ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

Звягельская Ирина

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Глава 16

ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА (1984-1988 гг.)

Выборы 1984 г.

23 июля 1984 г. в Израиле состоялись общенациональные выборы. Они свидетельствовали о высоком уровне политической фрагментации, учитывая большое число зарегистрированных партийных списков. Блок Маарах получил 44 места в Кнессете, а Ликуд - 41. Право формирования правительства было поручено Пересу, но ему не удалось сформировать правительство узкой коалиции, так как религиозные партии предпочитали Ликуд. Единственным выходом из положения было решение о создании правительства национального единства, включающего Ликуд. Новым элементом стало подписание соглашения о ротации, в соответствии с которым Перес занимал пост премьер-министра 25 месяцев, а И. Шамир становился его заместителем и министром иностранных дел.

В следующие 25 месяцев они менялись ролями. Новое правительство получилось политически очень пестрым. Помимо двух основных блоков в него вошли религиозные партии (НРП, ШАС, Агудат Исраэль, Мораша), а также центристская Шинуй290. На ультраправом фланге в Кнессете разместились выступавшая за строительство поселений и против ухода Израиля с оккупированных территорий Тхия (создана в 1979 г.) и расистская Ках (основана в 1971 г.). В 1984 г. Ках получила одно место в Кнессете291.

Правительство контролировало в Кнессете 97 мест, т.е. теоретически могло провести через парламент любое решение, но двуглавая структура этого правительства и большое число министров от правых и религиозных партий не создавали поля для политического маневра. Для того чтобы столь широкое правительство могло нормально функционировать, был создан узкий кабинет, в который вошли 5 министров от Ликуда и 5 от Партии труда. На практике это означало возможность блокирования неустраивающих решений партнера. Премьер-министр Перес, принципиально отличавшийся по своим взглядам от Шамира и высказывавшийся за вывод войск из Ливана и возобновление мирного процесса, неизбежно сталкивался с противодействием правых в собственном правительстве.

Тем не менее, учитывая сложную обстановку и продолжающиеся потери в Ливане, в январе 1985 г. кабинет министров проголосовал за поэтапный вывод войск, длившийся с февраля по июнь. Это был односторонний отход. Несмотря на стремление Израиля увязать его с выводом сирийских войск (имевших мандат ЛАГ на пребывание в Ливане), Сирия сохранила свое военное присутствие. Израиль вывел большую часть войск, но в южном Ливане израильская армия координировала свои действия с марионеточной армией Южного Ливана. Результатом войны в Ливане стало появление шиитской радикальной организации Хизбалла, поддерживаемой Сирией и Ираном, и превратившейся с тех пор в серьезный вызов безопасности Израиля.

Лондонский документ

Перес, считавший необходимым продвигать дальше процесс урегулирования, делал ставку на иорданский вариант. И. Рабин, занявший пост министра обороны, поддерживал этот подход. Время шло, и у короля Хусейна появлялось все больше ограничителей. К ним можно отнести решение саммита ЛАГ о предоставлении ООП статуса единственного законного представителя палестинского народа. Это означало, что король не мог действовать без согласия ООП. Кроме того, имелся общеарабский Фесский план, базировавшийся на принципе комплексного урегулирования в рамках международной конференции. Король предложил созвать под эгидой СБ ООН международную конференцию с участием ООП, которая могла бы открыть путь и для двусторонних переговоров. Израиль был категорически против конференции, предполагая, что участники постараются оказать на него сильное давление, не говоря уж о присутствии ООП.

11 февраля 1985 г. король Хусейн заключил соглашение с Я. Арафатом, призванное дать новый импульс решению палестинской проблемы. Они согласились на план из пяти пунктов, который мог стать рамками для переговоров. Важным элементом плана, выдержанного в духе фесских предложений, было согласие сторон на самоопределение палестинцев в контексте конфедеративного арабского государства Иордании и Палестины. Сама идея была не нова. Впервые она была официально высказана королем Хусейном в речи 15 мая 1972 г. Тогда он предложил союз Восточного и Западного берега под именем Объединенного арабского королевства.

Королевство должно было состоять из двух автономных районов, обладающих идентичными институтами в рамках общего федеративного управления. Восточный Иерусалим и Амман будут соответственно столицами Палестины и Иордании, а столицей общего государства провозглашался Амман. План Хусейна 1972 г. не вызвал поддержки арабского мира и со стороны ООП, в частности, поскольку рассматривался как способ расширения территории Иордании и укрепления власти Хашимитов за счет палестинской проблемы292.

Соглашение с Арафатом отражало попытку Хусейна воспользоваться решением Национального совета Палестины от 2 февраля 1983 г., в котором упоминалось о будущих отношениях с Иорданией, базирующихся на конфедерации двух независимых государств. ООП переживала тяжесть потерь во время войны в Ливане и была склонна к компромиссному подходу. В декабре 1983 г. Организация восстановила отношения с Египтом и, казалось, даже была близка к официальному принятию резолюций № 242 и 338.

Иордано-палестинское сближение не получило ни общеарабской, ни международной поддержки. Вскоре исполком ООП высказался за реализацию права на самоопределение в полностью независимом государстве. Через год после соглашения король в очередной раз прервал связи с ООП. В июле 1986 г. он приказал закрыть офис Организации в Аммане.

В июле 1985 г. Перес и Хусейн встретились в Лондоне. Король с самого начала хотел, чтобы в иордано-палестинскую делегацию вошли лица, сочувствующие ООП, но для Переса это было нежелательно. В середине 1980-х годов даже упоминание об ООП вызывало отторжение в израильском истеблишменте. Она рассматривалась как террористическая организация, чему способствовали действия отдельных палестинских групп. Война с ООП не затухала. В сентябре 1985 г. палестинцы совершили нападение на израильскую яхту в Ларнаке, убив трех человек. В ответ Израиль нанес удар по штабу ООП в Тунисе. Арафат чудом спасся.

В течение 1986 г. Израиль поддерживал активные контакты с Хусейном, и осложнение иордано-палестинских отношений дало возможность вернуться к идее переговоров с Иорданией с участием проиорданских палестинцев с Западного берега. У короля Хусейна имелись также интересы, выходящие за рамки мирных переговоров. Он надеялся, что Израиль поможет ему получить от США финансовую помощь для реализации пятилетнего плана развития. Израилю не удалось побудить США увеличить объем этой помощи, но он пообещал Хусейну усилить свою поддержку проиорданских элементов на Западном берегу.

Еще одна важная встреча произошла между Пересом и Хусейном в Лондоне 11 апреля 1987 г. К этому времени Перес в соответствии с соглашением о ротации уже передал пост премьер-министра И. Шамиру и исполнял функции министра иностранных дел. Ему удалось вместе с королем разработать формулу вступления в переговоры. Для ее реализации требовалось созвать международную конференцию (король вступает в переговоры) и вести переговоры в двусторонних комитетах. Подбор участников форума был поставлен в зависимость от признания ими резолюций № 242 и 338 и осуждения терроризма293, что на тот момент автоматически исключало ООП из состава переговорщиков.

Лондонский документ не имел ни малейших шансов на реализацию. Перес не смог убедить Шамира согласиться с ним. Почти все ликудовцы были категорически против вступления в переговоры, успех которых означал бы частичный уход Израиля с Западного берега и из Газы.

Интифада и трансформация подходов ООП

Иорданский вариант окончательно был похоронен интифадой - вспыхнувшим в конце 1987 г. палестинским восстанием на оккупированных территориях. Начало интифады было спонтанным. Это народное возмущение не было инициировано ООП, но именно она его возглавила. Как представляется, ни израильские политики, ни военные не смогли вначале правильно оценить смысл восстания, представлявшего собой палестинскую борьбу за независимость. Шамир и его окружение не собирались отказываться от постепенной аннексии Западного берега и Газы, а командование было уверено, что ему удастся быстро подавить выступления.

Аресты, депортация активистов, жесткое военное давление оказались малоэффективными в условиях широкого общенационального протеста, опиравшегося на все социальные слои. Совет Безопасности ООН призвал к проведению расследования и направил на оккупированные территории заместителя генерального секретаря ООН по политическим делам. По его мнению, армия превысила допустимую реакцию.

Интифаду конца 1980-х годов называли "революцией камней". Восставшие редко прибегали к использованию оружия и взрывчатки. Практически не велось подготовки террористов-смертников - страшного феномена начавшейся в 2000 г. "интифады Аль-Акса". Однако начало радикализации палестинского сопротивления на исламской основе было положено именно в период первого восстания палестинцев, в ходе которого появились экстремистские исламские организации.

В конце 1987 г. в Газе шейхом Ахмедом Ясином на основе организации "Аль-Муджамма аль-исламий" (Исламский Центр) было основано движение ХАМАС (Исламское движение сопротивления), выросшее из идеологии известной радикальной организации "Братья-мусульмане". Разделяя общую стратегию этой организации на постепенную исламизацию общества как путь к созданию исламского государства, ХАМАС, в отличие от "Аль-Муджамма аль-исламий", активно включилось в борьбу против израильской оккупации. В идеологии ХАМАС задачи исламизации и вооруженного сопротивления оказались совмещены. Сначала израильские руководители недооценили деструктивный потенциал ХАМАС и даже оказывали ему поддержку, стремясь противопоставить светской ООП и ослабить ее позиции. Очень скоро ХАМАС вышел из-под контроля. В 1989 г. израильские власти арестовали шейха Ясина и продержали его в израильской тюрьме вплоть до 1997 г., после чего ему было разрешено вернуться в Газу. Ясин был убит израильской высокоточной ракетой в 2003 г.294.

Интифада привела к резкому усилению международного внимания к палестинской проблеме. 6 марта 1988 г. госсекретарь Шульц предложил план урегулирования конфликта, в котором переговоры о переходном периоде (палестинском самоуправлении) жестко увязывались с процедурами об окончательном статусе. Инициатива Шульца предусматривала созыв международной конференции, которая должна была способствовать началу переговоров между Израилем и иорданопалестинской делегацией. Переговоры об окончательном статусе должны были начаться и вестись независимо от завершения первой фазы переговоров о промежуточном статусе295. Мубарак, Хусейн и Перес поддержали идею Шульца. ООП она не заинтересовала, так как в рамках инициативы для нее не было предусмотрено никакой роли. Шамир выступил категорически против международной конференции и контактов даже с умеренными палестинцами, формально не связанными с ООП.

Восстание способствовало увеличению роли и престижа ООП. В июне 1988 г. на чрезвычайном саммите ЛАГ в Алжире участники высказались в поддержку интифиды и подтвердили необходимость участия ООП в переговорах по палестинской проблеме в качестве единственного законного представителя палестинского народа. 31 июля 1988 г. король Хусейн заявил, что Иордания разрывает юридические и административные связи с Западным берегом и отказывается вести переговоры от лица палестинцев. Иордания намеревалась обсуждать с Израилем лишь собственные проблемы.

ООП почувствовала свою силу, что сделало возможным выполнение тех политических условий, которые ранее выглядели для нее неприемлемыми односторонними уступками. В ноябре 1988 г. XIX сессия Национального совета Палестины в Алжире утвердила два документа, открывшие новые перспективы палестинского участия в процессе урегулирования. Принятые Политическое коммюнике и Декларация независимости заключали в себе официальное признание резолюции ГА ООН № 181/II от 1947 г. о создании в Палестине арабского и еврейского государств (т.е. признание легитимности создания Израиля) и резолюций СБ ООН № 242 и 338 как международно-правовой основы урегулирования ближневосточного конфликта. В отношении создания палестинского государства в Декларации говорилось:

"На основании естественного, исторического и юридического права палестинского арабского народа на свою родину, Палестину, и с учетом тех жертв, которые были принесены его несколькими поколениями в защиту свободы и независимости этой родины, в соответствии с резолюциями совещаний глав арабских государств и на основе норм международного права, воплощенных в резолюциях Организации Объединенных Наций начиная с 1947 года и в осуществление арабским народом Палестины своего права на самоопределение, политическую независимость и суверенитет над своей территорией, Национальный совет Палестины настоящим провозглашает, во имя Аллаха и от имени арабского народа Палестины, создание палестинского государства на нашей палестинской территории со столицей в Иерусалиме"296.

Провозглашение новой политической линии палестинского руководства произошло всего через две недели после очередных выборов в Израиле, на которых победу с минимальным перевесом одержал блок Ликуд. При его ведущей роли было вновь сформировано правительство национального единства. Сначала премьер-министр Израиля И. Шамир, а затем и израильский кабинет на своем заседании отвергли инициативы ООП, объявив их пропагандистской акцией, направленной на дезориентацию мирового сообщества. Израильское руководство подтвердило свое отношение к ООП как к террористической организации.

Соединенные Штаты, учитывая негативную позицию израильских лидеров, сочли формулировки документов, принятых XIX сессией НСП, недостаточно четкими и последовательными. США не только воздержались от вступления в диалог с ООП, но и отказали Я. Арафату во въездной визе. Его выступление на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке было сорвано. В ответ на это государства-члены ООН большинством голосов приняли решение о переносе сессии в Женеву, где 13-14 декабря 1988 г. состоялись выступление и прессконференция Я. Арафата. Он сформулировал палестинскую позицию решительного отказа от всех форм терроризма, признания резолюций № 242 и 338 в качестве основы переговорного процесса и права всех государств-участников ближневосточного конфликта, включая Государство Палестина и Государство Израиль, на мирное и безопасное существование в соответствии с резолюциями ООН297.

Через несколько часов США официально объявили о начале диалога с ООП. Для ООП это означало изменение ее положения на международном уровне и укрепление легитимности ее статуса представителя палестинского народа. Диалог США-ООП был прерван в июне 1990 г. в ответ на вылазку террористов, осуществленную на территории Израиля, но общая ситуация уже изменилась. Потребовалось еще несколько лет трансформации конфликта для того, чтобы переговоры Израиля с ООП стали реальностью.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =