с евреями. Он передал своему близкому личному другу Агриппе, внуку Ирода и Мариаммы, территорию тетрархии Филиппа в 38 г. н.э. и владения Ирода Антипы в 39 г. н.э. и назначил его царем над ними. Однако его навязчивое желание установить свой собственный культ поставило перед евреями Римской империи вопрос об их дальнейшем существовании: ведь признание Калигулы богом полностью противоречило самим основам еврейской религии.

     Ситуация особенно обострилась после инцидента в Явне в 40 г. н.э. Язычники из числа жителей города основали в городе жертвенник в честь Калигулы. Проживавшие в Явне евреи без промедления разрушили его. Их поведение вызвало ярость императора, который, в качестве наказания, приказал:

     Установить огромную позолоченную статую, невиданную по своему великолепию, в храме главного города (Иерушалаима) вместо кирпичного жертвенника в Явне, назло им (евреям).

     Филон, "О посольстве к Гаю", 203.

     Исполнение данного решения император поручил новому наместнику Сирии Петронию. Последний опасался восстания евреев, однако не мог ослушаться приказа Калигулы. Он поручил мастерам из Сидона сделать статую, а сам отправился в Акко во главе двух легионов. Тысячи евреев, в свою очередь, прибыли к Петронию в Акко, а затем в Тивериаду (Тверию) для того, чтобы просить его отменить распоряжение об установке статуи в Храме. Члены семьи Ирода предупредили Петрония, что данное решение может иметь катастрофические послед- ствия.

     Филон Александрийский указал на то, что в представлении евреев наличествовала связь между решением императора и сохранением особого статуса Иерушалаима в жизни нации. Об этом пишет в одной из своих статей А.Кашер:

     В соответствии со своими философскими воззрениями в отношении духовного единства еврейской нации и ее безграничной преданности иерушалаимскому Храму и Моисееву закону, Филон видел в требовании об установке статуи не просто несчастье, а катастрофу общенациональных масштабов ("О посольстве к Гаю", 184 и далее). По его мнению, требование Калигулы поставило под вопрос еврейское самосознание и лишило еврейскую религиозную практику ее основы не только в Иерушалаиме, но и во всех странах диаспоры. Нетрудно заметить, что концепция, в соответствии с которой еврейские общины диаспоры являются интегральной частью еврейского народа, соответствует идее Филона о том, что эти общины служат "колониями" иерушалаимской "метрополии"... Необходимо определить совместные права еврейского народа в качестве большой политеи евреев" (там же, 197). Ее существование обусловлено нормальной деятельностью Храма; поэтому, любое вмешательство в его деятельность по сути приводит к отмене самого понятия "еврейский народ". Отсюда следует, что, поскольку все права еврейских общин диаспоры основываются на традиции и на их связи с Иерушалаимом, невозможна ситуация, при которой отдельно взятая община будет вести борьбу за свои права в то время, как существование Храма и закона поставлено под сомнение... По словам Филона, наместник Сирии Петроний, получив приказ Калигулы, предвидел размер беспорядков и волнений, которые могут возникнуть после его исполнения. При этом он принял в расчет не только возможное восстание евреев Иудеи, но и бурю, которая может разразиться среди еврейских общин в диаспоре. Другими словами, он находил реальной ситуацию, при которой вслед за бунтом в Иудее разразится всеобщее еврейское восстание в центрах расселения евреев в других странах. Возможно также, что по его мнению подобный бунт мог найти поддержку во враждебных Риму иностранных государствах, прежде всего у парфян. Филон полагал, что Петронию была хорошо известна привязанность евреев Вавилона к Храму. Он также "опасался военной мощи парфян "(там же, 216), которые, используя установку статуи, как повод, нападут на него со всех сторон. Итак, становится ясно, что Петроний, наместник Сирии и командующий римскими войсками на парфянском фронте, был глубоко убежден в том, что ради сохранения святости Храма евреи готовы совершить величайшее самопожертвование. Он полагал, что исполнение приказа Калигулы приведет к всеобщему восстанию евреев в римских владениях на Востоке, и подавление такого восстания потребует от него столь значительных усилий, что баланс сил в регионе может быть нарушен.

     По мнению Филона, приказ Калигулы поставил под угрозу само существование еврейской религии. Он был убежден в том, что еврейскому самосознанию членов всех общин диаспоры грозит смертельная опасность. Связь между евреями рассеяния и Храмом лежала в основе еврейского религиозного единства и еврейской самобытности. Филон подчеркивал, что связь между Иерушалаимом и общинами диаспоры подобна взаимоотношениям между метрополией и колониями, и, более того, все евреи стремятся вернуться в Иерушалаим в будущем. Филон расценивал пребывание евреев вне Страны Израиля как временное явление, которое прекратится с приходом Мессии, когда все евреи переселятся в Иерушалаим.

     А. Кашер, "Иерушалаим как "метрополия" в национальном сознании Филона", Катедра, 11(1973), стр. 54- 56.

     В другом сочинении А.Кашер так подвел итог данному инциденту:

     Приказ Калигулы задел самые глубокие чувства евреев, и ни один из них не мог смириться с ним... Поэтому он столкнулся с единым еврейским фронтом, в состав которого входили все общественные слои, в том числе и представители иерушалаимской элиты, которые обычно демонстрировали абсолютную лояльность по отношению к властям.

     А. Кашер, "Великое восстание", стр. 62.

     Петроний, приняв во внимание обращенные к нему призывы, направил Калигуле письмо, в котором он перечислил возникшие трудности и попросил императора отменить этот приказ или хотя бы отложить его исполнение. Агриппа I, рискуя своим положением, обратился к Калигуле с подобной же просьбой. Император послушался своего старого друга и велел отменить установку статуи в Храме. В соответствии с сочинением Филона это решение было временным; Калигула дожидался более удобного момента для того, чтобы возобновить свое требование. Есть и другая версия, согласно которой Петроний, сознавая всю противоречивость своего положения, тянул время, не принимая окончательного решения, пока из Рима не пришло сообщение о смерти Калигулы.

     Действительно, угроза окончательно миновала лишь после смерти императора. Отказ императора, если события развивались именно так, от осуществления своего первоначального намерения позволил предотвратить неминуемое кровопролитие, однако воспоминание о данном инциденте бросало тень на взаимоотношения между еврейскими гражданами Иудеи и Римом в дальнейшем. Евреи окончательно убедились в непрочности своего положения и в степени своей зависимости от капризов властителей империи.

     ЗАДАНИЕ:

     -Подумай, почему в курсе истории Рима мы не встречались с проблемой установления культа Калигулы?

     -Как, по-твоему, развивались бы события в Иудее при Калигуле дальше, проживи он еще несколько лет?

     Иерушалаим в веках, ч. 3, с. 40-41, 57-59.

     Все монархи мира, с. 297- 304.