ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

AJTorah


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =

ИСХОД. ПЕСАХ. СВОБОДА. в PDF

НЕОБХОДИМОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Праздник Песах занимает центральное место в жизни еврейского народа. Это торжественное событие имеет важный воспитательный характер, одинаково вечный для всех исторических периодов.

Песах - это праздник людей, покинувших Египет, "дом рабства", где все, включая самого фараона, были рабами. При этом выход из рабства и обретение Свободы - это два разных процесса,

Может показаться, что наивысшая добродетель Всевышнего состоит в получении человеком максимума наслаждений безо всяких трудностей и мук.

Однако натура человека такова, что подлинное наслаждение он получает лишь при личном участии в происходящем деянии, когда результат достигнут и выстрадан собственным трудом. Если же человек получает благо как подарок, это унижает его достоинство, и подобный подарок называется нахма дэ-хсуфа (постыдный хлеб). Именно потому, что Бог желает, чтобы человек получил полную меру добра. В созданном Им мире человек может получить благо, лишь добиваясь цели своими силами. И чем больше было приложено труда, тем сладостнее добытые плоды.

Так было и при рождении еврейского народа. Хотя сам выход из Египта, исполненный удивительных чудес, имел характер явного небесного дара, он с самого начала был связан с "таавдун" (напряженным служением) Всевышнему.

Исследуйте и проведите занятие: какие усилия должны были предпринять люди накануне и во время Исхода?

Подумайте на группе, почему нельзя было просто чудесным образом перенести народ в Эрец Исраэль?

Именно в Песах, символизирующий рождение и начало еврейского народа, стоит задуматься: какой жизненный путь должен выбрать наш народ, чтобы быстрее и успешнее достигнуть конечной цели своего бытия? Должен ли он стремиться к легкому и полному удовольствий существованию, или к жизни, исполненной напряженного труда и максимальных свершений?

Этот же вопрос относится и к индивидуальной жизни каждого человека. "Вершить и совершать!" - таким должно быть устремление каждого. И не просто выполнять определенную работу, а в поте лица! Вдохновенно выполнить свой труд, который Тора называет "Амал" (Созидание). Только тогда человек отрывается от уровня "праха земного" и возвышается до степени "Человек богоподобный".

В порядке повторения можно провести занятие по книге Берейшит о рождении Адама и споре ангелов, которые, согласно мидрашам, возражали против наделения Человека свободой Выбора.

Чтобы стать настоящим народом, мы должны были пройти через плавильный тигель египетского рабства (выражение из Торы), проявить и закалить в себе важные позитивные черты, испытать горечь и муки рабской жизни, познать всю глубину безысходности, а затем увидеть гибель своих господ, крушение их идолов. Евреи должны были осознать, кто спас их и вывел на свободу из египетского плена. И помнить, что такое жить в рабстве. Поэтому Тора требует,

"чтобы ты рассказывал об этом сыну своему и внуку своему"

Шмот, 10.

ЦАРСТВО ВСЕОБЩЕГО РАБСТВА

Тора называет Египет домом рабства не только потому, что мы были там рабами. И не только потому, что Египет был полон рабов. Но и потому, что все египетское восприятие реальности было рабским восприятием.

В Египте все были рабами.

Его жители были рабами фараона. От самого бедного крестьянина до самого могущественного вельможи: никто не мог ощущать себя свободным под властью всемогущего фараона. Но и фараон, царь Египта, сам был рабом, заложником политической, экономической и духовной системы своей страны. И, согласно египетским же представлениям, сами боги были рабами, рабами природного порядка.

Мы должны понять, что под божественным в Древнем Египте понималось, по сути, обожествление сил природы. В рамках древнеегипетского восприятия в мире невозможны никакие изменения. И немыслимо достижение настоящей свободы.

Исход евреев из Египта возвестил всему миру, что свобода возможна, и возможно освобождение даже от такого народа-поработителя как египтяне.

ИСХОД

На глазах у изумленного мира и измученных евреев-рабов стала разваливаться, получая удар за ударом, могучая империя. Превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и, наконец - гибель всех первенцев...

Разруха, запустение, страх.

Некогда грозный фараон и египтяне, эти жестокие рабовладельцы, не только разрешают - они просят, требуют, чтобы евреи ушли.

Но не только наказание Египта имел в виду Всевышний, когда говорил Моше, что приступает к освобождению евреев. Вся эта серия казней должна была разрушить мощную египетскую машину угнетения. Сложнее было освободить еврейские души, несшие на себе печать рабства. Все эти "эсер макот" - десять ударов - должны были разбить сложнейшее духовное и интеллектуальное учение египтян, которое они возводили много столетий.

Египтяне обожествляли реку Нил, полагая ее своим покровителем - все воды Нила превратились в кровь.

Ритуал предписывал египетским жрецам частые омовения - их одолели неистребимые полчища вшей.

Египтяне объявили священными символами плодородия быков и овец - начался падеж скота.

Можно провести занятие-исследование: разберите каждую из египетских казней, уточните ее последствия и попробуйте выяснить смысл 10 казней.

Даже время Исхода было выбрано не случайно: в месяце Нисан господствующим божеством Египта становился Овен. Это он, по мнению египтян, должен был гарантировать спокойствие и благополучие стране. И именно бараны были зарезаны в ночь Исхода!

Идолы были повержены один за другим.

В душах евреев забрезжил свет надежды.

Но Бог ожидал от своего народа большего: народ должен стать достойным свободы. Он должен выполнить особые возложенные на него задачи. Он ожидает от евреев действий, возвышающих Имя Его среди людей, возвращающих им истинный человеческий облик.

И поэтому евреи должны были взять из скота, к которому они были приставлены в качестве пастухов, молодых баранов, зарезать их, зажарить и съесть на глазах у изумленных, все еще сильных и надменных египтян - съесть тех самых баранов, которым поклонялись их египетские хозяева!

Можно провести занятие: "Бремя несвободной свободы" на основе отрывка из Торы (в конце материала)

Это и был тот барьер, который евреи должны были преодолеть. Урок мужества и одновременно исполнения воли Всевышнего. Ибо теперь требовалось не просто съесть мясо, но сделать это открыто и пометить косяки дверей своих домов кровью этих баранов.

А в ночь, когда на Египет обрушился десятый удар, и в каждой семье погибли первенцы, все еврейские дома, помеченные таким образом, смерть обошла стороной. Всевышний обошел (пасах) эти дома, и никто в них не пострадал.

Поэтому праздник, отмечаемый с тех пор, называется Песах.

Но и это еще не все. Разрушив идолов и укрепив веру евреев в Себя, Всевышний должен был преподать евреям новый урок на века: дом рабства надо покидать быстро! Поэтому в дорогу они взяли не обычный хлеб, а лепешки, испеченные из муки с водой, приготовленные наспех в ночь Исхода. Хлеб (хамец) превосходит пресное тесто: он мягче, вкуснее, ароматнее, питательнее, легче усваивается, чем маца.

Иначе говоря, в дорогу была взята маца. И теперь каждый год в течение всех семи дней праздника Песах мы не едим никаких изделий из кислого теста, но только мацу.

Проведите занятие о правилах приготовления мацы, смыслах, которые вкладываются в этот продукт.

Еще две заповеди получили евреи, отправляясь в дорогу.

Одна из них - четко понимать, что целью Исхода не мог быть лишь уход из дома рабства. Исход - это совершенствование себя, возвышение и раскрытие своего потенциала как еврея.

Другая заповедь, полученная "на дорогу" перед Исходом, - это обязанность передавать рассказ об Исходе от родителей к детям, от учителя к ученику, из поколения в поколение, с тем чтобы они никогда больше не соблазнились рабской долей. Поэтому каждый год в первый вечер праздника евреи собираются на седер - и слушают рассказ об Исходе - Пасхальную Агаду.

Проведите занятие о выполнении евреями этой заповеди на протяжении веков.

Обсудите в группе, как выполнение заповеди воспитывает людей из поколения в поколение.

В ночь с 14-го на 15-ое Нисана 2448 года по еврейскому летосчислению (1312 г. до н.э.), после трапезы, во время которой евреи ели "корбан песах" (мясо жертвенных баранов), евреи вышли в дорогу. Впереди - Эрец Исраэль.

Чтобы восхождение (алия) в Эрец Исраэль наполнилось смыслом, в дороге евреев ожидало совершенно непостижимое явление: получение Торы: мудрости, знаний и идеалов от самого Всевышнего. У той самой горы Синай, где Моше, почтительно именуемый затем во всех поколениях Моше Рабейну (Моше, наш Учитель), увидел несгораемый куст и услышал весть о предстоящем избавлении.

Дорога предстояла непростая, но после получения Торы идти по ней предстояло уже по-настоящему свободным людям. Дом рабства остался позади. Навсегда.

Проанализируйте с группой территории между Египтом и Эрец Исраэль: расстояния, рельефы.

Найдите в Торе описание маршрута Исхода.

Попробуйте определить возможные варианты Исхода евреев.

Используйте Google Maps

СВОБОДА

Мы говорим, что Песах - это праздник Свободы. Но, давайте выясним, что же такое вообще свобода?

Вот несколько примеров определения свободы:

Свобода - состояние человека, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно другими факторами, (природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми).

Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Состоит в возможности человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения, творческая, личностная сила, дающая простор для самовыражения личности, выбор дороги, куда ты идешь.

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осознанной необходимостью, достаточной в конкретной ситуации. Свобода должна рассматриваться в единстве с ответственностью, в противном случае она превращается в анархию, произвол, "волюшку", когда все желаемое допустимо и достигается без коррекции действий нравственными ограничениями, в пренебрежении к действиям и жизням других людей.

Знаменитое марксистское определение: "Свобода - это осознанная необходимость".

Каждое из определений не является исчерпывающим. Действительно, сложно себе представить ситуации, в которых человек полностью независим от природных явлений, социальных или политических ограничений общества. Познанная необходимость также страдает погрешностями. Во времена нацистского или сталинского террора люди жили, как тени: боялись говорить, писать, никому не доверяли… Чем был этот образ жизни, как не осознанной необходимостью? Но разве можно назвать то страшное время временем свободы?.. Разумеется, нет.

Проведите дискуссию: Определение понятия свободы в разные исторические эпохи. Используйте для примеров законодательство разных стран.

Настоящая свобода подразумевает наличие полной информации. Так, наверное, был свободен первый Человек - Адам а-Ришон. Но и полной информацией мы с вами не можем располагать. Ею располагает только Создатель. Что же -свободы нет вообще?..

Еврейская традиция утверждает: свобода существует. Это возможность верного, осмысленного выбора. А осмысленный выбор может сделать только человек, который знает, в чем смысл его жизни. То есть глобальный смысл. Без этого человек не свободен, хотя ему может казаться, что это не так.

Просто свобода - понятие неопределимое, ибо лишено каких-либо координат. Если же человек делает такой осмысленный выбор - он свободен, он сам определяет вектор своего движения, даже если этот выбор диктует какие-то ограничения. Напомним, что в, любом случае, свобода предполагает и ответственность за выбранный путь!

Например, вам говорят: мы примем вас на замечательную работу по специальности, о которой вы и не мечтали, но вы должны за 3 месяца овладеть базовыми знаниями английского языка и работы на ПК, вам придется потратить время, силы и деньги на семинары, и еще несколько "должны", "придется", "нужно будет". Можно, конечно, от всего этого отказаться и продолжать работать на неинтересной и дешевой работе, а можно принять все условия, и оказаться свободным человеком.

Проведите дискуссию: "Выбор профессии".

Существуют два условия приема на работу: работа на маленькой зарплате (оклад), независимо от результатов труда.

Или работа без оклада, но с высокими премиальными ставками, зависящими исключительно от результатов труда.

Каждый участник дискуссии должен выбрать вариант и объяснить свой выбор.

Рассматривают несколько видов Свободы.

Политическая свобода. Ни одна власть в мире не абсолютна, даже в такой сильной империи, как империя фараона. Это свобода от царств.

Свобода от сил природы. Поскольку силы природы могут препятствовать нашему духовному и нравственному развитию. Во время египетских казней и при выходе из Египта выяснилось, что и великие силы природы преодолимы. И поэтому свобода от природы возможна.

Внутренняя свобода от злого начала. Часто мы бываем убеждены, что не в наших силах изменить наши хорошие или плохие привычки. Но, если возможно быть независимым от власти природы и власти царств, то вполне возможно освобождение от сил дурного начала, выступающих против человека и препятствующих его развитию.

Четвертый тип свободы, который раскроется в будущем - это свобода от "ангела смерти". Правильно развивая человеческий дух, нравственность человека, слушая слово Бога, мы можем достигнуть свободы даже от ужасной силы смерти. Так можно понимать идею о воскрешении из мертвых, которое произойдет в будущем.

ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ

Исход из Египта закладывает основу нашего умения передавать традицию, рассказывать об истории своего народа. В ночь Седера мы читаем Пасхальную Агаду, исполняя заповедь "И расскажи сыну твоему в тот день".

Традиция переходит из поколения в поколение и хранит знание о свободе человека. Она ведет к последнему освобождению Израиля, освобождению мира, освобождению всего человечества.

Мудрецы в Мишне постановили, что рассказ об Исходе должен быть построен в виде ответа на вопросы. Сын спрашивает, отец отвечает. По этому поводу пасхальная Агада говорит: "О четырех сыновьях сказала Тора". Эти четыре сына будут у нас первыми героями ТаНаХа.

В Пасхальной Агаде мы говорим о четырех способах передачи традиции: передача мудрому сыну, сыну злодею, сыну простаку и такому сыну, который не умеет задавать вопросы. В каждом случае - своя особенная педагогическая стратегия. Ко всем нужен свой подход.

Кто такой мудрец?

Мудрец - это человек, который понимает, в каком историческом процессе он участвует, и ему остается лишь выяснить, как следует поступать. Такому человеку сообщают законы (галахот). Законы Песаха.

В Торе есть указание на этого сына: "Если спросит тебя, (когда спросит тебя) твой сын завтра, сказать: каковы свидетельства, и уставы, и законы, которые заповедовал Всевышний, наш Бог, вам? То скажи сыну своему: рабами были мы у фараона в Египте, и вывел нас Всевышний из Египта сильной рукой, и дал Всевышний знаки и знамения великие и потрясающие в Египте, и на фараона, и на весь дом его на наших глазах, а нас вывел оттуда, ради того, чтобы привести нас и дать нам эту землю, о которой клялся нашим отцам".

Дварим, 6:20.

Кто такой злодей?

Злодей - это тот, кто отделяет себя от общества, не хочет иметь никакого отношения к своим предкам, их истории, традициям, ценностям. Ему нет дела до того, что происходит с его народом. "И если скажут ваши сыновья: "Что это за служение у вас?" - то нужно ответить им, что это пасхальное жертвоприношение" Тогда объясняют ему: да, верно, в начале истории можно было отделяться от общества, но сейчас - история человечества движется в направлении свободы. Ты не волен снять себя обязанность быть свободным. И вот что говорят ему: "Если бы ты был там, то не был бы освобожден". Но сейчас он свободен. Свободен против своей воли.

Кто такой простак?

Простак - это сын, который способен на удивление. Удивление - это положительная вещь, поскольку через удивление можно передать ему позитивное содержание. Например, научить его: "Рукою сильною вывел нас Господь из Египта".

Кто такой "не умеющий задавать вопросы"?

Есть заповедь научить его задавать вопросы. Невозможно передать содержание учения или содержание веры человеку, у которого нет в них потребности. Здесь надо подчеркнуть очень важный момент: способность задавать вопросы намного важнее, чем наше желание сообщить ему содержание, передать ему традицию. Прежде всего научи своего сына задавать вопросы. Не бойся вопроса. Бойся отсутствия вопросов.

Узнайте, что еще говорят наши мудрецы о четырех сыновьях пасхального Седера. Проведите занятие.

ОБЯЗАННОСТЬ ВЫЙТИ ИЗ ЕГИПТА

Талмуд и Галаха велят нам дойти в процессе Седера до такого состояния, что человек не просто слушает древнюю историю своего народа, а чувствует, понимает, переживает свой исход из Египта, и именно сейчас. Рамбам дает практическую инструкцию, что нужно для того, чтобы дойти до такого состояния, когда человек может сказать: "Теперь Я вижу, что Я вышел из Египта".

С чего начинается наше подлинное освобождение?.. С того, что в пасхальную ночь Свободы кто-то вдруг признается самому себе в ошибочности старых концепций, кто-то, может быть впервые, скажет сам себе: "Я этого не знаю, у меня нет об этом информации", а кто-то, возможно, и захочет получить эту информацию.

Ночь Песаха - лучшее время для подобных размышлений, позволяющих заглянуть себе в душу и обнаружить, что она на самом деле существует.

Помимо этого, как нам объясняют мудрецы, необходимость достичь такого состояния объясняет, почему в эту ночь мы читаем "hалель".

"hалель" - это раздел из книги Псалмов, который читается во все праздники. Однако, кроме Пасхальной ночи, нет ни одного праздника, когда позволено читать hалель ночью. И это не только право, но и обязанность евреев читать hалель в Пасхальную ночь. Ведь эта ночь совершенно особенная.

С точки зрения Галахи, если бы не то состояние, что я сейчас, лично, вышел на свободу, то не было бы никакого оправдания тому, что я говорю hалель ночью. Так же, как евреи, которые перешли через море и были спасены, тут же сказали "Песнь на море" в знак пережитого чуда. Здесь тоже со мной лично - произошло чудо.

Говорится в пасхальной Агаде:

"И если бы не вывел Всевышний наших отцов из Египта, то мы и наши сыновья, и сыновья наших сыновей были бы порабощены у фараона в Египте".

"МОИ РАБЫ, НО НЕ РАБЫ РАБОВ"

Можно ли говорить о том, что евреи в Египте были состоявшимся народом?

В период, предшествовавший Исходу, евреи названы "племя в среде племени". Значит, евреи уже сложились в "народ", в нацию, с общностью языка и территории (область Гошен), где они жили и работали. Но они были народом в среде другого народа или, по образному выражению наших Мудрецов, напоминали плод в материнском чреве, который был живым и развивающимся организмом со всеми присущими человеку органами. Однако он лишен свободы: ни его мозг, ни органы чувств еще не функционируют, его местонахождение меняется с перемещением матери, питательные вещества поступают из материнского организма и так далее.

Таким был и еврейский народ в Египте до Избавления. Он действительно мог считаться "народом" и даже владел отдельной территорией - областью Гошен. Сыны Израилевы отличались от египтян языком, одеждой и многим другим. Но они были порабощены и ассимилированы египетской средой, культурой, нравами.

Тогда-то и случилось то, что Тора называет "взять племя из среды племени": евреи бесстрашно взяли овец, которые были божеством египтян, и доказали, что это всего лишь съедобное мясо, употребляемое в жареном виде в пищу...

Из этого следует нравоучение.

Как можно дойти до такого заблуждения? Объясняется это добровольным закабалением, тем, что человек сам себя продает в рабство. Он стремится "угнаться" за концепциями, настроениями и взглядами окружающей среды. Честолюбие или эгоизм, погоня за личной выгодой настолько делают его несвободным, что он не более как "плод в материнском чреве". Преклоняясь перед им же созданными идеалами и миром вещей, он полагает себя свободным человеком.

Наступает Песах, который учит нас: любой человек, если только вспомнит слова "И сказал Бог Моисею..." - будет в состоянии осуществить "И зарежьте его...".

Речь идет о заклании ложного божества - идеалов, чуждых еврейскому духу, о которой говорится: "И люби Бога Всесильного твоего всем сердцем твоим, всей душой твоею, всей твоей сокровенной сущностью..." - до такой степени, чтобы и душа, и тело всегда стремились к безраздельному служению Всевышнему.

Исход из Египта и истинная свобода нерасторжимо связаны со служением Богу, как об этом сказано нашими Мудрецами:

"Сыны Израиля - Мои рабы, но не рабы рабов".

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

ТОРА ОБ ИСХОДЕ

/1/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ И АhАРОНУ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, ТАК:

/2/ "МЕСЯЦ ЭТОТ ДЛЯ ВАС - НАЧАЛО МЕСЯЦЕВ, ПЕРВЫЙ ОН У ВАС ИЗ МЕСЯЦЕВ ГОДА.

/3/ СКАЖИТЕ ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ ИЗРАИЛЯ ТАК: В ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ ЭТОГО МЕСЯЦА ПУСТЬ ВОЗЬМЕТ СЕБЕ КАЖДЫЙ ПО ЯГНЕНКУ НА ОТЧИЙ ДОМ, ПО ЯГНЕНКУ НА ДОМ.

/6/ И ДА БУДЕТ ОН ХРАНИМ ВАМИ ДО ЧЕТЫРНАДЦАТОГО ДНЯ ЭТОГО МЕСЯЦА, И ТОГДА ПУСТЬ ЗАРЕЖЕТ ЕГО ВСЕ СОБРАНИЕ ОБЩЕСТВА ИЗРАИЛЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ.

/7/ И ПУСТЬ ВОЗЬМУТ КРОВИ ЕГО, И НАНЕСУТ НА ОБА КОСЯКА И НА ПРИТОЛОКУ В ДОМАХ, В КОТОРЫХ БУДУТ ЕГО ЕСТЬ.

/8/ И ПУСТЬ ЕДЯТ МЯСО В ТУ ЖЕ НОЧЬ, ЖАРЕНОЕ НА ОГНЕ. И ОПРЕСНОКИ С ГОРЬКОЙ ЗЕЛЕНЬЮ ПУСТЬ ЕДЯТ.

/9/ НЕ ЕШЬТЕ ЕГО НЕДОЖАРЕННЫМ ИЛИ СВАРЕННЫМ В ВОДЕ, НО ЛИШЬ ПРОЖАРЕННЫМ НА ОГНЕ ВМЕСТЕ С ГОЛОВОЙ ЕГО, И С НОГАМИ, И С ВНУТРЕННОСТЯМИ ЕГО.

/10/ И НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ОТ НЕГО ДО УТРА, А ОСТАВШЕЕСЯ ОТ НЕГО ДО УТРА СОЖГИТЕ В ОГНЕ.

/11/ ТАК ЕШЬТЕ ЕГО: ЧРЕСЛА ВАШИ ПРЕПОЯСАНЫ, ОБУВЬ ВАША НА НОГАХ ВАШИХ И ПОСОХ ВАШ В РУКЕ ВАШЕЙ, И ЕШЬТЕ ЕГО ПОСПЕШНО - ЭТО ЖЕРТВА ПАСХАЛЬНАЯ БОГУ.

/13/ И БУДЕТ ТА КРОВЬ ДЛЯ ВАС ЗНАМЕНИЕМ НА ДОМАХ, В КОТОРЫХ ВЫ ПРЕБЫВАЕТЕ, И УВИЖУ ТУ КРОВЬ, И МИНУЮ ИХ; И НЕ КОСНЕТСЯ ВАС КАРА ГУБИТЕЛЬНАЯ, КОГДА Я ПОРАЖУ СТРАНУ ЕГИПЕТСКУЮ.

/14/ И ПУСТЬ БУДЕТ ВАМ ДЕНЬ ЭТОТ В ПАМЯТЬ, И ПРАЗДНУЙТЕ ЕГО, ПРАЗДНИК ДЛЯ БОГА, ВО ВСЕХ ПОКОЛЕНИЯХ ВАШИХ - КАК ВЕЧНЫЙ ЗАКОН ПРАЗДНУЙТЕ ЕГО.

Исход, Бо

РАССКАЗ О ЧЕТЫРЕХ СЫНОВЬЯХ

Четыре стихии, Четыре сына.

В пасхальной Агаде говорится о четырех сыновьях, соответствующих четырем отношениям к еврейской традиции, четырем отношениям к самой пасхальной Агаде.

Вот как звучит этот фрагмент: "Благословен Вездесущий, Благословен Он. Благословен давший Тору народу Своему Израилю, Благословен Он. В соответствии с четырьмя этими благословениями - о четырех сыновьях говорит Тора. Один сын мудрый, другой нечестивый, третий простодушный и четвертый - который не спрашивает".

Действительно, вопросы трех сыновей приводятся в самой Торе. Вот они:

- "Когда спросит тебя сын твой в будущем, говоря: "Что это за откровения и уставы и законы, которые заповедал вам Господь Б-г ваш?" (Дварим, 6:20) - этот вопрос - вопрос мудрого сына.

- "Когда спросит тебя в будущем сын твой, говоря: "что это?" (13:14) - это вопрос простодушного сына.

- "И когда скажут вам дети ваши: "что это за служение у вас?" (Шмот, 12:26) - это вопрос нечестивого.

- Соответственно четвертый сын, который "не знает, что спросить", не спрашивает ничего.

Итак, четыре благословения, произносимые в начале фрагмента, соответствуют четырем сыновьям. Иными словами, даже нечестивый остается охваченным интересом традиции. При всем том, что он отвергает ее, она не отвергает его.

Но, что значат эти четыре сына и их вопросы?

Магараль из Праги в "Гвурат Хашем" представляет четырех сыновей с их вопросами, как четыре уровня отношения к традиции.

Мудрый сын непрестанно учится и постигает предмет во всех его деталях, его мудрость проистекает от его постоянного учения. Мудрости свойственно постоянное самоуглубление, как сказано: "Святой благословен Он, дает мудрость только тем, в ком есть мудрость" (Брахот 55-а).

Простодушный - не учится, но интересуется, он задает чистосердечные вопросы.

Третий, который "не умеет спросить" - равнодушный, он не учит и не интересуется, у него не возникает вопроса. Но когда ему рассказывают, он не отказывается слушать и присоединяется ко всем.

Четвертый же сын, нечестивый - он активно отстраняет себя от традиции и противопоставляет себя ей. Даже слушая, он посмеивается и ставит себя над всеми.

В этой связи четырех сыновей и их вопросы невольно хочется сопоставить с "четырьмя видами" растений, используемых в Суккот.

Сказано (в "Ваикра Рабба"):

"Плод красивого дерева (этрог) - это весь Израиль: как в этроге есть вкус и запах, так и в Израиле есть люди, сочетающие Тору с добрыми делами.

"Ветви финиковой пальмы" - это тоже Израиль: как в финиках есть вкус, но нет запаха, так и в Израиле есть люди, у которых есть Тора, но нет добрых дел.

"Ветвь древа густолиственного (мирт)" - и это Израиль: как в мирте есть запах, но нет вкуса, так и в Израиле есть люди, у которых есть добрые дела, но нет Торы.

"Речные вербы" - и это Израиль: как в вербе нет ни вкуса, ни запаха, так и в Израиле есть люди, у которых нет ни Торы, ни добрых дел. Что же Господь Пресвятой делает с ними? Погубить их нельзя. Вот и сказал Господь: пусть все они будут связаны вместе, так что одни будут искуплением других".

Здесь мы видим, что четвертая категория "нечестивцев" не отделятся от себя самой традицией, хотя они сами себя от традиции и отделяют.

В наш век, когда стало естественно ставить себя вне традиции и рассматривать ее извне, позиция четвертого сына стала настолько распространенной, что ее даже трудно называть нечестивой. Разумеется, всегда можно отличить искренние убеждения, строящиеся на неспособности отождествляться с любой традицией, от самомнения и самопревознесения. Но в данном случае нам важно подчеркнуть тот факт, что значительная часть сынов Израиля, ставящая себя вне традиции, самой традицией в расчет все же принимается, считается неотъемлемой частью общины.

Четыре элемента

Эти четыре отношения и подхода, выглядящие как некоторая последовательность, на самом деле являются не просто последовательностью, а последовательностью четырех взаимопревращающихся элементов.

Признаюсь, что я не смог вспомнить, где и у кого читал о соответствии четырех сыновей пасхальной агады четырем элементам - земле, воде, воздуху и огню.

Действительно, мудрый соответствует огню, поддерживающему и наращивающему самого себя,

простосердечный соответствует воздуху, духовному и подвижному,

равнодушный - воде, все еще способной к движению,

нечестивец - земле.

При этом и динамика их взаимопревращения та же самая. Ведь элементы представляют собой последовательность взаимных превращений. Как писал философ Марк Антонин:

"Смерть земли - рождение воды, смерть воды - рождение воздуха, смерть воздуха - рождение огня и обратно".

В наш век говорят: смерть твердого тела - рождение жидкого, смерть жидкого - рождение газообразного, смерть газообразного - рождение плазмы.

Этими четырьмя элементами (состояниями) пронизано все мироздание.

Так сочинение "Эвен Шлема", написанное учениками Виленского Гаона с его слов, начинается следующим утверждением: "Все служение Вс-вышнему зависит от исправления качеств характера. Они (эти качества) подобны облачению для заповедей и являются основанием Торы. И все грехи имеют своим корнем качества характера. А качества характера имеют корнями четыре основных элемента".

В другой главе этой книги (10:33) сказано: "Основа Ган-Эдена - вода, а основа геенома огонь. И двумя этими основами пользуются в высших мирах. А в низших мирах пользуются воздухом и прахом, и человек должен пройти через все".

В этой связи в этом же сочинении говорится о четырех типах людей. И это праведники, средние, нечестивцы и скоты: "Праведники судятся холодной водой, нечестивцы огнем, средние - водой и огнем, т.е. кипятком, а те, кто следуют за животной душой, истребляются там" (10:17).

Но любопытно, что эта последовательность четырех типов не только схожа с четырьмя сыновьями, а представляет собой все ту же последовательность превращающихся элементов. При этом важно подчеркнуть, что речь идет именно о четырех независимых состояниях.

Люди, совершившие выбор какого-либо из этих состояний, глухи к другим состояниям, т.е. они внутренне им непонятны и противны всему их существу. Переход в другое состояние знаменует собой смерть предыдущего.

В этом смысле нам становятся яснее четыре отношения к традиции и к пасхальной истории, о которых говорит Агада: "Благословен Вездесущий, Благословен Он. Благословен давший Тору народу Своему Израилю, Благословен Он. В соответствии с четырьмя этими благословениями - о четырех сыновьях говорит Тора. Один сын мудрый, другой нечестивый, третий простодушный и четвертый - который не спрашивает".

Три вопроса, соответствующие трем элементам, приводит Тора, но именно для этого четвертого, "который не спрашивает", написана эта Агада, обращенная ко всем четверым.

Четвертый элемент здесь как бы выделен. И это имеет свой смысл. В некоторых случаях один из элементов можно рассматривать как бы стоящим обособленно по отношению к трем другим.

Так в "Дерех Хаим" (1) Магараль размышляет по поводу слов из "Пиркей авот": "Мир держится на трех устоях: Торе, Богослужении и благотворительности".

Магараль приводит эти начала в соответствии с тремя элементами - воздухом (Тора), огнем (Богослужение) и водой (благотворительность). Четвертый же элемент, земля - это сам мир, который крепится на трех опорах. Для подтверждения этого положения Магараль ссылается на стих Псалма: "...Бог, Боже, Господь говорил и призывал землю..." (50:1).

Четвертый сын, для которого рассказывается Агада, в этом смысле подобен земле.

Арье Барац

МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

Может ли фараон быть богом?

Рано утром Моше встретил фараона на берегу Нила и обратился к нему со словами упрека: "Ты объявляешь себя божеством. Что же тогда ты делаешь здесь сейчас? Разве бог тоже отправляет человеческие потребности?"

"Кто сказал тебе, что я божество?" - спросил фараон.

"Разве ты не говоришь этого египтянам?"

"А кто такие египтяне? Это дураки, они не люди, они обезьяны! Какое имеет значение, что я им говорю?" - усмехнулся фараон.

Моше повторил фараону слова Ашема, предупредив его, что Нил превратится в кровь, но фараон не внял этому предостережению. Поэтому Ашем повелел Моше: простри свою руку и порази реку!

Не бросай камни в колодец.

"Следует ли мне поразить Нил? Тот, кто когда-то пил из колодца, не должен бросать в него камни. Когда ребенком меня опустили в Нил, воды реки не поглотили корзину, а защитили меня. Могу ли я сейчас поразить эти самые воды? - возразил Моше".

Ашем специально поставил Моше в затруднительное положение, надеясь именно на такой ответ. Из слов Моше нам следует извлечь урок, научиться проявлять благодарность. Мы должны понять, что если нам следует быть благодарным каждому, кто сделал нам добро, то насколько же больше должна быть наша благодарность Самому Ашему, Который является источником всех благ, получаемых человеком, и Который всегда хочет быть добрым к нам.

Смерть первенцев

"Эта Казнь не кажется такой уж страшной, - возразил фараон, - Сколько всего в Египте первенцев? Может быть, несколько сот?" Но фараон ошибался. Он не сознавал, что погрязшие в пороке египетские женщины имели несколько первенцев от разных мужчин, а у каждого мужчины было несколько первенцев от разных женщин.

Старая египтянка начала издеваться над Моше: "Как может вопль после этой Казни быть таким ужасным, как ты предсказываешь? Возьми, например, меня. У меня больше нет отца и матери, которые могли бы погибнуть, мои братья и сестры уже умерли, и мой единственный сын умер. На меня эта казнь никак не повлияет. Ты - лжепророк!"

"Твой вопль будет услышан раньше, чем вопль всех остальных", - пророчествовал Моше.

Пасхальная жертва

Первого Нисана Ашем дал Моше и Аарону дополнительные мицвот.

"Скажи сегодня сынам Израиля, - повелел Ашем, - что десятого Нисана глава каждой семьи должен взять ягненка мужского пола, без порока, на первом году жизни. Он должен привязать его к своей кровати на четыре дня, чтобы осмотреть и определить, нет ли в нем порока и годится ли он для жертвы. Днем четырнадцатого Нисана кто-нибудь из каждого дома должен умертвить ягненка в качестве пасхальной жертвы.

"Царь вселенной, - возразил Моше, - как я могу приказать сынам Израиля убить овцу, когда она служит египтянам идолом!"

"Я клянусь, что евреи не покинут страну, не убив прежде богов Египта и не доказав таким образом беспомощность богов других народов", - ответил Творец.

Принеся в жертву богов Египта, которым поклонялись и они сами, сыны Израиля искупят грехи идолопоклонства в Египте. Более того, вид египетских идолов, привязанных к их кроватям и беспомощно блеющих, и египтян, бессильных принять против них меры, укрепит их веру в Ашема.

Последняя ночь

Ашем дал Моше и Аарону точные указания о выполнении мицвы пасхальной жертвы. Он приказал: "После того как агнец будет зарезан, вы выпустите его кровь в чашу, обмакнете в нее пучок травы иссопа и смажете кровью косяки и притолоки домов, в которых будут есть жертву Песаха".

Почему Ашем повелел, чтобы евреи обмакнули в кровь именно иссоп? Иссоп - это самая низкая трава, и Всевышний давал понять сынам Израиля: "Хотя египтяне считают вас такими же низкими, как иссоп, в Моих глазах вы драгоценность".

Почему кровью нужно было смазать косяки и притолоки?

Притолока (которая выше косяка) символизировала Авраама, а два косяка - Ицхака и Яакова. Они указывали, что сыны Израиля будут спасены от Казни, поразившей первенцев, благодаря заслугам их патриархов, потому что их собственных заслуг было недостаточно.

Косяки символизируют наших патриархов, показывая, что как они неотделимы от двери, так и наши патриархи никогда не отдалялись от Ашема.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ

http://jhist.org/traditions/holidays/pesah.htm

http://jhist.org/traditions/midrash.htm

http://www.evrey.com/sitep/pesah/index.php3?menu=st.html

http://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/1813653

https://toldot.ru/articles/articles_3156.html

http://www.lechaim.ru/ARHIV/215/gorelik.htm

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ В ЕВРЕЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =