ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

AJTorah


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =

ЦНИЮТ. в PDF

ПОПРОБУЕМ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ПОНЯТИЕМ

Еврейское слово "цниют" не поддается адекватному переводу. Чаще всего его переводят как "скромность", но этот дежурный лексический аналог отражает лишь одну из многочисленных смысловых граней "цниюта".

"Цниют" переводят и как "приличия".

"Цниют" - чисто еврейское понятие. Поэтому его трудно перевести одним словом. Так бывает со словами, в которых содержатся какая-то национальная изюминка. Например, чтобы правильно и полно выразить французское слово "шик", нужно выдать целую цепочку прилагательных: изящный, хорошо скроенный, модный, стильный, элегантный, подтянутый, ладный и т.д. Испытывая постоянные трудности с переводом этого слова, лингвисты махнули рукой и просто ввели в русский язык определение "шикарный", смысл которого, правда, со временем заметно поблек, отойдя от первоначального "шик".

Еврейское "цниют" тоже требует целого набора определений для отражения всей глубины его значения: скромность, смирение, целомудренность, застенчивость, стремление держаться в тени, не выпячиваться.

Лучше всего это слово объясняет еврейское крылатое выражение: "Все достоинство царской дочери - внутри".

Цниут (Цниют) - закон о женской скромности в иудаизме. Предполагает скромность в одежде, в разговоре, в поведении женщины.

Скромность в иврите называется "анава", скромный "анав", и это касается больше поведения, а не внешности.

Еврейский источники (Тора, Мишна, Талмуд) не уделяют особого внимания одежде еврея. В Торе про требования к одежде и про головной убор напрямую не сказано ничего.

В Мишне говорится о головных уборах: женщина должна носить тот головной убор, который принят в ее местности. Сам вопрос "носить или не носить" не обсуждается, ясно, что следует носить.

Талмуд говорит о том, что одежда еврея должна отличаться от одежды идолопоклонника. Также сказано, что еврей не носит пеструю одежду, как идолопоклонник.

В начале разговора о цниюте проведите дискуссию: "Что значит быть скромным?"

Определите, в каких сферах и по каким критериям мы оцениваем скромность.

Цниют также подразумевает смирение.

Восхваляемый образ еврейской женщины - цнуа ("скромная") и баалат хесед ("творящая дела милосердия").

В соответствии с требованиями цниюта одежда требуется неброская - но красивая. Неопрятность, нарочитая небрежность не соответствуют требованиям цниюта. Еще одно важное правило - голова замужней женщины всегда прикрывается платком, называемым "тихль" или "митпахат".

Скромность как внутреннее качество можно определить так: это состояние и поведение царской дочери в присутствии царя.

Другими словами, скромная женщина относится к себе как к особенному созданию, драгоценности высшего сорта и качества, при этом сознавая, что постоянно находится в присутствии Сущности, неизмеримо более высокой и могущественной.

Быть скромной - значит уважать себя.

Вы уже знакомы с правилом рабби Акивы "Возлюби ближнего как самого себя", из которого вытекает, что человек, не способный любить себя не может полюбить других.

Подумайте, работает ли это же правило в интерпретации

"Уважай ближнего как самого себя"?

Как проявляется уважение к себе?

Взгляните на особ царских кровей, особенно прежних времен. Их одежда полностью закрывает тело. Известно, что королева Великобритании собственноручно пришивала к подолу своей юбки гайки! Для чего? Чтобы случайный порыв ветра не приподнял ткань и не обнажил ее колени. Демонстрировать колени - недостойно королевы.

Посмотрите на людей разных социальных слоев. Чем человек менее уважаем, тем менее скромная у него одежда.

Самыми неодетыми людьми всегда были… рабы!

Проведите в группах исследование тенденций моды в разные эпохи в разных социальных слоях,

иллюстрируя его шедеврами мировой живописи.

Попытайтесь определить статус героев картин, их отношение к одежде.

Как еще проявляется уважение к себе?

В поведении, разговоре, в различных действиях. Глядя на человека со стороны, мы всегда можем сказать - уважает он себя или нет.

Вместе с тем, быть по-еврейски скромной - значит чувствовать, что рядом с тобой есть Тот, Кто может все и строго взыскивает с провинившегося. Тот, Кто спасает, защищает и бережет, Чья награда за исполнение Его воли - бесконечна.

Как мы ведем себя в присутствии, допустим, судьи, от решения которого зависит исход нашего судебного разбирательства? Вряд ли так же, как ведем себя, находясь в одиночестве! Мы взвешиваем каждое слово, следим за своим тоном, контролируем взгляд и телодвижения, стремимся быть предельно вежливыми, доброжелательными, стараемся не привлекать к себе внимание. Это говорится о судье из плоти и крови, так во сколько раз нужно умножить все вышесказанное, когда речь идёт о Высшем Судье?

Скромная женщина ведет себя достойно, не вызывающе, не привлекает внимания. Носит одежду, отвечающую законам цниюта, разговаривает не слишком громко и не слишком тихо, выбирает выражения и, конечно же, не кричит.

В этой области очень много деталей, каждая из которых рассматривается отдельно нашей галахой. Но основная идея скромного поведения - не выделяться и не привлекать внимания.

Чтобы достичь истинной скромности, нужно соблюдать законы скромности. Даже если вы в душе еще не особенно скромны - начните вести себя так, как будто это уже случилось. Вслед за действиями тянутся сердца. Человек, систематически делающий добрые дела, улучшается внутренне. Человек сильно изменится к худшему, если будет постоянно совершать злодеяния. Не бывает милосердных убийц, честных воров или высокоморальных женщин легкого поведения. Таков закон мироздания - твои поступки формируют твою личность.

Также необходимо много читать и изучать еврейские источники, говорящие о скромности: ее сути, проявлении, ее важности. Изучать законы цниюта. И постоянно работать над собой, над своими качествами. Поступать достойно, жить, напоминая себе самой: я - царская дочь, главное желание которой - исполнить волю своего Отца, Царя царей, Святого, благословен Он.

Проведите занятие о женщинах Танаха.

Обратите внимание на особенности их занятий, поведения, речи.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЦНИЮТА

Каждая девушка и женщина должна позаботиться, чтобы длина платья и рукавов была достаточна. Точно так же им не следует носить одежду со слишком большим вырезом.

Согласно мнению Рава М.Файнштейна, одежда должна быть, как минимум, такой длины, чтобы не были видны колени женщины, сидит ли она или идет; такая длина необходима, даже если она носит непрозрачные чулки. Рукава должны закрывать локти. Однако в тех местах, где принято носить более длинную одежду, девушка или женщина должна следовать местному обычаю и не отклоняться от него.

Причин, по которым наши Мудрецы настаивают на достойной одежде, несколько.

Во-первых, нескромно одетая девушка или женщина нарушает одно из основных предписаний еврейской морали.

Во-вторых, мужчине не разрешается молиться, произносить благословение или даже учить Тору, когда он видит женщину (включая собственную жену или дочь), не одетую надлежащим образом.

В-третьих, одеваясь нескромно, женщина вызывает в мужчине греховные мысли.

То же самое относится к одежде, такой тонкой или прозрачной, что через нее просвечивает кожа женщины. Замужней женщине, вдове или разведенной, нельзя ходить с непокрытой головой.

Проведите занятие: "В мире еврейской моды".

Посмотрите, как одеваются современные ортодоксальные женщины.

Какие тенденции современной моды отвечают требованиям цниюта?

Девушке или женщине не следует петь в присутствии мужчин. Даже ее муж, отец, сын или брат не могут молиться или произносить Браху, слыша ее пение.

Женщина может молиться или произносить Браху, если она слышит пение другой женщины или если другая женщина в поле ее зрения одета частично (например, только в купальный костюм). Если она сама одета только частично, она может произносить Браху, но не может молиться.

Важно также отметить, что девушке или женщине категорически запрещено жать руку, танцевать или позволять другие интимные жесты с мужчиной или мальчиком. Эти законы, а также запрещение Йихуда относятся и к помолвленной паре.

СПОР О ЖЕНСКОЙ ШЕЕ

Нешуточные споры в современном еврейском обществе возникают по поводу прикрытия шеи у женщин. Посмотрите, как идет обсуждение законов.

Рамбам в Законах о телесных повреждениях (4:15) упоминает лицо и шею среди открытых мест на теле женщины. Так что сразу получаем простой и ясный ответ: нет обязанности покрывать шею.

Но самый сложный вопрос заключается в том, где кончается шея и начинаются другие части тела, которые надо покрывать!

В Шульхан Арухе ничего об этом не сказано.

Среди авторитетов последних поколений находим несколько определений:

Рав Биньомин Зильбер в брошюре "Мальбушей нашим" пишет: "Граница проходит в том месте, где начинается склон в сторону плеча".

От имени рава М. Файнштейна передают: "Граница проходит там, где мужчины повязывают галстук - это еще шея".

"Пардес симха" 198 от имени рава Эльяшива сообщает: "Спереди граница проходит по шейной выемке, так что грудная кость должна быть покрыта, а сзади - по первому позвонку".

"Алихот Шломо" от имени рава Ш.З. Ойербаха уточняет: "Спереди граница проходит по шейной выемке, так что грудная кость должна быть покрыта, а сзади - по второму позвонку".

Отдельно рассматривается дополнительная накидка, "Редид", которой покрывались, наподобие талеса. (Рамбам - законы "ишут" (24): "Женщина которая выходит, не покрыв голову и без "радида" как у всех женщин".

То же самое в Шулхан Арухе - подчеркивается, что предосудительным поведением является отклонение от принятых в обществе норм скромности, например, выходить на улицу в одном головном уборе без накидки, как у всех женщин.

Что имеется в виду?

Помимо того, что женщина обязана покрывать по закону, она не должна привлекать взгляды посторонних мужчин одеждой, выходящей за рамки скромности, которые приняты в данном обществе. Поэтому в некоторых мусульманских странах от страха перед ревнителями ислама, женщинам приходилось носить накидку, которая покрывала их, как кокон.

Но для тех, кто живет за пределами исламских государств, носить накидку ("редид") не нужно.

У понятия "редид" есть еще одно значение - второе покрытие головы, помимо платка, который имеет обыкновение сползать, а "редид" страхует от такой возможности.

ОДЕЖДА КОЭНА

Ежедневная храмовая служба начиналась убиранием с жертвенника пепла, оставшегося после вчерашних жертвоприношений. Перед тем как совершить этот, вроде бы не столь значительный ритуал, священнослужитель-коэн должен был облачиться в особые священнические одеяния: "И наденет коэн одежды льняные…"

Подробно эти одеяния описываются в последних главах книги Шмот:

"И СОТКАЛИ МАНТИЮ, ЧТОБЫ НА НЕЕ НАДЕВАЛСЯ ЭЙФОД, ЦЕЛИКОМ ИЗ ГОЛУБОЙ ШЕРСТИ. И СДЕЛАЛИ ПО ПОДОЛУ МАНТИИ ГРАНАТЫ ИЗ НИТЕЙ ГОЛУБОЙ ШЕРСТИ, БАГРЯНИЦЫ И ЧЕРВЛЕНИЦЫ, СКРУЧЕННЫХ ВМЕСТЕ. И СДЕЛАЛИ КОЛОКОЛЬЧИКИ ИЗ ЧИСТОГО ЗОЛОТА, И ПОВЕСИЛИ ЭТИ КОЛОКОЛЬЧИКИ МЕЖДУ ГРАНАТАМИ ПО ВСЕМУ ПОДОЛУ МАНТИИ - КОЛОКОЛЬЧИКИ МЕЖДУ ГРАНАТАМИ. И СОТКАЛИ ХИТОНЫ ИЗ ЛЬНА ДЛЯ АhАРОНА И ЕГО СЫНОВЕЙ; И ЛЬНЯНОЙ ТЮРБАН И ЛЬНЯНЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, И ЛЬНЯНЫЕ ШТАНЫ - ИЗ МАТЕРИИ, СОТКАННОЙ ИЗ ЛЬНЯНЫХ НИТЕЙ, СКРУЧЕННЫХ ВМЕСТЕ. И СОТКАЛИ ВЫШИТЫЕ ПОЯСА ИЗ НИТЕЙ ЛЬНА, ГОЛУБОЙ ШЕРСТИ, БАГРЯНИЦЫ И ЧЕРВЛЕНИЦЫ, СКРУЧЕННЫХ ВМЕСТЕ, - КАК БОГ ПОВЕЛЕЛ МОШЕ".

Они также перечисляются несколько ниже в нынешней главе, где рассказывается о порядке возведения Аарона и его сыновей в священнический сан.

Одеяния еврейских священнослужителей были предельно скромными. Одежда коэна была сшита из белой льняной ткани, самой распространенной в то время. Она состояла из четырех самых необходимых предметов: штанов, длинной туники, пояса и головного убора.

Никаких иных предметов туалета, не говоря уже об украшениях, на священнослужителе быть не могло. Даже тфиллин коэн во время службы мог носить только лишь головные - наручные считались недопустимым излишеством.

Будучи скромной по цене, одежда коэна была скромной еще и в том смысле, что она полностью прикрывала его тело. Рукава священнической туники прикрывали его руки до ладоней, а длина ее доходила до ступней. А чтобы даже камням святилища не видны были срамные части его тела, коэн носил под туникой штаны, доходившие ему до колен.

Обязательный головной убор коэна тоже свидетельствовал о скромности, ибо у евреев во все времена укрывание головы служило признаком скромности и смирения.

Рассмотрите иллюстрации одеяний Коэна и священников других конфессий.

Сравните.

Определите функциональные и эстетические особенности этих одеяний.

СКРОМНОСТЬ БОГА

Сказано в трактате Мегила: "В месте величия Творца ты находишь его скромность".

Раши, комментируя историю творения Адама, указывает на скромность Творца:

"Создадим Человека...

Отсюда делали вывод о мягкости Святого, благословен Он. Поскольку человек подобен ангелам и может вызвать зависть к себе, поэтому Он держал совет с ними (с ангелами).

И когда Он судит царей, Он держит совет со Своею (небесною) свитою.

Так находим в (случае с) Ахавом, которому пророк Миха сказал: "Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем по правую и по левую руку Его" [I Кн. Царей 22, 19].

Разве есть у Него правая и левая сторона?

Это (означает) лишь, что "стоящие справа" защищают, а "стоящие слева" обвиняют.

И также у пророка Даниэля читаем: "По суду ангелов дело, и по слову святых приговор" [Даниэль 4, 14].

И здесь Бог, спрашивая согласия Своей свиты, сказал им: "Среди высших есть (сотворенные) по Моему подобию, и если среди низших не будет по Моему подобию, возникнет зависть в мироздании", [Брахот 33 б].

Хотя ангелы не помогали Ему в созидании (человека) и, хотя это (употребление множественного числа) может послужить вероотступникам (в качестве предлога) для бунта, стих не отказывается учить благопристойности и скромности Бога: чтобы великий человек советовался с малым и просил его согласия.

Если было бы написано: "Сотворю я человека", - мы решили бы, что Он говорил с Самим Собою, но не со Своей судебной палатой".

Абсолютно ясно, что мы не можем сказать о Творце, что его скромность является результатом расчетов. Скромность является Его сутью.

СКРОМНОСТЬ МОШЕ

В главе "Баалотха" Тора описывает величайшую скромность Моше-рабейну:

"Человек этот, Моше, был скромнейшим из всех людей, что на земле".

А ведь Моше обладал высочайшими способностями. Он по своему желанию мог общаться с Самим Творцом. Он был ближе к Богу, чем остальные люди. И при этом прекрасно понимал, что всем, чего он достиг, он обязан Всевышнему, а не себе.

Такая скромность нуждается в объяснении.

Моше удостоился получить Тору с Синая. Он был со Всевышним на горе 40 дней и 40 ночей. Он вывел еврейский народ из Египта и Всевышний пообещал ему:

"…и сказал Бог Моше - вот я иду к тебе в густом облаке, чтобы услышал народ, как Я буду говорить с тобой, и поверят также в тебя навсегда!"

И, наконец, он тот, кто мог говорить с Творцом в любое время по своему желанию. Тогда как же это возможно, что он самый скромный из всех людей?

Моше прекрасно знал все свои достоинства. Но всегда помнил, что все эти достоинства он получил от Творца.

Он понимал, что все эти качества могли достаться другому человеку, и тот человек точно также достиг бы этого высокого уровня, а возможно и превзошел бы его.

Основное достоинство Моше-рабейну заключалось в служении пророка - посредника между Богом и людьми. Его уровень пророчества был наивысшим, как сказано: "…и не было более пророка в Израиле, которого знал Бог лицом к лицу".

Пророческий дар - это не то, чего можно достигнуть человеческими усилиями - это достоинство, даруемое сверху. Но ведь Моше-рабейну прекрасно знал, что именно он, удостоился этого пророческого дара, как он мог оставаться самым скромным из всех людей? Основой скромности не являются расчеты (кто-то был бы еще лучше).

Скромность Моше являлась его природной сутью, а это намного выше любых расчетов и размышлений.

Вот почему Моше был скромен сущностной скромностью и мог аннулировать себя перед каждым человеком. Обращаясь к другому человеку за советом или с просьбой, он не испытывал чувство унижения собственного достоинства.

Разные сюжеты Торы можно рассмотреть с точки зрения скромности Моше: разговор у горящего куста, разговор на горе Синай…

Исследуйте эти и другие сюжеты в группе.

СКРОМНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ - АНАВА

Заносчивость, надменность - признак ограниченности ума, даже если это ум неординарного человека. Ведь иллюзии по отношению к собственной значимости и величию, эгоизм и тщеславие сужают кругозор и уводят от реальности, заставляя заниматься не делом, а поиском утверждения собственного авторитета в глазах других людей. Отсутствие скромности - тяжкий порок, в то время как ее присутствие в человеке - признак истинного величия. Мудрецы сравнивают Тору с водой: как вода течет сверху вниз, так и Тора дается лишь тому, кто скромен и кроток духом.

Большинство букв в Торе - средние. Это соответствует основному предназначению человека - быть "средним". Этого уровня человек может достичь благодаря Торе. Но иногда в Торе встречаются большие и маленькие буквы, из которых тоже необходимо учить пути нашего поведения.

В начале книги "Диврей а-ямим" слово "Адам", подразумевающее первого человека, начинается с большой буквы "алеф". Эта буква подчёркивает величие первого человека - творение рук Всевышнего, а также подчёркивает тот факт, что Адам прекрасно сознавал своё величие.

В главе "Ваикра" [И воззвал] само слово "ваикра" написано так, что последняя буква "алеф" в нем маленькая - меньше, чем все остальные буквы. Эта буква указывает на скромность Моше, который, несмотря на всё своё величие, был "самым скромным человеком на земле".

Это не единственная необычная буква в Торе.

Большая "алеф" в слове "Адам" показывает нам величие первого человека, мудрость которого выше, чем мудрость ангелов. Эта буква учит нас тому, что каждый человек должен знать уровень своей мудрости и своих особых талантов, которыми он награждён.

Но знание своих достоинств не должно приводить человека к спеси. Первый человек совершил грех с древом познания добра и зла. Из этого мы можем извлечь для себя урок о том, что знание своих достоинств может повлечь за собой грехопадение. Вместе со знанием своих достоинств у человека должно быть развито чувство своей никчемности и скромности, на которые указывает маленькая буква "алеф" Моше-рабейну.

В каждом еврее имеется частичка от души первого человека, а также и от Моше-рабейну. Из этого становится понятным, что у каждого из нас есть возможность постичь достоинства обоих.

С одной стороны, еврей должен знать, что силой того, что он является сыном Авраама, Ицхака и Яакова, еврей наследует от них возвышенные достоинства. Еврей обязан знать свою настоящую ценность и не думать, что он не достоин изучать Тору и принимать на себя бремя ее законов.

Вместе с тем, еврей должен помнить, что все его достоинства имеются у него не из-за его собственных достижений, а благодаря тому, что достоинства эти были дарованы еврею Небесами. Поэтому еврей должен быть ничтожным в своих собственных глазах и не показывать гордыню. Таким образом достигают полного совершенства.

ГОРА СИНАЙ И СКРОМНОСТЬ

Рассказывается в мидраше, что во время Дарования Торы собрались все горы, и каждая захотела, чтобы Всевышний дал Тору именно на ней.

Каждая гора рассказала о своих достоинствах и всячески восхваляла себя, утверждая, что именно она достойна того, чтобы Всевышний дал Тору на ней.

Только одна гора молчала и не произнесла ни слова, так как у нее не было никаких достоинств.

Но именно эту гору избрал Всевышний. Именно на ней Он решил дать Тору!

Это была гора Синай.

Понятно, что Всевышний избрал гору Синай, так как она была скромная и смиренная и не гордилась, как остальные горы. Всевышний хотел преподнести нам урок, что заповеди Торы можно соблюдать только в скромности и смирении, а не в гордости.

Однако, на первый взгляд, если Всевышний хотел дать Тору в скромном месте - чтобы научить нас этому достоинству - Тора могла быть дана на равнине, а не на горе, ведь гора - это высокое место?!

Но сочетание "гора" и "Синай" учит нас, каким образом мы должны выполнять заповеди.

С одной стороны, "гора" символизирует высоту и твердость.

С другой стороны, "Синай" символизирует скромность и самоуничижение.

Для получения Торы требуются два условия:

1. Высота и напор, как у горы - нужно гордиться исполнением заповедей. Нужно соблюдать заповеди твердо, преодолевая все преграды. Ведь заповеди - это воля и желание Всевышнего.

2. Скромность, как у Синая - не хвастаться собственными достоинствами, ведь только скромный человек может принять слова Торы во всей полноте.

Мы говорим во время молитвы: "и душа моя как прах перед всеми будет" - что моя душа смиряется как прах и тогда: "открой мое сердце для Твоей Торы" - сердце воспринимает слова Торы.

Твердость и скромность не противоречат друг другу!

У еврея, который готов принять Тору, эти качества существуют вместе.

"СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ…"

Согласно запрету Торы, мужчина не может одеваться в женскую одежду. Этот запрет включает использование многих видов косметических процедур, обычно практикуемых женщинами.

Согласно Иерусалимскому Талмуду, смотрящие в зеркало люди также нарушают этот запрет.

В Талмуде также приводится исключение из этого правила. Люди, занимающие важные правительственные посты, могут смотреть в зеркало, чтобы поддерживать соответствующие их положению стандарты одежды.

Мудрецы утверждают, что существует также ряд видов деятельности, где разрешается использование зеркал мужчинами:

можно исследовать тело в целях улучшения здоровья;

при стрижке;

для правильного размещения тфиллин;

для проверки пищевых пятен или перхоти на человеке или одежде, чтобы представить ему приличный вид.

Другие авторитеты добавляют, что можно взглянуть на себя в зеркало, чтобы просто привести в порядок свою одежду и выглядеть презентабельно.

Поздние авторитеты признали, что, поскольку в наше время зеркала больше не считаются "женскими", вышеупомянутые ограничения ослаблены - зеркала могут использоваться в ряде целей и мужчинами.

Есть и те, кто утверждают, что мудрецы Торы должны воздерживаться от беспричинного рассматривания себя в зеркале, чтобы поддерживать стандарты предыдущих поколений.

Есть также каббалистические мотивы, ограничивающие использование зеркал для мужчин, поскольку в книге "Зоар" говорится о злых духах, силу которым придают смотрящие в зеркала мужчины. Но очевидно, что это предупреждение не распространяется на санкционированное еврейским законом использование зеркала.

Установленная практика заключается в том, что использование зеркал мужчинами ограничено только тогда, когда они используют его для тщеславия, но в других обстоятельствах это приемлемо.

Некоторые современные авторитеты упоминают, что в нынешние времена для мудрецов Торы еще более важно, чем в предыдущих поколениях, быть аккуратно одетыми, чтобы произвести положительное впечатление. Поэтому использование зеркала для этой цели является правильным, поскольку оно повышает уважение к Торе в обществе.

ТРЕБОВАНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ К РЕЧИ

У этого явления есть много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, сквернословие…

В цивилизованном обществе интеллигентные и образованные люди относятся к мату отрицательно, и он запрещен законом в общественных местах. Понятно, что неиспользование нецензурной речи относится к обычному культурному поведению в обществе.

Наши мудрецы много лет назад обсуждали и эти "правила хорошего тона".

Существует запрет, который называется "нивуль пэ" ("осквернение уст"). Нельзя говорить непристойные вещи, связанные с интимными функциями организма. Человек, в отличие от животного, обладает чувством стыда. Поэтому он не только не выставляет на всеобщее обозрение некоторые свои интимные действия, но и не говорит об этом вслух.

В Талмуде (трактат "Шабат" 33а) сказано, что все люди знают, для чего невеста идет под хупу, но если какой-то человек говорит об этом, оскверняя свои уста, то ему изменяют судьбу к худшему, даже если до этого ему было предначертана хорошая жизнь.

А в "Кицур Шулхан Арух" (151:6) сказано: "Тот, кто хочет уберечься от этого греха, пусть оберегает свои уста от непристойностей".

Также сказано ("Псахим" 3а): "Не следует произносить грубые выражения".

Наши мудрецы сказали, что в разговоре человек должен использовать только "чистые" слова.

Как пример они привели цитату из главы "Ноах": "И возьми от животного кошерного, и от всякого животного, которое не является кошерным".

Вместо того, чтобы использовать одно слово "трефное", Тора использует целую фразу - "от всякого животного, которое не является кошерным". Раши объясняет, что из этой фразы дано указание нам следить за тем, чтобы использовать в речи только чистые слова.

Проведите занятие-исследование по проблемам современного языка.

ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ - сказки, притчи, изречения

Всякая заповедь требует осознания и намерения.

Только скромность должна быть неосознанной. Ибо скромность, как сознательно избранная линия поведения, есть ничто иное, как замаскированная гордыня.

Рабби Менахем-Мендл из Коцка

***

Лучше притворная скромность, чем искренняя гордыня.

Рабби Пинхас из Кореца

***

Никто не нуждается в людях так, как нуждается в них гордец, ожидающий похвал.

Рабби Нахман из Бреслева

***

Аскеты считают, что люди должны почитать их.

Но посмотрите на коня: он ест только солому, пьет одну воду, спит стоя, гвозди в ногах, все на нем ездят - а он как был скотиной, так и остался.

И никто не должен ему почести оказывать.

Рабби Исраэль из Ружина

***

Чтобы перелить из одного сосуда в другой, "принимающий" сосуд должен быть внизу.

Так не только с водой, но и с мудростью.

Рабби Моше-Лейб из Сасова

***

Грешник, знающий, что он грешник, лучше, чем праведник, знающий, что он праведник.

Провидец из Люблина

***

Тот, кто не занимает места - находит себе место в любом месте.

Рабби Барух из Стучик

***

И скромность, и гордыня - не более, чем одеяния. Человек надевает их по мере надобности и снимает их, когда обстоятельства меняются. Ни скромность, ни гордыня не имеют самоценности.

Рабби Исраэль из Полоцка

***

Лжец лучше гордеца.

Лжец не верит в свою ложь.

Гордец же не только верит в собственные фантазии, но и живет ими.

Рабби Иеошуа из Острова

***

Гордыню не всегда легко заметить глазом, чаще ее можно распознать по запаху.

Это подобно коптящей лампе: глядя на нее, трудно заметить, что она "задыхается", но нос не обманешь, он распознает запах копоти.

р. Хаим из Красна

***

Отрицающий язычество называется евреем.

Отрицающий почести называется хасидом.

***

Легко склонить голову перед тем, кто выше тебя.

Нетрудно склонить голову перед тем, кто ниже тебя - люди скажут: он вежлив.

Подлинная скромность проверяется способностью склонить голову перед равным тебе.

р. Авраам из Слонима

***

Деньги мне нужны только потому, что я должен все время платить другим.

А почести мне не нужны - ведь и другим я не должен их оказывать.

p. Hoax из Леховича

***

Один - ноль и знает, что он - ноль.

Другой хорош и знает себе цену.

Я думаю, первый лучше второго.

"Видящий" из Люблина

***

Одного старого раввина болезнь приковала к постели. Вокруг него собрались ученики и стали перешёптываться о его беспримерной добродетели.

- Со времён царя Соломона не было такого мудрого человека, - сказал один из них.

- А его вера! Она сродни вере нашего отца Авраама! - сказал другой.

- Его терпеливость подобна терпеливости Иова, - сказал третий.

- Только Моисей мог общаться с Богом, как он , - сказал четвёртый.

Раввин, казалось, был чем-то озабочен.

Когда ученики ушли, жена спросила его:

- Слышал, что они говорили о тебе?

- Слышал, - ответил раввин.

- Чем же ты так недоволен?

- Моя скромность… - пожаловался раввин. - Никто не упомянул о моей скромности!

***

Однажды раввин Нафтали и его жена Ребекка копались в огороде. Вдруг лопата раввина на что-то наткнулась, и он достал из-под земли старинную, запечатанную сургучом бутылку. Он её открыл, и оттуда выскочил джинн.

- О, Нафтали! - воскликнул джинн. - Как я тебе благодарен! 1000 лет я провёл в этой проклятой бутылке и дал себе слово: тому, кто меня из неё выпустит, я буду служить до скончания его дней! Проси, что хочешь!

- Полезай назад в бутылку, - ответил ему раввин.

Джинн повиновался.

Нафтали крепко запечатал бутылку, привязал к ней камень, пошёл на берег моря и швырнул бутылку с джинном как можно дальше, так, чтобы её невозможно было найти.

- Ты что?! - набросилась на него жена. - Зачем ты это сделал? Этот джинн мог бы исполнить все наши желания!

- Во-первых, - ответил ей раввин, - что это за джинн, который за 1000 лет даже не в состоянии выбраться из бутылки?

Во-вторых, он пообещал мне служить до скончания моих дней. А вдруг через какое-то время ему покажется, что мои дни тянутся слишком долго?

В-третьих, и это самое главное, - он не представился!

***

Однажды царю сказали, что смиренный человек будет вознаграждён.

Оделся царь в старое платье, перешёл жить из дворца в хижину и кланялся каждому. Но когда он разобрался в истинных своих чувствах, то понял, что очень гордится тем, что делает. Оказалось, что он стал ещё менее смиренным, чем был раньше.

И тогда его советник сказал ему:

- Одевайся как царь, живи как царь, и пусть люди оказывают тебе почёт, побудь смиренным в сердце своём.

ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:

Хасидус.ру

Толдот.ру

Машиах.ру

Кицур Шульхан Арух

Центр Лукштейна

Притчи.ру

Ноа Кременчуцкая - коротко и популярно о женской моде

Андрей Боровский - "Женская одежда. Цниют и мода"

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ В ЕВРЕЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =