ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

AJTorah


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =

ТИКУН ОЛАМ. в PDF

НЕУДОБНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

КОТОРЫЙ ИЗ МИРОВ МЫ СОБИРАЕМСЯ ИСПРАВЛЯТЬ?

Сегодня выражение "тикун олам" (исправление мира) активно используется по отношению к любым добрым делам - будь то спасение котят или помощь голодающим детям Африки. Часто под этими словами понимаются разнообразные политические акции в разных уголках мира.

В последние десятилетия концепция "тикун олам" была подхвачена многими еврейскими организациями и взята на вооружение применительно к благотворительности, добрым делам и актам социальной ответственности.

От частого употребления эти слова стали заезженными. Многие играют красивыми словами, теряя глубинный смысл самих терминов. Исправление и совершенствование мира - красивая концепция, но не была ли она обесценена современной риторикой?

Некоторые евреи выступают за конкретные действия, значение которых в большей степени обусловлено не еврейской, а общей моралью, и результат которых быстро становится очевиден. Волонтерская работа в благотворительных столовых, сбор денег в поддержку Государства Израиль, обучение евреев Торе, сбор средств для больных раком, даже поддержка создания палестинского государства - все это и многое другое подается как "тикун олам". Часто под видом "тикун олам" продвигаются идеи, даже отдаленно не связанные с еврейством и иудаизмом.

На протяжении веков мы постоянно пытались исправлять окружающий нас мир. Именно этим определяется высокая активность евреев, например, в политике.

История учит: вмешательство евреев во внутренние дела народов, оказавших им гостеприимство, ни к чему хорошему не приводит.

Эпоха вице-фараона Йосефа закончилась египетским рабством. Причем больше всего ненавидел евреев новый фараон, о котором Тора говорит:

"И встал новый повелитель над Египтом, который не знал Йосефа".

Как же он мог не знать? Ведь при предыдущем фараоне Йосеф десятки лет был фактическим правителем Египта. Он сделал для этой страны немало добра. Спас ее от голода. Но фараон не хотел знать, не хотел помнить об этом добре!

Спустя тысячу лет над евреями Персидской империи нависла угроза тотального уничтожения. Существует немало объяснений, почему разразилась эта напасть, но непосредственным поводом к трагедии стал политический конфликт еврейского министра Мордехая с царским любимцем Аманом.

И в новые времена политическая активность евреев ничем хорошим для евреев же не заканчивалась.

Стремление изменить жизнь к лучшему - это, можно сказать, ДНК еврейского народа. Для этой цели нас и избрал Всевышний. Но изменять жизнь - и свою и других народов - евреи должны только одним путем: неся в мир свет моральных императивов Торы.

ВВЕДЕНИЕ

В Талмуде сказано: "Если евреи мира смогут встретить два шабата подряд по всем правилам закона, придет Избавление".

"Всевышний определил для еврейского народа задачу, которая заключается в восстановлении связи и близости с Творцом".

Обязанность жить по законам Торы и исправлять себя и свои поступки является базовой ценностью иудаизма. Поэтому представители традиционного иудаизма предлагают трактовать термин "тикун олам" в первую очередь во внутриеврейских смыслах.

Чтобы достичь этой цели, народ Израиля должен реализовать в нашем мире весь комплекс законов Торы, одновременно насыщая нашу жизнь светом Мудрости Творца. Светом Мудрости, которую Он дал нам в Письменной и Устной Торе - во всех ее гранях. Каждый из нас, двигаясь в этом направлении, приближает завершение работы по Тикун Олам, то есть - приближает приход Машиаха".

Слово "тикун" в переводе с иврита обычно означает "исправление". Это слово представляет собой отглагольное существительное от летакен - "исправлять".

Глагол тикун встречается в Танахе дважды, и оба раза в книге Экклезиаст:

"Искривленное невозможно выправить (часто переводят - выпрямить), а то, чего недостает, невозможно исчислить".

1:15.

"Посмотри на деяния Бога, разве может кто исправить (часто переводят - выпрямить) то, что он искривил?"

7:13.

Само же слово "тикун" принадлежит языку Мишны.

В Танахе оно не встречается, и появляется только в переводах (таргумах) Онкелоса и Йонатана.

Важно отметить, что наряду с ним (иногда и в одинаковом значении) в Мишне появляется слово "такана" ("исправление"), которое является существительным, образованным от того же трёхбуквенного корня.

Слово "такана" встречается в Мишне 4 раза: 2 раза - в трактате Рош hаШана, и 2 - в трактате Гитин.

Вне трактата Гитин слово "тикун" в Мишне появляется ещё в двух случаях:

когда сообщается о большом "тикуне", который осуществлялся в Иерусалимском Храме во дворе женщин на исходе первого дня праздника Суккот;

когда устанавливается правило, что жертва за грех, у которой имеется недостаток (например, украденное животное), всё же обладает искупающей силой, если о несовершенстве жертвы известно не многим - ради "тикуна" жертвенника.

Гораздо чаще появляется в Мишне другой глагол, образованный от того же корня, - "леhаткин", что можно перевести как "установить в исправление".

Традиционно "тикун олам" переводят как "исправление мира".

В современном мире этот оборот все чаще используется как "исправление мирового порядка". Что сразу ставит перед нами проблему определения понятия "мир".

Считать ли "этот мир" исключительно еврейским? Или речь идет обо всем мире? Или о мире еврейском? Возможно, речь идет о какой-то части мира, включающей только отношения между людьми, экологические проблемы, системы политического устройства?

В Мишне понятие "тикун олам" имеет социально-политическое значение, призывающее к ответственности по отношению к "слабо защищенным слоям населения": бедным, сиротам, вдовам. Общинная жизнь во все времена подразумевала взаимопомощь и стремление к социальной справедливости. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим ту часть трактата Гитин, в которой приведены примеры "тикун олам".

ТИКУН ОЛАМ В ВАВИЛОНСКОМ ТАЛМУДЕ

Мы приступаем к исследованию Мишны. Не торопитесь прочитать весь текст. В помощь вам после каждого отрывка даны вопросы для понимания и обсуждения его сути. Разобрав поставленные вопросы переходите к следующему отрывку.

Мишна не является теоретическим трактатом, в котором формулируются различные концепции и теории. Она представляет собой Устное Учение о том, как конкретно исполнять заповеди Торы согласно их буквальному смыслу.

Мы знаем, что на рубеже II и III вв. н.э. отредактировал и "опубликовал" Мишну рабби Йеhуда hаНаси ("Князь" или "Патриарх").

Большие блоки различаются в Мишне по "ключевым словам", обычно стоящим в начале каждого параграфа. Например, первые три главы трактата объединяются общей темой: посланник, которому доверили доставить гет (разводное письмо). Эти главы начинаются словом "приносящий".

С помощью работы Матвея Пирогова мы разберем ту часть текста, исходя из которой можно попытаться восстановить концепцию "тикун олам".

Почти все параграфы трактата со словосочетанием "тикун олам", идут единым блоком - это 4 и начало 5 главы трактата.

4 глава продолжает разговор о посланце, приносящем гет, но теперь акцент перенесён на мужа, который отправляет посланца с этим поручением.

Правило. Если муж хочет отменить гет, который он уже послал своей жене, то он может это сделать, пока документ не передан в руки его жены. Если жена получила гет, муж больше не может его отменить.

Смоделируйте ситуации, в которых может произойти данное событие.

Проанализируйте мотивы, по которым муж может передумать давать развод своей жене.

Чьи интересы отстаивает данное правило?

Правило. Муж может собрать бейт-дин в другом месте и отменить гет.

Исправление. Раббан Гамлиэль Старший постановил, чтобы так больше не поступали, - "ради исправления мира".

Мы впервые встретили оборот "ради исправления мира".

Что пытается изменить раббан Гамлиэль?

Чьи интересы он отстаивает?

Правило. В разводном письме можно было писать любое из имён мужа и жены.

Исправление. Раббан Гамлиэль Старший установил, чтобы писали имя каждого и всякое другое "имя", которое есть у него или у неё, - "ради исправления мира".

Смоделируйте ситуации, когда "одного из имен" человека недостаточно для оформления документа.

С чем это могло быть связано?

Что пытается исправить раббан Гамлиэль?

Правило. Вдова может получить то, что причитается ей по брачному договору, но только после принесения присяги.

Этому правилу вскоре перестали следовать, возможно, из-за того, что вдовы все чаще давали ложные клятвы ради получения прибыли.

Исправление. Раббан Гамлиэль Старший постановил, чтобы вдова клялась, что отдаст детям своего мужа то, что они пожелают из имущества покойного, а потом получала свою ктубу (возврат ктубы - подтверждение развода).

Что изменилось в положении женщин после постановления раббана Гамлиэля?

Этот параграф похож на предыдущий фрагмент по своему строению: общее правило, проблемная ситуация, новое решение мудреца. Только в первом случае была исправлена привычная практика, а во втором - принималось отступление от правила.

В тот же 3 параграф попали два замечания, не связанные с темой вдовы:

Правило. Свидетели подписываются на гете "ради исправления мира",

Правило. Прозбол Гилеля "ради мирового порядка".

(Прозбол - документ, согласно которому право на взыскание долга передаётся от частного лица к организации. Поскольку долги организациям, согласно раввинистической галахе, не отменяются в седьмой год, прозбол является способом избежать заповеданного в Торе прощения долгов каждый седьмой год).

Обратите внимание на разные формулировки, аргументирующие принятие этих двух решений. Как вы думаете, почему в первом случае использовано выражение "тикун олам", а во втором - "ради мирового порядка"?

Почему эти два замечания помещены именно сюда?

Первое, возможно, продолжает тему разводного письма.

В случае прозбола, возможно, мы имеем дело с привязкой практики к общей теме четвёртой главы - "исправлению мира".

4 параграф переходит к теме рабов.

Правило. Если раб, захваченный в плен, выкуплен в качестве раба, то он снова становится рабом, а если он выкуплен в качестве свободного, то становится свободным.

Исправление. Рабби Шимон бен Гамлиэль постановил: "И в том, и в другом случае он снова становится рабом".

Смоделируйте возможные ситуации разных способов выкупа рабов.

Чем это могло быть вызвано?

Что, по сути, предлагает Шимон бен Гамлиэль?

Правило. Раб, под залог которого хозяин взял деньги, может получить вольную, и не должен ни гроша.

Исправление. Господина заставляют дать рабу вольную, а раб пишет заёмное письмо, равное сумме своей стоимости, чтобы заимодавцы его хозяина не лишились своих денег - "ради исправления мира".

Дополнение. Рабби Шимон бен Гамлиэль: "Заёмное письмо пишет не раб, а его хозяин".

Мы столкнулись с двумя исправлениями правила.

Что изменилось в жизни господина и раба после принятия этих исправлений?

Чьи интересы отстаивает Шимон бен Гамлиэль?

Почему здесь использовано выражение "ради исправления мира"?

Уместно заметить, что правила, касающиеся документа, которым отпускают раба на свободу, и документа, которым отпускают жену, во многом совпадают.

5 параграф продолжает тему рабов.

Правило: Как следует поступить в отношении человека, который оказался наполовину рабом, наполовину свободным?

Представители дома Гилеля учили: "Человек, который наполовину раб, а наполовину свободный, должен работать один день на себя и один день на хозяина".

Представители дома Шаммая возразили им, что в своём решении они позаботились только о господине, а о рабе не подумали, так как он не может жениться ни на свободной (поскольку наполовину раб), ни на рабыне (поскольку наполовину свободен).

Оставаться неженатым вовсе не является выходом из ситуации, поскольку Адаму была дана заповедь "плодиться и размножаться".

Исправление. Представители школы Шаммая заявляют: "ради исправления мира" надо заставить господина отпустить раба на волю. Раб должен выдать господину вексель на половину своей стоимости, чтобы возместить денежные потери".

Представители школы Гилеля приняли исправление, отказавшись от своего первого решения.

Смоделируйте ситуации, в которых может появиться человек наполовину раб и наполовину свободный.

Проанализируйте, что, по сути, предлагают последователи Гилеля и Шамая.

Чье решение вам представляется более гуманным?

Аргументируйте свое предположение.

На что вы обратили внимание в аргументации последователей школы Шамая?

Объясните использование в данной ситуации выражения "ради исправления мира"?

Правило 1. Если хозяин собрался продать своего раба язычнику (что запрещено Торой), то раб автоматически становится свободным.

Правило 2. Пленных не выкупают дороже их стоимости "ради исправления мира".

Правило 3. Не способствуют побегу пленных "ради исправления мира".

Правило 4. Не выкупают священных предметов (святых книг, тфилин и мезуз) у язычников дороже их стоимости "ради исправления мира".

Каковы ваши первые впечатления об этих правилах?

Почему первое правило не снабжено аргументом "ради исправления мира"?

Как вы думаете, чем они могли быть вызваны?

Похоже, что первые два правила продолжают ряд предписаний, связанных с темой рабов: раба нельзя продавать язычникам или в языческие страны, а тех, кто оказался в рабстве у язычников необходимо выкупить.

Анонимное мнение большинства гласит, что все это делается ради "исправления мира". Рабби Шимон бен Гамлиэль полагает, что 1 и 2 правило установлены ради самих пленников - "мипней таканат hашвуйин" ("ради исправления [положения] пленников", "ради установления [статуса] пленников").

Возможно, запрет связан с нежеланием дать язычникам повод считать продажу евреев выгодным делом и требовать за них вдвое или втрое больше их обычной цены.

Слова рабби Шимона можно понимать так: не стоит устраивать побег пленников, потому что если сбежит только их часть, то разъярённые хозяева будут изливать свой гнев на спины оставшихся.

Третье правило приведено в параллель первому, поскольку как евреи, так и священные иудейские предметы находились в плену у язычников.

Насколько комментарии к этим правилам изменили ваше отношение к самим правилам?

Согласны ли вы с такими комментариями?

Предложите свои аргументы.

Уделив внимание судьбе рабов, Мишна возвращается к теме развода.

Правило. Тот, кто дал жене развод из-за худой молвы о ней, и тот, кто дал жене развод из-за обета, не могут взять её назад.

Исправление. Рабби Йеhуда говорит: "Тот, кто развёлся с женой по обету, может взять её назад, если об обете известно немногим"

Дополнение. Рабби Меир говорит: "Муж может взять жену назад, если обет не требует исследования мудреца".

Разъяснение. Рабби Элиэзер говорит: "Запретили одно не иначе, как из-за другого;

Частный случай. Рабби Йосе (сын рабби Йехуды) говорит: "Один человек поклялся развестись с женой и развёлся. Мудрецы разрешили ему взять её назад - ради "исправления мира".

Какую часть правила дополнили мудрецы, а какую оставили без внимания? Аргументируйте ваше предположение.

Как вы понимаете разъяснение рабби Элиэзера?

В 8 параграфе продолжается разговор о разводе.

Правило 1. Рабби Йеhуда говорит: "Тот, кто отпустил свою жену, потому что она бесплодна ("айлонит"), не может взять её назад",

Исправление. Мудрецы говорят: "Может".

Правило 2. Если женщина вышла замуж за другого мужчину и родила ему детей, а она приходит за своей ктубой, то ей говорят: "Уж лучше бы ты молчала!"

Обратите внимание, правила не заканчиваются словами "ради исправления мира".

Как вы думаете, почему они помещены рядом с предыдущими правилами?

Смоделируйте ситуации, для которых потребуется применение этих правил.

Как вы думаете, почему мудрецы приняли такое решение?

Вспомните, в каких сюжетах Танаха мы сталкивались с бесплодностью женщин.

Как разрешались эти ситуации?

Почему эти правила не подкреплены формулой "ради исправления мира"?

Последний параграф четвёртой главы содержит следующие правила.

Правило. Если кто-то продал себя и детей язычникам, то выкупают только детей и только после смерти отца.

Объясните причины разного решения этого правила в отношении отца и его детей.

Правило. Если один еврей продал свой участок язычнику, а другой еврей его выкупил, то первинки (первые плоды) в Храм должен приносить новый владелец.

Ясно, что это установление было сделано ради "тикун олам" потому, что, согласно Письменной Торе, надел еврея в Земле Израиля неотчуждаем (и даже проданный надел возвращается к своему владельцу в юбилейный - пятидесятый - год). Оно нужно для того, чтобы наделы Земли Израиля, которые не могут выкупить их законные владельцы, не остались в руках язычников.

Отметим, что согласно римским законам "сикарикона", еврею запрещалось покупать у римлян землю, которая была конфискована ими у другого еврея.

Подумайте, как это правило могло стимулировать евреев выкупать свои земли у язычников?

Начало 5 главы трактата продолжает собрание установлений.

Правило. Штрафы за нанесённый ущерб оплачиваются из лучшего имущества того, кому надлежит платить. Долг оплачивается из посредственного имущества. Ктуба жены оплачивается из худшего "ради исправления мира".

Исправление. Рабби Меир говорит: "Ктубу тоже надо выплачивать из посредственного имущества, а не из худшего".

Здесь приведены, по сути, три правила.

Разберите каждое из них.

Аргументируйте позицию законодателей.

Аргументируйте позицию рабби Меира.

В чьих интересах принимается его исправление?

Как и какой мир исправляют эти правила?

Правило. Не взимают требуемую сумму (штраф, долг или ктубу) с имущества "порабощённого", если есть имущество "свободное", даже если "свободное" имущество хуже качеством, чем "порабощённое".

Дополнение. Из имущества сирот взимают только то, что худшего качества.

Правило. За съеденные (с чужого участка?) плоды, за улучшение (чужой) почвы и за пропитание (чужой) жены с дочерьми не взимают из "порабощённого" имущества. "Ради исправления мира".

Пересмотрите предыдущие правила трактата Гитин и попробуйте определить, почему последние два правила оказались в этом разделе?

Проанализируйте каждое из правил.

Завершается 3 параграф и всё собрание правил, установленных "ради тикун олам" небольшим правилом.

Правило. От нашедшего что-либо не требуют поклясться (в том, что он отдаёт всё, что нашёл, а не часть) - "ради исправления мира".

Мы разобрали правила в отношении развода, рабов и имущественных отношений.

К какому разделу можно отнести это правило?

Почему оно оказалось в этом разделе?

Как в данном случае исправляется мир?

Выражение "тикун олам" встречается в трактате Гиттин ещё один раз, в самом его конце, где разворачивается сформулированное в 4 главе правило: свидетели подписываются под гетом "ради исправления мира".

Правило.

а) если гет написан самим мужем, но на нём нет подписей свидетелей;

б) если гет подписан свидетелями, но не указано время его составления;

с) если время составления документа указано, но поставлена только одна подпись (по закону требуются две);

то ребёнок, рождённый у женщины в новом браке, которая была разведена по этому гету, является законнорожденным.

Дополнение. Рабби Элиэзер говорит: "Если на гете нет подписей свидетелей, но гет вручается в присутствии свидетелей, то развод действителен".

Расширение. Если то же происходит с долговым обязательством, то можно взыскать долг, причём не только со "свободного" имущества, но и с "порабощённого".

Почему так важны свидетели? Свидетели подписываются под гетом не из-за галахи, а только "ради тикун олам".

Попробуйте определить, почему данный блок постановлений оказался в конце трактата?

Какие проблемы и чьи интересы решают эти правила и дополнение рабби Элиэзера?

Итак, в трактате Гиттин мы рассмотрели отдельный блок высказываний мудрецов-таннаев, объединённых выражением "лешем тикун hаолам" (ради исправления мира), которым завершается каждый отдельный фрагмент.

Проведите дискуссию по исследованным постановлениям.

Сделайте предположения о том, каким образом и какой мир пытаются исправить мудрецы Талмуда.

Как вы теперь воспринимаете выражение "тикун олам"?

Какие вопросы по данной теме остались для вас нерешенными?

ДОБАВИМ НЕМНОГО НЕЯСНОСТИ

ПРОТИВОРЕЧИЕ?

Вместе с тем в Вавилонском Талмуде сказано:

"Мы помогаем беднякам других народов, как и бедным Израиля, и посещаем больных не евреев, как и больных Израиля, и хороним нееврейских мертвых, как и мертвых Израиля. Мы делаем это ради мира"

Трактат Гитин, 61а.

Многие находят в этих словах подтверждение возможности расширения концепции "тикун олам". Сторонники расширенного толкования понятия "тикун олам" обычно ссылаются именно на эту цитату.

Разберите в группе этот отрывок.

Выясните, о чем в нем сообщается.

Насколько это правило отличается от правил, рассмотренных в трактате Гитин?

ТИКУН ОЛАМ В КАББАЛЕ

Дальнейшее развитие идея "тикун олам" получила в Каббале.

Согласно классическому представлению, исправлять этот мир нужно в первую очередь путем изучения Торы и исполнения заповедей. Ведь исправление мира, происходящее на метафизическом уровне, влечет за собой исправление и мира материального, хотя мы и не видим моментального эффекта от зажженных субботних свечей или надетых тфилин.

В XVI в. известный каббалист рабби Ицхак Лурия Ашкенази придал понятию "тикун олам" дополнительный смысл. Он объяснил, что после грехопадения Адама искры святости разлетелись по миру. И теперь работа человечества заключается в том, чтобы собрать эти рассеянные искры святости. Каждый человек должен совершать свою личную "исправительную работу". Исправляя мир, человек становится партнером Творца по мирозданию, но у каждого человека есть своя функция в этой работе.

Так с религиозной точки зрения, знание о едином Боге и Семи законах сыновей Ноя - необходимый минимум, возложенный на человечество.

Обрезание на восьмой день тоже является актом завершения Божественной работы, указанный евреям в Торе.

Считается, что Всевышний создал мир незавершенным - для того, чтобы человек мог, выполняя Божественное предназначение, исправить этот мир и завершить процесс Творения

ЧТО НЕ ТАК С НАШИМ МИРОМ?

ЗАТРУДНЕНИЕ ПЕРВОЕ - ЦИМЦУМ

Идея цимцум, самосжатия или самоудаления Бога, сформулированная в каббале, была призвана ответить на целый ряд важнейших теологических вопросов, касающихся творения мира. Каким образом вообще возможно творение, нечто иное по отношению к Творцу, если Бог есть полнота, если Он вездесущ и совершенен?

 

Как может возникнуть и существовать во времени несовершенный материальный мир, если не существует ничего, кроме вечного и неизменного Бога?

Эти вопросы веками волновали богословов разных религий, и каббала предложила оригинальное и глубокое их разрешение.

Согласно мнению наших мудрецов, Бог "решил" создать человека. Мы обсуждали с вами сюжет о сотворении Адама, где центральной мыслью было творение человека, имеющего свободу выбора. Но... Появляется весьма трудная дилемма: если Бог целиком заполняет все пространство мира, то для проявления свободы Человека не остается места.

Тогда Бог ужал (ужатие - цимцум) сам себя, создав внутри себя "свободное от себя" пространство. Именно в это пространство Бог и поместил созданного им человека. Теперь главная роль Человека - проявление свободы выбора - могла быть реализована в мире.

В чем же проявляется эта свобода?

У человека есть выбор между двумя моделями восприятия мира.

Модель очевидности.

Если я не вижу Бога, значит, Его нет. Значит, я живу в мире без Бога.

Модель неочевидности. Бог присутствует в Мире, но Он невидимый. Но как человек может прийти к глубинной модели? Органы чувств ему не выдают информацию о Боге. Человек получает (получение - кабала) эту информацию из Торы, Пророков, Писаний, Талмуда, от мудрецов. И именно этой информацией он пользуется в построении своей модели мира.

Я живу в Мире с Богом.

НЕМНОГО ПРАКТИКИ

Рав Меир Брук предлагает рассмотреть пример-метафору, иллюстрирующий эту схему.

Перед нами стоит задача - воспитать человека, который не будет воровать.

Вариант 1.

Можно приставить к человеку полицейского. Человек видит полицейского и не поступает плохо.

Как вы думаете, что произойдет с человеком, если полицейского "убрать"?

Один из возможных ответов: рано или поздно человек поддастся искушению и украдет.

Значит, человек в присутствии полицейского ведет себя хорошо. Но делает это только внешне. В такой ситуации он руководствуется исключительно страхом и уж точно не может проявить свободу выбора. Этот человек готов быть плохим, но его сдерживает внешняя сила.

Вариант 2.

Мы уводим полицейского (ужимаем присутствие силы). Человек его не видит. Но человек получает (получение - кабала) от нас информацию о том, что полицейский постоянно наблюдает за ним (например, с помощью скрытой камеры). При этом человек полагает, что полицейский может и не наблюдать за ним. Камеры слежения могут сломаться или передавать неполное изображение окружающего мира, а сам полицейский периодически может отлучиться от мониторов.

Удивительная складывается ситуация: именно теперь у человека появляется настоящая свобода выбора!

Рассмотрим два возможных варианта развития событий в этой ситуации.

Вариант 2.1

Человек может сказать себе: "Я не вижу никаких признаков полицейского и, поэтому, я не верю в присутствие полицейского". Значит, я сполна могу воспользоваться данной мне свободой выбора.

Человек идет и крадет.

Вариант 2.2

Человек может сказать себе: "Я не вижу, но знаю, что полицейский меня видит. У меня нет никаких шансов от него скрыться. Что мне лучше всего сделать? Постепенно воспитать в самом себе отвращение к краже, и жить честной жизнью".

Обсудите в группе, чем отличается Человек 1 от Человека 2.1?

Обоснуйте ваши предположения

У варианта 2 (сокрытие полицейского) - есть две серьезные проблемы.

Есть большая вероятность, что человек пойдет по сценарию 2.1. Он не поверит в присутствие полицейского и станет красть. И большинство людей скажет, что человек 1 лучше человека 2.1

Сообразительный человек решит поставить эксперимент: "Я украду совсем немного. Если полицейский за мной наблюдает - меня накажут, но не сильно. Я ведь немного украл. Зато я буду точно знать, что меня не обманули. Я поверю в то, что за мной следят и окончательно перестану воровать".

При таком сценарии человеку будет легко обнаружить присутствие полицейского. И вся наша картина о свободе выбора рухнет. Человек вернется в состояние несвободы варианта 1.

Как же полицейскому сделать так, чтобы

и человека наказать (справедливость)

и себя не выдать (скрытость)?

Ответ на этот вопрос раскроет нам, возможно, одну из тайн бытия.

Одним из проявлений наличия контроля за человеком является неотвратимое наказание за совершенное им преступление. Мы с вами выяснили, что в такой ситуации человек, на самом деле, не обладает свободой выбора. Тогда наказание необходимо организовать, но скрытно. Такое наказание должно обладать несколькими параметрами.

Во-первых, наказание не должно наступать мгновенно. Иначе будет легко вычислить присутствие наказывающего.

Во-вторых, наказание не должно наступать через фиксированный промежуток времени.

В-третьих, наказание за похожие проступки не должно быть одним и тем же. Чтобы "полицейского не вычислили" - наказание будет каждый раз другим. Иногда человек потеряет деньги, иногда - работу, иногда - здоровье и т.д.

Что произойдет в результате?

У человека останется свобода выбора.

Когда наказание появляется в "случайный" момент времени и "случайно" выбирается из списка возможных наказаний, человек может себя убедить в том, что это "случайное" невезение, которое никак не связано с его проступком и уж точно не связано с мифическим полицейским.

Если человек принял вариант 2.2, то он принял и механизм скрытия. Тогда он даже не станет пытаться "перехитрить" и рассекретить "полицейского".

Если человек принял вариант 2.1, то он и будет продолжать идти по пути преступлений, воспринимая при этом все свои неприятности как серию невезений.

Какой вариант поведения теперь вам представляется лучшим:

вариант 2.1 или вариант 2.2?

Аргументируйте ваши предположения.

Получается довольно странный результат. Сокрытие полицейского никак не влияет на выбор пути каждым человеком.

Какая же модель поведения свободного человека нам нужна?

Здесь все дело в критериях, определяющих хорошую или плохую модель поведения.

1. Критерий - самым важным является качество жизни и порядок в мире.

2. Критерий - самым важным является формирование зрелого человека.

В первом варианте все должно быть под контролем, и, скорее всего, в этом мире будет полный порядок. Здесь нам даже не очень важно - плохие или хорошие люди наполняют землю. Все они находятся под постоянным контролем. Все они лишены свободы выбора. Все они под страхом наказания будут делать только то, что им предписано.

Во втором варианте (2.1 и 2.2) будет очень много нехороших людей. Они будут открыто или тайком нарушать законы и создавать серьезные проблемы для человеческого сообщества.

Но появится небольшая группа людей, которая поверит в то, что за ними следят, и постепенно, в результате работы над собой - эта группа людей созреет и духовно вырастет.

С точки зрения ущерба для системы - второй вариант более опасен: он позволяет людям "наломать больше дров".

Но с точки зрения формирования зрелого человека - вторая система позволит постепенно вырастить очень хороших людей, которые, в свою очередь, будут развивать совершенное общество свободных и нравственных людей.

Проанализируйте, какие варианты развития событий выбирало человечество на разных этапах своей истории.

К каким последствиям приводил тот или иной выбор?

Теперь представим себе, что хозяин системы - очень богатый человек, которого совершенно не волнует ущерб системе - его богатство от этого почти не убудет.

Этот человек хочет вырастить себе компаньонов, которым он сможет полностью доверять.

Такой хозяин пригласит очень много соискателей в выстроенный им "тестовый мир". Но только те немногие, кто ведет себя по модели варианта 2.2 и будут выбраны в компаньоны хозяина. Остальные так и останутся в роли обычных статистов.

Внешне и компаньоны и статисты выглядят одинаково. Более того, компаньоны могут даже и не знать друг о друге.

Вы уже поняли, что в "роли" полицейского должен быть Бог - Хозяин всего Мира.

Убедитесь, стала ли вам понятна общая идея цимцум?

Обсудите в группе вопросы, которые остались у вас после этого исследования.

Идея цимцум может использоваться в разных житейских ситуациях:

Родитель маленького ребенка должен серьезно опекать его. Иначе ребенок наломает много дров. Но по мере взросления ребенка, родитель должен ужаться, сделать "цимцум", чтобы освободить больше пространства для взрослеющего ребенка.

Рассмотрите идею цимцум на примере отношений

мужчина-женщина, руководитель-подчиненный, учитель-ученик.

Предложите и рассмотрите свои ситуации.

ЗАТРУДНЕНИЕ ВТОРОЕ

ШВИРАТ КЕИЛИМ

Вы помните, что для проявления свободы выбора Человека Бог вынужден был "ужать себя", уйти из того пространства, в котором будет находиться Человек. Но мир без Божественного присутствия обречен на несуществование. Поэтому Бог решил передать в мир Человека свет Своего присутствия. Чтобы передать это свет в материальном мире, Всевышний создал сосуд (на иврите - кли), и начал заполнять сосуд Божественным светом.

Но сосуд не выдержал напора потока света и "разбился". Это событие и получило название "разбиение сосудов", (швират кеилим).

Почему же разбились первые сосуды и выдержали вторые?

Мудрецы полагают, что первые сфирот были эгоистические. Они хотели (умели) только принимать свет. Именно из-за этого они быстро переполнились Божественным светом и от этого переполнения разбились.

Тогда Всевышний создал новые сосуды (сфирот), которые смогли бы выдержать напор потока Божественного света.

Вторая модель сфирот умела не только принимать свет, но и передавать его дальше. Произошло исправление эгоизма (тикун).

Новые сфирот были связаны между собой в виде дерева сфирот.

Теперь прием света приводил не к разрушению сосудов, а к перераспределению света.

НЕМНОГО ПРАКТИКИ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Вы обратили внимание на то, что первые сосуды оказались эгоистичными. Они были добротно сотворены. Они прекрасно воспринимали Божественный свет. Но они оказались совершенно неготовыми к передаче этого света в грубый материальный мир. Во второй модели главной оказалась трансформация сосуда, для перехода от эгоистической структуры к той, которая умеет давать.

Модель эгоистических сфирот прекрасно описывает начальное состояние ребенка. Ребенок приходит в мир с уже развитым эгоизмом. Этот эгоизм изначально основывается на инстинкте самосохранения.

Но эгоистическая модель в духовных мирах считается незрелой.

При этом эгоизм весьма устойчив к внешним влияниям. Он не желает добровольно расставаться с тем, что уже успел присвоить. Маленький ребенок не готов отдавать сверстнику свою игрушку или конфету. И здесь не помогают ни уговоры, ни увещевания.

Чтобы оторваться от такого детского эгоизма, приходится предпринимать значительные усилия. Родитель должен, вопреки эгоизму ребенка, приучать его к умению делиться с другими.

Фактически, родитель должен своей силой воли сломать эгоизм ребенка, чтобы заставить его поделиться. Так формируется зрелая личность, способная не только брать от этого мира, но отдавать этому миру.

Смоделируйте ситуации эгоистического поведения человека.

Определите причины такого поведения.

Смоделируйте пути роста личности такого человека.

Можно использовать опыт исторических личностей или литературных героев.

НЕМНОГО ПРАКТИКИ

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

В семейной жизни периодически вспыхивают конфликты.

Недаром, выражение "бить посуду" является аналогом "швират кеилим".

В чем суть и цель семейных конфликтов? Обычно, они сводятся к простой проблеме: кто прав в решении определенной задачи. А, значит, кто стоит в центре семейного мира. Или, кто является этим центром.

Результат таких конфликтов зависит от зрелости пары. Если в семье собрались два эгоиста, то любой конфликт приводит к усилению взаимных обид и рано или поздно приводит к распаду семьи.

Если же оба партнера (или хотя бы один) обладают духовной зрелостью, то они могут использовать конфликт для дальнейшего укрепления отношений.

Самый "чудодейственный" рецепт решения семейных конфликтов состоит из четырех слов: "Извини, я был неправ".

При всей кажущейся простоте рецепта - он обладает мистической силой.

В чем кабалистический секрет этого сценария?

Мы уже немного разобрались со схемой цимцум - ужатие.

Когда человек является максимальным эгоистом, он живет по внутренним ощущениям в модели: "Я = Бог". Весь мир создан для меня и ради меня. Мои интересы превыше всех других интересов. Мое мнение превыше всех других мнений.

Когда присутствуют два разных мнения, для этого человека чужое мнение всегда будет ошибочным.

Человек с такой моделью заполняет весь мир не впускает туда партнера. Заполненное этим человеком пространство не может вместить партнера и выталкивает его с иным мнением.

Какое действие совершается при искреннем принятии идеи "Я был неправ"?

Человек решает спуститься с пьедестала Бога. Он признает наличие другого человека, его мнения, его правоты. Этот человек "ужимает" свое присутствие в мире, пуская в образовавшееся пространство другого человека, другие мнения.

Если хотя бы один из партнеров произносит эту магическую формулу, происходит формирование совместного пространства! Именно это пространство становится зоной укрепления отношений между партнерами. Именно в этом пространстве между ними будет возникать подлинное чувство близости.

Обратите внимание на ключевой факт. Если бы не было конфликта, то не было бы и этого результата - пространства близости.

В этом и состоит секрет данного сценария созидания через разрушение.

И здесь не так важно, кто из партнеров был ближе к настоящей истине.

Дело в том, что в решении многих жизненных ситуациях нет однозначного ответа. А есть разные подходы. Кто-то хочет сэкономить время, а другой - деньги, и т.д.

Смоделируйте ситуации семейных конфликтов.

Определите причины возникновения этих конфликтов.

Смоделируйте пути выхода из этих конфликтов.

Всевышний специально создал мужчину и женщину разными, чтобы исключить ситуацию абсолютного единогласия.

В Талмуде в нетривиальных ситуациях истина выстраивается с помощью координации изначально несовпадающих подходов. Два партнера по учебе называются хеврута.

Самой мощной (хотя и не идентичной учебной) хеврутой является супружеская пара. В каждой житейской ситуации партнеры должны научиться, пользуясь системой хевруты, находить более оптимальное решение, на основе двух изначально разных взглядов.

КТО В ЦЕНТРЕ

Подумайте о поверхности Земли как о земном шаре. До того, как люди поняли, что Земля имеет форму шара, они безуспешно искали на карте центр, точку, равноудаленную от всех диаметрально противоположных сторон.

Но теперь, когда мы знаем, что все мы живем на большом шаре в космическом пространстве, зададимся вопросом: какая точка является центром земной поверхности?

Какая? Любая, которая вам нравится. И все остальные точки тоже центральными.

Мишна учит, что тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир. Как понять это знаменитое выражение? Человек - всего лишь человек, маленькая частичка огромного мира.

Но Мишна говорит о противоположном. Каждый из нас - это целый мир.

Вы являетесь не просто частью целого мира. Вы не просто заслуживаете быть частью всего мира. Вы - это и есть целый мир. Если вас нет, то и мира нет. Нет ничего.

То же самое касается любого другого человека на этой планете.

Из чего состоит ваш мир?

Мир человека состоит не только из физического и временного пространства, но также из пространств эмоций, мыслей, болей и удовольствий, то есть из всего того, что составляет орбиту жизни любого человека и пронизывает все области его самосознания. Так же, как точки на поверхности Земли, каждый из нас - центр мироздания.

Возьмите сумму всего того, что когда-либо оказывало воздействие на вашу жизнь. Это и есть ваш мир.

Возьмите сумму всего того, что оказывает влияние на другого человека. Это и есть его мир.

Возьмите все то, что оказывает влияние на корову. Это и есть мир коровы. Мир дерева. Мир молотка.

Когда вы берете молоток, он входит в ваш мир, становится его частью, а вы входите в его мир.

То же самое касается всего остального.

Но кто находится в центре вашего мира? Вы!..

Кто находится в центре мира другого человека? Он или она.

И корова находится в центре её коровьего мира.

Когда в вашу жизнь входит другой человек, вы находитесь в центре мира, а он становится вашим спутником.

Когда вы входите в жизнь другого человека, он находится в центре своего мира, а вы становитесь его спутником.

И, тем не менее, мы все находимся в одном мире.

Кто же находится в центре?

Маймонид учил: "Рассматривайте себя, как часть мира, в котором все элементы гармонично взаимодействуют друг с другом. И любое ваше действие может привести вас и весь мир к добру".

Теперь это кажется вполне логичным. Когда вы сталкиваетесь с возможностью сделать что-то, приносящее пользу миру или наносящее ему ущерб, всё в вашем мире устремляется в том же направлении. Решение такого рода предполагает, что вы - командир и находитесь у руля. Теперь наступила ваша очередь принимать активное участие в своей жизни и воздействовать на весь мир.

Когда вы говорите: "Я не собираюсь идти легким путём. Я не буду следовать стадному инстинкту. Я собираюсь сделать то, что правильно!" - вы ведете за собой весь мир.

И как Мишна продолжает:

"Таким образом, каждый человек должен говорить, что весь мир создан для меня.

"Для меня" - значит, чтобы я мог его улучшить.

"Для меня" - значит изменить мир так, чтобы он стал таким, каким он был изначально запланирован и сотворен.

Потому что вы и есть мир.

"Каждый должен ощущать себя так, будто весь мир сохраняет равновесие благодаря ему, и любой его поступок может отразиться на весах"

Маймонид

ТЯГА К ЗНАНИЯМ

Вот что рассказывается о Гилеле:

Каждый день Гилель обычно работал и получал одну монету, половину которой отдавал привратнику в доме учения, другую тратил на пропитание для себя и своей семьи.

Однажды он ничего не смог заработать, и страж дома учения не хотел его пускать.

Гилель взобрался на крышу здания и подошел к слуховому окну, чтобы слышать слова великих ученых еврейского права тех времен (1 в. до н. э.) Шмаи и Автальона.

Был вечер пятницы. Зима. Снег падал на Гилеля с небес.

Когда занялась заря, Шмая сказал Автальону:

"Брат Автальон, обычно этот дом был светел, а сейчас он темен, наверное, этот день облачный"?

Мудрецы посмотрели вверх и увидели в окне человеческую фигуру. Они поднялись и увидели на крыше человека, покрытого снегом. Мудрецы принесли его в дом, сделали горячую ванну, умастили (чего обычно не положено делать в субботу), усадили около огня и сказали: "Этот человек заслуживает, чтобы ради него была нарушена суббота"

Йома, 356.

Спустя несколько лет Гилель стал преемником Шмаи и Автальона и был признан величайшим ученым еврейского права своего поколения.

Обсудите в группе эту историю и предположите, как она может иллюстрировать идею тикун олам?

ПРОЗБОЛ ГИЛЕЛЯ

Наиболее важна для развития права работа Гилеля о займах и долгах. Тора постановила, чтобы личные долги прощались через каждые семь лет (Дварим, 15:1-2) для предотвращения появления безнадежных должников. На практике этот закон наносил ущерб как раз тому, кого стремился защитить: люди не хотели давать взаймы бедным, особенно в конце очередного семилетнего цикла.

Озабоченный тем, что закон Торы разрушал всю этику Торы, предписывающую помогать бедным, Гилель нашел способ решить проблему. В Торе предписывалось аннулировать через семь лет именно личные долги, а не долги, подлежащие взысканию через суд. На эту деталь и обратил внимание Гилель.

Если А брал заем у Б, то теперь считалось, что А должен суду, который взимал этот долг и платил Б. Так как перевод долга на суд был очень сложным делом, Гилель ввел процедуру, названную "прозбол". С ее помощью заимодавец должен был лишь уведомить суд, что хочет потребовать погашение долга, и посредством такой обязательной декларации долг автоматически переводился с должника на суд.

Тем самым "прозбол" поддерживал этику Торы и обеспечивал помощь бедным. Можно спорить, было ли необходимо обходить постановление Торы. Не стоило ли попробовать настоять на том, чтобы люди делали займы бедным вне зависимости от того, смогут ли те вернуть долг. Гилель хотел помочь бедным, а не проповедовать неэффективные действия.

Позднее Талмуд объяснил, что Гилель предложил свой способ "мипней тикун олам" ("ради совершенствования мира"), ибо увидел, почему люди воздерживаются от предоставления займов друг другу.

Стремление Гилеля направить еврейские законы на "тикун олам", а не просто на соблюдение традиции, создало прецедент, позднее позволивший мудрецам разрешать многие этические проблемы.

Например, основной правовой принцип иудаизма - "адам муад леолам" ("человек все-гда должен отвечать за причиненный им ущерб").

Жизнь показала, что часто во время преследования преступника может быть нанесен урон собственности других людей. Кто будет отвечать за причиненный ущерб? Тот, кто пытался задержать преступника?

Талмуд признает правило "адам муад леолам", но добавляет: "если вы этого не учтете, никто не будет спасать своего ближнего от преследователя"

Сангедрин, 74а.

Рамбам говорит:

"Если кто-либо гонится за преследователем, чтобы спасти преследуемого, и при этом портит нечто, принадлежащее... третьему лицу, он освобождается от ответственности.

Это правило не следует из строго библейского закона, но это указание, введенное, чтобы не препятствовать преследованию другого или быть слишком осторожным при погоне за преследователем".

Какое противоречие между законом Торы и его исполнением увидел Гилель?

На первый взгляд представляется, что Гилель защищает интересы заимодавцев. Объясните, как в прозболе защищаются и права бедняков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы прошли очень трудный путь. Надеюсь, вопросов возникло больше, чем ответов. Не отчаивайтесь. Попробуйте сформулировать для себя ваши представления о "тикун олам" на основании предоставленных текстов. Попробуйте их записать. Определите сферы применения и критерии этого принципа. Найдите свою роль в применении принципа "тикун олам".

Я уверен: у вас все получится.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Краткая Еврейская Энциклопедия

Рав Меир Брук

Анна Каллер: Популярный еврейский бренд, 2010

"Исправление мира" (тикун олам) в Мишне, трактат Гитин, М. Пирогов.

К.Ю. Бурмистров, "Он сжал Себя в Самом Себе": каббалистическое учение о "самоудалении" Бога (цимцум) и его интерпретации в европейской культуре.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ В ЕВРЕЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =