ИУДЕЯ В ЭЛЛИНИСТИЧЕКУЮ ЭПОХУ

Жду Ваших писем!

=Главная =Изранет =ШОА =История =Ирушалаим =Новости =Традиции =Музей =


Иудея под властью Птолемеев

      Недолго просуществовала великая империя Александра Македонского, разбросанная в трех частях света - Европе, Азии и Африке. После его смерти в 323 г. до н.э. полководцы Александра стали воевать друг с другом из-за обладания покоренными землями. Один из главных полководцев, грек Птолемей Лаг, взял себе Египет, но не довольствуясь этим, он вторгся с войсками в Сирию и Иудею, вступил в Иерушалаим и увел оттуда в Египет многих жителей. По рассказу летописцев Птолемей так легко взял Иерушалаим потому, что напал на него в субботу, когда евреи не могли сопротивляться врагу с оружием в руках.

После многолетних смут земли Передней Азии и Северной Африки были разделены между двумя греческими полководцами: Египет и Иудея остались за Птолемеем, а Сирия, Малая Азия и Вавилония достались военачальнику Селевку. Столицей Птолемеев была выбрана Александрия, а Селевкидов - Антиохия, в Малой Азии. Сирийские правители из рода Селевка не могли смириться с мыслью, что принадлежащая им по праву соседняя Иудея досталась египтянам, и всегда искали случая отвоевать эту землю. Но египетские цари еще долго держали Иудею под своей властью.

Дополнительный материал: Борьба диадохов за Иудею.

      В ходе долгих войн между наследниками Александра ("диадохами") за господство на Ближнем Востоке, Земля Израиля многократно переходила из рук в руки. Годы с 323 по 301, когда она была окончательно захвачена Птолемеем 1, являются одним из наиболее бурных периодов в истории страны. В Сирии Антигон Монофтальм, (Циклоп, "Одноглазый"), один из диадохов, и его приближенные поставили своей целью сохранение македонской империи в границах, установленных Александром. Египет, в отличие от Сирии, стал базой Птолемея Лага, который был заинтересован в отделении Египта от стальных частей империи и его независимом существовании.

      Земля Израиля,которая располагалась посередине между двумя враждующими группировками, дважды служила в те годы отправным пунктом сирийских армий для походов против птолемеевского Египта. Птолемей, в свою очередь, по меньшей мере четыре раза вторгался в нее в ходе боевых действий против правителей Сирии. В ходе первого из этих вторжений, в 320-319 гг. до н.э., Птолемей установил над страной свое господство, которое продолжалось около четырех лет, до 315 года до н.э. Птолемей вел боевые действия против Антигона Монофтальма на территории Страны Израиля в 312 и 302 годах до н.э.

Большую часть описываемого периода страна находилась под властью Антигона. В 301 году до н.э. Птолемей нанес решительное поражение Антигону Монофтальму и Страна Израиля перешла под его господство. Династия Птолемеев продолжала властвовать над ней на всем протяжении третьего века до н.э.

    

Все монархи мира, с. 143-152

      Иерушалаим был в числе городов, захваченных Птолемеем. Различные источники сообщают противоречивые сведения относительно захвата Птолемеем Иерушалаима и его отношения к евреям. В принципе, можно различить две тен- денции в историографии. В соответствии с одной из них Птолемей был врагом евреев, в соответствии с другой - их доброжелателем. Первой точки зрения при- держивался греческий историк второго века до н.э. Агафархид, писавший об эпохе диадохов. Его слова приводит Иосиф Флавий:

     “Он же овладел хитростью и обманным образом также и Иерушалаимом, а именно, вступив в город в субботу под предлогом принести жертву, он не встретил со стороны иудеев не малейшего к тому препятствия (они нисколько не предполагали в нем врага) и вследствие того, что они ничего не подозревали и проводили этот день в беззаботном веселье, без труда овладел городом и стал жестоко править над ним. Об этом свидетельствует между прочим и Агафархид из Книдоса, оставивший после себя историю диадохов, причем таким образом глумится над нашим суеверием, приписывая ему утрату нами свободы:

      "Существует народ, - пишет он, - называемый иудеями, которые, обладая укрепленным и большим городом Иерушалаимом, допустили его занятие Птолемеем только потому, что не желали взяться за оружие. Вот вследствие такого несвоевременного и неуместного суеверия им пришлось предпочесть столь сурового деспота".

Затем Птолемей, забрав в плен множество народа из гористой части Иудеи, из окрестностей Иерушалаима, из Самарии и с горы Гаризим, повел их всех в Египет и поселил их здесь. Когда же он узнал, что иерушалаимцы отличаются особенной надежностью в соблюдении клятв и сдержании данного слова ... он многих из них разместил по гарнизонам и сделал их равноправными с александрийскими македонянами, причем взял с них клятву, что они будут сохранять эту верность также его потомкам.

    "Иудейские древности", книга 12, 1.

      Аналогичную версию приводит Иосиф Флавий и в своей книге "Против Апиона". Историк Аппиан также кратко сообщает о захвате Иерушалаима Птолемеем в своем сочинении "Сирийская история". "Послание Аристея" рассказывает о высылке и продаже в рабство во время завоевания страны Птолемеем Первым ста тысяч жителей Иудеи.

Второй версии отношения Птолемея к евреям придерживается греческий писатель Гекатей из Абдеры, который был современником Птолемея 1. По его словам, Земля Израиля была завоевана Птолемеем в 312 году до н.э. Вслед за этим многие евреи присоединились к Птолемею и даже отправились вместе с ним в Египет, потому что слышали о его положительных личных качествах: скромности и человеколюбии. Среди евреев, последовавших за Птолемеем, был и первосвященник по имени Езекия (Хизкиягу).

После войны у Газы Птолемей подчинил себе все сирийские земли, и многие люди слышали о скромности Птолемея и о его любви к людям и пожелали отправиться с ним в Египет и помочь ему править им. Среди них был и первосвященник иудейский Езекия, человек шестидесяти лет, самый важный из своего народа и ученый муж, с которым никто не мог сравниться в знаниях об управлении государством.

     Иосиф Флавий, "Против Апиона", 1,22

      Каким образом можно совместить данные противоречивые версии? Как мы уже отмечали выше, Земля Израиля несколько раз переходила из рук в руки. Можно предположить, что слова греческих авторов, приведенные в сочинениях Иосифа Флавия, отражают положение дел, которое существовало в разное время, при разных завоеваниях. К сожалению, вследствие недостаточности наших зна- ний о данной эпохе, не представляется возможным отнести эти описания к опре- деленным годам и, таким образом, прояснить историческую картину. Историк А.Чериковер так определил стоящую перед нами проблему: Так как Птолемей завоевывал Землю Израиля четыре раза (в 320, 312, 302 и 301 гг. до н. э.), и нам не известны ни подроб- ности этих завоеваний, ни его политика по отношению к жителям страны в дни мира, то отсутствует какая-либо возможность прийти к окончательному выводу по данному вопросу. Наше видение исторической картины зависит здесь скорее от гипотез и предположений, чем от тщательного анализа событий.

     А.Чериковер, "Евреи и греки в эллинистическую эпоху", стр. 43-44.

Однако, несмотря на вышеупомянутые трудности, А.Чериковер пытался ввести описываемые события в более четкие исторические рамки. Далее мы при- водим отрывок, в котором он предлагает свою гипотезу происходивших событий: Птолемей впервые завоевал Землю Израиля в 320 г. до н.э. Однако не следует относить к этому году события, которые описывает Агафархид, как полагали некоторые историки ранее. Аппиан в своей книге "Сирийская история" (52) свидетельствует о том, что Птолемей достиг Сирии морским путем и таким же образом вернулся в Египет. Диодор (18, 43) сообщает, что захват Земли Израиля осуществил полководец Птолемея Никанор. То есть, можно заключить, что в 320 году Птолемей не был в Иерушалаиме вообще в то время, тогда как рассказ Агафархида содержит ясное упоминание о его личном присутствии в городе. Политическая ситуация, на фоне которой произошел захват Иерушалаима Птолемеем, также не достаточно ясна.

      Почему, по мнению автора, Иерушалаим должен был закрыть свои ворота перед Птолемеем? Ведь в описываемый период все еще было распространено представление о единстве империи Александра, и как прежний наместник Сирии Леомедон, так и новый наместник Птолемей, являлись представителями центральной власти, а не самостоятельными правителями. По-видимому, в глазах евреев смена правителей не являлась чем-либо необычным. Трудно предположить, что Никанор встретил сопротивление с их стороны, и овладение Иудеей было мирным. Иным было политическое положение в 312 году. Центральная власть прекратила свое существование задолго до этого. Иудея находилась под управлением Антигона, а Птолемей вторгся в ее пределы как иностранный завоеватель. В связи с этим большинство исследователей считают, что именно тогда произошли события, рассказанные Агафархидом. Однако некоторые детали происшедшего в 312 году не вписываются в данное предположение. Во- первых, немедленно после победы при Газе Птолемей отправился в Финикию (Диодор, 19:4, 85).

      Можно предположить, что он сознавал важность овладения прибрежными финикийскими городами, а потому отправился туда через Яффо и Акко, а не через Иудею, лежавшую в стороне от кратчайшей дороги. Если Иерушалаим не был захвачен им в начале похода, то возникают сомнения относительно его овладения городом, так как в тот раз Птолемей находился в Земле Израиля весьма недолго. Помимо этого, в списке городов, которые Птолемей разрушил после того, как оставил страну (Акко, Яффо, Самария и Газа), Иерушалаим вообще не упоминается.

      В-третьих, Гекатей датирует именно 312-м годом переселение первосвященника и других евреев в Египет вследствие их желания служить мудрому и добросердечному царю Птолемею. Можно предположить, что на протяжении своего пятилетнего правления, 320-315 годы, Птолемей завоевал симпатию жителей страны. Это становится еще более вероятным, если вспомнить, что Антигон был тяжелым человеком и чрезвычайно строгим властителем, и граждане Иудеи не испытывали любви ни к нему самому, ни к методам его правления. В начале 311 года, когда Птолемей вынужден был оставить Иудею, к нему присоединились знатные евреи во главе с первосвященником Езекией, которые были известны своей симпатией к Птолемею и опасались мести Антигона за это.

      В течение последующих десяти лет Иерушалаим находился под властью Антигона. Мы не знаем, сумели ли евреи установить дружеские взаимоотношения с новым- старым царем. Однако в 302 году вновь наступили кардинальные политические перемены на Ближнем Востоке, и евреям предстояло решить, следует ли им поддержать Антигона, который находился в тот момент в Малой Азии и готовился к решающей схватке со своими врагами, или заново присоединиться к Птолемею. Как обычно бывало в подобных случаях, жители Иерушалаима разделились на две партии, одна из которых выступала за союз с Антигонам, а другая требовала поддержать Птолемея. Рассказ Агафархида вполне соответствует данной ситуации.

      Птолемей не только воспользовался нежеланием евреев сражаться в субботу, но и попросту обманул их. Притворившись другом, он проник в город под предлогом желания принести жертву. Ревностное соблюдение заповеди о святости Субботы помогает понять, почему евреи не оказали Птолемею вооруженного сопротивления, когда он уже находился в городе. Однако остается неясным, каким образом они вообще разрешили ему войти и почему поверили его обманным утверждениям. Возникает впечатление, что его сторонники из числа городских, жителей поспешили открыть ворота Иерушалаима. На исходе Субботы они внезапно поняли, что их город захвачен царем Египта, что, по-видимому, было не по душе многим из них. Стоило им начать сопротивление, как Птопемей показал всем, что он может быть и жестоким властителем. Он безжалостно подавил недовольство и выслал множество своих противников в Египет. Вскоре, однако, Птолемей вновь был вынужден оставить Иерушалаим. Перед этим он разрушил городские стены с тем, чтобы город не мог служить крепостью Антигону. Спустя один год царь Египта в последний, четвертый раз занял Иерушалаим. Теперь ему, разумеется, не составило труда овладеть неукрепленным городом и подчинить себе всю Иудею.

      Я попытался восстановить здесь ход событий на основании имеющихся в нашем распоряжении отрывочных сведений, которые содержатся в сочинениях различных авторов. Моя гипотеза ни в коей мере не является окончательной и единственно верной, и вполне возможны также и иные варианты последовательности происходившего.

     Чериковер, "Евреи и греки в эллинистическую эпоху", стр. 44-45.

     Иерушалаим в веках, ч. 2, с.73-79.