ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

ЛИВАНСКАЯ ВОЙНА - 2006

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ

=ПРАЗДНИКИ =НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ =ИСТОРИЯ =ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ =НОВОСТИ =СИОНИЗМ =

ПОДАРОК для ШЕЙХА

Александр Майстровой,
С точки зрения Насраллы, если бы Кафр-Каны не было, ее стоило бы выдумать - вне зависимости от того, чем завершится расследование трагедии, произошедшей в этой ливанской деревне, несомненно одно: она стала для ''Хизбаллы'' настоящим подарком.

Последняя неделя оказалась не слишком благоприятной для движения, называющего себя ''партией Аллаха''. Первоначальный энтузиазм и победные реляции сменились, после потери двух сотен боевиков и одного из руководителей военного крыла группировки Джихада Атайа, некоторой растерянностью, в которой ощущаются истеричные нотки.

Это отчетливо чувствуется в комментариях телеканала ''Аль-Манар'' и высказываниях представителей группировки. Руководство ''Хизбаллы'' начало постепенно готовить свою аудиторию к сдаче позиций и возможному отступлению. Подтверждением тому служат несколько моментов. Первое - заявления о том, что контроль над территорией Южного Ливана не является принципиальной задачей. ''Земля важна для нас, но намного важнее моральный дух наших людей'', - заявил недавно комментатор ''Аль-Манара'' по военным вопросам полковник Амин Ахтай. До этого он выступал с победными реляциями, утверждая, что ''Хизбалла'' одерживает победу над ''сионистским врагом''.

И территория ''неожиданно'' потеряла свою значимость... ''Остающаяся территория более удобна для обороны'', - провозгласил Ахтай. Два ключевых слова в этом заявлении - ''остающаяся территория'' и ''оборона''. Они - свидетельство того, что ''Хизбалла'' предчувствует надвигающееся поражение и отступает.

Косвенно главари группировки подтверждают свои неудачи и потери. Сентенции о ''героях, ставших на путь мученичества'' стали общим местом в демагогии комментаторов телеканала ''Аль-Манар''.

И есть еще одна существенная деталь. Не желая признавать свое поражение, ''Хизбалла'' пытается представить дело так, что проигрывает не ''сионистам'', а намного более мощному противнику, с которым не может справиться по определению, то есть США. Именно так можно трактовать участившиеся в последнее время выпады против США. Передачи ''Аль-Манара'' сегодня полны не столько антиизраильских, сколько антиамериканских словесных выпадов, карикатур и видеоклипов. Некоторые из них прокручиваются по 10-20 раз на дню. Буш в них называется ''президентом преступников'' и ''злейшим врагом арабов''. ''Америка - вот кому мы противостоим'', - заявляет Ахтай. Видимо, последнее обстоятельство должно несколько утешить сторонников группировки и позволить ей с честью выйти из весьма и весьма щекотливого положения.

Нарастающее военное давление со стороны Израиля, высокий уровень потерь, невозможность сохранить свою живую силу, ракеты и командные пункты, а также политическая изоляция, загоняют ''Хизбаллу'' в угол. Главное для Насраллы и его сообщников - выстоять. Для этого все средства хороши. А самое лучшее - ускользнуть из ''вражеских клещей'', спровоцировав массовые жертвы среди мирного населения. Этот метод применяли и палестинцы (вспомним ''загадочное убийство'' Мохаммеда Дуры в начале интифады), и иракские боевики, да и сама ''Хизбалла''. Вспомним, что артиллерийские обстрелы Израиля в 1996 году в ответ на провокации ''Хизбаллы'' были прекращены из-за массовых жертв среди гражданского населения в той же Кафр-Кане.

В любом случае, была ли Израилем допущена сейчас трагическая ошибка, или же главари ''Хизбаллы'' сознательно спровоцировали трагедию, разместив в подвале, где скрывались люди, боеприпасы, но политические дивиденды группировки от этого очевидны.

Начать с того, что центр тяжести международного давления перенесен с ''Хизбаллы'' на Израиль. Если раньше реакция ООН, Европы, России и арабских стран была сравнительно взвешенной (хотя и с оттенком сочувствия Ливану), то теперь она носит явный антиизраильский характер. Пока США удается сдерживать напор антиизраильских страстей, однако по мере продолжения операции ЦАХАЛа в Ливане Вашингтон оказывается под все возрастающим давлением.

Положение администрации отнюдь не просто. В Республиканской партии достаточно влиятельных политиков, полагающих, что Джордж Буш настроен чересчур произраильски. Чак Хагель, собирающийся выставить свою кандидатуру на пост президента на будущих выборах, открыто обвинил Буша в ''чрезмерной однобокости''. США, конечно, должны поддерживать ''особые отношения'' с Израилем, но не за счет дружественных арабских режимов, подчеркнул Хагель. Напомним, что в Республиканской партии существует мощное крыло ''прагматиков'', выступающих за ''сбалансированное отношение'' к ближневосточному конфликту. К этому крылу принадлежали, кстати, Буш-старший и Джеймс Бейкер, в начале 90-х занимавшие откровенно антиизраильскую позицию.

В ЕС антиизраильские настроения, доминировавшие здесь на протяжении последних шести лет (до ухода из Газы), после событий в Кафр-Кане получили новый мощный импульс. Антиизраильская истерия захлестнула европейские СМИ, выплеснулась на улицы и площади Парижа, Лондона, Рима и Амстердама. Их заполонили левые радикалы, ''зеленые'', ''розовые'', ''красные'', требующие немедленно остановить ''военные преступления Израиля'' (так определила происходящее английская ''Independent''). Единственное светлое пятно на фоне всей этой разноцветной истерии в Старом Свете вокруг израильских ''бесчинств'' - объективная и даже произраильская позиция ряда восточноевропейских государств. В Чехии, Венгрии и, как ни странно, в Польше не стремятся осуждать Израиль, а подобно США, призывают разобраться в истинных причинах конфликта. Чешский МИД выступил с заявлением о ''праве Израиля на самооборону''. ''Каждый раз, когда что-то происходит на Ближнем Востоке, все единодушно стремятся элегантно пнуть Израиль за его ''экстремизм''. Хотя, возможно, лучше было бы подумать о других вещах - например, о том, почему на протяжении столь долгого времени никто не удосужился разоружить ''Хизбаллу'', - пишет чешская ''Mlada fronta''. Кстати, Чехия и Польша в последние годы активно добивались включения ''Хизбаллы'' в ''черный список'' террористических группировок ЕС, но, к сожалению, безрезультатно.

Венгерские СМИ также, по словам израильского консула в Будапеште Ихиэля Вилана, придерживаются сбалансированной и объективной позиции. По его словам, в каждом репортаже с Ближнего Востока показываются разрушения не только на ливанской, как это принято в российских и западноевропейских СМИ, но и на израильской стороне. А израильского посла, в отличие от его ливанского коллеги, практически ежедневно приглашают на национальное телевидение Венгрии для комментария ситуации.

Тем не менее, восточноевропейские страны по объективным причинам не обладают влиянием, необходимым для того чтобы сбалансировать пропалестинские и проливанские симпатии в Западной Европе. События в Кафр-Кане немедленно дали козыри проарабски настроенным политикам в Брюсселе.

Второе преимущество, которое получила ''Хизбалла'', - это радикальное изменение настроений в ливанском обществе и, как следствие, изменение тональности в заявлениях руководителей этой страны. Если после начала военных действий премьер-министр Ливана Фуад Сениора критиковал ''Хизбаллу'' и даже призывал разоружить ее, то теперь у него нет иного выбора, кроме как направлять свой гнев против Израиля. Вместо призывов разоружить ''Хизбаллу'' он требует немедленного прекращения огня и ''прекращения бойни''. То же самое заявляют и другие ливанские политики, опасавшиеся Насраллы и стремившиеся ослабить его. События в Кафр-Кане лишили их возможности выбора...

Третье достижение ''Хизбаллы'' - хаос и растерянность в арабском мире. До сих пор большинство арабских режимов занимали на редкость сдержанную позицию. В этом, впрочем, не было ничего удивительного, поскольку в действительности их волновали не столько ''сионисты'', сколько распространяющееся влияние и мощь Ирана. Поэтому в Эр-Рияде, Каире и Аммане предпочитали дистанцироваться от конфликта, довольствуясь формальным и аморфным суждением Израиля. Одновременно в этих столицах позволяли себе весьма нелестно отзываться о ''Хизбалле'' и Иране.

По словам министра иностранных дел Катара шейха Хамада бен-Джасема ат-Тани, ''ряд арабских государств не возражают против того чтобы Израиль довел до конца военную операцию в Ливане''.

Вероятно, лидеры этих стран и сейчас не против разгрома ''Хизбаллы'', но сохранять прежний нейтралитет они уже не могут. Кадры, запечатлевшие разбомбленный дом, а главное - погибших детей и женщин, воспламенили арабский мир, вывели на улицы экзальтированные толпы, которые принялись жечь, по своей излюбленной привычке, израильские и американские флаги, и требовать решительных действий от своих правителей. Власти этих государств поставлены перед выбором: либо вмешаться в той или иной форме в конфликт, либо оказаться на грани разброда и смуты. Это именно то, чего хочет Иран.

Кстати, Кафр-Кана осложнила положение и руководства ХАМАСа в Газе. Дело в том, что, несмотря на риторические заявления об ''общности целей'' и ''борьбе до последней капли крови'', Исмаил Хания и его окружение не слишком заинтересованы в успехе Насраллы. Похищение Гилада Шалита Хания намеревался использовать для того чтобы, выступив в роли респектабельного и взвешенного посредника, добиться освобождения палестинских заключенных и таким образом вернуть себе поддержку одновременно и ''палестинской улицы'', и Запада. После этого он, судя по всему, собирался заключить соглашение о длительном прекращении огня с Израилем, что позволило бы ему заняться внутренними палестинскими проблемами и укрепить свое пошатнувшееся положение.

Вмешательство ''Хизбаллы'' стало для него неприятным сюрпризом. Оно отвлекло мир от событий в Газе и поставило руководство ХАМАСа на одну доску с Насраллой, что вряд ли входило в планы достаточно прагматичного Хании. В случае победы ''Хизбаллы'' над Израилем эта шиитская группировка вместе с Ираном автоматически становится флагманом исламского мира и обретает еще большее влияние над палестинцами. А такая перспектива не слишком радует ХАМАС - и из-за его собственных амбиций и из-за текущих целей, и из-за традиционной вражды к ''злокозненным'' шиитам. Однако после Кафр-Каны Хания уже не в силах сдержать своих соотечественников в их ''благородном негодовании''. Тем самым ХАМАС вовлекается в еще более интенсивный конфликт с Израилем, которого, вероятно, хотел бы избежать.

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)


=ПРАЗДНИКИ =НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ =ИСТОРИЯ =ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ =НОВОСТИ =СИОНИЗМ =