ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =


Антипатр

      Семья Антипатра давно играла значительную роль в жизни Иудеи. Отца Антипатра, Антипу, Александр назначил в свое время начальником над всей Идумеей, и тот заключил дружбу с арабами и жителями Газы и Аскалона. Несомненно, он собирался вести самостоятельную игру. Сын, т.е. Антипатр, находился в дружеских отношениях с Гирканом и строил в связи с этим далеко идущие планы:

     У Гиркана был друг Антипатр, идумеянин родом, который при значительном богатстве обладал весьма энергичным и беспокойным характером; вследствие своего расположения к Гиркану он находился в неприязненных и натянутых отношениях с Аристовулом.

     Иудейские древности, кн. 14, 1:3.

     После известного соглашения Гиркана с Аристобулом Антипатр оставался не у дел. Поэтому он приложил все усилия, чтобы вернуть Гиркана, а значит - и себя, в политику. Значительное внимание он уделял отношениям с Римом, прекрасно понимая, что в Иудее будет так, как решат в Риме. При этом Антипатр не забывал и о решении своих проблем руками римлян.

     В 49 году до н.э. между Помпеем и Юлием Цезарем началась вооруженная борьба за власть в Римской империи. Одним из ее следствий было почти полное уничтожение семьи Аристобула II. Помпей и его сторонники, опасаясь восстания евреев в поддержку Юлия Цезаря, приказали умертвить Аристобула II и его сына Александра. Их смерть, которую в определенном смысле можно было расценить как гибель во имя Цезаря, не повредила, однако, положению Гиркана II и Антипатра. После поражения Помпея в битве при Фарсале, в 48 году до н.э., Гиркан и Антипатр перешли на сторону Цезаря и поспешили заявить о своей преданности новому властителю. Они оказали Цезарю поддержку входе его войны в Египте. Антипатр продемонстрировал ему свою смелость, хитроумие и лояльность во время пребывания Цезаря в Александрии, когда ему угрожала военная опасность.

     В обмен на эту поддержку Юлий Цезарь отменил нововведения Габиния, восстановил единство Иудеи и даже расширил ее границы. Цезарь также назначил Гиркана II этнархом (правителем) государства и первосвященником, предоставил ему римское гражданство и освободил его от уплаты налогов. С.М. Дубнов добавляет, что Антипатр получил от Цезаря статус наместника Иудеи. Хотя Иерушалаим и не стал вновь свободным городом, и налоги, которые его жители были обязаны платить римской казне, не были отменены, он получил право внутреннего самоуправления в соответствии с еврейскими законами, и Цезарь даже разрешил Гиркану передать свои должности детям по наследству, что, правда, не осуществилось на практике.

     "Гай Цезарь, император, диктатор и консул, сим объясняет сенату и римскому народу, что за доблесть и расположение назначает самого Гиркана, сына Александра, и его потомков первосвященником и священнослужителями иерушалаимскими и судьями народа на том самом основании, в силу которого их предки занимали священнические должности .”

     "Иудейские древности", кн. 14, 10:4.

         Иосиф Флавий также цитирует официальные решения сената и Цезаря, в которых разъясняется статус Гиркана с точки зрения римских властей:

    " ...выражаю при этом желание, чтобы вы выставили это постановление на медной таблице написанным по-гречески и по- латински. Вот эта копия: Юлий Цезарь, вторично император и верховный жрец, постановил на основании решения совета: так как иудей Гиркан, сын Александра, как ныне, так и раньше, во время мира и на войне, являл себя всегда верным и ревностным представителем наших интересов, как то засвидетельствовано целым рядом других полководцев, и ввиду того, что он во время последнего александрийского похода явился к нам на помощь во главе полуторатысячного отряда, а во время отправки его мной к Митридату превзошел всех, бывших в строю, храбростью", то по всем этим причинам я назначаю Гиркана, сына Александра, с потомством иудейскими этнархами, желаю, чтобы они навсегда сохранили за собой установленное их законами первосвящен-ническое достоинство, и желаю видеть в нем и его сыновьях наших союзников, которые должны постоянно считаться в числе преданнейших друзей наших. Все дела, касающиеся культа или внутренних отношений иудеев между собой, пусть разрешает он сам или ведают его сыновья. Равным образом, если бы возник какой-либо спор между иудеями, я признаю авторитетность его решения (Гирканом). Вместе с тем запрещаю, чтобы войска располагались у него на зимние стоянки или чтобы с него взимались какие-либо денежные суммы''.

     "Иудейские древности", кн. 14, 10:3.

      Антипатр получил пост управляющего делами страны, и в его обязанности входило руководство сбором налогов. При этом Антипатр являлся фактическим правителем Иудеи. Такое положение сводило до минимума влияние Гиркана на ход дел в Иудее. Своего сына Фасаила (Фазаила, Фацаэля) он назначил наместником Иерушалаима, а другого сына, Ирода - наместником Галилеи.

     Видя, что Гиркан медлителен и апатичен, Антипатр назначил старшего из сыновей своих, Фасаила, начальником над Иерушалаимом и его окрестностями, а следующему за ним сыну, весьма еще молодому Ироду, ему было тогда лишь двадцать пять лет, поручил управление Галилеей. Впрочем, последнему нисколько не мешала его юность; будучи человеком рассудительным, юноша немедленно нашел возможность выказать свою доблесть, а именно, ему удалось захватить Езекию, атамана разбойников, совершавшего во главе огромного отряда набеги на пограничные с Сирией области; затем он казнил его и многих его товарищей по шайке. Это дело вызвало в сирийцах большую, симпатию к Ироду, потому что он очистил страну от разбоев, о чем они давно мечтали. Поэтому они стали прославлять его за это в деревнях и городах, так как он вернул им мир и спокойное, безмятежное пользование благами жизни.

Благодаря этому Ирод стал известен также и Сексту Цезарю, родственнику Цезаря Великого, наместнику Сирии. Тогда у брата Ирода, Фасаила, также явилось желание совершить подобные подвиги и, побуждаемый славой брата, он желал снискать себе такую же популярность. Ему удалось достигнуть этого и снискать полное благоволение жителей иерусалимских, самостоятельно управляя городом, не возносясь, как то свойственно неблагородным людям, и не злоупотребляя своей властью. Все это привело к тому, что Антипатр пользовался в глазах народа прямо царской властью и почестями, которые обыкновенно выпадают на долю лишь неограниченным властителям.

      Иудейские древности, кн. 14, 9:2.

      Антипатр старался держаться в тени Гиркана II, представляя свою должность незначительной, однако рост его влияния вызвал серьезное недовольство в кругах иерушалаимской аристократии. Представители древних семей знати с тревогой следили за тем, как из-за слабости Гиркана и его полной зависимости от семьи Антипатра они теряют политический и социальный статус, который отличал их семьи на протяжении многих поколений, и искали способ избавиться от ненавистных идумеев.

      Когда те из иудеев, которые занимали общественные должности, увидели насколько возвысились Антипатр и его сыновья благодаря популярности их и денежным средствам Иудеи и Гиркана, они почувствовали злобу против Антипатра. Дело в том, что он заключил дружбу с римскими властелинами, а затем уговорил Гиркана послать им денег, которые тот передавал ему, а Антипатр пересылал римлянам эти суммы уже от своего имени, а не от лица Гиркана. Когда Гиркан узнал об этом, он не только не рассердился, но даже очень был рад этому.

      Между тем более выдающиеся иудеи, видя, как своевластен, отважен и властолюбив становится Ирод, явились к Гиркану и стали уже открыто обвинять Антипатра, говоря: «Доколе же станешь ты спокойно взирать на все происходящее? Или ты не видишь, что Антипатр и его сыновья разделили между собой всю власть, тогда как ты лишь по имени остаешься царем? Не закрывай же на это глаз своих, не считан себя вполне безопасным, относясь столь легкомысленно к себе и царской власти. Не обманывай себя убеждением, будто Антипатр и его сыновья теперь все еще твои заместители, но обрати внимание на то, что они открыто признаются полновластными правителями. Так, например, сын его Ирод нарушил наш закон, казнив Езекию и его товарищей. А между тем закон запрещает казнить без приговора суда даже преступника. Тем не менее он решился на такое деяние, не имея от тебя на то полномочия».

      Иудейские древности, кн. 14, 9:3.

      В ходе гражданской войны, разразившейся в Риме после убийства Юлия Цезаря в 44 г. до н.э., в Сирию прибыл Кассий, один из главных заговорщиков. Несение огромных расходов по содержанию армии было возложено на жителей Сирии и Иудеи. Антипатр и его сыновья сотрудничали с Кассием и сумели собрать сумму, которую потребовал римский военачальник у жителей Иудеи. В награду за это Кассий утвердил Ирода на посту стратега Келесирии. Распространился слух, что он даже обещал сделать Ирода царем Иудеи после того, как одержит победу над наследниками Юлия Цезаря. Эти слухи лишь усилили недовольство семьей Антипатра-идумея, и некоторые из приближенных Гиркана начали активно искать способ их отстранения от власти. Во главе этой группы людей стоял военачальник Малих, который сумел отравить Антипатра во время пира в 43 г. до н.э.

      Когда вследствие возникшей из-за смерти Цезаря войны все более или менее влиятельные лица рассеялись повсюду с целью набирать войска, в Сирию прибыл из Рима Кассий с тем, чтобы принять командование над стоявшими при Апамее войсками. Затем он ... направился к прочим городам, чтобы набрать там оружие и войска, и наложил на эти города значительную дань. При этом он особенно обидел Иудею, требуя с нее семьсот талантов серебра. Видя ужас и большое смущение населения, Антипатр распорядился распределить сбор этой дани между своими сыновьями и другими лицами, в числе которых находился также некий Малих, очень плохо относившийся к нему. Первым внес назначенную сумму от лица Галилеи Ирод, и тем снискал себе особенную дружбу Кассия, так как Ирод разумно решил, что теперь следует выслуживаться перед римлянами и за чужой счет снискивать их благоволение. Тем временем поплатились своей личной свободой управители всех других городов ... Кассий при этом был так разгневан, что убил бы Малиха (рискнувшего оказать ему противодействие), если бы Гиркан не удержал его от решительного шага при посредстве Антипатра, послав ему сто талантов из собственных своих средств.

      Когда Кассий покинул Иудею, Малих стал злоумышлять против Антипатра, рассчитывая, что смерть его станет для Гиркана залогом прочности власти последнего. Между тем этот план не остался секретом для Антипатра. Узнав о нем, Антипатр двинулся за Иордан и стал набирать (себе) войско из арабов и туземцев. Будучи, однако, хитрым человеком, Малих отрицал свои козни и стал клятвенно уверять Антипатра и его сыновей, что ему никогда и в голову не могла прийти такая мысль, потому что ведь Фасаил охраняет Иерушалаим, да и склады оружия находятся в ведении Ирода. Видя невозможность осуществления своих планов, он примирился с Антипатром. В это время претором Сирии был Мурк. Узнав о готовящемся Малихом перевороте в Иудее, он чуть было не казнил его, но Малиха спас заступившийся за него Антипатр.

      Однако Антипатр не думал, что в лице Малиха он спас своего собственного убийцу. Дело в том, что, собрав войско. Кассий и Мурк поручили заведование всеми силами Ироду, назначили его правителем Келесирии и, дав ему флот и конные и пешие отряды, обещали провозгласить его царем иудейским после войны, (которая тогда возникла между Антонием и молодым Цезарем (Августом, Октавианом). Испугавшись такого оборота дел, Малих теперь стал особенно стараться избавиться от Антипатра; с этой целью он подкупил виночерпия Гиркана, у которого Антипатр обедал, и тот отравил последнего. Держа наготове солдат, Малих овладел всем городом. Когда же Ирод и Фасаил узнали о покушении Малиха на их отца и гневно потребовали от него объяснения, Малих вновь стал отрицать свою вину и так и не сознался в убийстве. Таким образом, умер Антипатр, отличавшийся благочестием, справедливостью и любовью к Отчизне.

      Иудейские древности, кн. 14, 11:2-4.

      Малих был убит вслед за этим по приказу Кассия, которого попросил об этом Ирод, однако сопротивление семье Антипатра на этом не прекратилось. Как только Кассий покинул Иудею, в стране начались беспорядки, а в самом Иерушалаиме разразилось открытое восстание против Фасаила во главе с Геликсом (Феликсом).

      Антигон, младший сын Аристобула II, который укрылся у своего зятя, царя ливанской области Халкиды, использовал начавшиеся беспорядки для того, чтобы вернуть отцовский престол в Иудее. Во главе небольшой армии он отправился в Галилею, которую рассчитывал превратить в исходную точку для захвата всей Иудеи и Иерушалаима. Появление Антигона привело к возобновлению сотрудничества между Гирканом и его приближенными, с одной стороны, и сыновьями Антипатра, с другой. И те, и другие опасались, что на сторону Антигона перейдут народные массы, как это произошло ранее во время восстаний Александра и Аристобула. Возникла, таким образом, серьезная угроза их жизни и положению. Ирод нанес поражение армии Антигона и вытеснил ее за пределы Галилеи. Гиркан и его приближенные воздали Ироду многочисленные почести по прибытии в Иерушалаим.

      Осенью 42 года до н.э. Кассий и Брут потерпели поражение в битве с армией Антония и Октавиана при Филиппах. Антоний стал властителем восточных провинций Римской империи. Многие евреи полагали, что так как Фасаил и Ирод являлись приближенными Кассия, то наступил конец власти ненавистных им идумеев. Однако братья лестью и хитростью сумели расположить к себе Антония и убедить его, что они могут принести пользу римским интересам на Востоке. Антоний утвердил их в должности правителей Иудеи на правах наместников в 41 году до н.э. Значительная часть евреев возмущалась тем, что эдомитяне назначены правителями Иудеи по воле римлян. Недовольные хотели возвести на престол Антигона, сына Аристобула II. Для этой цели они вступили в союз с предводителями парфян, сильного племени в Персии, которое в то время восстало против римского владычества.

      Попытки представителей евреев склонить Антония к отказу от поддержки Ирода и Фасаила не увенчались успехом. Эти представители были арестованы, а некоторые из них даже казнены. Сыновья Антипатра вскоре доказали свою верность новому правителю. Антоний ввел новые способы управления вверенными ему территориями, которые характеризовались подлинным грабежом их жителей. С помощью полученных средств Антоний содержал большую армию и оплачивал полную дорогих удовольствий жизнь в столице Египта со своей любовницей, царицей Клеопатрой. Фасаил и Ирод ревностно проводили грабительскую политику Антония, и поэтому на них сосредоточилась ненависть народа Иудеи к римским властям. Положение в стране достигло критической точки, и достаточно было малейшего повода для того, чтобы вновь разгорелось восстание.

      Иерушалаим в веках, ч. 3, с. 19-21.

      С.М.Дубнов, ч. 2, с. 39-43.

      О Цезаре см.: Все монархи мира, с. 570- 612.