ИСТОРИЯ СИОНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

ТЕОДОР ГЕРЦЛЬ, ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ

=ПРАЗДНИКИ =НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ =ИСТОРИЯ =ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ =НОВОСТИ =СИОНИЗМ =

Некоторые виды ликвидации.  

  Итак, на Еврейское Общество следует смотреть, как на преемников или, вернее, правителей еврейских недвижимых имуществ «на старосёле». Впрочем, эту задачу очень легко можно исполнить при управлении домами или имениями, но как поступить при управлении торговыми делами? здесь могут быть разнообразные виды, которых нельзя сгруппировать в одно целое; тем не менее однако это не создает каких-нибудь особенных затруднений, так как в каждом единичном случае владелец торгового предприятия, раз он решился окончательно переселиться, может заключить с филиальным отделением Общества его округа такой вид ликвидации, который для него является самым удобным в выгодным. Что же касается самых мелких торговцев, у которых главным образом играют роль личное занятие и небольшое количество товара или необходимое при его деле устройство, то в данном случае переселение может опять-таки совершиться самым легким способом. Для личных занятий таких переселенцев Общество создает надежную сферу деятельности, а именно продажу машин или других орудий, при которой их небольшие материальные средства могут «на новосёле» послужить основой для первоначального кредита. Новый род деятельности, в начале совершенно неизвестный, скоро может быть изучен ими, так как евреи вообще легко все изучают; и таким образом все торговцы легко и быстро превратятся в мелких промышленников земледельческими орудиями. Общество охотно должно согласиться принимать недвижимое имущество бедняков, в роде торговли и пр., хотя бы с очевидными убытками для себя, так как только таким образом достигается быстрая и свободная культивировка отдельных участков, а благодаря этому поднимается и ценность остальных участков.

  Что же касается среднего класса, в котором торговое устройство так же важно, как и личная деятельность владельца, если не важнее, и кредит которого является очень затруднительным, то там опять-таки применимы различные виды ликвидации, при чем главным образом играет роль продажа или передача в аренду христианам. Это вызовет внутреннее переселение христиан, о котором я уже говорил. Всякий уезжающий еврей, оставляя «на старосёле» под охраной Общества дело, либо чтобы продать его, либо передать в аренду, получает «на новосёле» личный кредит. Открывая ему «жиро-конто», Общество тем самым имеет возможность выжидать более удобного момента для продажи его прежнего дела или выгодной передачи какому-нибудь управляющему или арендатору, который с своей стороны сможет впоследствии приобрести, либо внесши сразу всю причитающуюся сумму, либо постепенно выплачивая по частям. Таким образом, Общество уже само заботится через своих служащих и адвокатов о правильном ведении оставленной торговли и об аккуратном поступлении подлежащих плат, являясь в некотором роде кураторами за отсутствующих. Но если какой-нибудь еврей не может продать своего дела или не желает никому поручать или передавать, тогда он остается на своем прежнем месте, ничуть не ухудшая своего положения, ибо, благодаря отъезду многих собратьев, конкуренция уменьшится, и антисемитизм с его пресловутым «не покупайте у евреев!» прекратится. Если же с другой стороны какой-нибудь торговец «на новосёле» желает открыть и заняться своим прежним делом, то он может это легко и свободно сделать.

  Так например, некто X, владея большим модным и галантерейным магазином, хочет переселиться. Он заявляет об этом ближайшему отделению Общества, указав на новое желательное место для жительства, передает образцы своего товара, клиентами которого «на новосёле» будут бедные первые поселенцы; но постепенно туда переселяются лица, нуждающиеся в лучших модных и галантерейных товарах, тогда X посылает более новые товары и, наконец, самые новые; и таким образом X оказывается владельцем двух магазинов, из которых он старый продаст или передаст в управление своему христианскому преемнику, а новый оставляет за собой, если только Общество находит этот новый магазин вполне устроенным.

  Вот другой, несколько более крупный пример: «У и сын» владеют обширными угольными копями с горными мастерскими и фабриками. Как ликвидировать подобное большое и сложное дело? Тут есть несколько способов: во-первых, копи со всем, что при них находится, могут быть выкуплены тем государством, в котором они находятся; во-вторых, Еврейское Общество может само приобрести их, уплатив частью наличными деньгами, частью землею «на новосёле»; в третьих, можно ликвидировать, основавши собственное акционерное общество «У и сын»; в четвертых, можно продолжать производство тем же порядком, как и раньше, с тем, однако, чтобы переселившиеся владельцы, когда они найдут для себя нужным вернуться обратно для обревизования своих владений, явились бы туда, как иностранцы, пользуясь теми же правами и защитой в этой цивилизованной стране, как и все остальные. Все это мы сплошь в рядом видим в повседневной жизни. Наконец, пятым и особенно выгодным и хорошим способом, по моему мнению, мог бы быть нижеследующий, который я поместил последним собственно потому, что в жизни он мало применяется, несмотря на то, что он очень близок в симпатичен нашему современному сознанию, «У и сын» передают безвозмездно свое дело теперешним служащим; эти, вступив во владение с круговой порукой – уплачивают им необходимую сумму, которую они могут достать или в общественной кассе, или в каком-нибудь другом месте, а затем постепенно погашают свой заем.

Таким образом Еврейское Общество ликвидирует как малые, так и большие дела, и одновременно с тем, как евреи свободно эмигрируют, основывая себе новое отечество, оно, как большая юридическая особа, незыблемо стоит «на старосёле», способствуя переселению, охраняя покинутые имения, отвечая всем огромным наличным имуществом за правльную ликвидацию и, наконец, продолжая устраивать уже эмигрировавших.