ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

Звягельская Ирина

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Глава 4

АРАБО-ИЗРАИЛЬСКАЯ ВОЙНА 1948-1949 годов

Начало и ход военных действий

В ночь с 14 на 15 мая 1948 г. войска Арабского легиона через мост Алленби пересекли Иордан и двинулись к Иерусалиму. В ходе войны король преследовал конкретные цели - захват Иерусалима, где находились исламские святыни (Хашимиты были их хранителями после того, как саудиды отобрали Мекку и Медину у его отца шерифа Хусейна), а также территорий, отведенных решением ООН под арабское государство. Еврейский квартал в старом городе израильским войскам удержать не удалось - он был захвачен Арабским легионом. Шоссе Тель-Авив-Иерусалим оказалось блокированным, не действовал даже водопровод, соединявший Иерусалим с побережьем. Город оказался в блокаде. Прорвать ее не удалось, но к 9 июня израильтяне построили новую дорогу через Иерусалимские холмы. Они расчистили небольшую тропу, по которой ранее могли передвигаться только пехотинцы, и по ней пошли грузовики с продуктами и водой.

Для того чтобы содействовать прекращению военных действий, ООН назначила своего представителя шведского дипломата Ф. Бернадотта посредником между воюющими сторонами. У Бернадотта имелся штаб, в который входили шведские, американские и бельгийские военные наблюдатели, в его распоряжении был технический персонал, транспортные средства и средства связи. При его посредничестве 10 июня 1948 г. удалось достичь соглашения о прекращении огня, которое длилось до 8 июля90.

В ходе первого прекращения огня Бернадотт, исходя из ситуации, сложившейся на фронтах, разработал свой собственный план урегулирования. Он был обнародован 27 июня 1948 г. Полагая, что резолюция ГА ООН 181/II неудачна, и что предложенный в ее рамках раздел Палестины на два независимых государства никогда не будет осуществлен на практике, Бернадотт выдвинул следующие идеи.

1. Вместо двух независимых государств следует создать союз двух независимых образований, в котором арабская сторона будет представлена расширенным королевством Трансиордании.
2. В течение первых двух лет еврейская иммиграция в Палестину будет неограниченной, после чего право определять абсорбционные возможности Палестины перейдет к одному из комитетов ООН (Совету по социальным и экономическим делам).
3. Все палестинские арабы должны иметь возможность вернуться к своим очагам и получить назад свое имущество.
4. Необходимо осуществить обмен территориями в соответствии с реальным положением дел. Негев перейдет к Трансиордании, а Западная Галилея к Израилю. Иерусалим будет отдан Трансиордании с гарантией предоставления автономии его еврейскому населению. Хайфа и аэропорт Лод получат статус свободной зоны91.

Предложения Бернадотта были с крайним раздражением восприняты как арабами, так и евреями. Его вариант требовал от вовлеченных в конфликт сторон уступок по принципиальным вопросам. Единственный участник, которому план понравился, был король Абдалла. План также поддержал в СБ ООН британский представитель, поскольку в соответствии с ним большая часть Палестины досталась бы союзнику Великобритании.

Второе прекращение огня было объявлено 18 июля, но в отличие от первого без указания сроков действия. 16 сентября 1948 г. Бернадотт представил в СБ ООН новый план. На сей раз его подход отличался сбалансированностью. Очевидно, посредник ООН учел причины постигшей его ранее неудачи. Бернадотт констатировал, что Израиль как государство стал реальностью. Это означало, что попытки сформировать какую-либо иную еврейско-арабскую структуру на Ближнем Востоке были обречены на провал. По новому плану посредника ООН, Иерусалим должен был стать международным анклавом; Негев и захваченные израильтянами Лод и Рамла перейти к арабам при предоставлении Галилеи Израилю в качестве компенсации; беженцы должны были получить право на возвращение.

После того, как Бернадотт выдвинул свой первый план, доверия к нему со стороны участников конфликта уже не было. Особенно остро реагировали израильтяне, воспринимавшие ревизию решений ООН как попытку ущемить их интересы. О позиции Израиля в отношении плана Бернадотта и послевоенного устройства свидетельствует запись беседы члена делегации СССР на сессии ГА ООН С. К. Царапкина с министром иностранных дел Израиля М. Шертоком (Шареттом) и членом израильской делегации Ф. Лифшицем. Этот документ дает детальное представление о подходах израильтян. "14.10.1948 Секретно

Сегодня в 4 часа я встретился с Шертоком и Лифшицем, чтобы уточнить позицию евреев в отношении плана Бернадотта ввиду предстоящего обсуждения этого плана Генеральной Ассамблеей.

Шерток сначала изложил позицию еврейского государства в общих чертах.

"План Бернадотта, - сказал он, - неприемлем для евреев. Он не является неприемлемым полностью, так как такие его пункты, как признание факта существования Израиля, и некоторые другие являются приемлемыми. Главное, с чем евреи не могут согласиться, - это с предложением лишить еврейское государство области Негев. Этот пункт плана Бернадотта является попыткой разрушить все первоначальные планы Генеральной Ассамблеи". Шерток сказал, что на заседаниях Генеральной Ассамблеи они изложат подробные мотивы, почему им нельзя согласиться на уступку Негева арабам (экономические причины, выход к Мертвому и Красному морям и др.).

По вопросу об Иерусалиме Шерток заявил, что евреи готовы были бы принять международный статут, но горький опыт показал неосуществимость этого статута. Дело в том, что в Иерусалиме для обеспечения его международного статута должны находиться войска, которые могли бы в любой момент защитить город и его население. Однако в нынешних условиях рассчитывать на создание для Иерусалима международной армии не приходится. Во всяком случае, сейчас осуществить это будет практически невозможно. Но даже если бы такая армия и была создана, евреи теперь вряд ли согласились положиться на нее, как и вообще на всякую чужую армию... Кроме того, евреи против международного статута для Иерусалима и по другим соображениям.

Раньше они согласились с установлением международного статута в Иерусалиме, потому что в содержащемся в резолюции от 29.XI.48 г. плане раздела Палестины все элементы этого плана были органически связаны между собой, а именно: план предусматривал -

а) создание независимого арабского государства,

б) создание независимого еврейского государства и

в) установление в Иерусалиме международного режима.

Все эти три элемента Палестины объединялись в единое экономическое целое посредством установления экономического союза Палестины, включающего арабское государство, еврейское государство и город Иерусалим. Но поскольку теперь Экономический Союз неосуществим и этот вопрос отпал, то это обстоятельство подрывает всю финансовую основу для международного режима города Иерусалима, ибо, как известно, в решении об экономическом союзе предусматривалось, что от 5 до 10% чистых доходов арабского и еврейского государств должны были поступать на нужды города Иерусалима. Без дополнительных средств город Иерусалим не может поддерживать нормальное функционирование своих муниципальных служб и обеспечить развитие городского хозяйства. Теперь, когда идея экономического союза отпала, неясно, кто же возьмет на себя эти расходы. "Мы считаем, - сказал Шерток, - что нужно пересмотреть этот план международного режима для Иерусалима и приспособить его применительно к данной обстановке"...

Шерток далее остановился на необходимости установления территориальной связи Иерусалима с территорией Израиля, заявив, что происходящая война вполне доказала эту необходимость...

По вопросу о Хайфе и Лидде Шерток подтвердил уже известную позицию Израиля, заключающуюся в том, что Израиль не пойдет на ограничение своего суверенитета. Хайфа - израильский порт и должен им оставаться, хотя Израиль может заявить о своей готовности на переговоры с арабскими государствами о предоставлении им портовых льгот (свободной зоны) в Хайфе на условиях взаимности... На мой вопрос относительно Яффы Шерток сказал, что этот город почти полностью оставлен арабами и находится в руках евреев и намеченного, согласно резолюции ООН от 29 ноября 1947 г., арабского анклава фактически не существует. "Вопрос о Галилее, - продолжал Шерток, - они не намерены выдвигать, т.к. евреи уже держат ее в своих руках". План раздела от 29.XI.47 г. является, как заявил Шерток, их исходным пунктом, но они хотят внести в него некоторые поправки. Шерток напомнил, что еще тогда, в ноябре 1947 г., он заявил на Ассамблее, что этот план является для евреев минимумом. Если бы тогда арабы выразили готовность мирно сотрудничать с евреями, то евреи не предлагали бы никаких изменений, но арабы объявили этому плану войну, а этим самым разрушили одну из предпосылок всего плана. Весь план базировался на его обязательном мирном выполнении. Но как в данных условиях, после вторжения арабских войск, можно согласиться на границы, которые предусмотрены в этом плане, когда еврейская территория врезается в арабскую, а арабская в еврейскую?

Если бы евреи сейчас приняли эти границы, то их невозможно было бы защищать. Поскольку вместо мирного сожительства с арабами Израилю пришлось защищать свои границы, возникает необходимость в некоторых изменениях линий границы, которая предусмотрена в резолюции от 29 ноября...

"Что касается Западной Галилеи, - сказал Шерток, - то евреи не отнимают эту территорию от арабского государства в Палестине, так как его пока еще нет". Арабы в соответствии с резолюцией от 29 ноября 1947 г. должны были бы проявить готовность к созданию своего государства, но этого не случилось.

Я заметил, что это не значит, что в Палестине не будет создано и арабское государство, и если оно будет создано, то, по-видимому, должны быть обеспечены границы этого государства в том виде, как они были намечены в резолюции Генеральной Ассамблеи. Шерток ответил, что если арабское государство завтра возникнет, то они готовы будут вступить с ним в переговоры по этому вопросу. Однако Шерток тут же добавил, что Западная Галилея, как показал опыт войны, нужна евреям для того, чтобы их государство было жизнеспособным и могло обороняться. Кроме того, арабы, по его мнению, должны уплатить какую-то цену за свою попытку сорвать решение ООН о разделе Палестины. Он повторил, что поскольку экономический союз оказался несуществующим, сохранение старых границ является просто немыслимым. "Если арабы пойдут на переговоры с евреями, - сказал Шерток, - то они, евреи, смогут кое-что уступить им. Сейчас, - сказал Шерток, - евреи ведут дискуссию фактически в условиях войны"... Шерток заявил, что он не против гарантии границ Объединенными Нациями, но лишь в том случае, если эти границы будут приемлемы для Израиля. В случае же принятия плана Бернадотта евреи будут возражать против всяких подобных заверений. Предложение Бернадотта о гарантии со стороны ООН границ, намеченных в его плане, является для евреев абсолютно неприемлемым... Шерток высказал также мнение о ненужности и нецелесообразности дальнейшего существования института посредника. Шерток в заключение сказал, что возможно для них будет приемлемым возобновление деятельности палестинской комиссии, созданной согласно резолюции от 29.XI.47 г., которая могла бы заменить собой существующих ныне посредника и комиссию по перемирию, но этот вопрос они еще не продумали как следует...

Они считают, что круг полномочий Комиссии слишком широк, и они опасаются того, как бы эта Комиссия не стала бы вмешиваться в дела еврейского государства, чего они допустить не могут. В общем, впечатление такое, что хотя евреи еще и не определили своего отношения к возможности возобновления деятельности Палестинской Комиссии, но эта Комиссия им явно не по вкусу.

С. Царапкин"п.

Лидеры Израиля, резко критикуя институт посредника, все же не желали противопоставлять себя ООН, но правые политические силы повели себя иначе. 17 сентября Бернадотт и один из его сотрудников были убиты в Новом городе Иерусалима. Подозрение пало на Лехи. Правительство отдало приказ об аресте членов Лехи, которые находились в тюрьме до конца войны.

К осени 1948 г. большая часть Негева была под контролем египтян. Израиль планировал широкомасштабное наступление. 14 октября с согласия ООН израильтяне направили на юг транспорт с продуктами и медикаментами для отрезанных в Негеве в ходе войны еврейских поселений. Около Фалуджи головная машина колонны взлетела на воздух. Израильтяне незаметно для наблюдателей ООН начинили грузовик динамитом. Предлог для наступления на египетские позиции был найден. Возглавил наступление Игал Аллон.

К 20 октября египетская армия (35 тыс. человек) оказалась окруженной в районе Фалуджи. 22 октября было заключено новое соглашение о прекращении огня. Египтяне начали эвакуировать свои войска. Переговоры с командующим египетской армией Таха-беем вел Игал Аллон. Таха-бей был готов сражаться, чтобы сохранить честь египетского офицера. У Аллона установились отношения и с адъютантом Таха-бея майором Г. А. Насером. Именно война 1948 г. и осада Фалуджи продемонстрировали продажность и некомпетентность египетских чиновников. Фалуджа стояла в начале пути революционной организации "Свободные офицеры", которая объединила молодых военных, разочарованных в режиме Фарука, убедившихся в его неспособности поддержать собственную армию и эффективно управлять страной93.

11 декабря 1948 г. ГА ООН приняла резолюцию 194 (III), согласно которой была образована Комиссия по примирению, состоящая из трех государств-членов ООН. Она должна была расширить сферу переговоров, предусмотренных резолюцией СБ ООН от 16 ноября 1948 г. Задача была поставлена следующим образом - достижение окончательного урегулирования путем проведения переговоров (прямых или через посредников из комиссии). Комиссия должна разработать предложения относительно международного режима для района Иерусалима. В резолюции специально говорилось о возвращении беженцев в их дома и о получении компенсации за утерянное имущество94. В Палестинскую комиссию по примирению вошли США, Франция и Турция.

Переговоры на Родосе и в Лозанне

13 января 1949 г. на греческом острове Родос начались переговоры о заключении перемирия между Египтом и Израилем в соответствии с резолюцией СБ ООН от 16 ноября 1948 г. Переговоры осуществлялись при посредничестве Р. Банча, являвшегося посредником ООН по Палестине. Египетско-израильское Общее соглашение о перемирии было заключено 24 февраля 1949 г. После этого переговоры проводились между Израилем и Трансиорданией; они завершились подписанием аналогичного соглашения 3 апреля 1949 г. Все вопросы обсуждались в Трансиордании между двумя делегациями, а на Родос для завершения переговорного процесса был направлен окончательный текст документа. Соглашение с Ливаном (23 марта 1949 г.) и соглашение с Сирией (20 июля 1949 г.) были подписаны на линиях прекращения огня95.

Переговоры на Родосе представляли собой особый формат переговорного процесса, получивший название "родосская формула" и породивший прецедент для последующих контактов между Израилем и арабскими государствами. Смысл заключался в том, чтобы оставить каждой стороне достаточно широкие возможности для интерпретации формата переговоров и таким образом позволить ей сохранить лицо. Все делегации располагались в одном отеле (Отель Роз) и общались через посредника ООН. Арабские государства, так и не признавшие Израиль, могли полагать, что переговоры не являются прямыми, так как ведутся через посредника. Израильские лидеры могли считать переговоры прямыми, потому что делегации размещались под одной крышей и порой противники вступали в диалог друг с другом.

Палестинская комиссия должна была проводить переговоры между сторонами с тем, чтобы превратить временные соглашения о перемирии в постоянные мирные договора. Израиль и четыре соседних государства были приглашены в Лозанну, где 27 апреля 1949 г. открылась конференция. Конференция длилась до 15 сентября 1949 г. Присутствовали представители Египта, Сирии, Трансиордании, Ливана и Верховного арабского комитета.

Хотя арабы постоянно подчеркивали свое нежелание идти на прямые контакты с Израилем (после непризнания резолюции о разделе Палестины и унизительного поражения в войне), на самом деле конференция стала прикрытием для прямых контактов. Естественно, они не афишировались и сохранялась формула, даже более жесткая, чем родосская. На Родосе стороны, по крайней мере, жили в одном отеле, но на разных этажах. Здесь их расселили в разных отелях, между которыми циркулировали посредники.

Особенно интенсивные контакты были с трансиорданцами. Более того, израильтяне предложили королю вступить в сепаратные переговоры в Иерусалиме, параллельно с дискуссиями в Лозанне.

На личной встрече с министром обороны и главой трансиорданской делегации Фавзи аль-Малки израильский представитель Эйтан 22 июня 1949 г. представил израильский план урегулирования. Основные пункты плана сводились к следующим:

(1) Раздел Палестины между Трансиорданией и Израилем при сохранении старых границ с Ливаном, Египтом и Сирией. (2) Взаимное признание права Израиля и Трансиордании на те территории, которые они реально контролировали. (3) Согласие Израиля на переход Газы Трансиордании, если только от нее откажется Египет. (4) Отказ Израиля отдать западную Галилею и платить за нее территориальную компенсацию. (5) Готовность Израиля обсуждать с Трансиорданией проблему других территориальных изменений в общих интересах. (6) Готовность Израиля в качестве жеста доброй воли, если будет установлен мир, внести определенный вклад в решение проблемы беженцев.

У Эйтана сложилось впечатление, что Трансиордания была не прочь заключить мир с Израилем на базе принципа "территории в обмен на беженцев". Иными словами, чем больше территории получит Трансиордания, тем меньше будет число беженцев, на возвращении которых в Израиль она будет настаивать96.

Для арабских государств вопрос о мире с Израилем был теснейшим образом связан с вопросом о сохранении режимов. Трансиордания не была исключением. С точки зрения аль-Малки, принятие израильских предложений, фактически под дулом винтовки, могло настолько снизить престиж Абдаллы, что он уже не мог бы помочь в заключении мирных соглашений. Король в любом случае предпочел бы заключить не сепаратный мир с Израилем, а мир, который был бы подписан и другими арабскими участниками конфликта. В Израиле же полагали, что на слишком большие уступки королю нечего идти, так как сначала нужно заключить мир с Египтом.

В Лозанне были осуществлены и прямые контакты с египетскими представителями. Они начались очень позитивно с письма короля Фарука Элиасу Сассону (одному из руководителей израильской делегации), но закончились провалом. Разумеется, внутриполитические соображения и опасения за режим сыграли важную роль в изменении египетских подходов. Вместе с тем нельзя не признать, что Израиль занял весьма жесткую позицию по двум принципиальным вопросам: по вопросу о территориях, захваченных в 1948 г., и по вопросу о возвращении беженцев. Учитывая свою уязвимость и арабскую враждебность, он не собирался возвращать территории, создававшие несколько более жизнеспособные границы. Что касается беженцев, то вновь изменить межэтнический баланс израильские руководители не хотели и просто опасались. Согласиться с таким подходом арабские лидеры не могли.

Пока переговоры на Лозаннской конференции двигались по кругу, не принося реального прорыва, израильские руководители начали рассматривать вариант создания палестинского государства на Западном берегу Иордана. Большое арабское государство на обоих берегах могло попасть под влияние или контроль Ирака, крайне негативно относившегося к Израилю, и таким образом превратиться в существенную угрозу. Сам Абдалла, разумеется, угрозы не представлял, и рассматривался как вполне дружественный сосед, но кто мог знать, как долго сохранится династия Хашимитов. Недоверие к Хашимитам у некоторых палестинских лидеров было столь велико, что они даже не исключали возможность израильского покровительства и патронажа, предпочитая его ассоциации с Абдаллой.

И все же идея палестинского государства на Западном берегу, находящегося под израильским контролем, сразу оказалась мертворожденной. Во-первых, согласие с принципом независимого палестинского государства могло означать требование возвращения Израиля к границам 1947 г. Во-вторых, палестинские руководители были людьми, быстро теряющими политическое влияние. В-третьих, Западный берег контролировался Арабским легионом, и воевать с ним ради независимого палестинского государства представлялось, по меньшей мере, абсурдным.

"Мы не подрядчики по строительству независимого арабского государства", - заявил Бен Гурион перед Кнессетом 4 апреля 1949 г97.

В результате провала лозаннской конференции вновь открылись возможности для прямых контактов. Израиль официально говорил о своем желании начать мирные переговоры с любой арабской страной и разослал в Каир и Амман приглашения начать переговоры. Египет не дал ответа, а король Трансиордании выразил интерес. В ноябре 1949 г. начались тайные переговоры между Трансиорданией и Израилем, которые продолжались до июля 1951 г., когда король был убит на ступенях мечети Аль-Акса в Иерусалиме палестинцем из экстремистской организации "аль-Джихад аль-Мукаддас" ("Священная война"), мстившем королю за его нежелание следовать курсом находившегося в изгнании иерусалимского муфтия. В отличие от Египта у Иордании и Израиля имелись взаимные переплетающиеся интересы в области экономики и безопасности, но реализовать их в условиях жесткой антиизраильской позиции всего арабского мира не представлялось возможным.

Первая арабо-израильская война закончилась подписанием временных соглашений о перемирии, которые вовсе не были равнозначны мирным договорам. Палестинское государство так и не было создано. Часть предназначенных ему территорий захватил Израиль, Газа перешла под административный контроль Египта, а Западный берег был присоединен к Трансиордании. В декабре 1949 г. король Абдалла объявил об его аннексии (парламент ратифицировал это решение 24 апреля 1950 г.) и о переименовании Трансиордании в Иорданию98. Иерусалим был поделен между Иорданией и Израилем - Восточная его часть была аннексирована Иорданией, а Западная - Израилем. Вдоль линий прекращения огня с арабскими государствами были созданы демилитаризованные зоны. Сотни тысяч палестинцев были вынуждены покинуть свои дома и стали беженцами.

Для Израиля война 1948-1949 гг. была войной за независимость. Он выстоял в этой войне и обеспечил сохранение и развитие еврейской государственности, но это развитие осуществлялось в контексте военно-политического и экономического противостояния с арабскими соседями.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =