ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

AJTorah


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ. в PDF

Во все времена человечество искало разумные решения для разных проблем, которые возникали перед ним. Поиск этих решений велся не только в сфере науки или жизненного опыта, но и в сакральных и литературных текстах. Сегодня мы проведем параллели между еврейскими текстами и текстами русской литературы. Иногда в прямой, иногда в символической форме эти тексты дают возможность применить к современной жизни логику наших предков. Яркий пример этому - проблемы экологии.

Человечество всерьез задумалось о перспективах своего существования на планете относительно недавно. Проблема разумного, "экологичного" мироустройства стала сегодня одной из центральных. Однако она волновала и наших далеких предков. Давайте обратимся к еврейским текстам и текстам русской классики и узнаем, о чем они размышляли.

ЧАСТЬ 1. БОГ: ТВОРЕНИЕ САДА

В главе Берешит рассказывается о творении мира. На третий день земля произвела растения. Затем мир наполнился рыбами, птицами, животными. И вот в шестой день мы узнаем, что:

Текст № 1.

НИКАКОГО ЖЕ КУСТАРНИКА ПОЛЕВОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО НА ЗЕМЛЕ, И НИКАКАЯ ТРАВА ПОЛЕВАЯ ЕЩЕ НЕ РОСЛА, ИБО ДОЖДЯ НЕ ПОСЫЛАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ НА ЗЕМЛЮ, А ЧЕЛОВЕКА НЕ БЫЛО, ЧТОБЫ ОБРАБАТЫВАТЬ ЗЕМЛЮ.

Берешит, 2:5

Как вы думаете, куда делись растения третьего дня?

Как вы думаете, почему Бог не посылает дождя?

Как определена Торой функция человека еще до его появления?

Текст № 2.

Эта молитва читается каждый день. Каждый день евреи всего мира повторяют слова "договора" между Богом и народом Израиля:

Молитва Шма:

"И будет так: если послушаетесь Моих повелений, которые Я даю вам сегодня, послушаетесь, любя Господа, Бога вашего, и служа ему всем сердцем вашим и всею душой вашей, то дам Я дожди земле вашей в срок: дождь после сева и дождь перед жатвой, - и соберёшь ты свой хлеб и вино своё, и масло олив своих. И дам траву на поле твоём для скота твоего, и будешь ты есть досыта.

Берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим божествам и поклоняться им, иначе разгневается на вас Господь и замкнёт небеса, и не будет дождя, и земля не станет приносить свои плоды. И исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли, которую Господь даёт вам".

Как вы думаете, почему за нарушение заповедей предлагается такое странное наказание?

Каковы условия получения дождя?

Сравните текст со следующим отрывком:

Текст № 3

ГАЕВ (НЕГРОМКО, КАК БЫ ДЕКЛАМИРУЯ). О, ПРИРОДА, ДИВНАЯ, ТЫ БЛЕЩЕШЬ ВЕЧНЫМ СИЯНИЕМ, ПРЕКРАСНАЯ И РАВНОДУШНАЯ, ТЫ, КОТОРУЮ МЫ НАЗЫВАЕМ МАТЕРЬЮ, СОЧЕТАЕШЬ В СЕБЕ БЫТИЕ И СМЕРТЬ, ТЫ ЖИВИШЬ И РАЗРУШАЕШЬ...

А.П. Чехов, Вишневый сад

Как, на ваш взгляд, представляется природа герою Чехова?

Какие слова Гаева особенно ярко подтверждают его отношение к природе?

Насколько созвучен отрывку Торы следующий текст:

Текст № 4

"СУТКИ В ПУСТЫНЕ, ПОДВИЖНОЕ БЫТИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ СИЛ, ИГРА СТИХИЙ, МИКРОЦИКЛ ЖИЗНИ ЦЕЛОЙ ПИРАМИДЫ СУЩЕСТВ - И НАМ ТВЕРДОЙ РУКОЙ УДИВИТЕЛЬНОГО МАСТЕРА, КАКОГО-ТО ВСЕВИДЯЩЕГО, ВСЕСЛЫШАЩЕГО, ВСЕЧУВСТВУЮЩЕГО МЕДИАТОРА ПРИРОДНОЙ ЖИЗНИ, ОЧЕРЧЕН ЕЕ ПОРЯДОК БЫТИЯ, ОКОЛЬЦОВАННЫЙ ЗАКОНОМ СУДЬБЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОСТИ ВСЯКОЙ ТВАРИ - РАВНОУДИВИТЕЛЬНОЙ И РАВНОЗНАЧНОЙ - ПРИРОДНОМУ ЦЕЛОМУ".

Т. Пулатов, "Владения" (1974)

Кто, на ваш взгляд, назван здесь Мастером?

Принимает ли автор идею Божественного творения мира?

Почему?

Далее Тора сообщает в первый раз о рождении человека и о следующем действии Бога:

Текст № 5.

И НАСАДИЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ САД В ЭДЕНЕ, С ВОСТОКА, И ПОМЕСТИЛ ТАМ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО ОБРАЗОВАЛ.

Берешит, 2:8

Наши мудрецы обратили внимание на такую последовательность событий и вывели из нее необходимые уроки:

Текст № 6.

ВСЕВЫШНИЙ САЖАЛ ДЕРЕВЬЯ СРАЗУ ПОСЛЕ СОТВОРЕНИЯ МИРА:

"И НАСАДИЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ САД В ЭДЕНЕ".

ТАК И ВЫ, ПРИДЯ В ЗЕМЛЮ ИЗРАИЛЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО САЖАЙТЕ ДЕРЕВЬЯ.

Ваикра Раба, 25

Текст № 7.

СКАЗАЛ РАВ ГУНА:

"В ГОРОДЕ, ЛИШЕННОМ ЗЕЛЕНИ, НЕ ДОЛЖЕН СЕЛИТЬСЯ МУДРЕЦ".

ВТ, Эрувим, 55:2

Как аргументируют мудрецы необходимость посадки деревьев в Израиле?

Где мы встречались с подобной аргументацией действий человека?

Текст № 8.

АНЯ: ЧТО ВЫ СО МНОЙ СДЕЛАЛИ, ПЕТЯ, ОТЧЕГО Я УЖЕ НЕ ЛЮБЛЮ ВИШНЕВОГО САДА, КАК ПРЕЖДЕ. Я ЛЮБИЛА ЕГО ТАК НЕЖНО, МНЕ КАЗАЛОСЬ, НА ЗЕМЛЕ НЕТ ЛУЧШЕ МЕСТА, КАК НАШ САД.

ТРОФИМОВ: ВСЯ РОССИЯ НАШ САД. ЗЕМЛЯ ВЕЛИКА И ПРЕКРАСНА, ЕСТЬ НА НЕЙ МНОГО ЧУДЕСНЫХ МЕСТ.

А.П. Чехов, Вишневый сад

Почему разрываются понятия Россия - вся земля?

О каких чудесных местах говорит герой Чехова?

ЧАСТЬ 2. ЧЕЛОВЕК: ПЕРВЫЕ ЗАПОВЕДИ

Текст № 9.

И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СКАЗАЛ ИМ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ, И ОВЛАДЕЙТЕ ЕЮ, И ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ, И НАД ВСЯКИМ ЖИВОТНЫМ, ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ ПО ЗЕМЛЕ".

Берешит, 1:28

Попробуйте аргументировать необходимость исполнения первым человеком именно этих заповедей.

Текст № 10.

И ВЗЯЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА, И ПОМЕСТИЛ ЕГО В САДУ ЭДЕНА, ЧТОБЫ ВОЗДЕЛЫВАТЬ ЕГО И ХРАНИТЬ ЕГО.

Берешит, 2:15

Пожалуй, самый сложный вопрос к этому отрывку: как можно возделывать райский сад?

От кого нужно охранять этот сад?

Текст № 11

ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ:

"ПРИРОДА НЕ ХРАМ, А МАСТЕРСКАЯ, И ЧЕЛОВЕК В НЕЙ РАБОТНИК"

И. С. Тургенев, "Отцы и дети".

Насколько, по-вашему, этот принцип соответствует еврейскому взгляду на отношения человека и природы?

В какой принцип позднее разовьется эта идея Базарова?

Исследуйте стихотворение В.В Маяковского и определите позицию автора к миру природы и миру человека:

Текст № 12

И КАК КРЫШКА БЛЕСТИТ
НАКЛОНИЛИСЬ СМОТРЕТЬ
МУРАВЬИШКИ ВСЯЧЕСКИЕ И ТРАВИШКА.
ОБАЛДЕЛО ДИВИЛИСЬ
ВЫКРУТАС МОНОГРАММЕ,
ДИВИЛИСЬ СИЯВШЕМУ СЕРЕБРОМ
ПОЛИРОВАННЫМ,
НЕ СТОИВШИЕ СО СВОИМИ МОРЯМИ И ГОРАМИ
ПЕРЕД ДЕЛОМ ЧЕЛОВЕЧЬИМ
НИЧЕГО РОВНО.
БЫЛО В ДИКОВИНКУ,
СЛЕПИЛО ЗРЕНИЕ ИМ,
НИЧЕГО НЕ ВИДЕВШИМ ЭТОГО РОДА.
А ПОРТСИГАР БЛЕСТЕЛ
В ОКРУЖАЮЩЕЕ С ПРЕЗРЕНИЕМ:
- ЭХ, ТЫ, МОЛ, ПРИРОДА!

Маяковский В.В, Портсигар в траву ушел на треть

ЧАСТЬ 3. "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ" ПРОЧТЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ

Среди 613 заповедей, данных еврейскому народу, можно отметить и такие, которые имеют явный экологический характер.

У вас есть предположения, о каких заповедях может идти речь?

Попробуйте назвать 2-3 возможных.

Текст № 13

В Торе трижды сказано:

"НЕ ВАРИ КОЗЛЕНКА В МОЛОКЕ ЕГО МАТЕРИ".

Шмот 23:19; Шмот 34:26; Дварим 14:21.

Отсюда мы учим:

"НЕ ВАРИ КОЗЛЕНКА В МОЛОКЕ ЕГО МАТЕРИ" - ЗАПРЕТ ВАРИТЬ.

"НЕ ВАРИ КОЗЛЕНКА В МОЛОКЕ ЕГО МАТЕРИ" - ЗАПРЕТ УПОТРЕБЛЯТЬ В ПИЩУ ПРОДУКТ ВАРКИ МЯСА С МОЛОКОМ.

"НЕ ВАРИ КОЗЛЕНКА В МОЛОКЕ ЕГО МАТЕРИ" - ЗАПРЕТ КАК-ЛИБО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТАКОЙ ПРОДУКТ.

Что еще мы можем выучить из этой заповеди?

Текст № 14

"ПЕРВЫЕ ПЛОДЫ ЗЕМЛИ ТВОЕЙ ПРИНОСИ В ДОМ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО; НЕ ВАРИ КОЗЛЕНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО" ИСХОД 23:19.

"ПЕРВЫЕ ПЛОДЫ ЗЕМЛИ ТВОЕЙ ПРИНОСИ В ДОМ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО; НЕ ВАРИ КОЗЛЕНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО" ИСХОД 34:26.

"НЕ ЕШЬТЕ НИКАКОЙ ПАДАЛИ; ПРИШЕЛЬЦУ, КОТОРЫЙ ВО ВРАТАХ ТВОИХ, ОТДАЙ ЕЕ - ПУСТЬ ОН ЕСТ; ИЛИ ПРОДАЙ ЧУЖОМУ; ИБО ТЫ НАРОД СВЯТОЙ ГОСПОДУ, БОГУ ТВОЕМУ; НЕ ВАРИ КОЗЛЕНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО" ВТОРОЗАКОНИЕ 14:21.

В ДВУХ СЛУЧАЯХ ЭТО ПРИНОШЕНИЕ, А В ТРЕТЬЕМ ЭТО ЗАПРЕТ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕРТВЕЧИНЫ. ПОСМОТРИМ НА ПОСЛЕДНИЙ СЛУЧАЙ (О МЕРТВЕЧИНЕ). ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ЕСТЬ ПАДАЛЬ - ВСЕ РАВНО, ЧТО ВАРИТЬ КОЗЛЕНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ. А ЧТО ТАКОЕ МЕРТВЕЧИНА? ЭТО ТЕЛО, ДУША КОТОРОГО ИЗНУТРИ ВЫШЛА НАРУЖУ. "ДУША" (ЖИЗНЕННАЯ СИЛА) КОЗЛЕНКА СНАРУЖИ - ЭТО МОЛОКО ЕГО МАТЕРИ, КОТОРОЕ ПРИ ЖИЗНИ ДОЛЖНО БЫТЬ ВНУТРИ. МАТЕРИНСКОЕ МОЛОКО СНАРУЖИ СИМВОЛИЗИРУЕТ ЖИЗНЕННУЮ СИЛУ КОЗЛЕНКА ПОКИНУВШУЮ ТЕЛО. ДЕЙСТВИЕ ВАРЕНИЯ СОСУНКА В МОЛОКЕ ЕГО МАТЕРИ СИМВОЛИЗИРУЕТ ИМЕННО ТАКОЕ "ПОЛНОЕ" УБИЙСТВО. ТАКОВОЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ВО ВЛАСТИ САМОГО БОГА.

Тулупов С.И., Не вари козленка в молоке его матери.

Какую новую информацию вы получили об этой заповеди?

Как определена мертвечина в данном случае?

Почему автор комментария так ее определяет?

Попробуйте объяснить ход мысли автора с точки зрения экологии.

Текст № 15

ЕСТЬ ВСЕГО ДВЕ ЗАПОВЕДИ, ЗА КОТОРЫЕ В ТОРЕ ОБЕЩАНО ДОЛГОЛЕТИЕ. ОДНА ИЗ НИХ ЗВУЧИТ ТАК:

"ЕСЛИ ПОПАДЕТСЯ ТЕБЕ ПТИЧЬЕ ГНЕЗДО НА ДОРОГЕ, НА КАКОМ-ЛИБО ДЕРЕВЕ ИЛИ НА ЗЕМЛЕ, С ПТЕНЦАМИ ИЛИ С ЯЙЦАМИ, А МАТЬ СИДИТ НА ПТЕНЦАХ ИЛИ НА ЯЙЦАХ, ТО НЕ БЕРИ МАТЕРИ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. ОТПУСТИ МАТЬ, А ДЕТЕЙ ВОЗЬМИ СЕБЕ, ЧТОБЫ БЫЛО ТЕБЕ ХОРОШО И ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ".

Дварим, 22:6-7

Сформулируйте экологическую составляющую этой заповеди.

Сравните с мнением Пришвина:

Текст № 16

…ВСЯ ПРИРОДА БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ВРЕМЕНИ ОТДАЕТСЯ ПОИСКУ КОРМА, НО ЭТОЙ СВЯТОСТИ БЫТИЯ НЕЛЬЗЯ ДОСТИГНУТЬ, ЕСЛИ ОТ РАЗУМА ПРИЙТИ К ЭТОМУ ВЫВОДУ…

М.М. Пришвин, Ранний дневник.

ЧАСТЬ 4. МУДРЕЦЫ ОБ ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ

Текст № 17

РАБИ ИОХАНАН БЕН ЗАКАЙ ГОВОРИЛ: "ЕСЛИ СЛУЧИТСЯ, ЧТО ТЫ БУДЕШЬ ЗАНЯТ ПОСАДКОЙ ДЕРЕВА, А ТЕБЕ СКАЖУТ, ЧТО МАШИАХ ПРИШЁЛ, СНАЧАЛА ЗАКОНЧИ ПОСАДКУ ДЕРЕВА, А ПОТОМ БЕГИ ВСТРЕЧАТЬ МАШИАХА".

Авот дераби Натан

Текст № 18

"ХОТЯ ВЫ УВИДИТЕ, ЧТО СТРАНА ЭТА ПОЛНА ЗЕЛЕНИ, НЕ ГОВОРИТЕ, ЧТО МОЖЕМ НЕ ЗАНИМАТЬСЯ ПОСАДКОЙ ДЕРЕВЬЕВ. ВЫ НАЙДЁТЕ В НЕЙ ДЕРЕВЬЯ, КОТОРЫЕ ДРУГИЕ ПОСАДИЛИ ДЛЯ ВАС. ТАК И ВЫ САЖАЙТЕ ДЕРЕВЬЯ ДЛЯ ВАШИХ ПОТОМКОВ.

Танхума Кдошим

Какой аргумент приводится в пользу озеленения своей страны?

Узнайте, какая работа ведется фондом Керен Кайемет в Израиле.

Текст № 19

ПУСТЬ НИКТО НЕ СКАЖЕТ:

"Я СТАР. СКОЛЬКО ЛЕТ ЕЩЁ ПРОЖИВУ Я НА СВЕТЕ. МОЖЕТ БЫТЬ ЗАВТРА УМРУ".

СКОЛЬКО НИ НАШЁЛ ЧЕЛОВЕК, ПУСТЬ ПРИБАВИТ ЕЩЁ.

Танхума Кдошим

Какой аргумент используется здесь?

Текст № 20

Одна из ценностей, связанных с выращиванием именно сада (не леса, парка или лужайки перед дачным домиком), описана в истории рабби Хони:

РАББИ ХОНИ ШЁЛ ПО ДОРОГЕ И УВИДЕЛ ЧЕЛОВЕКА, САЖАЮЩЕГО РОЖКОВОЕ ДЕРЕВО И СПРОСИЛ:

"КОГДА ЭТО ДЕРЕВО ПРИНЕСЁТ ПЛОДЫ?"

- "ЧЕРЕЗ 70 ЛЕТ".

- "ТЫ УВЕРЕН, ЧТО ДОЖИВЕШЬ ДО ЭТОГО?" - СПРОСИЛ РАББИ ХОНИ.

ЧЕЛОВЕК ОТВЕТИЛ: "Я СОБИРАЮ ПЛОДЫ РОЖКОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ, ПОСАЖЕННЫХ ДО МЕНЯ. ТАК ЖЕ КАК МОИ ПРЕДКИ САЖАЛИ ДЕРЕВЬЯ ДЛЯ МЕНЯ, Я САЖАЮ ДЛЯ МОИХ ДЕТЕЙ"

Таанит 23.

Так ради чего стоит выращивать сад?

Что дает человеку выращивание сада?

Текст № 21

Несколько иной аргумент приводится в следующем стихотворении.

Попробуйте оценить его с точки зрения исполнения еврейских заповедей.

ВИШНЯ

В ясный полдень, на исходе лета,

Шел старик дорогой полевой;

Вырыл вишню молодую где-то

И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами

На поля, на дальнюю межу

И подумал: "Дай-ка я на память

У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,

Пусть идет и вширь и в высоту

И, дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,

Отдохнут в прохладе, в тишине,

И, отведав сочных, спелых ягод,

Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят - экая досада, -

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят - не вспоминай, не надо, -

Все равно я вишню посажу!"

Михаил Исаковский, 1940

Текст № 22

КОГДА СРУБАЮТ ПЛОДОВОЕ ДЕРЕВО, СТОН ЕГО ПРОНОСИТСЯ ИЗ ОДНОГО КОНЦА МИРА В ДРУГОЙ КОНЕЦ - НО ЛЮДИ ЕГО НЕ СЛЫШАТ.

Пиркей де раби Элиэзер, 33

Текст № 23

"ТОРА - ДЕРЕВО ЖИЗНИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ДЕРЖИТСЯ ЕЁ, А ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ЕЁ - СЧАСТЛИВЫ".

Мишлей, 3:18.

Текст № 24

НО ДАРЬЯ И НЕ СОБИРАЛАСЬ ОБИЖАТЬСЯ.

- Я, ДЕВКА, И ОБ ЕТИМ ДУМАЛА, - ПРИЗНАЛАСЬ ОНА, ЧУТЬ КИВАЯ ГОЛОВОЙ, ПОДТВЕРЖДАЯ, ЧТО ДА, ДУМАЛА, И НАЛИЛА СЕБЕ ЧАЮ. - НАДУМЬ ДРУГОЙ РАЗ ВОЗЬМЕТ, ДАК ВСЕ ПЕРЕБЕРЕШЬ. НУ ЛАДНО, ДУМАЮ, ПУЩАЙ Я ТАКАЯ... А ВЫ-ТО КАКИЕ? ВЫ-ТО ПОШТО ТАК ДЕЛАЕТЕ? ЭТА ЗЕМЛЯ-ТО РАЗИ ВАМ ОДНЕМ ПРИНАДЛЕЖИТ? ЭТА ЗЕМЛЯ-ТО ВСЕМ ПРИНАДЛЕЖИТ - КТО ДО НАС БЫЛ И КТО ПОСЛЕ НАС ПРИДЕТ. МЫ ТУТ В САМОЙ МАЛОЙ ДОЛЕ НА ЕЙ. ДАК ПОШТО ТЫ ЕЕ, КАК ТУЕ КОБЫЛУ, ЧТО НА СЕМЕРЫХ БРАТОВ ПАХАЛА... ТЫ, ОДИН БРАТ, УЗДЕЧКУ НАКИНУЛ И ЦЫГАНУ ЗА РУПЬ ДВАДЦАТЬ ОТВЕЛ.

ОНА НЕ ТВОЯ. ТАК И НАМ МАТЕРУ НА ПОДЕРЖАНИЕ ТОЛЬКО ДАЛИ... ЧТОБ ОБИХАЖИВАЛИ МЫ ЕЕ С ПОЛЬЗОЙ И ОТ ЕЕ КОРМИЛИСЬ. А ВЫ ЧЕ С ЕЙ СОТВОРИЛИ? ВАМ ЕЕ СТАРШИЕ ПОРУЧИЛИ, ЧТОБЫ ВЫ ЖИСТЬ ПРОЖИЛИ И МЛАДШИМ ПЕРЕДАЛИ. ОНЕ ИТЬ С ВАС СПРОСЮТ.

СТАРШИХ НЕ БОИТЕСЬ - МЛАДШИЕ СПРОСЮТ. ВЫ ДЕТИШЕК-ТО НАШТО РОЖАЕТЕ? ТОЛЬКО НАЧНИ ЭТАК ФУГОВАТЬ - ПОГЛЯНЕТСЯ. МЫ-ТО ОДНОВА ЖИВЕМ, ДА МЫ-ТО КТО?

- ЧЕЛОВЕК - ЦАРЬ ПРИРОДЫ,- ПОДСКАЗАЛ АНДРЕЙ.

- ВОТ-ВОТ, ЦАРЬ. ПОЦАРЮЕТ, ПОЦАРЮЕТ ДА ЗАГОРЮЕТ.

В. Распутин, Прощание с Матерой

Как Дарья определяет принадлежность земли?

Как она ощущает присутствие человека на земле?

Зачем, по мнению Дарьи, дается людям земля?

Как она определяет ответственность человека перед природой?

Перед кем еще ответственен человек?

ЧАСТЬ 5. ЗАГАДКА МУДРЕЦОВ

Какие основные ценности отношений человека с природой вы обнаружили в текстах?

К чему призывает нас текст Торы, еврейские мудрецы?

Текст № 25

/1/ И БЫЛО, КОГДА ЛЮДИ СТАЛИ УМНОЖАТЬСЯ НА ЗЕМЛЕ, И ДОЧЕРИ РОДИЛИСЬ У НИХ,

/2/ А СЫНЫ ТЕХ, КТО ОБЛАДАЛ МОГУЩЕСТВОМ, УВИДЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДОЧЕРЕЙ, ЧТО КРАСИВЫ ОНИ, И БРАЛИ СЕБЕ ЖЕН, КАКИХ ВЫБИРАЛИ.

/3/ И СКАЗАЛ БОГ: "ДА НЕ СУДИТ ДУХ МОЙ ЧЕЛОВЕКА ДОЛГО, ТАК КАК ОН ВСЕГО-НАВСЕГО ПЛОТЬ. ПУСТЬ БУДУТ ДНИ ЕГО СТО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ".

/4/ ИСПОЛИНЫ БЫЛИ НА ЗЕМЛЕ В ТЕ ВРЕМЕНА, И ТАКЖЕ ПОСЛЕ ТОГО, КАК СЫНЫ ТЕХ, КТО ОБЛАДАЛ МОГУЩЕСТВОМ, СТАЛИ ВХОДИТЬ К ДОЧЕРЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ, И ОНИ РОЖДАЛИ ИМ; ЭТО БОГАТЫРИ, ИЗДРЕВЛЕ ЛЮДИ ИМЕНИТЫЕ.

/5/ И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО ВЕЛИКО ЗЛО ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ И ЧТО ВЕСЬ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ СЕРДЦА ЕГО ЗОЛ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ.

/6/ И РАСКАЯЛСЯ БОГ, ЧТО СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ, И СОЖАЛЕЛ В СЕРДЦЕ СВОЕМ.

/7/ И СКАЗАЛ БОГ: "СОТРУ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО Я СОТВОРИЛ, С ЛИЦА ЗЕМЛИ, ОТ ЧЕЛОВЕКА ДО СКОТА, ДО ГАДОВ И ДО ПТИЦ НЕБЕСНЫХ; ИБО ЖАЛЕЮ Я, ЧТО СОЗДАЛ ИХ".

Берешит, 6:1-7

Если так много зла творит на земле человек, что его дальнейшее существование кажется Богу немыслимым, почему уничтожаются все животные?

Текст № 26

БЫЛ У ДОЧЕРИ РОЗАНОВА ТАТЬЯНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ. "ХОРОШО, - ГОВОРИТ ОНА, - ЧТО ВЫ ЛЮБИТЕ ПРИРОДУ, ЗНАЧИТ, ЧЕЛОВЕКА НЕ ЛЮБИТЕ, НЕЛЬЗЯ ЕГО ЛЮБИТЬ".

М.М. Пришвин, Ранний дневник.

Почему Татьяна Васильевна так определила характер Пришвина?

Почему любовь к человеку и любовь к природе кажется несовместимой? (время написания дневников: 1905 - 1913 гг.)

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ В ЕВРЕЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =