ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

AJTorah


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =

10 ЗАПОВЕДЕЙ. в PDF

РАССКАЗЫ МУДРЕЦОВ О ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЯХ

"Я - Господь, Бог твой",

"Да не будет у тебя других богов",

"Не произноси Имени Господа, Бога твоего, попусту",

"Помни день субботний",

"Чти отца своего и мать свою",

"Не убивай",

"Не прелюбодействуй",

"Не кради",

"Не отзывайся о ближнем ложным свидетельством",

"Не домогайся".

Пять первых заповедей были записаны на одной скрижали, пять других - на другой. Так учил рабби Ханина бен Гамлиэль.

СООТНОШЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ

Заповеди, записанные на разных скрижалях, соответствуют друг другу и располагаются друг против друга.

"Не убивай" соответствуют заповеди "Я - Господь", указывая на то, что убийца умаляет образ Всевышнего.

"Не прелюбодействуй" соответствует "Да не будет у тебя других богов", ибо прелюбодеяние сродни идолопоклонству. "И легкомысленным любодейством своим осквернила она землю, и блудодействовала она с камнем и с деревом" (Йирмеяѓу, 3,9).

"Не кради" соответствует заповеди "Не произноси Имени Господа, Бога твоего, попусту", ведь всякому вору в конце концов приходится клясться (в суде).

"Не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством" соответствует "Помни день субботний". "Если ты совершишь лжесвидетельство о ближнем своем, Я буду считать, что ты утверждаешь, что Я не сотворил мир за шесть дней и не отдыхал в седьмой день".

"Не домогайся" соответствует "Чти отца твоего и мать твою", ибо тот, кто домогается чужой жены, порождает от нее сына, который почитает того, кто не отец ему, и проклинает собственного отца.

Десять заповедей, данных на горе Синай, включают в себя всю Тору.

613 мицвот Торы содержатся в 613 буквах, которыми записаны Десять заповедей.

Между заповедями на скрижалях были записаны все детали и подробности законов Торы: "Испещрены хризолитами" (Шир ѓа-ширим, 5,14). "Хризолит" (таршиш) символизирует море. Как в море между большими волнами приходят малые волны, так между заповедями записаны подробности законов.

Но Десять заповедей содержат 613 букв, если не считать двух последних слов: ашер лереэха - "что у ближнего твоего". Эти два слова содержат 7 букв, указывают на 7 заповедей потомков Ноаха.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ И ТВОРЕНИЕ МИРА

Десять заповедей соответствуют десяти речениям, которыми Всевышний сотворил мир.

"Я - Господь, Бог твой" соответствует "И сказал Бог: "Да будет свет" (Берешит, 1,3)".

"И будет тебе Господь вечным светом" (Йешаяѓу, 60,19).

"Да не будет у тебя других богов" соответствует "И сказал Бог: "Да будет свод внутри воды, и да отделит он воду от воды" (Берешит, 1,6)".

Всевышний сказал: "Пусть преграда стоит между Мной и служением идолам, которые названы "водой, заключенной в сосуде". Тора сравнивается с живой водой источника: "Меня, источник живой воды, оставили они и высекли себе водоемы, водоемы пробитые, которые не держат воды" (Йирмеяѓу, 2,13).

"Не произноси Имени Господа попусту" соответствует "И сказал Бог: "Соберется вода, которая под небом, и да явится суша" (Берешит, 1,9)".

Всевышний сказал: "Воды почтили Меня, собрались по Моему слову и очистили часть мира - а вы оскорбите Меня ложной клятвой Моим Именем?"

"Помни день субботний" соответствует "И сказал Бог: "Да произрастит земля зелень" (Берешит, 1,11)".

Всевышний сказал: "Все то, что ты ешь в субботу, - поставь Мне в счет. Ибо мир был создан для того, чтобы в нем не было греха, чтобы Мои творения жили вечно и ели растительную пищу".

"Чти отца твоего и мать твою" соответствует "И сказал Бог: "Да будут светила на небосводе" (Берешит, 1,14).

Всевышний сказал: "Я создал для тебя два светила - отца твоего и мать твою. Чти их!"

"Не убивай" соответствует "И сказал Бог: "Да воскишит вода кишеньем живых существ" (Берешит, 1,20)".

Всевышний сказал: "Не уподобляйтесь миру рыб, где большие проглатывают маленьких".

"Не прелюбодействуй" соответствует "И сказал Бог: "Да произведет земля живые существа по роду их" (Берешит, 1,24)".

Всевышний сказал: "Я создал для тебя пару. Каждый должен прилепиться к своей паре - каждое существо в соответствии со своим видом".

"Не кради" соответствует "И сказал Бог: "Вот, Я дал вам всякую траву семяносную" (Берешит, 1,29)".

Всевышний сказал: "Пусть никто из вас не посягает на чужое имущество, но пользуется всеми этими растениями, которые никому не принадлежат".

"Не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством" соответствует "И сказал Бог: "Сотворим человека по образу Нашему" (Берешит, 1,26)".

Всевышний сказал: "Я создал ближнего твоего по Моему образу, так же, как и ты был создан по Моему образу и подобию. Поэтому не лжесвидетельствуй о ближнем своем".

"Не домогайся" соответствует "И сказал Господь Бог: "Нехорошо человеку быть одному" (Берешит, 2,18)".

Всевышний сказал: "Я создал тебе пару. Каждый человек должен прилепиться к своей паре, и да не станет он домогаться жены ближнего своего".

Я - ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ

"Я - Господь, Бог твой". Всевышний предлагал Свою Тору всем народам мира, но они ее не приняли. Тогда Он обратился к Израилю и сказал: "Я - Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства".

"Я - Господь, Бог твой". Если тысяча человек посмотрит на поверхность воды, то каждый из них увидит свое отражение. Всевышний обратился к каждому еврею: "Я - Господь, Бог твой", "твой" - а не "ваш".

Почему Десять заповедей сформулированы в единственном числе? Чтобы каждый знал: "Заповеди даны лично мне, и я обязан их выполнять". И не придет ему в голову сказать: "Достаточно, чтобы их исполняли другие".

"Я - Господь, Бог твой". Всевышний открывался Израилю в разных образах. У моря Он открылся как грозный воитель, у горы Синай - как ученый, преподающий Тору, во времена царя Шломо - в образе юноши, во времена Даниэля - как исполненный милосердия старец. Всевышний сказал Израилю: "Из того, что ты видишь Меня в разных образах, не следует, что существует много различных божеств. Я один открылся тебе и у моря, и у горы Синай, Я один везде и всюду".

"Я - Господь, Бог твой". Почему Тора употребила оба Имени - "Господь", милосердие Всевышнего, и "Бог", суровость Всевышнего как Верховного Судьи?

"Если вы исполняете Мою волю, Я буду для вас Господом". "Господь - жалостливый и милосердный".

Если не исполняете Мою волю, Я буду для вас "Богом, который строго взыскивает с виновных".

ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ДРУГИХ БОГОВ

"Да не будет у тебя других богов". Рабби Элиэзер сказал: "Богов, которых можно изготавливать и менять каждый день".

Язычник, у которого есть золотой идол, может переплавить его в драгоценный металл, а нового идола отлить из серебра. Понадобится серебро - переплавит его и изготовит из меди. Понадобится медь - сделает из свинца или железа. "Божествам… новым, недавно явившимся" (Дварим, 32,17).

"Да не будет у тебя других богов".

Почему Тора называет идолы божествами?

"Ибо не боги они" (Йешаяѓу, 37,19). "Идолов, которых другие называют богами".

Две первые заповеди: "Я - Господь Бог твой" и "Да не будет у тебя других богов" евреи восприняли непосредственно от Всевышнего.

"Я - Господь Бог твой, Бог - ревнитель, помнящий вину отцов детям до третьего и четвертого поколения, тем, которые ненавидят Меня, и творящий милость до тысячных поколений любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои".

"Я - Господь, Бог твой". Евреи видели Того, кто вознаградит праведников в будущем мире.

"Бог-ревнитель". Евреи видели Того, кто взыщет со злодеев в будущем мире.

"Помнящий вину отцов детям…" должны противоречить словам: "Дети да не будут наказываться смертью за отцов" (Дварим, 24,16). Первое утверждение относится к случаю, когда дети следуют по неправедному пути отцов, второе - к случаю, когда дети идут иным путем.

"Помнящий вину отцов детям…" должны противоречить словам: "Сын не понесет вины отца, а отец не понесет вины сына" (Йехезкель, 18,20). Всевышний переносит на детей заслуги отцов, но не переносит на детей грехи отцов.

Один человек занял у царя сто динаров, а затем отрекся от долга и стал отрицать его существование. Затем сын этого человека, а затем и его внук заняли у царя по сто динаров и также отреклись от своего долга. Правнуку царь отказался дать деньги в долг, так как его предки отрицали свои долги. Этот правнук мог процитировать слова Писания: "Отцы наши грешили и их уже нет, а мы за грехи их страдаем" (Эйха, 5,7). Однако их следует читать иначе: "Отцы наши грешили и их уже нет, а мы за свои грехи страдаем".

Кто заставил нас нести наказание за свои грехи?

Наши отцы, которые отрицали свои долги.

"Творящий милость до тысячных поколений". Милость Всевышнего сильнее Его гнева. На каждое наказанное поколение приходится множество награжденных поколений.

О наказании сказано: "Помнящий вину отцов детям до третьего и четвертого поколения".

О награде сказано: "Творящий милость до тысячных поколений".

"Любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои".

"Любящим Меня" относятся к праотцу Аврааму и подобным праведникам.

"Соблюдающим заповеди Мои" относятся к народу Израиля, живущему в Эрец Исраэль и жертвующему своей жизнью ради выполнения заповедей.

"За что ты был приговорен к смерти?" "За то, что произвел обрезание своему сыну".

"За что ты был приговорен к сожжению?" "За то, что я читал Тору".

"За что ты был приговорен к распятию?" "За то, что я ел мацу".

"За что ты был бит палками?" "За то, что я выполнил заповедь вознесения лулава".

Об этом сказано: "Что это за раны на груди твоей?.. Оттого, что били меня в доме любящих меня"

Зехария, 13,6.

НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, ПОПУСТУ

Не спеши произносить ложную клятву, не клянись часто, ибо привыкнешь клясться даже тогда, когда не собираешься это делать. Поэтому мы не должны клясться, даже говоря чистую правду.

Тот, кто привыкает клясться по любому поводу, относится к клятве как к обычному делу.

Весь мир содрогнулся, когда Всевышний сказал: "Не произноси Имени Господа, Бога твоего, попусту".

Почему?

Только о преступлении, связанном с клятвой, в Торе сказано: "Ибо не пощадит Господь того, кто произносит Имя Его попусту". Это преступление не может быть исправлено или искуплено.

ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ СВЯТИТЬ ЕГО

В Книге Шмот заповедь о субботе сформулирована как "Помни день субботний", а в Книге Дварим - как "Соблюдай день субботний".

Оба эти требования прозвучали совместно, как одно. Человеческие уста не способны произнести, а человеческое ухо - воспринять заповедь таким образом, поэтому слова Торы - "И говорил Бог все эти слова" - объясняются в Псалмах: "Однажды говорил Бог, дважды это слышал я" (Тегилим, 62,12).

Заповедь "Помни день субботний" обязывает нас освящать его над бокалом вина (Кидуш).

"Помни день субботний" и "Соблюдай день субботний". Следует помнить о Субботе до ее наступления и соблюдать ее после того, как она наступит.

Поэтому мы принимаем святость субботы еще до ее наступления, а расстаемся с ней после того, как она заканчивается. Мы продлеваем субботу во времени в обе стороны.

"Помни день субботний". Рабби Йеѓуда бен Бетейра сказал: "Почему мы называем дни недели "первый после субботы", "второй после субботы", "третий после субботы", "четвертый после субботы, "пятый после субботы", "канун субботы"? Чтобы исполнить заповедь "Помни день субботний".

Шамай сказал: "Мы должны помнить о субботе до ее наступления, и соблюдать ее, когда она наступает".

О Шамае рассказывают, что он никогда не переставал помнить о субботе. Если ему удавалось приобрести предмет отменного качества, он говорил: "Это - для субботы".

Все его трапезы были посвящены субботе. Если ему удавалось приобрести отборное животное, он говорил: "Это животное будет зарезано в честь субботы". Если затем он приобретал лучшее животное, лучшее, то предназначал второе для субботы и съедал первое.

Гилель поступал иначе: "Благословен Господь! Каждый день нагружает Он нас Своими благами" (Тегилим, 68,20). Гилель полагал, что у него еще будет случай приобрести отборное животное для субботы.

"Помни (соблюдай) день субботний, чтобы святить его". Как мы святим его?

Устраивая праздничную трапезу с вином и надевая чистую праздничную одежду.

"Шесть дней работай и делай всякое дело свое". Рабби Йеѓуда Ганаси говорил: "Это - особая заповедь. Всевышний повелел нам работать в будни". Отдых и труд являются частью заповеди: "Шесть дней работай".

"Шесть дней работай и делай всякое дело свое". Зачем Тора добавляет: "И делай всякое дело свое"? Чтобы тот, у кого есть запущенный двор или заброшенное поле, приступил к их обработке, ибо человек умирает от безделья.

Рабби Шимон сказал: "Велико значение работы! Ведь если первосвященник войдет в Святая Святых Храма в Йом Кипур, но не в тот час, он подлежит смертной казни. А рабочие, ремонтирующие Храм, могут заходить туда даже если они ритуально нечисты и обладают телесными дефектами".

Рабби Элазар сказал: "Велико значение работы! Даже Шхина поселилась среди евреев только после того, как они совершили работу - построили Мишкан: "И пусть они сделают Мне святилище, и Я буду обитать в среде их" (Шмот, 25,8).

"И делай всякое дело свое". Разве может человек выполнить всю свою работу за шесть дней? Конечно, нет. Но в субботу он должен отдыхать так, будто вся работа была выполнена.

"А день седьмой - Господу, Богу твоему". Рабби Танхума, а по мнению других - рабби Элазар от имени рабби Меира, сказал: "Ты должен отдыхать в субботу так же, как отдыхал Всевышний. Он отдыхал от речений, которыми творил мир, и ты должен отдыхать от речений". Даже разговаривать в субботу следует иначе, чем в будние дни.

Субботний отдых относится даже к мыслям. Сказали наши мудрецы: "Не следует гулять в субботу по своим полям, чтобы не размышлять о том, что им необходимо. Не следует заходить в баню, чтобы не думать о том, что после завершения субботы можно будет там помыться. Не строят в субботу планов, не производят расчетов и вычислений".

Об одном праведнике рассказывают. Посреди его поля появилась глубокая трещина, и он решил ее огородить, но вспомнил, что сейчас суббота, и отказался от затеи. Произошло чудо, и в его поле выросло съедобное растение и надолго обеспечило пропитанием его и всю его семью.

"Не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя". Может быть, этот запрет относится только к взрослым сыновьям и дочерям? Он относятся к маленьким детям, чтобы никто не мог сказать своему маленькому сыну: "Приобрети мне на рынке в субботу то-то и то-то".

Если маленькие дети намереваются потушить огонь, мы не позволяем им это сделать в субботу. Может быть, мы должны следить за тем, чтобы они не разбивали глиняные черепки и не дробили ногами мелкие камушки? Тора говорит сначала "ни ты…". Тебе запрещена лишь сознательно совершаемая работа, и детям запрещена только она.

"Ни раб твой, ни рабыня твоя". Если речь идет о твоих рабах и рабынях - евреях, зачем нужен этот запрет? Евреям итак запрещено работать в субботу. Речь идет о рабах и рабынях - неевреях.

"Ни скот твой". Чему учат нас эти слова? Тора уже запретила нам любую работу. Запрещено отдавать или сдавать за плату принадлежащих еврею животных нееврею - чтобы твоим животным не пришлось работать в субботу.

"Ни пришелец (гер) твой, который во вратах твоих". Про гера сказано: "Устав один будет для вас и для гера" (Бемидбар, 9,14). Запрет относится к нееврею, который не принял иудаизм, но исполняет семь законов потомков Ноаха (гер тошав). Однако он имеет право работать в субботу на себя самого и по собственной воле.

"Посему благословил Господь день субботний и освятил его". В чем благословение и в чем - освящение? Всевышний благословил маном и освятил маном. В будние дни ман выпадал "по омеру на голову", а в пятницу - "по два омера на голову". В будние дни в мане, оставленном на утро, "заводились черви, и смердело", а в субботу "не смердело и червей не было в нем" (Шмот, 16).

Рабби Шимон бен Йеѓуда, житель деревни Ихус, сказал: "Всевышний благословил субботний день светом небесных светил и освятил его светом небесных светил". Он благословил его сиянием, которое излучало лицо Адама, и освятил его сиянием, которое излучало лицо Адама.

Небесные светила утратили часть своей силы в канун первой субботы. Но свет их не уменьшился до исхода субботы.

Лицо Адама утратило часть своей способности сиять в канун субботы. Но сияние продолжалось до конца субботы.

"И будет свет луны как свет солнца, и свет солнца станет семикратным, как свет семи дней"

Йешаяѓу, 30,26.

Рабби Йоси сказал рабби Шимону бен Йеѓуда:

"Для чего мне все это - разве не сказано в Псалме: "Но человек в великолепии не долго пробудет, подобен он животным погибающим"? (Тегилим, 49,13). Сияние лица Адама было непродолжительным".

Ответил Шимон бен Йеѓуда: "Разумеется. Наказание, утрата сияния, было наложено Всевышним в канун субботы, и потому сияние было недолгим. Все же оно не прекращалось до исхода субботы".

Злодей Турнусруфус (римский наместник) спросил рабби Акиву: "Чем этот день отличается от остальных?"

Рабби Акива ответил: "Чем один человек отличается от других?"

Турнусруфус ответил: "Я спросил тебя об одном, а ты говоришь о другом".

Рабби Акива сказал: "Ты спросил, чем суббота отличается от всех других дней, а я в ответ спросил, чем Турнусруфус отличается от всех других людей".

Турнусруфус ответил: "Тем, что император требует оказывать мне почтение".

Рабби Акива сказал: "Совершенно верно. Точно так же Царь царей требует, чтобы еврейский народ почитал субботу".

ЧТИ ОТЦА СВОЕГО И МАТЬ СВОЮ

Ула Рава спросил: "Что означают слова Псалма: "Прославят Тебя, Господь, все земные цари, когда услышат слова уст Твоих" (Тегилим, 138,4)? И ответил: "Не случайно сказано не "слово уст Твоих", а "слова уст Твоих".

Когда Всевышний произнес первые заповеди - "Я - Господь, Бог твой" и "Да не будет у тебя других богов", - язычники ответили: "Он требует почтения лишь к Себе". Но когда они услышали: "Чти отца своего и мать свою, они прониклись почтением и к первым заповедям".

"Чти отца своего и мать свою". "Чти Господа от достояния твоего и от первых плодов всех твоих земных произведений" (Мишлей, 3,9). Мы должны кормить и поить родителей, одевать и укрывать их, приводить их и провожать обратно.

"Чти отца своего и мать свою". Первым в ней упомянут отец.

В другом месте: "Бойтесь каждый матери своей и отца своего" (Ваикра, 19,3). Здесь первой упомянута мать.

Чем "почитание" отличается от "боязни"?

"Боязнь" - запрещается занимать место, на котором сидят или стоят родители, перебивать их или спорить с ними.

"Почитать" - должен кормить и поить их, одевать и укрывать их, приводить их и провожать обратно.

"Чти отца своего и мать свою". Слова "отца своего" обязывают распространять почтение и на жену отца, даже если она не мать тебе, "и мать свою" - и на мужа матери, даже если он не отец тебе. Более того, слова "и мать свою" обязывают нас оказывать почтение и старшему брату. В то же время мы обязаны оказывать почтение жене отца только при его жизни, равно как и мужу матери только при ее жизни. После смерти родителей мы освобождаемся от этой обязанности по отношению к их супругам.

В тексте заповеди слова "отца своего" и "мать свою" соединены не только союзом "и", но и непереводимой частицей "эт", указывающей на расширение смысла заповеди. Мы должны оказывать почтение родителям своего супруга, а также деду и бабушке.

Рабби Шимон бар Йохай сказал: "Велико значение почитания отца и матери, поскольку Всевышний сравнивает почитание их с собственным, равно как и трепет перед ними с трепетом перед Собой: "Чти Господа своего от достояния своего" и "Почитай отца своего и мать свою", "Бойся Господа, Бога своего" и "Бойтесь каждый матери своей и отца своего".

"И кто поносить будет Имя Господа, смерти да будет предан" (Ваикра, 24,16).

"И кто проклинает отца своего или мать свою, смерти да будет предан" (Шмот, 21,17).

Наши обязанности по отношению к Всевышнему и к родителям сходны потому, что все трое участвовали в нашем появлении на свет".

"Чти отца своего и мать свою". Рабби Шимон бар Йохай учил: "Столь велико значение почитания отца и матери, что Всевышний поставил его выше собственного, как сказано: "Чти отца своего и мать свою", а затем: "Чти Господа своего от достояния своего".

Каким образом мы чтим Всевышнего? Отделяем часть своего достояния - часть урожая на поле, труму и маасерот, строим суку, исполняем заповеди о лулаве, шофаре, тфиллин и цицит, наделяем пищей голодных и водой жаждущих. Только тот, у кого есть соответствующее достояние, обязан отделять часть его; тот, у кого нет - не обязан.

"А в том, что относится к почитанию отца и матери, нет исключений. Независимо от того, каким достоянием мы располагаем, мы обязаны выполнять эту заповедь, даже если для этого должны просить милостыню".

Награда за исполнение этой заповеди велика: "Чти отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". На земле - в Эрец Исраэль, а не в изгнании или на завоеванной территории.

У рав Улы спросили: "Как далеко должно распространяться исполнение заповеди о почитании отца и матери?"

Он ответил: "Посмотрите, как поступил нееврей Дама бен Нетина из Ашкелона. Однажды мудрецы предложили ему коммерческую сделку, сулившую прибыль в шестьсот тысяч динаров, но он отказался. Чтобы заключить ее, необходимо было достать ключ, находившийся под подушкой у спящего отца, которого он не хотел будить".

У рабби Элиэзера спросили: "Как далеко должно распространяться исполнение этой заповеди?"

Он ответил: "Даже если отец в присутствии сына возьмет кошелек с деньгами и бросит его в море - сын не должен упрекать его за это".

"Те, кто кормят родителей самыми дорогими деликатесами, но недостойно ведут себя с ними, потеряют долю в будущем мире. Те, кому приходится вращать для родителей мельничные жернова, удостоятся доли в будущем мире".

Существует заповедь, предписывающая платить долги родителей после их смерти.

НЕ УБИВАЙ

Нам не дано вернуть жизнь убитому. И можем мы погасить свечу, которую не в состоянии разжечь. Давать и отнимать жизнь - это дело Всевышнего. Мало кто из людей способен понять проблемы жизни и смерти:

"Точно так же, как не знаешь ты путей ветра и откуда берутся кости в беременной утробе, так и не познать тебе дела Бога, Который все создает"

Коѓелет, 11,5.

Заповедь включает запрет иметь дело с убийцами. Необходимо держаться от них подальше, чтобы наши дети не научились убивать. Ведь грех убийства привел в этот мир меч.

"Умервщлен да будет убийца".

Бемидбар, 35.

Наказание, к которому присуждается убийца - смертная казнь.

Даже тот, кто скажет: "Я намерен совершить убийство и готов заплатить указанную цену - подвергнуться смертной казни", не имеет права убивать. Ведь сказано - "Не убивай".

Даже тот, кто уже приговорен к смертной казни, не имеет права убивать. Ведь сказано - "Не убивай"

Заповеди Торы "Не убивай", "Не прелюбодействуй" и т.д. содержат запрещающую отрицательную частицу "ло", а не "аль", также означающую "не". Эти заповеди не только предупреждают о запрете на проступок, но и обязывают человека отдаляться от него, устанавливать "барьеры", которые гарантировали бы его от этих преступлений.

НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ

"Смерти да будут преданы прелюбодей и прелюбодейка",

Ваикра, 20,10.

Где же содержится сам запрет? В заповеди "Не прелюбодействуй".

Даже тот, кто скажет: "Я совершу прелюбодеяние для того, чтобы подвергнуться смертной казни", не имеет права прелюбодействовать. Ведь сказано - "Не прелюбодействуй".

Человеку запрещается во время супружеской близости думать о жене другого. Ведь сказано - "Не прелюбодействуй".

Запрещено давать волю своему гневу. Запрещено мужчине вдыхать запах духов, которыми пользуются все женщины, запрещенные для него Торой. Оба запрета выводятся из того, что глагол "лин'оф", "прелюбодействовать", содержит двухбуквенную ячейку "аф", которая означает "нос" и "гнев".

"Прелюбодеяние с замужней женщиной, клевета и неправедное правление ведут в ад".

Где Писание упоминает об этом?

"Может ли кто положить себе огонь за пазуху и не сжечь своих одежд? Может ли кто ходить по горящим углям, не обжегши ног своих? Так и тот, кто входит к жене ближнего своего, кто прикоснется к ней, не останется без наказания"

Мишлей, 6,27.

НЕ КРАДИ

Существует семь видов воров.

Первый - вводит людей в заблуждение. Настойчиво приглашает в гости человека, рассчитывая, что тот не примет приглашение. Предлагает угощение тому, кто наверняка от него откажется. Выставляет как бы на продажу уже проданные им предметы.

Второй - подделывает меры и веса, подмешивает песок к бобам и подливает уксус в масло.

Третий - похищает еврея. Такой похититель подлежит смертной казни.

Четвертый - связан с вором и получает долю его добычи.

Пятый - продан в рабство за кражу.

Шестой - украл добычу у другого вора.

Седьмой - крадет, намереваясь вернуть украденное. Крадет, чтобы огорчить или рассердить обокраденного. Крадет принадлежащий ему предмет, находящийся во владении другого человека, вместо того, чтобы прибегнуть к помощи закона.

"Не крадите". Талмуд учит нас: "Не крадите даже для того, чтобы рассердить обокраденного, а затем вернуть ему украденное. И в этом случае вы нарушаете запрет Торы".

Даже наша праматерь Рахель, которая похитила идолы своего отца Лавана, чтобы тот прекратил заниматься идолопоклонством, была наказана за это тем, что не была похоронена в пещере Махпела. Яаков, не знавший об этом похищении, сказал: "У кого найдешь богов твоих, тот да не будет жить!"

Берешит, 31,32.

"Когда ешь ты от плодов труда рук своих, счастлив ты и благо тебе"

Тегилим, 128,2.

"Счастлив" относится к этому миру.

"Благо тебе" - к будущему миру.

Следует помнить, что сама заповедь "Не кради" относится только к похищению людей, караемому смертной казнью. Кража имущества запрещена Торой в других местах.

НЕ ОТЗЫВАЙСЯ О БЛИЖНЕМ ТВОЕМ ЛОЖНЫМ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ

"Не отзывайся о ближнем твоем ложным свидетельством" и "Не отзывайся о ближнем твоем пустым свидетельством" (Дварим, 5,17). Оба слова - "ложный" и "пустой" - были произнесены Всевышним одновременно.

Царь Шломо сказал: "Всех заслуг человека, исполняющего заповеди и совершающего добрые дела, не хватит, чтобы искупить грех дурных слов. Мы обязаны остерегаться клеветы и сплетен.

Язык обжигается легче, чем любой другой орган, и первым из всех органов предстает перед судом".

Не стоит распространяться в похвалах другому человеку, чтобы не рассказать о нем дурное.

Клеветника сравнивают с хромым человеком: "Что бы он натворил, если бы был здоров!" На кого похож человеческий язык, который баламутит целый мир, оставаясь у нас во рту. На собаку, сидящую на цепи в запертой внутренней комнате дома. Когда она лает, все окружающие ее боятся. Что она натворила бы, если бы оказалась на свободе! Что натворил бы язык, если бы был свободен!

Всевышний сказал: "Я могу избавить вас от всех бед. Только не от клеветы. Прячьтесь от нее - и не пострадаете".

В школе рабби Ишмаэля учили: "Распространяющий клевету виноват не меньше, чем если бы совершил три самых страшных греха - идолопоклонство, кровосмешение и кровопролитие".

Тот, кто клевещет, как бы отрицает существование Всевышнего: "Языком нашим сильны будем, уста наши с нами - кто нам господин?"

Рав Хисда сказал от имени Map Укбы: "О каждом, кто распространяет клевету, Всевышний говорит с ангелом ада: "Я - с Небес, ты - из преисподней - будем судить его"".

Рав Шешет сказал: "Всякий, кто распространяет клевету, и всякий, кто ее выслушивает, всякий, кто лжесвидетельствует, - все они достойны того, чтобы их бросили на съедение собакам. "Псам бросайте его" (Шмот, 22,30), а сразу за этим говорится: "Не разноси ложного слуха, не давай руки своей нечестивому, чтобы быть свидетелем о неправде"".

НЕ ДОМОГАЙСЯ

"Не домогайся" и "Не желай". Тора наказывает за домогательство отдельно, а за желание отдельно.

Откуда мы знаем, что человек, который желает того, что принадлежит другому, начнет домогаться желаемого? "Не желай и не домогайся".

Откуда мы знаем, что тот, кто начинает домогаться, принимается грабить? "И возжелают полей - и отнимут" (Миха, 2,2).

Желание заключено в сердце: "Сколько пожелает душа твоя" (Дварим, 12,20).

Домогательство - это поступок. "Не домогайся серебра и золота, что на них, чтобы взять себе" (Дварим, 7,25).

Как можно запретить сердцу желать чего-либо - ведь оно не спрашивает нашего разрешения? Пусть все, чем владеют другие люди, будет бесконечно далеко от нас, настолько далеко, что сердце не воспламенится из-за него.

ПО МАТЕРИАЛАМ: ЭЛИЯГУ КИ ТОВ,

Книга Нашего Наследия

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ В ЕВРЕЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =