ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

AJTorah


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =

ЗАПОВЕДЬ ГОСТЕПРИИМСТВА. в PDF

"АХНАСАТ ОРХИМ"

И сказал Бог Авраму:

"Знай, что пришельцами будет потомство твое в чужой стране…"

Берешит, 15:13.

Йосеф бен Иоханан из Иерусалима сказал:

"Пусть дом твой будет широко открытым,

а бедные пусть будут домочадцами твоими".

Авот 1,5.

И если придут гости в дом к человеку, даже если они невежды,

пусть примет их хозяин приветливо и угостит тотчас,

так как иногда бедняк голоден, но стесняется попросить.

Следует подавать еду с приветливым лицом,

даже если хозяин чем-то огорчен.

В еврейском праве гостеприимство не столько чья-то приятная любезность, но и серьезная правовая норма. А негостеприимство - не просто недостойное поведение, но зло и нарушение запретов. Особенно негостеприимство характеризовало горожан библейских Сдома и Гоморры.

Спустя пятнадцать веков Талмуд увидел главную причину разрушения Второго Храма, одну из величайших катастроф в еврейской истории, в беспричинной ненависти, которую мудрецы истолковали как акт негостеприимства.

"А-хнасат орхим" - одно из самых приятных предписаний. Любой много путешествующий еврей знаком с евреями других стран и может подтвердить, как приятно пользоваться гостеприимством вдалеке от дома.

ВСТУПЛЕНИЕ

В начале Пасхальной Агады читаем:

"Вот хлеб бедности нашей, который ели отцы наши в земле египетской. Каждый, кто голоден, пусть придет и ест. Каждый, кто нуждается, пусть придет и участвует в пасхальной трапезе. В этом году - здесь, в будущем году - на земле Израиля. В этом году - рабы, в будущем году - свободные люди".

Обсудите в группе вопросы.

Что такое гостеприимство?

Какое место эта заповедь занимает среди законов "бен Адам ле хаверо"?

Что дает исполнение этой заповеди самому обществу?

Что дает исполнение этой заповеди тому, кто принимает гостей?

Что собой представляет процесс приема гостей?

Если бы вам была поручена роль законодателя, то что бы вы включили в эту заповедь?

Выполняет ли эту заповедь хозяин гостиницы?

Выполняет ли эту заповедь отец семейства, приглашающий погостить на субботу свою тещу, бабушку, своих детей?

Выполняете ли эту заповедь вы, когда приглашаете друзей к себе домой?

Выполнил ли эту заповедь человек, пригласивший друга в ресторан и заплативший по общему счету?

Приведите примеры из Торы на тему приема гостей?

Что можно сказать о Лаване, принявшем Элиэзера, слугу Авраама?

У РИВКИ ЖЕ БРАТ ПО ИМЕНИ ЛАВАН. И ВЫБЕЖАЛ ЛАВАН К ТОМУ ЧЕЛОВЕКУ (ЭЛИЭЗЕРУ) НА ПЛОЩАДЬ К ИСТОЧНИКУ. КАК ТОЛЬКО УВИДЕЛ ОН КОЛЬЦО И БРАСЛЕТЫ НА РУКАХ СЕСТРЫ СВОЕЙ И ВЫСЛУШАЛ СЛОВА РИВКИ, СЕСТРЫ СВОЕЙ, СКАЗАВШЕЙ: "ТАК ГОВОРИЛ МНЕ ТОТ ЧЕЛОВЕК", И ПОДОШЕЛ ОН К ТОМУ ЧЕЛОВЕКУ, И ВОТ, СТОИТ ОН ПРИ ВЕРБЛЮДАХ ВОЗЛЕ ИСТОЧНИКА. И СКАЗАЛ: "ВОЙДИ, БЛАГОСЛОВЕННЫЙ БОГОМ! ЗАЧЕМ СТОИШЬ НА ПЛОЩАДИ? Я ЖЕ ОЧИСТИЛ ДОМ, ТАКЖЕ И МЕСТО ДЛЯ ВЕРБЛЮДОВ".

И ВОШЕЛ ЧЕЛОВЕК ТОТ В ДОМ, А ЛАВАН РАЗНУЗДАЛ ВЕРБЛЮДОВ, И ДАЛ СОЛОМЫ И КОРМУ ВЕРБЛЮДАМ, И ВОДЫ ДЛЯ СМЫВАНИЯ НОГ ЕГО И НОГ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ С НИМ.

И ПРЕДЛОЖЕНО БЫЛО ЕМУ ЕСТЬ, НО ОН СКАЗАЛ: "НЕ СТАНУ ЕСТЬ, ПОКА НЕ ВЫСКАЖУ СЛОВ МОИХ". И СКАЗАЛ ЛАВАН: ГОВОРИ!".

Берешит, 24:29-33

Что можно сказать о Лаване, принявшем Яакова, бежавшего от гнева Эсава?

И БЫЛО, КОГДА ЛАВАН УСЛЫШАЛ ВЕСТЬ О ЯАКОВЕ, СЫНЕ СВОЕЙ СЕСТРЫ, ПОБЕЖАЛ ОН ЕМУ НАВСТРЕЧУ, И ОБНЯЛ ЕГО, И ЦЕЛОВАЛ ЕГО, И ПРИВЕЛ ЕГО В ДОМ СВОЙ; И РАССКАЗАЛ ТОТ ЛАВАНУ ОБО ВСЕХ ТЕХ ПРОИСШЕСТВИЯХ.

И СКАЗАЛ ЕМУ ЛАВАН: "ТЫ ЖЕ КОСТЬ МОЯ И ПЛОТЬ МОЯ". И ЖИЛ ОН У НЕГО ОДИН МЕСЯЦ.

И СКАЗАЛ ЛАВАН ЯАКОВУ: "РАЗВЕ ПОТОМУ, ЧТО ТЫ ПЛЕМЯННИК МОЙ, ТЫ СЛУЖИШЬ МНЕ ДАРОМ? СКАЖИ МНЕ, ЧТО В НАГРАДУ ТЕБЕ?"

Берешит, 29:13-15.

В Пасхальной Агаде про эту историю читаем:

"Иди и выучи, что хотел сделать Лаван-арамеец Яакову, отцу нашему. Фараон повелел истребить только мужчин, а Лаван стремился искоренить все, ибо сказано: "Арамеянин - губитель отца моего. И спустился (Яаков) в Египет, и проживал там, как пришелец, с малым семейством, и стал там народом великим, сильным и многочисленным".

Почему автор Агады сделал такой вывод о гостеприимстве Лавана.

Что можно сказать о Йосефе, пригласившем к себе в Египет отца и братьев?

ПОТОРОПИТЕСЬ, ВЕРНИТЕСЬ К ОТЦУ МОЕМУ И СКАЖИТЕ ЕМУ: ТАК СКАЗАЛ СЫН ТВОЙ, ЙОСЕФ; ПОСТАВИЛ МЕНЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ ГОСПОДИНОМ ВО ВСЕМ ЕГИПТЕ; СОЙДИ КО МНЕ, НЕ МЕДЛИ. И ТЫ ПОСЕЛИШЬСЯ В СТРАНЕ ГОШЕН, ЧТОБЫ БЫТЬ ВБЛИЗИ МЕНЯ, ТЫ И СЫНЫ ТВОИ, И СЫНЫ СЫНОВ ТВОИХ, И МЕЛКИЙ И КРУПНЫЙ СКОТ ТВОЙ, И ВСЁ, ЧТО У ТЕБЯ. И БУДУ ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕБЯ ТАМ, ИБО ЕЩЕ ПЯТЬ ЛЕТ ГОЛОДА, ЧТОБЫ НЕ ОБНИЩАЛ ТЫ, И ДОМ ТВОЙ, И ВСЁ, ЧТО У ТЕБЯ.

Берешит, 24:9-11.

Что можно сказать о фараоне?

И УСЛЫШАНА БЫЛА МОЛВА В ДОМЕ ФАРАОНА, ЧТО ПРИШЛИ БРАТЬЯ ЙОСЕФА, И ПОКАЗАЛОСЬ ЭТО ПРИЯТНЫМ ФАРАОНУ И РАБАМ ЕГО. И СКАЗАЛ ФАРАОН ЙОСЕФУ: "СКАЖИ БРАТЬЯМ ТВОИМ: ВОТ ЧТО СДЕЛАЙТЕ: НАВЬЮЧЬТЕ СКОТ ВАШ И СТУПАЙТЕ. ПРИДИТЕ В СТРАНУ КНААН, И ВОЗЬМИТЕ ОТЦА ВАШЕГО И СЕМЕЙСТВА ВАШИ, И ПРИДИТЕ КО МНЕ, И Я ДАМ ВАМ ВСЕ ЛУЧШЕЕ, ЧТО ЕСТЬ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, И ЕШЬТЕ ВСЕ ЛУЧШЕЕ, ЧТО ЕСТЬ В СТРАНЕ ЭТОЙ.

ТЕБЕ ЖЕ ПОВЕЛЕВАЮ: ВОТ ЧТО СДЕЛАЙТЕ: ВОЗЬМИТЕ СЕБЕ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ КОЛЕСНИЦЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВАШИХ И ДЛЯ ЖЕН ВАШИХ, И ПРИВЕЗИТЕ ОТЦА ВАШЕГО, И ПРИДИТЕ. И НЕ ЖАЛЕЙТЕ ВЕЩЕЙ ВАШИХ, ИБО ЛУЧШЕЕ ВСЕЙ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ - ДЛЯ ВАС".

И СДЕЛАЛИ ТАК СЫНЫ ИЗРАИЛЯ. И ДАЛ ИМ ЙОСЕФ КОЛЕСНИЦЫ, ПО ПРИКАЗАНИЮ ФАРАОНА, И ДАЛ ИМ ПРИПАСЫ НА ДОРОГУ. ВСЕМ ИМ ДАЛ ОН ПО СМЕНЕ ОДЕЖДЫ, А БИНЬЯМИНУ ДАЛ ОН ТРИСТА СРЕБРЕНИКОВ И ПЯТЬ СМЕН ОДЕЖДЫ. А ОТЦУ СВОЕМУ ПОСЛАЛ ОН ТАКЖЕ ДЕСЯТЬ ОСЛОВ, НЕСУЩИХ ИЗ ЛУЧШЕГО, ЧТО ЕСТЬ В ЕГИПТЕ, И ДЕСЯТЬ ОСЛИЦ, НЕСУЩИХ ЗЕРНО, ХЛЕБ И ПИЩУ ДЛЯ ОТЦА СВОЕГО НА ДОРОГУ.

Берешит, 45:16-23.

Оказывала ли гостеприимство разведчикам Рахав?

И ПОСЛАЛ ЙЕГОШУА, СЫН НУНА, ДВУХ МУЖЕЙ-СОГЛЯДАТАЕВ ТАЙНО, СКАЗАВ: "ИДИТЕ, ОСМОТРИТЕ ЗЕМЛЮ И ЙЕРИХО". И ПОШЛИ ОНИ, И ПРИШЛИ В ДОМ ЖЕНЩИНЫ-БЛУДНИЦЫ, ЧЬЕ ИМЯ РАХАВ, И ОСТАЛИСЬ НОЧЕВАТЬ ТАМ.

И СКАЗАНО (БЫЛО) ЦАРЮ ИЕРИХОНА: "ЛЮДИ ИЗ СЫНОВ ИСРАЭЛЯ ПРИШЛИ СЮДА В ЭТУ НОЧЬ, ЧТОБЫ ВЫСМОТРЕТЬ ЭТУ ЗЕМЛЮ".

И ПОСЛАЛ ЦАРЬ ИЕРИХОНА К РАХАВ: "ВЫДАЙ ЛЮДЕЙ, ПРИШЕДШИХ К ТЕБЕ, ЧТО ВОШЛИ В ДОМ ТВОЙ, ИБО ВЫСМОТРЕТЬ ВСЮ ЗЕМЛЮ ЭТУ ПРИШЛИ ОНИ".

НО ЖЕНЩИНА ЭТА СКАЗАЛА: "ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ПРИХОДИЛИ КО МНЕ ЛЮДИ, НО Я НЕ ЗНАЛА, ОТКУДА ОНИ. КОГДА ЖЕ НАДО БЫЛО ЗАТВОРЯТЬ ВОРОТА В ПОТЕМКАХ, ТОГДА ЛЮДИ ЭТИ ВЫШЛИ; НЕ ЗНАЮ, КУДА ОНИ ПОШЛИ. ГОНИТЕСЬ СКОРЕЕ ЗА НИМИ, ТОГДА ДОГОНИТЕ ИХ".

ОНА ЖЕ ДАЛА ИМ ВЗОБРАТЬСЯ НА КРОВЛЮ И СКРЫЛА ИХ СРЕДИ ЛЬНЯНЫХ СТЕБЛЕЙ, РАЗЛОЖЕННЫХ У НЕЕ НА КРОВЛЕ.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОНИ ЛЕГЛИ СПАТЬ, ОНА ВЗОШЛА К НИМ НА КРОВЛЮ И СКАЗАЛА ИМ: "Я ЗНАЮ, ЧТО ГОСПОДЬ ОТДАЛ ВАМ ЭТУ ЗЕМЛЮ, И ЧТО НА НАС НАПАЛ СТРАХ ПРЕД ВАМИ, И ЧТО ОРОБЕЛИ ВСЕ ЖИТЕЛИ ЗЕМЛИ ЭТОЙ ПРЕД ВАМИ. ИБО СЛЫШАЛИ МЫ, КАК ИССУШИЛ ГОСПОДЬ ПЕРЕД ВАМИ ВОДЫ ЯМ-СУФА, КОГДА ВЫШЛИ ВЫ ИЗ ЕГИПТА, И КАК ПОСТУПИЛИ ВЫ С ДВУМЯ ЦАРЯМИ ЭМОРЕЙСКИМИ ЗА ЯРДЭНОМ, С СИХОНОМ И ОГОМ, КОТОРЫХ ВЫ УНИЧТОЖИЛИ. И КАК УСЛЫШАЛИ МЫ, ОРОБЕЛО НАШЕ СЕРДЦЕ, И НИ В КОМ НЕ СТАЛО УЖЕ ДУХУ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВАМ, ИБО БОГ ВАШ, ЕСТЬ БОГ НА НЕБЕ, ВВЕРХУ, И НА ЗЕМЛЕ, ВНИЗУ. ТЕПЕРЬ ЖЕ ПОКЛЯНИТЕСЬ МНЕ ГОСПОДОМ, ЧТО КАК Я ОКАЗАЛА ВАМ МИЛОСТЬ, ТАК И ВЫ ОКАЖЕТЕ МИЛОСТЬ ДОМУ ОТЦА МОЕГО И ДАДИТЕ МНЕ ВЕРНЫЙ ЗНАК, ЧТО ОСТАВИТЕ В ЖИВЫХ ОТЦА МОЕГО, И МАТЬ МОЮ, И БРАТЬЕВ МОИХ, И СЕСТЕР МОИХ, И ВСЕХ, КТО ЕСТЬ У НИХ, И ИЗБАВИТЕ ДУШИ НАШИ ОТ СМЕРТИ".

И СКАЗАЛИ ЕЙ ТЕ ЛЮДИ: "ДУША НАША ВМЕСТО ВАС БУДЕТ ПРЕДАНА СМЕРТИ, ЕСЛИ ТОЛЬКО ВЫ НЕ СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ НАШЕМ СГОВОРЕ. КОГДА ГОСПОДЬ ДАСТ НАМ ЗЕМЛЮ, МЫ ПОСТУПИМ С ТОБОЙ МИЛОСТИВО И ПО ИСТИНЕ".

И СПУСТИЛА ОНА ИХ ПО ВЕРЕВКЕ ЧЕРЕЗ ОКНО, ИБО ДОМ ЕЕ БЫЛ В ГОРОДСКОЙ СТЕНЕ И В СТЕНЕ ЖИЛА ОНА. И СКАЗАЛА ОНА ИМ: "НА ГОРУ ИДИТЕ ЧТОБЫ НЕ ВСТРЕТИЛИ ВАС ПРЕСЛЕДУЮЩИЕ, И СКРЫВАЙТЕСЬ ТАМ ТРИ ДНЯ, ПОКА НЕ ВОЗВРАТЯТСЯ ПРЕСЛЕДУЮЩИЕ, А ПОСЛЕ ПОЙДЕТЕ В ПУТЬ ВАШ".

Йегошуа бин Нун, 2:1-16.

ИСТОРИЯ АВРААМА И АНГЕЛОВ

Самым ярким примером гостеприимства в Торе является история Авраама, принимающего в своем шатре незнакомых гостей. Вот как она записана:

"И ОТКРЫЛСЯ ЕМУ [АВРААМУ] БОГ В ЭЛОНЕЙ МАМРЭ. А ОН [АВРААМ] СИДЕЛ У ДВЕРИ ШАТРА, КОГДА ЗНОЕН БЫЛ ДЕНЬ. И ВОЗВЕЛ ОН [АВРААМ] ГЛАЗА СВОИ И УВИДЕЛ: ВОТ, ТРИ МУЖА СТОЯТ ПЕРЕД НИМ, И, УВИДЕВ, ПОБЕЖАЛ ОН К НИМ ОТ ВХОДА В ШАТЕР И ПОКЛОНИЛСЯ ДО ЗЕМЛИ. И СКАЗАЛ: "ГОСПОДА МОИ, ЕСЛИ НАШЕЛ Я МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ВАШИХ, НЕ ПРОЙДИТЕ МИМО РАБА ВАШЕГО. ВОЗЬМИТЕ ВОДЫ, И ОМОЙТЕ НОГИ ВАШИ, И ОБЛОКОТИТЕСЬ ПОД ДЕРЕВОМ. А Я ВОЗЬМУ КУСОК ХЛЕБА, И ПОДКРЕПИТЕ СЕРДЦЕ ВАШЕ. ПОТОМ УЙДЕТЕ, РАЗ УЖ ВЫ ПРОХОДИЛИ ВБЛИЗИ РАБА ВАШЕГО". И ПОСПЕШИЛ АВРААМ В ШАТЕР К САРРЕ И СКАЗАЛ: "ПОТОРОПИСЬ, ТРИ МЕРЫ ЗАМЕСИ МУКИ И СДЕЛАЙ ЛЕПЕШКИ. И К СКОТУ ПОБЕЖАЛ АВРААМ, И ВЗЯЛ ТЕЛЕНКА, НЕЖНОГО И ХОРОШЕГО, И ОТДАЛ ЕГО ОТРОКУ, И ПОТОРОПИЛ ПРИГОТОВИТЬ ЕГО. И ВЗЯЛ МАСЛА, МОЛОКА И ТЕЛЬЦА, КОТОРОГО ПРИГОТОВИЛ, И ПОДАЛ ИМ, А САМ СТОЯЛ ПОДЛЕ НИХ ПОД ДЕРЕВОМ, И ОНИ ЕЛИ".

Берешит, 18:1-8.

Авраам стоит у входа в шатер и разговаривает со Всевышним. Мимо проходят совершенно незнакомые люди. Авраам приглашает их к себе в дом. Как он это делает? Обращается к Творцу, с Которым беседует, с просьбой не оставлять его, пока он исполнит заповедь гостеприимства, чтобы затем продолжить беседу с Богом. И тут же Авраам обращается к путникам: "Пусть будет взято немного воды, и вы омоете свои ноги…"

Из того, что Авраам как бы оставляет на время Всевышнего и бежит принять гостей, мы видим, что заповедь гостеприимства даже выше, чем прямой разговор с Богом!

На первый стих главы (Авраам "сидел у входа в шатер в знойный день") пишет Раши:

"Создал Всевышний необычайно жаркий день, чтобы не утруждать Авраама гостями. Но, увидев, что тот опечален, ибо нет у него гостей, послал ангелов под видом людей".

Авраам болел: шел третий день после его обрезания. Но как всегда сел у входа в шатер, чтобы приглашать к себе путников.

И делает это Авраам не из праздности, ведь принимать гостей - это серьезная работа. Возможно, он занимается своими делами, но время идет - а мимо шатра не прошел ни один человек. Тогда он выходит наружу и начинает смотреть на дорогу: что случилось, почему нет прохожих?

Ангелов Всевышний мог послать и в обычном, ангельском, виде, как Он это сделал в эпизоде встречи Агар и ангела в пустыне. Но из сострадания к мучениям Авраама послал их в виде бедуинов.

Почему гостеприимство важнее беседы со Всевышним?

Еврейский закон (галаха), а также комментаторы Торы указывают, что термин гостеприимство, а-хнасат орхим, ("введение гостей") относится к тому случаю, когда принимается гость, которому негде ночевать и есть. Еда у гостя, возможно, имеется, но нет места, где бы он мог поесть. Бесплатное предоставление такого места уже считается выполнением заповеди. А если у него нет и еды, то в заповедь гостеприимства входит и необходимость его накормить.

Мы приглашаем к себе человека, прибывшего из другого города, или бездомного бедняка.

В положение о гостеприимстве входят следующие пункты:

- приветливость хозяев;

- незамедлительное предоставление еды или закусок перед едой и питья, ибо гость, возможно, голоден и хочет пить, но стесняется об этом сказать;

- на ночь гость получает наилучшее место и постель для сна, ибо, возможно, он устал с дороги, а уставшему с дороги человеку удобство во сне важнее даже, чем утоление голода.

То, что предоставление постели важнее, чем еда, отмечено Танахом в рассказе о женщине, принимавшей пророка Элишу. Она обращается к своему мужу:

"Давай, сделаем наверху маленькую комнату и поставим ему там кровать, стол, стул и светильник".

II Млахим 4:10.

Кровать предшествует столу, ибо женщина понимает, что уставший путник часто предпочитает сначала отдохнуть, а потом поесть.

Сказал Авраам путникам: "Если нашел милость в Ваших глазах, то не проходите мимо своего раба".

Тем самым Авраам дает понять, что не он, приглашая их в шатер, оказывает им милость. Это они ему могут оказать милость тем, что зайдут внутрь.

Оказывается, милость оказывает гость, а не хозяин. Только с таким чувством можно принимать гостей.

Мудрец Ашла Святой заметил: "Понятно, что гость, оказывающий своим посещением милость для хозяев, не совсем приятен в общении. Ему не позволяется злоупотреблять использованием такой заповеди! Только тогда гость перестает чувствовать, будто ему делают одолжение".

Авраам предложил взять гостям немного воды, чтобы обмыть ноги с дороги, и подкрепиться куском хлеба, а сам тут же побежал к стаду и отдал распоряжения слугам о приготовлении большой трапезы.

Сказали мудрецы: "Праведник обещает мало, но делает много; человек неправедный обещает много, но делает мало". По этому свойству их и различают.

Почему надо обещать мало? Может, лучше ничего не говорить, а делать, что делаешь. Ведь здесь присутствует своего рода обман, а обманывать нехорошо!

Амаарш отмечал: "Чтобы дать понять гостю, что хозяин не будет утруждать себя сверх меры. Ведь иногда путник отказывается войти в дом, чтобы не утруждать хозяев".

Лучше позволить себе на этот счет небольшой обман, чем оставить усталого человека на улице.

Об Аврааме написано, что он побежал к стаду, причем три раза употреблено слово поспешил. Отсюда следует, что на хозяине лежит обязанность самому ухаживать за гостями, а не передоверять эту обязанность слугам. Дать распоряжения - это и называется лично участвовать в приеме гостей. Можно возложить все заботы по приему гостей на своих детей, чтобы дать им выполнить другую великую заповедь - почитания родителей.

Сказали мудрецы: "Поскольку Авраам лично ухаживал за ангелами, то с тех пор Всевышний лично занимается судьбой его потомков".

Бава Кама 86.

Гостей надо принимать с радостью. Даже если у хозяев есть причина для забот и печали. Во всяком случае, не следует посвящать гостей в проблемы хозяев. Им это не доставит приятного чувства, которое должен испытывать гость в еврейском доме.

Несмотря на то, что Авраам тяжело болел, он ни слова не сказал о своей болезни гостям.

Сказали мудрецы: "Если бы человек знал, какая награда ждет его в грядущем мире, он бы днем и ночью стоял на перекрестке, зазывая к себе в дом всех, кто идет по дороге".

А что же делать с бомжами?

На этот вопрос нет прямого ответа, но не потому, что Тора не знает, как с ними поступать, а потому, что в нормальном обществе попросту нет бомжей.

Впрочем, если мы встретили бездомного еврея - наша обязанность ему помочь.

Если мы приглашаем своих знакомых из того же города, где живем сами, чтобы устроить для них званный вечер и берем все расходы на себя, здесь нет необходимого элемента помощи людям, а, следовательно, в лучшем случае, мы проявляем себя хорошими друзьями, но вовсе не заняты выполнением мицвы гостеприимства. Принимать и угощать друзей - обычное явление в мире людей. Таково мнение иудаизма.

Вы с таким мнением согласны?

Какие заповеди выполняются в последнем случае?

Запишите с группой список необходимых действий при выполнении заповеди гостеприимства

ИСТОРИЯ ЛОТА В СОДОМЕ

И ПРИШЛИ ДВА АНГЕЛА В СДОМ ВЕЧЕРОМ, КОГДА ЛОТ СИДЕЛ У ВОРОТ СДОМА; И УВИДЕЛ ЛОТ, И ВСТАЛ НАВСТРЕЧУ ИМ, И ПОКЛОНИЛСЯ ИМ ДО ЗЕМЛИ. И СКАЗАЛ: "ВОТ, ГОСПОДА МОИ, ЗАВЕРНИТЕ В ДОМ РАБА ВАШЕГО, И ПЕРЕНОЧУЙТЕ, ОМОЙТЕ НОГИ ВАШИ, А КАК ВСТАНЕТЕ РАНО, ПОЙДЕТЕ СВОЕЙ ДОРОГОЙ". ОНИ ЖЕ СКАЗАЛИ: "НЕТ, НО НА УЛИЦЕ ПЕРЕНОЧУЕМ".

НО ОН СИЛЬНО УПРАШИВАЛ ИХ, И ОНИ ЗАВЕРНУЛИ К НЕМУ, И ЗАШЛИ В ДОМ ЕГО, И ОН СДЕЛАЛ ИМ ПИР, И ИСПЕК ЛЕПЕШКИ, И ОНИ ЕЛИ.

ЕЩЕ ОНИ НЕ ЛЕГЛИ, А ЛЮДИ ГОРОДА, ЛЮДИ СДОМА, ОКРУЖИЛИ ДОМ, ОТ ОТРОКА ДО СТАРЦА, ВЕСЬ НАРОД, С КАЖДОГО КОНЦА. И ВОЗЗВАЛИ ОНИ К ЛОТУ, И СКАЗАЛИ ЕМУ: "ГДЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПРИШЛИ К ТЕБЕ В ЭТУ НОЧЬ? ВЫВЕДИ ИХ К НАМ, И МЫ ИХ ПОЗНАЕМ!".

И ВЫШЕЛ К НИМ ЛОТ КО ВХОДУ, А ДВЕРЬ ЗАПЕР ЗА СОБОЮ. И СКАЗАЛ: "НЕ ДЕЛАЙТЕ ЖЕ ЗЛА, БРАТЬЯ МОИ! ВОТ У МЕНЯ ДВЕ ДОЧЕРИ, КОТОРЫЕ НЕ ПОЗНАЛИ МУЖА, ИХ Я ВЫВЕДУ К ВАМ, И ДЕЛАЙТЕ С НИМИ, КАК УГОДНО В ГЛАЗАХ ВАШИХ, ТОЛЬКО ЭТИМ ЛЮДЯМ НЕ ДЕЛАЙТЕ НИЧЕГО, ВЕДЬ НА ТО ОНИ ВОШЛИ ПОД СЕНЬ КРОВА МОЕГО!".

НО ОНИ СКАЗАЛИ: "ПОЙДИ ПРОЧЬ!" И ЕЩЕ СКАЗАЛИ: "ЭТОТ ПРОЖИВАТЬ ПРИШЕЛ, А СУДИТЬ НАЧАЛ! ТЕПЕРЬ МЫ ХУЖЕ ПОСТУПИМ С ТОБОЮ, НЕЖЕЛИ С НИМИ". И НАСТУПИЛИ ОНИ ЧРЕЗВЫЧАЙНО НА ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА, НА ЛОТА, И ПОДОШЛИ ЛОМАТЬ ДВЕРЬ.

Берешит, 19:1-9.

Сравните поведение Лота и поведение Авраама при встрече гостей.

Обсудите, насколько оправданным вам кажется решение Лота отдать своих дочерей.

В дополнительных материалах вы найдете комментарий к этой истории.

ИЗ-ЗА КАМЦЫ И БАР-КАМЦЫ РАЗРУШЕН БЫЛ ИЕРУСАЛИМ…

Мы уже рассматривали с вами эту историю. Тогда мы говорили о проблемах беспричинной ненависти (синат хинам). В законодательстве о гостеприимстве этот сюжет занимает важное место. Несмотря на то, что данный пир не совсем подходит под еврейское определение гостеприимства, все же поведение хозяина требует внимательного рассмотрения.

НЕКИЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЛ ДРУГА ПО ИМЕНИ КАМЦА И ВРАГА ПО ИМЕНИ БАР-КАМЦА.

ОДНАЖДЫ, УСТРОИВ ПИР, ЧЕЛОВЕК ЭТОТ СКАЗАЛ СВОЕМУ СЛУГЕ: "ИДИ И СКАЖИ КАМЦЕ, ЧТО Я ПРИГЛАШАЮ ЕГО НА ПИР".

СЛУГА ПО ОШИБКЕ ПРИГЛАСИЛ БАР-КАМЦУ.

ВОЙДЯ В ПИРШЕСТВЕННУЮ ЗАЛУ И УВИДЯ БАР-КАМЦУ СРЕДИ ГОСТЕЙ, ХОЗЯИН, ОБРАЩАЯСЬ К НЕМУ, СКАЗАЛ: "ВЕДЬ ТЫ ВРАГ МНЕ. МЕСТО ЛИ ТЕБЕ ЗДЕСЬ? ВСТАНЬ И УЙДИ".

СКАЗАЛ БАР-КАМЦА: "ПРОШУ ТЕБЯ, ТАК КАК Я УЖЕ НАХОЖУСЬ ЗДЕСЬ, ПОЗВОЛЬ МНЕ ОСТАТЬСЯ. Я ГОТОВ ЗАПЛАТИТЬ СТОИМОСТЬ ВСЕГО, ЧТО СЪЕМ И ВЫПЬЮ НА ТВОЕМ ПИРУ".

ОТВЕТИЛ ХОЗЯИН: "Я НА ЭТО НЕ СОГЛАСЕН".

СКАЗАЛ БАР-КАМЦА: "Я УПЛАЧУ ПОЛОВИНУ СТОИМОСТИ ВСЕГО ПИРА".

СКАЗАЛ ХОЗЯИН: "НЕ ЖЕЛАЮ".

СКАЗАЛ БАР-КАМЦА: "УПЛАЧУ ВСЕ, СКОЛЬКО ПИР СТОИТ".

СКАЗАЛ ХОЗЯИН: "НЕТ!" И, СХВАТИВ ГОСТЯ ЗА РУКУ, ЗАСТАВИЛ ЕГО ВСТАТЬ И УДАЛИТЬСЯ.

ЯВИЛСЯ К КЕСАРЮ БАР-КАМЦА И СКАЗАЛ: "ГОСУДАРЬ! ЕВРЕИ ИЗМЕНИЛИ ТЕБЕ".

СПРОСИЛ КЕСАРЬ: "ЧЕМ ДОКАЖЕШЬ?"

СКАЗАЛ БАР-КАМЦА: "ПОШЛИ ИМ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, И УВИДИШЬ, ПРИНЕСУТ ЛИ ОНИ ЖЕРТВУ ТВОЮ".

ПОСЛАЛ КЕСАРЬ ЧЕРЕЗ НЕГО ЖЕ ТРЕХЛЕТНЕГО ТЕЛЬЦА. В ДОРОГЕ БАР-КАМЦА СДЕЛАЛ ТЕЛЬЦУ ПОВРЕЖДЕНИЕ НА ВЕРХНЕЙ ГУБЕ (ПО ДРУГОМУ ПРЕДАНИЮ - В РОГОВОЙ ОБОЛОЧКЕ ГЛАЗА), ЧТО ДЕЛАЛО ЖИВОТНОЕ НЕПРИЕМЛЕМЫМ ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ.

ДЕРЖАЛИ СОВЕТ, И РЕШЕНО БЫЛО: "РАДИ ЦАРЯ ПРИНЯТЬ ТЕЛЬЦА ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ".

ВОССТАЛ ПРОТИВ ЭТОГО РАББИ ЗХАРЬЯ БЕН ЕВКОЛОС: "ЭТО МОЖЕТ СОЗДАТЬ В НАРОДЕ МНЕНИЕ, ЧТО ВООБЩЕ ЖИВОТНЫЕ С ТЕЛЕСНЫМ ИЗЪЯНОМ МОГУТ БЫТЬ ПРИНОСИМЫ В ЖЕРТВУ".

ПРИШЛИ К РЕШЕНИЮ: "КАЗНИТЬ БАР-КАМЦУ, ДАБЫ ОН НЕ СТАЛ ДОНОСИТЬ КЕСАРЮ".

ВЫСТУПИЛ РАББИ ЗХАРЬЯ: "УТВЕРДИТСЯ МНЕНИЕ, ЧТО КАЗНИ ПОДЛЕЖИТ ВСЯКИЙ, КТО ПРИЧИНИТ ЖЕРТВЕННОМУ ЖИВОТНОМУ ПОВРЕЖДЕНИЕ".

РАББИ ЙОХАНАН СКАЗАЛ: "СКРОМНОСТЬ (ЩЕПЕТИЛЬНОСТЬ) РАББИ ЗЕХАРЬИ БЕН АВКИЛАСА СТАЛА ПРИЧИНОЙ ГИБЕЛИ ХРАМА И НАШЕГО ИЗГНАНИЯ ИЗ СВОЕЙ СТРАНЫ".

ВТ, Гитин, 556-56а

Почему описанная здесь история не вполне соответствует понятию гостеприимства в еврейской традиции?

Предположите, чем могло быть вызвано такое поведение хозяина пира?

НЕБЕСНЫЕ ГОСТИ - УШПИЗИН

В книге Зогар написано: "Сыны Израиля, покидающие свои дома ради сукки, удостаиваются присутствия Шхины (Божественного присутствия), и все семь верных друзей Царя спускаются из Ган Эдена, чтобы посетить их там, и пользуются их гостеприимством".

Эти семеро - Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон и Давид.

Они гостят у всего Израиля, в каждой сукке, все семь дней праздника, но каждый день кто-то из них входит первым, а остальные следуют за ним.

В первый день первым входит Авраам-авину (наш отец), а за ним идут Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид. Что рассказывает Тора об Аврааме? Всевышний сказал ему: "Ступай из своей страны, своей родины, из дома отца твоего, в землю, которую Я дам тебе", - и он так и поступил. Так и сыны Израиля: они покидают свои жилища и отправляются в шалаши, послушные воле Бога.

Во второй день первым входит Ицхак-авину, а за ним идут Авраам, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид. Что сказано об Ицхаке? "И был голод в стране… и пошел Ицхак к Авимелеху, царю плиштим (филистимлян), в Герар… и поселился Ицхак в Гераре". Так гонимые сыны Израиля скитаются по чужим странам, но не ропщут на Бога. А когда им удается обрести покой в своих домах, они, повинуясь заповеди, покидают их и перебираются в сукку.

В третий день первым входит Яаков-авину, а за ним идут Авраам, Ицхак, Моше, Аарон, Йосеф и Давид. О Яакове говорится: "Встань и иди в Падан Арам". Удостоившись первородства и отцовского благословения, Яаков не стал наслаждаться приобретенными им сокровищами, а отправился к Лавану и двадцать лет служил у него как простой раб. Такова была воля Бога, и Яаков не жаловался на несправедливость. Так и Израиль: сыновья его, собрав урожай, радуются не земному благословению, а заповедям, которые дал им Бог.

В четвертый день первым входит Моше-рабейну (наш учитель), а за ним идут Авраам, Ицхак, Яаков, Аарон, Йосеф и Давид.

В пятый день первым входит Аарон а-коэн (священник), а за ним идут Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Йосеф и Давид. Что говорится о Моше и Аароне? "Ты вручил, как стадо, народ Свой Моше и Аарону… и двинулся народ Его, подобно овцам, и повел Он их, как стадо, пустыней". Сыны Израиля не сворачивали с пути Моше и Аарона.

В шестой день первым входит Йосеф а-цадик (праведник), а за ним идут Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон и Давид. О Йосефе сказано: "Сковали его ноги цепями, душу его заключили в железо". Но он и на чужбине сохранил свою веру. Так и Израиль: сыновья его хранят верность своему Отцу и собираются под сенью Его сукки.

В седьмой день, день Ошана Раба, первым входит Давид а-мелех (царь), а за ним идут Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон и Йосеф. О Давиде сказано: "Псалом Давида, когда он находился в Иудейской пустыне: Бог, Бог мой Ты, Тебя ищу, жаждет Тебя душа моя, стремится к Тебе плоть моя в земле пустынной, усталой, безводной". Даже в пустыне страдал Давид не от отсутствия хлеба и воды, а от тоски по Всевышнему. Так и сыны Израиля: они ищут лишь Его близости, ничто не радует их так, как возможность оставить все блага мира и вернуться под сень Пресвятого.

Испытание за испытанием преодолевали наши праотцы, и только ценой тяжкого труда, испытав множество мук, достигали они своей цели.

Авраам отправился из Ур Касдим в Харран, оттуда в Эрец Кнаан, затем он вернулся в Харран и вторично пришел в Эрец Кнаан, спустился в Египет и т.д.

Ицхак жил в земле плиштим,

Яаков бежал в степи Арама и вместе с сыновьями спустился в Египет.

Йосеф был продан в рабство на чужбину.

Моше скрывался в Мидьяне, затем он и его брат Аарон сорок лет водили народ по пустыне, но так и не удостоились войти в Эрец Исраэль.

Давид спасался от преследований Шауля в пустыне, бежал в Гат и Моав и не знал отдыха от многочисленных войн.

Почему Царь мира, дарующий жизнь и милость Свою всем сотворенным им существам, не одарил покоем Своих любимых слуг? Почему Он вынудил их скитаться с места на место?

Всевышний хотел, чтобы они распространяли Его свет по всему миру, приносили благословение, излучали добро. Авраам распространял в мире милосердие, Ицхак - преданность, верность и стойкость, Яаков - красоту и добро, Йосеф - святость, Моше и Аарон наполняли весь мир величием и славой. Они превратили мертвую скалу в источник живой воды, из которого пили все поколения. Царь Давид положил начало Небесному царству, которое установится с приходом Машиаха на всей земле.

Ни один из этих Ушпизин никогда ничего не просил для себя.

Всевышний установил правило: тот, кто не стремится к личной выгоде, удостаивается всего - этому человеку принадлежит весь мир.

Поэтому Бог сделал Авраама "отцом множества народов".

Поэтому Он обещал Ицхаку: "Благословятся потомством твоим народы земли".

Поэтому Он обещал Яакову: "Будут трудиться на тебя народы, и преклонятся пред тобою племена".

Йосефа Он поставил "хозяином над всей землей, питающим народ".

Моше "устанавливал границы народам".

Аарон был "как добрый елей…"

Давиду Бог сказал: "Проси у Меня, и Я отдам народы тебе в наследие".

Существует обычай: войдя в сукку, прежде всего пригласить к столу почетных гостей, а лишь затем занять свое место. При этом произносят "Приглашение Ушпизин":

"Я приглашаю на свою трапезу небесных гостей - Авраама, Ицхака, Яакова и ... и прошу… (произносят имя того, кто сегодня первым входит в сукку), чтобы рядом с тобой и со мной расселись небесные гости".

Затем называют по порядку имена остальных шести Ушпизин, входящих в сукку вслед за главным гостем сегодняшнего дня.

У сефардских евреев принято вносить в сукку красивое кресло, застилать его нарядным покрывалом, сверху класть священные книги. Это кресло называется "кисе (кресло) Ушпизин".

Теперь мы, потомки праотцов, радуемся перед лицом Всевышнего празднику Суккот и говорим: "Владыка мира! Не в домах и не в урожае заключено достояние наше. Ты один - наше сокровище и спасение!"

Сыны Израиля радуются, принимая у себя в гостях праотцов, а те счастливы видеть своих сыновей. Ибо нет большей радости для отца, чем видеть сына, который идет его путем.

Сказал рабби Аба:

"Авраам, пять праведников и царь Давид находятся в сукке вместе с ним. Ведь сказано: "В шалашах живите - семь дней" - "семь дней", а не "семь этих дней". Это значит: вы, носящие имя "семь дней" - живите в шалашах.

Семью днями названы семь пастырей, Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Агарон, Йосеф и Давид. Ибо если бы они не освещали мир, он был бы похож на вечную ночь."

Поэтому человек должен радоваться все дни Суккот: ведь ушпизин пребывают вместе с ними в сукке.

Сказал рабби Аба:

"Написано "В шалашах живите семь дней", а также: "Все коренные жители Израиля - пусть живут в шалашах". Первое из этих указаний относится к ушпизин, а второе - ко всему Израилю".

Когда рав Гамнуна входил в сукку, он останавливался у входа, не решаясь сесть в присутствии ушпизин, и говорил им: "Милости прошу".

Потом он накрывал стол и приглашал к нему гостей: "В шалашах живите - семь дней" - присаживайтесь, небесные гости, прошу!

Затем он радостно восклицал: "Счастливы мы, блажен удел Израиля, о котором сказано: "Ибо наследие Бога - народ Его. Яаков - наследственный удел Его"". (Дварим, 32)

Лишь после этого садился рав Гамнуна за стол.

ЗЕМНЫЕ ГОСТИ

Тора учит, что все евреи, являющиеся частью народа Израиля и имеющие удел в Святой Земле ("коренные жители"), - достойны пребывать под Его истинным кровом, принимать небесных ушпизин и радоваться вместе с ними как в этом, так и в грядущем мире.Поскольку праздничная сукка - резиденция Шхины (Божественного присутствия) и пристанище небесных гостей-ушпизин, в нее следует пригласить и земных гостей, ушпизин из плоти и крови - бедняков, которые разделят праздничную трапезу с хозяевами сукки.

Для Шхины нет большей радости, чем трапеза, в которой участвуют земные гости. Если хозяин сукки не может пригласить бедняков к себе, пусть он пойдет к ним и щедрой рукой снабдит их всем необходимым для праздника, сделает это приветливо и сердечно. Когда они будут есть его дары, это засчитается ему так, словно они ели за его столом, в его сукке.

В течение всего года видит бедняк соседей, обрабатывающих свои поля и занимающихся другими делами, приносящими благословенные плоды. Но у него самого нет ничего, и глаза его обращены к богачам, чья помощь ему необходима.

И вот пришла пора сбора урожая. Большинство домов наполняется благословенными плодами, а дом бедняка пуст. Казалось бы, ему нечему радоваться? Но Всевышний сказал: "В шалашах живите семь дней".

Собрав дары земли, покиньте свои дома; все вы будете гостями в Моей сукке - и богач, и вельможа, и бедняк. Три стенки, накрытые схахом - листьями и ветвями - это сукка для всех сынов Израиля, богатых и бедных.

Каждый еврей должен обратится к Всевышнему со словами: "Хотя Ты одарил меня урожаем, я радуюсь не ему, а только Тебе одному, и живу не в своем доме, а в Твоей сукке".

Поэтому каждый, кто признает, что Он - единственный источник благословения, в радостный час должен порадовать и сыновей Всевышнего - бедняков, как сказано: "Ибо так говорит Обитающий в вечности, Чье Имя свято: жилище Свое поставлю Я в высшей святости, и [там] со Мною - униженный и угнетенный…"

Как же доставить им радость? Следует разделить с ними плоды своего благословения или пригласить их за свой стол, посадить во главе стола и подать им первым лучшие блюда. Ибо небесные ушпизин восседают рядом с земными ушпизин, гостями из плоти и крови.

Человек, угощающий бедняка в своей сукке, возвращает гостю то, что ему принадлежит, а вовсе не наделяет его подарками.

Дело в том, что пригласивший в свою сукку небесных ушпизин хорошо знает, что с его стола от них не убудет. Но даже если бы он знал, что они примут участие в трапезе наравне со всеми - разве не пригласил бы он их к себе? Разумеется, пригласил бы! С каким воодушевлением хлопотал бы он, сколько денег истратил, лишь бы небесные ушпизин остались довольны угощением!

Высокие гости не едят с нашего стола. Поэтому они просят: "Все, что ты приготовил бы для нас, отдай беднякам, и мы будем считать, что ты угостил нас самих".

У сефардских евреев принято, посылая бедным припасы на праздник, добавлять: "Это - доля ушпизин".

В наших книгах сказано: "Богобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцов, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям. Человек, который удостоится ежедневно принимать у себя семерых бедняков - вместе с семерыми ушпизин - поистине будет он увенчан благословением!"

Рамбам - раби Моше бен Маймон - писал в книге Яд Хазака (Сильная Рука): "Все, что отделяется во Имя Бога, должно отделяться из самого лучшего, что есть у человека. Если он построил синагогу - пусть она будет красивее его собственного дома. Угощать голодных следует лучшим, что есть на столе. Одевать нагого - в самые лучшие одежды. Тот, кто посвящает что-нибудь Богу, должен выделить для этого лучшую часть своего достояния. Ибо сказано: "Все лучшее - Всевышнему"".

В книге Толаат Яаков читаем: "Когда человек угощает за своим столом бедняка - стол его уподобляется жертвеннику, на котором он приносит Богу мирную жертву. Поэтому надо ставить на стол самые лучшие блюда. Самая лучшая участь для трапезы - это когда в ней участвуют нуждающиеся".

Почему необходимо доставлять радость беднякам, приглашая их в свою сукку? Потому что доля небесных гостей принадлежит им, и они должны ее получить.

Тот, кто пригласил к себе небесных ушпизин, но не выделил им их долю (не пригласил бедняков к своему столу), останется ни с чем, ибо его гости встают и говорят: "Не вкушай хлеба недоброжелателя…", Мишлей, 23. А, уходя, добавляют: "Разве вы не видите, что этот стол приготовлен не для нас! Это не стол, накрытый перед лицом Всевышнего!"

Сказал рабби Аба:

"Каждый день в течение всей своей жизни стоял Авраам на скрещениях дорог, ожидая путников, чтобы пригласить их к трапезе. Поэтому, когда его и других праведников приглашают в сукку и не дают им их доли (т.е. за столом нет бедняков), Авраам тотчас же встает из-за стола и восклицает: "Отойдите от шатров этих злодеев!"

Бемидбар, 18.

И все остальные праведники поднимаются вслед за ним.

Ицхак говорит при этом: "Чрево нечестивых оскудеет".

Мишлей, 13.

Яаков и другие праведники говорят: "Кусок, который ты съешь, - будет исторгнут"".

Мишлей, 23.

Сказал рабби Элазар:

"Тора не требует от человека того, что превышает его возможности, как сказано: "Каждый - по дару своему, по благословению Бога твоего, какое Он дал тебе". Дварим, 16.

Поэтому пусть не говорит человек: сперва я насыщу свой голод и утолю жажду, а то, что останется - отдам бедняку. Самое лучшее следует отдать гостям!"

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ

Предлагаю вашему вниманию тексты, посвященные традиции гостеприимства. По каждому из них можно провести увлекательное обсуждение сюжетов, описанных в них.

ГОСТЕПРИИМСТВО АВРААМА И САРЫ

Однажды Авраам спросил у Шема, сына Ноаха: "Скажи, пожалуйста, почему Бог спас вас в ковчеге?"

Ответил Шем: "Мы выжили благодаря благотворительности".

Сказал Авраам: "Что это значит? Ведь в ковчеге не было никаких бедняков".

Шем пояснил: "Я говорю о нашей благотворительности по отношению к животным. Ночи напролет не смыкали мы глаз, кормя их и ухаживая за ними".

Подумал Авраам: "Если так, то какова награда за выполнение заповеди помогать людям!"

Авраам разбил в Беер Шеве прекрасный фруктовый сад. В собственном шатре он устроил четыре входа, которые все время держались открытыми, чтобы утомленный путник, куда бы он ни шел, всегда мог войти внутрь и отдохнуть после дороги, получив кров и обильное угощение.

Вскоре разнеслась молва о том, что один удивительный человек устроил открытый для всех бесплатный постоялый двор в пустыне. Из ближних и дальних мест устремлялись туда гости, чтобы насладиться едой. После трапезы они благодарили радушного хозяина и вставали, чтобы уйти. Но Авраам говорил:

"А теперь вы должны прочесть благословение: "Будь благословен Властелин Вселенной, от щедрости Которого мы вкушали!"

Гости возражали: "Мы не хотим читать никакое благословение. Кто такой этот Властелин Вселенной?

Тогда Авраам предлагал гостям заплатить за угощение: "Бутыль вина - десять золотых монет, кусок мяса - десять золотых, буханка хлеба - десять золотых".

Гости с возмущением отвечали: "Это слишком дорого. Таких цен не бывает!"

Авраам соглашался: "Возможно. Но какова должна быть цена хлеба, который можно купить посреди пустыни? Где в этом невозделанном краю можно достать дешевое вино и мясо?"

Гости примирительно говорили: "Пожалуй, ты прав. Кто же этот Властелин, которого ты просил нас поблагодарить? Давай, благословим Его!"

Таким образом Авраам, проявляя гостеприимство и уча ему других, привлек к служению Богу других людей.

ВСТРЕЧА С АНГЕЛАМИ

Прошло три дня с тех пор, как Авраам сделал себе обрезание. На третий день после обрезания человек испытывает наибольшую слабость и сопутствующие ей боли.

Однако Авраам не чувствовал физической боли. Он сокрушался совсем по другому поводу: "Почему никто не пришел в мой шатер за эти два дня? Неужели теперь гости не заходят ко мне из-за того, что я обрезан?"

Обеспокоенный этой мыслью, он послал своего слугу Элиэзера на поиски путников. Но Элиезер вернулся один. Тогда Авраам сам сел перед своим шатром в надежде, что он увидит путников, проходящих мимо.

Жара в тот день была нестерпимой. Бог решил: "Горячий воздух успокоит его рану, а заодно избавит его от хлопот по ухаживанию за гостями, так как жара удержит людей от странствий".

Но, увидев, что Авраам терзается из-за того, что не может проявить свое гостеприимство, Бог объявил ангелам: "Тогда мы сами придем проведать Авраама!"

Цель этого визита была двойной: во-первых, навестить больного, а во-вторых, дать Аврааму возможность проявить свое гостеприимство.

Из того, что Бог Сам явился к Аврааму навестить его в болезни, мы выводим, что и нам следует навещать больных.

Как только Авраам почувствовал над собой Шехину, он хотел подняться, но Бог велел ему: "Оставайся сидеть! Как ты сейчас сидишь, а Шехина стоит над тобой, так и потомки твои, еврейский народ, будут входить в синагоги и ешивы и, сидя, читать Шма, а Я буду стоять возле них".

В этот момент Авраам поднял глаза и заметил трех путников, стоявших в отдалении. Аврааму они показались вполне обычными людьми.

Он подумал: "Заговорю-ка я с ними. Если Шехина не оставит меня в то время, пока я беседую с ними, то это наверняка великие люди и Бог хочет, чтобы я пригласил их".

Сказал Авраам: "Прошу тебя, Властелин мой, не покидай меня, пока я не выполню мицву гостеприимства!"

Он выбежал из шатра и поклонился путникам: "Прошу вас, господа, не покидайте слугу своего! Вы, должно быть, утомились в дороге. Сейчас неподходящее время продолжать путь. Отдохните, здесь есть вода и приятная тень. Дозвольте мне приказать принести немного воды, чтобы омыть ваши ноги!"

При этом Авраам подумал: "Если эти бедуины поклоняются дорожной пыли, надо сделать так, чтобы в мой дом не проник предмет их идолопоклонства".

Авраам продолжал: "Позвольте хотя бы принести вам немного хлеба. Подкрепившись, вы сможете продолжить свой путь.

Праведные люди обещают мало, а делают много, в то время как нечестивцы наоборот: обещают много - но не выполняют ничего. Авраам посулил ангелам "немного" хлеба, а подал им воистину царскую трапезу, заколов трех тельцов и израсходовав огромное количество муки. А перед трапезой в виде закуски он подал масло и молоко.

Так Бог, заверяя Авраама, что покарает египтян в конце первого изгнания, сказал так (Берешит 15:14): "И над племенем, которому они (евреи) будут служить, произведу Я суд!" В словах "произведу суд" всего две буквы, далет и нун (4 и 10), но обрушил на египтян только Десять Казней!

Поскольку Авраам был великим человеком, ангелы, посоветовавшись между собой, решили, что не подобает отвергать его приглашение. Они ответили: "Делай, как сказал".

Итак, Авраам приготовил для гостей царское пиршество. Сначала он побежал к шатру Сары и велел ей: "Сара, поскорее возьми муку, чтобы испечь мацу".

"Какую муку?" - спросила Сара.

"Самую лучшую муку мелкого помола".

Настолько сильно овладело Авраамом желание выполнить мицву гостеприимства, что с момента прихода гостей он ни разу не присел, пока не приготовил пышный стол. В Торе так и написано, что он "бегал".

Авраам позвал своего сына Ишмаэля, чтобы обучить и его мицве гостеприимства, приказав приготовить тельцов для гостей.

Где же был сам Авраам во время трапезы? Он стоял и прислуживал гостям.

Хоть ангелы и не нуждаются в пище, в честь Авраама они действительно ели. Такой была награда за хесед Авраама.

Авраам по-человечески обошелся с ангелами, которые не нуждались в его гостеприимстве. За это Бог наградил его полной мерой. Всевышний даровал его потомкам ман, колодец Мириам, перепелов и Облака Славы. Насколько же больше будет награда тому, кто проявляет доброту в том случае, когда она действительно необходима другим людям!

"Поев", ангелы спросили у Авраама: "Где Сара, твоя жена?"

Конечно, ангелы знали, где была Сара, однако задали этот вопрос. Зачем? Чтобы лишний раз обратить внимание Авраама на скромность его жены, которая осталась в своем шатре, а не вышла из любопытства посмотреть на гостей. Тем самым она становилась еще дороже для своего мужа.

Ответил Авраам: "Сара в шатре".

Сказал ангел: "Знай, что в награду за скромность она удостоится потомков, которые будут служить в Святом Храме в качестве священников".

Удивился Авраам: "Потомков? Но у нее нет детей!"

Когда ангелы уходили, Авраам, по своему обычаю, проводил их.

БОГ УНИЧТОЖАЕТ СДОМ И СПАСАЕТ ЛОТА

Вечером того же дня два ангела прибыли в Сдом, и первым их встретил Лот, который в это время ходил по улицам. Лот, как и Авраам, хотел пригласить гостей, но из-за сдомских законов боялся ввести кого-либо к себе домой открыто, поэтому искал путников во тьме и приглашал их тайно.

Заметив на улице двух незнакомцев, Лот подбежал к ним, поклонился и сказал: "Прошу вас, господа мои, войдите в мой дом и останьтесь у меня на ночлег".

Ангелы ответили: "Нет, мы будем спать на улице. Мы не хотим подвергать опасности твой дом".

Но Лот настаивал: "Прошу вас, войдите ко мне".

Видя их упорное нежелание следовать за ним, он взял их за руки. Лишь тогда они согласились. Они не хотели подвергать Лота опасности.

Лот предостерег своих гостей: "Ступайте к моему дому кружным путем и входите незаметно".

Когда же они благополучно прибыли в дом Лота, он дал такое наставление: "До завтрашнего дня не смывайте пыль со своих ног. Если люди Сдома придут ко мне, я хочу, чтобы они заметили эту пыль и подумали, будто вы только что вошли в город. Извините, но я вынужден принимать такие меры предосторожности, поскольку за гостеприимство меня могут приговорить к смерти!"

Лот приготовил для гостей хорошую трапезу. Прежде всего он угостил их мацой, поскольку был Песах. Жена Лота, уроженка Сдома, не разделяла взглядов своего мужа на гостеприимство, и сказала ему: "Если люди Сдома узнают про гостей, они тебя убьют. Ты подвергаешь опасности не только себя, но и всю семью. Давай, разделим дом между собой. Гости останутся на твоей половине, а я останусь не при чем".

У жены Лота был обычай подавать гостям мужа несоленую пищу, чтобы сэкономить хотя бы на этом. На этот раз Лот велел ей: "Подай гостям немного соли".

Жена возразила: "Ты хочешь ввести в нашем доме этот дурной иностранный обычай? Я согласна, но у нас в доме нет соли! Так что придется идти к соседям".

Она пошла к соседям домам и сообщила им: "У нас гости. Не можете ли вы дать немного соли?"

Вскоре весь город знал о том, что Лот пригласил к себе чужеземцев.

Ангелы спросили у Лота: "Что за люди живут в этом городе?"

Лот ответил: "Нечестивцы".

К дому Лота уже сбежалось почти все мужское население города. Они принялись громко стучать в двери дома с требованием выдать им гостей. Во всем городе не нашлось ни одного человека, который бы возражал против этого.

Лоту пришлось выйти на улицу, чтобы успокоить толпу. Ради гостей подверг свою жизнь опасности.

Лот кротко обратился к соотечественникам: "Прошу вас, братья, вспомните, что Поколение Потопа было сметено с лица земли за те же грехи, которые вы собираетесь совершить сейчас".

Чтобы защитить своих гостей, Лот пошел на еще большую жертву: "У меня есть две незамужние дочери. Я выведу их к вам, и делайте с ними, что хотите. Только прошу вас, оставьте моих гостей в покое, ибо они пришли в мой дом!"

Бог сказал: "Человек может предать себя на смерть ради жены и дочерей. Но Лот готов выдать на поругание своих дочерей ради чужих людей. Клянусь, они достанутся тебе. Рано или поздно люди станут смеяться над тобой, читая в Торе: "И зачали обе дочери Лота от своего отца" (19:36).

Толпа кричала Лоту: "Убирайся! Разве для этого поставили мы тебя судьей, чтобы ты вводил новые законы? С древних времен наша традиция гласит, что над каждым чужеземцем необходимо учинять издевательства и грабеж!"

Действительно, Лот после своего приезда в Сдом поставлен был главой суда, но местные жители соглашались с его мнением только в том случае, если оно соответствовало их образу жизни.

Они кричали: "Раз ты вмешался, мы поступим с тобой еще хуже, чем с ними!" И они стали ломать дверь, но ангелы защитили Лота и его семью в награду за гостеприимство. Они отвели Лота внутрь дома и поразили слепотой всех, кто стоял у входа в дом. Поскольку преступное дело начали молодые, то наказание постигло прежде всего их. Несмотря на поразившую их слепоту, люди пытались ощупью найти дверь, но у них ничего не получилось.

Как только Лот понял, что ангелы намерены уничтожить жителей Сдома за их нечестивость, он стал молиться, упрашивая пощадить их. Тогда ангелы сказали Лоту: "Перестань молить о милосердии. Они требовали от тебя выдать нас, чтобы сотворить над нами злое дело, а для этого преступления нет оправдания. Мы уничтожим этот город. Спасай себя и свою семью!"

Лот колебался: "Как могу я бросить свое богатство? Надо подумать, что следует захватить с собой".

Забрезжило утреннее солнце, а Лот все еще не решил, с какими из своих сокровищ расстаться, а какие взять с собой.

Ангелы торопили Лота: "Поспеши, иначе ты погибнешь за чужие прегрешения".

Но Лот продолжал мешкать, и тогда ангелы взяли теперь за руки Лота, его жену и двух их дочерей и спешно повели прочь от города.

Лот вышел из Сдома без гроша в кармане. Таково было наказание за то, что он поселился в Сдоме в погоне за богатством.

В ДОМЕ ГАМЛИЭЛЯ

Однажды р. Элиезер, р. Иегошуа и р. Цадок ели в доме р. Гамлиэля. Прислуживал сам р. Гамлиэль, который стоял и наливал им вино. Р. Элиезер не выдержал и отказался принять кубок из рук Наси (патриарха). Когда же р. Гамлиэль подал вино для р. Иегошуа, тот его выпил.

Воскликнул р. Элиезер: "Что такое, Иегошуа! Разве подобает нам сидеть за столом, когда сам р. Гамлиэль стоит и ухаживает за нами?"

Ответил р. Иегошуа: "Почему нет? Даже более великий человек чем р. Гамлиэль прислуживал за столом. Наш праотец Авраам ухаживал за тремя гостями, о которых он думал, что они идолопоклонники. Раз уж Авраам был согласен прислуживать гостям, то и р. Гамлиэль может поухаживать за нами!

Р. Цадок присоединился к мнению р. Иегошуа: "А ведь ты еще не упомянул о самом Великом из всех. Создатель этого мира заставляет ветры дуть, дожди - падать, травы и деревья - расти, накрывая стол и приготовляя пищу для всякой живой твари. Если уж Сам Творец ухаживает за Своими творениями, то почему бы и Гамлиэлю не прислуживать нам?"

Если в дом приходят гости, то хозяину следует принять их с самыми добрыми чувствами. Даже если в его распоряжении имеются сотни слуг и служанок, тем не менее, надо, чтоб он сам постарался ради своих гостей.

ИСТОРИЯ ПРО РАВА СОЛОВЕЙЧИКА

Выдающийся авторитет конца XIX века раби Йосеф Дов Соловейчик посетил город Барановичи. Человеком он тогда был молодым, в лицо его мало кто знал. Неудивительно, что, когда он обратился к владельцу еврейского постоялого двора, может ли у него остановиться на ночь, тот решил, что перед ним обычный еврей, и не стоит перед ним "ломать шапку".

Он так и сказал прибывшему: "Где найдешь угол на кухне, там бросай свое пальто на пол, да и ложись. У меня нет времени на тебя, с минуты на минуту прибудет раби Аарон из Кайданова!"

И побежал отдавать указания по приему знаменитого рава. Раби Йосеф Дов вздохнул и пошел искать незанятое место под лестницей. Когда прибыл раби Аарон, личность известная и знаменитая, вся прислуга постоялого двора суетливо забегала.

Больше всех суетился хозяин гостиницы.

И вот раби Аарон поднимается по лестнице, вокруг несут фонари. Топот, грохот. Бросает взгляд вниз - и кого он замечает? Рава Соловейчика, мирно лежащего на пальто, расстеленном прямо на полу! Он спускается и начинает горячо приветствовать уважаемого учителя, который еще не успел закрыть глаза.

Увидел эту сцену хозяин и обомлел от страха. Прорывается он к раву Соловейчику и начинает со слезами в голосе извиняться: "Извините меня, уважаемый рав. Я и представить себе не мог, какой человек посетил мое заведение! Я сожалею и раскаиваюсь в своей ошибке. Я сейчас же распоряжусь, и отдам Вам самую лучшую комнату. Да что там комнату! Я отдам Вам свои апартаменты, а сам как-нибудь устроюсь с женой в другом помещении. А вечером я лично подам самый лучший ужин прямо в комнату".

Выслушал рав Йосеф Дов эти извинения и произнес:

"Наши мудрецы учат законы гостеприимства у Авраама, принимавшего трех гостей, а не у его племянника Лота.

Почему? Ведь, кажется, Лот проявил большее мужество: ему угрожали жители Содома, но он не выдал гостей на растерзание толпы, в то время как Аврааму никто не угрожал.

Лот знал, что его посетили ангелы. А перед ангелами трудно не проявить максимальное старание.

Авраам же думал, что перед ним простые арабы. И все же побежал отдать распоряжения, чтобы приготовили самое лучшее.

Никакой доблести нет в том, чтобы отдать свою комнату человеку, к которому относишься с повышенным почетом. Но заповедь говорит: прими простого человека, как самого дорогого из гостей. Прими, как принимают ангелов!"

ИСТОРИЯ ПРО ХАФЕЦ ХАИМА

Эта история произошла в городке Радин.

Приехал в те места один ученый человек. Он хотел встретиться с Хафец Хаимом. Конечно, он не знал великого мудреца в лицо.

Дело было поздним вечером, и ученый спросил на улице первого встречного, где в этом городе останавливаются приезжие.

Прохожий ответил, что приезжие останавливаются у него.

Он привел ученого в свой дом, выделил ему лучшую комнату, накормил ужином. Хозяин дома лично ухаживал за гостем как владелец гостиницы.

Наутро, уже в синагоге, после утренней молитвы, приезжий попросил познакомить его Хафец Хаимом.

Велико же было его удивление, когда ему указали на "владельца гостиницы".

Ученый бросился он к Хафец Хаиму и начал просить прощения за то, что позволил такому великому мудрецу прислуживать вчера вечером.

На что рав сказал: "Я бы тебя простил, когда бы был свободен от заповеди принимать гостей.

Но я не свободен, поэтому не за что прощать.

Это тебе спасибо за то, что дал мне ее исполнить".

ИСТОРИЯ ПРО ХАФЕЦ ХАИМА

Остановился однажды в доме Хафец Хаима на субботу богатый еврей. Но присутствовать на трапезе вместе с хозяевами гость наотрез отказался, если ему не пообещают, что после субботы он заплатит за все, что съел и выпил.

Наутро после субботы, когда гость уже собрался покинуть гостеприимный дом, выяснилось, что Хафец Хаим не хочет брать с него никаких денег.

"Но ведь рав обещал, что я заплачу сполна!" - чуть не плача, заявил расстроенный гость.

"Разве можно не держать обещания?".

Ответил ему Хафец Хаим: "Скажи честно, если бы я не обещал, что ты заплатишь за еду, ты бы чувствовал себя спокойно?"

"Пожалуй, нет. Всюду я стараюсь платить за себя сам, ибо привык есть свою еду, а не чужую".

Сказал Хафец Хаим: "Вот потому я и пообещал, чтобы ты знал, что ешь свою еду. И чтобы провел субботу без забот и ненужных мыслей. Но знай, что я и сам так считал - что ты ешь, хоть не оплаченную, но свою еду, а не мою. Ведь только так можно выполнить заповедь о приеме гостей".

ИСТОРИЯ ПРО РАВА АЛЬБЕРШТАМА

Известно, что раби Ехезкель Альберштам из Шинова всегда старался пригласить к себе в дом больных и нищих, которых не приглашали другие.

Однажды пришли к нему на урок хасиды и обнаружили в комнате, на кровати рава, какого-то человека - лежит ворочается, чувствует себя как дома.

Удивились хасиды: кто это лежит на постели их цадика, в то время как он сам сидит с ними и дает урок?

Только рав вышел на минутку, бросились они к кровати и увидели человека, который уже несколько дней слоняется по улицам их города, но никто не берет его к себе в дом - настолько он страшен видом: весь покрыт лишаем, нечист до предела и пахнет. А тут лежит, отмытый, в выстиранной рубашке, сытый и довольный.

Вернулся в комнату раввин и заметил: "Есть заповедь приютить человека, если ему негде спать. Но нигде не сказано, что она касается только людей, которые нам нравятся внешним видом".

ИСТОРИЯ ПРО РАБИ ГРОДЖИНСКОГО

Один приезжий гостил у раби Хаима Озера Гроджинского в дни праздника Суккот.

После вечерней молитвы рав сказал, что приглашает гостя пройти в сукку, где его ждет праздничная трапеза. Также раби Хаим сообщил, что сам не сможет прийти в сукку, так как у него разболелась спина, и ему трудно спускаться и подниматься по лестнице дома.

Известно, что больной человек свободен от выполнения заповеди есть и спать в сукке.

Гость спустился в сукку. Стол действительно был накрыт разнообразными кушаньями. Гость прочитал благословения и уже собрался приступить к трапезе.

В это время в дверях шалаша появился сам рав. Он тяжело дышал после трудного спуска по лестнице и держался за спину.

Гость с удивлением и сочувствуем посмотрел на хозяина дома.

Рав объяснил: "Сначала я подумал, что останусь наверху, потому что свободен от исполнения заповеди сукки. Но затем я подумал, что не свободен от исполнения другой важной заповеди - приема гостей! Ведь Авраам принимал трех путников даже тогда, когда сам тяжело болел… Да и не хорошо, когда трапеза проводится в одиночестве. Какое же это гостеприимство?"

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Тора

Новые исследования книги Берешит в свете классических комментариев, Н. Лейбович

Мидраш рассказывает

Р. Реувен Пятигорский

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ В ЕВРЕЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =