ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

AJTorah


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =

МАШИАХ. в PDF

ВСТУПЛЕНИЕ

Через всю историю еврейский народ пронес три центральные идеи своего вероучения:

- любовь и преданность древней родине и святой земле - Эрец Исраэль;

- вера в грядущее освобождение еврейского народа и его возвращение в Сион;

- надежда на искупление всего человечества.

Связаны эти надежды были с приходом Мессии - (Машиаха), человека из колена Иегуды, рода царя Давида, который принесет в этот мир справедливость, воссоздаст государство Израиля на основе законов Торы, отстроит Храм. Эти идеи часто играли решающую роль в возникновении мессианских движений. В самые драматические годы, когда жизнь становилась невыносимой, и надежд на спасение не оставалось, в среде еврейского народа возникали мессианские ожидания.

Историки склонны считать первым мессианским движением события, связанные со Зерубавелем, который происходил из дома Давида и который таинственно исчез в 519 - 518 г. до н.э.

Узнайте историю Зерубавеля.

Народному восстанию под руководством Хасмонеев также присущи черты мессианского движения.

Политическое и религиозное брожение во времена правления Ирода и его преемников, а также и римское владычество, вызвали появление мессианских вождей.

Около 20 г. н.э. Иегуда Галилеянин обращался к евреям с проповедями, в которых стыдил их за готовность платить налоги римлянам и подчиняться смертным владыкам, в то время как их единственный владыка - Бог. Иегуда и его единомышленник фарисей Цадок считаются основателями движения зелотов. Зелоты выработали концепцию немедленного осуществления царства Божьего на земле для народа, избранного Богом. В это смутное время выдвинулось множество религиозно-политических лидеров.

Йешу (Иисус) был одним из многочисленных претендентов на роль избавителя еврейского народа, казненных за это римскими властями.

Около 45 г. н.э. некий Тевда убедил многих евреев оставить имущество и последовать за ним к реке Иордан, обещая заставить воды расступиться перед ними. Он сам и множество его приверженцев поплатились своими жизнями.

Еврей из Египта, получивший репутацию пророка, взошел в сопровождении 30000 своих последователей на Масличную гору и оттуда попытался ворваться в Иерусалим и освободить город от римлян. Многие из его последователей после неудачного восстания были казнены.

Героизм, проявленный во времена Первой Иудейской войны в 66 - 70 гг. до н.э. может быть правильно понят без учета массового мессианского подъема, охватившего еврейский народ в эти годы. Даже Иосиф Флавий, старавшийся скрыть мессианскую основу восстания, писал:

"Больше всего побуждало их к войне неясное предсказание, также встречающееся в Священном писании, что в то время некто из их страны станет владыкой мира".

Свитки Мертвого моря позволяют полагать, что мессианские надежды были в центре духовной жизни и Кумранских общин.

Подавление антиримского восстания не смогло прекратить мессианских брожений, и уже в 115 - 117 гг., при императоре Траяне, еврейское восстание охватило Египет, Киренаику и Ливию. Во главе этого восстания также находился лидер, претендующий на роль мессии.

Мессианский вождь Шимон Бар Кохба возглавил антиримское восстание в Иудее в 132 - 135 гг. и, согласно преданию, раби Акива готов был признать его Машиахом.

В 645 г. один еврей утверждал, что Мессия уже пришел.

Этот список можно расширять и продолжать.

Давайте же сначала попытаемся выяснить, кто такой Машиах.

МЕССИЯ (машиах, буквально "помазанник"), в религиозных представлениях иудаизма идеальный царь, потомок Давида, который будет послан Богом, чтобы осуществить избавление народа Израиля.

Наряду с этическим монотеизмом и идеей социальной справедливости, мессианская идея представляет собой важнейший и уникальнейший вклад еврейского народа в духовное наследие человечества.

Особенностью мессианских чаяний в иудаизме является ожидание золотого века в будущем, в то время как другие народы древности относили золотой век к прошлому.

Ранняя история еврейского народа была по преимуществу историей бедствий и страданий: египетское рабство, жизнь в пустыне, войны за Эрец Исраэль, ассирийский и вавилонский плен, крушение храмов и надежд. Возможно, поэтому наш народ всегда стремился к славному будущему и мечтал о спасителе и избавителе.

Черты такого избавителя прослеживаются в образе Моше (Моисея), который не только вывел народ из египетского рабства, но и духовно просветил его, принеся ему Тору и заповеди. Так политическое освобождение и духовное возрождение слились в сознании народа в единый образ грядущего избавления.

В Талмуде и мидраше Моше именуется "первым избавителем" (Рут Раба, 2:14), в отличие от Машиаха - "последнего избавителя" (Берешит Раба. 85).

Предание о Моше, фактически, явилось зародышем мессианской идеи в иудаизме.

ДАВИД КАК ПРОТОТИП МАШИАХА

Однако историческим прототипом Машиаха стал царь Давид, который запечатлен в памяти народа как обладатель исключительных политических и одновременно религиозно-этических достоинств. Давид объединил под своей властью все колена Израиля, превратив их в единый и сильный народ. Он одержал многочисленные победы над врагами. Его царствование сохранилось в памяти народа как вершина пройденного исторического пути.

Слово машиах первоначально было прилагательным, означавшим "помазанный [елеем]", и применялось в Танахе по отношению к царям Израиля и Иудеи:

(1) И сказал Шмуэль всему Исраэлю: вот, я послушал голоса вашего во всем, что вы говорили мне, и поставил над вами царя.

(2) И вот теперь царь ходит пред вами. А я состарился и поседел; и вот, сыновья мои с вами. Я же ходил пред вами от юности моей до сего дня.

(3) Вот я, будьте мне свидетелями пред Господом и пред помазанником Его: взял ли я у кого вола и взял ли я у кого осла, кого обидел и кого притеснил, и из чьей руки принял я подкуп и. ослепил этим глаза свои, - и я возвращу вам.

(4) И сказали они: ты не обижал нас и не притеснял нас, и ничего ни у кого не брал.

(5) И сказал он им: свидетель у вас Господь и свидетель сегодня помазанник Бога, что вы не нашли ничего за мною.

I Шмуэль, 12.

Помазанником назван первый царь Израиля, Шауль:

(5) И было после того: больно стало сердцу Давида, что он отрезал край (Одежды) Шаула.

(6) И сказал он людям своим: не приведи Господь, чтоб сделал я такое господину моему, помазаннику Господа, чтоб наложил я руку мою на него; ибо он помазанник Господень.

I Шмуэль, 24

В разговоре с оруженосцем, добившим смертельно раненого царя Шауля, Давид делает ударение именно на царственности человека:

(14) И сказал Давид ему: как не побоялся ты поднять руку свою, чтобы погубить помазанника Господня?

(16) И сказал Давид: кровь твоя (да будет) на твою голову, ибо уста твои свидетельствовали против тебя, когда ты сказал: "Я убил помазанника Господня".

II Шмуэль, 1.

Формально, оруженосец имел право выполнить последнюю просьбу смертельно раненого человека и нанести ему последний удар. Но, по мнению Давида, это правило не работало в отношении царской особы.

Сам Давид неоднократно называется в Танахе помазанником.

(51) Башня спасения Он царю Своему; творит Он милость помазаннику Своему Давиду и потомству его вовеки!

II Шмуэль, 22.

"Великое спасение творит Он для царя Своего, и оказывает Он милость помазаннику Своему Давиду и потомству его вовеки".

Псалмы, 18:51.

"Ныне знаю, что спасет Господь помазанника Своего - ответит ему с небес святых Своих - мощью спасающей десницы".

Псалмы, 20:7.

"Господь, не отвергай лица помазанника Твоего, вспомни благочестие Давида, раба Твоего"

II Диврей ха Ямим (Хроник), 6:42.

"И вот речение Давида, сына Ишая, речение мужа, вознесенного высоко, помазанника Бога Яакова, сладкозвучного певца Исраэлева."

II Шмуэль, 22.

Образ Давида в еврейской и мировой культуре огромен.

Вы можете подготовить занятия на разные темы,

исследовав его политическую, личную жизнь,

его образ во всемирно известных полотнах и скульптурах.

Разделение царства Давида после смерти Соломона и недовольство деятельностью позднейших царей породили в народе мечту о том, что в будущем дом Давида вновь воцарится над всей Землей Израиля:

(11) "В тот день подниму Я шалаш (дом) Давидов, который пал, и заделаю щели (стен) его, и восстановлю разрушенное, и отстрою его, как во дни древности,

(12) Чтобы унаследовали они остаток Эдома и другие народы.

(13) Вот, наступают дни, когда пахарь сойдется со жнецом, а давильщик винограда - с сеятелем; а горы источать будут сок, и все холмы растают.

(14) И возвращу Я изгнанных народа Моего, Исраэля, и отстроят они опустевшие города, и поселятся в них, и насадят виноградники и будут пить вино их, и разведут сады, и будут есть плоды их.

(15) И насажу Я их на земле их, и не будут они больше вырваны из земли своей, которую Я дал им" - сказал Господь, твой Бог.

Амос, 9.

Чем более мрачным было настоящее, чем страшнее представлялись бедствия, которые сулило ближайшее будущее, тем более светлым становилось видение конечного торжества. Мессианские чаяния явились позитивным элементом проповеди пророков. Беспощадно обличая своих современников, пророки предрекали наступление идеального будущего, прологом которого явятся бедствия настоящего. Так зарождалась вера в то, что тяжелые времена служат прелюдией к наступлению эры Машиаха.

(1) И выйдет отросток из ствола Иешая, и даст плоды побег, (что) от корней его.

(2) И снизойдет на него дух Господень, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знания и боязни Господа.

(3) И исполнит Он его духом боязни Господа: и не по взгляду глаз своих будет он судить, и не по слуху ушей своих будет он решать дела,

(4) Но будет по правде судить он бедных и решать справедливо дела кротких людей страны; и бить будет он страну бичом речей своих, и духом уст своих умертвит нечестивого.

(5) И справедливость будет препоясаньем чресл его, и честность - поясом на бедрах его.

(6) И волк будет жить (рядом) с агнцем, и леопард будет лежать с козленком; и телец, и молодой лев, и вол (будут) вместе; и маленький мальчик (будет) водить их.

(7) И пастись будут корова с медведем; детеныши их лежать будут. вместе; и лев будет есть солому, как вол.

(8) И будет играть грудной младенец над норою кобры, и отнятое от груди дитя протянет руку свою к логову гадюки.

(9) Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Господа, как полно море водами.

(10) И будет в тот день: (к) корню Иешая, что станет знаменем для народов, - к нему обратятся народы; и мир будет славою его.

Йешаяѓу, 11.

(4) Ибо многие дни будут сидеть сыны Исраэлевы без царя и без сановника, без жертвоприношения и без жертвенного камня, без эйфода и без терафим.

(5) Потом раскаются сыны Исраэлевы и будут искать Господа Бога своего и Давида, царя своего, и вострепещут пред Господом и благом Его в конце тех дней.

Хошеа, 3.

(21) И скажешь им: так сказал Господь Бог: "Вот Я беру сынов Исраэля из среды народов, где ходили они; и соберу их со всех сторон и приведу их в землю их.

(22) И сделаю их народом единым в стране той. И царь один будет для всех них царем, и не будут впредь двумя народами. И никогда не разделятся впредь на два царства.

(23) И не осквернятся впредь идолами своими, и гнусностями своими, и преступлениями своими, и спасу (выведу) их из всех поселений их, где грешили они. И очищу их, и будут Мне народом, а Я буду им Богом.

(24) И слуга Мой Давид - царь над ними один будет у всех них. И установлениям Моим будут следовать они.

(25) И будут обитать на земле, которую дал Я слуге Моему Яакову, в которой обитали отцы ваши, и будут обитать на ней - они и дети их, и дети детей их вовеки. И Давид, слуга Мой, - князь их вовеки.

(26) И размещу их, и размножу их, и помещу Я святилище Мое среди них навеки.

(27) И будет обитель Моя над ними, и буду им Богом, а они будут Мне народом.

(28) И узнают народы, что Я - Господь, освящающий Исраэля, когда пребудет святилище Мое внутри Исраэля вовеки.

Иехезкиель, 37.

Приведенные выше тексты, по сути, и стали основой в описании мессианских времен. Исследуйте эти тексты. Проведите занятия по ним.

ПОМАЗАННИКИ ТАНАХА

Иногда слово Машиах применялось к первосвященникам:

/1/ А ВОТ РОДОСЛОВИЕ АГАРОНА И МОШЕ, КОГДА ГОВОРИЛ БОГ С МОШЕ НА ГОРЕ СИНАЙ.

/2/ И ВОТ ИМЕНА СЫНОВЕЙ АГАРОНА: ПЕРВЕНЕЦ НАДАВ, И АВИГУ, ЭЛЬАЗАР И ИТАМАР.

/3/ ЭТО ИМЕНА СЫНОВЕЙ АГАРОНА, КОРЕНОВ ПОМАЗАННЫХ, КОТОРЫХ ОН 'УПОЛНОМОЧИЛ СЛУЖИТЬ.

Бемидбар, 4:3

(35) И поставлю Себе священника верного, который по сердцу Моему и по душе Моей поступать будет; и устрою ему дом прочный, и будет он ходить пред помазанником Моим во все дни.

I Шмуэль, 2.

Однажды слово Машиах применено даже к иноземному царю Киру

(1) Так сказал Господь помазаннику Своему, Корэшу, которого Я держу за правую руку его, чтобы покорились пред ним народы, и Я распояшу чресла царей, чтобы открыть пред ним двери и (чтобы) ворота не закрывались.

Йешаяѓу, 45:1.

Эта история пригодится вам в Пурим.

Узнайте историю Кира и причины такой высокой оценки его в Танахе.

Поскольку акт помазания символизировал избрание человека для совершения важных общественных функций, значение слова машиах расширялось и стало позднее применяться к особо почитаемым лицам, даже не подвергшимся в буквальном смысле обряду помазания елеем, например, патриархам.

Иногда слово Машиах относилось ко всему народу Израиля:

"Не трогайте помазанных Моих, и пророкам Моим не делайте зла"

Псалмы, 105:15, I Хроник, 16:22.

"Но Ты покинул и возненавидел, прогневался на помазанника Твоего"

Псалмы, 89:39.

"Щит наш, смотри, Боже, и взгляни на лицо помазанника Твоего".

Псалмы, 84:10.

Стоит отметить, что как обозначение фантастического царя-избавителя слово машиах не употребляется в Танахе. Речь всегда идет о людях, избранных для определенных целей.

Сущность идеи Мессии выражает вера пророков Израиля в наступление времени, когда сильный духом вождь, обладающий земной властью, принесет полное политическое и духовное избавление народу Израиля на его земле, а также мир, благоденствие и моральное совершенство всему роду человеческому.

В еврейском мессианстве неразрывно связаны политические и этические, национальные и универсалистские мотивы.

ВСЕМИРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Пророки внесли в мессианские ожидания народа универсальные гуманистические и этические элементы. Машиах должен быть не только освободителем народа от национального или политического угнетения, но и обладателем высших моральных достоинств. Мессианская идея, не утрачивая своих политических и национальных атрибутов, приобретала все более духовный и универсальный характер.

Постепенно надежды еврейского народа стали у пророков надеждой для всего человечества. Пророки говорили, что избавление придет не только к народу и Стране Израиля, но и ко всем народам мира.

У пророка Йешаяѓу мессианская идея обретает утопические и эсхатологические черты. Его будущее не просто восстановит прежнее счастливое состояние, но принесет с собой полное преображение мира на началах справедливости. Все народы уверуют в Бога Израиля и воцарится вечный мир:

(2) И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы.

(3) И пойдут многие народы, и скажут: "Давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его". Ибо из Сиона выйдет Тора и из Йерушалаима - слово Господне.

(4) И рассудит Бог народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои - на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

Йешаяѓу, 11.

Это одно из самых известных пророчеств, получившее не только всемирную известность, но и видимое воплощение в известной скульптуре перед зданием одной из известных международных организаций.

Вы знаете ее?

Избавление явится идеальным завершением исторического процесса, придающим ему смысл и направленность. Постепенно, на первое место стала выходить не идея физического человека - Машиаха, а идея избавления, в которой этот самый человек все чаще и чаще отсутствовал.

Определение "мессианские" стало впоследствии применяться по отношению к самым различным утопическим и апокалиптическим идеологиям и движениям.

ТРАНСФОРМАЦИИ МАШИАХА

К периоду Второго храма относятся произведения, повествующие об эсхатологическом избавлении, в которых личность Машиаха не фигурирует (Книга Товита, Премудрость Бен-Сиры).

Еще в книге Даниэля появляется символическая мессианская фигура Сына человеческого:

(13) Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему.

Даниэль 7.

В наиболее древней версии Амиды выражается надежда на возвращение всех евреев из галута и восстановление эсхатологического Иерусалима и Храма, однако личность Мессии не упоминается. Даже в тех старых молитвах, где содержится идея Мессии, слово машиах отсутствует.

В книге Зхарии упоминаются две мессианские фигуры - первосвященник и царь:

(11) И возьмешь серебро и золото, и сделаешь венцы, и возложишь на голову Йеѓошуи, сына Йеоцадака, священника великого.

(12) И скажешь ему: так изрек Господь: вот человек, Цэмах - имя его, и из места своего произрастет он, и построит он храм Господень.

(13) И построит он храм Господень, и понесет величие, и воссядет, и властвовать будет на престоле своем, и будет священник на престоле его, и совет (и) мир будет между обоими.

Зхария, 6.

Эта идея сохранилась в раввинистической литературе, где праведный священник (кохен цедек) иногда упоминается вместе с царем-Машиахом из дома Давида.

Эти же две фигуры (священник и царь) играли важную роль в эсхатологии Кумранской общины.

Наряду с ними упоминался пророк эсхатологических времен.

Так рождались три мессианские фигуры, которые символизируют три функции идеального еврейского государства - царство, священничество и пророчество:

38 Посему и царь Димитрий утвердил за ним первосвященство,

39 и причислил его к друзьям своим, и почтил его великою славою.

40 Ибо он услышал, что Римляне назвали Иудеев друзьями и союзниками и братьями и с честью приняли послов Симона,

41 что Иудеи и священники согласились, чтобы Симон был у них начальником и первосвященником навек, доколе восстанет Пророк верный,

42 чтобы он был у них военачальником и имел попечение о святых и поставлял их над работами, их и над областью, и над оружиями, и над крепостями,

43 чтобы имел попечение о святилище и все слушались его, чтобы все договоры в стране писались на его имя и чтобы он одевался в порфиру и носил золотые украшения.

44 И никому из народа и священников да не будет позволено отменить что-либо из сего или противоречить словам его, или без него созывать собрание в стране и одеваться в порфиру и носить золотую пряжку.

I Маккавеев, 2.

Постепенно образ царя-Машиаха вытеснил остальные мессианские образы, чему способствовало упоминание эсхатологического царя из дома Давида в книгах Танаха.

Филон Александрийский упоминает о мессианских чаяниях в связи с греческим переводом Торы,

/15/ И ПРОИЗНЕС ОН ПРИТЧУ СВОЮ, И СКАЗАЛ: "ВОТ РЕЧЬ БИЛЬАМА, СЫНА БЕОРА, И РЕЧЬ МУЖА ПРОЗОРЛИВОГО;

/16/ РЕЧЬ СЛЫШАЩЕГО РЕЧИ ВСЕСИЛЬНОГО, ПОЗНАЮЩЕГО ВИДЕНИЯ ВСЕВЫШНЕГО, ТОГО, КТО ВИДИТ ЯВЛЕНИЕ ВСЕМОГУЩЕГО, ПАДАЕТ С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ.

/17/ ВИЖУ ЕГО, НО НЕ СЕЙЧАС, ВСМАТРИВАЮСЬ В НЕГО, НО НЕ БЛИЗКО: ВЗОШЛА ЗВЕЗДА ОТ ЯАКОВА И ВСТАЛ СКИПЕТР ОТ ИЗРАИЛЯ, И СОКРУШИТ ОН ПРЕДЕЛЫ МОАВА, И РАЗГРОМИТ ВСЕХ СЫНОВ ШЕТА.

/18/ И БУДЕТ ЭДОМ РАЗГРОМЛЕН. И БУДЕТ РАЗГРОМЛЕН СЕИР - ВРАГИ ЕГО, А ИЗРАИЛЮ БУДЕТ СОПУТСТВОВАТЬ УСПЕХ.

/19/ И ВЛАСТВОВАТЬ БУДЕТ ПОТОМОК ЯАКОВА, И НЕ ОСТАВИТ В ЖИВЫХ НИКОГО ИЗ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА".

Бемидбар. 24:17

где слово шевет ("жезл", "скипетр") переводится на греческий язык как "человек".

Этот перевод свидетельствует о том, что уже в начале 3 в. до н.э. термин "сын человеческий" в высоком стиле употреблялся в значении Машиах.

Более детальное описание царя-Машиаха содержится в псевдо-эпиграфической книге Эноха, а также в прорицаниях так называемой "еврейской Сивиллы" (около 140 г. до н. э.).

Апокрифическая и псевдо-эпиграфическая литература не является частью канонического сборника текстов. Вместе с тем, она дает расширенное представление о времени и взглядах людей той эпохи.

Со времени принятия царского титула Аристобулом I в апокрифической литературе начинает преобладать идея царя-Машиаха из дома Давида. Теперь этот образ активно используется в противовес узурпаторам Хасмонеям, не принадлежащим к роду царя Давида.

Постепенно образ царя из дома Давида становится единственным образом Машиаха.

Вера в приход Мессии была частью повседневных чаяний и надежд, а с 1 в. н.э. вдохновляла массовые движения, лидеры которых претендовали на роль Мессии.

О мессианских движениях и их вождях повествует Иосиф Флавий. Одним из таких вождей был Иехуда Галилеянин, основатель движения зелотов после смерти Ирода, о котором Иосиф оставил весьма нелестные строки, как, впрочем, и о других евреях, сражавшихся против Рима:

"В это же самое время в разных местах страны также произошли беспорядки. Положение дел подстрекало многих протянуть руку к царской короне. В Идумее взялись за оружие две тысячи ветеранов Ирода и открыли войну с приверженцами царя. Ахиаб, двоюродный брат царя, боролся с ними, скрываясь за сильнейшими крепостями, но избегая всякого столкновения с ними в открытом поле. Дальше, в Сепфорисе, в Галилее, Иуда - сын того Иезекии, который некогда во главе разбойничьей шайки разорял страну, но был побежден царем Иродом, - поднял на ноги довольно многочисленную толпу, ворвался в царские арсеналы, вооружил своих людей и нападал на тех, которые стремились к господству.

2. В Перее нашелся некто Симон, один из царских рабов, который, надеясь на свою красоту и высокий рост, напялил на себя корону. Собрав вокруг себя разбойников, он рыскал по открытым дорогам, сжег царский дворец в Иерихоне, многие великолепные виллы и легко наживался на этих пожарах.

3. Даже простой пастух по имени Афронг, дерзал в ту минуту посягать на корону. Его телесная сила, отчаянная храбрость, презрение к смерти и поддержка четырех ему подобных братьев внушали ему эту надежду. Каждому из этих братьев он дал вооруженную толпу, во главе которых они служили ему как бы полководцами и сатрапами во время его набегов. Он сам, как царь, был занят более важными делами. Надев на себя диадему, он вместе с братьями еще долго опустошал страну. Преимущественно они убивали римлян и царских солдат, но не щадили они и иудеев, если последние попадались к ним в руки вместе с добычей."

Иудейская Война, 2:4.

В 132-135 гг. н.э. немало евреев пошло за новым предполагаемым Машиахом Бар-Кохбой на восстание против римлян, которого, возможно, раби Акива признал Мессией.

Вспомним уже приводившийся отрывок из Торы:

/17/ ВИЖУ ЕГО, НО НЕ СЕЙЧАС, ВСМАТРИВАЮСЬ В НЕГО, НО НЕ БЛИЗКО: ВЗОШЛА ЗВЕЗДА ОТ ЯАКОВА И ВСТАЛ СКИПЕТР ОТ ИЗРАИЛЯ, И СОКРУШИТ ОН ПРЕДЕЛЫ МОАВА, И РАЗГРОМИТ ВСЕХ СЫНОВ ШЕТА.

/18/ И БУДЕТ ЭДОМ РАЗГРОМЛЕН. И БУДЕТ РАЗГРОМЛЕН СЕИР - ВРАГИ ЕГО, А ИЗРАИЛЮ БУДЕТ СОПУТСТВОВАТЬ УСПЕХ.

/19/ И ВЛАСТВОВАТЬ БУДЕТ ПОТОМОК ЯАКОВА, И НЕ ОСТАВИТ В ЖИВЫХ НИКОГО ИЗ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА".

Бемидбар. 24:17

"Бар Кохба" можно перевести как "сын звезды". Именно на это совпадение указывал раби Акива мудрецам. Стоит заметить, что мудрецы отвергли предположение Акивы, но имя Бар Кохбы продолжало ассоциироваться с наступлением эпохи Машиаха.

"Учил раби Шимон Бар Йохай:

- Акива, мой учитель, толковал:

"Взойдет звезда от Яакова - появится Кохба от Яакова".

Когда он видел Бар Козибу, он говорил:

"Вот он - царь-Машиах!"

Сказал ему Иоханан бен Тората:

"Акива, твои щеки скорее порастут травой, чем придет сын Давида".

Сам Бар-Кохба называл себя не царем, а лишь наси ("князем", "вождем"). На монетах рядом с его именем фигурирует имя священника Эл'азара. О других претендентах на роль Мессии в 1 в. - начале 2 в. говорится в Талмуде.

Имена двух таких претендентов содержатся в христианской литературе.

Мессианские чаяния в эпоху Второго храма получали различные интерпретации в зависимости от взглядов различных течений в иудаизме. Однако Машиах всегда рассматривался как человек, хотя и наделенный некоторыми сверхъестественными качествами, как орудие Бога, исполнитель Его воли, но не как спаситель-богочеловек в христианстве.

Вера евреев в грядущее царствование Машиаха долго отличала их от христиан, которые верили, что Машиах в лице Йешу (Иисус) уже пришел. Евреи не признали претензий Йешу на мессианство потому, что он не принес миру мир, как обещал Йешаяѓу:

"И народ не поднимет меч против народа и не будут они больше учиться воевать".

Вдобавок Йешу не помог евреям достичь политического суверенитета и не защитил их от врагов. В христианстве

"облик Мессии, на всех прежних этапах сохранявший чисто человеческий характер, облик того Мессии, который выходит из среды людей и получает от Бога свои полномочия, теперь был вытеснен другим обликом: теперь это было небесное существо, которое ниспосылается в мир, задерживается в нем, оставляет его, возносится на небеса и вступает во владение изначально принадлежавшим ему миром"

М. Бубер, Два образа веры, 10.

Хотя необходимость происхождения Машиаха из дома Давида постулировалась, претендент должен был доказать подлинность своих притязаний еще и делами - ведь в эпоху Второго храма невозможно было проследить генеалогию человека, восходящую к Давиду.

Законоучители Талмуда разработали представление о Машиахе как о царе, который принесет Израилю искупление и будет править им в конце времен. Он будет орудием установления царства Бога на земле. Царь-Машиах все чаще именуется как малка мешиха (царь-машиах, по-арамейски) бен Давид или машиах бен Давид. Время избавления называется йемот ха-машиах ("дни Машиаха"). С приходом Машиаха должны сбыться пророчества:

он победит врагов Израиля,

вернет народу его землю,

примирит его с Богом и

принесет ему духовное и физическое благоденствие.

Машиах будет пророком, воином, судьей, царем и учителем Торы.

В апокалиптической литературе упоминается также Машиах из колена Иосифа (или Эфраима), который придет раньше Машиаха, сына Давида, и погибнет в сражении с врагами Израиля. Идея Машиаха из колена Иосифа (Машиах бен Йосеф - "Машиах, сын Иосифа") и его гибели, возможно, навеяна образом Бар-Кохбы и поражением его восстания в 135 г.

В более поздних талмудических источниках национально-политические мотивы в значительной мере уступают место духовно-мифологическим.

Согласно этим источникам, Машиах родился в Бейт-Лехеме (или Иерусалиме) в день разрушения Храма. Он пребывает до поры сокрытым - в Риме или на небесах, и оплакивает страдания народа и собственное бессилие. Но он обязательно явится, когда придет час избавления.

Согласно одним источникам, Машиах присутствовал при сотворении мира, а некоторые считают даже, что сама идея Мессии предшествовала сотворению мира.

Согласно другим источникам, Машиах наделен предмировым существованием.

Песихта Раба. 36:161.

Все законоучители считали, что Машиах будет потомком царя Давида, однако одни утверждали, что Машиахом будет сам воскресший Давид, а другие - что Машиах лишь будет носить имя Давид.

Иоханан бен Заккай предсказывал приход царя Хизкияѓу в роли Машиаха. Но именно бен Заккаю принадлежат слова:

"Если ты держишь в руке саженец и тебе говорят, что пришел Машиах, сначала посади саженец, а потом иди встречать Машиаха".

Встречается также имя Менахем бен Хизкияѓу, которое может быть отнесено к руководителю антиримского восстания, либо просто символизировать грядущее "утешение" (Менахем - буквально "утешитель").

Машиаха отождествляют и с Иеѓудой ха-Наси.

Санѓедрин, 98б.

В ранних источниках не упоминается "страдающий Машиах" - эта концепция появляется лишь в 3 в. Еще позднее страданиям Машиаха был придан искупительный смысл.

Санѓедрин, 98б; Песихта Раба, 1626.

Машиах может явиться в смиренном обличье, верхом на осле (Зхария, 9:9), или триумфатором, восседающим на тучах.

Даниэль, 7:13.

Талмудический источник явно приписывает Машиаху бессмертие (Суккот 52а), а мидраш (главным образом поздний) особо выделяет его среди бессмертных, пребывающих в раю.

Однако, стоит иметь ввиду, что в мировоззрении законоучителей Талмуда Машиах никогда не заменял или не подменял ни Бога, ни Торы.

В 4 в. Хиллель бен Гамлиэль вообще отрицал приход Машиаха, не отвергая при этом грядущего избавления.

В мидраше имеется утверждение, что подлинным избавителем явится не Машиах, а сам Бог.

К средним векам сформировалось два образа Машиаха: образ царя допленной эпохи и пророческий образ Человека периода плена. В обоих случаях Машиах поднимается, а не спускается, восходит от людей, а не нисходит от Бога. Он выступает вперед из человеческой толпы и "избирается" Богом (Дварим 17:15; Йешаяѓу, 42:1). Для царя - это начало испытания, для Человека - подтверждение его мессианского достоинства. Поручение, которое получает Машиах, дается ему на земле, он не посылается с ним с небес на землю.

МАШИАХ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Средневековый иудаизм не получил в наследство от предыдущего периода еврейской истории цельной и последовательной концепции Машиаха и мессианских времен. Хотя средневековое еврейское мессианство основывалось на более ранних источниках, оно является продуктом позднейшей мысли и исторического опыта.

Политическая неустойчивость и непрекращающиеся войны между Византией и Ираном привели на рубеже 6-7 вв. к появлению мессианской литературы, легшей в основу средневековых еврейских представлений о веке Машиаха.

В псевдоэпиграфической книге Зерубавеля описаны видения последних дней и прихода Машиаха, которым должно предшествовать явление императора Армилуса (от имени первого римского царя Ромула) - сына Сатаны и скульптурного изображения женщины. Он покорит весь мир, объединив его в служении Сатане.

Евреи во главе с Машиахом из колена Йосефа, которому будет помогать женщина по имени Хефци-Ва, вступят в войну с Армилусом. И хотя этот Машиах бен Йосеф будет убит, Хефци-Ва спасет Иерусалим, а ее сын, Машиах из дома Давида, победит Армилуса, и начнется мессианский век.

Возможно, книга Зерубавеля написана под влиянием побед византийского императора Ираклия над персами, которые казались еврею, живущему в Эрец-Исраэль, первыми шагами к созданию всемирной христианской империи. Машиах должен был победить не ослабленную и разделенную, но единую и мощную империю, в которой концентрируются все враждебные еврейству силы.

На основе книги Зерубавеля сложилась обширная апокалиптическая литература, предвещающая войны Машиаха, его победу и конец галута. Но в этой литературе лишь описывается апокалиптическое будущее. И совершенно не рассматривается вопрос о том, что должен делать еврей, чтобы способствовать грядущему избавлению.

В эпоху средневековья, когда в рамках иудаизма соперничали различные религиозно-идеологические течения, апокалиптическая литература была приемлемой в любой стране для всех евреев: философ-рационалист, мистик, каббалист или приверженец раввинистического традиционализма - все они могли принять описание мессианского будущего, содержащееся в книге Зерубавеля и сходных сочинениях.

Некоторые произведения апокалиптической литературы относятся к еще более раннему периоду, чем книга Зерубавеля. В "Отот Машиах" ("Знаки Мессии") перечислены события, которые должны предшествовать приходу Машиаха. Литература такого рода оказала огромное влияние на средневековое еврейство.

Большинство еврейских философов отвергали апокалиптические представления, однако Саадия Гаон включил в свое сочинение "Эмунот ве-деот" ("Верования и воззрения") пересказ описания мессианских времен из книги Зерубавеля.

Рамбам (Маймонид) и его последователи рассматривали приход Машиаха как политическое освобождение еврейского народа, не связывая его с апокалиптическими ожиданиями. Рамбам отождествил царство Машиаха с государственным устройством, основанным на принципах иудаизма и еврейского религиозного права. В царстве Машиаха каждый еврей сможет беспрепятственно жить по законам Торы:

"И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на его месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек - наверняка Машиах"

Вера в Машиаха так глубоко укоренилась в еврейской традиции, что из 13 Догматов веры Рамбама самым известным стало:

"Ани маамин": я всем сердцем верю в приход Машиаха, и хотя он может задержаться, я буду ждать его каждый день".

В концлагерях, говорят, многие евреи пели "Ани маамин", направляясь в газовые камеры.

Вместе с тем, в сочинении "Игерет Тейман" ("Йеменское послание") Маймонид отвергал мессианские притязания некоего йеменского еврея.

Начиная с 13 в., особенно после публикации книги Зохар, исследование прихода Машиаха становится преимущественно достоянием каббалистической литературы.

Зохар следует аггадической традиции, рассматривая избавление как сверхъестественное чудо, связанное с постепенным озарением мира светом Машиаха. Когда дух нечистоты будет изгнан из мира и Божественный свет беспрепятственно воссияет Израилю, совершится восстановление мировой гармонии, царствовавшей в Саду Эдемском до грехопадения Адама. Ничто не будет отделять творение от Творца.

В последнем разделе книги Зохар это пророчество дополняется предсказанием освобождения народа Израиля от всех ограничений, наложенных на него Торой в галуте. После искупления раскроется истинный, мистический смысл Торы, выражаемый символом Древа жизни и противопоставляемый Древу познания, в котором различаются добро и зло, положительные и отрицательные предписания.

Изгнание евреев из Испании в 1492 г. сопровождалось небывалым ростом мессианских настроений: каббалисты с уверенностью предсказывали сроки прихода Машиаха. Разочарование в этих несбывшихся предсказаниях повлекло за собой переосмысление мессианской идеи каббалистами Цфата. Ицхак Лурия, Хаим Витал и другие придали понятиям галута и искупления универсальный космический смысл.

В лурианской каббале галут народа Израиля является лишь выражением великой космической катастрофы: на еврейский народ возлагается миссия восстановить с помощью Торы и мицвот совершенство мира, освободить искры Божественного света из плена, собственными активными усилиями приблизить искупление.

Говоря о золотом веке испанского еврейства,

не забывайте рассматривать и эту историю.

Машиах не принесет избавления, но завершит его. Мессианские задачи возлагаются на весь еврейский народ. Новая интерпретация мессианизма способствовала развитию в еврейском народе чувства ответственности за свою судьбу и подготовила великое мессианское движение, возглавленное Саббатаем Цви.

МАШИАХ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В раннем хасидизме мессианские идеи каббалистов подверглись нейтрализации: теперь непосредственной целью хасидизма стало не избавление народа, не активные действия против существования галута, но мистическое избавление личности. В этом сказалась реакция на крах саббатианского движения. В хасидизме каждый человек как бы становится Машиахом своего собственного малого мира. Теперь мессианизм перестает быть активной исторической силой.

В то время как ортодоксальный иудаизм продолжает придерживаться традиционной концепции Машиаха, реформизм в иудаизме уже в 19 в. пересмотрел мессианскую доктрину в двух отношениях.

Во-первых, идея Машиаха была заменена идеей грядущих мессианских времен всего человечества.

Во-вторых, "узконациональная" вера в возвращение евреев в Сион была отделена от идеи мессианских времен.

Как сторонники реформизма, так и приверженцы Хаскалы (Просвещения) считали, что коллективная мессианская задача еврейского народа состоит в распространении идеи монотеизма на весь мир. Многие евреи, отошедшие от религии, видели в освободительных движениях 19 в. мессианский смысл.

Прямо противоположная реформистской интерпретация традиционных чаяний еврейского народа была предложена сионизмом, утверждавшим, что евреи - нация. Сионисты настаивали на физическом возвращении евреев в Эрец-Исраэль и воссоздании там еврейского государства.

Отношение ортодоксального иудаизма к сионизму неоднозначно. Часть ортодоксальных мыслителей считает, что сионизм, взяв на себя роль Машиаха, подменил религиозную идею избавления политическими целями. Религиозные сионисты, И. Алкалай, Ц. Х. Калишер, А. И. Кук, полагают, что возвращение еврейского народа в Эрец-Исраэль должно стать началом избавления, которое завершится приходом Машиаха.

Например, вопрос о Машиахе вновь приобрел особое значение для многих религиозных сионистов в Израиле во время Шестидневной войны 1967 г., когда был освобожден Старый город Иерусалима.

Не обходилось без крайностей.

В 1984 г. в Израиле было арестовано религиозное еврейское подполье. Среди прочего они планировали взорвать мечеть Аль-Акса, чтобы освободить Храмовую гору и восстановить Храм. Такая акция могла спровоцировать джихад мусульман против Израиля. Члены подпольной группы этого и хотели, считая, что мировая агрессия против Израиля заставит Бога немедленно послать Машиаха. Когда вера в Машиаха начинает определять политические решения, идея Машиаха становится опасной.

Война в Персидском заливе напомнила про Мидраш "Ялкут Шимони":

"Сказал рабби Ицхак:

"В год раскрытия Машиаха все царства мира восстанут друг против друга. Персидский царь пойдет войной на аравийского царя, а аравийский царь отправится в Арам за советом… И все народы мира будут трепетать в отчаянье и страхе…

Израиль скажет: "Куда идти нам, где искать защиты?"

И скажет им Всевышний: "Дети Мои, не бойтесь! Всe, что Я сделал, Я сделал ради вас!… Пришло время Освобождения вашего!"

Учили мудрецы:

"В час, когда раскроется Машиах, он, стоя на крыше Святого Храма, скажет всем евреям:

"Смиренные! Пришло время Освобождения вашего!.. И если вы не верите, смотрите на Мой свет, взошедший над вами".

В тот час показывает Всевышний свет Машиаха и все евреи идут к нему.

И все народы мира падают ниц перед Машиахом и восклицают:

"Мы будем вам рабами".

И у каждого еврея будет 2800 рабов..."

Узнайте про события в Персидском заливе.

Подумайте, почему именно об этом мидраше шел разговор?

В отличие от религиозно-сионистских кругов, видящих в создании Государства Израиль начало избавления (атхалта ди-геулла), фундамент, заложенный по Божьему промыслу человеческими руками, на котором Он воздвигает Свое здание, ортодоксальные круги, группирующиеся вокруг партии Агудат Исраэль, сохраняя строго традиционную концепцию Машиаха, признают Государство Израиль как светское политическое образование и отвергают лишь мессианские претензии сионизма.

Иудаизм как религия и цивилизация сохранился, несмотря на выпавшие на долю еврейского народа бедствия и испытания, в значительной степени благодаря непоколебимой вере в мессианское будущее.

Еврейское мессианство, несмотря на присущие ему мистические и апокалиптические черты, никогда не отказывалось от земной в своей основе ориентации, от трактовки мессианских преобразований мира в исторических и социально-политических понятиях.

Традиция утверждает пять самых важных вещей относительно Машиаха. Он будет происходить из рода царя Давида, завоюет суверенитет над землей Израиля, соберет евреев с четырех сторон света, восстановит полное соблюдение Торы и, наконец, принесет мир миру.

КОГДА ЖЕ ПРИДЕТ МАШИАХ?

Талмуд учит:

"Не придет Машиах до того, как будут искать рыбу для больного и не найдут".

А в другом месте говорится:

"Когда ты увидишь поколение, на котором многие беды текут как река, то жди его (Машиаха), как сказано:

"Когда будет как река притеснитель, дух Божий истребит его. И придет избавитель к Сиону" (Йешаяѓу, 59:19,20)".

Горячие надежды на приход Машиаха обычно совпадали с годами великих бедствий в истории еврейского народа (крестовые походы, "Чёрная смерть", изгнание из Испании, погромы Б. Хмельницкого). И каждый раз ожидания прихода Мессии оказывались тщетными: обычно это объяснялось недостаточной праведностью евреев, и устанавливалась новая дата его прихода.

Мудрецы Талмуда полагали, что точный день наступления времени мессианского Освобождения - великая тайна, не известная человеку (Трактат Песахим, 54б.). Это произойдет "в свое время", (Йешаяѓу, 60:22), как было определено Творцом с начала творения. Время "конца Изгнания" ничем не обусловлено: оно не зависит от того, заслуживает ли его Израиль, как сказано: "Ради Себя, ради Себя Самого Я сделаю это…", (Йешаяѓу, 48:11)

"Но Я поступил так ради имени Моего, чтобы не осквернилось оно в глазах народов".

Иехезкиель, 20:9.

Можно усмотреть противоречие в словах пророка Йешаяѓу: "беито ахишено" - "в назначенное время ускорю это".

"В назначенное время" разве не означает в определенный день?

"Ускорю это" разве не означает, что это может случиться раньше, прежде, чем наступит назначенное время?

Это противоречие разрешается в Талмуде: "Если они заслуживают этого, тогда "Я ускорю это"; если не заслуживают - это наступит "в назначенное время"".

Трактат Сангедрин, 98а.

Машиах может прийти в любой день, даже до заранее назначенного срока: "Сегодня, если вы только послушаете голоса Его",

Псалмы, 95:7.

Абарбанель отмечает, что историю мира можно разделить на три периода - преждевременный, возможный и зрелый.

В первом периоде Освобождение было бы преждевременным.

Второй период обладает потенциальной возможностью для Освобождения, и все зависит только от заслуг народа Израиля.

Третий период - время последнего срока, в нем есть точно определенный день Освобождения. (Йешуот Мешихо, ч. I, с. 11б.)

Многие мудрецы высчитывали конкретные сроки мессианского Освобождения, несмотря на то, что подобная практика осуждается Талмудом, чтобы предотвратить разочарование, способное привести к отчаянию. Ведь люди могут сказать: "Раз время пришло, а Машиах не явился, значит, он не явится никогда", (Трактат Сангедрин, 97б.).

Тем не менее, среди тех, кто высчитывал день наступления Освобождения, были Саадия Гаон, Раши, Баалей Тосафот, Рамбам, Абарбанель, Ицхак Луриа, и т.д.

Авраам бар Хия (1065? -1136?), философ-рационалист, пытался в сочинении "Мегилат ха-мегале" ("Свиток провидца") установить дату прихода Мессии с помощью астрологических вычислений.

В различных источниках объясняется, что все эти предсказания, по сути, были истинными, отражающими особенно благоприятные моменты для наступления мессианской эры.

Учителя Каббалы объясняют, что все предсказанные сроки действительно осуществились, но лишь в духовном аспекте. Они так и не раскрылись на явном уровне нашей реальности, (Кунтрес Перуш Амилот, гл. 27, с. 15б. См. тж. Бней Иесахар, Сиван V:19; Атерет Цви к Зогар, II:10а).

Можно провести Бейт Мидраш о времени прихода Машиаха.

Используйте эти тексты.

У каждого поколения есть кец, потенциальный срок прихода Освобождения, ибо, как сказано, Машиах, хоть и не раскрыт, присутствует в каждом поколении. Он готов раскрыться в любой момент. В ходе истории, предшествующей "назначенному времени" его прихода есть особо благоприятные моменты, когда можно сделать так, чтобы он пришел.

Воспользуемся ли мы этим, ускорим ли мы приход Машиаха, зависит целиком и полностью только от нас.

Мудрецы прежних времен учили: он придет, когда мы начнем повсюду искать его, когда мы возжаждем его появления. Межеричский Магид полагает, что эта ситуация схожа с отношениями отца и маленького сына:

"Бывает, отец прячется от ребенка, желая посмотреть, бросится ли тот его разыскивать. Если ребенок взволнован, ищет, где может, то отец появляется к великой его радости. Когда же дети не обращают внимание на исчезновение отца, - зачем тогда открываться им? Машиах любит нас, как отец своих детей; он придет, только если мы будем всей душой ждать и призывать его. Не раньше".

А вот другая история.

"В одном городе умер почтенный еврей. Остался у него сын - бездельник и неумеха. Община пыталась пристроить его хоть к какому-нибудь труду, но ничего не получилось. В конце концов поставили на обочине большой дороги сторожку, поселили туда лентяя и приказали следить за проезжающими. Если случится увидеть, что по дороге едет Машиах, нужно тотчас трубить в трубу, созывать народ, чтоб устроить важному гостю торжественную встречу. Вот этой-то работой наш лентяй был доволен! "Жалованье, конечно, грошовое, зато никаких усилий не требует и на всю жизнь хватит".

Эти тексты можно использовать для Бейт Мидраша о Машиахе.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Дети играют на пляже, а один мальчик стоит в стороне и глядит на море.

Спрашивают его: "Почему ты не играешь с другими детьми?"

"Видите там вдали корабль? - отвечает мальчик. - Я жду его, хочу поприветствовать капитана".

Удивились люди:

"Неужели ты думаешь, что капитан обратит на тебя внимание? Да у него дел выше головы! Он и на берег-то не посмотрит…"

Но мальчик упрямо твердит свое:

"А я все равно хочу с ним поздороваться".

Корабль, тем временем, приближался к берегу.

На палубу вышел Капитан и помахал рукой мальчику!

Изумились люди:

"Откуда ты знал, что капитан выйдет приветствовать тебя?"

Улыбнулся мальчик и сказал:

"Да ведь это мой папа…"

Хороший можно провести Бейт Мидраш в конце темы Машиах. Попробуйте.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Для любителей поломать голову себе и другим!

В Талмуде (трактат Эйрувин 43) приводится высказывание:

"Если человек говорит: "Я назир в тот день, когда сын Давида придет", то можно ему пить вино в субботу и праздники, и запрещено ему пить вино в будние дни".

Назиру запрещено пить вино. Если какой-то человек сказал, что в день, когда придет сын Давида (Машиах), он будет назир, то этому человеку запрещено пить вино каждый день, ведь каждый день есть шанс, что в этот день придет Машиах.

Почему же говорится, что в субботу нет запрета?

Пророк Элияѓу должен прийти накануне прихода Машиаха, чтобы возвестить об этом событии, но Элияѓу не придет в канун субботы или праздника. Ведь евреи в это время заняты подготовкой к субботе или празднику. Если Элияѓу придет, то все будут вынуждены выйти ему навстречу, вместо подготовки к субботе. Значит, Машиах не придет в субботу или праздник.

Но в будние дни есть шанс, что Машиах придет и поэтому человеку, который связал себя упомянутым словесным обязательством, запрещено пить вино...

Спорили рабби Элиэзер и рабби Йеѓошуа (трактат Рош а-Шана 11б).

Рабби Элиэзер считает, что Геула (Освобождение) произойдет в Тишрей, а рабби Йеѓошуа считает, что в Нисан.

Автор книги "Турей Эвен" задает вопрос: раз Геула наступит или в Нисан или в Тишрей, то почему человеку, провозглашающему, что в день, когда придет Машиах, он будет назир, в будние дни запрещено пить вино? Ведь должно быть так, что запрет этот будет действовать лишь в месяцы Нисан или Тишрей, время, когда может прийти Машиах.

Сказано в Торе: "Я, Всевышний, в свой срок ускорю".

Есть возможность, что Геула наступит в свое назначенное время - когда наступит определенный день. А может быть, что она настанет раньше, до срока. И когда говорится, что Геула наступит в Нисан или Тишрей, то имеется в виду "в свой срок", то есть это время установлено Всевышним. Но если Геула наступит раньше времени, то это может быть в любой день - "ускорю".

Автор книги "Сфат Эмет" не согласен с этим: Приход Машиаха - это одно, а Геула - другое. В одном месте Талмуда говорится о приходе Машиаха, а в другом - о наступлении Геулы.

Геула действительно произойдет в Нисан или Тишрей, а Машиах может прийти в любой день. Ведь сказано: "как в дни твоего исхода из Египта Я покажу вам чудеса".

Многие комментаторы Торы видят сходство между Моше и Машиахом. Моше пришел в Египет задолго до Геулы, которая была 15 Нисана, в Песах. Так и Машиах придет до Геулы...

Если день прихода Машиаха - это не день начала Геулы, то нужно понять, что это за день, в чем его особенность. Вспомним историю Моше: когда он пришел первый раз, то ничего особенного не произошло - фараон не согласился с его требованием отпустить евреев и даже усилил гнет…

Еще в Талмуде спрашивают, почему в канун субботы можно пить вино, ведь если придет Машиах, то все выйдут ему навстречу и это помешает приготовлениям. Почему Элияѓу не может прийти в канун субботы (и поэтому Машиах не может прийти в субботу), а сам Машиах может прийти в канун субботы?

Талмуд объясняет, что после прихода Машиаха все будут рабами евреев. Раши комментирует, что у каждого еврея будет много слуг, и они помогут в приготовлениях. То есть после прихода пророка Элияѓу не будет никакого изменения, а после прихода Машиаха - будет.

Мы видим, что в день прихода Машиаха произойдут существенные изменения в мире.

Рамбам пишет: "И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на его месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек - наверняка Машиах ("Машиах вадай")".

То есть, Геула - это "собрал народ Израиля из изгнания", а день прихода Машиаха - это "победил все окрестные народы".

Из лекции рава Шмуэль-Хаима Блюминга,

преподавателя йешивы "Шатры Торы"

(Бруклин, Нью-Йорк).

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Краткая Еврейская Энциклопедия

Мартин Бубер, Два образа веры

Телушкин. http://jhist.org/teacher/12_283.htm

Машиах.ру

Из выступлений главного раввина России Б. Лазара

Апраксин Блюз, В. Подольский

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ В ЕВРЕЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =