ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

AJTorah


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =

ПРАВДА И ЛОЖЬ. в PDF

 

Тора провозглашает: "Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе".

Дварим, 16:20.

Повторение слова "правда" в этом стихе интерпретируется как указание на то, что справедливыми должны быть и средства, и цели.

Справедливость рассматривается как обязательная для Бога и для людей.

Когда Авраам считал, что Бог поступает неподобающим образом, он бросил Ему прямой вызов: "Неужели и Судья всей земли не будет судить справедливо?"

Берейшит, 18:25.

Для пророков правда и справедливость - главное дело Бога: "Пусть справедливость хлынет, как вода, и правда - как неиссякающий поток", - заявляет Амос в наиболее часто цитируемом стихе своей книги

Амос, 5:24.

Неудивительно, что Танах и Талмуд восхваляют правдивость:

"Сторонись неправды".

Шмот, 23:7.

"Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга".

Ваикра, 19:11.

Научи свой язык говорить: "Я не знаю", - иначе он приведет тебя ко лжи.

ВТ, Брахот, 4а.

Нельзя обещать ребенку что-нибудь, а потом не дать этого, так как в результате ребенок научится лгать.

ВТ., Сукка, 46б.

СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ

Сказал рабби Симон: "В тот час, когда собрался Всевышний сотворить первого человека, разделились ангелы-служители на группы.

Одни говорят: "Пусть [человек] будет сотворен".

Другие говорят: "Пусть не будет сотворен".

"Хесед и Эмет (Доброта и Истина) встретились, Цедек (Справедливость) и Шалом (Мир) соединились". Псалмы, 85:11.

Хесед говорит: "Пусть будет сотворен, потому что он делает добрые дела".

Эмет говорит: "Не нужно его сотворять, потому что он - сплошная ложь".

Цедек говорит: "Пусть будет сотворен, потому что он делает справедливые дела".

Шалом говорит: "Не нужно его сотворять, потому что он - сплошная свара".

Что сделал Всевышний?

Взял Он Истину и бросил ее на землю: "А правда брошена на землю". Даниэль 8:12.

Сказали ангелы-служители: "Владыка мира! Почему ты позоришь Твою высшую регалию? Подними Правду с земли".

Ведь сказано: "Правда из земли прорастет". Псалмы, 85:12.

Рабби Гунна, мудрец города Ципори, сказал: "Пока ангелы-служители спорят друг с другом, Всевышний сотворил его".

Сказал им: "Что вы спорите? Уже сделан человек".

Мидраш Берешит-раба, 8:5.

За что отвечает каждый из четырех ангелов?

Сравните аргументацию ангелов за/против человека?

В чем проблема этих аргументов?

Почему правда и мир столь категоричны в своих возражениях?

Что может значить утверждение: "А правда брошена на землю"?

О КЛЯТВАХ

Печать (буквально - подпись) Бога верна.

ВТ., Шаббат 55а.

Один из грехов, который Бог, согласно Десяти Заповедям, считает непростительным, - это говорить неправду, клянясь именем Господа. Такой поступок, по словам р. Авраама Тверского, - это "подделка печати Господа".

Трактат Шевуот анализирует проблемы, связанные с клятвами, которые даются в суде.

Может показаться странным, что для обсуждения одной "детали" судопроизводства понадобился целый трактат в 49 листов!

Как известно, Тора включает в себя 365 запретов (заповедей "не делай"). Один запрет среди них стоит особняком. О клятве.

В тексте третьей из Десяти Заповедей сказано: "Не произноси Имени Всевышнего без надобности (или утверждая ложное), ибо не снимет (вину эту) Всевышний с того, кто произносит Имя Его попусту"

Шмот, 20:7.

Устная Тора сообщает, что речь идет, в первую очередь, о разных клятвах, когда человек "клянется Именем Творца".

Только об этом запрете говорится, что вина за его нарушение не снимается ни в нашем мире ни в будущем.

Почему же именно за это преступление полагается такая бесповоротная строгость? Ведь возможность снять с себя вину (через тшуву) не закрыта даже перед убийцами.

Ответ на этот вопрос помогает найти анализ самого слова "клятва".

На иврите слово "клятва" - шевуа. Здесь тот же корень, что и в слове - шева (семь). Число шева несет в себе значение цели. Мир сотворен за семь дней. Венцом этого творения был день седьмой день - Шабат. В этом и состоит смысл сотворения мира - в победе над материальностью, что реально проявляется в соблюдении законов Шабата.

И тогда ложная клятва (шевуат шекер) означает отрицание смысла существования мира. Тотальное отрицание смысла в Акте Сотворения мира. Если в тексте шевуат шекер упоминается еще и Имя Всевышнего, такая клятва эквивалентна отрицанию вообще - всего, что создано в этом мире, и отрицание самого Бога. Но, если "ничего нет", а, следовательно, нет и "объекта", способного снять вину...

Теперь понятно существование отдельного трактата Шевуот (клятвы), в котором обсуждаются разные виды, тексты и способы принесения клятвы.

Отметим, что в Талмуде есть еще один трактат, который посвящен теме ответственности за слово. Он называется - Недарим (Обеты) и относится к другому разделу Устной Торы.

Почему же за клятва именем Бога считается непростительным грехом?

ПРОВЕРЯЙ СВИДЕТЕЛЕЙ ТЩАТЕЛЬНО

Девятая мишна "Пиркей Авот" сообщает: "Проверяй свидетелей тщательно и будь осторожен со своими словами, чтобы они не помогали им лгать".

Мы сталкиваемся с поучением, которое, на первый взгляд предназначено для очень небольшой группы людей - судей. На самом же деле речь идет о проблеме выбора, который ежечасно встает перед каждым человеком: как составить себе правильное представление о том или ином событии на основании слов других людей - очевидцев, специалистов, журналистов, политиков?

Как отличить в чужих словах правду от лжи, истину от заблуждения?

В Талмуде этот круг вопросов прописан очень подробно.

Приводятся семь видов проверки для свидетелей, среди которых требование:

опрашивать свидетелей по отдельности, чтобы не могли сговориться;

требовать от свидетелей быстрого ответа, чтобы они не могли придумать какие-то детали;

задавать свидетелям неожиданные вопросы, не имеющие отношения к делу, чтобы понять, насколько хорошо свидетель помнит то, о чем рассказывает…

Одна талмудическая история рассказывает о раввине, который у каждого свидетеля спрашивал, какие плоды висели на дереве, под которым было совершено убийство! Этот раввин справедливо полагал, что только тот свидетель, у которого картина преступления стоит перед глазами в мельчайших подробностях, может заслуживать полного доверия.

Насколько предложения Талмуда по проверке свидетелей кажутся вам эффективными.

Но "Пиркей Авот" предлагают идти дальше. Дело не только в осторожном отношении к словам других людей, но еще и в тщательной проверке собственной позиции. Свидетель может говорить неправду - сознательно, по ошибке, по забывчивости или просто желая обратить на себя внимание. Но и "судья" - тот, кто хочет доискаться правды на основании чужих слов, - может прийти к неверным выводам, если слишком будет доверяться своему убеждению.

"Будь осторожен со своими словами, чтобы они не помогали (свидетелям) лгать": это предостережение для судьи, который, получив какую-то информацию о существе дела, уже составил себе впечатление, и теперь, в словах свидетелей, его интересует только то, насколько они поддерживают его мнение. Хорошо, если все свидетели будут честными, - а если нет? Тогда нечестный свидетель, поняв, что именно судья хочет от него услышать, воспользуется этим, чтобы навязать ему неправду!

Это предостережение и для каждого из нас: в нынешнем информационном пространстве, когда со всех сторон нам пытаются навязать различные мнения по всевозможным вопросам, самое опасное - проявить предвзятость. Предвзятый человек обязательно найдет себе в поддержку "свидетельства", распространяемые далеко не бескорыстными источниками. К правде прийти очень нелегко - куда труднее, чем принять готовые "свидетельства" пропагандистов. Человек, не способный самостоятельно мыслить, не ищущий правды, в конце концов он станет рабом пропаганды.

Как же сохранить здравый смысл и трезвость суждений - особенно сейчас, когда техника предоставила столько возможностей воздействовать на наше мнение?

Единственный путь - всегда и везде искать правду.

Каким образом можно искать правду в современном информационном потоке?

Что мешает, а что помогает в поиске правды?

Старинная легенда рассказывает о бездетном царе, решившем выбрать достойного наследника среди своего народа. Он вручил каждому ребенку зерно и объявил, что усыновит того, кто вырастит самый красивый цветок. Через некоторое время дети собрались перед дворцом, каждый со своим цветком. И только один мальчик стоял с пустым горшком в руках.

Спросил царь: "Почему ты не выполнил моего приказа"?

Ответил ребенок: "Я старался, но растение не взошло".

И тогда царь возгласил: "Вот мой наследник! Я специально запарил все зерна, чтобы не дать им прорасти. Для этого ребенка правда оказалась важнее пользы - поэтому именно он станет лучшим царем!"

Можно провести ситуационное занятие с похожим заданием.

Раввин Пинхас из Корица говорил, что двадцать один год трудился, чтобы дойти до истины: "Первые семь лет - чтобы понять, что такое правда;

вторые - чтобы выгнать из себя ложь;

третьи - чтобы правда вошла в меня".

ЧТО ТАКОЕ "ЛОЖЬ ВО СПАСЕНИЕ?"

Как важен мир между людьми! Ведь ради него Господь готов поступиться правдой.

ВТ., Йевамот 65б.

Талмуд основывает это высказывание на эпизоде из Книги Берейшит, где три ангела приходят к Аврааму и Саре, которым, соответственно, 99 и 90 лет. Они говорят патриарху, что через год его жена родит ребенка. Сара, которая слушала неподалеку, усмехается: "После того, как я состарилась, будет у меня молодость? Да и господин мой стар".

В следующем пассаже Господь спрашивает Авраама: "Отчего это смеялась Сара, сказав: "Неужели я действительно рожу, ведь я состарилась?""

Бог пропускает слова Сары о том, что Авраам слишком стар, явно боясь, что Авраам рассердится на жену.

Из этого случая мудрецы заключают: когда речь идет о человеческих чувствах, допустимо скрыть часть правды.

ИСТОРИЯ С НЕКРАСИВОЙ НЕВЕСТОЙ

Один из наиболее известных талмудических споров заходит еще на шаг дальше:

Наши мудрецы учили: "Как следует танцевать (и что говорить) перед невестой?"

Школа Шамая считает: "Опишите невесту, как она есть".

Школа Гилеля считает: "Говорите любой невесте, что она красива и стройна".

Школа Шамая спрашивает: "Если она слепая или кривая, надо ли ей все равно говорить: "О прекрасная и стройная невеста?" Разве Тора не приказывает: "Сторонись неправды?""

Шмот, 23:7.

Школа Гилеля ответила школе Шамая: "Как вы думаете, если человек купит что-нибудь на рынке, нужно ругать его покупку или хвалить ее? Конечно, нужно ее хвалить".

Вряд ли Шамай мог посоветовать подробно рассказывать невесте о ее физических недостатках. Это бы нарушало талмудический закон, запрещающий оскорблять людей. Скорее, как написано в комментарии (Тосафот), Шамай предлагал ограничиться восхвалением действительно привлекательных свойств невесты: "ее глаза или руки очень красивы".

Если этот комментарий правилен, тогда еще более понятно возражение Гилеля. Ибо, если вместо похвал красоте невесты, человек будет говорить о привлекательности одной ее черты, это лишь привлечет внимание к недостаткам. Похвала по рецепту, предлагаемому Шамаем, может перерасти в оскорбление.

Поэтому Раввины учат: "Нужно всегда говорить людям приятное".

Что касается мнения о приобретении, здесь важно, сообщаете ли вы его до или после покупки. Если вы говорите до приобретения, то говорить нужно правдиво, так как ваши слова могут быть полезны. Если - после, то лучше поднять человеку настроение.

Точно так же, если кто-то неподобающе одет, собираясь на вечеринку, и спрашивает вашего мнения, скажите ему о своих ощущениях (и спасете его от смущения впоследствии). Но, встретив на вечеринке странно одетого человека, скажите ему, что он хорошо выглядит. Правда в данном случае лишь испортит ему вечер.

Иудаизм - учение, тонко учитывающее реалии жизни.

Запрещено сообщать горькую правду, если исправить положение невозможно.

Именно поэтому был принят взгляд школы Гилеля.

ИСТОРИЯ С РАББИ МЕИРОМ

Была история с рабби Меиром, что он сидел в доме учения в субботу в послеполуденный час и учился. Умерли оба его сына. Что сделала их мать? Положила обоих на кровать и постелила на них простыню.

На исходе субботы пришел рабби Меир из дома учения. Сказал он [жене]:

"Где же наши два сына?"

Сказала она ему:

"Пошли в дом учения".

Сказал он ей:

"Смотрел я в доме учения, но их не видел".

Дала она ему чашу для авдалы.

Он снова сказал:

"Где же наши два сына?"

Сказала она ему:

"Иногда ходят они в такое-то место, сейчас придут".

Подвинула она к нему еду, а когда он благословил, сказала ему:

"Господин мой, у меня есть вопрос".

Сказал он ей:

"Говори".

Сказала она ему:

"Раньше сегодня пришел один человек и оставил у меня вещь на хранение. Теперь он пришел - отдать ему или нет?"

Сказал он ей:

"Дочь моя, разве тот, у кого на хранении вещь, не должен вернуть ее хозяину?!"

Сказала она ему:

"Без твоего ведома не отдала бы я ему".

Что она сделала? Схватила его за руку и привела в ту комнату, приблизила к кровати, и сняла с [сыновей] простыню.

Увидел он, что оба [сына] мертвые лежат на кровати, начал он плакать, говоря:

"Дети мои дети, учителя мои, учителя. Дети по обычаю земному, а учителя - потому что просвещали меня своим учением".

В тот час сказала ему [Брурия]:

"Рабби Меир, господин мой, разве не так сказал ты мне, что должны мы вернуть оставленное на хранение хозяину".

"Господь дал, Господь и взял".

Иов, 1:21.

И этим утешила она его, и успокоился он.

Об этом сказано:

"Кто найдет жену добродетельную?"

Мишлей, 31:10.

САМЫЙ ПОЧТЕННЫЙ ЛЖЕЦ

Согласно мнению мудрецов, самым уважаемым "лжецом во спасение" был Аарон, брат Моисея. Хотя Тора скупо описывает его личную жизнь, мудрецы утверждали, что он был одержим миротворчеством. Он был готов сделать все, чтобы примирить враждующие стороны.

Когда ссорились двое, Аарон приходил к одному из них и говорил:

"Сын мой, смотри, что делает твой друг! Он раздирает свою грудь и рвет свои одежды, стонет: "Горе мне! Как я могу поднять глаза и посмотреть своему другу в лицо? Я полон стыда за то, что плохо обошелся с ним!""

Аарон пребывал с ним, пока весь гнев (буквально, "ревность") не уходил из его сердца.

Затем Аарон шел ко второму и также говорил:

"Сын мой, посмотри, что делает друг твой! Он раздирает свою грудь и рвет свои одежды и стонет: "Горе мне. Как могу я поднять глаза и посмотреть в лицо другу своему? Стыдно мне, ибо это я оскорбил его"".

И Аарон сидел также и с ним, пока тот не изгонит гнев из сердца своего.

Потом, когда друзья встречались, они обнимали и целовали друг друга.

Авот де Рабби Натан, гл. 12:3.

Проанализируйте эту историю в группе.

Сделайте предположения, всегда ли они приводит к положительному результату?

Чем, по-вашему, могут быть обусловлены разные результаты?

ПРАВДА И ОБЩЕНИЕ С БОГОМ

Обычно во время молитвы принято восхвалять Бога. Мудрецы удивительно спокойно воспринимали чье-либо нежелание делать это, если он не чувствовал этого величия в собственной жизни.

Почему Великое Собрание (Сангедрин) называлось "Великим?"

Потому, что там восхвалению Господа вернули его древнюю полноту.

Моисей сказал: "Бог великий, сильный и страшный"

Дварим, 10:17.

Но пришел Иеремия и сказал: "Пришельцы разоряют Его Храм. Где его "устрашающие деяния""?

Поэтому, говоря о Боге, Иеремия пропускал слово "устрашающий"

Иеремия, 32:18.

Пришел Даниил и сказал: "Враги порабощают его сыновей, где его сила?".

Поэтому, говоря о Боге, Даниил пропускал слово "сильный".

Даниил, 9:4.

Но в Великом Собрании сказали: "Наоборот… Здесь - его устрашающие силы, ибо если бы не страх Божий, как бы мог один (столь глубоко ненавидимый) народ выжить среди других народов?"

Но как могли Иеремия и Даниил отменить выражение, установленное Моисеем?

Р. Элеазар сказал: "Так как они знали, что Всемогущий ненавидит ложь, они не могли приписать ему ложные качества. Так как во времена Иеремии Господь не проявлял свое "устрашающее" свойство, а во времена Даниила - свое "могущество", они не могли фальшиво использовать эти выражения".

ВТ., Йома 69б.

По поводу любви Бога к правде Франсина Клагсбурн рассказывает историю о раввине, Йемелехе из Луганска (ум. в 1786):

"Когда я умру и предстану перед Судом Справедливости, где меня спросят: был ли я достаточно справедлив?

Я отвечу: "Нет".

Тогда меня спросят: "Помогал ли я достаточно бедным"?

Я отвечу: "Нет".

Меня спросят: "Учился ли ты достаточно"?

И я снова отвечу: "Нет".

Меня спросят: "Достаточно ли ты молился"?

И мне снова придется дать тот же ответ.

Тогда Верховный Судья улыбнется и скажет:

"Йемелех, ты сказал правду. Даже только поэтому для тебя есть место в Мире Грядущем".

Ф. Клагсбурн, "Голоса мудрости".

НУЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ПРАВДУ УМИРАЮЩЕМУ?

Согласно авторитетам Талмуда, серьезно больным нужно сообщать об их болезни, но ни в коем случае не говорить с уверенностью ничего, что могло бы лишить их надежды.

Когда человек умирает, мы предлагаем ему читать Видуй (молитва о признании своих грехов).

Мы говорим ему: "Многие прочли Видуй и не умерли, а многие - не прочли его и умерли".

Шульхан Арух, Йорей Дэа, 338:1.

Хохомат hе-Адам, еврейский законодательный кодекс, составленный рабби Авраамом из Гданьска в начале XIX века, упоминает, что служители Хевра Кадиша (похоронного общества) в Берлине и нескольких других общин навещали всех больных общины на третий день болезни. Поэтому люди не воспринимали их приход как приговор и могли спокойно обсудить последние приготовления и похороны, воспринимая это как неизбежную формальность.

Б. Херринг, "Еврейская этика и Галаха для нашего времени".

Рабби Давид Блейх, современный ученый-законодатель, видит в такой практике пример для современных врачей.

"Если некто страдает опасной болезнью… врач, лечащий такого человека, должен дать ему понять, что дает подобного рода советы и рекомендации всем пациентам, что это - рутина, и что не надо опасаться худшего. Таким образом, пациент не будет усыплен чувством ложной безопасности, но и не будет иметь оснований для ложной тревоги".

"Иудаизм и исцеление".

АБСОЛЮТНАЯ ЧЕСТНОСТЬ

"Кто указывает имя автора фразы, произнося ее, приближает избавление мира".

Пиркей Авот, 6:6.

С точки зрения иудаизма, человек, использующий чужую фразу без ссылки - двойной вор, ибо он отбирает часть уважения, которое заслужил автор, и, кроме того, заставляет думать о себе лучше, чем он есть на самом деле.

Но при чем тут избавление мира? Когда человек вставляет в разговор необычно остроумное или глубокомысленное замечание, он может в первую очередь желать обогащения разговора или, наоборот, улучшения мнения о нем собеседников. Если он ссылается на автора, становится ясно, что он хочет приблизиться к истине, а не снискать ложные лавры… Мир, в котором люди стремятся к истине, сам по себе находится на пути к избавлению.

Всевышний ненавидит, когда у человека одно на устах, а другое в сердце.

ВТ., Песахим, 113б.

Рабби Меир говорил: "Человек не должен уговаривать друзей отобедать с ним, если он знает, что они не согласятся. Не стоит и предлагать даров, если известно, что они их не примут".

ВТ., Хуллин, 94а.

Не стоит делать вид, что ты готов на многое ради друга, если уверен, что на самом деле тебе не придется ничего делать. Раввины называют такое поведение "Кражей разума".

Талмуд запрещает обманывать или вводить в заблуждение человека с целью обеспечить получение собственной выгоды. Например, запрещается приглашать кого то в гости, заранее зная, что он или она откажутся от этого приглашения, поскольку ваша цель - вызвать у человека чувство признательности и обязанности вам за то, чего вы на самом деле никогда и не намеревались сделать.

ВТ., Хулин, 94а.

Также не позволительно открывать бутылку дорогого вина, говоря гостю, что делаете это в его честь, хотя намеревались открыть ее при первом удобном случае.

ВТ., Хулин, 94а.

С другой стороны, если гость придет к неверному заключению и скажет: "Я глубоко тронут тем, что вы в мою честь подали столь замечательное вино", то он сам ввел себя в подобное заблуждение, и вы не обязаны его поправлять, поскольку можете этим его обидеть.

Хасидский ребе Нафтали из Ротшица (ум. в 1827) сказал как-то об одном известном лжеце: "Не только сами его слова - ложь, но и обратные им утверждения".

Рабби Шмуэль Авидор hа-Коэн, "Между небом и землей"

Наказание лжеца в том, что ему не верят, даже когда он говорит правду.

ВТ., Санhедрин 89б.

Полуправда - полная ложь.

Еврейская пословица.

Ложь не умирает, но живет тяжкую жизнь.

Еврейская пословица.

А если придут к тебе и попросят что-либо, что есть у тебя, - не говори: "Нет у меня!" Откажи иным способом, без лжи.

Если гостеприимный хозяин оказал тебе добро, не говори на людях: "Какой хороший человек! Какой великий почет он оказал мне, когда я был у него в гостях!" - дабы недостойные люди не кинулись к гостеприимному хозяину в гости. И об этом сказано (): "Если кто благословляет ближнего своего громким голосом рано поутру - как проклятье зачтется ему".

Мишлей 27:14, Эрухин, 16а.

Если поздно пришел в синагогу, потому что был с женой, и спросили, почему задержался, нужно назвать другую причину.

Бава Меция, 23б.

Во всех этих случаях, когда мудрецы позволяют обманывать, лучше все же не обманывать, если можно справиться без лжи.

Спрашивают: "Ты знаешь такой-то трактат?"

Ответь: "Разве ты считаешь, что я знаю?" И поступай так во всех своих делах. И если будешь так поступать, - счастлив ты, и счастлива родившая тебя.

Разберите в группе эту и другие ситуации.

ПОЧЕМУ ЧЕСТНЫМ ЛЮДЯМ НАДО БЫТЬ ОСТОРОЖНЫМИ В НАШЕМ НЕЧЕСТНОМ МИРЕ?

Читаем в книге Иова: "Ночью роют подкоп к домам. А днем запираются, свет им неведом"

Иов, 24:16.

Объясняет Рава: "Когда содомиты видели богатого человека, они давали (на хранение) ему ценное ароматическое масло. Богач ставил масло туда же, где хранил свои ценности. Ночью они забирались в его дом, по запаху находили масло и все ценности и забирали всё.

Рабби Йоси рассказывал это объяснение В городе Циппори (север Израиля), и этой ночью (после лекции) в городе случилось 300 таких ограблений.

Горожане разгневались: "Ты научил воров новой хитрости!"

Он ответил: "Откуда я знал, что воры придут на мою лекцию?"

ВТ., Санhедрин 109а.

Разберите в группе эту ситуацию.

Случилось, что некий человек дал на хранение Бар Теламиону (особенно подлому и нечестному дельцу) сто динаров (большая сумма), а потом пришел за ними.

Бар Теламион сказал: "Я уже отдал тебе все, что ты оставил".

Человек сказал: "Повтори это под клятвой".

Что сделал Бар Теламион? Он взял трость, сделал в ней вместительную полость, положил в нее деньги и пошел в синагогу, опираясь на трость. В синагоге он сказал этому человеку:

"Подержи трость пока я буду клясться".

И сказал: "Клянусь Богом, что отдал тебе все, что ты у меня оставлял".

В гневе, человек кинул трость на землю, и из нее выпали сто динаров.

Когда он начал их собирать, Бар Теламион сказал: "Собирай, собирай - это твои!"

Ваикра Рабба, 6:3.

Разберите в группе эту ситуацию.

ЭТИКА БИЗНЕСА

Запрещено продавать оружие войны идолопоклонникам. Нельзя ни точить их лезвия, ни продавать им ножи, наручники, цепи, медведей, львов и все, что может быть опасным для общины. Можно, правда, продавать им щиты, так как они нужны только для защиты.

Рамбам, Мишне Тора. "Законы об убийстве и сохранении жизни", 12:12, из Вавилонского Талмуда, Авода Зара 15б.

Даже обычные слова человека могут иногда считаться мошенничеством. Нельзя спрашивать у продавца: "Сколько это стоит?", не собираясь покупать.

Мишна, Бава Мециа, 4:10.

Можно сравнивать цены в разных магазинах, если вы действительно намерены купить товар. Но обнадеживать продавца и "красть" его время только из любопытства или чтобы удостовериться, что вы не переплатили в другом месте - запрещено.

ЧЕСТНОСТЬ В БИЗНЕСЕ

Если кто честен в делах и люди уважают его, считается, что он исполнил всю Тору.

Мехилта, Вайеса, гл. 1.

Первый вопрос к человеку на Небесах касается честности ведения дел.

Пусть имущество ваших собратьев будет вам так же дорого, как собственное.

Пиркей Авот, 2:17.

Торговец должен чистить свои меры два раза в неделю, гири - раз в неделю, а весы - после каждого взвешивания.

Мишна, Бава Батра, 5:10.

Торговец не может сочетать продукты разного качества в одном сосуде. Нельзя оставлять наверху самые красивые, красные ягоды, если остальные - мельче и хуже.

Продавец, чье вино разбавлено водой, должен сказать об этом покупателю, и не должен продавать его другому лавочнику, даже рассказав правду, чтобы тот не обманул своих покупателей.

Мишна, Бава Мециа, 4:11.

О людях, считающих себя честными, но покупающих краденое, раввины рассказывают притчу:

Один правитель казнил скупщиков краденого, а воров отпускал. Все его критиковали за нерациональное поведение. И что он сделал? Он объявил по земле: "Все на площадь!" Потом что он сделал? Он принес мышей и поставил пред ними еду. Мыши взяли еду и унесли в норки.

На следующий день он опять объявил: "Все на площадь!"

В этот раз он опять принес мышей и поставил еду, но при этом закупорил норки. Мыши, придя к норкам с едой и найдя их закупоренными, вернули еду на место. Так мыши показали, что без скупщиков краденого нет и воров.

Ваикра Рабба, 6:2.

X. Н. Бялик и Й. Х. Равнитский, "Книга легенд".

В талмудическом споре Рабби Иосиф высказал ту же мысль, что и сказочный правитель:

"Ворует не мышь, а нора".

Его современник, Аббая, обвинил его в нечаянном преуменьшении роли вора:

"Но если бы не мышь, как бы нора заполнялась краденым?"

ВТ., Гиттин, 45а.

"Если ты крадешь, даже у вора, у тебя все равно есть склонность к воровству".

ВТ., Брахот, 5б.

Разберите в группе эту ситуацию.

Оцените вину "вора" и "норы" в этой истории.

Кроме финансовой порядочности Тора требует, чтобы хозяин вел себя честно, даже ценой ссоры с супругой.

Жена Рабби Исси ссорилась со своей служанкой, и Рабби Исси в присутствии служанки сказал жене, что в этом случае права именно.

Тогда жена спросила: "Зачем ты говоришь, что я неправа в присутствии служанки?"

Он ответил: "Разве Иов не сказал: "Если презрел я право слуги моего и служанки моей, когда были в тяжбе со мною, то, что я буду делать, когда Бог приступит к суду?""

Иов, 31:15-14.

Берешит Рабба, 48:3

Другими словами, тот, кто ведет себя надменно и несправедливо с подчиненными, пусть ожидает такого же отношения от Всевышнего, ибо Он - всеобщий начальник.

МАКРО-ЛОЖЬ

До сих пор в центре нашего внимания были микро обманы - ложь, высказанная, чтобы уберечь чувства других или отвести опасность. Автор очерков Денис Прагер обосновывает, что, если с точки зрения нравственности какая то доля (но никоим образом не все) подобного обмана допустима, то ложь в отношении макро вопросов, выходящих за рамки личности, - недопустима.

Макро-ложь может быть особенно пагубной. Например, "Протоколы сионских мудрецов", вымысел конца XIX века, представляют международный еврейский заговор с целью овладения миром и ввержения народов во вражду и нищету. Историк Норман Кон документально подтвердил, как нацисты цитировали "Протоколы" в качестве "ордера на геноцид" евреев. В ходе Холокоста было убито шесть миллионов евреев, среди которых более миллиона детей, и ложь "Протоколов" способствовала подведению основы под их истребление.

Норман Кон, "Благословение на геноцид".

В противовес предыдущему примеру, к макро-лжи часто прибегают те, кем движет желание мобилизовать на благое дело большие массы людей. Но использование низких методов для достижения высоких целей часто приводит к новым формам аморальности.

К примеру, пропаганда союзников, движимая стремлением сплотить в ходе Первой мировой войны общественное мнение против Германии, фабриковала истории об ужасных зверствах, чинимых оккупационными войсками Германии. Солдат обвиняли в том, что они подбрасывают младенцев в воздух и накалывают их на свои штыки, отрезают детям руки, насилуют монахинь. Этим рассказам многие верили, и их поддерживал, среди прочих, известный историк Арнольд Тойнби.

Бернард Барух говорил: "Каждый человек имеет право на свое собственное мнение. Но никто не имеет право на извращение фактов".

При том, что эта ложь помогала объединять граждан стран союзников и мотивировать их солдат, она также вызывала антигерманскую ненависть, и в ряде случаев приводила к физическому нападению на американцев немецкого происхождения.

Когда Первая мировая война закончилась, стало общеизвестно, что, хотя германское правление и было жестоким, заслуживая порицания, их солдаты никогда не творили тех зверств, которые приписывала им пропаганда.

Двадцать лет спустя, в ходе Второй мировой войны, когда снова начали появляться истории о зверствах, чинимых германскими частями, они все были слишком правдивы. Но многие не верили донесениям, говоря о лжи, "скормленной" им в ходе Первой мировой войны. Они заявляли, что это была новая продукция той же машины антигерманской пропаганды. Таким образом, аморальная ложь, распространявшаяся в ходе Первой мировой войны, вызвала неверие людей подлинным сводкам о зверствах нацистов. Если бы большее число людей поверило тому, что говорили жертвы нацизма, то они бы сделали для них гораздо больше.

Разберите в группе примеры современной макро-лжи.

"ЛОЖЬ, ДАЖЕ БЕЗВРЕДНАЯ, НЕНАВИСТНА ПРЕД ВСЕВЫШНИМ"

"Знай же, что подобно тому, кто, взвешивая серебро и золото на весах, различает между легким и тяжелым, мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду.

Но есть разница между ложью и ложью.

Как так может быть?

Кто, указывая на дерево, говорит, что это золото, - лжет, и это всем понятная ложь.

А вот некто говорит о красной меди, что это золото, - это ложь, но изобличение этой лжи требует размышления, потому что медь и золото внешне похожи.

И есть мастера подделывать медь под золото так ловко, что даже знатоки замечают подделку с большим трудом.

Так же бывает и с людьми: иной хитрец так лжет, что кажется, будто истинную правду говорит. Но мудрец понимает каждого и отличает ложь от правды.

Известно всем, что ложь и правда тесно соседствуют в сердце человеческом.

Иной настолько фальшив, что, даже заведомо подозревая ложь, тянется к ней, - тем более, если находит доказательства, делающие ложь похожей на правду.

И правдивый человек, не поступающий по лжи, обнаружив такие доказательства, обманется и потянется за ложью.

Но мудрец своей мудростью опровергнет ложные доказательства. Следует тебе знать, что всякий размышляет согласно своим свойствам.

Все доводы лентяя соответствуют его лени, гневливый рассуждает согласно со своим гневом, а гордец - согласно со своей гордыней.

И другие так же - в соответствии со своими качествами, о которых мы говорили.

Человек приводит доводы согласно качеству, преобладающему в нем: расточительный по своему расточительству, скупой по своей скупости, любящий по своей любви, ненавидящий по своей ненависти.

В чем же разница между ложью и ложью?

Разберите эти примеры в группе.

Поэтому желающий быть истинным человеком Всевышнего должен прежде всего излечиться от всех дурных качеств, чтобы преобладающее качество не потянуло за собой согласно своей сути, - тогда сможет он добиться правды.

Ложь бывает девяти видов.

1. Некто отрицает, что получил заклад или заем, или лжесвидетельствует и тому подобное. За эту ложь полагаются два наказания. Одно - за ложь, потому что ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним, как сказано: "Вот шесть, что ненавидит Всевышний, и семь, что отвратительны Ему: глаза гордые, язык лживый <…> лжесвидетель, дышащий ложью".

Мишлей 6:16-19,

и сказано: "И лживые уста Я ненавижу".

Мишлей 8:13.

Второе же наказание - за вред, причиненный ближнему.

2. Ложь, от которой никому нет вреда. Но такая ложь произносится человеком, который намерен склонить другого верить ему, доверять и не таиться перед ним. И тогда он сможет причинить зло, как сказано: "Устами своими мирно говорят с ближним своим, а в сердце своем готовят ему засаду".

Иеремия, 9:7.

И даже царю из плоти и крови ненавистна ложь, как сказано: "Мерзость для царей - творение зла <…> Благоволение царей - уста правдивые".

Мишлей, 16:12-13.

3. Обманывают не для того, чтобы отнять имущество. Но лжец видит, что ближнего ожидает благо, и он старается забрать это благо себе ложью и обманом. Или обманывает ближнего, чтобы получить подарок, например, принеся ложную весть. И сказали мудрецы: "Тот, кто обманывает, как бы поклоняется идолам, как сказано: "Вдруг ощупает меня отец мой, и я буду в его глазах обманщиком"

Берешит 27:12,

и сказано об идолопоклонстве: "Ничто они, порождение обмана".

Иеремия 10:15, Сангедрин, 92а.

Это не совсем идолопоклонство, но похоже на него, ибо прячется за обман и прибегает к помощи лжи".

4. Лгут, пересказывая услышанное и кое-что в этом услышанном изменяя. Лжецу нет никакой выгоды, и его ложь не принесет вреда. И иногда лжец рассказывает то, что полностью сам выдумал. Ему следует наказание за то, что любит бесполезную ложь, и об этом сказал царь Шломо: "Ложью дышащий лжесвидетель".

Мишлей, 6:19.

Это значит: видишь человека, изрекающего ложь, - знай, что это свойство приведет его к лжесвидетельству, потому что он любит ложь. Но есть люди, которые неверно излагают услышанное ненамеренно, - потому что не стараются разузнать, правда ли то, что услышали; это тоже дурное качество. И об этом сказал царь Шломо: "Человек слушающий будет говорить вечно".

Мишлей, 21:28.

Это значит: кто внимательно слушает, стараясь понять суть дела, чтобы пересказать все по правде, избегая лжи, - тот будет говорить вечно, потому что люди жаждут слушать его и не укорят за сказанное.

5. Обещают оказать добро или подарить подарок, или сделать нечто, что поможет другому. Но не обещают так, чтобы другой надеялся, а говоря это, в душе думают не исполнить. И об этом сказали мудрецы: "Нельзя говорить одно, а думать другое".

Бава Мециа, 49а.

6. Неисполненное обещание оказать добро. Когда обещают так, что другой понадеялся, не следует нарушать обещание. Такой обман влечет за собой большее наказание, чем за предыдущую ложь (а тот - не более, чем сказал!), - ибо такой обман подобен нарушению клятвы. И о том, кто говорит, что даст небольшой подарок, даже не употребляя слова "обещание", и не дает, написано: "Нарушение слова нечестно".

Бава Мециа, 49а.

Потому что человек понадеялся на него и верит ему, поскольку подарок-то небольшой. А если он беден, хотя подарок и большой, - велико зло нарушающего слово, ибо он дал обет и преступил сказанное: "Не нарушит своего слова".

Бемидбар, 30:3.

И вот, некто похвастался на людях дать кому-нибудь подарок, - это как обещание, поскольку он славит себя за щедрость, - да исполнит же обещанное, получив почет и уважение за это.

7. Сообщают кому-нибудь о якобы сделанном для него добром деле и не делают или сообщают, что замолвили доброе слово, а на самом деле ничего не делают. И об этом сказали мудрецы: "Нельзя обманывать людей даже на словах".

Хулин, 94а.

Это грех, потому что мы обязаны говорить правду, ибо говорить правду - одна из основ души.

8. Хвалиться достоинствами, которых нет. Хвалиться достоинствами - само по себе великий грех. Когда человек хвалится, получается, что добрые дела его и щедрость его не во Имя Всевышнего, а во имя самого себя и собственной славы. И сказали мудрецы: "Если кому оказывают почет за знание двух трактатов, а он знает только один, - обязан сказать: "Я знаю только один"

Иер. Швиит, 10:3.

Тем более нельзя лгать и хвалиться достоинствами, которых нет".

9. Обманывает, рассказывая, что слышал, но изменяя смысл по своему желанию. Никому нет от этого вреда, а ему есть небольшая выгода, хотя и не денежная.

Например, когда Рав говорил своей жене: "приготовь мне чечевицу", а она готовила ему бобы, а когда он говорил "приготовь бобы!", она готовила чечевицу. Хия, его сын, когда Рав хотел бобов, сказал матери: "Приготовь чечевицу", и она приготовила бобы. Сын поступил так из уважения к отцу, желая, чтобы было приготовлено то, что отец хочет. Тем не менее Рав запретил ему поступать так, потому что написано: "Научили свой язык лгать".

Иеремия, 9:4. Евамот, 63а.

Но за этот обман не полагается такое же наказание, как тем, кто любит бесполезную ложь и относится к четвертому виду лжецов. Итак, девять видов лжи.

Для занятий в группе можно взять 1-2 примера и разобрать их на современных ситуациях.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Толдот о лжи

Вавилонский Талмуд, обзор.

Правды, правды ищи…

Н. Кон, Благословление на геноцид.

Р. Телушкин о силе слова.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ В ЕВРЕЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =