ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

Звягельская Ирина

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

ВВЕДЕНИЕ

Государство Израиль имеет относительно короткую историю: оно было провозглашено 14 мая 1948 г. Борьба за его создание началась гораздо раньше - ее возглавили лидеры политического сионизма, которым удалось воплотить в жизнь казавшуюся в то время утопичной идею. Они разработали концептуальные рамки строительства государства, обеспечили общественную мобилизацию, определили приоритеты на пути практического воплощения выдвинутой идеи, использовали дипломатические, военно-политические, экономические и идеологические средства для ее реализации. Израиль фактически создавался на протяжении многих лет - он начинался как "государство в пути", когда складывались квазигосударственные институты управления, профсоюзы, система образования и здравоохранения, военные организации. Создание Израиля ускорила Вторая мировая война, в ходе которой была уничтожена большая часть европейского еврейства. Провозглашение Государства Израиль стало возможным в результате борьбы еврейской общины (ишува) в Палестине за независимость, деятельности Всемирной сионистской организации, принятия Генеральной Ассамблеей ООН резолюции о разделе Палестины. Эта резолюция отражала не только сочувствие и поддержку пережившему геноцид народу, но одновременно стала свидетельством острых международных противоречий, в том числе стремления Советского Союза вытеснить Великобританию с Ближнего Востока.

Еврейское национальное движение оформилось в контексте различных европейских идейных течений. Подходы и теории социалистов, марксистов, консерваторов, радикальных националистов и либералов, адаптированные к национальным потребностям, использование религиозной традиции в поисках национальной идентичности - все это в комплексе сформировало политическую систему Израиля, основные институты и общественные ориентации, определило методы и средства, использовавшиеся в ходе государственного строительства. Израиль не определяет себя ни как светское, ни как теократическое государство. Его особенность заключена в противоречии между демократической политической системой и этнорелигиозным характером государства, идентифицирующем себя как еврейское.

Всякая история в той или иной степени мифологизирована. И та, которая далеко отстоит от нашего времени, и совсем недавняя, которая, казалось, была у всех на памяти, вдруг предстают в совершенно ином виде в интерпретации новых режимов и правителей. Что же говорить о древней истории, к которой столь часто апеллируют в Израиле!

Легко поставить под вопрос существование и событий, и героев, и отдельных государств и даже священных памятников, коль скоро археологи не находят достаточно следов древних цивилизаций или находят совсем не то, что требуется нашим современникам. Для специалиста по современной истории, как представляется, задача заключается не в том, чтобы вступать в дискуссии с экспертами по древнему миру, а в том, чтобы показать, как древняя история используется в политических целях. Для Государства Израиль и его политиков неразрывная связь с далеким прошлым, зафиксированная и отраженная в религиозной традиции, была призвана стать историко-культурным обоснованием возвращения евреев в Палестину, которые, по представлениям создателей государства, пронесли уникальным образом через тысячелетия свою особую культуру и психологический тип.

Наибольшее стремление к созданию государства проявляли те еврейские общины, которые сталкивались с неравноправием, с невозможностью нормальной социализации, с отсутствием будущего для себя и своих детей. Это касалось, прежде всего, еврейского населения Российской империи и Восточной Европы, которое было особенно восприимчиво к любым, даже фантастическим планам решения еврейской проблемы. Часть молодых евреев позже с головой ушла в революцию, которая должна была обеспечить подлинное равноправие для всех. Другие не верили в возможность изменения положения в России и готовились к отъезду. Главной путеводной звездой для них были Соединенные Штаты Америки. И лишь относительно небольшая группа мечтала о Палестине как о единственной и желанной возможности реализации мечты о собственном независимом существовании и управлении1.

Израиль справедливо считается переселенческим обществом. Иммигранты из различных стран мира, прибывшие в Палестину, создали квазигосударственные структуры и способствовали организационному, военно-политическому и экономическому становлению еврейской общины в Палестине, а в дальнейшем и государства. До сих пор иммиграция - важнейший ресурс демографического роста.

Популярные в Израиле в 1950-е годы идеи "плавильного котла" для евреев, эмигрировавших из различных стран и являвшихся носителями различных культур, не распространялись на значительную часть граждан нееврейского происхождения. Наличие гражданских прав не компенсирует отсутствие идентификации с государством всех его граждан, отсутствие такой идентичности как израильтянин. В принципе даже в еврейской среде ликвидировать культурную пестроту не удалось. Внутри израильского общества продолжают существовать тенденции к обособленности различных этнических и этноконфессиональных общин.

В данной работе автор преимущественно рассматривает региональный и международный контекст, в котором происходило становление государства, что было одновременно вынужденным и сознательным выбором. Попытка осветить все сюжеты в равной мере привела бы к ненужным повторам и превратила бы монографическое исследование в своего рода израильскую энциклопедию, перегруженную деталями и крайне многословную. Меньшее внимание к социальноэкономическим проблемам и политическому процессу компенсируется тем, что перечисленные выше вопросы получили освещение в работах известных российских и зарубежных исследователей. Достаточно назвать В. П. Воробьева, О. А. Зайцеву, Т. А. Карасову, Д. А. Марьясиса, Т. В. Носенко, Н. А. Семенченко, А. В. Федорченко, а также З. Гейзеля, Б. Киммерлинга, П. Меддинга, Б. Нойбергера, С. Смуха и др., труды которых широко использовались автором при написании этой книги.

Проблема Палестины доминирует над политическими процессами в регионе и в самом Израиле. Она обусловила тяжесть и трагизм борьбы за создание Государства Израиль, выбор внешнеполитических ориентиров, формировала программы партий и общественное мнение, потребности общества в определенном типе политических лидеров, одновременно разделяла и сплачивала различные группы населения. Кроме того, периоды израильской истории в значительной мере отражают фазы развития ближневосточного конфликта - кризисы и поиски урегулирования. Например, война 1967 г. стала важнейшей вехой в истории государства, кардинальным образом изменив прежний вектор его развития (Израиль расширил свою территорию за счет соседних арабских государств и до сих пор оккупирует часть арабских территорий); серьезным испытанием, также обозначившим новую эпоху, была война 1973 г.; политическим прорывом, открывшим Израилю новые возможности, были Кэмп-Дэвидские соглашения 1978 г. и т.п.

Созданный в центре арабского мира Израиль на протяжении всей своей истории сталкивался с серьезными вызовами и угрозами и был вынужден предпринимать экстраординарные меры для обеспечения безопасности. Главная проблема ближневосточного конфликта - палестинская - остается неурегулированной, что препятствует официальному признанию Израиля со стороны большей части арабских государств. Его гражданам досталась нелегкая судьба - жизнь в условиях постоянной напряженности. Она породила у общества умение мобилизоваться в трудную минуту, сплоченность и решительность, но не смогла преодолеть его фрагментированности.

С самого начала своего независимого существования Израиль был включен в сложнейший комплекс международных отношений периода "холодной войны". Его руководство не смогло проводить политику "неидентификации", продиктованную стремлением политических лидеров дистанцироваться от глобального противостояния и поддерживать отношения со всеми ведущими мировыми державами. В силу объективных причин Израиль оказался ассоциированным с западными странами, прежде всего, с США. В контексте "холодной войны" это сделало его политическим противником СССР. В целом, израильско-советские отношения никогда не были развитыми. Израиль, настаивавший на свободной эмиграции евреев из СССР, стал для советского режима не только внешним раздражителем, но и своего рода внутренним фактором, подрывавшим коммунистическую идею о созданном в СССР самом справедливом строе. Существенную роль в том, что СССР, разорвавший дипломатические отношения с Израилем в ходе "шестидневной войны" 1967 г., восстановил их только в 1991 г., сыграли и особые отношения между СССР и националистическими режимами арабских стран - опорой советского влияния в регионе.

История Государства Израиль драматична и поучительна. Она заставляет задуматься над многими проблемами, имеющими общечеловеческое значение: мобилизационная роль политических движений, роль национальных элит, отношения государства и религиозных институтов, этничность и демократия, конфликты и поиски мира, борьба за независимость и терроризм.

Приступая к работе над данной книгой, автор осознавал риски и трудности этого проекта, связанные с острой идейно-политической борьбой между крупнейшими глобальными и региональными акторами с вовлечением Израиля практически на всех этапах его истории, начиная с международных дебатов о его создании. В результате целый ряд проблем, касающихся сионизма, израильской внешней и внутренней политики, в трудах некоторых отечественных и зарубежных историков получили весьма политизированное и идеологизированное освещение. Автор стремился придерживаться академического подхода, оставляя за рамками анализа эмоциональные, идеологические и несбалансированные оценки. В истории Государства Израиль в конечном итоге прослеживаются те же самые закономерности эпохи, которые мы находим в истории других государств, и нет никаких оснований подходить к ней с какими-то особыми мерками.

Данная книга представляет собой дополненную и исправленную версию раздела "История Израиля", вошедшего в книгу "Государство Израиль", опубликованную в 2005 г. И. Д. Звягельской, Т. А. Карасовой и А. В. Федорченко.

За годы, прошедшие после выхода этой работы, в Израиле, на Ближнем Востоке, в мире произошло много важных событий. Появились многочисленные публикации, анализирующие отдельные аспекты истории, политической, экономической, социальной жизни этого государства, его внешней политики, новые документы, мемуары и свидетельства очевидцев, которые помогают восстановить исторический фон, на котором проходило становление Израиля. Появилось больше возможностей объяснить принятие тех или иных политических решений, осмыслить мотивы основных игроков.

Очевидно, не все факты и детали нашли отражение в этой книге, но история продолжается, а, следовательно, будут продолжаться научные исследования, ученые будут находить новые факты и данные, подтверждающие или опровергающие то, что написано ранее.

Выражаю особую благодарность за помощь своим коллегам В. А. Исаеву, Т. А. Карасовой, А. Е. Локшину, Д. А. Марьясису, В. В. Наумкину, В. И. Носенко, Т. В. Носенко, Н. А. Семенченко, А. В. Федорченко, и А. О. Филонику.

Благодарю коллектив Кафедры востоковедения МГИМО (У) и особенно профессора А. Д. Воскресенского, пригласившего меня читать курс лекций по истории Израиля, из которого родилась эта книга.

Моя глубокая признательность советнику ректора МГИМО (У) к.п.н. А. В. Мальгину, оказавшему помощь в публикации моей работы.

Большую благодарность хотелось бы выразить профессору Университета Висконсин-Мэдисон А. М. Хазанову. Хотелось бы от души поблагодарить израильских коллег - Ритту Тарло и Йосси Тавора.

Содержащиеся в книге оценки и подходы формировались с учетом обмена мнениями с такими крупными американскими специалистами по Ближнему Востоку как Г. Сондерс, С. Спигель, Т. Пиккеринг, с израильскими экспертами, в том числе Ш. Бромом, Ш. Харари, Й. БенМеиром, И. Рабиновичем, Э. Яари, а также со специалистами из арабских государств и из Палестины - Джозефом Бахутом, Бахтияром Амином, Ханна Синьорой и многими другими.

Эта книга своего рода итог моей работы по ближневосточным сюжетам. Она посвящена истории Государства Израиль, но, как уже говорилось, в ней затрагивается много вопросов, связанных с международными отношениями в регионе. Она никогда не появилась бы на свет, если бы у меня не было такого учителя, как Евгений Максимович Примаков, который открыл для меня Ближний Восток, очень многому меня научил, и который позволял с собой спорить.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =