ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

AJTorah


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =

ЗАПОВЕДИ БЕН АДАМ ЛЕ-ХАВЕРО в PDF

В книге Берейшит рассказывается история творения первого человека - Адама. Уже в этом сюжете мы видим, каким серьезным было это событие. Человек создан по образу и подобию Всевышнего! Он наделен свободой выбора! Он отвечает за свой выбор. Только так Человек может стать участником диалога с Богом. (Берейшит, 1:27)

Первые заповеди, относящиеся к Адаму, были просты и немногочисленны: плодиться и размножаться, возделывать и охранять сад. В истории Каина и Авеля человечеству был преподнесен еще один важный урок. В ответ на "наивный" вопрос Каина: "Разве сторож я брату своему?" - такую заповедь Адам не получал, Бог отвечает: "Голос кровей брата твоего вопиет ко Мне из земли". Так родилось правило-требование - "Каждый еврей ответственен за другого".

Среди 613 заповедей, данных евреям на горе Синай, важную роль играют заповеди "между человеком и человеком (бен Адам ле-Хаверо). Базовый принцип этих заповедей звучит:
"Люби ближнего как самого себя"
Ваикра, 19:18.

Приведем историю Гилеля, который служил эталоном человеколюбия. Когда нееврей попросил его коротко определить сущность Торы, мудрец ответил:
"Что неприятно тебе, не делай и ближнему своему, а остальное - комментарий (к этому). Иди и изучай Тору"
Шабат, 31а.

Оказывается, выполнить такое простое правило не так просто.
В начале нам следует разобраться с понятием "мицва". Обычно это слово переводят как "доброе дело". Но на самом деле оно означает "заповедь". "Доброе дело" подразумевает добровольность, а "заповедь" - обязанность. Принято полагать, что человек, действующий добровольно более благороден, чем тот, кто действует по обязанности.

Мудрецы Талмуда считают иначе:
"Более великим является тот, кто обязан и так поступает, чем тот, кто не обязан и поступает"
Кидушин, 31а.

Обязательное действие выполняется с большей последовательностью и упорством, чем добровольное. Человек быстрее перестает делать необязательные действия, в то время, как обязательные действия приходится выполнять даже безо всякого желания.

Приведите примеры таких ситуаций и разберите в группе.
Пример: Уплата налогов государству и помощь бедняку.

ЦЕНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Когда еврейский суд рассматривал дело об убийстве, свидетелей строго предупреждали о последствиях лжесвидетельства:
"Почему Бог создал сначала одного человека - Адама? Чтобы научить вас, что кто отнимет одну жизнь, уничтожает целый мир, а кто спасет одну жизнь, спасает целый мир"
Мишна, Сангедрин, 4:5.

Как вы думаете, о чем судьи предупреждали свидетелей?
Какой могла быть цена лжесвидетельства в данной ситуации?

Мудрецы добавляют: "Бог создал человечество от Адама ради мира между людьми. Чтобы никто не мог сказать ближнему: "Мой отец был знатнее твоего".
Но никто из людей не идентичен другому. Из этого правила следует, что спасение многих жизней за счет одной невинной жизни запрещено, поскольку "многие бесконечности" не могут быть больше "одной бесконечности".

"РАЗВЕ ТВОЯ КРОВЬ КРАСНЕЕ?"

В IV в. в Вавилоне к мудрецу по имени Рава пришел человек и сказал: "Правитель моего города приказал мне убить (невиновного). Если я этого не сделаю, он велит убить меня. Могу ли я убить человека для спасения собственной жизни?" Рава ответил: "Пусть ты будешь убит, но не убивай его. Кто сказал, что твоя кровь краснее? Может быть, кровь того человека краснее?"
Конечно, Рава мог бы посоветовать убить правителя, который приказал лишить жизни невинного человека. Ведь именно правитель угрожал жизни, а иудаизм признает возможность убийства ради самозащиты.
В таких случаях Талмуд учит:
"Того, кто пришел убить тебя, убей его раньше"
Сангедрин, 72а.

Найдите примеры в древности и в современном мире к этой ситуации.
Можно проанализировать такие сюжеты на занятии с группой.

ЗАПОВЕДИ ДЛЯ БНЕЙ НОАХ

Еврейская традиция считает, что неевреи, потомки Ноаха (Бней Ноах) обязаны выполнять 7 заповедей:
"Не отвергай Бога. Не Богохульствуй. Не убивай. Не вступай в половые связи с кровными родственниками, животными, лицами своего пола и не прелюбодействуй. Не кради. Не ешь мяса, отрезанного от живого животного. Создай справедливый суд для обеспечения исполнения этих правил"
Сангедрин, 56а.

Как представление о Бней Ноах характеризует еврейский взгляд на человечество?

ПИДЬОН ШВУИМ

В нашей истории часто случались ситуации, требующие исполнения заповеди пидьон швуим - выкуп пленников. Поскольку этот закон касался вопроса жизни и смерти, он считался важнее многих других законов. Если требовались деньги для выкупа еврейских заложников, то можно было использовать даже средства, собранные на строительство синагоги ("Мишне-Тора", Законы о дарах бедным, 8:11).
Когда похищали нескольких человек, предписывалось сперва выкупать женщин, так как они подвергаются большей опасности (Мишна, Орайот, 3:7).

Найдите истории об исполнении евреями
заповеди пидьон швуим в разные периоды нашей истории.

"ПРАВДЫ, ПРАВДЫ ИЩИ"

Тора многократно провозглашает идею справедливости, которая обязательна и для человека, и для Бога. Когда Авраам считал, что Бог поступает неподобающим образом, он бросил Ему вызов:
"Неужели и Судья всей земли не будет судить справедливо?"
Берейшит, 18:25.

Узнай, о каком сюжете Торы здесь говорится?
Сравни требование Авраама с требованием героя Книги Иова.

Правды и справедливости требовали пророки:
"Пусть справедливость хлынет, как вода, и правда - как неиссякающий поток", - говорит пророк Амос
5:24.

Слово "цдака" обычно переводят как "милостыня", "подаяние", но это - женский род от слова "цедек" ("справедливость"). Таким образом, цдака - это восстановление справедливости в мире. Вот почему немилосердный человек несправедлив. Еврейские суды без колебаний принуждали людей оказывать благотворительность.
"Цдака равна всем другим заповедям, взятым вместе" (Бава батра, 96).

Тора предписывает евреям каждые три года отдавать десятую часть своих доходов в пользу бедных (Дварим, 26:12, Ваикра, 19:9-10). После разрушения Храма Талмуд предписал каждому еврею отдавать около десятой части годового дохода в качестве цдаки ("Мишне-Тора", Законы, касающиеся даров бедным, 7:5).

"Есть восемь степеней цдаки, одна выше другой. Самая высокая... когда помогают бедному еврею подарком, или ссудой, или включением его в свое дело, или нахождением для него работы, - укрепляя руку его, чтобы ему больше не нужно было обращаться за помощью"
"Мишне-Тора", Законы о дарах, 7:7.

Объясните идею высшей степени цдаки. Почему она - высшая?

"Цдака может и не спасти нас, но сделает нас достойными спасения".

Разберите ситуацию:

Два человека имеют одинаковые доходы и расходы. К ним обращается очень бедный человек. Первый, выслушав рассказ о страданиях бедняка, плачет и по доброте сердца дает 5 долларов. Второй тоже сочувствует бедняку, но не очень хочет тратить свои деньги. Но, следуя предписаниям, нехотя дает 100 долларов.
Кто поступил лучше - тот, кто дал 5 долларов от чистого сердца или тот, кто дал по велению религии 100 долларов?

"И ПРИШЕЛЬЦА НЕ ПРИТЕСНЯЙ И НЕ УГНЕТАЙ ЕГО..."

Это предписание повторяется в Торе многократно:

"И пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо пришельцами вы были в Стране Египетской"
Шмот, 22:20.

"Любите пришельца, ибо пришельцами вы были в земле Египетской"
Дварим, 10:19.

"Не искажай закона для пришельца, сироты... Помни, что рабом ты был в Египте и выкупил тебя Бог твой, оттуда; поэтому заповедую я тебе делать это"
Дварим, 24:17-18.

В Египте евреи страдали как чужеземцы и рабы, и Тора постоянно напоминает им: обращайтесь с чужими лучше, чем с вами обращались в Египте.
"Как житель страны среди вас пусть будет у вас пришелец... ибо пришельцами вы были в Стране Египетской: люби его как самого себя"
Ваикра, 19:34.

Почему этой заповеди уделяется такое большое внимание в Торе?

"НИ ВДОВЫ НИКАКОЙ, НИ СИРОТЫ НЕ ПРИТЕСНЯЙ"

Самыми слабыми и незащищенными людьми во все времена считались чужеземец, сирота и вдова. Из-за их уязвимости Тора постоянно указывает, какая защита и помощь должна им оказываться. (Бемидбар, 15:15, Ваикра, 19:34).

В отношении сирот и вдов еврейское право считает обязательной не только финансовую, но и эмоциональную поддержку. Рамбам пишет: "Человек должен особенно помогать своим поведением вдовам и сиротам, так как их души особенно скорбны и их дух упал. Даже если они зажиточны, даже если это вдовы и сироты царя, мы должны к ним быть особенно внимательны, ибо сказано:
"Ни вдовы никакой, ни сироты не притесняй"
Шмот, 22:21.

Как же мы должны поступать по отношению к ним? С ними надо говорить только нежно. Нельзя причинять им физического вреда или задевать их чувства словами. Об их имуществе надо заботиться больше, чем о своем. Тот, кто их раздражает, сердит, угнетает или разоряет, виновен в правонарушении.
"Если кого-нибудь из них ты будешь притеснять, то, когда он возопит ко Мне, услышу Я вопль его"
Шмот, 22:22.

Приведите примеры из жизни еврейских общин, выполняющих это требование.

ПЕРЕД СЛЕПЫМ НЕ КЛАДИ ПРЕГРАД

В книге Ваикра запрещается ставить преграду на пути слепого. Мудрецы Талмуда видели в этой заповеди более широкий смысл, чем просто защита прав слепых пешеходов. Под "слепым" подразумевается всякий, кто не понимает, что у него на пути. Сегодня это одна из труднейших для соблюдения заповедей.
Например, люди, скупающие ценные бумаги на основе никому не известной информации, нарушают, среди прочих, и это правило. Продавцы бумаг "слепы", поскольку не знают закрытой информации, которой обладает торговец и продают их по ценам ниже реальной стоимости.
Это правило нарушается и мужчиной, который говорит женщине, что любит ее, чтобы принудить ее переспать с ним. Он просто пользуется "слепой страстью", чтобы женщина сделала то, чего не стала бы делать, знай она его истинные чувства.
Когда человек просит совета, он считает, что совет дается исключительно в его интересах. Если другой человек не в состоянии дать незаинтересованный совет, он должен предупредить об этом или просто не давать никаких советов.

Приведите свои примеры из вашего опыта.
По этой теме можно провести занятие.

"ОКО ЗА ОКО"

Это правило обычно связывают с этикой мщения. В действительности этот закон противоречит общепринятым стандартам того времени. Законы Хаммурапи предписывают возмездие даже в отношении невиновных. Если строитель возводит здание для заказчика, а здание обрушивается и убивает дочь заказчика, то убивается дочь строителя (закон № 229).
Библейское правило "око за око" разрешает наказание лишь виновного. Более того, в отличие от законов Хаммурапи, непреднамеренное убийство никогда не каралось смертью.
"Око за око" чаще понималось как требование денежного и обязательно равноценного возмездия, ("зуб за зуб, рана за рану").
Единственное наказание, которое не предусматривало денежной компенсации, было наказание за умышленное убийство: "Жизнь за жизнь". Только оно считалось достойным смертной казни, и у суда не было опасений наказать преступника чрезмерно. Деньги никогда не могут оплатить жизнь, даже если на это были согласны родственники убитого. Этим Тора также отличается от законов соседей древних евреев, которые часто штрафовали людей, убивших человека более низкого статуса или каравших смертью преступления против собственности.

В еврейском законе преступления против собственности никогда не карались смертью. (Бемидбар, 35:31; Рамбам, "Мишне-Тора", Законы об убийстве, 1:4).

Сегодня законы вавилонского царя Хаммурапи доступны на русском языке.
В приложении есть некоторые законы из кодекса Хаммурапи.
Вы можете сравнить их с законами Торы на занятии группы.

ЛАШОН hА-РА

Предписание Торы, запрещающее злоязычие, кажется, нарушается чаще всех остальных заповедей:
"Не ходи сплетником в народе своем".
Ваикра, 19:16.

Этот принцип запрещает говорить плохо о других (даже если это правда), за исключением случаев, когда некто имеет право знать такую информацию (например, при рекомендации работнику).
Порочить чужое имя равносильно убийству (Арахин, 156), и считается непростительным грехом.
Один человек ходил по общине и позорил ребе. Перед Рош а-Шана он попросил прощения у ребе и был готов к любому наказанию. Тогда ребе велел ему распороть несколько подушек и пустить пух по ветру. Человек так и сделал. Тогда ребе сказал: "А теперь иди и собери пух". Человек стал протестовать: "Но это невозможно". - "Так же невозможно исправить зло, причиненное словами, как и собрать весь пух".

Найдите другие притчи и рассказы о запрете злословия.
Проведите по ним бейт мидраш.

Еврейский закон различает три вида сплетни:
"Рехилут - невинная форма сплетни относительно мелочей жизни других людей. Хотя зло от рехилут минимально, она почти всегда ведет к более дурной сплетне.
Лашон hа-ра - порочащие, но правдивые сведения о других лицах. Этот принцип, однако, не может относиться ко всем ситуациям.
Моци шемра - распространение злостной лжи. Многие считают, что не нарушают это правило. Но каждый, кто распространяющий ложный слух, виновен в моци шемра.
Сказал ребе своим ученикам: "Из всего на земле следует извлекать уроки". Думая, что ребе преувеличивает, они воскликнули: "А что мы можем узнать от телеграфа?" - "Что нужно платить за каждое слово".
"А от телефона?" - "То, что ты говоришь здесь, слышат там".

Поучения о сплетнях.

"Если ты говоришь о раввине, что у него нехороший голос, а о канторе (певчем), что он не ученый, то ты сплетник. Но если ты говоришь о раввине, что он не ученый, а о канторе, что у него плохой голос, ты - убийца"
р. Исраэль Салантер.
"Обычно мы беспокоимся о своем материальном благополучии и о душе ближнего: давайте же беспокоиться о благополучии ближнего и о своей собственной душе"
р. Исраэль Салантер.

Найдите истории, в которых разные формы злоязычия
имели трагические последствия.

ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ

Это не только самая известная из Десяти заповедей, но и самая удивительная. Многие религиозные культы и политические группы пытались и пытаются отдалить детей от родителей. В Евангелии от Луки Йешу говорит: "Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником" (14:26).

Евангелие от Матфея повествует о юноше - ученике Йешу, который просил разрешение удалиться домой на похороны отца. Йешу сказал ему: "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (8:21-22). Ничто так не отдаляет человека от его семьи, как отказ присутствовать на похоронах близких. Позже христианство все же стало указывать на необходимость тесной связи отцов и детей.

Пятая заповедь на скрижалях Завета предписывает: "Почитай отца твоего и мать твою", а книге Ваикра читаем: "Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните" (19:3).

Подумайте, почему одна и та же заповедь записана по-разному?

По мнению мудрецов, "уважение" означает глубокую преданность и соблюдение приличия. Нельзя сидеть в родительском доме на столе. Нельзя выступать в споре на стороне противников своего отца. Если сын видит, что отец поступает неправильно, он должен тактично заметить ему: "Отец, разве не сказано в Торе, что..."

"Почет" в еврейском законе интерпретируется как выполнение основных обязанностей по отношению к родителям, а при необходимости - обеспечение их пищей и одеждой.

Чего дети не должны позволять родителям, так это вмешиваться в свою собственную жизнь. Почему заповедь соблюдать субботу следует сразу за повелением чтить мать и отца? Талмуд говорит, что, если родители велят детям не соблюдать субботу, то дети не должны слушаться их (Бава мециа, 32а). Дети должны почитать родителей, но повиноваться только правильным приказам.

Сравните с невыполнением неправильных приказов в армии обороны Израиля

Мудрецы также полагали, что, если родители не одобряют брачного выбора своих детей, то дети имеют право игнорировать мнение родителей. Принудительный брак с ненавистным супругом равносилен нарушению заповеди Торы "люби ближнего своего, как самого себя".

Что касается обязанностей родителей перед детьми, здесь самая главная из них - научить детей Торе. Отец должен учить сына ремеслу:

"Тот, кто не обучает сына ремеслу, тот учит его воровству"
Кидушин, 29а, 306.

Талмуд также обязывает родителей обучать детей плавать. В древнем мире, когда путешествия совершались преимущественно по воде, это было очень важным для выживания. Автор книги "Как вести традиционное еврейское хозяйство" Блю Гринберг вспоминает, как группа подростков-антисемитов избила еврейских детей. Совет местного раввина полностью соответствовал Талмуду: "Пришло время обучать детей карате".
При этом в Торе отсутствует заповедь любить своих родителей.

Как вы можете это объяснить?

Проведите занятие "Необходимый перечень умений современного ребенка"

БИКУР ХОЛИМ

На протяжении большей части еврейской истории заповедь посещения больных рассматривалась как обязательная. Еврейские общины даже создавали общества бикур холим, чтобы посещать всех больных.
Эта мицва приравнивалась к вопросам жизни и смерти.
"Раби Хельбо заболел, и никто его не посетил. Рав Кагана упрекал мудрецов: "А разве не случалось, что один из учеников раби Акивы заболел, а мудрецы не посетили его?
Поэтому раби Акива сам навестил его, и так как он велел подмести пол и вымыть, больной выздоровел.
"Хозяин, - сказал больной раби Акиве, - ты меня оживил".
Раби Акива вышел и сказал: "Кто не посещает больных - тот проливает кровь"
Недарим, 39b-40а.

Мудрецы объявили: "Кто хоть раз посетит больного, уменьшает его болезнь на одну шестидесятую, а кто не посещает - ускоряет его смерть".
Бава мециа, 30b.

Для посетителей больных разработан ряд постановлений и предписаний. "Входите в комнату весело, - учил р. Элиэзер бен Ицхак из Вормса, - поскольку больной внимательно следит за выражением вашего лица и даже тень потрясения на его лице подействует угнетающе".
"Кто посещает больного, избавится от наказания в грядущем мире"
Недарим, 40а.

Еврейское право предписывает не сообщать больным плохие новости (особенно о смерти близких). В 1950-х гг. израильский премьер-министр Бен-Гурион лежал в больнице, когда один из его помощников и друзей покончил с собой. Друзья уговорили не сообщать об этом по радио, а издателя газеты, которую обычно читал премьер-министр, напечатать один номер специально для Бен-Гуриона без известия о смерти.
Если серьезно заболевает близкий родственник, еврейское право разрешает нарушить субботу и посетить больного.

Подумайте, какие еврейские законы приходится нарушить в этих сюжетах?

Чем это было вызвано?

Запрещается оставлять умирающего одного. Даже тело покойного не должно оставаться в одиночестве до похорон. Обычно кто-то остается при нем и читает книгу Тегилим.

ГМИЛУТ ХЕСЕД

Слова гмилут хесед обычно переводятся как "доброе дело" и относятся к заповедям, которые совершаются бескорыстно. Помогая другим, люди обычно надеются на ответную помощь. Но настоящие добрые дела совершаются без этих ожиданий - например, пожертвование денег на похороны бедных. Анонимная благотворительность - еще один пример добрых дел.

Другой способ выполнения этой заповеди - предоставление нуждающемуся беспроцентного займа. Тора запрещает евреям взимать процент по займам еврея (Дварим, 23:20). В библейскую эпоху жизнь евреев в основном сводилась к сельскому хозяйству, и нужда в деньгах возникала крайне редко. С развитием экономики деньги стали рассматриваться как обычное имущество - и люди больше не хотели давать в долг, если не ожидали за это платы. В результате была создана правовая фикция, которая все еще используется ортодоксальными евреями. Кредитор становится партнером в деле заемщика и получает плату за кредит как за свою долю и работу в бизнесе. В отличие от обычного партнера, заемщику нужно заплатить всю сумму и в том случае, если дело не приносит прибыли.

Эта правовая фикция, "гетер ицка" - "разрешение на бизнес", - дозволяется только при предоставлении кредита состоятельным людям. При даче денег бедным еврейское право запрещает проценты в любой форме. Во многих еврейских общинах есть специальные общества, поддерживающие бедняков беспроцентными кредитами.
Забота об умерших, гостеприимство, посещение больных тоже рассматриваются как акты добрых дел. За исполнение гмилут хесед Бог наградит людей и "в этом мире" и второй раз в "будущем мире" (Шабат, 127а).

Подумайте, какие акции гмилут хесед проводятся в ваших общинах.
Какие акции вы могли бы предложить и провести в своих общинах?

hА-ХНАСАТ ОРХИМ

В еврейском праве гостеприимство является важной заповедью. hа-хнасат орхим - одно из самых приятных предписаний. Любой много путешествующий еврей знает, как приятно пользоваться гостеприимством вдалеке от дома.

Заповедь гостеприимства является продолжением благотворительности. Много бедных евреев, покидавших родной дом в поисках заработка, нуждались в пище и крове. В Талмуде говорится, что перед едой раби Хуна выходил на улицу и говорил:

"Пусть все голодные войдут и поедят"
Таанит, 206.

Это приглашение мы повторяем в день пасхального "седера", однако на деле многие двери так и остаются закрытыми.

"Пусть все голодные войдут и едят, пусть все нуждающиеся придут и празднуют Песах"
Агада шель Песах.

Еврейский закон требует, чтобы хозяин не только хозяин был щедр и гостеприимен, но и гость был благодарным. Когда гость уходит, Талмуд велит ему думать про себя: "Как много беспокойства я доставил хозяину. Как много мяса он приготовил. Как много вина подал. Как много пирогов. И все это ради меня!" И запрещает думать: "И что такого он для меня сделал? Я съел только кусочек хлеба, только кусочек мяса и выпил только глоток вина. Все это было приготовлено им для своей жены и детей!"
Брахот, 58а.

Негостеприимство характеризовало жителей Содома и Гоморры. Когда они узнали, что племянник Авраама Лот пригласил гостей к себе в дом, они собрались у дверей и требовали выдать гостей на поругание. За негостеприимство и похотливость содомиты были наказаны слепотой (Берейшит, 19).

Талмуд объяснял разрушение Второго Храма беспричинной ненавистью (синат хинам), которую мудрецы толковали и как акт негостеприимства. Примером этому служит история Камцы и бар-Камцы, в которой результатом негостеприимства безымянного хозяина стало начало Иудейской войны и разрушение Иерусалима. Рабби Элазар сказал:

"Смотрите, какой это серьезный грех - унизить человека! Ведь Всевышний помог Бар-Камце разрушить Свой дом и сжечь Его дворец!"
Гитин, 55b-56а

Отчего был разрушен Первый Храм? Из-за трех прегрешений: идолопоклонства, кровосмешения и кровопролития. Но отчего был разрушен Второй Храм - ведь евреи в его времена были поглощены изучением Торы, исполнением заповедей и добрыми делами! Отчего же он был разрушен? Из-за синат хинам между ними. Отсюда мы учим, что напрасная ненависть равноценна трем смертным грехам - идолопоклонству, кровосмешению и кровопролитию - вместе взятым.

Найдите историю Камцы и бар-Камцы в приложении.
По ней можно провести увлекательное занятие в общине в форме судебного процесса..

"В первый день по прибытии гостя в его честь закалывается телец, во второй - овца, в третий - курица, а в четвертый день ему подают бобы"
Мидраш Тегилим, 23:3.
Подумайте, на что намекает мидраш.

ПРАВЕДНЫЕ НЕЕВРЕИ

Талмуд высоко оценивает праведных неевреев. Дама бен Нетина был известен своим почтением к родителям.
"Однажды раввины пришли к нему, чтобы купить самоцвет взамен выпавшего и потерянного из нагрудника первосвященника... Они договорились дать тысячу золотых монет за камень. Он вошел в дом и увидел, что отец спит, положив ноги на ящик с драгоценностями. Сын не хотел тревожить отца и вышел. Когда мудрецы это увидели, они решили, что он хочет больше денег, и предложили ему десять тысяч золотых. Когда отец проснулся, Дама бен Нетина вошел в дом и вынес камень. Мудрецы отсчитали десять тысяч, но он ответил: "Я не хочу наживаться на почитании отца. Я возьму только тысячу, о которой мы договорились"
Дварим раба, 1:15.

Узнайте о Праведниках народов мира в вашем регионе.
Проведите занятие.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ИЗ-ЗА КАМЦЫ И БАР-КАМЦЫ РАЗРУШЕН БЫЛ ИЕРУСАЛИМ…

НЕКИЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЛ ДРУГА ПО ИМЕНИ КАМЦА И ВРАГА ПО ИМЕНИ БАР-КАМЦА.
ОДНАЖДЫ, УСТРОИВ ПИР, ЧЕЛОВЕК ЭТОТ СКАЗАЛ СВОЕМУ СЛУГЕ: "ИДИ И СКАЖИ КАМЦЕ, ЧТО Я ПРИГЛАШАЮ ЕГО НА ПИР".
СЛУГА ПО ОШИБКЕ ПРИГЛАСИЛ БАР-КАМЦУ.
ВОЙДЯ В ПИРШЕСТВЕННУЮ ЗАЛУ И УВИДЯ БАР-КАМЦУ СРЕДИ ГОСТЕЙ, ХОЗЯИН, ОБРАЩАЯСЬ К НЕМУ, СКАЗАЛ: "ВЕДЬ ТЫ ВРАГ МНЕ. МЕСТО ЛИ ТЕБЕ ЗДЕСЬ? ВСТАНЬ И УЙДИ".
СКАЗАЛ БАР-КАМЦА: "ПРОШУ ТЕБЯ, ТАК КАК Я УЖЕ НАХОЖУСЬ ЗДЕСЬ, ПОЗВОЛЬ МНЕ ОСТАТЬСЯ. Я ГОТОВ ЗАПЛАТИТЬ СТОИМОСТЬ ВСЕГО, ЧТО СЪЕМ И ВЫПЬЮ НА ТВОЕМ ПИРУ".
ОТВЕТИЛ ХОЗЯИН: "Я НА ЭТО НЕ СОГЛАСЕН".
СКАЗАЛ БАР-КАМЦА: "Я УПЛАЧУ ПОЛОВИНУ СТОИМОСТИ ВСЕГО ПИРА".
СКАЗАЛ ХОЗЯИН: "НЕ ЖЕЛАЮ".
СКАЗАЛ БАР-КАМЦА: "УПЛАЧУ ВСЕ, СКОЛЬКО ПИР СТОИТ".
СКАЗАЛ ХОЗЯИН: "НЕТ!" И, СХВАТИВ ГОСТЯ ЗА РУКУ, ЗАСТАВИЛ ЕГО ВСТАТЬ И УДАЛИТЬСЯ.
ЯВИЛСЯ К КЕСАРЮ БАР-КАМЦА И СКАЗАЛ: "ГОСУДАРЬ! ЕВРЕИ ИЗМЕНИЛИ ТЕБЕ".
СПРОСИЛ КЕСАРЬ: "ЧЕМ ДОКАЖЕШЬ?"
СКАЗАЛ БАР-КАМЦА: "ПОШЛИ ИМ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, И УВИДИШЬ, ПРИНЕСУТ ЛИ ОНИ ЖЕРТВУ ТВОЮ".
ПОСЛАЛ КЕСАРЬ ЧЕРЕЗ НЕГО ЖЕ ТРЕХЛЕТНЕГО ТЕЛЬЦА. В ДОРОГЕ БАР-КАМЦА СДЕЛАЛ ТЕЛЬЦУ ПОВРЕЖДЕНИЕ НА ВЕРХНЕЙ ГУБЕ (ПО ДРУГОМУ ПРЕДАНИЮ - В РОГОВОЙ ОБОЛОЧКЕ ГЛАЗА), ЧТО ДЕЛАЛО ЖИВОТНОЕ НЕПРИЕМЛЕМЫМ ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ.
ДЕРЖАЛИ СОВЕТ, И РЕШЕНО БЫЛО: "РАДИ ЦАРЯ ПРИНЯТЬ ТЕЛЬЦА ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ".
ВОССТАЛ ПРОТИВ ЭТОГО РАББИ ЗХАРЬЯ БЕН ЕВКОЛОС: "ЭТО МОЖЕТ СОЗДАТЬ В НАРОДЕ МНЕНИЕ, ЧТО ВООБЩЕ ЖИВОТНЫЕ С ТЕЛЕСНЫМ ИЗЪЯНОМ МОГУТ БЫТЬ ПРИНОСИМЫ В ЖЕРТВУ".
ПРИШЛИ К РЕШЕНИЮ: "КАЗНИТЬ БАР-КАМЦУ, ДАБЫ ОН НЕ СТАЛ ДОНОСИТЬ КЕСАРЮ".
ВЫСТУПИЛ РАББИ ЗХАРЬЯ: "УТВЕРДИТСЯ МНЕНИЕ, ЧТО КАЗНИ ПОДЛЕЖИТ ВСЯКИЙ, КТО ПРИЧИНИТ ЖЕРТВЕННОМУ ЖИВОТНОМУ ПОВРЕЖДЕНИЕ".
РАББИ ЙОХАНАН СКАЗАЛ: "СКРОМНОСТЬ (ЩЕПЕТИЛЬНОСТЬ) РАББИ ЗЕХАРЬИ БЕН АВКИЛАСА СТАЛА ПРИЧИНОЙ ГИБЕЛИ ХРАМА И НАШЕГО ИЗГНАНИЯ ИЗ СВОЕЙ СТРАНЫ".
ВТ, Гитин, 556-56а

РАБИ ЙОХАНАН И РЕЙШ ЛАКИШ

Одна из драматических историй повествует о том, что произошло с двумя мудрецами - рабби Йохананом и бывшим разбойником и гладиатором Реш Лакишем.

Конец третьего века был тяжелым временем для Эрец Исраэль. Притесняющие римские указы следовали один за другим. Особенно тяжкие гонения выпали на долю земледельцев. Росли налоги. В подобных обстоятельствах Реш Лакиш был вынужден отказаться от продолжения учебы и искать источник пропитания. Всю жизнь он славился физической силой и избрал смертельно опасную, но хорошо оплачиваемую профессию. Он нанялся в гладиаторы.

Выйдя на арену цирка, Реш Лакиш покинул не только мир мудрецов, мир учения. В определенной мере, он оказался за рамками человеческого общества как такового. Жизнь гладиаторов протекала в особых условиях. Эти люди, которые в силу своей жестокой профессии не могли рассчитывать на долголетие, знали, что рано или поздно им суждено пасть в поединке. Они вели разгульный образ жизни, пытаясь утопить в сиюминутных удовольствиях мысли о будущем. Кровопролитие, пренебрежение к человеческой жизни составляли неотъемлемую часть их мира, их повседневности. Приобщение к цеху гладиаторов, к их образу жизни означало, по сути, полный разрыв с культурным миром, с человеческим обществом.

Неизвестно, на какой арене бился Реш Лакиш и сколько времени он оставался гладиатором. Как видно, этот период его жизни оказался достаточно длительным, чтобы доставить Реш Лакишу славу гладиатора. Подобной славой он мог насладиться, конечно, только в Кейсарии и других подобных местах, где доминировало нееврейское население.

РАБИ ЙОХАНАН КУПАЛСЯ В ИОРДАНЕ.

УВИДЕЛ ЕГО РЕЙШ ЛАКИШ И ПРИНЯЛ ЗА ЖЕНЩИНУ.
ВОНЗИЛ КОПЬЕ СВОЕ У ИОРДАНА И РИНУЛСЯ СЛЕДОМ.
СКАЗАЛ РАБИ ЙОХАНАН: ТВОЮ БЫ СИЛУ - ДА НА СЛУЖЕНИЕ ТОРЕ!
СКАЗАЛ РЕЙШ ЛАКИШ: ТВОЮ БЫ КРАСУ - ДА НА СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИНАМ!
СКАЗАЛ РАБИ ЙОХАНАН: ЕСЛИ ВОЗВРАТИШЬСЯ (НА ПРАВЕДНЫЙ ПУТЬ), ОТДАМ ТЕБЕ В ЖЕНЫ СЕСТРУ; ОНА КРАСИВЕЕ МЕНЯ.
ПРИНЯЛ ЭТО (РЕЙШ ЛАКИШ). ХОТЕЛ ВЕРНУТЬСЯ ЗА СВОЕЙ ОДЕЖДОЙ И НЕ СМОГ (ОТ СЛАБОСТИ).
УЧИЛ ЕГО (РАБИ ЙОХАНАН) ПИСАНИЮ, И УЧИЛ МИШНЕ, И СДЕЛАЛ ЕГО МУЖЕМ ВЕЛИКИМ.
ОДНАЖДЫ ЗАСПОРИЛИ ОНИ: МЕЧ И НОЖ, КИНЖАЛ И КОПЬЕ, СЕРП РУЧНОЙ И СЕРП ЖАТВЕННЫЙ
- С КАКОГО МОМЕНТА ВОСПРИНИМАЮТ НЕЧИСТОТУ?
КОГДА ЗАВЕРШЕНО ИЗГОТОВЛЕНИЕ.
А КОГДА ОНО ЗАВЕРШЕНО?
РАБИ ЙОХАНАН СКАЗАЛ: КОГДА ОБЖИГАЮТ ИХ В ПЕЧИ.
РЕЙШ ЛАКИШ СКАЗАЛ: КОГДА НАЧИЩАЮТ ИХ (ПОСЛЕ ОБЖИГА) В ВОДЕ.
СКАЗАЛ РАБИ ЙОХАНАН: РАЗБОЙНИКУ ВЕДОМЫ (ОРУДИЯ) РАЗБОЯ.
СКАЗАЛ РЕЙШ ЛАКИШ: А ЧЕМ ТЫ ВОЗВЫСИЛ МЕНЯ? ТАМ МЕНЯ ЗВАЛИ "РАБИ", И ЗДЕСЬ ЗОВУТ "РАБИ".
СКАЗАЛ РАБИ ЙОХАНАН: ТЕМ Я ВОЗВЫСИЛ ТЕБЯ, ЧТО ПОД СЕНЬ КРЫЛЬЕВ ШЕХИНЫ ПРИБЛИЗИЛ.
ПОМУТИЛСЯ РАЗУМОМ РАБИ ЙОХАНАН, И РЕЙШ ЛАКИШ ЗАНЕМОГ.
Бава Меция, 84А

ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ в PDF

Всего в документе 282 закона. Пропущены практически все законы, в которых рассматривались имущественные отношения между людьми, наказанием за нарушение которых чаще бывает материальная ответственность. Предваряет законы вступление, в котором прославляется царь. Обратите внимание на заключительную часть документа.
Я - Хаммурапи, пастырь, названный Эллилем, скопивший богатство и изобилие, сделавший все для Ниппура, связи небес и земли,... Сокрушитель четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона, удовлетворивший сердце Мардука, …; семя царственности, которое создал Син, обогативший город Ур,... Благоразумный царь, послушный Шамашу, ... Герой, помиловавший Ларсу, ... Владыка, даровавший жизнь Уруку, проведший обильную воду его населению, …, скопивший богатство для Анума и Иштар. Защита страны, …, заставивший течь богатство в храм Эгалмах. Дракон среди царей, …, упорядочивший великие ритуалы богини Иштар, … Западня для врагов, … Ярый буйвол,... Бог царей, знающий мудрость, …, наполнивший житницы для могучего бога Ураша. Владыка, достойный жезла и короны, …, сделавший обильными чистые жертвоприношения для богини Нинту. Усердный, совершенный,... Одолевший врагов, …, радующий сердце Иштар. Светлый государь, … Герой царей, не имеющий равных в бою, … Мудрый вождь, достигший исполнения устремлений, ... Первейший из царей, покоривший селения по Евфрату... Заботливый князь, просветливший лик богини Иштар, установивший чистые жертвоприношения богу Ниназу, сохранивший своих людей во время бедствия, благополучно установивший их основание внутри Вавилона. Пастырь людей, деяния которого нравятся богине Иштар, установивший статую богини Иштар в храме Эулмаш посреди широкоуличного Аккада, давший сиять истине, справедливо руководящий народами, … Усмиритель мятежа, царь, который дал воссиять имени Иштар в Ниневии, в храме Эмишмиш. Я - заботливый, покорный великим богам, … солнце Вавилона, давший свет стране Шумера и Аккада, царь, вынудивший к послушанию четыре страны света, любимец богини Иштар. Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и ублаготворил плоть людей.
Отныне:

(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
(§ 2) Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.
(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело - дело о жизни, то человек этот должен быть убит.
(§ 4) Если же он выступил для свидетельства по поводу зерна или серебра, то он должен нести наказание этого дела.
(§ 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.
(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.
(§ 7) Если человек купил из рук сына человека или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек - вор, он должен быть убит.
(§ 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, должен возместить в десятикратном размере. Если вору нечем платить, он должен быть убит.
(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.
(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума, либо рабыню мушкенума, то он должен быть убит.
(§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить.
(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.
(§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.
(§ 109) Если шинкарка, в доме которой собирались преступники, не схватила этих преступников и не привела их во дворец к властям, то эта шинкарка должна быть убита.
(§ 129) Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба.
(§ 130) Если человек насильно овладел женою другого человека, которая еще не познала мужчину и которая еще проживала в доме своего отца, и возлежал на ее лоне, и его схватили, то этот человек должен быть убит, а женщина должна быть оправдана.
(§ 133) Если человек был взят в плен, а в его доме имеется пропитание, то его жена должна до освобождения мужа беречь свое тело, в дом другого она не должна вступить. Если эта женщина не берегла свое тело и вошла в дом другого, то эту женщину должны уличить и бросить ее в воду.
(§ 134) Если человек был взят в плен, а в его доме нет пропитания, и его жена вступит в дом другого, то эта женщина не имеет вины.
(§ 135) Если человек был взят в плен, а в доме его нет пропитания, и до его возвращения его жена вступила в дом другого и родила детей, а затем ее муж вернулся и достиг своего поселения, то эта женщина должна вернуться к своему супругу, а дети должны идти за своими отцами.
(§ 138) Если человек захочет оставить свою супругу, которая не родила ему детей, то он должен дать серебро, равное ее выкупу, а также восстановить ей приданое, которое она принесла из дома своего отца, а затем он сможет ее оставить.
(§ 142) Если женщина возненавидела своего мужа и сказала: "Не бери меня", то дело ее должно быть рассмотрено в ее квартале, и, если она блюла себя и греха не совершила, а ее муж гулял и очень ее унижал, то эта женщина не имеет вины: она может забрать свое приданое и уйти в дом своего отца.
(§ 143) Если она не блюла себя, была гулящей, дом свой разоряла и унижала своего мужа, эту женщину должны бросить в воду.
(§ 144) Если человек взял в жены бесплодную женщину, и эта бесплодная женщина дала своему мужу рабыню и дала ему иметь сыновей, а этот человек захочет взять себе наложницу, то этому человеку не должны разрешить, он не может взять себе наложницу.
(§ 145) Если человек взял в жены бесплодную женщину, а она не дала ему иметь сына и он захочет взять себе наложницу, то этот человек может взять себе наложницу и ввести ее в свой дом, но эта наложница не должна равняться с бесплодной женой.
(§ 146) Если человек взял в жены бесплодную женщину, а она дала своему мужу рабыню и та родила сыновей, а затем эта рабыня стала равнять себя со своей госпожой, то, так как она родила сыновей, ее госпожа не должна продавать ее за серебро, она может наложить на нее рабский знак и причислить ее к рабыням.
(§ 153) Если жена человека позволила убить своего мужа ради другого мужчины, то эту женщину должны посадить на кол.
(§ 170) Если человеку его супруга родила сыновей и его рабыня родила ему сыновей и отец при жизни своей сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: "Мои сыновья", и он их причислил к сыновьям супруги, то после того, как отец умрет, сыновья супруги и сыновья рабыни должны поровну поделиться имуществом в доме их отца; при разделе наследник, сын супруги, может выбрать свою долю и взять.
(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...
(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.
(§ 198) Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.
(§ 199) Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.
(§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
(§ 201) Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить 1/3 мины серебра. (§ 202) Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.
(§ 219) Если лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым ножом рабу мушкенума и убил его, то он должен возместить раба за раба.
(§ 220) Если он вскрыл ему бельмо (?) бронзовым ножом и выколол ему глаз, то он должен отвесить серебром половину его покупной цены.
(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.
(§ 231) Если он убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.
Вот справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, тем самым давший стране истинное счастье и доброе управление.
Я - Хаммурапи, царь совершенный, не был невнимателен к черноголовым, которых даровал мне Эллиль и пастырство над которыми вручил мне Мардук. Я не был нерадив. Я отыскал им безопасные места, открывал выход из тяжких бедствий и заставил свет взойти над ними.

Использованы материалы книги:
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЕВРЕЙСКИЙ МИР", р. И.Телушкин http://jhist.org/traditions/midrash.htm

Мидраш рассказывает: http://jhist.org/traditions/midrash.htm


= НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = АТЛАС = AJTorah =